Оглавление:

Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов»

Настоящий Закон призван урегулировать отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Принципы донорства крови и ее компонентов

Донорство крови и ее компонентов — свободно выраженный добровольный акт.

Донорство может быть безвозмездным и платным.

Кровь и ее компоненты, применяемые в лечебных целях, могут быть получены только от человека.

Донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин в возрасте от 18 до 60 лет, прошедший медицинское обследование.

Взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов

Законодательство Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации определяются:

основные принципы организации донорства крови и ее компонентов;

права и обязанности доноров, государственных учреждений здравоохранения (далее также — учреждения здравоохранения) в указанной сфере;

порядок утверждения и финансирования федеральной программы развития донорства крови и ее компонентов;

порядок деятельности, финансирования и материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;

организация и порядок осуществления контроля за качеством крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов;

порядок заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам донорства крови и ее компонентов, обмена донорской кровью, ее компонентами, препаратами из донорской крови, а также по вопросам производства препаратов из донорской крови.

Статья 3. Государственные программы развития донорства крови и ее компонентов

Федеральная программа развития донорства крови и ее компонентов разрабатывается Советом Министров — Правительством Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации. Контроль за ее осуществлением возлагается на Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Республиканские (республик в составе Российской Федерации) и территориальные (автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга) программы развития донорства крови и ее компонентов разрабатываются соответствующими органами государственного управления и утверждаются соответствующими Верховными Советами и Советами народных депутатов. Контроль за осуществлением этих программ возлагается на органы здравоохранения республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 4. Финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов

Финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.

Статья 5. Обязанности органов государственного управления и органов местного самоуправления по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов

Органы государственного управления и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают на соответствующих территориях выполнение государственных программ развития донорства крови и ее компонентов, финансирование и материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, предоставление донору льгот, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по содействию донорству крови и ее компонентов

Руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, командиры (начальники) воинских частей обязаны:

оказывать содействие государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения в привлечении граждан в ряды доноров;

беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в учреждение здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов;

предоставлять безвозмездно необходимые помещения для взятия крови;

предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством льготы.

Статья 7. Участие общественных объединений в организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов среди населения

Российское общество Красного Креста, другие общественные объединения, уставами которых предусмотрено оказание содействия охране здоровья населения, участвуют совместно с органами государственного управления здравоохранением в организации донорства крови и ее компонентов, его финансировании, а также в пропаганде среди населения безвозмездной добровольной сдачи крови и ее компонентов для лечебных целей.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ ДОНОРА И ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЕМУ

Статья 8. Защита государством прав донора

Государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, а также предоставляет ему льготы.

Должностные лица учреждений здравоохранения обязаны проинформировать донора о донорской функции и гарантиях сохранения его здоровья при сдаче крови и ее компонентов.

Донор подлежит обязательному страхованию за счет средств службы крови на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции. Средства на страхование должны входить в себестоимость крови.

Медицинское обследование донора перед сдачей крови и ее компонентов и выдача справок о состоянии его здоровья производятся бесплатно.

В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, донору возмещается ущерб, причиненный ему повреждением его здоровья в связи с выполнением им донорской функции, включая расходы на лечение, проведение медико-социальной экспертизы, социально-трудовую и профессиональную реабилитацию.

Инвалидность донора, наступившая в связи с выполнением им донорских функций, приравнивается к инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья.

Статья 9. Льготы, предоставляемые донору

В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования работник, являющийся донором, освобождается от работы на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности с сохранением за ним среднего заработка за эти дни. Военнослужащий, являющийся донором, освобождается от несения нарядов, вахт и других форм службы.

В случае, если по соглашению с администрацией работник, являющийся донором, в день сдачи крови вышел на работу (за исключением работ, связанных с особыми условиями труда), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха с сохранением за ним среднего заработка.

В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день донору по его желанию предоставляется другой день отдыха или день сдачи крови оплачивается не менее чем в двойном размере.

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов донору предоставляется дополнительный день отдыха с сохранением за ним среднего заработка. Указанный день отдыха по желанию донора может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

В день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 10. Дополнительные льготы, предоставляемые донору

Донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, предоставляются следующие дополнительные льготы:

в течение шести месяцев студентам образовательных учреждений надбавка к стипендии в размере 25 процентов за счет средств соответствующих бюджетов;

в течение года — пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полного заработка независимо от трудового стажа;

в течение года — лечение в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов;

в течение года — первоочередное выделение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения.

Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург вправе устанавливать донорам другие дополнительные льготы.

Статья 11. Льготы для лиц, награжденных знаком «Почетный донор России»

Граждане, награжденные знаком «Почетный донор России», имеют право:

на внеочередное лечение в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;

на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;

на льготное приобретение лекарств (со скидкой в размере 50 процентов их стоимости) по рецептам государственных или муниципальных учреждений здравоохранения;

на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;

на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года;

на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (кроме такси);

на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг;

на получение льготных ссуд на индивидуальное жилищное строительство.

Граждане Российской Федерации, награжденные знаком «Почетный донор СССР», пользуются всеми льготами, предоставленными гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России».

Статья 12. Обязанности донора

Гражданин, изъявивший согласие стать донором крови и ее компонентов, обязан сообщить известные ему сведения о перенесенных им и имеющихся у него заболеваниях, а также об употреблении им наркотических средств.

Гражданин, умышленно скрывший или исказивший сведения о состоянии своего здоровья, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, если такие действия повлекли или могли повлечь существенное расстройство здоровья реципиентов.

РАЗДЕЛ III

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОНОРСТВА КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

Статья 13. Учреждения здравоохранения, осуществляющие заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов

Заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов осуществляют учреждения здравоохранения (институты, центры, станции, отделения переливания крови) Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также соответствующие учреждения здравоохранения других министерств и ведомств Российской Федерации.

Статья 14. Порядок взятия крови и ее компонентов от донора

Взятие крови и ее компонентов проводится после медицинского обследования донора в порядке, определенном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Статья 15. Контроль за качеством донорской крови и ее компонентов

Кровь, ее компоненты, препараты из донорской крови, консервирующие растворы, выпускаемые учреждениями службы крови, подлежат обязательному контролю со стороны Управления по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Порядок взаимодействия учреждений службы крови и биопредприятий по производству препаратов из донорской крови определяется Советом Министров — Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Ответственность должностных лиц учреждений здравоохранения

Должностные лица учреждений здравоохранения несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение порядка заготовки, переработки, хранения крови, ее компонентов и применения препаратов из донорской крови.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. Порядок обмена донорской кровью, ее компонентами, препаратами из донорской крови и вывоз их за пределы Российской Федерации

Порядок обмена донорской кровью, ее компонентами и препаратами из донорской крови с иностранными медицинскими организациями устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Вывоз донорской крови, ее компонентов и препаратов из донорской крови за пределы Российской Федерации допускается в случае оказания экстренной гуманитарной помощи при экстремальных ситуациях по решению Совета Министров — Правительства Российской Федерации.

Продажа донорской крови, ее компонентов и препаратов из донорской крови в другие государства в целях извлечения прибыли запрещается.

Статья 18. Организация донорства крови и ее компонентов при экстремальных ситуациях

В случаях стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях организация донорства крови и ее компонентов осуществляется в установленном порядке под руководством Министерства здравоохранения Российской Федерации, республиканских, территориальных и местных органов управления здравоохранением.

Финансирование всех мероприятий по организации донорства крови и ее компонентов в случаях, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется за счет резервных фондов Совета Министров Правительства Российской Федерации, правительств республик в составе Российской Федерации, а также за счет резервных фондов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 19. Действие международных договоров

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые устанавливает настоящий Закон, то применяются правила международного договора.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России

9 июня 1993 года

Текст документа сверен по: «Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», N 28 от 16.07.93, ст.1064

mipt.ru

Если работник – донор

Для граждан, решившихся стать донорами крови и ее компонентов, законодатели предусмотрели ряд гарантий (ст. 186 ТК РФ).

Прежде всего сотрудник-донор освобождается от работы в день сдачи. Также работодатель должен отпустить его и в день назначения медицинского осмотра. Кроме того, донору положен и один дополнительный день отдыха.

Для почетных доноров предусмотрены и другие «бонусы».

Например, организация-работодатель обязана предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время года, а также должна предлагать им купить путевки на санаторно-курортное лечение первыми (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»).

Разберемся, каким образом и на основании каких документов бухгалтер должен оформить отсутствие сотрудника в день донации крови, связанного с этим прохождения медосмотра и дополнительного дня отдых, какую зарплату начислить за эти дни и какие налоги с нее удержать.

ДЛЯ СПРАВКИ

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» установлено, что нагрудным знаком «Почетный донор России» награждаются доноры, сдавшие безвозмездно:

  • кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) 40 и более раз;
  • либо кровь и (или) ее компоненты 25 и более раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови 40 раз;
  • либо кровь и (или) ее компоненты менее 25 раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови 60 и более раз;
  • либо плазму крови 60 и более раз.

Прежде чем сдать кровь, будущий донор должен пройти медосмотр. ТК РФ устанавливает обязанность работодателя предоставить сотруднику день для прохождения медосмотра в связи с дальнейшей сдачей крови и ее компонентов (абз. 1 ст. 186 ТК РФ). О том, что за день сдачи крови за сотрудником сохраняется средняя зарплата (абз. 5 ст. 186 ТК РФ) знают многие, но бывают случаи, когда сотрудник медосмотр не прошел, а значит в этот день кровь не сдавал. В кодексе ничего не сказано о том, что за работником в этом случае сохраняется средний заработок. Поэтому большинство работодателей зарплату за день прохождения медосмотра (без сдачи крови) будущим донорам не начисляют. Однако есть кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 апреля 2012 г. № 33-4615/12, в котором суд встал на сторону сотрудника-донора и указал, что организация обязана была выплатить средний заработок за день прохождения медосмотра для сдачи крови.

Реквизиты решения: Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 апреля 2012 г. № 33-4615/12. Об отмене решения нижестоящего суда о выплате работнику-донору средней зарплаты за день прохождения медосмотра.

Доводы заявителя (ОАО): В день прохождения медосмотра работник кровь не сдал, а значит, в соответствии со ст. 186 НК РФ, у него нет права на получение средней зарплаты за этот день.

Суд решил: Донорство крови неразрывно связано с прохождением медицинского обследования, без медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к донорству донор не может быть допущен к забору крови, прохождение медицинского обследования является обязанностью донора.

Поскольку без соответствующего медицинского обследования истица не могла быть допущена к забору крови, и не имела возможности выполнить донорскую обязанность, вследствие чего в силу положений ст. 186 ТК РФ за ней в указанный период сохраняется средний заработок по месту работы.

Подтверждением того, что сотрудник проходил медосмотр, будет справка из медицинского учреждения по форме № 401/у (утв. приказом Минздрава СССР от 7 августа 1985 г. № 1055 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для учреждений службы крови», далее – Приказ № 1055).

ФОРМА

Форма № 401/у «Справка донору об обследовании»

ТК РФ не предусматривает обязанность сотрудника заранее уведомлять работодателя о своем намерении пройти медосмотр и сдать кровь. Поэтому может сложиться такая ситуация, что работник не явился на работу, а справку принес на следующий день. Наказывать работника в этом случае организация не вправе, ведь прогулом это не считается. При заполнении табеля учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12, № Т-13, утв. Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», далее – Постановление Госкомстата) в день отсутствия сотрудника нужно проставить код «НН» или «30» – неявка по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств). После того как сотрудник предоставил справку, табель нужно откорректировать и проставить код «Г» или «23» – невыход на работу на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству. Исправления подтверждаются подписью сотрудника, заполнившего форму, а также согласовываются и подписываются всеми лицами, ответственными за содержание документа.

ФОРМА

Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (Форма № Т-12) (в форматах А4 и А3)

Табель учета рабочего времени (Форма № Т-13) (в форматах А4 и А3)

Однако, чтобы избежать спорных ситуаций или необходимости корректировать табель учета рабочего времени, можно прописать в локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) обязанность сотрудников заранее (например, за два-три рабочих дня) извещать работодателя в письменной форме о намерении пройти медосмотр в связи со сдачей крови и ее компонентов.

День сдачи крови

ДЛЯ СПРАВКИ

Порядок внесения изменений в табель учета рабочего времени Постановлением Госкомстата не регламентируется. Поэтому при корректировке табеля следует руководствоваться общими правилами для первичной учетной документации (Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105 по согласованию с ЦСУ СССР, далее – Положение). В соответствии с п. 4 Положения, ошибки исправляются следующим образом: «зачеркивается неправильный текст или суммы и надписывается над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью «Исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления».

Часто донор сдает кровь в тот же день, что и проходит медосмотр, но гораздо удобнее сделать по-другому. В первый день пройти медосмотр

В этот день работник имеет полное право не приходить на работу, а работодатель должен оплатить его исходя из среднего заработка. Более того, донор не обязан заранее предупреждать работодателя о своем намерении и согласовывать день сдачи крови, однако, во избежание недоразумений, лучше написать заявление о предоставлении ему «донорского» дня в произвольной форме. В этом случае будет издан соответствующий приказ с которым будущий донор должен ознакомится под роспись.

Если же сотрудник по соглашению с работодателем в день сдачи крови вышел на работу, то ему предоставляется по желанию другой день отдыха. Единственное ограничение – если донор трудится на работе с опасными или вредными условиями труда, то работать в день сдачи крови он не имеет права. Такой запрет прямо указан в абз. 2 ст. 186 ТК РФ.

Поскольку кодекс указывает, что работник меняет день отдыха по своему желанию, то донору нужно будет об этом уведомить работодателя – написать заявление в произвольной форме.

ОБРАЗЕЦ

Образец заявления о предоставлении дня отдыха для сдачи крови

Образец приказа о предоставлении дня отдыха для сдачи крови

Бывает и другой вариант, когда работодатель просит сотрудника выйти на работу в день сдачи крови в связи с производственной необходимостью. Для этого нужно получить согласие работника, и лучше в письменной форме, например, составив соглашение с просьбой выйти сотрудника на работу (абз. 2 ст. 186 ТК РФ). Форма такого заявления законодательством не предусмотрена, поэтому оно составляется в произвольной форме.

Если же работник сдает кровь во время своего ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или праздничный день, то и в этом случае он имеет право взять другой день отдыха, написав аналогичное заявление. Например, сотрудник может продлить себе отдых, присоединив дополнительный день к отпуску, но и в этом случае без заявления не обойтись.

ОБРАЗЕЦ

Образец заявления на предоставление дня отдыха вместо дня сдачи крови

Образец соглашения на выход на работу

Подтверждением того, что работник сдавал кровь, будет справка, выданная медицинским учреждением, проводившим процедуру, по форме № 402/у (утв. Приказом № 1055).

Табель учета рабочего времени заполняется в зависимости от ситуации:

    если сотрудник заранее предупредил о своем намерении сдать кровь (т. е. написал соответствующее заявление), то в день донорства в табеле проставляется код «Г» или «23»;

ФОРМА

Форма № 402/у «Справка донору об освобождении от работы в день кроводачи и предоставлении ему дополнительного дня отдыха»

После каждого дня сдачи крови донору предоставляется дополнительный день отдыха, который также оплачивается исходя из среднего заработка работника. Сотрудник по своему желанию может взять его непосредственно после донорского дня, присоединить к ежегодному оплачиваемому отпуску или использовать в другое время в течение года после дня сдачи крови (абз. 4 ст. 186 ТК РФ).

ОБРАЗЕЦ

Образец заявления о предоставлении дополнительного дня отдыха

В последних двух случаях работник должен написать заявление о предоставлении дополнительного дня отдыха в произвольной форме.

В табеле учета рабочего времени нужно проставить код «ОВ» или «27».

Налоги с «донорской» зарплаты

НДФЛ

НК РФ установлен перечень доходов, не облагаемых налогом (ст. 217 НК РФ). Но он является закрытым, и выплаченная зарплата за дни донорства, прохождения в связи с этим медосмотра и дополнительного отдыха там не поименована. А значит в соответствии со ст. 210 НК РФ она облагается налогом. Такого же мнения придерживается и Минфин России. Об этом он не раз говорил в своих письмах (письмо Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-04-05-01/530, письмо Минфина России от 5 мая 2009 г. № 03-04-06-01/110).

Страховые взносы

По общему правилу выплаты сотруднику облагаются страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее – Закон № 212-ФЗ). Однако до недавнего времени суды придерживались иной позиции (Постановление ФАС МО от 28 февраля 2013 г. №Ф05-769/13, Постановление ФАС ПО от 26 ноября 2010 г. № А65-9880/2010). Они считали, что выплата донору средней зарплаты за день прохождения медосмотра для сдачи крови, сам «донорский» день и последующий дополнительный день отдыха страховыми взносами облагать не нужно. Ведь эти выплаты не входят в систему оплаты труда работников-доноров, а производятся работодателем в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.

Но недавно ВАС РФ вынес другое решение (Постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2014 г. № 104/14). Поскольку выплата среднего заработка работодателем возможна только при наличии трудовых отношений между работником и организацией, то такая выплата должна облагаться страховыми взносами.

Реквизиты решения: Постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2014 г. № 104/14. О необходимости облагать страховыми взносами выплаченный средний заработок за день сдачи крови и последующий день дополнительного отдыха.

Доводы заявителя (Управление ПФР России): объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физлиц в рамках, в частности, трудовых отношений.

Суд решил: Согласно положениям ст. 186 ТК РФ сотрудник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за ним сохраняется средний заработок. Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Такие выплаты работодатель производит на основании закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.

Эти выплаты в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определенный ст. 9 Закона № 212-ФЗ, не включены.

Выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных ст. 186 ТК РФ обстоятельств возможна только при наличии трудовых отношений между работником и работодателем, что в силу ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ предполагает включение названной выплаты в объект обложения страховыми взносами.

Аналогичная правовая позиция применяется и в случае начисления взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Постановление Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. № 4922/11).

Налог на прибыль

Выплаты среднего заработка за «донорские» дни, дни медосмотра и дополнительного отдыха идут из фонда оплаты труда и включаются в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Что касается мнения Минфина России, то оно поддерживает такую позицию (письмо Минфина России от 18 августа 2009 г. № 03-03-06/2/154)

Таким образом, если ваш сотрудник два дня подряд не выходил на работу, а потом принес справку из медучреждения о сдаче крови, то ни уволить за прогул, ни наказать за несогласование дней с руководством вы не сможете. Работник имел полное право так поступить. А все что остается работодателю – это скорректировать табель учета рабочего времени, начислить донору среднюю зарплату за два дня отсутствия и рассчитать с нее налоги.

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  • Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»
  • Приказ Минздрава СССР от 7 августа 1985 г. № 1055 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для учреждений службы крови»
  • Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105 по согласованию с ЦСУ СССР
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2014 г. № 104/14
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. № 4922/11
  • Постановление ФАС МО от 28 февраля 2013 г. № Ф05-769/13
  • Постановление ФАС ПО от 26 ноября 2010 г. № А65-9880/2010
  • Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 апреля 2012 г. № 33-4615/12
  • Письмо Минфина России от 18 августа 2009 г. № 03-03-06/2/154
  • Письмо Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-04-05-01/530
  • Письмо Минфина России от 5 мая 2009 г. № 03-04-06-01/110

Новости по теме:

Материалы по теме:

Проблемы и задачи пропаганды молодежного донорства
Главный врач Калужской областной станции переливания крови Андрианов В.П.

Для 51% опрошенных важна оплата донорства. Только 15% сдают кровь с целью помочь, а не заработать
Напомним, что с 20 января текущего года вступил в силу Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», которым установлен запрет за замену бесплатного питания денежной компенсацией. Однако предусмотрен ряд случаев, когда возможна выплата вознаграждения за сдачу крови и (или) ее компонентов.

www.garant.ru

Федеральный закон Российской Федерации

«О донорстве крови и ее компонентов»

Настоящий Федеральный закон призван урегулировать отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Кровь – цельная кровь, заготовленная от донора и обработанная либо для переливания, либо для дальнейшего производства;

Компонент крови – используемые для лечебных целей составляющие крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, составляющие плазмы), которые могут быть приготовлены из цельной крови различными методами;

Препарат крови – лекарственное средство, полученное из крови или плазмы человека с применением химических технологий;

Трансфузиология – медицинская специальность и научная дисциплина, предметом которой является лечебное воздействие на объем, состав, свойства крови, деятельность системы крови введением трансфузионно-инфузионных средств (компонентов, препаратов крови, кровезаменителей) или селективного изъятия из циркулирующей крови ее составных частей – плазмы, эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, стволовых гемопоэтических клеток, других клеточных элементов, органических и неорганических веществ;

Служба крови – отрасль здравоохранения, целью которой является обеспечение качества трансфузионной терапии. Для реализации этой цели учреждения, подразделения и специалисты службы крови во взаимодействии с общественными организациями и медицинскими работниками организуют донорство крови и ее компонентов, производство, транспортировку, хранение и применение компонентов и препаратов крови, клиническое использование технологий, альтернативных аллогенным гемотрансфузиям;

Аутологичная трансфузия — трансфузия при которой донор и реципиент одно и то же лицо, у которого используется заранее заготовленная у него кровь и компоненты;

Учреждение службы крови — организация или подразделение, ответственное за любой аспект заготовки, обследования крови и компонентов, в каких бы целях они не использовались в дальнейшем, а также их приготовление, хранение, распределение для трансфузий. Не включает организации здравоохранения, в которых выполняются иные работы и услуги по специальности трансфузиология помимо заготовки и переработки донорской крови и ее компонентов;

Серьезный побочный эффект – любое побочное явление, связанное с заготовкой, обследованием, обработкой, хранением, распределением и применением крови или ее компонентов, которое может привести к смерти или угрозе жизни, инвалидности пациента или, как, результат трансфузии, к госпитализации, увеличению срока лечения или развитию заболевания.

Статья 2. Принципы донорства крови и ее компонентов

Донорство крови и ее компонентов — свободно выраженный добровольный акт.

Кровь и ее компоненты, применяемые в лечебных целях, могут быть получены только от человека.

Донором крови, ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин, прошедший медицинское обследование.

Донорами, как правило, могут быть граждане в возрасте от 18 до 60 лет. В отдельных случаях по решению врача донорами могут быть граждане иного возраста.

Порядок аутологичного донорства определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред.

Статья 3. Правовое регулирование в области донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации

К полномочиям Российской Федерации в области в области донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации (далее — в области донорства крови и ее компонентов) относятся:

проведение в Российской Федерации государственной политики в области донорства крови и ее компонентов;

разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на развитие, организацию и пропаганду донорства крови и ее компонентов;

определение порядка оказания трансфузиологической помощи гражданам на территории Российской Федерации;

осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области донорства крови и ее компонентов;

осуществление лицензирования медицинской деятельности по заготовке, производству, транспортировке и хранению донорской крови и ее компонентов;

осуществление лицензирования производства препаратов крови;

государственный контроль качества препаратов крови;

организация государственного учета доноров крови и ее компонентов;

разработка правил, нормативов, требований и государственных стандартов в области донорства крови и ее компонентов;

организация государственного статистического наблюдения в области донорства крови и ее компонентов;

обеспечение экономических, социальных и правовых условий для развития донорства крови и ее компонентов;

осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации в области донорства крови и ее компонентов полномочий.

Статья 5. Полномочия субъектов Российской Федерации в области донорства крови и ее компонентов

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области донорства крови и ее компонентов относятся полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области донорства крови и ее компонентов

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области донорства крови и ее компонентов в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по содействию донорству крови и ее компонентов

Руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, командиры (начальники) воинских частей обязаны:

оказывать содействие государственным и муниципальным организациям здравоохранения в привлечении граждан в ряды доноров;

беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов;

предоставлять безвозмездно необходимые помещения для взятия крови;

предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством льготы.

Статья 8. Участие Российского общества Красного Креста и других организаций в организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов

Российское общество Красного Креста, другие организации, учредительными документами которых предусмотрено оказание содействия охране здоровья населения, участвуют совместно с органами государственного управления здравоохранением в организации донорства крови и ее компонентов, его финансировании, а также в пропаганде среди населения безвозмездной добровольной сдачи крови и ее компонентов для лечебных целей.

Статья 9. Финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов

Финансирование мероприятий по обеспечению прав и льгот доноров, в том числе граждан Российской Федерации, награжденных знаком «Почетный донор России», по организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также за счет благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.

Финансирование мероприятий по развитию донорства крови и ее компонентов осуществляется преимущественно на основе федеральной, территориальных и муниципальных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет внебюджетных средств.

Права, обязанности донора и льготы, предоставляемые ему

Статья 10. Защита государством прав донора

Государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, а также предоставляет ему льготы.

Должностные лица организаций здравоохранения обязаны проинформировать донора о донорской функции и гарантиях сохранения его здоровья при сдаче крови и ее компонентов.

Донор подлежит обязательному страхованию за счет средств службы крови на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции. Средства на страхование должны входить в себестоимость крови.

Медицинское обследование донора перед сдачей крови и ее компонентов и выдача справок о состоянии его здоровья производятся бесплатно.

В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, донору возмещается ущерб, причиненный ему повреждением его здоровья в связи с выполнением им донорской функции, включая расходы на лечение, проведение медико-социальной экспертизы, социально-трудовую и профессиональную реабилитацию.

Инвалидность донора, наступившая в связи с выполнением им донорских функций, приравнивается к инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья.

Статья 11. Льготы, предоставляемые донору

В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования работник, являющийся донором, освобождается от работы на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности с сохранением за ним среднего заработка за эти дни. Военнослужащий, являющийся донором, освобождается от несения нарядов, вахт и других форм службы.

В случае, если по соглашению с администрацией работник, являющийся донором, в день сдачи крови вышел на работу (за исключением работ, связанных с особыми условиями труда), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха с сохранением за ним среднего заработка.

В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день донору по его желанию предоставляется другой день отдыха или день сдачи крови оплачивается не менее чем в двойном размере.

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов донору предоставляется дополнительный день отдыха с сохранением за ним среднего заработка. Указанный день отдыха по желанию донора может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

В день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств соответствующего бюджета. Компенсация за питание не должна превышать одного минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

Статья 12. Дополнительные льготы, предоставляемые донору

Донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, предоставляются следующие дополнительные льготы:

в течение шести месяцев студентам образовательных учреждений — надбавка к стипендии в размере 25 процентов за счет средств соответствующих бюджетов;

в течение года — пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полного заработка независимо от трудового стажа;

в течение года — лечение в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов;

в течение года — первоочередное выделение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения.

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать донорам другие дополнительные льготы.

Статья 13. Льготы для лиц, награжденных знаком «Почетный донор России»

Граждане, награжденные знаком «Почетный донор России», имеют право:

на внеочередное лечение в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;

на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;

на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года;

на компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета в размере, ежегодно устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, награжденные знаком «Почетный донор СССР», пользуются всеми льготами, предоставленными гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России».

Статья 14. Обязанности донора

Гражданин, изъявивший согласие стать донором крови и ее компонентов, обязан сообщить известные ему сведения о перенесенных им и имеющихся у него заболеваниях, а также об употреблении им наркотических средств.

Гражданин, умышленно скрывший или исказивший сведения о состоянии своего здоровья, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, если такие действия повлекли или могли повлечь существенное расстройство здоровья реципиентов.

Организация донорства крови и ее компонентов

Статья 15. Организации здравоохранения, осуществляющие заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов

Заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов осуществляют организации здравоохранения, являющиеся государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями. В учредительных документах таких организаций заготовка, переработка, хранение донорской крови и ее компонентов должны быть указаны в качестве основной деятельности.

Номенклатура организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Государственное и муниципальное имущество, закрепленное за организациями здравоохранения, осуществляющими заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, приватизации не подлежит.

Статья 16. Порядок взятия крови и ее компонентов от донора

Взятие крови и ее компонентов проводится после медицинского обследования донора в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Результат обследования донора должен быть документирован и любые отклонения от нормы сообщаются донору.

Статья 17. Контроль за качеством донорской крови и ее компонентов

Качество крови и ее компонентов контролируется службой качества организации здравоохранения, осуществляющей заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов.

Контроль деятельности организации здравоохранения, осуществляющей заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов осуществляется органом, лицензирующим медицинскую деятельность, не реже одного раза в течение двух лет. Одновременно могут контролироваться любые организации, получающие кровь и ее компоненты для обследования, переработки и применения.

Качество лекарственных средств, полученных из донорской крови контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения устанавливается система процедур наблюдения за серьезными неблагоприятными или неожиданными явлениями или реакциями доноров и реципиентов, а также эпидемиологическое наблюдение за донорами.

Органы управления здравоохранением принимают все необходимые меры, чтобы гарантировать, что кровь и ее компоненты, заготовленные, обследованные, обработанные, хранящиеся, выпущенные и/или распределенные на их территории можно проследить от донора до реципиента и в обратном направлении.

Данные, необходимые для полной прослеживаемости в соответствии с настоящей Статьей должны храниться не менее 30 лет

В отношении крови и компонентов, импортируемых из третьих стран, федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения создается порядок, позволяющий гарантировать, что в учреждениях службы крови этих стран внедрена система идентификации, обеспечивающая эквивалентный уровень прослеживаемости.

Статья 18. Ответственность должностных лиц организаций здравоохранения

Должностные лица организаций здравоохранения несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение порядка заготовки, переработки, хранения крови, ее компонентов и применения препаратов из донорской крови.

Статья 19. Адаптация деятельности службы крови к техническому и научному прогрессу

Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения совместно с организациями врачебного самоуправления обеспечивает соответствие достижениям технического и научного прогресса следующих составляющих деятельности службы крови:

информация, которая должна быть предоставлена донорам;

информация, которая должна быть получена от доноров, включая идентификацию, сведения о состоянии здоровья, подпись донора;

требования, касающиеся пригодности крови и плазмы доноров и скрининга донорской крови, включая:

— критерии постоянного отвода и, кроме того возможность возврата в донорский контингент;

— критерии временного отвода;

требования к хранению, транспортировке и распределению;

требования к качеству и безопасности крови и компонентов;

требования, применяемые к аутологичным трансфузиям;

стандарты и технические характеристики, относящиеся к системе качества учреждений службы крови;

процедуры по уведомлению о серьезных побочных эффектах и реакциях;

процедуры учета и отчетности в службе крови.

Статья 20. Регистрационная отчетность в области донорства крови и ее компонентов

Регистрация доноров организуется органами управления здравоохранением. Порядок регистрационной отчетности в области донорства крови и ее компонентов определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Порядок обмена донорской кровью, ее компонентами, препаратами из донорской крови и вывоз их за пределы Российской Федерации

Порядок обмена донорской кровью, ее компонентами и препаратами из донорской крови, в том числе по контрактному фракционированию, с иностранными медицинскими организациями устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Вывоз донорской крови и ее компонентов за пределы Российской Федерации допускается в случае оказания экстренной гуманитарной помощи при экстремальных ситуациях по решению Правительства Российской Федерации.

Продажа донорской крови и ее компонентов в другие государства в целях извлечения прибыли запрещается.

Статья 22. Организация донорства крови и ее компонентов при экстремальных ситуациях

В случаях стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях организация донорства крови и ее компонентов осуществляется в установленном порядке под руководством федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, республиканских, территориальных и местных органов управления здравоохранением.

Финансирование всех мероприятий по организации донорства крови и ее компонентов в случаях, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется за счет резервных фондов Правительства Российской Федерации, а также за счет резервных фондов субъектов Российской Федерации.

Статья 23. Действие международных договоров

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые устанавливает настоящий Федеральный закон, то применяются правила международного договора.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу:

Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142- I «О донорстве крови и ее компонентов» (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 28, ст.1064).

www.transfusion.ru

Это интересно:

  • Кто имеет право на помещение в дом-интернат для престарелых Минтрудсоцзащиты КБР Оформление в дом-интернат престарелых и инвалидов Получить эту услугу в электронном виде Оформление в дом-интернат престарелых и инвалидов Право на услугу имеют: Физические лица, граждане пожилого возраста […]
  • Экзамен для эмигрантов в россии на патент Комплексный экзамен для мигрантов: инструкция по применению C 1 января 2015 года в России был введен обязательный комплексный экзамен для мигрантов, желающих получить разрешение на временное проживание (РВП) и трудоустройство, а […]
  • Пенсии по инвалидности и по старости фз ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 16 марта 2015 В Российской Федерации социальные пенсии устанавливаются в соответствии с […]
  • Нужна ли прописка при оформлении пенсии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту […]
  • Перечисление алиментов на сберкнижку Как перечислять алименты на ребенка на сберкнижку? Здравствуйте, скажите я хочу выплачивать алименты детям не наруки бывшей гражданской жене, а на сберкнижку детям чтобы они получили все деньги в 18 лет это возможно? Подскажите как […]
  • Приказ 607 профилактические осмотры Перечислите основные принципы укрепления здоровья 1) направленность на все население 2) нацеленность на причины и определяющие факторы здоровья 3) достаточный арсенал средств от государственного управления, экономических компонентов […]