Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня, 3 июля 2016 г., 30 октября, 31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 20 июня 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 года

Президент Российской Федерации

Принят Закон о стратегическом планировании (СП) в Российской Федерации. Он заменяет Закон о госпрогнозировании и программах социально-экономического развития страны.

Ключевая идея нового закона — создать правовую основу для разработки, построения и функционирования комплексной системы СП в области социально-экономического развития и национальной безопасности России.

СП осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Важно расширить период прогнозирования и планирования, выйдя за рамки бюджетного цикла (3 года). Поэтому новый закон регулирует принятие и реализацию среднесрочных (на 3-6 лет) и долгосрочных (более 6 лет) решений в рамках взаимосвязанных задач, подчиненных общей цели.

Прописаны полномочия участников СП — главы государства, Совбеза России, Счетной палаты РФ, Правительства РФ, ЦБ РФ, ФС РФ и пр., определены иерархия и содержание документов СП. К последним, в частности, относятся прогноз научно-технологического развития нашего государства, стратегии национальной безопасности, пространственного развития страны и социально-экономического развития ее макрорегионов, госпрограмма вооружения, схемы территориального планирования России и ее субъектов. К их разработке могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации. Предусмотрена обязательная госрегистрация документов СП в специальном реестре. Их проекты проходят общественное обсуждение. Создается федеральная информационная система СП.

Особое внимание уделено мониторингу и контролю за реализацией документов СП.

Последние должны быть разработаны до 1 января 2017 г. Действующие документы СП следует привести в соответствие с новым законом.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2014 г., в «Российской газете» от 3 июля 2014 г. N 146, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3378

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

28.06.2014 принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который вступает в силу с 11.07.2014.

В отличие от Федерального закона от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 172-ФЗ) закон определяет участие не только органов государственной власти РФ, но и органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправление в стратегическом планировании.

Законом установлены правовые основы стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Статьями 33 и 35 Федерального закона № 172-ФЗ определены требования к порядку принятия, корректировки и содержанию прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный и среднесрочный периоды.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 33 Закона установлено, что прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также высшим исполнительным органом государственной власти субъекта утверждается прогноз социально-экономического развития субъекта на среднесрочный период, а также порядок его разработки и корректировки (части 5 и 6 статьи 35)

В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона № 172-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона № 172-ФЗ государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона № 172-ФЗ реализация стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется путем разработки плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Положения стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации детализируются в государственных программах субъекта Российской Федерации с учетом необходимости ресурсного обеспечения, в том числе определенного в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетным прогнозом субъекта Российской Федерации на долгосрочный период.

vladprok.ru

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ ст 33 (ред. от 31.12.2017)

Статья 33. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период

1. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и данных, представляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2. Корректировка прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период осуществляется в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период.

3. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается на вариативной основе.

4. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период содержит:

1) оценку достигнутого уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

2) определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;

3) оценку факторов и ограничений экономического роста субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

4) направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития;

5) основные параметры государственных программ субъекта Российской Федерации;

6) основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, предусмотренных государственными программами субъекта Российской Федерации;

7) иные положения, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Разработка и корректировка прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период осуществляются при методическом содействии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

6. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Порядок разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

fzrf.su

ФЗ «О стратегическом планировании в Российской федерации»

По закону, стратегическое планирование представляет собой процедуру создания целей, создания планов по организации мер, направленных на достижение цели. Конечным результатом такого планирования является достижение ранее поставленной цели в установленный срок. Регулируются достижения планов Федеральным Законом № 172.

Описание закона

Федеральный Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» был принят в Государственной Думе 20 июня 2014 года. Через 5 дней (25 июня) того же года законопроект одобрил Совет Федерации. В законную силу вступил документ 28.06.2014. Состоит настоящий закон из 15 глав и 47 статей.

Цель настоящего закона заключается в 4-х критериях:

  • конкретная направленность на некоторый промежуток времени;
  • четкость и измеримость;
  • согласованность с другими проектами и ресурсами;
  • обязательное контролирование.

Для осуществления цели, необходимо задействовать всех участников процесса стратегического планирования. Согласно 9 статье п 1, в качестве участников выступают:

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации и Государственная Дума;
  • Правительство России;
  • Совет Безопасности России;
  • Сетная палата РФ;
  • Центральный банк;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • другие организации, описанные в ст 9 п 2.

Согласно положениям закона — п 2 статьи 9, в качестве участников на уровне субъекта выступают:

  • законодательный орган гос. власти субъекта РФ;
  • высшее должностное лицо субъекта;
  • высший исполнительный орган гос. власти субъекта;
  • контрольно-счетный орган субъекта.

В 3-ем пункте рассматриваемой статьи, в качестве участников стратегического планирования на уровне муниципального образования являются — органы местного самоуправления.

Настоящий Федеральный Закон №172 регулирует правовые основы стратегического планирования в России. Также осуществляет:

  • координацию бюджетной политики;
  • определяет компетенцию федеральных органов гос. власти;
  • органов местного самоуправления;
  • взаимоотношения с организациями (общественными, научными);
  • порядок общения между участниками стратегического планирования.

Действие рассматриваемого закона распространяется на всю территорию России, также на территории, используемые по правилам международных договоров (даже морские пространства).

Для достижения постановленной цели через определенный промежуток времени, необходимо определение задач. В 8 статье Закона №172 указан перечень задач:

  • согласование стратегического управления и мер бюджетной политики на уровне государства и муниципалитета;
  • определение возможностей, внутренних и внешних условий;
  • предопределить преимущества социальной и экономической политики, а также целей и задач для их развития;
  • определить наиболее верный путь к решению поставленных целей и задач;
  • совокупность мероприятий, помогающих достигнуть цели и задачи;
  • установить ресурсы, необходимые для достижения целей;
  • проводить надзор за действиями участников стратегического планирования, за сроками выполнения и за ожидаемыми результатами;
  • контролировать реализацию документов по стратегическому планированию;
  • обеспечивать условия для вовлечения граждан в стратегическое планирование.

С момента издания Федерального Закона № 172 в него вносились изменения. Последняя редакция законодательного акта приходится на 23 июня 2016 года.

Каждый законодательный акт содержит главные принципы, и Федеральный Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» не исключение.

Основные принципы Закона №172:

  • Путь к реализации цели базируется на принципах единства и целостности. Обязательным условием для достижения цели является разграничение полномочий для достижения эффективности;
  • Принцип единства подразумевает единство методов при организации совокупности стратегического планирования;
  • Принцип преемственности и непрерывности подразумевает, что составление и введение в действие документов для осуществления поставленной цели осуществляется участниками системы последовательно. Последовательность зависит от ранее полученных результатов;
  • Принцип сбалансированности и эффективности подразумевает, что выбранные методы для достижения цели должны сопровождаться минимальными затратами ресурсов.

Чтобы рассмотреть все принципы стратегического планирования, необходимо изучить полный текст документа. Скачать Федеральный Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» можно по ссылке.

Последние изменения 172 ФЗ о стратегическом планировании

С течением времени и обстоятельств во все законы вносятся изменения, дополнения и поправки. В Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» члены Государственной Думы внесли изменения 23 июня 2016 года. Вносимые новшества необходимы для совершенствования законопроектов. В рассматриваемый закон внесли изменения на основания ФЗ №210 от 23.06.2016.

Статья 19 ФЗ о стратегическом планировании

Положения данной статьи предоставляют перечень документов, используемых для достижения цели в результате составления планов. Согласно закону, к отраслевым бумагам относятся:

  • схемы и стратегии развития в области экономики и государственного управления;
  • документы разных областей социально-экономического развития;
  • документы различного характера, соответствующие требованиям рассматриваемой статьи.

Исходя из п 7 ст 19, вышеуказанные документы обязательно содержат:

  • анализ, мнение и оценку состояния области социально-экономического развития;
  • несколько вариантов прогноза, указываются показатели развития по всем вариантам;
  • окончательные цели и задачи для выполнения.

Изменения коснулись п 10 ст 19. В нем указывается, что отраслевые бумаги утверждает Президент или Правительство России. В новой редакции было исключено предложение, которое гласило, что утверждать подобного рода бумаги полагается только в течение года с даты их издания.

Статья 32 ФЗ № 172

Суть 32 статьи заключается в правилах составления стратегического планирования. Указывается период, на который она разрабатывается, подробно описывается ее содержание, описываются правовые аспекты, порядок разработки и корректировки и т. д. Изменения были сделаны в 8 пункте рассматриваемой статьи, а именно после слов «Порядок согласования» дополнить словом «проекта».

  • третий пункт части 2 признать утратившим силу;
  • внести в 47-ую ст часть 2.1, описывающую правила внедрения стратегического прогноза до 1 января 2017 года;
  • внести вы 47-ую ст часть 3.1, содержащую текст — до 1 января 2018 года необходимо разработать стратегию социально-экономического развития;
  • в часть 3.2 внести текст, о том, что до 1 января 2019 года необходимо разработать бумаги стратегического планирования в соответствии с ч 1 рассматриваемой статьи.

В заключительном положении Федерального Закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» дана информация, означающая, что все документы по намеренной стратегии, принятые до момента вступления в действие рассматриваемого закона, признаются действующими до указанного в них срока.

210fz.ru

Ответы на вопросы по реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ»

Ответы на вопросы по реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ). Информация Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития России.

1. Текущий статус Плана подготовки документов стратегического планирования Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона N 172-ФЗ

Проект Плана подготовки документов стратегического планирования Российской Федерации (предусмотрен пунктом 1 Плана подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (документов), необходимых для реализации норм Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») подготовлен Минэкономразвития России и в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. После утверждения Правительством Российской Федерации План будет доведен до сведения субъектов Российской Федерации.

2. Ход реализации Плана подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (документов), необходимых для реализации норм Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (утвержден Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым от 26 сентября 2014 г. N 6424п-П13)

В соответствии с указанным Планом к настоящему моменту приняты следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие отдельные вопросы осуществления стратегического планирования на федеральном уровне:

постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. N 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» (вместе с «Правилами государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования») 1 ;

постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 699 «Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 721 «О внесении изменений в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 789 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 г. N 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов»;

постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 г. N 823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. N 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 914 «О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период» (вместе с «Правилами разработки и утверждения бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период»);

постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (вместе с «Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период»);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период»);

постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 1449 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации»).

3. Наличие несогласованности отдельных положений Федерального закона N 172-ФЗ и Федеральных законов N 131-ФЗ, N 184-ФЗ, Бюджетного и Градостроительного кодексов Российской Федерации

В целях обеспечения согласованности законодательства Российской Федерации с нормами Федерального закона N 172-ФЗ в 2016 г. Минэкономразвития России планирует инициировать внесение изменений в ряд федеральных законов — в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Градостроительный кодекс Российской Федерации по уточнению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования.

Федерального закона N 131-ФЗ — в части наделения муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) полномочиями по осуществлению стратегического планирования и разработке документов стратегического планирования;

Федерального закона N 184-ФЗ — в части исключения подготовки программ социально-экономического развития, наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению стратегического планирования и разработке документов стратегического планирования;

Градостроительного кодекса Российской Федерации — в части внесения норм, устанавливающих в качестве основания для разработки документов территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации документы стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом N 172-ФЗ.

Ожидаемый срок подготовки законопроекта — 1 полугодие 2016 года.

4. Порядок методического обеспечения стратегического планирования на региональном и местном уровне. Планируемые перечень, состав и сроки подготовки федеральных методических материалов по вопросам стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона 172-ФЗ методическое обеспечение стратегического планирования в Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, что обусловливает необходимость подготовки совокупности федеральных методических материалов по подготовке документов стратегического планирования регионального и муниципального уровня. При этом данные методические материалы имеют рекомендательный характер.

Часть документов стратегического планирования, обеспечивающих и влияющих на региональное развитие, относятся к сфере компетенции Минэкономразвития России, другая часть — к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти.

Минэкономразвития России подготовлен проект Методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, а также по организации мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. В настоящее время продолжается экспертная дискуссия по проекту. После ее завершения Методические рекомендации будут доступны для ознакомления, сбора замечаний и предложений на сайте Минэкономразвития России.

Планируется подготовка методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития муниципального района, городского округа, плана мероприятий по ее реализации (2016 г.).

В соответствии с положениями Федерального закона N 172-ФЗ Минэкономразвития России осуществляет методическое содействие по разработке долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также планов мероприятий по реализации стратегий субъектов в форме методических консультаций по решению практических вопросов разработки указанных документов стратегического планирования. Методические рекомендации по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации утверждены приказом Минрегиона России от 19 апреля 2013 г. N 169, в соответствии с п. 1.2.1 которых предусматривается подготовка проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации на основе стратегий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, что соответствует статье 38 Федерального закона N 172-ФЗ, в связи с чем внесение изменений в данные методические рекомендации в этой части не планируется.

Федеральным законом N 172-ФЗ предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по методическому обеспечению стратегического планирования на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

В этой связи, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять соответствующий комплект документов регионального уровня, регламентирующих организацию процесса стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации.

Методическое обеспечение стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации направлено на формирование комплекса методических указаний, определяющих последовательность управленческих решений по стратегическому планированию, комплекс инструментов разработки и реализации документов стратегического планирования. Содержание методических указаний должно способствовать повышению эффективности и определенности действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования, а также обеспечению согласованности региональных стратегических документов с документами стратегического планирования Российской Федерации.

Основные требования к региональным документам стратегического планирования определены в соответствующих статьях Федерального закона N 172-ФЗ.

На основании пункта 1 части 9 статьи 10 Федерального закона N 172-ФЗ разработку, координацию разработки и корректировку документов стратегического планирования, разрабатываемых на региональном уровне, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 172-ФЗ и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 Федерального закона N 172-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 10 Федерального закона N 172-ФЗ методическое обеспечение стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации осуществляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Основные требования к порядку разработки и содержанию прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период и прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период предусмотрены в статье 33 и статье 35 Федерального закона N 172-ФЗ. При этом, согласно части 7 статьи 33 и части 6 статьи 35 Федерального закона N 172-ФЗ порядок разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень государственных программ субъекта Российской Федерации и порядок их разработки, реализации и оценки их эффективности утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К полномочиям высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации также отнесено осуществление методического обеспечения разработки и корректировки стратегии части территории субъекта Российской Федерации (ч. 10 ст. 32 Федерального закона 172-ФЗ). С учетом пункта 1 статьи 6 в его взаимосвязи с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в законах субъектов Российской Федерации определять общие положения о порядке обеспечения согласованности долгосрочных целей и задач социально-экономического развития муниципальных образований с приоритетами и целями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

На муниципальном уровне в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ принимаются муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие последовательность, порядок разработки и содержание документов стратегического планирования муниципального образования.

Консультативная помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывается специалистами Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития России по телефону 8(495) 650-87-00 (добавочные 2766, 2751) и электронной почте [email protected]

5. Осуществление взаимоувязки документов стратегического планирования различных уровней

В настоящее время существует проблема взаимоувязки документов стратегического планирования регионального уровня с документами Российской Федерации, а также документов муниципальных образований с документами субъектов Российской Федерации. Данный вопрос связан с необходимостью наличия документов стратегического планирования вышестоящего уровня для эффективной разработки документов стратегического планирования нижестоящего уровня. Для документов нижестоящего уровня это должно обеспечить иерархическую согласованность по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам с документами вышестоящего уровня.

В этой связи субъектам Российской Федерации целесообразно приводить в соответствие свои действующие документы стратегического планирования или разрабатывать новые после принятия основных документов стратегического планирования федерального уровня.

До выхода необходимых документов стратегического планирования Российской Федерации необходимо использовать существующие в субъектах Российской Федерации экономические и правовые механизмы стратегического планирования и прогнозирования.

Например, в 2015 году разработка бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период может осуществляться на основе ранее принятого прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период с учетом внесения в указанный прогноз изменений, характеризующих особенности текущего экономического положения Российской Федерации и данного субъекта Российской Федерации.

В случае отсутствия по состоянию на 2015 год прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период органы государственной власти данного субъекта в целях соблюдения требований статьи 170.1 Бюджетного кодекса разрабатывают и утверждают новый прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период с учетом факторов изменения экономической конъюнктуры.

При этом, в дальнейшем, в бюджетный прогноз и прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период должны быть внесены коррективы, связанные с актуализацией действующего долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года либо с утверждением нового прогноза Российской Федерации на долгосрочный период.

Ряд важнейших документов стратегического развития Российской Федерации находится в стадии разработки либо согласования. Предполагаемые сроки подготовки документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации 2 :

бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период — январь 2017 г.;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период — сентябрь 2016 г.;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период — ноябрь 2017 г.;

стратегия социально-экономического развития Российской Федерации — июнь 2017 г.;

стратегия пространственного развития Российской Федерации — ноябрь 2017 г. 3 ;

стратегии социально-экономического развития макрорегионов — сентябрь 2018 г.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в статью 47 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», направленный на перенос срока подготовки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, определенного Федеральным законом N 172-ФЗ, с 1 января 2017 г. на 1 января 2019 г. В этой связи предполагается изменение сроков подготовки и других документов стратегического планирования.

По состоянию на декабрь 2015 г. законопроект находится в Правительстве Российской Федерации.

С принятием законопроекта срок подготовки документов на различных уровнях может быть установлен со сдвижкой на один год.

6. Допускается ли утверждение документов развития отраслей экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации, не предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона 172-ФЗ (Инвестиционной стратегии субъекта Российской Федерации, отраслевых стратегий и концепций и др.)?

Позиция Минэкономразвития России — принятие отраслевых документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации с учетом установленной Федеральным законом N 172-ФЗ системы документов стратегического планирования избыточно и нецелесообразно.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона 172-ФЗ перечень документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации, является закрытым. Документы не предусмотренные перечнем, не являются документами стратегического планирования.

Утверждение документов развития отраслей экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации не воспрещается положениями Федерального закона N 172-ФЗ. Однако, во избежание избыточности, целесообразность их принятия должна определяться исходя из критерия отсутствия дублирования содержащихся в них положений и соответствующих положений стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и государственных программ субъекта Российской Федерации.

Минэкономразвития России также обращает внимание, что в соответствии с положениями части 1 статьи 37 и части 4 статьи 32 Федерального закона N 172-ФЗ указанные документы не являются основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, а их принятие в субъекте Российской Федерации нарушает принцип единства и целостности стратегического планирования (часть 2 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ).

С учетом закрепленного Федеральным законом N 172-ФЗ за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в сфере стратегического планирования по установлению требований к содержанию документов стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации (пункт 2 статьи 5), полагаем, что оптимальная модель стратегического планирования субъекта Российской Федерации в конкретной сфере (отрасли) социально-экономического развития состоит в указании приоритетов, целей и задач развития данной сферы (отрасли) в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а мероприятий по их реализации — в плане мероприятий по реализации стратегии и в государственных программах субъекта Российской Федерации.

Таким образом, рекомендуется подготовка отраслевых разделов в составе стратегии субъекта Российской Федерации (в форме основных разделов либо в форме приложений) и соответствующего набора государственных программ субъекта Российской Федерации.

7. Статус программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предусмотренный пунктом «г» части 2 статьи 5, пунктами «б», «в» части 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не включенных в перечень документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации, установленный Федеральным законом N 172-ФЗ

Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон N 184-ФЗ в части исключения норм о подготовке программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в соответствии с нормами Федерального закона N 172-ФЗ не является документом стратегического планирования.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах» увязка стратегического и бюджетного планирования реализуется через механизм государственных программ Российской Федерации. Соответственно, на уровне субъекта Российской Федерации — через механизм государственных программ субъектов Российской Федерации.

В условиях расширения применения механизма государственных программ субъектов Российской Федерации, увязывающего в среднесрочном периоде приоритеты социально-экономического развития и процесс бюджетного планирования, подготовка программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации представляется избыточной.

При этом, согласно части 4 статьи 47 Федерального закона N 172-ФЗ документы стратегического планирования, принятые до дня вступления в силу Федерального закона N 172-ФЗ, считаются действительными до окончания установленного в них срока, если иное не установлено Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышеизложенным, реализация программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации может быть завершена в установленные сроки.

Актуальные цели и задачи ранее утвержденных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в дальнейшем могут включаться в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а мероприятия и необходимые для их реализации финансовые средства — предусматриваться в государственных программах субъектов Российской Федерации.

При этом разработка новых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, если у субъекта Российской Федерации есть потребность в таком документе, в настоящее время не запрещена.

8. Статус программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, полномочие принятия которых закреплено за органами местного самоуправления пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с частью 5 статьи 11 Федерального закона 172-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона N 172-ФЗ по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться в муниципальных районах и городских округах стратегия социально-экономического развития муниципального образования (далее — муниципальная стратегия) и план мероприятий по ее реализации. Таким образом, 172-ФЗ наделяет муниципальные районы и городские округа (т.е. крупные муниципальные образования) правом подготовки указанных стратегических документов.

Муниципальная стратегия носит комплексный характер и направлена на развитие различных подсистем муниципальной экономики и социальной сферы. Исходя из части 2 статьи 39 Федерального закона N 172-ФЗ, реализация муниципальной стратегии осуществляется путем разработки плана мероприятий по реализации муниципальной стратегии. Кроме того, частью 5 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ в перечне документов муниципального стратегического планирования предусмотрены муниципальные программы, которые также могут применяться в качестве механизма реализации муниципальной стратегии.

По мнению Минэкономразвития России, при наличии в муниципальном районе, городском округе муниципальной стратегии, плана мероприятий по ее реализации и муниципальных программ, предусмотренных частью 5 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ, программа комплексного социально-экономического развития будет иметь избыточный характер и во многом дублировать положения указанных документов стратегического планирования. В этой ситуации разработка программы комплексного социально-экономического развития муниципального района, городского округа представляется нецелесообразной.

В то же время из части 2 статьи 39 Федерального закона N 172-ФЗ следует, что органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов вправе не принимать муниципальную стратегию и план мероприятий по ее реализации. В этом случае приоритетные направления, цели и задачи развития муниципальных районов, городских округов могут определяться в программах (планах) комплексного социально-экономического развития, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 131-ФЗ).

Таким образом, при отсутствии в муниципальном районе, городском округе стратегии социально-экономического развития и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, предусмотренных частью 2 статьи 39 Федерального закона N 172-ФЗ, разработка программ комплексного социально-экономического развития является важнейшим альтернативным механизмом регулирования развития муниципальной экономики и социальной сферы для муниципальных районов и городских округов.

Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов могут быть актуализированы и войти в структуру муниципальных стратегий.

При этом для городских и сельских поселений подготовка программ комплексного социально-экономического развития является приоритетным инструментом обеспечения устойчивого развития.

9. Статус Порядка согласования стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации

essobmr.ru

Это интересно:

  • Закон 38-зрк с изменениями Закон Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" Закон Республики Крымот 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК"Об особенностях регулирования […]
  • Федеральный закон о государственной корпорации по атомной энергии росатом Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ"О Государственной корпорации по атомной энергии […]
  • Закон о медицинском страховании граждан в российской федерации 2014 Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ"Об обязательном медицинском страховании в […]
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ"О техническом регулировании" С изменениями и дополнениями от: 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 […]
  • 9 закона об организации страхового дела в российской федерации Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ в наименование внесены […]
  • Комментарии к закон о занятости населения рф Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]