Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости

1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Комментарий к Ст. 7 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1 — 2. В комментируемой статье 7 Закона О трудовых пенсиях определены условия назначения трудовой пенсии по старости, а в двух следующих статьях — условия назначения трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно. Это т.н. специальные условия назначения трудовых пенсий в зависимости от их вида. Общие условия назначения трудовых пенсий определены в ст. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье).

Комментируемая статья называет два условия, одновременное выполнение которых является основанием для назначения трудовой пенсии по старости: достижение установленного возраста и наличие страхового стажа, не менее установленного.

Первому условию посвящен п. 1 данной статьи, предусматривающий, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Точно так же вопрос ранее (до вступления в силу комментируемого Закона) решался в ст. 10 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, предусматривавшей, что пенсия на общих основаниях устанавливается:

мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет;

женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Как отмечалось в Определении КС России от 21 декабря 2000 г. N 276-О , установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, что согласуется с положением ст. 38 (ч. 1) Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает — по смыслу ст. 19 Конституции РФ — достижение подлинного, а не формального равенства. КС России также указал, что это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о том, чтобы пенсия по старости назначалась мужчинам на тех же условиях, что и женщинам.
———————————
СПС.

Трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения возраста, установленного п. 1 комментируемой статьи (соответственно, этот возраст обычно именуют «общеустановленным пенсионным возрастом»). Наряду с этим комментируемым Законом предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по нормам Закона 1990 г. о государственных пенсиях. Соответствующее регулирование содержится в ст. ст. 27, 27.1, 28 и 28.1 комментируемого Закона (см. комментарий к указанным статьям).

Кроме того, возможность снижения пенсионного возраста при назначении трудовой пенсии по старости предусмотрена в нормах п. п. 2 и 3 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ст. ст. 30 — 37 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст. 29 Закона 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера (о применении указанных норм см. комментарий к ст. 31 Закона).

Касаясь вопроса повышения пенсионного возраста, следует отметить, что перспектива его решения довольно четко обозначена в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. . Так, Президентом РФ отмечено следующее:
———————————
РГ. 2007. 27 апреля. N 90.

«Все громче звучит мнение, что проблемы пенсионного обеспечения в будущем невозможно решить без повышения пенсионного возраста. Обосновывают это расчетами о возможном дефиците пенсионной системы в период 2012 — 2030 гг. — в связи с необходимостью индексации базовой части пенсий темпами, превышающими инфляцию, а также в связи со сложной демографической ситуацией;

убежден: если своевременно принять необходимые меры, никаких кризисов пенсионной системы не будет;

считаю также, что в обозримом будущем для повышения пенсионного возраста в нашей стране объективной необходимости нет. И не только потому, что это кардинально и, что называется, на все времена не решает проблем с пенсионным обеспечением. Но прежде всего потому, что у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита;

это вопрос собираемости налогов, вывода из «тени» зарплат. И прошу правительство принять соответствующие меры;

кроме того, следует создать систему стимулов, чтобы люди при достижении пенсионного возраста добровольно могли продолжать трудовую деятельность, — те, кто хочет это делать. Такое добровольное продолжение трудовой деятельности должно вести в будущем к значительному повышению пенсионных выплат».

Пункт 2 комментируемой статьи 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет второе условие, выполнение которого необходимо для назначения трудовой пенсии по старости, — это наличие не менее пяти лет страхового стажа.

Как упоминалось выше, ранее (до вступления в силу комментируемого Закона) в ст. 10 Закона 1990 г. о государственных пенсиях в качестве условия назначения государственной пенсии на общих основаниях предусматривалась необходимость наличия общего трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин. Однако это не означает кардинальных изменений в связи с проведением пенсионной реформы, поскольку институт страхового стажа не тождественен институту общего трудового стажа, на что неоднократно указывалось и КС России (см. комментарий к ст. ст. 2 и 12 Закона).

В норме п. 2 комментируемой статьи видится преемственность с регулированием, которое содержалось в ст. 15 Закона 1990 г. о государственных пенсиях. В указанной статье было установлено, что гражданам, достигшим пенсионного возраста, указанного в ст. 10 названного Закона и не имеющим полного общего трудового стажа для назначения пенсии, предусмотренного той же статьей, устанавливается пенсия при неполном трудовом стаже, если он не менее пяти лет.

Необходимо иметь в виду, что минимально необходимый страховой стаж установлен в п. 2 комментируемой статьи во взаимосвязи с общеустановленным пенсионным возрастом — возрастом, указанным в п. 1 данной статьи. Для случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости, т.е. для случаев снижения пенсионного возраста в нормах ст. ст. 27, 27.1 и 28 комментируемого Закона, установлена необходимость наличия страхового стажа продолжительностью более пяти лет (см. комментарий к указанным статьям).

При полном отсутствии страхового стажа или при наличии менее пяти лет страхового стажа условие, предусмотренное п. 2 комментируемой статьи 7 ФЗ О Пенсиях в России, не выполняется и, соответственно, трудовая пенсия по старости назначена быть не может. В этих случаях гражданам назначается социальная пенсия, предусмотренная Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании. Так, согласно подп. 5 п. 1 ст. 11 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) постоянно проживающие в России граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на социальную пенсию. Указанным гражданам в соответствии с п. 4 указанной статьи устанавливается социальная пенсия по старости (см. также комментарий к ст. 5 Закона).

В соответствии с п. 2 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 12 марта 2010 г. N 141н/53п), к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы:

удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ;

о среднемесячном заработке за 2000 — 2001 гг. или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Как предусмотрено там же, в необходимых случаях, кроме того, прилагаются документы:

о нетрудоспособных членах семьи (с учетом требований, предъявляемых к документам определенных категорий нетрудоспособных членов семьи, указанным в п. 4 данного Перечня; см. комментарий к ст. 9 Закона);

подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;

о месте пребывания или фактического проживания на территории РФ;

подтверждающие место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ;

zakonopensiah.ru

Пенсионный возраст повысят: как это будет

Мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины – в 63 года.

Сейчас пенсионный возраст равен 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно.

Начнется повышение с 2019 года, но оно не будет внезапным, а растянется на 15 лет: 63 лет пенсионный возраст женщин достигнет только к 2034 году. Для мужчин реформа завершится чуть раньше – к 2028 году.

Первыми, кто попадает под реформу, станут мужчины 1959 года и женщины 1964 года рождения – они смогут выйти на пенсию в возрасте 61 года и 56 лет соответственно. То есть отработают на год больше, чем положено сейчас.

Повышение пенсионного возраста позволяет повысить саму пенсию. Люди станут работать дольше, будут платить больше налогов со своих зарплат, в казну будет поступать больше денег, которые будут идти на выплаты тем, кто не работает.

Реформа позволит увеличивать пенсии нынешним пенсионерам почти на 1000 руб. в год.

Социальные пенсии – выплаты тем, кто не работал вообще или просто не наработал нужный стаж. Им возраст повысят до 68 лет у женщин и 70 лет у мужчин (сейчас 60 и 65 соответственно).

Есть категории граждан, которые выходят на пенсию досрочно. Например те, кто работает в тяжелых условиях (например, шахтеры). Для них возраст не повысится. Также есть такая категория, как работа в районах крайнего Севера. Там сейчас на пенсию выходят мужчины в 55, а женщины в 50. Для них возраст повысят до 60 лет и 58 лет соответственно.

Ничего не изменится для граждан, которым пенсии назначаются по социальным мотивам (дети-инвалиды, инвалиды по зрению и т. п.)

К 2028 году пенсионный возраст для мужчин вырастет до 65 лет (сейчас 60), а возраст выхода на пенсию женщин изменится только к 2034 году и вырастет до 63 лет (сейчас 55).

Повышение пенсионного возраста не изменится в один момент, переход будет постепенным. Например, Медведев сказал, что для тех, кто собрался выходить на пенсию в ближайшее время, будут действовать другие правила, более мягкие. Скорее всего им позволят выйти на пенсию раньше, чем в 63 и 65, передают «Ведомости».

Законопроект о повышении пенсионного возраста 14 июня обсуждался на заседании правительства. После одобрения там он поступит в Госдуму.

Ожидается, что за основу будет взят вариант увеличения пенсионного возраста для мужчин на пять лет – до 65 лет, для женщин – на восемь лет, до 63. В то же время один из собеседников не исключил более мягкий для женщин сценарий «65/60».

Предложения правительства по изменению пенсионной системы будут носить комплексный характер: так, льготы по выходу на пенсию для различных категорий граждан (для военных, медработников и прочих), вероятнее всего, будут сохранены.

Сегодня в ходе «Прямой линии-2018» президент Владимир Путин заявил, что Кабмин представит свои предложения по увеличению пенсионного возраста в ближайшее время.

О том, что принципиальное решение о необходимости повысить пенсионный возраст принято, заявил ранее сам Медведев. По данным «Коммерсанта», итогом сегодняшнего совещания может стать поручение профильным министерствам разработать соответствующий законопроект. Тогда Госдума успеет принять правительственную инициативу уже этой весной.

Источники подчеркивают: для подготовки полноценной реформы необходимо не менее полугода. Если кабмин действительно решит форсировать события, то ему придется ориентироваться на наработки экспертов Кудрина. ЦСР предлагает увеличить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. Сейчас эти показатели составляют 60 и 55 лет.

Расчеты «кудринцев» обусловлены исключительно получением финансовой выгоды, поясняют инсайдеры. Между тем глава Счетной палаты Татьяна Голикова, которую Медведев назвал в качестве кандидата на должность вице-премьера, курирующего социальный блок, придерживается менее радикального подхода. Техническую же сторону реформы будет контролировать Максим Топилин: ожидается, что он сохранит за собой пост главы Минтруда.

Накануне дискуссии о повышении пенсионного возраста происходили на Юридическом форуме в Санкт-Петербурге. Эксперты отмечали, что подобные изменения неизбежно отзовутся в других сферах, поэтому законодательные правки должны быть масштабными. При этом правительство, вероятно, постарается как можно быстрее провести реформу, избегая полномасштабной дискуссии по такой болезненной теме. Исходя из этого, изменения возможны даже с 2019 года.

Сейчас в законе о статусе судей прописаны только те случаи назначения пенсии, когда судье приходится покидать свой пост из-за причин, непосредственно связанных с его служебной деятельностью.

В начале 2018 года жалобу на эту норму рассмотрел Конституционный суд. Положения закона о статусе судей пытался оспорить бывший судья Геннадий Рязанов, который получил инвалидность в результате внезапного «общего заболевания». Осенью 2014 года (через два месяца после присвоения инвалидности) квалифколлегия судей прекратила его полномочия из-за состояния здоровья, Рязанову выплатили выходное пособие и не назначили пожизненное содержание. Он получил лишь трудовую пенсию по инвалидности – 14 475 руб.

Конституционный суд признал не соответствующими Конституции положения ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и п. 5 ст. 15 закона «О статусе судей в Российской Федерации». КС решил: судьям нужно гарантировать надлежащую социальную защиту как «лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом».

Для исполнения этого решения КС Минтруд и разрабатывает изменения в законодательство. Сейчас текст законопроекта еще не готов.

© ООО «ПРАВОдник». 2008-2018. Телефон редакции: (495) 645 37 60
Свидетельство Эл №ФС 77-31590. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

pravo.ru

Закон о повышении пенсионного возраста будет принят после дискуссии

Затягивать с повышением пенсионного возраста не стоит, вариант, предложенный правительством может быть оформлен в качестве закона уже в сентябре этого года. Такое мнение высказала журналистам спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, отвечая на вопрос «РГ».

Глава Совфеда считает, что инициатива кабмина появилась в нужное время, поскольку экономическая целесообразность повышения пенсионного возраста очевидна. «Сделать этот шаг заставляет сложившаяся демографическая ситуация: по прогнозам, к 2030 году будет половина населения пожилого возраста. Мы не можем оставить это следующим поколениям», — отметила сенатор.

Главное, что предложенный вариант не носит шокового характера, есть длинный переходный период: 16 лет для женщин и 10 лет для мужчин, продолжила она. «Это абсолютно приемлемо, это самый мягкий сценарий, который можно было придумать», — считает председатель верхней палаты парламента.

Матвиенко также заявила, что дискуссия по предложенной правительством реформе будет продолжена: после внесения в Госдуму законопроект отправится в регионы, которые вольны дать на него любой отзыв. При этом, подчеркнула она, гражданам должны быть даны самые подробные разъяснения о содержании реформы.

Отвечая на вопрос о сроках законодательного оформления пенсионной реформы, глава Совфеда заявила, что «закон может быть окончательно принят парламентом в сентябре-октябре, то есть до конца года». «У нас нет больше времени откладывать эти решения, их нужно обязательно принимать», — заключила она.

rg.ru

Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Комментарий к Ст. 10 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. В комментируемой главе регламентировано исчисление страхового стажа, понятие которого определено в ст. 2 комментируемого Закона как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Соответственно, включаемые в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, определены в комментируемой статье, а включаемые в страховой стаж иные периоды — в следующей статье. Как неоднократно отмечалось КС России, институт страхового стажа не тождественен институту общего трудового стажа (см. комментарий к ст. ст. 2 и 12 Закона).

В пункте 1 комментируемой статьи 10 Закона О трудовых пенсиях предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона (т.е. гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании; см. комментарий к указанной статье), при условии что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 29 комментируемого Закона при применении данного Закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

Постановлением КС России от 10 июля 2007 г. N 9-П , п. 1 комментируемой статьи и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 407 (согласно указанной норме поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов):
———————————
СЗ РФ. 2007. N 29. Ст. 3744.

признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой во взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, они направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств ПФР перед застрахованными лицами;

признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, — при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц — позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Указанным Постановлением также предписано федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

В соответствии с Постановлением впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования — исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и ПФР и между государством, страхователями и застрахованными лицами — право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению ПФР необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Как отмечено в Определении КС России от 20 ноября 2007 г. N 798-О-О , из содержания Постановления КС России от 10 июля 2007 г. N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу комментируемого Закона), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место — до или после 10 июля 2007 г.), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.
———————————
ВКС РФ. 2008. N 1.

Документы, подтверждающие периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, указаны соответственно в разд. II и III Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа (после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица иные периоды подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, см. комментарий к ст. 13 Закона).

Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж (разд. II Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа):

основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее — трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 6);

в случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 7);

периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей (п. 8);

периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей (п. 9);

периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 10);

периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления (п. 11);

периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан — владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между пастухом и коллективом граждан — владельцев скота (с отметкой о его исполнении) и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 12).

Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж (разд. III Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа):

периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей. Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 13);

периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемым территориальными налоговыми органами в установленном порядке. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов ПФР в порядке, определяемом Минтруда России, а за периоды после 1 января 2001 г. — документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению N 1 к данным Правилам (п. 14);

периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 15);

периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 16);

периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации, выплатившей указанному лицу вознаграждение за созданное им произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей (п. 17);

периоды деятельности в качестве частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 18);

периоды иной деятельности, не указанной в п. п. 13 — 18 данных Правил, осуществлявшейся гражданами, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ возникают в связи с уплатой обязательных платежей обязательства по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального органа ПФР об уплате обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование (п. 19).

2. Пунктом 2 комментируемой статьи 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено правило, позволяющее включать в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона (т.е. гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании; см. комментарий к указанной статье), за пределами территории РФ:

либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ (о соответствующих международных договорах РФ см. комментарий к ст. 1 Закона О трудовых пенсиях РФ);

либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании.

Указанная ст. 29 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании регламентирует добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. В подпункте 1 п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ) предусмотрено, что граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Как отмечено в Определении КС России от 15 января 2009 г. N 188-О-П , самостоятельная уплата страховых взносов в бюджет ПФР в порядке ст. 29 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании выступает в качестве основания включения в страховой стаж периодов работы, выполняемой застрахованными лицами за пределами территории РФ, лишь в случаях, когда иной порядок уплаты страховых взносов в отношении данной категории застрахованных лиц не предусмотрен законодательством или международными договорами.
———————————
ВКС РФ. 2009. N 4.

Этим же Определением КС России от 15 января 2009 г. N 188-О-П установлено, что п. 2 комментируемой статьи в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан РФ, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, — независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в ПФР.

Как говорилось выше, согласно п. 2 статьи 29 Закона О трудовых пенсиях РФ при применении данного Закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

zakonopensiah.ru

Госдума приняла пенсионный законопроект в I чтении

Внесенная правительством инициатива предусматривает повышение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин

Москва. 19 июля. INTERFAX.RU — Госдума в четверг приняла в первом чтении правительственный законопроект о повышении пенсионного возраста.

За принятие законопроекта проголосовали 328 депутатов, 105 были против. Еще 17 человек не участвовали в голосовании.

О поддержке правительственного законопроекта, предполагающего повышение пенсионного возраста для мужчин на 5 лет и для женщин на 8 лет, заявила лишь фракция «Единая Россия». Фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» были против. Таким образом, законопроект был принят в первом чтении голосами депутатов от парламентского большинства. Численность фракции «Единая Россия» на сегодняшний день составляет 337 депутатов (восемь человек не принимали участия в голосовании, а Наталья Поклонская была против), в КПРФ их 42, в ЛДПР — 39, в «Справедливой России» — 23.

Докладчиком от правительства РФ выступил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Правительственный проект закона, предусматривающий изменения в пенсионной системе России, в том числе, по повышению пенсионного возраста, был внесен в Госдуму 16 июня. В пояснительной записке к законопроекту излагаются доводы правительства в поддержку повышения планки выхода на пенсию с нынешних 55 и 60 лет для женщин и мужчин до 63 и 65 лет соответственно.

Как считают в правительстве, реализация предлагаемых в законопроекте мер позволит создать условия для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к новым демографическим условиям, в том числе с учетом увеличения продолжительности жизни, а также — для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ в целом.

Авторы пояснительной записки к законопроекту подчеркивают, что пенсионеры в первые годы пенсии обычно продолжают работать, и «граждане от 60 до 64 лет — это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность». Согласно документу, работает каждый третий россиянин пенсионного возраста (30%).

Сближение пенсионного возраста мужчин и женщин объясняется, в частности, «необходимостью обеспечения гендерного равенства» и задачей повысить пенсии женщинам.

Согласно вносимым в федеральный закон от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» изменениям предлагается с 1 января 2019 года поэтапно, с шагом в один год, повысить нормативный пенсионный возраст для мужчин с 60 до 65 лет и для женщин с 55 до 63 лет (с переходным периодом на 5 лет и на 8 лет соответственно).

Следовательно, мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выйти на страховую пенсию по старости в 2020-м году — в возрасте соответственно 61 года и 56 лет, мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения в 2022-м году — в возрасте соответственно 62 лет и 57 лет и т.д. Таким образом, в 2019, 2021, 2023, 2025 и 2027 годах назначение органами Пенсионного фонда Российской Федерации страховых пенсий по старости в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста производиться не будет, а в 2029, 2031 и 2033 годах указанный вид пенсии будет назначаться только мужчинам.

www.interfax.ru

Это интересно:

  • Повышение социальная пенсия в 2018 году Социальная пенсия с 1 апреля 2018 года Социальная пенсия с 1 апреля 2018 года будет в очередной раз проиндексирована. Выплаты получают разные группы жителей страны, включая инвалидов, пенсионеров и некоторых других жителей России. […]
  • Прогноз на пенсию Прогноз на пенсию Различные исследователи прогнозируют снижение численности населения в РФ. В основе такого предположение лежит устойчивая тенденция превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. По прогнозам Госкомстата в […]
  • С 1 апреля 2018 года пенсия трудовая Кому добавят пенсию в апреле 2018 года Кому прибавят пенсию в апреле 2018 года Повышение пенсии в апреле 2018 следует ожидать не всем пенсионерам, а только тем гражданам, которые получают социальные выплаты. Социальной пенсионной […]
  • Пенсия в 55 лет по старости ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 02 августа 2016 Известно, что часть населения в России выходит на досрочную страховую пенсию […]
  • Нотариус москва новогиреево Мы оказываем юридические услуги для жителей Москвы, Подмосковья, а также для всех жителей районов и городов в Кожухово, Новокосино, Новогиреево, Выхино, Люберцы, Жулебино, Реутов, Перово, Вешняки, Косино, Ухтомское, Котельники, […]
  • Ст 32 закона о занятости населения в рф Статья 32. Условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию Информация об изменениях: Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ статья 32 настоящего Закона изложена в новой редакции Размеры […]