Закон обучения педагогика

Умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток (М. В. Антропова и др.).

Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий, места в нем уроков физического воспитания и труда (М. В. Антропова и др.).

Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.

Принципы и правила обучения

Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, mnqyhu название дидактических принципов и правил.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретноисторическом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.

pedlib.ru

Закон обучения педагогика

63. ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Законы дидактического учебно-воспитательного процесса заключаются в выраженных устойчивых внутренних связях, которые отражают функционирование и развитие процесса воспитания и обучения. Рассмотрим основные законы процесса обучения:

– закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Данный закон раскрывает процесс влияния общественных отношений, социального строя и социального заказа на формирование всех элементов воспитания и обучения;

– закон воспитывающего и развивающего обучения. Отражает соотношение овладения знаниями, способностями, всестороннее развитие личности;

– закон обусловленности обучения и воспитания: характер деятельности учащихся показывает соотношение между способами организации обучения, деятельностью учеников и результатами обучения;

– закон целостности и единства педагогического процесса: раскрывает гармоническое единство всех компонентов педагогического процесса, таких как рациональный, эмоциональный, содержательный, операционный, мотивационный компоненты;

– закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении;

– закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.

Еще одним основным понятием процесса обучения и воспитания являются закономерности.

Закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые связи между составными компонентами процесса обучения, эти связи носят преимущественно вероятностно-статистический характер, они проявляются как тенденции, т. е. не в каждом отдельном случае, а во множестве случаев.

Существуют два типа закономерностей обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности. Внешние закономерности процесса обучения формируют зависимость обучения от общественных процессов и условий, социальной и политической ситуации, уровня культурного развития и т. д.

Внутренними же закономерностями обучения являются закономерности процесса обучения, которые устанавливают связи между компонентами, такими как цели, содержание, методы, средства, формы и т. д.

Рассмотрим ряд закономерностей, которые проявляются в обучении при наличии определенных условий:

– обучающая деятельность преподавателя должна носить воспитывающий характер, но в то же время в зависимости от условий обучения воспитывающая функция может иметь большую или меньшую силу, может быть как положительной, так и отрицательной;

– зависимость между преподавателем и учащимся и результатом обучения, другими словами, чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность обучающегося, тем будет выше качество обучения;

– зависимость учебного материала от повторения, т. е. прочность усвоения учебного материала напрямую связана с систематичностью повторения пройденного материала и зависит от включения повторения в пройденный материал, а также при объяснении нового материала;

– зависимость от применения новых методов обучения, другими словами, видна непосредственная зависимость развития знаний, умений и навыков учащихся от умения ими применять поисковые методы, проблемное обучение и т. д.;

– зависимость формирования понятий в сознании обучаемых от специальной познавательной деятельности по выделению существенных признаков, явлений, по сопоставлению различных понятий.

www.e-reading.mobi

Закон обучения педагогика

В обучении находят свое проявление общие законы диалектики и специфические законы обучения.

К общим законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания.

Как проявляются эти законы в процессе обучения?

В процессе обучения действует закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия возникают в силу того, что современные требования, являющиеся следствием новых социальных условий, изменившихся возможностей личности, сложившейся образовательной ситуации, приходят в несоответствие с традиционными, устоявшимися представлениями и взглядами на процесс обучения. Изменения в экономической, политической и культурной жизни нашей страны привели к резкой смене общественных ценностей и установок, востребовали ранее непопулярные качества личности, такие как предприимчивость, деловитость, рискованность. Это в свою очередь потребовало изменения процесса обучения, его содержания, технологии.

В процессе обучения проявляется также действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные характеристики (убеждения, мотивы, установки, потребности, ценностные ориентации, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки) представляют собой результат накопления количественных изменений.

Переход количества в качество происходит по механизму закона отрицания отрицания, т. е. диалектического снятия и сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Интегративные качества «отрицают» ранее сложившиеся. Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия преобразуются в сложный навык (письма, счета, чтения).

Кроме общих законов диалектики, в обучении проявляются также специфические педагогические законы.

В истории дидактики многие ученые предпринимали попытки выделить и сформулировать педагогические законы. Например, И. Г. Песталоцци сформулировал следующий закон обучения: от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям.

Немецкий педагог Э. Мейман сформулировал три закона:

● развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками;

● ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;

● душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.

Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения: социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обучения, воспитания и развития; обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; целостности и единства образовательного процесса.

Хуторской А. В. дает такую трактовку этим законам.

Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Социальный строй и общественно-экономические отношения оказывают определяющее влияние на основные компоненты процесса обучения: его цели, содержание, методы, формы организации. Например, демократические преобразования конца ХХ в. обусловили появление в стране негосударственных образовательных организаций, авторских школ и обучающих систем.

Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. По своей духовной и природной сущности человек есть творец. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий образовательного процесса. Творческую самореализацию ученика повышают следующие условия: выбор им целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные технологии обучения, возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения и др.

Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества. Даже если учитель не ставит явных воспитательных или развивающих целей, он все равно своей деятельностью не только обучает, но и воспитывает, оказывает влияние на формирование соответствующих качеств учеников, на развитие их как личности.

Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. Результаты обучения зависят прежде всего от активности самой личности, от того, насколько продуктивна их деятельность. На результаты обучения оказывают влияние также применяемые технологии, формы и методы обучения.

Закон целостности и единства образовательного процесса. Данный закон устанавливает необходимость внутреннего согласования между собой всех компонентов образовательного процесса (целей, содержания, средств, методов, форм, технологий и т. д.).

Выделены и другие законы обучения. Законами становятся лишь те закономерности, в которых:

● четко определены и зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь;

● исследованы особенности этой связи (вид, содержание, форма, характер и т. д.);

● установлены границы проявления связи.

Как отмечено выше, закономерности обучения отражают объективные, существенные, общие, устойчивые взаимосвязи, повторяющиеся при определенных условиях. Теоретиками и практиками выделено большое количество дидактических закономерностей. Так, в учебнике И. П. Подласого приводится более 70 различных закономерностей обучения.

С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют.

Различают общие и частные (конкретные ) закономерности.

Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают своим действием всю систему обучения. К общим закономерностям относятся:

● закономерности цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

● закономерности содержания обучения.

Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения ; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;

● закономерности качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения;

● закономерности методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса;

● закономерности управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий;

● закономерности стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов ) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. Современной науке известно большое количество частных закономерностей процесса обучения. К частным закономерностям процесса обучения относятся закономерности:

● собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);

● гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);

● психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т. д.);

● социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);

● организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т. д.).

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.

murzim.ru

Законы обучения, их сущность

Закон — это объективно существующий, постоянно действующий и необходимый взаимосвязь между предметами, явлениями и процессами, что вытекает из их внутренней природы, сущности. Законом в дидактике можно считать внутренний существенная связь явлений обучения, который предопределяет необходимый их проявление и развитие (И.Я. Лернер).

Практически вся история человечества сопровождается попытками найти наиболее общие, общие для всех элементов обучения, факторы, правила, закономерности. Платон, Аристотель, Квинтилиан делали попытки обобщения практики обучения в виде определенных правил. Я.А. Коменский, А. Дистервег произвели цели системы правил-рекомендаций относительно действий субъектов и факторов учебно-воспитательного процесса. Отдельные закономерности обучения сформулировал И. Песталоцци. Много руководств, рекомендаций и правил К. Д. Ушинского вполне обоснованно можно считать дидактическими закономерностями. Значительное внимание установлению і формулировке правил, принципов, законов и закономерностей обучения уделяли Дж. Дьюи, Е. Торндайк, Е. Мейман. Практически все известные теоретики педагогики пытались установить объективные связи между предметами, явлениями, факторами учебно-воспитательного процесса. Одним это удалось больше, другим — меньше. Но еще до недавнего времени ученые воздерживались от формулировки педагогических законов. В отечественной педагогике до 70-х годов прошлого века даже термины «закон» и «закономерность» употреблялись редко и осторожно открытые и задействованы в мировой практике законы и рекомендации или замалчивались, или отрицались из идеологических соображений.

Есть и объективные причины сдержанного подхода ученых и практиков педагогики к формулировки законов, действующих в сфере учебно-воспитательной деятельности. Дело в том, что педагогические законы оказываются в условиях влияния на процессы обучения и воспитания большого количества факторов, а потому не всегда дают четко определен, гарантированный результат. Они, как правило, имеют прогностический, вероятностный, стохастический характер в отличие, скажем, от физических, химических, биологических законов. Есть и такая особенность, что в социальной сфере проявления закона сложно увидеть, отследить и зафиксировать. Одни и те же факторы, закономерности педагогического процесса в различных условиях, с разными субъектами могут давать совершенно разные, а иногда и противоположные, последствия.

И все же значительная часть теоретиков педагогики (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунський, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер и др.) выделяют и формулируют педагогические законы, которые признаются и применяются практиками.

В.И. Загв’язинський группирует и характеризует законы обучения, которые имеют объективные источники возникновения и действуют в любых ситуациях учебного процесса:

закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает определяющее влияние общества через социальный заказ образованию на содержание, цели, масштабы, средства, методы организации учебного процесса;

закон развивающего и воспитательного влияния обучения на учеников. И содержание и стиль общения, и характер задач — все компоненты обучения непременно влияют на формирование ориентаций, личностных качеств, духовного мира, способностей, черт характера воспитанников;

закон предопределенности результатов обучения характером деятельности и общения учеников. Этот закон раскрывает влияние процессов, которые формируют личность, в том числе познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учащихся на результаты обучения;

закон целостности и единства педагогического процесса. Он отображает связь части (например факта, закона) и целого (например теории, общей научной картины мира), взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, предопределяет необходимость гармоничной интеграции предметов, смыслового, мотивационного и операционного компонентов (деятельности), овладение знаниями и развития;

закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении. Он означает, что любое научное знание прямо или косвенно служит практике (да и выводится в конечном итоге из нее). Отсюда виплилває необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт учащихся, конкретизации и применения научных положений в практике, насколько дают возможность специфика материала, подготовленность учащихся и условия обучения;

закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности. Эти виды организационной деятельности могут быть разведены во времени или сочетаться, взаимопроникать; на определенном этапе каком видовые деятельности может предоставляться преимущество, но они должны не исключать, а предусматривать друг друга.

banauka.ru

Закон обучения педагогика

Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он отражает влияние общественного строя, общественных отношений на учебно-воспитательный процесс, помогает найти четкие ориентиры при составлении учебных планов и программ.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Здесь раскрываются отношения между учащимися и педагогическим коллективом, а также соотношения между способами организации процесса обучения и его результатами.

Закон единства и целостности педагогического процесса. Закон обусловливает применение рациональных методов в обучении, их соотношение, рассматривает процесс обучения как целостный, единый процесс, состоящий из нескольких компонентов (содержательного, мотивационного, эмоционального, поискового и т. п.).

Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении. Он раскрывает соотношение теоретических и практических принципов и методов в обучении, выявляет особенности практической деятельности педагога и ее рациональность.

Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности. Этот закон рассматривает соотношение между занятиями с классом и индивидуальной формой обучения, устанавливает определенные правила и принципы работы педагога с коллективом и отдельными учащимися.

Закономерности в педагогике – это выражение действия законов в конкретных условиях. Их особенностью является то, что закономерности в педагогике носят вероятностно-статистический характер, т. е. невозможно предусмотреть все ситуации и точно определить проявление законов в процессе обучения.

Закономерности проявляются и выделяются в основном на основе эмпирического метода, т. е. опытным путем. Выделяют два вида закономерностей обучения.

1. Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий.

2. Внутренние закономерности процесса обучения устанавливают связи между его компонентами: между целями, содержанием, средствами, методами, формами. Таких закономерностей в педагогике очень много. Вот некоторые из них:

1) обучающая деятельность педагога преимущественно носит воспитывающий характер. Эта закономерность выявляет связь между обучением и воспитанием;

2) существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Следуя этой закономерности, процесс обучения не может быть состоявшимся, если нет целостного коллектива учеников и учителя, если отсутствует их единство;

3) прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в новый материал;

4) в процессе обучения кроме дидактических законов действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности.

www.gumer.info

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]