Оглавление:

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Защита прокурором публичных интересов в суде

В законодательстве Российской федерации отсутствует легальное понятие «публичный интерес». Вместе с тем в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части Гражданского кодекса Российской Федерации» по поводу содержания публичного интереса касательно сделок указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Кроме того, Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого их них при разрешении дела.

Следует отметить, что публичные интересы — это интересы общества, признанные государством и урегулированные правом. Данный интерес как правовая категория является родовым понятием для государственных и общественных интересов, а их соотношение проистекает через категорию права. Иски в защиту публичных и государственных интересов в арбитражном процессе направлены в защиту в основном имущественных прав государства либо интересов общества.

В соответствии с вышеизложенным «публичный интерес» — это часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту неопределенного круга лиц, публично-правовых образований, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач.

Задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц (граждан), общества и государства, что в совокупности и составляет «публичный интерес». Таким образом, участие прокурора в арбитражном процессе осуществляется в защиту исключительно публичных интересов.

Формами участия прокуроров в арбитражном процессе являются обращение прокурора в арбитражный суд с иском (заявлением) и вступление в дело в предусмотренных законом случаях в целях обеспечения законности.

С учетом требований п.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 – 1 «О прокуратуре Российской Федерации» основанием для обращения прокурора в арбитражный суд в защиту публичных интересов является наличие у него достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях закона, которые имеют особое общественное значение. Именно выявленные нарушения закона в ходе осуществления прокурорского надзора составляют предмет и основания иска в защиту публичных интересов.

Обращение прокурора с исковым заявлением в арбитражный суд реализуется как средство прокурорского реагирования при следующих основаниях;

-устранить иным способом нарушение закона не представля­ется возможным;

-юридические лица и индивидуальные предприниматели, причинившие ущерб государственным и общественным интере­сами, отказываются от полного и добровольного его возмещения;

-пресечение правонарушения и предотвращение большого экономического ущерба государственным и общественным инте­ресам требуют принятия арбитражным судом по заявлению про­курора мер по обеспечению иска;

-если меры реагирование прокурора в иной форме не привели к своевременному надлежащему устра­нению нарушений законов;

-обращение прокурора будет наиболее эффективным с точки зрения оперативности.

www.prokhmao.ru

ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Прокурор, как закреплено в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 4 ст. 27). Эта норма Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» по участию прокурора в рассмотрении дел судами носит общий характер. Само же участие в гражданском процессе регулируется процессуальными нормами.

И если в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» речь идет о защите прокурором прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, то в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации законодатель ограничился перечислением круга субъектов, защита интересов которых может осуществляться прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. К ним относятся: публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), неопределенный круг лиц, граждане (в том числе иностранные граждане, лица без гражданства).

Таким образом, законодатель, закрепляя общие положения об участии прокурора в гражданском процессе, вообще не употребляет термин «публичный интерес». В ряде статей ГПК РФ содержится лишь упоминание указанного термина. Так, согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. О нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов как одном из оснований для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора говорится и в п. 2 ст. 391.9 ГПК РФ.

Отсутствие легального определения публичного интереса, как показывает судебная практика, порождает определенные сложности не только для прокурора, но и для суда, которому приходится устанавливать наличие «публичного интереса», являющегося предметом судебной защиты в конкретном деле. Например, межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области обратился в суд с иском к ОБУЗ «Центральная районная больница» о возмещении денежных средств территориального фонда обязательного медицинского страхования. Исковые требования были мотивированы нецелевым использованием денежных средств территориального фонда обязательного медицинского страхования. Суд первой инстанции прекратил производство по делу, сославшись на то, что прокурору законом не предоставлено право на обращение в суд с таким заявлением в интересах Территориального фонда обязательного медицинского страхования, в связи с чем заявление прокурора не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. С таким выводом не согласился суд апелляционной инстанции и в своем определении сослался на п. 1 ст. 13 Федерального закона от 22.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно которому территориальные фонды — некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере медицинского страхования на

территориях субъектов Российской Федерации. Предъявляя исковые требования в интересах Территориального фонда обязательного медицинского страхования, прокурор исходил из целей защиты интересов государства, поскольку средства государственных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации. Следовательно, при подаче искового заявления прокурор реализовал предоставленное ему ч. 1 ст. 45 ГПК РФ право на обращение в суд в защиту законных интересов Российской Федерации(1).

Заметим, что в одном из своих постановлений Конституционный Суд Российской Федерации прямо указывает на то, что защита интересов публично-правовых образований «является проявлением именно публичного интереса, потому что они в любом случае выступают выразителями интересов всего народа»(2).

Закон не устанавливает никаких ограничений на обращение прокурора в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. В то же время предъявляет дополнительные требования к содержанию искового заявления, в котором необходимо указать, в чем конкретно заключается интерес, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, способы защиты этих интересов (ч. 3 ст. 131 ГПК РФ)(3).

В литературе можно встретить критические замечания некоторых авторов относительно защиты прокурором интересов публично-правовых образований. Так, Е. С. Смагина, анализируя гражданское дело по иску заместителя прокурора Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, предъявленному в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом к товариществу собственников жилья «ТСЖ Грибоедова, 7» о ликвидации юридического лица, приходит к выводу, что защита публичного интереса в первую очередь должна относиться к компетенции соответствующих «профильных» органов. Такое положение, с ее точки зрения, свидетельствует о приоритете защиты прокурором интересов публично-пра-вовых образований по сравнению с интересами граждан(4).

С таким выводом вряд ли можно согласиться. Осуществление надзора за исполнением законов и законностью правовых актов является одной из функций органов прокуратуры, и выполнение такой функции вовсе не влечет подмену государственных органов. Не случайно начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску, узнало или должно было узнать такое публично-правовое образование в лице уполномоченных органов. Так, при рассмотрении одного из дел по иску прокурора района в интересах субъекта Российской Федерации об истребовании жилых помещений из чужого незаконного владения суд принял во внимание возражения ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности и не согласился с доводами прокурора о необходимости исчислять срок исковой давности с момента, когда о нарушении права собственности субъекта Российской Федерации стало известно прокурору(5).

Аналогичная позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 5 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности». В пункте 5 указанного Постановления разъясняется, что при предъявлении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения собственником имущества унитарного предприятия или учреждения срок исковой давности исчисляется со дня, когда о нарушенном праве стало известно или должно было стать известно унитарному предприятию или учреждению.

Кроме того, не отрицается роль прокурора вне уголовно-правовой сферы, в том числе в защите публичных интересов международными экспертами, проводившими анализ решений Европейского Суда по правам человека, о чем пишут многие авторы(1).

В большинстве случаев заявления прокуроров, поданные в защиту публичных интересов, рассматриваются в порядке искового производства. Однако не исключается возможность обращения прокурора с заявлением в суд в порядке особого производства.

Особое производство в гражданском процессе является бесспорным, поскольку в делах отсутствует спор о праве. Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

При этом необходимо отметить, что суды принимают заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривают их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду. По этой причине Верховным Судом Российской Федерации по конкретным делам были отменены решения судов первой инстанции об удовлетворении заявлений прокурора об установлении факта наличия конфликта интересов и возможности его возникновения между соответствующими субъектами(2).

Защита прокурором публичного интереса может осуществляться не только в суде первой инстанции, но и на стадиях пересмотра судебных постановлений.

Прокурор вправе обжаловать судебные постановления при условии, если являлся лицом, участвующим в деле с точки зрения положений ст.ст. 34, 35, 45 ГПК РФ. Право прокурора на обжалование судебных постановлений в апелляционном порядке, в кассационном порядке не зависит от его фактического участия в судебных заседаниях соответствующих инстанций(3). Не зависит от фактического участия в деле и право прокурора на подачу представлений о пересмотре судебных решений в порядке надзора, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам(4).

В то же время исходя из общих положений, регулирующих участие прокурора в гражданском процессе (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ), прокурор вправе инициировать кассационное производство и пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в защиту интересов лиц, не привлеченных к участию в деле, если судебное постановление затрагивает их права или обязанности. Такую правовую позицию занимает Верховный Суд Российской Федерации

и дает разъяснения в Постановлениях Пленума от 19.06.2015 № 13, от 11.12.2012 № 29, от 11.12.2012 № 31, от 29.09.2015 № 5, посвященных вопросам применения норм гражданского процессуального законодательства. Основанием для инициирования пересмотра судебных постановлений, как справедливо отмечается в литературе, может служить прокурорская проверка, в ходе которой будет установлено, «что судебным постановлением разрешен вопрос о правах и обязанностях либо нарушены права и законные интересы публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования) или неограниченного круга лиц, а уполномоченные органы судом к участию в деле не привлекались либо не обеспечили должной защиты указанных интересов в силу иных причин, в том числе коррупционного характера»(1).

Рассматривая защиту прокурором публичных интересов применительно к стадиям гражданского процесса, возникает вопрос: может ли прокурор довести защиту публичных интересов до исполнения судебного решения?

В исполнительном производстве прокурор осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами-исполни-телями путем оспаривания в судебном порядке постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ)(2). В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 5 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» не говорится ничего о праве прокурора на получение исполнительного листа и предъявление его к исполнению. Таким правом закон наделяет лишь взыскателя (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ).

Складывается ситуация, когда прокурор имеет право на обращение с заявлением в суд в защиту прав и законных интересов других лиц, но не вправе довести эту защиту до исполнения решения. Бесспорно, что подобное ограничение противоречит не только принципу законности и цели участия прокурора в гражданском процессе(3), но прежде всего не позволяет достичь целей гражданского судопроизводства, которые направлены именно на защиту интересов субъектов спорных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).

И все же, несмотря на законодательные ограничения, принимая во внимание общие положения об участии прокурора в гражданском процессе, закрепленные в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, судебная практика допускает прокурора в исполнительное производство(4).

Арбитражные суды, в отличие от судов общей юрисдикции, в этом вопросе пошли дальше. О праве прокурора на предъявление исполнительного листа к взысканию говорится в п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе»(5).

Хотя практика, как мы видим, и преодолела законодательные ограничения, тем не менее следует разделить мнение Е. Г. Стрельцовой о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и процессуальные кодексы(6).

В заключение отметим, что решение проблем, возникающих при защите прокурором публичных интересов в гражданском процессе, видится в совершенствовании

действующего законодательства о гражданском судопроизводстве.

Библиографический список
1. Семенова А. А. К вопросу об участии прокурора в исполнении судебных решений по делам, связанным с применением последствий признания недействительными сделок по отчуждению жилых помещений / А. А. Семенова // Исполнительное право. — 2010. — № 4. — С. 18—20.
2. Смагина Е. С. Некоторые вопросы защиты интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в гражданском процессе / Е. С. Смагина // Арбитражный и гражданский процесс. — 2012. — № 9. — С. 4—10.
3. Стрельцова Е. Г. О положении в исполнительном производстве лица, действующего в чужом интересе / Е. Г. Стрельцова // Вестник гражданского процесса. — 2013. — № 6. — С. 83—96.
4. Третьяков С. С. Реализация полномочий прокурора в арбитражном процессе / С. С. Третьяков // Законность. — 2013. — № 6. — С. 22—26.
5. Юдина М. В. Комментарий отдельных постановлений Пленума Верховного Суда РФ за 2012 г. / М. В. Юдина // Законность. — 2013. — № 7. — С. 25—27.

www.procuror.spb.ru

В каких случаях прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья (например, если он признан инвалидом по зрению, слуху, немой и т. п.), возрасту (например, он очень стар и беспомощен), недееспособности (если суд признал его таковым) и другим уважительным причинам (например, гражданин выполняет специальное задание за пределами страны) не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В этих случаях прокурор вправе обратиться в суд вне зависимости от состояния здоровья, возраста гражданина и тому подобных обстоятельств.

Кроме этого, прокурор в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), вовлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исковое заявление, также может быть предъявлено прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основанием для предъявления заявления в суд в интересах гражданина является письменное обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.

Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Прокурор является представителем государства и защищает публичные интересы.

Прокурор не может быть стороной в процессе, так как не имеет в деле материально-правовой заинтересованности и на него не распространяется сила судебного решения; к нему не может быть предъявлен встречный иск.

Прокурор также не может быть и судебным представителем стороны или третьего лица. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление.

Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска (ч.2 ст. 45 ГПК РФ). Если истец отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Заместитель Новомосковского горпрокурора И.Н. Зигаренко

www.prokuror-tula.ru

Особенности участия прокурора в гражданском процессе.

22 Февраля 2017

В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения.

Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, защищаются только определенные социально значимые интересы – граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований – Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Исключено обращение в суд прокурора с целью защиты прав коммерческих организаций, что соответствует задачам прокуратуры в гражданском процессе. Также возможно обращение прокурора с исками в защиту прав государственных и муниципальных предприятий и учреждений, так как их имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Формы участия прокурора определены в ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело при наличии оснований, предусмотренных законно. Прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций, в гражданском процессе становится субъектом гражданских процессуальных отношений, выступает в качестве лица, участвующего в деле.

При этом прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц – участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (ст. 1 ГК РФ).

Прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, вправе изменить основание или предмет поданного им заявления, он вправе возбудить апелляционное и кассационное производство посредством принесения апелляционного или кассационного представления, надзорное производство посредством подачи представления, подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

Прокурор участвует в гражданском процессе посредством обращения с заявлением, происходит возбуждение гражданского дела в суде первой инстанции или возбуждение последующих стадий гражданского процесса. Эта форма характеризуется тем, что прокурор возбуждает гражданское дело путем обращения с заявлением в суд от своего имени, но в интересах других лиц. Круг лиц, права и законные интересы которых защищает прокурор путем возбуждения дела можно подразделить на несколько групп: а) граждане, которые не могут самостоятельно защитить свои интересыпо ряду причин (здоровье, возраст, недееспособность и т.д.); б) неопределенный круг лиц – защита данной категории лиц в наибольшей степени соответствует социальному назначению прокуратуры, посредством признания не соответствующими закону правовых актов, в том числе и нормативного характера.

Чаще всего прокуроры оспаривают незаконные нормативные акты законодательных органов и руководителей исполнительной власти субъектов РФ; в) публичные образования (Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования), признаются недействительными сделки, которыми нарушены права указанных субъектов, например в процессе приватизации.

Также одной из форм участия прокурора в гражданском процессе является непосредственное вступление в уже начатое дело. Эта форма характеризуется тем, что здесь происходит использование потенциала прокуратуры как государственного органа, обладающего квалифицированными специалистами, для защиты, прежде всего, публичного интереса по делам, имеющим принципиальное значение.

Подготовлено прокуратурой Московского района г. Рязани

Вопрос-Ответ

В 2013 году мы с будущим супругом купили дом в равных долях, затем зарегистрировали брак, а через год супруг скончался. По наследству его половина дома досталась мне, свекрови и двум его детям от предыдущего брака.

Свекровь подарила свою часть наследства матери этих детей, после чего та сменила замки и теперь я не могу попасть в дом. Что мне делать, куда обратиться?

Необходимо ли в органах местного самоуправления назначать должностное лицо, ответственное за включение сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия?

Какая ответственность грозит должностному лицу, ответственному за ведение реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, за несообщение сведений об увольнении муниципального служащего в связи с утратой доверия?

Подлежит ли работодатель привлечению к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ в случае, если бывший государственный служащий сначала занимал должность, включенную в соответствующий перечень, но в связи с переводом уволен с государственной сл

Порядок заявления ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Copyright © 2004—2018 «Прокуратура Рязанской Области»

www.prokrzn.ru

Вопрос-Ответ

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Подводя итог, прокурор имеет право обратиться в суд с требованиями о восстановлении трудовых прав работника, социальных прав граждан (например, пенсионные права, право на льготы, на социальные выплаты, права инвалидов, и др.), о восстановлении прав, связанных с оказанием медицинской помощи, права на образование (дошкольное, среднее, высшее) – в отношении любого гражданина. Для решения вопроса об обращении прокурора в суд с заявлением о восстановлении указанных прав гражданина последнему требуется обратиться в прокуратуру района с заявлением на имя прокурора об обращении в суд в его интересах, приложив копии документов, подтверждающих наличие соответствующего права. Если гражданин сам обратился в суд с иском о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; об оспаривании нормативных правовых актов; о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав; об усыновлении и отмене усыновления; и по некоторым другим категориям дел прокурор в соответствии с нормами федерального законодательства участвует в деле и дает заключение о законности и обоснованности заявленных требований. Указанные споры не могут быть рассмотрены без участия прокурора.

Разъяснения подготовила: Помощник прокурора Чудовского района Мигачева М.В.

procnov.ru

Это интересно:

  • Приказ 196 минтранса рф Приказ Министерства транспорта РФ от 24 июня 2015 г. № 196 “О внесении изменений в Обязательные постановления в морском порту Кавказ, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 мая 2013 г. № 190” В […]
  • Назарова и а юрист Решения и заключения ККС Заключения по вопросам рекомендации на вакантные должности ЗАКЛЮЧЕНИЕ г. Санкт-Петербург 25 октября 2013 года Квалификационная коллегия судей города Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего […]
  • Авито работа с проживанием в оренбурге Работа Автомойщик Оренбург Чтобы устроиться на должность Автомойщик в г. Оренбург, часто требуется: Требуются мойщики. Обязанности: быстрая new_releasesи качественная мойка автомобилей. Мойка находится на первой линии у дороги. […]
  • Ставки налога на усн в 2018г Налог на имущество при УСН в 2018 году Индивидуальные предприниматели, а также организации, которые применяют УСН, освобождаются от ряда налогов. В числе налогов, которые «упрощенцы» не платят – налог на имущество. Тем не менее, […]
  • Приказом минюста рф от 20052009 142 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 25 июня 2014 г. N 142 г. Москва "Об утверждении форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния" Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 […]
  • Закон о бухгалтерском учете 402 фз от 61211 Положение Отраслевой стандарт бухгалтерского учета договоров аренды некредитными финансовыми организ (ред. от 14.08.2017, с изм. от 07.12.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40917) (с изм. и доп., вступ. в силу с […]