Формы платы за землю — Земельное право (Меденцов А.С.)

Использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В отношении участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

По завершении строительства и государственной регистрации, прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога.

В отношении участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации.

В отношении участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение налоговой базы и установленной правовыми актами (законами) представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения) доли налоговой ставки в размере, не превышающем 1/2 налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа; в случае установления двух авансовых платежей в размере, не превышающем 1/3 ставки.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Если по истечении 3 лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) не введен в эксплуатацию построенный на таком участке объект недвижимости, арендная плата за такой участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды.

be5.biz

Плата за землю

Плата за землю представляет собой общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю. В настоящее время существует три вида земельных платежей:

! плата за получение определенных прав на землю, например ее приобретение в собственность, плата за получение права аренды, плата за получение права застройки.

Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями (кроме арендаторов, которые уплачивают арендную плату).

В Законе РФ «О плате за землю» устанавливается, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий. Ставки земельного налога дифференцируются по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Средний размер налога определяются законом РФ «О плате за землю» для каждого субъекта Российской Федерации.

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, приведенных в законе о плате за землю. В свою очередь, органами местного самоуправления средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

К ставкам земельного налога, установленным для зон отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга, курортам Приморского края, Кавказских Минеральных Вод, Черноморского побережья России, Калининградского взморья и других курортных районов, применяются повышающие коэффициенты, также установленные в законе.

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов взимается с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные угодья административного района.

Налог за земли лесного фонда

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных для поселений численностью до 20 тысяч человек.

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.

В разных городах существует разная система взимания арендной платы за землю. Но наиболее эффективной является система, при которой ставки арендных платежей устанавливаются пропорционально рыночной цене земли или рыночной цене прав заключения договора долгосрочной аренды земли, рассчитанной как некое среднее значение по оценочной зоне. Такая система в настоящее время применяется в Москве.

Установление платы за выкуп земельных участков из государственной и муниципальной собственности регламентируется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом о введении в действие налогового кодекса и Правилами организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

В соответствии с этими документами плата за приобретение земельных участков под приватизированными или находящимися в частной собственности зданиями (имеются в виду юридические лица) устанавливается по определенным, жестко фиксированным ставкам. В то же время при приобретении земельного участка или иных прав на него на торгах оплата производится по цене, определенной в ходе торгов, то есть по рыночной стоимости.

www.bibliotekar.ru

Конспекты юриста

Плата за землю — земельный налог и арендная плата

ЗК РФ, Глава X. Плата за землю и оценка земли.

Использование земли в РФ является платным (земельный налог и арендная плата). Рыночная стоимость участка устанавливается в соответствии с ФЗ Об оценочной деятельности.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗКРФ, ФЗми, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость также может применяться для определения арендной платы за участок, находящийся в гос. или муниципальной собственности.

В случаях определения рыночной стоимости участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Земельный налог

Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты земельного налога осуществляется Налоговым кодексом РФ (НК РФ Глава 31. Земельный налог). Налоговая база определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на гос. кадастровый учет. Для налогоплательщиков – физ. лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими гос. кадастровый учет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физ. лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Законодательством предусмотрены льготы по взиманию платы за землю в форме земельного налога.

Налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков:

  • — отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях;
  • — занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • — предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков – не могут превышать 1,5 %.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования участка.

От обложения земельным налогом освобождаются:

  • — организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России – в отношении участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • — организации – в отношении участков, занятых гос. автомобильными дорогами общего пользования;
  • — религиозные организации – в отношении принадлежащих им участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • — общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отношении участков, используемых ими для производства или реализации товаров; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей соц. защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • — организации народных художественных промыслов – в отношении участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • — физ. лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов – в отношении участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • — организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый участок.

Арендная плата

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды участка. Правовое регулирование арендной платы осуществляется в соответствии с ГК. Размер, условия, сроки уплаты арендной платы устанавливается договором аренды. Арендная плата устанавливается договорным путем, через достижение взаимного согласия сторон. Может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за арендуемое имущество.

Конкретные виды внесения арендной платы товарами, услугами или путем комбинированных выплат — в денежной и натуральной форме — определяются дополнительными соглашениями между сторонами. При отсутствии такого соглашения арендатор выплачивает арендную плату в денежной форме равными частями ежемесячно или ежеквартально.

При аренде земель, находящихся в гос. и муниципальной собственности, соответствующими органами исполнительной власти (Правительством РФ, органами гос власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) устанавливаются базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

law-student.ru

uristinfo.net

Правовой основой взимания земельного налога служит глава 31 Налогового кодекса РФ, введенная в действие Феде­ральным законом от 29.11.04 г. № 141-ФЗ «О внесении измене­ний в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые дру­гие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Феде­рации». Действуют также Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21.02.00 г. № 56 (с изм. и доп.) по приме­нению Закона РФ «О плате за землю», Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 29.12.03 г. № БГ-3-21/725 «Об ут­верждении формы налоговой декларации по земельному на­логу и инструкции по ее заполнению», Приказ Министерства финансов РФ от 20.06.05 г. № 75н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, признаваемых объектом на­логообложения по земельному налогу», а также рекоменда­ций по ее заполнению» и некоторые другие нормативные правовые акты.

В соответствии со ст. 387 Налогового кодекса РФ (далее -НК РФ), земельный налог устанавливается, вводится в дейст­вие и прекращает действовать в соответствии с Земельным ко­дексом РФ и нормативными правовыми актами представи­тельных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Исключение составляют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, в которых земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.

Устанавливая земельный налог, представительные орга­ны муниципальных образований (представительные органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга) опреде­ляют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты земельного налога. Причем при установлении земельного налога могут также ус­танавливаться налоговые льготы, основания и порядок их при­менения, включая установление размера не облагаемой нало­гом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Статья 388 НК РФ устанавливает, что налогоплательщи­ками земельного налога признаются организации и физиче­ские лица, обладающие земельными участками на праве соб­ственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В то же время, не признаются налогоплательщиками организации и физиче­ские лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или пере­данных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные уча­стки, расположенные в пределах муниципального образова­ния (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не при­знаются объектом налогообложения:

  1. земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. земельные участки, ограниченные в обороте в соответст­вии с законодательством Российской Федерации, кото­рые заняты особо ценными объектами культурного на­следия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологиче­ского наследия;
  3. земельные участки, ограниченные в обороте в соответст­вии с законодательством Российской Федерации, предос­тавленные для обеспечения обороны, безопасности и та­моженных нужд;
  4. земельные участки, ограниченные в обороте в соответст­вии с законодательством Российской Федерации, в пре­делах лесного фонда;
  5. земельные участки, ограниченные в обороте в соответст­вии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водны­ми объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Статья 390 НК РФ вводит понятие налоговой базы как ка­дастровой стоимости земельных участков, признаваемых объ­ектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Порядок определения налоговой базы установлен ст. 391 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого зе­мельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Следует отметить, что налоговая база определяется отдельно в отноше­нии долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налого­вую базу самостоятельно на основании сведений государст­венного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве посто­янного (бессрочного) пользования. Налогоплательщики-физические лица, являющиеся индивидуальными предпри­нимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в пред­принимательской деятельности, на основании сведений госу­дарственного земельного кадастра о каждом земельном участ­ке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В то же время, налоговая база для каждого налогопла­тельщика, являющегося физическим лицом, определяется на­логовыми органами на основании сведений, которые представ­ляются в налоговые органы органами, осуществляющими ве­дение государственного земельного кадастра, органами, осуще­ствляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов фе­дерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом вла­дении следующих категорий налогоплательщиков:

  1. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  2. инвалидов, имеющих III степень ограничения способно­сти к трудовой деятельности, а также лиц, которые име­ют I и II группу инвалидности, установленную до 1 ян­варя 2004 года без вынесения заключения о степени ог­раничения способности к трудовой деятельности;
  3. инвалидов с детства;
  4. ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  5. физических лиц, имеющих право на получение социаль­ной поддержки в соответствии с Законом Российской Фе­дерации «О социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федера­ции от 18 июня 1992 года № 3061-I), в соответствии с Феде­ральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О со­циальной защите граждан Российской Федерации, под­вергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответ­ствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испы­таний на Семипалатинском полигоне»;
  6. физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  7. физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испыта­ний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космиче­скую технику.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налого­вой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (за­конами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В случае, если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной п. 5 ст. 391 НК РФ, превышает размер нало­говой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Статья 392 НК РФ устанавливает особенности определе­ния налоговой базы в отношении земельных участков, нахо­дящихся в общей собственности. Так, налоговая база в отно­шении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплатель­щиков, являющихся собственниками данного земельного уча­стка, пропорционально его доле в общей долевой собственно­сти. Налоговая база в отношении земельных участков, нахо­дящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственника­ми данного земельного участка, в равных долях.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отноше­нии данного земельного участка для указанного лица опреде­ляется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята не­движимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственно­сти (в площади) на указанную недвижимость.

В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом при уплате земельного налога признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, имеющих статус индивидуальных пред­принимателей, признаются первый квартал, полугодие и де­вять месяцев календарного года.

uristinfo.net

Формы платы за землю: земельный налог, арендная плата.

ЗК установил принцип платности использования земли. В настоящее время формы платы за землю является: земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления земельного налога определяется законодательством о налогах и сборах. Арендная плата взимается с использование земельных участков, переданных в аренду.

Земельный налог. Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектами налогообложения являются земельные участки, в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог. Основой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка. Налоговый кодекс определяет налоговую базу как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. На налоговую базу начисляется налоговая ставка. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления муниципального образования и законами городов федерального значения в пределах величин установленных статьей 394 налогового кодекса. Налоговый кодекс устанавливает перечень категорий субъектов, имеющих льготы по уплате земельного налога и полностью освобожденных от уплаты земельного налога. Налоговым периодом признается календарный год. Налогоплательщики — организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Налогоплательщики- физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющихся физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Арендная плата за использование земельного участка. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются непосредственно договором аренды с учетом положений гражданского кодекса. Стороны могут определить различные формы арендной платы. Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год, если иное не установлено договором аренды.

jurisprudence-konspect.org

Это интересно:

  • Федеральный закон 398 от 2010 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия" (с изменениями и дополнениями) Федеральный […]
  • Назначение максимального наказания Назначение максимального наказания Назначение наказания Общие начала назначение наказания - это требования, правила, которыми руководствуется суд, назначая наказание. Согласно ст. 60 УК, они заключаются в том, что: 1) справедливое […]
  • Как заполнить платежку на оплату штрафа Как оплатить административный штраф ФАС Основания для уплаты Заказчики и участники закупок несут ответственность, в т. ч. административную, за несоблюдение законодательства и других нормативных актов контрактной системы (ч. 1 ст. 107 […]
  • Правила сервера cs go jail Правила игры Режим "JailBreak" В режиме JailBreak все игроки делятся на заключенных и охранников. Один из охранников становится начальником тюрьмы. Начальник проводит среди заключенных игры. Заключенные проигравшие в игре будут […]
  • Дорожная карта в законе об образовании «Дорожная карта» школы в рамках реализации нового закона «Об образовании в Российской Федерации» Инна Васильевна Стрешинская директор « - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемНадежда Электринцева […]
  • Материальные ценности современной молодежи Ценности современной молодежи К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически […]