Исключение из правил «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Как-то просмотр интенета результатов не дал, наверное плохо искал.
Так вопрос — какие существуют исключения из вышеуказанных правил правописания?

Гм, то есть во всех случаях пишется, как в правиле?
Вопрос с чем связан — у ребетенка в прописях задание на двух страницах, ну и как-то странно показалось, что по сути дела предлагают тупую вставку «у» вместо «ю», «и» вместо «ы» и «а» вместо «я»

задания с подвохом начинаются в более старших классах

Парашют, жюри Казалось бы, и при чем здесь «жи-ши»?
В любом случае — спасибо, про иностранные-приобретенные слова я помню

щячло попячтся, жывтоне!

* Чю-щю пишется через «ч» и «щ».

ЧЯПКЯЛЯЙ — (Cepkeliai) заповедник на юге Литвы. Основан в 1975. Площадь 8543 га. Обширное болото, из которого вытекают реки Ула и Катра. Реликтовые и эндемичные растения. Кабан, косуля; глухарь, серый журавль и др.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/326202

Парашют, жюри жу, шу пиши с буквой У

Вот как раз побывав в Казахстане, ты узнаешь о таком исключении: есть такой город, раньше назывался Чимкент, потом его переименовали и постановили называть Шымкент (в русской транскрипции, причем). А все потому, что в казахском можно писать и «жи-ши» и «жы-шы».

ну так то казахский.
в этом принципиальное, на мой взгляд, отличие)
как-то был вопрос к главному редактору ПКО Картография о написании на картах (русскоязычных — !) названий среднеазиатских и казахстанских городов.
почему Шымкент, а не Шимкент?
Туркменбашы, а не Туркменбаши?
ответ: потому что политика, ноты протеста в МИД, вновь образованные молодые республики могут почувствовать себя ущемленными и т.д.
так что я думаю, что правописание названий таких городов на русском языке по правилам русского языка (а не какого-нибудь другого) — вопрос времени.
зы. Чимкент и Красноводск

хорошо, что Китай давно образован

Так вопрос — какие существуют исключения из вышеуказанных правил правописания? Все имена собственные являются исключением. Имена собственные вообще правилам орфографии не подчиняются. А так исключений нет =)
Кстати, вот давным-давно меня интересовал вопрос. Почему все правила формулируются лишь для неочевидных на слух случаев, а не для всех имеющихся в языке закономерностей написания? Есть же в русском занятные фишки, типа отсутствия «гя», «кя», «гю»? Они фигурируют только в сурово заимствованных словах «гяур» и «гюйс», больше нигде. «Кю» хуже, там всяких французских заимствований много, ридикюли всякие, экю и прочие санкюлоты с педикюром, но тоже в нашем языке не встречается. А правила (отразившего бы эту закономерность) вроде как и нет =(

Также срочно необходимо правило, запрещающее образовывать слова только из букв Ы, или как минимум ограничить длину 20 буквами

А так исключений нет =) а парашют?

там буква Ш, а не Щ, всегда ваш, К.О.

а парашют?
еще раз для тех кто не читал тред:
К.О. подсказывает — в слове «парашют» отсутствуют слоги «чу» и «щу».
опередила

тогда всем чмоке в этам чяте!

Гя, кя и прочие кю — это таки в ходе развития языка стало жа, ча и чу. Которые раньше писались совсем не так (чюдо etc). А еще не было ки, было кы.
Ботай древнерусский!

ЧЯПКЯЛЯЙ Есть еще армянская фамилия Мкртчян, актер такой например.

ЧЯПКЯЛЯЙ Литовских фамилий с «чю» over9000: Чюрлёсин, Басанавичюс и .

ну вот, нашлась куча исключений, короче

ну-ну!
че-то я не видела на карте вьетнамского города Хуй, а только Хуэ, да и сирийского города Ебля не обнаружила, зато Эбла какая-то значится. да и Хуйгурский район почему то заменен на несуществующий Уйгурский.

В России есть республика Тыва, где есть, например, раскапываемая сейчас крепость Пор-Бажын. Название за ней в России закреплено именно такое.
Тем не менее, да, в незаимствованных словах везде положено писать жи-ши.

про иностранные-приобретенные слова я помню , я не хочу тебя оскорбить, но вот объясни, пожалуйста, ты помнишь про иностранные-приобретенные слова, но не помнишь про

но не помнишь про Почему, помню Другое дело, что применяю не всегда.

Также срочно необходимо правило, запрещающее образовывать слова только из букв Ы, или как минимум ограничить длину 20 буквами пока гос-во не запретило
ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!

ну-ну!
че-то я не видела на карте вьетнамского города Хуй, а только Хуэ, да и сирийского города Ебля не обнаружила, зато Эбла какая-то значится. да и Хуйгурский район почему то заменен на несуществующий Уйгурский. так хотелось матерных слов написать, но не знала где бы?)

govorim-vsem.ru

На главную

Правила по русскому языку.

serjik700 06 Июн 2012

Правило №1
Правописание -ться и -тся

В неопределенной форме глаголов пишется мягкий знак.
Пример: нужно делать, можно рубить, надо рубиться.

В глаголах в третьем лице в переходной форме мягкий знак не пишется.
Пример: он рубится. фильм скачивается. скилл кастуется.
(Отступление. Пример: «он кастует» — мягкий знак не пишется. также он не пишется если «он кастуется».)

Универсальное правило, работает ВСЕГДА: если в вопросе к глаголу есть мягкий знак — он есть и в самом глаголе. Нет мягкого знака в вопросе — нет и в глаголе.
Пример: Что делать? — Качаться. Что делать? — Рубиться.
Что делает — Качается. Что делает — Рубится.
__________________________________________________________________________________________________

Правило №2
Приставки «з» в русском языке не существует.

Пример: сделать, списать, сдать, сдуть.
Слова «исключения», в которых «з» является частью корня: здание, здесь, здоровье и т. д.
___________________________________________________________________________________________________

Правило №3
«Не» с глаголами пишется раздельно.

Пример: не люблю, не играю, не качаюсь.
«Исключения»: Когда «не» входит в корень слова: Нервничать
Или когда слово не употребляется без «не»: Ненавидеть, Небрежничать, Невзлюбить, и т.д.
_________________________________________________________________________________________________

Правило №4
Правописание гласных после шипящих и Ц.

ЖИ-ШИ-ЦИ пиши через И: жизнь, машина, цифра. (Исключения: цыган, цыпочки, цыц, цыкать, цыпленок)
ЧА-ЩА — пиши через А: чаща
ЧУ-ЩУ-ШУ пиши через У: чулан, щука, шуба. (Исключения: парашют, жюри, брошюра)
__________________________________________________________________________________________________

Правило №5
То, либо, кое, нибудь — черточку поставить не забудь!

Частица «то» (Пример: какой-то) пишется со словами через дефис. Кроме того, через дефис со словами пишется частица «либо», приставка «кое» и суффикс «нибудь».
Пример: какой-нибудь, какой-то, какой-либо, кое-что.
_________________________________________________________________________________________________

Правило №6
Правописание приставок -пре-, -при-:

Если приставка имеет значение ОЧЕНЬ
пребольшой — очень большой, преувеличивать — очень увеличивать и т.п.
Если имеет значение ПЕРЕ
преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик)

Если обозначает близость, сближение или присоединение:
прибить, примыкающий, принести, приблизиться
При неполноте действия:
приоткрытый, пригореть, прикоснуться
Если имеет значение завершенности действия:
приглушить, придумать, присмотреть
Если имеет значение «совершать действие в чьих-либо интересах»:
приберечь, припрятать
_________________________________________________________________________________________________

Правило №7
Правописание корней с чередованием:

бер/бир (для примера): «бер» пишется всегда, когда нет суффикса «а» после корня
«бир» пишется, когда стоит суффикс «a»
(Забрать, забирАть, тереть, перетирАть)

Проверяемые безударные гласные:
В безударных слогах корня пишутся те же гласные, которые пишутся в этой части слова под ударением
знамена развеваются (веять) — события развиваются (развитие)

Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов нельзя проверять формой несовершенного вида на -ывать (-ивать)
кормить — кормит (но выкармливать)бер/бир (для примера): «бер» пишется всегда, когда нет суффикса «а» после корня
«бир» пишется, когда стоит суффикс «a»
(Забрать, забирАть, тереть, перетирАть)

Проверяемые безударные гласные:
В безударных слогах корня пишутся те же гласные, которые пишутся в этой части слова под ударением
знамена развеваются (веять) — события развиваются (развитие)

Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов нельзя проверять формой несовершенного вида на -ывать (-ивать)
кормить — кормит (но выкармливать)
_________________________________________________________________________________________________

Правило №8
Непроизносимые согласные:

Для проверки непроизносимых согласных в корне надо так изменить слово, чтобы после корня стояла гласная: устный — уста, искусный — искусен
_________________________________________________________________________________________________

Правило №9
Случаи, в которых необходимо ставить запятую:

Запятая ( , ) — знак препинания. В русском языке запятая используется на письме:

* для обособления (выделения):
а) определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
б) обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно,
в) обращений,
г) уточнений,
д) междометий,
е) вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет)

* между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения

* между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.

* при перечислении, то есть при однородных членах

Правила использования восклицательного знака (кроме того, что ставится только один восклицательный знак в одном предложении) таковы:
__________________________________________________________________________________________________

то пока не все правила русского языка!!Ваш кэп!!

forum.worldoftanks.ru

§12. Гласные И, А, У после шипящих в разных частях слова: жи, ши, ча, ща, чу, щу лыжи, машина, чаща, чудо

Не пропусти сочетания букв: жи, ши, ча, ща, чу, щу

В сочетаниях жи и ши пиши после согласных ж и ш букву и,

в сочетаниях ча и ща после ч и щ — букву а,

в сочетаниях чу и щу после ч и щ — букву у: жить, машина, чаща, чудо, щука.

Почему пишем жи, ши? Ведь буква и обычно показывает, что согласный перед ней мягкий, например: артист – [т’]. А шипящие [ж] и [ш] — твёрдые! Дело в том, что это традиционное написание. Когда-то давным-давно шипящие были мягкими. Потом они стали произноситьcя твёрдо, а написание буквы и после ж и ш сохранилось: лыжи, машина.

Традиционными являются и написания букв а и у после ч и щ: чаща, чудо, щука.

Буква ю встречается в заимствованных словах: жюри, брошюра, парашют, а также именах собственных, например Жюль Верн.

Не удивляйся, тебе могут встретиться и несоответствующие данному правилу сложносокращённые слова, например ижюрколлегия (ижевская юридическая коллегия). При образовании сложносокращённых названий и аббревиатур возможны такие сочетания букв, которые нехарактерны для русского языка.

Произноси такие слова правильно: бро[шу]ра, пара[шу]т, [Жу]ль Верн, и[жйу]рколлегия.
Не удивляйся: слово жюри произносят по-разному: и [ж’у]ри, и [жу]ри.

russkiy-na-5.ru

Гласные и, у, а после шипящих.

МОУ «Урусовская СОШ»

Учитель Родькина Надежда Николаевна

Русский язык в 5 классе

Тема урока: Гласные и, у, а после шипящих.

Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а после шипящих.

Тип урока: Урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать правила написания букв и, у, а после шипящих, слова исключения, уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

I . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять.

— Минута вдохновения: все дети повторяют за учителем: «Я хороший. Я самый хороший. Меня все любят. Я все могу. Я всегда все могу. У меня все получается. У меня все хорошо получается. У меня всегда все хорошо получается. Я счастлив.»

— Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чем отправимся? Посмотрите на доску (в презентации изображение вагончиков). Верно и на веселом паровозике. А до какой станции?

II . Актуализация и пробное учебное действие.

Чтоб ход паровозу набрать,

Слово Вам предстоит прочитать.

Я думаю, это нетрудный вопрос:

Слово сложи из веселых колес (щ, н, о, ч, и, а).

— До станции Чащино.

— Мы подъехали к станции «Вспоминай-ка».

— Посмотрите сколько у поезда пассажиров! Давайте назовем всех, кто едет с нами (в..сна, цв. ты, тр. ва, д. жди, в. да, гр. чи). Спишите слова, поставьте в словах ударения, отметьте проверяемую гласную.

— Все в вагоны! Мы отправляемся на станцию «Узнавай-ка». Послушайте стихотворение.

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ежики, чижи,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ,

С буквой И всегда пиши.

Жирафы, мыши и моржи.

— Кто догадался как звучит тема нашего урока? Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что?

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают одушевленные предметы.

— Что мы знаем о правописании сочетаний ЖИ и ШИ? (таблица в презентации «ЖИ пиши с И».)

III . Работа с текстом.

1. Выпишите слова с сочетанием ЖИ,ШИ, выделите графически орфограмму.

— Животные появились на Земле очень давно. Древние животные были громадными и страшными. Эти великаны питались травой, водорослями или другими животными. И сейчас на Земле живут их дальние родственники. Это крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи.

Вряд ли выжил бы древний человек, если бы не подружился с некоторыми животными. Они стали его верными друзьями и помощниками. Собаки охраняли его и помогали охотиться, на лошади человек ездил, перевозил грузы, пахал, корова давала молоко, пчёлы – мёд. А из оленьих рогов и змеиного яда люди научились делать лекарство.

Тем не менее, человечество безжалостно истребило многие виды птиц и зверей. Пожалуйста, постарайтесь за всю свою жизнь не погубить ни одного живого существа, пусть ваше сердечко будет добрым ко всему, что бегает, прыгает, плавает, летает, ходит и ползает. (учитель организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся).

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

— Остановка «Словознай-ка». Дети вставляют карточки с правописанием ЖИ, ШИ.

VI . Творческая, практическая деятельность.

В презентации красочное изображение лесной полянки.

— Станция Чащино. Ребята мы приехали. В лесу есть волшебное озеро. Здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названии которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Так какое же это правило?

— Придумайте слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

VII . Самостоятельная работа.

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу успешной работы.

У Маши жил рыжий кот. Хвост пушистый, живот беленький.

Найдите здесь опасные места и подчеркните. На какие правила вы подчеркнули слова? Назовите слова, в которых вы применили правила сегодняшнего урока? Придумайте слова, где эта орфограмма встречается в середине слова, в начале, в конце.

Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.

Списать, вставив пропущенные буквы.

Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

Запишите, раскрывая скобки.

Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

— На наше дерево вы можете повесить шары. Если вы усвоили правило лучше, чем в начальной школе — повесьте красные шары, если что-то осталось непонятным — то синие шары.

Большое спасибо вам за урок.

Я держу в ладошках солнце.

Я дарю его друзьям.

Улыбнитесь — это ж просто.

Лучик солнца — это вам.

1. Н.В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку 5 класс». М, Просвещение, 2014 год.

2. Г.В. Цветкова «Русский язык 5 класс. Технологические карты.» Волгоград, «Учитель», 2014 год.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

ТЕМА: СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЦИ, ЦЕ. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ С СОЧЕТАНИЕМ ЦЫ

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Фио учителя: Зодбаева И.В.

класс:1 «В» МБОу «СОШ №20»

Предмет: русский язык

умк: перспективная начальная школа

Цель деятельности педагога : создать условия для формирования знаний об особенностях звука [ц] как всегда твердого, навыков правописания слов с сочетаниями ци, це, цы в середине слова.

Планируемые результаты (УУД):

предметные: научатся писать слова с сочетаниями ци , це , цы под ударением, словарные слова, определенные программой, списывать небольшой текст по правилам списывания, обозначать изученные орфограммы;

метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)) : регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач;

личностные УУД: имеют представление о причинах успеха в учебе.

Образовательные ресурсы : карточки с буквами; карточки-задания; тест.

I. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

Анишит Йокоповна предлагает написать буквы, которые обозначают только твердые согласные.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Буква «…» – внизу крючок,

Точно с краником бачок. (Ц.)

2. Работа со звуковым столбиком .

– Взмахнула Анишит Йокоповна рукавом, и появились (на доске) буквы Ш, Ж, Ц.

Асырк и Торк заметили ошибку, которую допустила Волшебница. А вы заметили?

Торк схватил букву Ц и попытался оттащить ее, но Анишит Йокоповна остановила его. Подумайте почему?

Маша предлагает посмотреть на звуковой столбик (с. 57).

– Где будем искать букву Ц – в начале, в середине, в конце столбика? (В конце.)

Вывод : есть буква, которая обозначает только твердый звук, – это Ц.

3. Написание букв.

Запись в тетради : жи ши ц же ше ц.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику .

Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности .

 Упражнения 25, 27.

– Произнесите каждое слово в упражнениях и прислушайтесь к себе.

– Какой звук вы произносите и слышите [ц] или [ц’]?

– С каким правилом написания только твердых согласных вы познакомились на предыдущем уроке?

– Сумеете распространить это правило на твердый звук [ц]? (Ответы учащихся.)

Один учащийся работает у доски с подробным комментарием.

– Надо ли записать слова, выделенные жирным шрифтом? Еще раз прочитайте правило и скажите, почему их не надо записывать.

 Упражнение 27 (самостоятельное выполнение с взаимопроверкой парах).

«– Правда, изредка после Ц пишется Ы, – сказала Волшебница.

– Как же запомнить, когда пишется Ы? – спросил Миша».

2. Работа по карточкам в группах .

Коммуникативные УУД: формирование умения распределять работу с соседом по парте.

На карточках слова: птицы, цыпленок, скворцы, цирк, цифра, цыганский, цыган(ка), цикл, цыпки, отцы, цинк, молодцы, цыпочки, цитрусовый.

Задание 1–2-й группам (сильные группы): выписать слова, похожие по написанию на слово «птицы». Сделать вывод, в каких случаях пишется Ы после Ц.

Задание 3–4-й группам: выписать слова, похожие по написанию на слово «цыпленок».

Задание 5-й группе (слабоуспевающей): выписать слова, похожие по написанию на слово «цирк».

Выводы : под ударением пиши ЦИ с буквой И, ЦЕ с буквой Е; не во всех словах после Ц пишется И, есть слова-исключения (подсказка Летучей Мыши, с. 61); на конце слов после Ц пишется Ы.

Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с информацией, представленной в графической форме; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД: осуществление самоконтроля процесса и результатов деятельности.

– Перечитайте выделенные жирным шрифтом слова из упражнения 26. Какие два слова вы теперь сможете написать правильно? Запишите их.

– «Цыганка» – пишу Ы, потому что это слово-исключение.

3. Словарный диктант .

Задание : заменить предложение одним словом.

 Как называется африканское животное с длинной шеей?

 Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?

 Как называется дикая роза?

 Какой вы знаете съедобный гриб с рыжей шляпкой?

 Как называется форменное пальто у военных?

 Как называется птенец у курицы?

 Как называются зверьки с длинными ушами, которые меняют цвет шерстки дважды в год?

4. Работа по учебнику.

Дополнительное задание : подчеркните в написанных предложениях а) заглавные буквы, б) знаки препинания в конце предложения и в) изученные сочетания букв.

– Какой секрет букв, обозначающих только твердые звуки, помогла вам раскрыть Волшебница Анишит Йокоповна?

1. Вставь букву И или Ы.

а) розыгр..ш; г) рыж..к;

б) пруж..нить; д) выш..тые;

в) р..балка; е) насмеш..ть.

2. Какие буквы не пишутся после Ж, Ш?

а) Ы; б) И; в) Е; г) Э; д) Я.

3. Укажи, в каких словах после Ц пишется Ы.

в) ц..ганка; е) ц..почки.

Дополнительный материал для учащихся.

Подберите подходящее по смыслу слово и напишите словосочетания.

Слова для справок : ёж, уж, карандаш, ландыш, камыш, стриж.

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут . (мыши) .

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни . (машина) .

Если с крыши потекло

Значит, солнце припекло,

По полям бегут ручьи,

На дорогах . (лужи) ,

Скоро выйдут муравьи

После зимней . (стужи) .

На зеленой ножке.

Покружилась в воздухе

Села и растаяла

На моей ладошке.

Вставьте в данные слова сочетания жи или ши .

Пру..на, вер..на, о..бка, ма..на, пу..нка, сне..нка, дру..на, сме..нка, на..вка, кру..на.

Напишите слова. Подчеркните жи, ши.

– Каким правилом воспользовались, чтобы правильно написать слова?

Анишит Йокоповна осталась вами довольна. Она решила открыть вам еще один секрет, но о нем – на следующем уроке.

Фио учителя: Зодбаева И.В.

класс:1 «В» МБОу «СОШ №20»

Предмет: русский язык

умк: перспективная начальная школа

ТЕма: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ, ЦИ, ЦЫ, ЦЕ

Цели деятельности педагога : создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением, различать звуки [ж], [з].

Планируемые результаты образования : предметные: научатся определять звуки [ж], [ш] как всегда твердые, различать звуки [ж], [з], писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жиши , жеше , ци , це , цы ; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)) : регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные – осуществляют смысловое восприятие текста; коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей; личностные УУД: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: карточки с загадками; рисунок – изображение Незнайки.

I. Организационный момент.

А сотне ребят велит:

Трудись, не ленись.

Есть у нас большой рычаг –

Не работает никак.

Будем двигать вверх и вниз –

Ты давай скорей включись!

Учащиеся берут большим и указательным пальцами правой руки большой палец левой руки и начинают сгибать и разгибать его в суставе.

Затем они берут указательный палец левой руки и выполняют то же упражнение.

Это упражнение проделывают для всех пальцев. Повторяют упражнение, меняя руки.

– Из Лесной школы в гости к Маше и Мише пришел Незнайка.

На доске написан образец слогов: жи ши ци же ше це.

III. Сообщение темы урока.

– Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с. 57, 58, 60.)

Незнайка считает, что без правил можно легко прожить.

Незнайка . Зачем мне правило учить?

Без правил я могу прожить!

И так могу я написать

Любой диктант с отметкой «пять»!

– «Зачем нужны правила?» – это тема нашего урока.

IV. Работа по теме урока.

– Я буду читать вам стихотворение, а вы угадываете последнее слово и записываете его в тетрадь.

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф) .

Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в … (кувшин) .

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … (машина) .

Ведет медведя в балаган

На веревочке … (цыган) .

Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой: жераф, кувшын, машына, цеган .

– Посмотрите, что написал Незнайка. Скорее исправьте ошибки, пока Анишит Йокоповна не заметила.

– В каком слове не можете определить букву? Почему? (В слове «жираф», так как гласная безударная.)

– Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)

 Чтение учебника (с. 62–63).

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

– Незнайка решил исправиться. Он выучил правило и готов еще раз написать диктант.

 Картинный диктант от Анишит Йокоповны.

На доске размещены картинки. Дети выходят по одному к доске, записывают слова и подчеркивают сочетания: жи и ши .

Сне жи нка, ци фры, е жи , ци ркуль, ши шка, каранда ши , лы жи.

Какое слово «лишнее»? (Слово «лыжи», так как гласная безударная.)

– Ребята, а знаете ли вы, почему лыжи так называются? Слушайте! – обращается к детям Незнайка. – Слово «лыжи» произошло от слова «улизнуть». Оказывается, эти слова – родственники. А в старину слово «лызгать» обозначало «скользить по льду».

Лызнуть – улизнуть – скрыться.

И выходит, что в самом названии «лыжи» заключается главное свойство скольжения.

«Лыжи» – слово древнее, появилось около 800 лет назад.

С Ы мы мчим вас

С У мы ноги вам

– Молодец, Незнайка, хорошо рассказал о происхождении слова «лыжи», – похвалила Анишит Йокоповна. – За это я расскажу тебе о…

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная.

1. Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.

2. Вид спорта – бег на таких полозьях.

Металлические коньки впервые появились почти 300 лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал для себя железные коньки. Их назвали «скороходами». Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название «коньки» (А. Светлов) .

 Работа в тетради (с. 36).

– Запишите слово «коньки». Запомните безударную гласную

Ученики получают карточки для работы в парах.

а) III уровень. Впишите пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Гриша взял лыж.. , а у Наташ.. к..ньки. Весело катаются малыш.. .

б) I уровень. Впишите пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

– В какое слово не смогли вставить пропущенную букву? ший», так как она безударная.)(В слове «хоро

На пруду каток хорош..й,

Лед сверкает, как стекло.

На к..ньках беж..т Алеша,

И в мороз ему тепло.

в) II уровень. Спишите предложения из стихотворения А. С. Пушкина, вставляя пропущенные буквы.

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчиш..к радостный народ

К..ньками звучно реж..т лед.

– В какие слова не смогли вставить буквы? Почему?

г) III уровень. Вставьте пропущенные буквы, где это возможно, в словах стихотворения.

Ц..пленок в ц..рке выступал.

Играл он на ц..мбалах,

На мотоц..кле разъезжал

И ц..фр знал немало.

Он из ц..линдра доставал

Морковь и огурц..

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы.

Гимнастика для рук

Один из дежурных проводит пальчиковую гимнастику.

А у нашей внучки

А на ручках пальчики –

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Миша, Гриша и Степан,

Таня, Ваня и Роман.

Вот какие пальчики –

Девочки и мальчики.

V. Закрепление изученного материала.

 Работа по учебнику.

Упражнение 29, с. 63.

Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

– Маша не стала выписывать слова: ш..мпанзе, ж..рафа, ж..вет . Вы согласны с Машей? Почему? (Гласные в этих словах безударные.)

Работа в тетради.

– Какие слова переносить нельзя? (Конь, пень.)

– У каких слов при переносе возникает сходство? (Паль-ма, конь-ки, маль-чик.)

– В чем сходство? (Первый слог из 4 букв оканчивается на мягкий знак и т. п.)

– Незнайке пора возвращаться в Лесную школу.

– Напомните, пожалуйста, с каким правилом мы сегодня работали?

– Для чего нужны правила? Когда они появляются? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.)

– Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци, же, ше, це? (В этих сочетаниях мы пишем гласные «и», «е» после твердых согласных.)

– Докажите Анишит Йокоповне, что вы хорошо потрудились и вам не страшны самые трудные задания. Вставьте буквы и объясните их выбор.

infourok.ru

Это интересно:

  • Учебное пособие по черчению Учебное пособие по черчению Все книги можно скачать бесплатно и без регистрации. NEW. Новичихина Л.И. Черчение. 3-е изд. перераб. доп. 1986. 304 стр. djvu. 3.9 Мб. Освещаются основные вопросы геометрического, проекционного и […]
  • Договор купли продажи 2 продавца образец Договор купли – продажи квартиры* Город Москва, второе октября две тысячи одиннадцатого года Мы, гражданин РФ Иванов Иван Иванович, пол: мужской, год прождения: 03 апреля 1970 года, место рождения: город Москва, зарегистрированный по […]
  • ХфМесть и закон КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ «Месть и закон» ( hi शोले (Шолей), en Embers, Fire Flames) — фильм, производство Индия, в оригинале на языке хинди, снятый в 1975 году режиссёром Рамешом Сиппи. Фильм считается самым лучшим хитом в истории […]
  • Актёр сыгравший прокурора Вячеслав Захаров Актер Дата и место рождения: 8 мая 1944 (74 года), Москва, СССР Участвовал 20 Его коллеги по цеху Российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1980). Вячеслав Захаров. […]
  • Воры в законе рудик оганов Рудольф Сергеевич Оганов Рудольф Сергеевич Оганов Рудольф Сергеевич Оганов («Генерал Рудик Бакинский») — советский и российский криминальный авторитет, один из самых известных и уважаемых воров в законе конца 20 века. Один из […]
  • Белгород верховный суд Белгородский областной суд 6 января 1954 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об образовании Белгородской области. Белгородская область образована из городов и районов, ранее входивших в состав Курской и Воронежской […]