Новый закон не допустит появления «обманутых дольщиков»

Граждане смогут контролировать процесс строительства жилья в режиме онлайн

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

19 июля на пленарном заседании Государственной Думы депутаты приняли во втором чтении проект закона о создании специального компенсационного фонда для решения проблемы участников долевого строительства.

Застройщики заплатят одинаково

При подготовке законопроекта ко второму чтению депутаты установили прозрачный механизм определения обязательных отчислений застройщиков в создаваемый компенсационный фонд. Эти средства — гарантия того, что люди не потеряют деньги, вложенные ими в строительство жилья. Если квартиры не будут сданы в срок, граждане либо получат компенсацию из фонда, либо эти средства будут направлены на достройку дома. В нынешней редакции документ исключает вариативный подход к оценке застройщиков, когда одной компании пришлось бы отчислять в гарантийный фонд 1 процент от стоимости проекта, а другой — 5-6 процентов, что означало бы автоматическое удорожание жилья с перекладыванием этих расходов на плечи участников долевого строительства. Депутаты зафиксировали в проекте федерального закона ставку на уровне 1,2 процента, оговорив, что она будет пересматриваться не чаще одного раза в год и только федеральным законом, то есть после принятия соответствующего решения депутатами.

Все нормы по проведению конкурсов и торгов теперь будут действовать автоматически.

Кстати, со времени первого чтения законопроект претерпел серьёзные изменения и даже поменял название. Если ранее речь шла о поправках в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», то сегодня депутаты приняли законопроект «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков». Другими словами, государственный фонд, который должен гарантировать защиту прав участников долевого строительства, ко второму чтению стал публично-правовой компанией — то есть получил организационно-правовую форму, которая регулируется специальным законодательством.

«Обманутых дольщиков» нанесут на «дорожную карту»

— Это означает, что все нормы с точки зрения внутренних и внешних контрольных процедур, контроля Счётной палаты, а также все нормы по проведению конкурсов и торгов, теперь будут действовать автоматически, — уточнил в своём докладе глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Он также отметил, что законопроект определяет «исчерпывающий перечень активов», в которые могут инвестироваться временные средства компенсационного фонда.

Вся информация — в открытом доступе

Серьёзные изменения внесены в документ и с точки зрения требований к застройщикам — к участию в гарантийной системе будут привлекать только надёжные компании, удовлетворяющие ряду условий. Среди них — необходимость владения собственными средствами в объёме, достаточном для строительства домов, открытие специальных счетов в банках с неснижаемым остатком в размере 10 процентов от стоимости проектов, и процедура ведения проектных кампаний — когда застройщик не может одновременно заниматься массой проектов. Наконец, одна из самых важных новелл — то, что компания, привлекающая деньги граждан под долевое строительство, не имеет права заниматься другими видами деятельности.

Важным правовым новшеством стало и требование публичности. До 1 января 2018 года будет создана единая государственная информационная система, в которой отразят все до единого объекты долевого строительства, необходимую документацию и ход реализации проектов.

— Мы тем самым дадим возможность гражданам контролировать ситуацию — не будем заставлять их бегать как сейчас по чиновникам и застройщикам, а дадим возможность контролировать это таким же образом, как сейчас есть возможность для граждан контролировать ситуацию с расселением аварийного жилья, — пояснил Николай Николаев.

Мошенникам не дадут присосаться к бюджету

В ходе пленарного обсуждения первый заместитель председателя думского Комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов предложил вернуться к идее о том, чтобы процентная ставка взноса в компенсационный фонд была плавающей и разнилась от застройщика к застройщику, однако при этом имела верхний предел — как в случае курортного сбора, который также обсуждался в этот день в Государственной Думе. Николай Николаев возразил на это, что плавающая ставка может стать инструментом недобросовестной конкуренции: крупные застройщики станут давить маленьких, лоббируя условия, при которых мелким компаниям придётся платить больше. К тому же для качественной оценки рисков в каждом отдельном случае потребовалась бы мощная инфраструктура — целая региональная сеть, которая бы тратила деньги фонда нецелевым образом.

Член Комитета по транспорту и строительству Олег Нилов посчитал, что «гора поправок с благими намерениями спасти дольщиков родила мышь». По мнению депутата, ущербность выработанного механизма компенсации заключается в том, что не прописана возможность использования бюджетных средств. Однако, судя по результатам голосования по отдельным поправкам, большинство депутатов согласилось с докладчиком в той части, что идеальный механизм помощи дольщикам не должен задействовать бюджетные деньги. По словам Николая Николаева, использование бюджетных средств лишь привлекает мошенников, которые привыкли действовать по принципу «народ скинется, а бюджет заплатит». Благодаря новому закону, предъявляющему к застройщикам жёсткие требования, у мошенников теперь попросту не будет шансов закрепиться на этом рынке.

Всего ко второму чтению на законопроект поступило 111 поправок. 25 из них депутаты приняли единогласным решением, 86 отклонили после небольших дебатов.

Член Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Андрей Андрейченко предложил увеличить количество наблюдателей от Федерального Собрания в фонде для того, чтобы более тщательно и оперативно контролировать процесс долевого строительства. А также сделать так, чтобы фонд чаще отчитывался перед контролирующими органами — не ежеквартально, а ежемесячно. На это Николаев ему возразил, что двух представителей от законодателей более чем достаточно, учитывая то, что в законопроекте прописан контроль со стороны Счётной палаты. Она, в свою очередь, будет регулярно отчитываться перед парламентариями.

Всего ко второму чтению на законопроект поступило 111 поправок. 25 из них депутаты приняли единогласным решением, 86 отклонили после небольших дебатов. Большинство отклонённых поправок относились к вопросам деятельности фонда как некоммерческой организации, и были сняты благодаря норме о том, что компенсационный фонд станет публично-правовой компанией.

Что будет с уже обманутыми

Выплаты из создаваемого компенсационного фонда распространяются только на будущих участников долевого строительства. А что делать тем, кого уже обманули застройщики? По данным рабочей группы Президиума Генсовета партии «Единая Россия» по защите прав дольщиков, сегодня в стране недостроено 928 объектов жилого строительства, ещё 400 застройщиков имеют проблемы с финансированием. Их жертвами, по разным оценкам, стали от 45 тысяч до 130 тысяч россиян.

— Основная беда — то, что мы действительно не понимаем на сегодняшний день реальный масштаб всего этого явления, — сказал «Парламентской газете» Николай Николаев. — Сейчас официально регистрируют в качестве «обманутых дольщиков» только тех, кто пострадал, являясь при этом держателями договоров долевого участия. А на самом деле огромное количество людей пострадало, когда их затащили в различные жилищно-строительные кооперативы, когда предлагали им подписывать какие-то предварительные договоры долевого участия.

Основная беда — то, что мы действительно не понимаем на сегодняшний день реальный масштаб всего этого явления

Пока в России не ведётся централизованного учёта объектов, которые необходимо достроить. Однако к 1 августа все субъекты РФ сформировать и представить «дорожные карты» по решению проблем дольщиков — таково распоряжение Правительства. Наличие, качество и соблюдение таких «дорожных карт» народные избранники намерены поставить на парламентский контроль.

Как рассказал «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин, решение по каждому недострою, скорее всего, будет приниматься отдельно, поскольку универсального «коробочного» решения проблемы дольщиков для всей страны не существует. В одних ситуациях поможет изменение строительного проекта, например увеличение этажности дома. В других потребуется привлечение новых инвесторов для дофинансирования. Привлекать бизнес вкладываться в проекты будут в том числе выделением земель федерального пользования.

Одно из важнейших решений, принятых для решения проблем обманутых дольщиков — по процедуре банкротства: благодаря изменениям в законодательстве у участников долевого строительства появился приоритет перед другими кредиторами во время банкротства застройщиков. Кроме того, около года работает определённый постановлением Правительства алгоритм, позволяющий субъектам РФ поменять застройщика для того, чтобы привлечь на проблемный объект новых инвесторов — на сегодняшний день этот алгоритм уже задействован по 12 заявкам от субъектов РФ. Кроме того, в Госдуме по поручению спикера Вячеслава Володина создана рабочая группа по проблемам дольщиков. Ее возглавил вице-спикер Владимир Васильев, что подчеркивает серьёзность намерений законодателей раз и навсегда разобраться с этой проблемой.

www.pnp.ru

Законопроект о защите прав дольщиков ужесточит требования к участникам долевого строительства

Фото: ПГ / Михаил Нилов

Законопроект о защите прав дольщиков ужесточит требования к тем, кто работает с деньгами граждан, а также будет способствовать «очистке» строительной отрасли в целом. Об этом журналистам рассказал первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике Александр Сидякин («ЕР»).

«Мы должны прийти к тому, чтобы рынок был понятным, чтобы там не было жуликов, чтобы там не было истории, когда кто-то просто переводит деньги из одного объекта в другой», — цитирует пресс-служба слова Сидякина.

По его словам, основной задачей законопроекта является блокирование проявления новых проблемных объектов, а в дальнейшем возможность отказа от долевого строительства.

«Есть решение президента потихонечку отказаться от практики долевого строительства. Мы движемся в этом направлении», — отметил парламентарий.

Кроме того, Сидякин рассказал, по каким направлениям законопроект могут доработать к следующему чтению. Предлагается ввести запрет на выдачу строительных разрешений застройщикам, у которых есть проблемы с другими объектами долевого строительства или с привлечением средств дольщиков.

«У Стройнадзора должно быть право не давать такое разрешение, что нам позволит существенно хеджировать риски, которые в этой отрасли возникают», — заключил Сидякин.

Контроль в долевом строительстве станет строже

Также законодатели могут смягчить требования к строительным компаниям, которые привлекают к завершению строительства проблемного объекта другого застройщика.

«Я уже сказал о необходимости выделить в отдельное правоотношение статью, когда мы кого-то привлекаем. Если мы привлекаем застройщика достроить другой объект, наверное, грузить его всеми этими требованиями не совсем правильно», — отметил он.

Ранее «Парламентская газета» писала, что Госдума приняла в первом чтении два законопроекта. Один ужесточает наказание за нарушения, допущенные застройщиками при работе с объектами долевого строительства.

Второй предусматривает разработку Правительством требований к застройщикам, привлекающим дольщиков, а также создание региональных контролирующих органов, которые будут вести надзор за долевым строительством. Власти субъектов РФ должны будут вносить информацию о выданных разрешениях на строительство в единую базу данных.

Штрафы для юридических лиц вырастут до 200 тысяч рублей, а за повторное нарушение достигнут 300 тысяч рублей. Если компания незаконно использовала в названии фразу «специализированный застройщик», то ей придётся заплатить от 500 до 700 тысяч рублей.

Также предусмотрены санкции для чиновников за незаконное оформление заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям закона. Штраф достигнет 100 тысяч рублей.

В декабре 2017 года президент Владимир Путин подписал закон о создании Компенсационного фонда для обманутых дольщиков. За время работы фонда (с 25 октября 2017 года) в него уже поступило 25 миллионов рублей.

По данным Минстроя, в 72 регионах России насчитывается 830 проблемных объектов долевого строительства и около 38 тысяч человек, которых государство признаёт «обманутыми дольщиками». При этом министр строительства Михаил Мень отмечал, что пострадавших граждан может быть около 86 тысяч.

Александр Сидякин отмечает, что реальное количество пострадавших дольщиков может достигать 130 тысяч человек из-за того, что они не желают включения в соответствующие реестры.

Ожидается, что в течение ближайших лет долевое строительство в России перестанет существовать. Вместе него предлагается создать систему проектного финансирования, в которой банки будут получать средства от граждан и передавать их застройщику при соблюдении им требований закона.

www.pnp.ru

ФЗ-214 – Закон о долевом участии в строительстве

Привлечение денег от граждан для долевого строительства жилых многоквартирных домов регулируется специальным законом – ФЗ-214. Его еще называют в народе – «Закон о защите прав дольщиков».

ФЗ-214 – это Федеральный Закон №214 от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Закон принят в целях защиты интересов дольщиков от неправомерных и недобросовестных действий Застройщиков (Откроется в новой вкладке.»>Девелоперов). Закон периодически дорабатывается, в него вносятся изменения, в соответствии с текущими реалиями рынка.

Этим законом защищены ТОЛЬКО те дольщики, которые заключили Откроется в новой вкладке.»>Договоры долевого участия (ДДУ). Другие типы договоров с Девелопером (в том числе Предварительные договоры) не дают такой защиты.

Собственно «защита» сводится к тому, что закон ФЗ-214 строго регламентирует требования к Застройщику при реализации строительного проекта, и привлечении денег с рынка (т.е. с граждан). А также – к четкой формулировке прав дольщиков на конкретные квартиры в строящемся доме, с возможностью влиять на Застройщика и взыскивать с него неустойки за нарушение условий договора.

Последние изменения в этот закон вступили в действие с 01 июля 2018 года, о них мы расскажем ниже. Ссылка на полный текст закона ФЗ-214 (со всеми изменениями) – в конце статьи.

Защита прав дольщиков по ФЗ-214 – в чем именно?

Согласно закону ФЗ-214, защита прав дольщиков при строительстве жилья выражается, в частности, в следующем:

  • В обязанности Девелопера иметь на руках ключевые документы для реализации строительного проекта – разрешение на строительство, и зарегистрированные права на участок застройки (собственность или аренда);
    Для справки – раньше Девелоперы часто собирали деньги с граждан (т.е. продавали квартиры), и вели стройку, не дожидаясь разрешений и согласований, а пытались получить это все потом, задним числом, и не всегда это получалось;
  • В обязанности Девелопера публично (в т.ч. на своем сайте) представлять подробные сведения о себе, своем финансовом состоянии, и о проекте – в виде бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения и Откроется в новой вкладке.»>Проектной декларации (ст.3.1, и ст.19, ФЗ-214);
  • В обязанности Девелопера вложить в проект собственные средства, в размере не менее 10% от общего бюджета проекта (пп.1.1, п.2, ст.3, ФЗ-214);
  • В обязанности Девелопера использовать привлеченные от дольщиков деньги строго на реализацию конкретного проекта, и никуда больше.
    С июля 2018 г. контроль за целевым расходом средств на счетах Застройщиков поручено вести уполномоченным банкам;
  • В обязанности Девелопера зафиксировать в ДДУ окончательную цену на квартиру, и невозможности решения своих финансовых проблем за счет дополнительных платежей дольщика (в отличие от Откроется в новой вкладке.»>ЖСК, например);
  • В обязанности Девелопера зарегистрировать каждый ДДУв Откроется в новой вкладке.»>УФРС, что исключает возможность Откроется в новой вкладке.»>«двойных продаж» строящихся квартир (ст.17, ФЗ-214);
  • В обязанности Девелопера четко обозначать срок передачи построенной квартиры дольщику, и нести финансовую ответственность (уплата пени) за нарушение этого срока;
  • В возможности дольщика выйти из проекта путем продажи своих прав на квартиру третьему лицу (через Откроется в новой вкладке.»>Договор уступки прав требования, ст.11, ФЗ-214);
  • В возможности дольщика требовать от Девелопера бесплатного устранения обнаруженных строительных дефектов, либо уменьшения цены квартиры на соответствующую сумму (п.2, ст.7, ФЗ-214);
  • В обязанности Девелопера предоставлять гарантию на построенное жилье – не менее 5-ти лет на конструктивные элементы, и не менее 3-х лет – на инженерное оборудование (п.5 и 5.1, ст.7, ФЗ-214);
  • В возможности дольщика расторгнуть ДДУ в одностороннем порядке (п.1. ст.9, ФЗ-214), и потребовать возвращения уплаченной суммы с процентами, при грубом нарушении Девелопером условий договора (ФЗ-214 устанавливает правила возврата денег дольщику);
  • В обязанности Девелопера обеспечивать защиту инвестиций дольщиков путем страхования своей гражданской ответственности, или отчисления в компенсационный фонд, или расчетов через счета эскроу (см. ниже об этом).

Кроме того, по ФЗ-214 (статьи 13 – 15), обеспечением исполнения обязательств Девелопера по ДДУ является залог земельного участка и строящегося на нем жилого дома. В случае «недостроя» и/или банкротства Девелопера, залог реализуется в пользу дольщиков, позволяя им компенсировать (полностью или частично) свои вложения.

На практике, в случае банкротства Девелопера, государство (в лице местной власти), обычно, предлагает другому Девелоперу завершить стройку, привлекая его с помощью персональных льгот (например, бесплатного земельного участка для нового строительства).

Выполнение условий закона ФЗ-214 – это действительно жесткие условия для Девелопера. И возможностей ухода от ответственности у него здесь остается очень мало. Но они все-таки есть.

Несмотря на то, что этот закон действительно во многом защищает дольщика, и «напрягает» Девелопера, тем не менее, следует понимать, что закон ФЗ-214 – это не абсолютная гарантия безопасности. Во-первых, не все хорошие идеи, заложенные в законе, имеют механизм воплощения в реальной жизни (пока). Во-вторых, финансовые и административные проблемы, экономические кризисы, «долгострой», и банкротство Девелоперов – все равно случаются, так же как случаются пожары, наводнения и землетрясения (отменить или запретить их пока ни у кого не получается).

Изменения в закон ФЗ-214 за последние годы

С января 2014 года очередными поправками в закон ввели Откроется в новой вкладке.»>обязательное страхование гражданской ответственности Застройщика перед дольщиками, которое позволяло вернуть покупателям квартир в новостройках все вложенные средства, в случае банкротства строительной компании (краткая справка об этом – на официальном сайте «РГ» –​ Откроется в новой вкладке.»>здесь).

Однако, на рынке такое страхование не прижилось, и уже с июля 2017 это требование отменили.

А с октября 2017 новые поправки в ФЗ-214 обязали всех Застройщиков при запуске новых проектов, вместо страхования своей ответственности отчислять денежные взносы в единый Откроется в новой вкладке.»>государственный компенсационный фонд долевого строительства (подробнее по ссылке). В случае банкротства Застройщика, деньги из этого фонда будут использоваться для финансирования достройки дома или для выплаты компенсаций дольщиком.

В том же 2017 году введены новые ужесточения для Застройщиков (и все в угоду дольщикам). Увеличились требования к размеру уставного капитала компании-застройщика, и увеличились требования к раскрытию информации о проекте, которую каждый Застройщик должен опубликовать на своем сайте (подробнее об этом см. на шаге нашей ИНСТРУКЦИИ – «Откроется в новой вкладке.»>Знакомимся с девелоперским проектом»).

Кроме того, введена уголовная ответственность Застройщика за привлечение денег на строительство с нарушением закона (Откроется в новой вкладке.»>ст. 200.3 УК РФ).

Отдельно стоит добавить о введении в 2017 году альтернативного механизма защиты интересов дольщиков (вместо залогов и страхования ответственности) – Откроется в новой вкладке.»>о расчетах с Застройщиком через счета эскроу (подробнее об этом – по ссылке).

Все это еще больше снижает риски дольщиков при покупке новостроек по ДДУ.

Что изменили новые поправки в 214-ФЗ с 01 июля 2018 года?

Почти все новшества закона касаются финансовой стороны ведения бизнеса Девелопера. Гайки Застройщикам закрутили почти до предела. Теперь для них добавились еще такие требования и ограничения:

  • На момент опубликования Проектной декларации, Застройщик должен иметь на расчетном счете не менее 10% от проектной стоимости строительства;
  • Застройщик должен вложить в строительство собственные средства не менее 10% от общего объема инвестиций в проект;
  • Расходы на административные нужды Застройщика не могут превышать 10% стоимости проекта;
  • Все остальные, не связанные со строительством, обязательства Застройщика ограничены 1% от инвестиций в проект;
  • Застройщику запрещено привлекать какие-либо займы, кроме целевого кредита на конкретный строительный проект;
  • Застройщику запрещено привлекать деньги сразу по нескольким разрешениям на строительство. Теперь действует правило: «один Застройщик – одно разрешение на строительство».
  • Все финансовые операции по проекту должны вестись только через единый расчетный счет компании, другие счета для финансирования строительства использовать запрещено. Так контроль за целевым расходованием средств становится прозрачным и действенным.

Ну и самое важное для покупателей квартир новшество – это новый принцип расчетов дольщиков с Застройщиками. Применение счетов эскроу теперь становится добровольно-принудительным. С 01.07.2018 вести расчеты с дольщиками через счета эскроу Застройщики могут пока в добровольном порядке. А уже с 01.07.2019 это становится для них обязательным.

То есть деньги дольщиков постепенно становятся недоступны для строительных компаний. Вся оплата за купленные по ДДУ квартиры будет оседать на счетах уполномоченных банков. А банки уже будут выдавать Застройщикам целевые кредиты на строительство (в рамках проектного финансирования). И если Застройщик схлопывается (банкротится, исчезает, проваливается сквозь землю), то это уже будут проблемы банка. Дольщикам банк обязан вернуть деньги, задепонированные (сохраненные) ими на специальных эскроу-счетах. При этом, обязательства самого банка перед людьми страхуются в АСВ.

В целом, можно сказать, что закон ФЗ-214 позволяет дольщикам влиять на Девелопера, пока у него дела идут хорошо (в частности, влиять на сроки сдачи дома, на условия передачи квартиры, на качество строительства).

Но если у Девелопера начались проблемы (например, административные или финансовые), то дольщик тут уже ничего поделать не может. Приходится Подробнее см. «О рисках сделок с квартирами».»>принимать этот риск, надеясь в случае чего, получить компенсацию от реализации залога, от страховщиков, от банка (возврат денег со счета эскроу) или из компенсационного фонда.

К слову, требования ФЗ-214 не распространяются на общее имущество многоквартирного дома после передачи квартир дольщикам. То есть, условно говоря, если треснет стена в подъезде, а не в квартире, то привлечь Застройщика к ответственности не получится (во всяком случае, в рамках ФЗ-214).

Справедливости ради стоит отметить, что риск покупки новостройки по ФЗ-214 все-таки гораздо ниже риска всех остальных Откроется в новой вкладке.»>способов покупки новостройки.

Закон ФЗ-214 по праву называют законом о защите прав дольщиков, так как он целиком и полностью разрабатывался в их интересах. И хотя он далеко не идеален, лучшей альтернативы ему при покупке новостройки пока не существует.

Вкладываться в новостройку на этапе строительства действительно выгодно, но нужно понимать, какие риски существуют при покупке новостройки (см. об этом в Откроется во всплывающем окне.»> ПОШАГОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ), выбирать наименее рисковый вариант (ДДУ), и затем еще самостоятельно снижать риски по этому варианту.

Самостоятельное снижение рисков здесь происходит путем:

  1. грамотного выбора Девелопера (с оценкой его добросовестности, административных возможностей и финансовой устойчивости),
  2. осознанного выбора строительного проекта и этапа вхождения в проект (в начале, в середине, или в конце строительства), а также
  3. тщательной проработки условий договора (при поддержке Откроется в новой вкладке.»>специализированных юристов).

Как все это делать, рассказано на соответствующих шагах нашей ИНСТРУКЦИИ по приведенным выше ссылкам.

Полный текст ФЗ-214 «Об участии в долевом строительстве…» с последними изменениями можно прочитать Откроется в новой вкладке.»>здесь (Гарант).

Поддержка профильного юриста снижает риски сделки с квартирой ВСЕГДА.
Такую поддержку можно получить Откроется в новой вкладке.»>ЗДЕСЬ (по телефону, Skype, WhatsApp, или email).

Правила подготовки и проведения сделки купли-продажи квартиры – на интерактивной карте Откроется во всплывающем окне.»> ПОШАГОВОЙ ИНСТРУКЦИИ (откроется во всплывающем окне).

kvartira-bez-agenta.ru

История вопроса

Чтобы решить проблему обманутых дольщиков – людей, вложивших деньги в стройку и не получивших обещанную квартиру, в 2005 г. был принят закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Он запретил девелоперам брать деньги за квартиру до получения разрешительных документов на строительство; обязал их прописывать в договоре все сроки и неустойки за его неисполнение; регистрировать договор, чтобы исключить двойные продажи.

Застройщики придумывали, как обходить закон, а чиновники и депутаты всякий раз пытались поставить у них на пути заслон. Но изменения были косметическими, а требовались радикальные меры, объясняет председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. «Почему у нас катастрофическое количество обманутых граждан?» – спрашивает он. Нет достаточной ответственности застройщиков, отвечает депутат. Он говорит, что Госдума настаивает на вступлении новых поправок в силу на полгода раньше – не с 1 июля, а с 1 января 2018 г.

Количество обманутых дольщиков, по мнению большинства их защитников, по-прежнему исчисляется шестизначными цифрами. В 2007 г. в России, по подсчетам оргкомитета обманутых соинвесторов Москвы и Московской области, их насчитывалось 200 000 человек. В 2017 г. рабочая группа по проблемам обманутых дольщиков при генсовете партии «Единая Россия» насчитала 122 000 обманутых дольщиков. И только в Министерстве строительства и ЖКХ России считают, что таких в стране сейчас только 86 000. Правда, в Минстрое очень жесткие критерии их определения. Например, если человек инвестировал в дом, строящийся с нарушениями земельного и градостроительного законодательства, то чиновники его обманутым дольщиком не признают. Тем не менее даже по такой методике цифра получается внушительная. Почему их так много?

Недострой большой и маленький

«Все проблемы с обманутыми дольщиками из-за того, что компании [из-за которых они появляются] непонятные и маленькие», – говорил основатель Mirax Group Сергей Полонский в 2007 г. в интервью «Ведомостям». Так он, тогда уважаемый застройщик, совладелец и руководитель одной из самых известных девелоперских компаний страны, объяснял, почему тысячи покупателей новостроек по всей России в итоге остаются без денег и жилья. Но через несколько лет он на примере собственного бизнеса доказал, что дело не в величине и известности компании. В июне 2013 г. разорившегося Полонского, пребывавшего в то время в Камбодже, заочно обвинили в мошенничестве. По версии следствия, как раз в 2007–2008 гг. менеджеры Mirax заключали не соответствовавшие проектной документации предварительные договоры купли-продажи квартир в дорогом жилом комплексе «Кутузовская миля», а вырученные деньги направляли на финансирование других проектов. Следствие признало пострадавшими более 100 человек, оценив общую сумму ущерба примерно в 3,2 млрд руб. Полонский был признан виновным в мошенничестве, провел в «Матросской Тишине» полтора года и вышел на свободу в июле 2017 г .

Пока Полонский – один из немногих примеров, когда руководитель строительной компании, не отдавшей квартиры покупателям, сел в тюрьму. Под арестом находятся и топ-менеджеры разорившейся компании «СУ-155». В частности, бывшему гендиректору «СУ-155» Александру Мещерякову вменяют хищение средств дольщиков, купивших квартиры в недостроенных жилищных комплексах.

Контрольные изменения

Проблемы дольщиков власти решают двумя путями: ищут деньги для компенсации пострадавшим и ужесточают контроль над строителями. На этой неделе, 25 октября, начнет работу компенсационный фонд для обеспечения обязательств застройщиков по договору участия в долевом строительстве, сообщил «Ведомостям» замминистра строительства и ЖКХ России Никита Стасишин. Все застройщики, продающие квартиры на стадии строительства, по закону должны перечислять в этот фонд 1,2% от цены каждого договора участия в долевом строительстве. Средства фонда будут направляться на достройку проблемных домов. Ежегодные взносы в фонд могут составлять около 10 млрд руб., говорит возглавляющий его гендиректор Агентства по жилищному и ипотечному кредитованию (АИЖК) Александр Плутник. У фонда, по его словам, нет планов сбора определенной суммы, он должен обеспечивать финансовое покрытие существующих рисков долевого строительства.

Обманутыми дольщиками Минстрой признает лишь тех участников долевого строительства, перед которыми застройщик не выполняет обязательства по договору долевого участия дольше девяти месяцев и при этом не увеличивает инвестиции в строительство дома более двух отчетных периодов подряд. Вдобавок у застройщика нет правопреемника по строительству объекта и его обязательства перед дольщиком не обеспечены поручительством банка или страхованием гражданской ответственности.
Но в ряде случаев наличие договора долевого участия в строительстве не защищает покупателя. Обманутыми дольщики не признаются в следующих случаях: – в построенном доме одни и те же помещения проданы по нескольку раз;
– дом строится на участке, не оформленном в собственность или аренду застройщиком;
– дом строится на участке, где не допускается такое строительство;
– дом строится с нарушением градостроительного плана, проектных требований и т. д.

Покупатели квартир будут понимать, что теперь они в любом случае ничего не потеряют: они получат или квартиру, или обратно деньги, говорит Стасишин. Но чтобы у недобросовестных застройщиков не возникал соблазн переложить ответственность на государство, были разработаны поправки к закону о долевом строительстве. Однако само их принятие стало сюрпризом для чиновников.

В Госдуму из правительства ушел согласованный вариант, над которым работали чиновники, банкиры и строители, а в закон попали совершенно другие поправки, жалуется чиновник правительства. По его словам, поправки были переписаны буквально за ночь перед их рассмотрением – они даже не попали в электронную систему Госдумы.

«Когда мы стали рассматривать законопроект в первом чтении, то обнаружили, что он рисковал стать еще одним косметическим документом. Поэтому ко второму чтению депутатским корпусом внесли очень много изменений», – объясняет Николаев.

Один дом – один застройщик

Законом внедряется принцип «один застройщик – одно разрешение на строительство». То есть для каждого дома разрешение должно получать отдельное юрлицо.

В таком случае невозможно будет осуществлять проекты комплексного освоения территории, считают строители. Дома в больших проектах строятся поэтапно. Например, строительство района «Академический» в Екатеринбурге, предусматривающее возведение 13 млн кв. м недвижимости на 2500 га, должно завершиться в 2026 г. Получить разрешение на весь район – почти невозможная задача. Ведь для этого нужно сразу спроектировать все здания (обойдется примерно в 2000 руб. за 1 кв. м). Потребуются миллиардные вложения и годы подготовки, объясняет крупный застройщик. Сейчас темпы проектирования зависят от застройщика.

Важно еще и то, что до сих пор в масштабных многолетних проектах застройщик мог менять отдельные объекты в зависимости от конъюнктуры рынка – размеры квартир, этажность и т. д. Ведь сложно просчитать рынок на 5–10 лет, объясняет президент ГК «Гранель» Ильшат Нигматуллин. Измененный закон такую возможность исключает.

Закон устанавливает лимит расходов застройщика на фонд оплаты труда, оплату услуг банка, услуг управляющей компании, рекламы, коммунальных услуг, услуг связи, аренды. На все это можно потратить не более 10% от проектной стоимости строительства. Такой экономики не бывает, уверяют строители. Только фонд оплаты труда у застройщиков составляет около 20% стоимости строительства, объясняет один из них. Затраты на рекламу могут превышать 10% проектной стоимости, недешево обходится содержание офисов продаж, оплата труда сотрудников и другие статьи расходов, продолжает гендиректор девелоперской компании Level Group Кирилл Игнахин.

Начинаем на свои

В соответствии с новым законом девелоперу нельзя привлекать кредиты и займы на покупку земли и прочие нужды. Если он до вступления закона в силу покупал землю в кредит, то не сможет привлекать средства дольщиков до момента погашения данного кредита.

В структуре себестоимости затраты застройщика на оформление земельно-правовых отношений (приобретение прав на земельные участки, изменение вида разрешенного использования, планировка территории, инженерные изыскания, проектирование, заключение договоров технологического присоединения) могут достигать до 30% от общей стоимости строительства, а в Москве – до 50%, рассказывает один из девелоперов.

При всем этом новый закон требует от застройщика показать на счете денежные средства в размере 10% от проектной стоимости строительства. Откуда их взять застройщику? Эти 10% – как раз максимально возможная прибыль от предыдущего завершенного проекта, отмечает директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павел Брызгалов. Но даже если застройщик ее получил, новый закон запрещает использовать прибыль для финансирования строительства до передачи дольщикам всех квартир в доме.

У недобросовестных покупателей появится возможность заблокировать деятельность застройщика, уклоняясь от приема квартиры, и даже привести его к банкротству, опасается один из девелоперов. Такого не будет, успокаивает депутат Госдумы и глава рабочей группы по защите прав участников долевого строительства партии «Единая Россия» Александр Сидякин. Он обещает внести поправки: «Защищая права дольщиков, нельзя потакать шантажистам, которые через неустойку парализуют стройку всего объекта».

Новички могут не беспокоиться

В соответствии с новой версией закона застройщик (или аффилированное с ним лицо) должен иметь опыт не менее трех лет строительства многоквартирных домов общей площадью не менее 10 000 кв. м в качестве застройщика, техзаказчика или генподрядчика. «Эта норма ограничит доступ на рынок новых компаний, укрепив тем самым позиции крупных и давно работающих девелоперских структур, – отмечает гендиректор строительной компании Tekta Group Роман Сычев. – Ограничение поспособствует созданию партнерских схем, в которые будут вынуждены входить новые застройщики». По его мнению, районные центры и небольшие города, в которых строят не больше 5000–10 000 кв. м в год, рискуют вовсе остаться без новостроек.

«Проблеме почти 20 лет, и обманутые дольщики продолжают появляться», – говорит представитель инициативной группы дольщиков Самары Тамара Матузкова. В новой редакции закона о долевом строительстве предусмотрено создание компенсационного фонда. Это поможет защитить права новых дольщиков, а как быть со старыми, спрашивает она. Ведь для них власти не предложили никакого рецепта. Представитель Минстроя с этим не согласен: «Все регионы с обманутыми дольщиками представили в Минстрой России графики достройки проблемных объектов с указанием сроков и механизмов решения. Каждый квартал Минстрой проверяет, как эти графики выполняются, а также помогает регионам предоставлением свободной земли, которую смогут использовать застройщики, инвестирующие средства в достройку проблемных домов.

Новый закон предписывает, что у застройщика не должно быть обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов, связанных с привлечением средств дольщиков. То есть проектного финансирования в банках и ипотеки. По сути, речь идет о запрете на привлечение стороннего небанковского финансирования – за счет, например, выпуска облигаций или векселей, банк будет единственным кредитором, считает Сычев. Такое ограничение повысит зависимость строительных компаний от банков, считает Игнахин. Но реализовать идею будет сложно. В частности, банк должен обладать штатом специалистов в строительстве, которые могут понять суть подрядных договоров и оценить адекватность цен за оказанные по ним услуги, указывает Игнахин. Но таких людей и технических ресурсов у банков нет. «Это значит, что открывать «проектные» счета для застройщика, подрядчика и заказчика финансовые учреждения будут с неохотой, – рассуждает Игнахин. – В любом случае контроль обернется ростом издержек для банков, а значит, и для девелоперов, которым они будут оказывать расчетные услуги».

Крупнейшие банки не ответили на запрос «Ведомостей» с просьбой прокомментировать изменения в закон о долевом строительстве. Если он вступит в силу в таком виде, отношения между банками и застройщиками придется пересмотреть, а любые изменения требуют времени и сил, т. е. возможны неожиданности для обеих сторон, рассуждает один из банкиров.

Где взять деньги

По данным АИЖК, в прошлом году было заключено около 630 000 договоров участия в долевом строительстве жилья, в денежном выражении – 1,8 трлн руб. Если закон останется неизменным, то застройщику будут нужны собственные средства в размере 40% от общей стоимости строительства, считает крупный девелопер. Во столько он оценивает минимальные затраты на приобретение земли, получение разрешения на строительство плюс зарезервированные по закону 10% стоимости стройки. Эти средства должны быть фактически заморожены до передачи последней квартиры покупателям, подчеркивает собеседник «Ведомостей».

Одномоментное изъятие у застройщиков всей прибыли, полученной от предыдущих проектов, приведет к отсутствию у них средств на покупку новых площадок и разработку градостроительной документации, полагает Брызгалов. А это означает полный уход с рынка строительства жилья небольших компаний. На рынке Москвы и Московской области это компании с годовым оборотом менее 10 млрд руб. – так как здесь только стоимость покупки новой площадки составляет не менее 1 млрд руб., считает Брызгалов.

Те же компании, у кого оборот больше 10 млрд руб., откажутся от проектов комплексной застройки, а это приведет к росту цен на жилье в новостройках на 3–5%, уверен он. Именно во столько обойдется застройщику привлечение и обслуживание финансирования, которое потребуется, чтобы компенсировать замороженные 10% стоимости проекта, делится подсчетами Брызгалов.

«При таком сценарии на рынке останется в конечном счете 1000 застройщиков вместо 4500 сейчас», – комментирует Николай Алексеенко, гендиректор Российского агентства строительного комплекса. По его данным, сейчас эти компании строят 117 млн кв. м жилья.

Опасения преувеличены, считает депутат Николаев. По его оценке, с рынка уйдет не более 10–20% компаний – и то за счет укрупнения рынка.

«Дольщики, безусловно, будут защищены от недостроя и невозврата средств. Но принятие таких радикальных мер может значительно повысить стоимость жилья, так как, с одной стороны, защищенность инвестиций растет и это стимулирует спрос на первичное жилье. С другой стороны, это ведет в целом на рынке к удорожанию привлечения средств для строительства и сокращению числа участников рынка. Будет работать стандартный рыночный механизм: меньше риск – меньше разница в цене между строящимся и построенным объектом», – признает один из крупных застройщиков.

www.vedomosti.ru

Это интересно:

  • Налоги в разрезе бюджетов Налоги субъектов РФ Актуально на: 8 июня 2017 г. Налоговым законодательством РФ предусмотрены налоги и сборы 3 видов: федеральные, региональные и местные. Региональные налоги также часто именуются налогами субъектов РФ. Подробнее о […]
  • Справка из пфр при ликвидации ооо Конференция ЮрКлуба Справка из ПФР при добровольной ликвидации. Дед Михалыч 02 Янв 2015 При финальной стадии закрытии ООО необходимо предоставить справку из ПФР, если не предоставишь то налоговая запрашивает сама. Вот как это […]
  • Образец заполнения заявление на внж Обсуждения Образцы заполнения документов 34 сообщения Опыт подачи на гражданство по образованию в РФ+3 года стажаГУВМ Новости:@عبد القهّارДоброго дня! 04.10.2017 сдал документы на гражданство по образованию. Чтобы […]
  • Закон от 7 марта 2011 года 26-фз Закон от 7 марта 2011 года 26-фз Адрес: 660049, г. Красноярск пр. Мира, 32 Электронная почта: [email protected] Телефон приемной: (391) 265-84-00 Телефон дежурного прокурора: (391) 227-48-78 Обратная сила ФЗ от 07 марта 2011 г. № […]
  • Новые правила безопасности в нефтяной и газовой Новые правила безопасности в нефтяной и газовой Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, […]
  • Пособие по беременности и родам в рб Пособие по беременности и родам в рб Необходимо встать на учет в женской консультации в срок до 12 недель. Далее, когда наступает 30 неделя беременности-получить листок нетрудоспособности по беременности. Пойти в свою организацию и […]