Закон причинности это

Причинность — одна из форм всеобщей взаимозависимости явлений объективного мира. Ленин указывал, что вопрос о причинности имеет особенно важное значение для определения философской линии того или другого направления. Идеализм, как правило, отрицает объективную причинность в природе и обществе, считая, что природа и общество лишены сами по себе какого бы то ни было порядка, независимого от сознания людей. Идеалисты изображают природу и общественную жизнь как хаотическое нагромождение явлений и событий, не связанных между собой причинной связью. Так, например, Кант утверждал, что рассудок диктует природе свои законы. Причинность он считал априорной категорией, т. е. существующей до опыта, присущей человеческому рассудку независимо от опыта.

Теория причинности Юма основана на положении о_ том, что в объективном мире не существует никакой причинной обусловленности явлений, что причинность есть не что иное, как результат привычки, привычной связи ощущений, восприятий. В реакционной буржуазной философии эпохи империализма отрицание объективной причинности является одним из краеугольных камней в борьбе против науки. Прагматисты и интуитивисты, махисты и позитивисты — все многочисленные течения и школки буржуазной философии единодушно выступают против признания объективного характера причинной связи явлений. Мах заявлял: «В природе нет ни причины, ни следствия».

Современная буржуазная философия в лице таких реакционных школок, как логический позитивизм (см.), персонализм (см.), и т. п., с ещё большей яростью выступает против принципа причинности. Используя продолжающийся кризис в физике буржуазных стран, философы умирающего капитализма фальсифицируют новые данные науки и пытаются использовать их для отрицания объективной причинности. На отрицании объективной причинности в природе базируются «физический» идеализм, вейсманизм-морганизм и другие идеалистические течения в естествознании. Буржуазные философы смертельно ненавидят принцип причинности, потому что борются против научного объяснения мира. Научное познание возможно лишь как познание, раскрывающее причинную обусловленность явлений. Познание, игнорирующее причинность, перестаёт быть научным. Выступая против причинности, буржуазные философы выполняют прямой заказ своего класса, заинтересованного в том, чтобы затемнить сознание масс, поставить на место науки веру, религию.

Разоблачая махистов, Ленин требовал, чтобы чётко проводилась грань между двумя линиями в вопросе о причинности. «Ибо ясно, в самом деле,— писал Ленин,— что субъективистская линия в вопросе о причинности, выведение порядка и необходимости природы не из внешнего объективного мира, а из сознания, из разума, из логики и т. п. не только отрывает человеческий разум от природы, не только противопоставляет первый второй, но делает природу частью разума, вместо того, чтобы разум считать частичкой природы.

Субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм (к разновидностям которого относятся теории причинности и Юма и Канта), т. е. более или менее ослабленный, разжиженный фидеизм. Признание объективной закономерности природы и приблизительно верного отражения этой закономерности в голове человека есть материализм». Ленин учил, что надо отличать общее теоретико-познавательное решение вопроса о причинности от степени точности, которой достигла наука в описании причинных связей; независимо от того, какого уровня достигла наука п раскрытии причинных закономерных связей, решение теоретико-познавательного вопроса о причинности должно исходить из того, что источником нашего познания причинных связей является объективно существующая причинность, закономерность природы.

Учение диалектического материализма о причинности сводится к следующим основным положениям. В мире нет беспричинных явлений. Всякое явление природы и общества обусловлено определённой причиной, есть следствие той или другой причины. Причина и следствие находятся во взаимодействии. Причина порождает следствие, но и следствие не пассивно, оно воздействует на свою причину. Так, данный экономический базис порождает соответствующую ему общественную надстройку, но последняя не есть просто пассивное следствие. Она играет активную роль, воздействуя на базис, укрепляя и развивая его. Во всеобщем взаимодействии причина и следствие меняются местами. То, что является следствием в одной связи, может стать причиной в другой связи и т. д.

Между причиной и следствием существует внутренняя закономерная связь. Взаимодействие между причиной и следствием нельзя рассматривать в отрыве от конкретной обстановки, в которой происходит это взаимодействие. Так, в условиях социалистической системы развитие техники является одной из причин роста благосостояния трудящихся, В капиталистических же странах развитие техники не только не содействует улучшению жизни эксплуатируемых, но, наоборот, является одной из причин роста безработицы и нищеты.

Самым высшим критерием и доказательством объективного характера причинной связи в природе и обществе является практика, практическая деятель-кость людей. Так, например, биология установила зависимость изменчивости и наследственности организмов от изменений внешней среды. Практика полностью подтверждает эту причинную зависимость.

То же и в общественной жизни. Мы знаем, что причиной периодических экономических кризисов в капиталистическом обществе являются капиталистический строй, присущие ему противоречия. Практика, опыт истории общества подтверждает правильность нашего понимания этой причинной связи: уничтожение капитализма в СССР имеет своим закономерным следствием исчезновение неизбежного спутника капиталистического строя— экономических кризисов. (См. также Детерминизм и индетерминизм.)

filslov.ru

Закон причинности.

Закон соответствия.

В жизни малое всегда равно великому, так как все строится на одних и тех же принципах. А вся огромная Вселенная – это такое же тело как у каждого человека. И все что происходит в жизни с нами, тоже происходит и со Вселенной, ну и конечно же наоборот. Чего хочет наша душа, того хочет и сам Бог, а то что желает Вселенная, желаем и мы. Чтобы узнать правильность своих действий просто надо обратиться к своей душе, и она обязательно подскажет.

Закон противоположности.

Вся наша огромная Вселенная состоит из противоположностей, и каждое явление всегда имеет противоположное, без которого оно не существует. Противоположность – это часть одного целого, которую отличают особые качества.

Закон проявления.

Основа всего во Вселенной – это образ и идея. Любое материальное явление базируется на определенном образе, мысли идеи. Вся наша жизнь состоит из различных образов и мыслей и все что мы желаем обязательно исполняется.

Закон соединения.

К подобному притягивается подобное и, соединяясь с ним, с этого момента становится проводником для него. Поэтому соединившись со счастьем, радостью и Богом, мы становимся проводником для этих силовых структур в наш Земной мир.

В нашем мире все постоянно двигается и развивается.

Развитие и движение должно быть вечным, так как остановка в дальнейшем приведет к медленному, но не минуемому разрушению всего. Такая остановка подобна смерти. Ведь чтобы в мире была стабильность необходимо быть в гармонии с Вселенной, ну и конечно спокойно и мирно развиваться.

Закон цикличности.

В мире все циклично, все возникшие явления возникая достигают своей предельной высоты, после чего приходят в упадок, но лишь для того чтобы снова начать свое движение ввысь. Поэтому чтобы сделать свое будущее счастливым, необходимо вынести уроки нашего прошлого, просто поменяв его внутри себя, и тогда оно возродится в нашем мире.

Закон маятника.

Противоположности так же одинаковы в своей силе и их размахи, как вправо, так и влево тоже равны. Каждое явление, с начала своего возрождения имея свою противоположность, стремится, как можно быстрее, в нее перевоплотиться. И именно тогда когда мы сможем держать свое сознание в ладу и порядке, именно с этого момента больше никогда для нас не будет черных полос.

Закон причинности.

Между всеми явлениями в огромной Вселенной существует причинно-следственная связь. И все что когда-либо с нами происходит – это результаты закономерных следствий, которые вытекают из причин. Если мы сможем ликвидировать причину, то автоматически мы ликвидируем следствие, ведь во Вселенной не бывает чего-то случайного. Абсолютно любой случай – это уже закономерности не осознанные нами. Так как все взаимосвязано, то ничего появившееся на нашем пути не может быть случайностью. Все что с нами происходит в настоящем, имело свою причину еще в прошлом. Поэтому чтобы избавиться от всего плохого и жить счастливо, необходимо пересмотреть свое прошлое и проработать в себе все негативные моменты.

studopedia.ru

закон причинности

Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .

Смотреть что такое «закон причинности» в других словарях:

закон зависимого происхождения — (санскр. пратитья самутпада, пали патичча самуппада) цепь причинности. Описывает деятельность отд. элементов дхарм в мировом процессе, последовательность их появления в пространстве и во времени, в частн., последовательность причин страдания и… … Буддизм

Закон социальный — объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между социальными явлениями, процессами, сторонами общественной жизни, возникающая, проявляющаяся и реализующаяся благодаря массовой деятельности и через деятельность людей. Главное в… … Экология человека

Закон социальный — объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между социальными явлениями, процессами, сторонами общественной жизни, возникающая, проявляющаяся и реализующаяся благодаря массовой деятельности и через деятельность людей. Главное в… … Социологический справочник

достаточного основания закон — ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ЗАКОН (лат. lex rationis determinantis seu sufficients). 1) В метафизике Лейбница второе по значимости, наряду с началом противоречия, начало природы и мышления. Согласно Д. о. з., «ни одно явление не может… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Шопенгауэр Артур — (Schopenha uer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шопенгауэр, Артур — (Schopenhauer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Теория познания — В широком своем смысле термин этот определяется противоположением термину практика познаний , т. е. означает собою все то, что служит к объяснению действия познания и к руководству им. В пределах широкого определения этого термина неизбежно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ИНДЕТЕРМИНИЗМ — см.: ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ИНДЕТЕРМИНИЗМ … Философская энциклопедия

Фихте Иоганн Готтлиб — (Старший, Fichte) великий немецкий философ (1762 1814). Миросозерцание его тесно связано с его личностью и деятельностью и с социальными условиями, при которых ему приходилось работать. Ф. родился в Рамменау (в Верхней Лузации). Его отец был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Фихте Иоганн-Готтлиб — (Старший, Fichte) великий немецкий философ (1762 1814). Миросозерцание его тесно связано с его личностью и деятельностью и с социальными условиями, при которых ему приходилось работать. Ф. родился в Рамменау (в Верхней Лузации). Его отец был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП — принцип, требующий, чтобы в случае каждого утверждения указывались убедительные основания, в силу которых оно принимается и считается истинным. Требование достаточных или убедительных оснований столь же старо, как и само теоретическое мышление. В … Философская энциклопедия

dic.academic.ru

Закон причинности это

Несомненно, самый универсальный и наиболее надежный среди всех научных законов это закон причины и следствия, или, как его еще называют, закон причинности (каузальности). В науке законы рассматриваются как «отражающие актуальные системы в природе» (Халл, 1974, с. 3). Насколько свидетельствует исторический опыт, законы не знают исключений. И это, несомненно, истинно в отношении закона причинности. Этот закон формулировали различными способами, каждый из которых адекватно выражает его основное значение. Кант в первом издании книги «Критика чистого разума» утверждал, что «все происходящее (начинающее быть) предполагает нечто, за чем оно следует, в соответствии с правилом». Во втором издании он усилил это высказывание, отметив, что «все изменения имеют место согласно закону отнесенности причины и следствия» (см. Майклджон, 1878, с. 141). Шопенгауэр высказал это положение следующим образом: «Ничто не происходит без причины, почему это должно произойти, вместо того чтобы не произойти» (см. фон Мизес, 1968, с. 159). Количество различных формулировок можно увеличивать почти до бесконечности. Но, говоря простыми словами, закон причинности утверждает, что каждое материальное следствие должно иметь адекватную предшествующую причину.

Философский и теологический подтексты этой концепции — за и против — обсуждаются многие годы. Но когда оседает пыль сражений, закон причинности всегда остается целым и невредимым. В мире экспериментальной науки или в обычном мире личного опыта не возникает вопросов относительно его принятия. Много лет назад профессор У.Т. Стейс в своей классической работе «Критическая история греческой философии» это прокомментировал:

Всякий изучающий логику знает, что это основной критерий наук, основание их всех. Если бы мы не верили в истину каузальности, а именно, в то, что все имеющее начало имеет причину, и что в тех же обстоятельствах неизменно происходят те же самые события, все науки в одно мгновение рассыпались бы в прах. Эта истина предполагается в каждом научном исследовании (1934, с. 6). Закон причинности имеет значение не только для науки. Рихард фон Мизес отметил: «Мы можем лишь добавить, что практически все философы считают закон каузальности самым важным, самым широким и самым прочно установленным из всех принципов эпистемологии (гносеологии)». Затем он добавил: Закон каузальности утверждает, что для каждого наблюдаемого феномена (назовем его Б) существует второй феномен А, так, что предложение «и следует за А» верно . . Не может быть сомнений в том, что закон каузальности в только что приведенной формулировке соответствует всему нашему собственному опыту и тому, знание о котором приходит к нам тем или иным образом. . мы также можем утверждать, что в практической жизни вряд ли есть более полезное и более надежное правило поведения, чем предположить о всяком событии, которое становится нам известным, что какое-то другое предшествовало ему как его причина (1960, с. 160, выделено в оригинале).

Ричард Тейлор, обращаясь к важности этого основного закона науки в «Энциклопедии философии», написал:

Тем не менее, вряд ли можно оспаривать то, что представление о причинности это не только неотъемлемая часть в каждодневных делах, но также и во всей прикладной науке. Юриспруденция и право утратили бы всякий смысл, если бы люди не были наделены возможностью искать причины разнообразных нежелательных событий, таких как насильственные смерти, пожары и несчастные случаи. Это же верно в таких областях, как общественное здравоохранение, медицина, военное планирование и, конечно, каждый аспект жизни (1967, с. 57).

Наука и закон, причины и следствия

В то время как закон причины и следствия переходит строго научные границы и воздействует также на все другие дисциплины, и в то время как принцип причинности имеет серьезное теологическое и/или метафизическое значение, научное значение, которое он представляет, стоит в ряду самых важных когда-либо открытых принципов. Очевидно, что, если каждое материальное следствие имеет адекватную предшествующую причину, и если Вселенная есть материальное следствие, то Вселенная имела причину. Ученые не упускают это из виду. Например, Роберт Джастроу писал:

Вселенная и все, что в ней произошло с начала времени, это грандиозное следствие без известной причины. Следствие без причины? Это не из мира науки; это мир колдовства, неуправляемых событий и прихотей бесов, средневековый мир, который наука попыталась предать забвению. Как мы должны воспринять эту картину как ученые? Я не знаю. Я бы только хотел представить доказательства в пользу того, что Вселенная и сам человек появились в тот момент, когда началось время» (1977, с. 21).

Следствия без адекватных причин неизвестны. Тем не менее, Вселенная, говорит доктор Джастроу, это потрясающее следствие — без какой-либо известной причины. Однако, столетия исследований многому научили нас о причинах. Например, мы знаем, что причины никогда не происходят вслед за следствиями. Как отметил Тейлор:

Современные философы . тем не менее, по большей части согласились с тем, что причины не могут произойти после своих следствий. . принято считать, что частью привычного значения слова «причина» является то, что причина это нечто, предшествующее или, по крайней мере, не следующее своему следствию» (1967, с. 59).

Бессмысленно говорить о причине, следующей за следствием, или о следствии, предшествующем причине.

Мы также знаем, как уже было упомянуто выше, что следствие никогда не превосходит причину качественно или количественно. Именно это знание позволяет нам сформулировать закон причинности следующими словами: «Каждое материальное следствие должно иметь адекватную предшествующую причину». Река замутилась не от того, что в нее прыгнула лягушка; книга упала со стола не от того, что на нее села муха; это не адекватные причины. Для любых следствий, которые мы наблюдаем, мы должны постулировать адекватные причины.

Таким образом, Закон причинности имеет серьезное значение во всякой области, где прилагает усилия человек — будь то наука, метафизика или богословие. Вселенная перед нами. Некая причина, предшествующая Вселенной, ответственна за ее существование. Эта причина должна быть значительнее самой Вселенной и превосходить ее. Но, как отметил Джастроу: «. самые последние астрономические данные указывают на то, что в какой-то момент в прошлом цепь причины и следствия внезапно оборвалась. Произошло важное событие — зарождение мира — для которого нет известной причины или объяснения» (1977, с. 27). Конечно, когда доктор Джастроу говорит об отсутствии «известной причины или объяснения», он имеет в виду то, что нет известной естественной причины или объяснения. Ученые, так же как и философы, понимают, что Вселенная должна была иметь причину. Они понимают, что эта причина должна была предшествовать Вселенной и превосходить ее. Общепризнанно, что не существует естественной причины, достаточной, чтобы объяснить происхождение материи, то есть, Вселенную, как честно признается Джастроу. Однако, это представляет действительно серьезную проблему, относительно которой Р.Л. Уайсонг писал:

Каждый приходит к естественному и удобному выводу, что предметы, имеющие проект и высокий уровень порядка (машины, дома и т.п.), обязаны своим существованием проектировщику. Прийти к другому выводу было бы неестественным. Но эволюция просит нас забыть о том, во что естественно верить, а затем поверить в то, что неестественно, неразумно и . невероятно. Некоторые говорят нам, что все реально существующее — Вселенная, жизнь и т.п. — не имеет исходной причины. Но, так как Вселенная функционирует на основе соотнесенности причины и следствия, как можно с точки зрения науки — которая занимается изучением той самой Вселенной — доказывать, что Вселенная не имеет исходной причины? Или, если эволюционист приводит причину, он ссылается либо на вечную материю, либо энергию. Затем он выдвигает причину гораздо меньшую, чем следствие. Основанием для этого отхода от того, во что естественно и разумно верить, служит не факт, наблюдение или опыт, но, скорее всего, неразумные выводы из абстрактных вероятностей, математики и философии (1976, с. 412, эллипс в оригинале).

Доктор Уайсонг представил интересное историческое обстоятельство, чтобы удостоверить свою мысль. Несколько лет назад ученые собрались в Великобритании, в долине Солсбери в Уилтшире, для изучения упорядоченных концентрических кругов камней и ямок в Стонхендже. По мере продвижения исследований стало очевидно, что эти круги были созданы специально для того, чтобы делать определенные астрономические предсказания. Вопросы о том, как камни были доставлены в это место, каким образом эти древние люди смогли соорудить астрономическую обсерваторию, как использовались данные, получаемые в результате исследований, и многие другие остаются без ответа. Но одно несомненно: причиной Стонхенджа был интеллектуальный замысел.

Теперь, как предложил доктор Уайсонг, сопоставьте Стон-хендж (как сделал один телевизионный комментатор) с ситуацией, соответствующей зарождению жизни. Мы изучаем жизнь, наблюдаем за ее функциями, размышляем о ее сложности (которая, общепризнанно, не поддается воспроизведению даже людьми, вооруженными разумом и самой современной методологией и технологией) — и каков же наш вывод? Теоретически, Стон-хендж мог стать результатом воздействия эрозии гор или катастрофичных сил природы (подобно торнадо или ураганам), действовавшими вместе с метеоритами в процессе образования камней и концентрических ямок. Но какой ученый-практик (или, если на то пошло, телевизионный комментатор) всерьез станет рассматривать такую нелепую идею? И какой человек, обладающий здравым смыслом, поверит в такое предположение? Тем не менее, в вопросе сотворения жизни, — сложный дизайн которой превращает Стонхендж в нечто, построенное трехлетним ребенком из строительных кубиков субботним вечером посреди сплошного ливня, — нас просят поверить, что это можно объяснить слепыми, бессмысленными, случайными, физическими процессами без какого-либо разумного руководства. Неудивительно, что доктор Уайсонг отмечает с очевидным неудовольствием, что эволюционисты просят нас «забыть то, во что верить естественно». Никого не удастся убедить, что Стонхендж «просто произошел». Это не адекватная причина. Однако, от нас ожидают того, что мы примем представление о том, будто жизнь «просто произошла». Подобный вывод как необоснован, так и неразумен. Причина неадекватна, чтобы произвести такое следствие.

Именно понимание подтекста закона причинности привело некоторых к попыткам развенчать или отказаться принять универсальный принцип причины и следствия. Наверное, самым знаменитыми скептиком в этом отношении был британский эмпирист Дэвид Хьюм, который был известен своим антагонизмом к принципу причины и следствия. Однако, как бы ни упорствовал Хьюм в своей критике, он не заходил настолько далеко, чтобы утверждать, будто причина и следствие не существуют. Ему просто казалось, что это не было эмпирически достоверно, и вместо этого он исходил из априорных рассуждений. Хьюм отметил в письме к Джону Стюарту: «Я никогда не утверждал таких абсурдных Положений, как то, что без Причины может появиться что-либо: я лишь заявлял, что наша Уверенность в Ложности этого Положения не происходит от Интуиции или Демонстрации; но из другого Источника (см. Грейг, 1932, с. 187, выделено и капитализировано в оригинале; Грейг, 1984, с. 75). Даже неверующий такого ранга, как Хьюм, не стал бы отрицать причину и следствие.

Как бы они ни пытались, скептики не в состоянии обойти этот основной закон науки. Конечно, выдвигались другие аргументы против него, кроме выдвинутых Хьюмом. Например, один такой аргумент утверждает, что этот принцип ошибочен, потому что он противоречит сам себе. Выглядит это примерно так. Принцип причины и следствия утверждает, что все должно иметь причину. Согласно этой концепции, все прослеживается назад, к Первопричине, где внезапно ее действие прекращается. Но как же это согласуется с логикой? Почему принцип того, что все должно иметь причину, внезапно перестает действовать? Почему вдруг эта так называемая Первопричина подобным же образом не требует наличия причины? Если все нуждается в объяснении, или причине, то почему эта Первопричина также не нуждается в объяснении, или причине? И если эта Первопричина не нуждается в объяснении, то почему тогда в нем нуждаются другие вещи?

Можно предложить два отклика на подобное недовольство законом причинности. Во-первых, с точки зрения логики, невозможно отстаивать любую концепцию «бесконечного обратного движения», которая постулирует бесконечный ряд следствий, не имеющих конечной первопричины. Философы верно аргументировали эту мысль на протяжении поколений (см. Грейг, 1979, с. 47-51; 1984, с. 75-81). Все, начинающее существовать, должно иметь причину. Ничто не происходит беспричинно.

Во-вторых, недовольство, высказанное скептиками, утверждающими, что закон причинности противоречит сам себе, не является обоснованным возражением против закона; скорее, это будет возражением против неправильной формулировки этого закона. Если кто-то просто скажет: «Все должно иметь причину», тогда возражение было бы обоснованным. Но это не то, что говорит закон. Он утверждает, что всякое материальное следствие должно иметь адекватную предшествующую причину. Как правильно рассуждал Джон X. Герстнер:

Так как каждое следствие должно иметь причину, в конечном итоге должна быть одна причина, которая не является следствием, но только причиной, или как же тогда можно объяснить следствия? Причина, которая сама является следствием, ничего бы не объяснила, но потребовала бы других объяснений. Это, в свою очередь, потребовало бы дальнейших объяснений, и мы имели бы совершенно бесконечное обратное движение. Но данный аргумент показал, что вселенная, как мы ее знаем, является следствием и не может объяснить себя сама; для ее объяснения необходимо нечто, что, в отличие от нее, не является следствием. Должна быть извечная причина. В этом есть смысл (1967, с. 53).

Это действительно имеет смысл. Это диктуется наукой и здравым смыслом. Тейлор отмечал: «Однако, если кто-либо утверждает, что не видит разницы между отношением причины к следствию, с одной стороны, и следствия к его причине, с другой, он, как представляется, противоречит здравому смыслу человечества, ибо это различие кажется совершенно очевидным большинству людей . » (1967, с. 66). Время от времени нас ободряет то, что исследователи в конечном итоге призывают к «здравому смыслу» или к тому, что «совершенно очевидно большинству людей». В случае с законом причинности, «совершенно очевидно», что каждое материальное следствие должно иметь адекватную причину; здравый смысл требует ни больше, ни меньше.

Хотя критики выступают против закона причины и следствия, а эволюционисты игнорируют его, он остается неопровержимым. Его центральная идея остается нетронутой: каждое материальное следствие должно иметь адекватную предшествующую причину. Перед нами Вселенная. Перед нами жизнь в нашей великолепной Вселенной. Перед нами разум. Перед нами нравственность. Какова их первичная причина? Так как следствие никогда не превосходит причину и не предшествует ей, разумно полагать, что Причина жизни должна как предшествовать Вселенной, так и быть более мощной, чем она — живой Разум, который, Сам обладает нравственной сущностью. В то время как эволюционист вынужден допускать, что Вселенная это «следствие без известной причины» (пользуясь словами доктора Джастроу), креационист утверждает адекватную Причину — трансцендентного Создателя — что соответствует известным фактам и тому, что вытекает из этих фактов.

www.scienceandapologetics.org

7.8. Закон причинности

В трактовке проблемы причинности ряд философов (Дж. Беркли, Д. Юм, Р. Авенариус) отрицали ее объективность. Так, Юм полагал, что существование причинно-следственных связей недоказуемо. Для него причинность суть не более как психологическая привычка соединять в чувственных восприятиях регулярное появление и следование событий. В отличие от такого индетермини- стского взгляда механистическое истолкование причинности состоит в безусловном признании ее объективности и однозначности. Классически была выражена подобная позиция французским ученым П. Лапласом. Согласно ему, можно сколь угодно точно описать поведение материального объекта в сколь угодно отдаленном будущем, если известны его начальные условия и закон движения.

Между тем в реальности дело обстоит несравненно сложнее, чем это представлялось концепцией лапласов- ского детерминизма. Что же такое причинность? Это такое воздействие одного объекта на другой, при котором изменение первого объекта (причина) производит соответствующее изменение другого объекта (следствие). Так, прохождение тока в проводнике является причиной от-клонения стрелки прибора. Воздушные потоки — опора крыльев самолета при его горизонтальном движении, обусловливают подъемную силу. Искажение программы внедрением «компьютерного вируса» существенно нарушает функционирование ЭВМ.

От всех иных форм объективной детерминации явлений причинность отличается такими особенностями, как гене- тичность (причина порождает следствие), последовательность во времени (причина предшествует следствию), необходимость отношения причины и следствия (данная при- чина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие), асимметричность воздействия (в процессе причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию), необратимость (причина не может быть результатом своего же следствия), несводимость следствия к причине (в следствии всегда есть нечто такое, чего не было в причине).

Как и все философские категории, человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает объективную связь явлений природы, лишь приблизительно отражая ее, искусственно изолируя те или иные стороны единого мирового процесса. В сложнейшей сети разнообразных взаимоотношений явлений причинные связи приобретают объективную многомерность.

Характер действия причины зависит от условий, которые определяют изменение объекта как переход некоторого из его возможных состояний в действительность.

В обществе тоже отсутствует жесткая однозначная детерминация. Здесь причинно-следственные отношения опосредуются потребностями, интересами, целями, практическими действиями людей. Следствие само воздействует на породивший его фактор и становится причиной новых изменений. Образуется целая причинно-следственная цепь. Эти цепи могут пересекаться. Точки пересечения порождают («пусковая причина») новые причинные зависимости. Нем самым причинность оказывается не чистой необходимостью лапласовского Детерминизма, а нелинейным процессом, диалектическим соотношением необходимости и вероятности, случайности и закономерности. Таковы при-чины Чернобыльской катастрофы, где в трагический «клубок» переплелись разного рода причинные цепи — физические, социальные, личностные, психологические.

Идея причинности образует одно из определяющих начал (принцип) материалистического понимания и научно-го познания мира. Все в природе и обществе, в бытии и сознании, в объективной реальности и субъективной человеческой деятельности включено в причинно-следственную обусловленность. В этом суть закона причинности. Только опираясь на него, люди могут эффективно действовать в сферах науки, производства, техники, в быту, во всех областях жизни общества. Кратким анализом закона причинности мы завершим рассмотрение материалистической диалектики в ее отмеченных ранее аспектах структуры и процесса. Ими охватываются многие существенные грани концепции детерминизма. Но только в органическом соединении ее с научно-философским понятием развития материалистическая диалектика приобретает характер целостной, открытой к содержательным новациям теоретической системы.

sci.house

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]