Законы о поправках к Конституции РФ в системе источников конституционного права (Лебедева Н.В.)

Дата размещения статьи: 24.01.2018

Современная система источников российского конституционного права представлена различными правовыми актами, включая общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, нормативные акты различных видов и уровней, решения органов конституционной юстиции.
В юридической литературе отмечается, что «в конституционном (государственном) праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы» .
———————————
Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. М., 2002. С. 15.

Самой многочисленной группой среди источников конституционного права являются законы, принимаемые на федеральном уровне в порядке текущего законодательства. Их значимость обусловлена не столько их количественным преобладанием, сколько их особой ролью в механизме правового регулирования. В качестве основных признаков закона следует назвать его нормативность, особую процедуру принятия, особый объект регулирования и наибольшую после Конституции юридическую силу.
К особенностям закона, которыми он отличается от иных форм нормативных актов, следует отнести его устойчивость, стабильность и относительную неизменность, поскольку именно законом закрепляются основополагающие, устойчивые отношения, свойственные общественному развитию в относительно длящийся во времени период его существования.
В России, наряду с федеральными конституционными и федеральными законами, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ, возможно и принятие закона РФ о поправках к Конституции РФ (ст. 136), являющегося разновидностью общефедеральных российских законов и характеризующегося как нетипичный для российской правовой системы источник конституционного права, прямо не установленный Конституцией РФ. По мнению С.А. Авакьяна, данный вид источников конституционного права необходимо «поставить на вторую позицию после актов Конституционного Собрания, поскольку посредством этих актов можно реформировать довольно широкий круг глав и норм Конституции — при сохранении в целом ее действия» .
———————————
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2014. Т. 1. С. 68.

Как отмечается в литературе, первые попытки применить положения ст. 136 Конституции и принять к ней поправки привели к возникновению ряда спорных ситуаций. Своеобразным камнем преткновения стали наименование и правовая форма акта, содержащего поправку к Конституции , поскольку в анализируемой статье отсутствует прямое указание как на правовую форму, так и на наименование нормативного акта, на основе которого должны приниматься конституционные поправки. Пробел в этом вопросе был восполнен Конституционным Судом РФ, который в своем Постановлении от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации» определил его в качестве самостоятельного вида, указав, что реализация положений данной статьи возможна лишь в форме специального нормативно-правового акта, имеющего особый статус, который отличается как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона» . Инициатором такого запроса в Конституционный Суд РФ выступила Государственная Дума, воспользовавшись своим конституционным правом на основе ч. 5 ст. 125 Конституции РФ.
———————————
Конституция РФ: проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 562.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 4408.

Статья 136 действующей Конституции указывает не на форму, в которой принимаются конституционные поправки к главам 3 — 8, а на порядок, в каком они принимаются, а именно: в предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, в соответствии с ч. 2 ст. 108. Это значит, что такая же процедура распространяется и на процедуру принятия конституционных поправок в соответствии с требованиями указанной статьи.
На основе проведенного анализа ст. 136 Суд РФ пришел к следующему нормативно-доктринальному выводу: конституционные поправки к главам 3 — 8, исходя из смысла анализируемой статьи, необходимо принимать в форме особого правового акта — закона РФ о поправках к Конституции РФ, который принимается квалификационным большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, конституционное положение анализируемой статьи предусматривает особое условие для вступления поправок в силу: для этого необходимо их одобрение не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Помимо этого, необходимо также соблюдение конституционного положения ст. 134, определяющей исчерпывающий перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках к Основному Закону государства: Президент РФ, палаты российского парламента, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ, группа в количестве не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Именно поэтому такой закон не может быть принят в форме федерального конституционного закона, поскольку на законодательном уровне зафиксирована особая процедура его внесения и принятия, а также установлено, что принятие данного вида допускается лишь по тем вопросам, которые непосредственно предусмотрены Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон в отличие от конституционных поправок не может изменять конституционных положений, поскольку принимается во исполнение Основного Закона государства. Конституционные поправки не могут быть приняты и в форме федерального закона, так как внесение таких поправок возможно в более сложной процедуре. Таким образом, закон о поправках к Конституции РФ имеет самостоятельное юридическое значение.
Необходимо разграничивать понятия «конституционные поправки» и «пересмотр Конституции» — как они соотносятся между собой, какова юридическая сила внесения коррективов в главы 1, 2 и 9 и в главы с 3 по 8. По трактовке, следующей из действующей Конституции РФ, поправка — это любое изменение текста, исключение, дополнение глав 3 — 8 Конституции РФ.
Можно ли изменения, требующиеся для глав 1, 2 и 9, тоже называть поправками? Строго говоря, нет научных оснований для того, чтобы не использовать понятие «поправка» для изменения текста указанных глав. Однако есть формальные основания. При внесении даже незначительных изменений в главы 1, 2 и 9 речь идет о пересмотре Конституции. И он состоит в принятии новой Конституции — даже при желании отразить мелкие, в том числе и редакционные, корректировки текста глав 1, 2, 9 Конституции РФ.
Итак, очевиден вывод о том, что пересмотр непосредственно связан с принятием новой Конституции РФ, а при конституционных поправках согласно ст. 136 Конституция в целом продолжает действовать с их учетом как Конституция 1993 года.
Исходя из того что поправки адресуются главам 3 — 8, а они закрепляют федеративное устройство России, процедуру формирования, компетенцию и взаимоотношения федеральных органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, судебных органов, а также правовое положение местного самоуправления, — очевиден предмет конституционных поправок на основании ст. 136 Конституции РФ. Соответствующие нормы указанных глав могут быть изменены путем принятия законов о конституционных поправках, правда, за исключением ст. 65 Конституции РФ — в соответствии с ч. 1 ст. 137 Конституции изменения в указанную статью вносятся на основании федерального конституционного закона.
В последнее время приобрел определенную актуальность следующий вопрос: могут ли быть предметом закона о поправках к Конституции РФ не изменения в названные главы 3 — 8, а новая глава Конституции? Особенно важен этот вопрос в связи с предложениями ученых о необходимости отражения в Конституции РФ основных тенденций в развитии демократии и гражданского общества. Данный вопрос поднимался особенно интенсивно в 2013 году, в связи с 20-летием Конституции РФ, когда ожидались возможные конституционные реформы по данному поводу, правда, они так и не состоялись. На встрече Президента РФ с руководителями кафедр конституционно-правовых дисциплин 7 октября 2013 г., как следует из интернет-данных, в том числе с сайта Президента Российской Федерации, необходимости соответствующих поправок касался профессор С.А. Авакьян; он же говорил о том, что можно обратиться в Конституционный Суд РФ, который в порядке толкования ст. 136 Конституции РФ вправе сделать вывод о том, что поправка к Конституции может иметь форму самостоятельной главы Конституции, тем самым снимается проблема пересмотра Конституции в целом и разработки текста новой Конституции. Однако пока эта проблема не имеет решений. По нашему мнению, она заслуживает дальнейшего обсуждения.
Основные положения Постановления Конституционного Суда РФ о толковании ст. 136 были реализованы в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» , в котором регламентируется в том числе и процедура его принятия и вступления в законную силу. Анализ названного акта позволяет выделить следующие его характерные особенности.
———————————
Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» // СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1146.

1. Один закон РФ о поправках к Конституции может охватывать взаимосвязанные изменения текста Конституции, при этом закон должен называться так, чтобы его наименование отражало суть данной поправки. То есть конституционные поправки необходимо рассматривать системно, стремясь с их помощью преодолеть пробелы и противоречия между конституционными нормами, а также способствовать обеспечению связей между изменяемыми и сохраняемыми статьями и главами Конституции.
При подготовке и рассмотрении поправок к Конституции следует всесторонне проанализировать факторы, побуждающие к их внесению, среди которых: кардинальные изменения, происходящие в социальной, экономической и политической сферах, возникновение новых общественных отношений, недостатки конституционного текста.
2. Процедура принятия поправок кардинально отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона. Прежде всего, круг субъектов законодательной инициативы ст. 104 не совпадает с кругом лиц, которые наделены правом внесения предложений о конституционных поправках и пересмотре Конституции (ст. 134). Кроме того, конституционное положение анализируемой статьи предусматривает особое условие для вступления поправок в силу: для этого необходимо их одобрение не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
3. Федеральный закон также не может быть формой принятия конституционных поправок, поскольку для внесения и принятия поправок необходима более сложная процедура, чем для федеральных законов, в отношении которых Президент вправе воспользоваться отлагательным вето, чего не предусматривают порядок принятия федерального конституционного закона и, соответственно, процедура принятия конституционных поправок.
4. По сравнению с другими законодательными актами данный закон имеет временный характер его собственного регулирующего воздействия. Принятые положения закона поглощаются внесением поправок в Конституцию.
5. Не совсем ясен вопрос о том, выступают ли данные законы в качестве объекта конституционного контроля. Если принимать во внимание то, что федеральные законы являются родовым понятием относительно всех видов законов, тогда они могут являться предметом такой проверки. В случае противоречия данного закона Конституции РФ закон может быть признан неконституционным. Однако у Конституционного Суда РФ свой взгляд — он полагает, что не имеет права рассматривать закон о поправках, поскольку неизбежно вынужден будет при этом оценивать текст Конституции.
При исследовании сущности и предназначения законов о поправках к Конституции РФ следует обратить внимание на основные элементы соответствующей процедуры принятия конституционных поправок, которая является юридической гарантией стабильности Конституции, т.е. устойчивости содержания этого документа, рассчитанного на долговременное действие:
1) поступившее в нижнюю палату предложение о поправке подлежит рассмотрению в профильном комитете, который затем вносит предложение о принятии к рассмотрению проекта закона либо его отклонении;
2) проект закона Государственная Дума рассматривает в трех чтениях; законопроект о поправке проходит процедуру одобрения в Думе и Совете Федерации, при этом в каждой палате он должен получить большинство голосов, предусмотренное для принятия федерального конституционного закона ст. 108 Конституции РФ;
3) Председатель Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия закона обязан его опубликовать и направить для рассмотрения и одобрения в органы законодательной власти субъектов РФ, для чего отводится 1 год;
4) конституционные поправки должны быть одобрены не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
5) по истечении годичного срока Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения и при наличии необходимых данных направляет закон о поправке Президенту РФ для подписания и официального опубликования, для чего Президенту отводится 14-дневный срок со дня его получения; при этом Президент РФ не может отклонить одобренный закон;
6) принятая поправка вносится в текст Конституции Президентом РФ, который обязан в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществить официальное опубликование текста Конституции с внесенными в него поправками;
7) в случае если закон о поправке не получит одобрения не менее чем двух третей законодательных органов субъектов РФ, повторное внесение данной поправки возможно не ранее чем через один год.
Как известно, до 2008 года в юридической литературе законы о поправках к Конституции исследовались лишь на теоретическом уровне, поскольку отсутствовала практика их принятия и реализации. В настоящее время принято четыре Закона РФ о поправках к Конституции РФ, частности:
1) «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» от 30 декабря 2008 года, устанавливающий шестилетний срок полномочий Президента РФ и пятилетний срок полномочий депутатов Государственной Думы ;
2) «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» от 30 декабря 2008 года, дополняющий контрольные полномочия Государственной Думы в отношении Правительства РФ ;
3) «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» от 5 февраля 2014 года, расширяющий полномочия Президента РФ в представлении, назначении и освобождении от должности прокуроров, за исключением прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, а также полномочия верхней палаты в назначении и освобождении Генпрокурора РФ и его заместителей ;
4) «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июля 2014 г., закрепляющий право Президента РФ на назначение и освобождение представителей РФ в верхней палате, «число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» .
———————————
СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 2.
СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 1.
СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 548.
СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4202.

Таким образом, закон о поправках к Конституции РФ представляет собой самостоятельный акт, отличающийся от федеральных конституционных и федеральных законов как по формальным признакам (более сложной процедурой принятия), так и по содержательным характеристикам (основное его предназначение — изменение конституционного текста).
Вопрос, связанный с определением степени юридической силы закона о поправках к Конституции РФ, а также его места и роли в российской правовой системе, до сих пор окончательно не решен. Учитывая, что посредством данного закона вносятся изменения в конституционные нормы, можно сделать вывод о том, что закон РФ о поправках к Конституции РФ стоит выше федерального конституционного закона, с которым он имеет одинаковый порядок принятия. Представляется, что названный закон характеризуется временным характером, поскольку после включения его в конституционный текст и вступления внесенной поправки в действие указанный акт утрачивает свое самостоятельное значение.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2014. Т. 1. 864 с.
2. Конституция РФ: проблемный комментарий / Автономов А.С., Бондарь Н.С., Ковалев А.М., Любимов А.П., и др.; отв. ред.: В.А. Четвернин. М., 1997. 702 с.
3. Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. М.: Юристъ, 2002. 348 с.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

ПОПРАВКИ 2014 ГОДА В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое изменение текста глав 3—8: исключение, дополнение, новая редакция какого либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации; одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста (п. 2 ст. 2). Согласно п. 3 ст. 2 закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации получает наименование, отражающее суть данной поправки. Кроме того, закон о поправке должен получить одобрение законодательными (представительными) органами государственной власти не менее 2/3 субъектов Российской Федерации. Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» были внесены изменения в ряд статей Конституции (п. «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; пп. «ж», «з» ст. 102 ; ч. 1 ст. 104 — изложена в новой редакции).

Изменения связаны с объединением Высшего Арбитражного Суда с Верховным Судом: соответственно, право законодательной инициативы предоставлено по вопросам ведения только Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации; исключены указания о Высшем Арбитражном Суде; предусмотрено назначение на должность только судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также исключен из субъектов запроса в Конституционный Суд Российской Федерации для разрешения дел о соответствии нормативных правовых актов Конституции России.

Статья 127, ранее регулировавшая правовое положение Высшего Арбитражного Суда, исключена поправкой к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Теперь согласно статье 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом.

Претерпела изменение статья 129 Конституции Российской Федерации, в которой нет указания, ранее предусмотренного ч. 1 ст. 129, о том, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением вышестоящих прокуроров нижестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. В части 2 ст. 129 Конституции Российской Федерации теперь предусмотрено назначение и освобождение от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации не только Генерального прокурора, но и заместителей Генерального прокурора. Согласно чч. 3, 4 ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности также Генеральным прокурором Российской Федерации.

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» была изменена редакция ст. 95 Конституции Российской Федерации в части, определяющей порядок формирования Совета Федерации. Кроме представителей от субъектов Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, в эту палату Федерального Собрания входят представители Российской Федерации, число которых составляет не более 10% от числа членов Совета Федерации — представителей органов государственной власти ее субъектов. В настоящее время из 170 членов Совета Федерации — представителей от субъектов России 17 представителей Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

Принятие данной поправки к Конституции России продиктовано необходимостью обеспечения баланса федеральных и региональных интересов в парламенте(1). Основой для формирования Совета Федерации являются выборы, но для представителей Президента Российской Федерации в Совете Федерации предусмотрено назначение (ст. 95 Конституции России). При этом согласно ч. 4 ст. 95 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Речь идет о Федеральном законе от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В Федеральном законе от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» определены требования только к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации от субъектов Российской Федерации и не урегулированы требования, предъявляемые к членам Совета Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации. Полагаем, что Президент вправе, согласно неоднократно выраженному мнению Конституционного Суда Российской Федерации, до принятия федерального закона своим указом урегулировать этот вопрос(2).

Конституция не обязывает Президента Российской Федерации назначать члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в соответствии с процедурой, предусмотренной Федеральным законом от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный закон регулирует процедуру внесения и рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) кандидатов для наделения полномочиями члена Совета Федерации от субъекта Российской Федерации. Закон не определяет процедуру внесения предложений Президенту Российской Федерации по кандидатам для назначения членами Совета Федерации (равно как и требования к ним).

В научной литературе высказывается предложение поручить Администрации Президента, обеспечивающей деятельность главы государства, согласно п. 1 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президент Российской Федерации от 06.04.2004 № 490, иметь суждение по процедуре внесения предложений Президенту Российской Федерации по кандидатурам для назначения членами Совета Федерации — представителями Российской Федерации, а также требованиям к таким кандидатам(3).

www.procuror.spb.ru

Закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

Одобрен Государственной Думой 22 ноября 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 ноября 2013 года

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) пункт «о» статьи 71 изложить в следующей редакции:

«о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;»;

а) пункт «е» изложить в следующей редакции:

«е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;»;

б) дополнить пунктом «е 1 » следующего содержания:

«е 1 ) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;»;

3) в части 1 статьи 102:

а) пункт «ж» изложить в следующей редакции:

«ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;»;

б) пункт «з» изложить в следующей редакции:

«з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;»;

4) часть 1 статьи 104 изложить в следующей редакции:

«1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.»;

5) наименование главы 7 изложить в следующей редакции:

Судебная власть и прокуратура»;

6) часть 2 статьи 125 изложить в следующей редакции:

«2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.»;

7) статью 126 изложить в следующей редакции:

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.»;

8) в статье 127 текст заменить словами «Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).»;

9) статью 128 изложить в следующей редакции:

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»;

10) статью 129 изложить в следующей редакции:

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.».

1. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

3. Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначенные до дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

4. Верховный Суд Российской Федерации, образованный в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, формируется в составе 170 судей.

5. В целях формирования первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации. Указанная коллегия состоит из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

6. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации в переходный период:

1) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей Верховного Суда Российской Федерации;

2) рассматривает в установленном порядке заявления граждан, претендующих на указанные должности;

3) принимает в установленном порядке решения о рекомендации кандидатами на указанные должности.

7. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации после осуществления процедур, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

8. Прием квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации. Указанная комиссия состоит из 11 членов комиссии. В состав комиссии входят три члена комиссии, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов, — по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

9. Члены Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации не могут входить в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

10. Порядок формирования Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и порядок отбора кандидатов на указанные должности, а также порядок избрания членов Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и порядок приема этого экзамена устанавливаются федеральным законом.

rg.ru

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 1567-О город Санкт-Петербург «по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, C. П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

заслушав заключение судьи М.И.Клеандрова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение запроса группы депутатов Государственной Думы,

1. В запросе группы депутатов Государственной Думы оспаривается конституционность следующих положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»:

подпункта «а» пункта 2 статьи 1, исключающего должность судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из предусмотренного пунктом «е» статьи 83 Конституции Российской Федерации перечня должностей судей, кандидатуры для назначения на которые Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации;

подпункта «а» пункта 3 статьи 1, исключающего должность судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из предусмотренного пунктом «ж» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации перечня должностей судей, назначение на которые относится к ведению Совета Федерации;

пункта 4 статьи 1, исключающего Высший Арбитражный Суд Российской Федерации из предусмотренного частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации перечня субъектов, которым принадлежит право законодательной инициативы;

пункта 6 статьи 1, исключающего Высший Арбитражный Суд Российской Федерации из предусмотренного частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации перечня субъектов, наделенных правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности законов и иных указанных в ней нормативных правовых актов;

пункта 7 статьи 1, излагающего в новой редакции статью 126 Конституции Российской Федерации, которая определяет полномочия Верховного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа, в том числе по разрешению экономических споров, ранее подведомственных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации;

пункта 8 статьи 1, которым из Конституции Российской Федерации исключается ее статья 127 о полномочиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

пункта 9 статьи 1, которым из статьи 128 Конституции Российской Федерации исключается упоминание Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

части 2 статьи 2, согласно которой со дня вступления в силу данного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации;

части 3 статьи 2, согласно которой судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначенные до дня вступления в силу данного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с данным Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации;

части 5 статьи 2, согласно которой в целях формирования первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с данным Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и которая определяет порядок ее формирования;

части 6 статьи 2, устанавливающей основные полномочия Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, которые она осуществляет в переходный период;

части 7 статьи 2, согласно которой Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации после осуществления соответствующих процедур представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей Верховного Суда Российской Федерации;

части 8 статьи 2, согласно которой прием квалификационного экзамена на должность судьи вновь образуемого Верховного Суда Российской Федерации при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия и которая определяет порядок ее формирования.

Заявители настаивают на признании названных положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» не соответствующими Конституции Российской Федерации (в редакции до внесения в нее изменений данным Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации), ее преамбуле и статьям 2, 3 (часть 1), 10, 15 (части 1 и 2), 16 (часть 2), 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 32 (части 1 и 5), 34, 46, 55 (части 2 и 3), 80 (часть 2), 104 (часть 1), 120 (часть 1), 121 (часть 1) и 128. Как утверждается в запросе, эти законоположения приняты в нарушение конституционного порядка разработки, внесения и рассмотрения поправок к Конституции Российской Федерации; кроме того, положения статьи 1 данного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации противоречат конституционным принципам сбалансированности полномочий органов государственной власти, стабильности правового регулирования и правовой определенности, а положения его статьи 2, закрепляющие для судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации необходимость прохождения специальных процедур и сдачи квалификационного экзамена для назначения в качестве судей вновь образуемого Верховного Суда Российской Федерации, — конституционному принципу несменяемости судей и конституционным гарантиям охраны достоинства личности и недопустимости необоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина.

2. Особый механизм внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, закрепленный в ее главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (статьи 134 — 137), с одной стороны, обусловлен незыблемостью положений Конституции Российской Федерации, образующих основы конституционного строя и характеризующих взаимоотношения личности, общества и государства, и необходимостью обеспечения стабильности Конституции Российской Федерации и ее защиты от произвольных изменений (главы 1, 2 и 9), а с другой стороны — позволяет в допускаемых самой Конституцией Российской Федерации пределах корректировать отдельные положения ее глав 3-8 путем принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации — специального правового акта, имеющего особый статус (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 12-П).

Проверка вносимых таким правовым актом поправок в Конституцию Российской Федерации по содержанию норм, будучи фактически проверкой положений самой Конституции Российской Федерации, непосредственно не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 922-О-О). При этом сам закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в части, касающейся изложения отдельных положений Конституции Российской Федерации в новой редакции, включения в ее текст новых положений или исключения из него каких-либо положений, следует рассматривать как утративший самостоятельное юридическое значение с момента его вступления в силу, т.е. с того момента, когда соответствующие положения Конституции Российской Федерации начинают действовать в редакции данного закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

В связи с созданием в Российской Федерации высшего судебного органа по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, -Верховного Суда Российской Федерации, на который возлагаются функции действующих Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», его статья 1, излагает в новой редакции ряд статей Конституции Российской Федерации, касающихся организации судебной власти.

Как следует из статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, после вступления названного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в силу проверка положений его статьи 1 с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации по какому-либо из критериев, указанных в части первой статьи 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», затрагивает вопрос о возможности утраты юридической силы этими положениями, уже инкорпорированными в текст Конституции Российской Федерации и ставшими ее неотъемлемой частью. Однако такая проверка — исходя из правовой природы Конституционного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа, призванного охранять Конституцию Российской Федерации, — не может быть осуществлена в порядке конституционного судопроизводства, а следовательно, в этой части разрешение вопроса, поставленного группой депутатов Государственной Думы, Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.

Вместе с тем, как следует из статей 15 (часть 1), 16 (часть 2) и 134-136 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в части, вносящей изменения в главы 3-8 Конституции Российской Федерации, не может противоречить положениям ее глав 1, 2 и 9 как по содержанию, так и по порядку принятия. Возникающие по этому поводу споры носят конституционный характер, а потому, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 16 июня 1998 года N 19-П, от 11 апреля 2000 года N 6-П и от 21 марта 2007 года N 3-П, подлежат разрешению именно в порядке конституционного судопроизводства, что соответствует предназначению судебного конституционного контроля, — в противном случае нарушались бы закрепленные Конституцией Российской Федерации, ее статьями 18, 47 (часть 1), 118 (часть 2), 125 и 126, принципы, лежащие в основе организации и осуществления правосудия, разграничения видов судебной юрисдикции, обеспечения правосудием прав и свобод граждан. Тем самым не исключается внесение как в Конституцию Российской Федерации, так и в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» изменений, касающихся возможности проверки Конституционным Судом Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации с точки зрения соответствия положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации до его вступления в силу, т.е. до того момента, с которого внесенные им в Конституцию Российской Федерации поправки становятся ее неотъемлемой составной частью.

3. Статья 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» содержит ряд положений переходного характера, которые касаются формирования вновь образуемого Верховного Суда Российской Федерации вместо действующих Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Не будучи предназначенными для включения в текст Конституции Российской Федерации, эти законоположения не могут быть выведены из сферы конституционного контроля, поскольку иное не согласовывалось бы с вытекающей из ее статей 1 (часть 1), 2, 4, 15 (часть 1), 16 (часть 2) и 134-136 необходимостью соблюдения иерархии конституционных норм, снижало бы уровень охраны Конституции Российской Федерации, ставило бы под сомнение ее верховенство и высшую юридическую силу в правовой системе Российской Федерации, провоцировало бы их использование для размывания положений Конституции Российской Федерации и в конечном счете создавало бы угрозу демократической государственности России.

Следовательно, в этой части статья 2 названного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации может быть проверена Конституционным Судом Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации в рамках процедуры, установленной конкретизирующим ее статью 125 Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», в частности с соблюдением требования части второй его статьи 36, согласно которой основанием к рассмотрению дела о проверке конституционности закона является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли этот закон Конституции Российской Федерации. Приведенное законоположение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 июля 2002 года N 225-О, не означает, что основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является неопределенность, возникшая в оценке конституционности закона у заявителя, — оно адресовано Конституционному Суду Российской Федерации, который и должен установить, имеется ли основание к рассмотрению дела в порядке конституционного судопроизводства.

Соответственно, разрешая вопрос о принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы в части, касающейся проверки конституционности положений статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации, не связанный при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в обращении (часть третья статьи 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»), должен установить, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии этих положений Конституции Российской Федерации либо такая неопределенность является мнимой, а ссылки на указанные в обращении статьи Конституции Российской Федерации — необоснованными или произвольными.

3.1. Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство (статья 1, часть 1), в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы, а основополагающая конституционная обязанность которого — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе принципов равенства, справедливости и соразмерности в условиях разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статьи 2 и 10; статья 17, часть 3; статья 19; статья 55, часть 3).

Приведенные конституционные положения, закрепляющие конституционно-правовой статус Российской Федерации как государства, основанного на принципах демократии и верховенства права, предопределяют необходимость создания для достижения фундаментальных целей, провозглашенных многонациональным народом Российской Федерации при принятии Конституции Российской Федерации, таких как утверждение прав и свобод человека, незыблемости демократической основы России (преамбула Конституции Российской Федерации), соответствующего организационно-правового механизма, который, исходя из этих целей, на каждом конкретном этапе развития российской государственности может подвергаться корректировке. Такая корректировка в части, касающейся организации судебной власти, которая составляет самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации (статья 10 Конституции Российской Федерации), возможна путем внесения изменений как в текущее законодательство, так и в Конституцию Российской Федерации — если при этом затрагиваются установленные ею элементы организации судебной власти, требующие использования механизма конституционных поправок.

Статья 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», содержанием которой — в части, касающейся образования в Российской Федерации Верховного Суда Российской Федерации, объединяющего функции действующих Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, — обусловлено и содержание его статьи 2, принята в рамках дискреции конституционного законодателя, который вправе исходить из того, что Конституция Российской Федерации, возлагая осуществление государственной власти на Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации (статья 11, часть 1), не определяет ни в главе 1, ни в главе 2, каким именно образом должна быть организована судебная система Российской Федерации, но, оставляя этот вопрос в качестве предмета конституционного регулирования, требует тем самым конституционного закрепления ее основных параметров, что дает конституционному законодателю определенную свободу усмотрения, при том, однако, условии, что его представления о целесообразной организации судебной власти не могут противоречить положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.

Реализуя предоставленные ему полномочия по рациональной организации судебной системы путем внесения поправок в главу 7 «Судебная власть» Конституции Российской Федерации, конституционный законодатель в силу предписаний главы 9 и раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации обязан обеспечить правовую определенность и стабильность правового положения субъектов права, чьи права и интересы затрагиваются в связи с изменением конституционного регулирования. Соответственно, с тем чтобы гарантировать последовательный переход к надлежащему и полноценному функционированию вновь образуемого Верховного Суда Российской Федерации, необходимо определить момент, с которого он начинает свою деятельность, а упраздняемые Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации свою деятельность прекращают, а также — имея в виду, что созданием вместо двух высших органов судебной власти одного нового органа не предопределяется обязательность установления такой его численности, которая допускала бы возможность объединения в его составе судей двух действующих высших судов, — порядок формирования вновь образуемого Верховного Суда Российской Федерации.

Исходя из этого статьей 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» предусматривается, что со дня вступления в силу данного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации (часть 2).

В целях формирования первоначального состава вновь образуемого Верховного Суда Российской Федерации, как следует из той же статьи, создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, определяются основные принципы их формирования и полномочия; при этом порядок формирования Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и порядок отбора кандидатов на указанные должности, а также порядок избрания членов Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и порядок приема этого экзамена устанавливаются федеральным законом (части 5-10).

3.2. Упразднение в ходе судебной реформы двух высших судов и создание нового Верховного Суда Российской Федерации — уникальный случай, требующий принятия специальных мер, которые должны быть направлены на обеспечение гарантий независимости и несменяемости судей, замещающих должности в прекращающих свою деятельность высших судах, путем предоставления им возможности продолжить профессиональную деятельность во вновь образуемом судебном органе или в других судах судебной системы Российской Федерации, а в случае невозможности такого перевода — путем предоставления гарантий материального обеспечения, вытекающих из статуса судьи в отставке.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» назначенные до дня его вступления в силу судьи Верховного Суда Российской Федерации и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы вновь образуемого Верховного Суда Российской Федерации. При этом согласно принятому во исполнение предписания его статьи 2 Федеральному закону от 5 февраля 2014 года N 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» судьи Верховного Суда Российской Федерации и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть назначены на должности судей вновь образуемого Верховного Суда Российской Федерации в рамках специальной процедуры, которая установлена для всех претендентов, однако они освобождаются от сдачи квалификационного экзамена (пункт 1 части 3 статьи 4).

Таким образом, в рамках процедуры конкурсного отбора обязательным для судей прекращающих свою деятельность высших судов является лишь получение рекомендации Специальной квалификационной коллегии, которая, как следует из названного Федерального закона, дается исходя из представленных претендентами документов (статьи 3 и 4), т.е. для них предусматриваются такие же условия для замещения должности судьи во вновь образуемом Верховном Суде Российской Федерации, как и установленные Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» для судей при замещении должностей в других федеральных судах (пункт 5 статьи 5).

Для судей Верховного Суда Российской Федерации и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые не назначены при формировании первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации судьями Верховного Суда Российской Федерации и полномочия которых, согласно части 1 статьи 24 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», подлежат прекращению Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» со дня начала работы вновь образуемого Верховного Суда Российской Федерации, частями 2-4 статьи 24 названного Федерального конституционного закона, которые вступили в силу с 15 февраля 2014 года, установлены дополнительные гарантии материального обеспечения, распространяющиеся на тех из них, кто досрочно прекратил полномочия судьи в период с 15 февраля по 1 сентября 2014 года (за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, связанным с виновным поведением), причем независимо от их участия в конкурсе при отборе кандидатов на вакантные должности в первоначальном составе Верховного Суда Российской Федерации.

При выходе в отставку таким судьям выплачиваются компенсация, предусмотренная абзацем вторым пункта 6 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», и выходное пособие за каждый полный год работы судьей. Кроме того, им может быть установлено ежемесячное пожизненное содержание исходя из продолжительности стажа работы в должности судьи (в том числе в должности судьи Верховного Суда Российской Федерации или судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), причем в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи Верховного Суда Российской Федерации или судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

При этом ежемесячное пожизненное содержание в полном объеме может быть предоставлено вышедшему в отставку судье Верховного Суда Российской Федерации или судье Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по его выбору либо по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 10 января 1996 года N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», либо по специальным основаниям, установленным Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации», а именно при стаже работы в области юриспруденции не менее двадцати лет, в том числе не менее десяти лет работы в должности судьи Верховного Суда Российской Федерации или судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Если же судья Верховного Суда Российской Федерации или судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, досрочно прекративший полномочия судьи, не имеет права на получение ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с правилами, установленными указанными законодательными актами, то при выходе в отставку ему назначается ежемесячное пожизненное содержание в размере 50 процентов его возможного полного размера при условии наличия стажа работы в области юриспруденции не менее двадцати лет, в том числе не менее пяти лет работы в должности судьи Верховного Суда Российской Федерации или судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Что касается судей Верховного Суда Российской Федерации и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеющих права на получение ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с установленными правилами в связи с отсутствием оснований (например, по причине недостаточности стажа работы в должности судьи), то выходное пособие, которое они получают при выходе в отставку помимо компенсации, предусмотренной абзацем вторым пункта 6 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», выплачивается им за каждый полный год работы судьей, но не менее трех выходных пособий.

Кроме того, Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьям Верховного Суда Российской Федерации и судьям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначенным до дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», предоставлена возможность перевода в другой суд, а также сохранение за время, в течение которого оформляется перевод, ежемесячного денежного вознаграждения (абзац второй пункта 6 статьи 19).

3.3. Таким образом, именно действующим законодательством для судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрен специальный механизм замещения судейских должностей во вновь образуемом Верховном Суде Российской Федерации, а для тех из них, кто не войдет в его первоначальный состав, — возможность перевода в другой суд, а также соответствующий высокому статусу судьи комплекс социальных гарантий, призванных компенсировать им негативные последствия прекращения полномочий.

Что касается статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», то ее положения задают лишь основные параметры механизма создания Верховного Суда Российской Федерации, без которых реализация внесенных им в Конституцию Российской Федерации изменений была бы невозможна, в том числе с учетом положений главы 9 и раздела второго Конституции Российской Федерации. Детализация же этого механизма возлагается на текущее законодательство.

Исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии неопределенности в вопросе о конституционности положений статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», оспариваемых в запросе группы депутатов Государственной Думы, который в данной части в силу части второй статьи 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» не может быть признан допустимым.

4. Заявители указывают также на имевшиеся, по их мнению, нарушения порядка принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Между тем признание закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации по порядку принятия после его вступления в силу может повлечь за собой утрату силы положений Конституции Российской Федерации, в которые внесены изменения, а потому такая проверка, как следует из приведенных в настоящем Определении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, может быть осуществлена только до его вступления в силу, т.е. в порядке предварительного нормоконтроля, на что Конституционный Суд Российской Федерации не уполномочен.

Наличие в Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» положений, которые не вносят изменения непосредственно в Конституцию Российской Федерации, не влияет на данный вывод, поскольку его проверка по порядку принятия в рамках заявленных группой депутатов Государственной Думы в обоснование своей позиции доводов может быть осуществлена лишь в целом. Соответственно, в этой части разрешение вопроса о проверке конституционности Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», так же как и в части, касающейся оспаривания положений его статьи 1, Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 36, пунктами 1 и 2 статьи 43, частью первой статьи 79 и частью первой статьи 85 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы, поскольку разрешение поставленных в нем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно и поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

rg.ru

Это интересно:

  • Декларация на гражданство Предоставление иждивения Добрый день! Моя знакомая, гражданка Украины попросила помощи в оформлении гражданства. Чтобы я предоставила ей иждивение. Какие риски ложатся на меня? И должна ли она написать расписку, например о том, что […]
  • Как и за какие годы начисляют пенсию Какой период работы берётся для начисления пенсии: первые пять лет или последние пять лет? Здравствуйте! Скажите,пожалуйста,какой период работы берётся для начисления пенсии: первые пять лет или последние пять лет? Учитывается ли […]
  • Приказ введен в действие образец Введена в действие новая форма визовой анкеты Сегодня вступает в силу Приказ ФМС России, ФСБ России и МИД России от 7 октября 2014 г. № 541/568/18657 "Об утверждении формы визовой анкеты, представляемой иностранным гражданином или […]
  • Нарушение конституционных прав граждан рф Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 […]
  • Федеральный закон 123 о пожарной безопасности 2014 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Опубликовано 04.12.2017 в 14:37 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ […]
  • Приказ 2075 минобрнауки Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (утратил силу) Приказ […]