Оглавление:

К вопросу о предмете договора об образовании (Борисевич А.Н.)

Дата размещения статьи: 07.02.2017

Понятие и основные характеристики договора об образовании были впервые введены в сферу российского образования Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) [1]. Уже почти три года данный договор применяется в практике образовательных организаций, реализующих образовательные программы различного вида и уровня образования, однако нет однозначного понимания, каким образом определять его предмет.
После вступления в силу Закона об образовании вопросы определения существенных условий договора об образовании, в том числе его предмета, уже были исследованы в работах таких ученых, как Л.Б. Ситдикова, Э.А. Гасымова, А.А. Кирилловых, А.И. Рожков и др.
Так, по мнению Л.Б. Ситдиковой, одной из основных причин споров между сторонами является недостаточно четкая формулировка задания заказчиком в предмете договора возмездного оказания образовательных услуг и, как следствие этого, неправильное применение норм материального права [2, с. 4].
Необходимо отметить, что заключение договора об образовании осуществляется по общим правилам, установленным в главе 28 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) [3]. Условие о предмете договора об образовании является существенным, и без согласования данного условия договор не может считаться заключенным.
Согласно ч. 2 ст. 54 Закона об образовании в договоре об образовании должны быть указаны:
— основные характеристики образования,
в том числе:
— вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);
— форма обучения;
— срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
Уяснить смысл, заложенный законодателем в словосочетании «в том числе», может помочь толковый словарь. Так, в Толковом словаре Ефремовой указано, что «в том числе» употребляется при присоединении члена предложения, который является частью того целого, о котором идет речь в первой части предложения; включая кого-л., что-л., в том числе и [4].
Таким образом, в договоре об образовании сторонам необходимо прежде всего указать основные характеристики образования и дополнительно (как часть целого) определить вид, уровень и (или) направленность образовательной программы, что в совокупности и будет составлять предмет договора об образовании — то, о чем именно должны договариваться стороны, заключается такой договор.
Положения ч. 9 ст. 2 Закона об образовании определяют, что основные характеристики образования определяются объемом, содержанием и планируемыми результатами образования, причем в данном Законе это понятие применяется только при регулировании вопросов, связанных с заключением и исполнением договоров об образовании и договоров об оказании платных образовательных услуг.
Рассмотрим содержание категорий, которые раскрывают понятие основных характеристик образования:
1. Объем образования.
Исходя из систематического толкования ч. ч. 9, 10 ст. 2, ч. 6 ст. 28 Закона об образовании можно заключить, что под объемом образования следует понимать прежде всего объем образовательных программ, которые осваиваются обучающимися в процессе получения образования определенного вида и уровня.
Объем образовательных программ устанавливается Минобрнауки РФ в федеральных государственных образовательных стандартах (для общего и профессионального образования) либо самостоятельно устанавливается образовательной организацией (для дополнительного профессионального образования).
Так, к примеру, в федеральных государственных образовательных стандартах по программам бакалавриата установлено, что объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц [5].
Таким образом, объем образования в предмете договора об образовании можно определить как объем образовательной программы определенного вида и уровня образования, выраженный в зачетных единицах.
2. Содержание образования.
Исходя из положений ч. 1 ст. 12 Закона об образовании, можно сделать вывод, что содержание образования определятся содержанием образовательных программ. Содержание профессионального образования и профессионального обучения направлено прежде всего на достижение конечного и главного результата образования — получение обучающимся квалификации по определенной профессии, специальности или направлению подготовки, перечень которых устанавливается Минобрнауки РФ либо самостоятельно устанавливается образовательной организацией при предоставлении образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию.
Понятие квалификации раскрыто в ч. 5 ст. 2 Закона об образовании и определяется как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность обучающегося к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что получаемый обучающимся в процессе освоения образовательной программы определенный объем знаний, умений, навыков и в конечном счете компетенций определяет содержание образования, которое может быть отражено в предмете договора об образовании указанием определенной квалификации (для профессионального образования).
3. Планируемые результаты обучения.
В Законе об образовании не раскрыто понятие планируемых результатов обучения, но при определении понятия «качество образования» законодатель ведет речь о достижении планируемых результатов образовательной программы.
Часть 3 ст. 2 Закона об образовании устанавливает, что обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Планируемые результаты обучения указываются в образовательных программах. В частности, в общей характеристике образовательной программы отражается перечень приобретаемых выпускником общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Набор компетенций может дополняться с учетом направленности (профиля/специализации) образовательной программы, требований работодателей, потребностей рынка труда, а также в соответствии с профессиональными стандартами (при их наличии).
Таким образом, результаты обучения — это знания, умения, навыки, компетенции и опыт деятельности, полученные обучающимся в процессе освоения образовательной программы. Результаты обучения опять же можно оценить присвоенной выпускнику квалификацией (для профессионального образования).
В ч. 2 ст. 54 Закона об образовании определено, что при указании в договоре об образовании основных характеристик образования должны быть указаны в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
Соответственно, для правильного определения предмета договора об образовании, кроме определения основных характеристик образования, что было сделано выше, необходимо также рассмотреть классификацию образовательных программ по видам и уровням, определить понятие направленности образовательной программы, формы обучения и срока освоения образовательной программы.
1. Виды образовательных программ.
В Законе об образовании понятие вида образовательной программы не раскрыто, несмотря на употребление этого термина в названии главы 11 данного Закона.
Исходя из содержания главы 11 Закона об образовании, на первый взгляд можно было бы сделать вывод, что виды образовательных программ можно классифицировать по областям профессиональной, творческой и духовной деятельности человека.
Однако полагаем, что виды образовательных программ необходимо классифицировать исходя из видов образования, которые нормативно закреплены в ст. 2 Закона об образовании. Видов образования всего четыре: общее образование, профессиональное образование, профессиональное обучение и дополнительное образование.
Соответственно, исходя из видов получаемого образования, можно выделить следующие виды образовательных программ: основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы высшего образования, основные программы профессионального обучения, дополнительные образовательные программы.
2. Уровни образовательных программ.
В ч. 2 ст. 12 Закона об образовании указано, что в Российской Федерации основные образовательные программы реализуются по уровням общего и профессионального образования и по профессиональному обучению, т.е. уровни образовательных программ законодатель определил только в общем и профессиональном образовании.
На основании норм ч. ч. 2 и 3 ст. 12 Закона об образовании можно классифицировать основные образовательные программы по следующим уровням:
1. Уровни основных общеобразовательных программ:
— образовательные программы дошкольного образования;
— образовательные программы начального общего образования;
— образовательные программы основного общего образования;
— образовательные программы среднего общего образования.
2. Уровни основных профессиональных образовательных программ:
— образовательные программы среднего профессионального образования;
— образовательные программы бакалавриата;
— образовательные программы специалитета, магистратуры;
— образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
3. Направленность образовательной программы.
В ч. 25 ст. 2 Закона об образовании законодатель определил направленность (профиль) образования как ориентацию образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
В п. 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367 (в ред. от 15.01.2015) [6], определено, что образовательная организация может реализовывать по специальности или направлению подготовки одну программу бакалавриата (программу специалитета, программу магистратуры) или несколько программ бакалавриата (несколько программ специалитета, несколько программ магистратуры), имеющих различную направленность. В наименовании образовательной программы указываются наименования специальности или направления подготовки и направленность образовательной программы, если указанная направленность отличается от наименования специальности или направления подготовки.
Таким образом, направленность образовательной программы необходимо определять исходя из наименования образовательной программы.
4. Форма обучения.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона об образовании обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
5. Срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
Понятие срока освоения образовательной программы в Законе об образовании не определено, однако ч. 3 ст. 59 данного Закона устанавливает, что освоение основных образовательных программ завершается итоговой аттестацией, т.е. освоение основной образовательной программы заканчивается в день прохождения последнего аттестационного испытания и присвоения обучающемуся квалификации (для профессионального образования).
С другой стороны, ч. 17 ст. 59 Закона об образовании гласит, что обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования используется только понятие «срок получения образования», который, к примеру, по программам бакалавриата по очной форме обучения составляет четыре года.
Однако Закон об образовании устанавливает, что отношения в сфере образования регулируются не только Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом, но также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 4 Закона об образовании).
Так, ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане в период освоения образовательных программ определенного вида и уровня образования, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по соответствующим программам [7].
Таким образом, можно заключить, что понятия «срок освоения образовательной программы» и «срок получения образования» не тождественны.
В самом деле срок освоения образовательной программы может быть равен или больше установленного стандартом срока получения образования.
К примеру, в соответствии с п. 6 Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. N 455, обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска [8].
Академический отпуск предоставляется обучающемуся неограниченное количество раз, в связи с чем срок освоения образовательной программы заранее определить невозможно, и он может существенно превышать установленный образовательным стандартом срок получения образования по образовательной программе определенного вида и уровня образования.
Исходя из вышеприведенных норм, полагаем, что окончание срока освоения образовательной программы должно определяться именно днем сдачи последнего итогового аттестационного испытания и присвоения квалификации.
Так каким же образом указывать в предмете договора об образовании срок освоения образовательной программы, если при заключении данного договора точно определить этот срок не представляется возможным?
Статья 190 ГК РФ определяет, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Заключая договор об образовании, участники образовательных правоотношений априори не могут определить, освоит обучающийся образовательную программу или нет, т.е., произойдет это событие или нет, заранее установить нельзя.
Таким образом, полагаем, что при заключении договора об образовании в нем должен быть указан срок освоения образовательной программы определенного вида и уровня образования, равный сроку получения образования по определенной форме обучения, установленный соответствующим образовательным стандартом и исчисляемый годами.
В дальнейшем, в случае наступления юридически значимых фактов, таких как ускоренное обучение, академический отпуск, смена формы обучения и др., следует заключать дополнительные соглашения к договору об образовании, где указывать новый срок освоения образовательной программы.
Исходя из вышеизложенного, можно предложить сформулировать предмет договора об образовании следующим образом (на частном примере образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата):
Исполнитель обязуется предоставить заказчику образовательную услугу по освоению основной образовательной программы высшего образования «Корпоративный менеджмент» (далее — образовательная программа), направление подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), по очной форме обучения в пределах федерального государственного образовательного стандарта (или образовательного стандарта).
Срок освоения образовательной программы — 4 года.
Объем образовательной программы — 240 зачетных единиц.
Планируемые результаты обучения — присвоение квалификации «бакалавр» по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.
В ч. 2 ст. 54 Закона об образовании также указано, что договор об образовании может заключаться для освоения обучающимся части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности.
Что такое часть образовательной программы?
Закон об образовании не дает однозначную дефиницию этого понятия.
Согласно ч. 1 ст. 58, ч. 3 ст. 87 Закона об образовании можно заключить, что часть образовательной программы — это ее отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), что и необходимо в данном случае отражать в предмете договора об образовании.
А каким образом определить предмет договора об образовании, если стороны договариваются об освоении только части образовательной программы?
Вид, уровень и (или) направленность части образовательной программы, форму обучения можно установить в том же порядке, который применяется при согласовании предмета договора об образовании для освоения всей образовательной программы.
При определении срока освоения части образовательной программы стороны уже не могут ориентироваться на срок получения образования, установленный соответствующим образовательным стандартом, исчисляемый годами. В данном случае полагаем, что срок может быть определен сторонами исходя из информации, содержащейся в учебном плане и календарном учебном графике образовательной программы, и исчисляться годами, месяцами или днями.
Каковы в данном случае планируемые результаты обучения?
Планируемые результаты обучения при освоении обучающимся части образовательной программы можно определить указанием в предмете договора об образовании конкретных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) образовательной программы, которые обучающийся планирует освоить.
При успешном завершении обучения указанные в предмете договора об образовании учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) образовательной программы должны быть отражены образовательной организацией в выдаваемой обучающемуся справке об обучении, сведения из которой могут быть в дальнейшем зачтены ему в порядке, установленном п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл встретился с представителями Болгарской и Албанской Православных Церквей

Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор и Святейший Патриарх Кирилл совершили молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру в Москве

В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей совершили Литургию на Соборной площади Московского Кремля

Святейший Патриарх Кирилл встретился с делегациями Поместных Православных Церквей, прибывшими на празднование 1030-летия Крещения Руси

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Александрийской Православной Церкви

Новое о религиозном образовании в законодательстве

Новый закон об образовании был принят в декабре прошлого года. За исключением нескольких статей данный нормативно-правовой акт вступает в силу 1 сентября 2013 года. Он содержит целый ряд положений, касающихся религиозного образования и затрагивающих интересы православных образовательных организаций. Изменения в законодательстве комментируют руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) и главный юрисконсульт Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Елена Зайчикова.

Религиозное образование в России: основные положения, проблемы и перспективы

применения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

Принятие закона

Закон «Об образовании в Российской Федерации» был внесен в Государственную думу правительством Российской Федерации. Разработчиком закона является Министерство образования и науки России.

В 2010 году была создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители Министерства образования и различных религиозных организаций. В задачи группы входила разработка и согласование законодательных положений, касающихся религиозного образования и взаимодействия религиозных организаций с государственными образовательными организациями. В 2011 году данные положения законопроекта были одобрены Межрелигиозным советом России.

Однако уже на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению в Государственной думе в декабре 2012 года предпринимались попытки их пересмотреть. В частности, первый заместитель председателя комитета по образованию ГД РФ, член фракции КПРФ Олег Смолин настаивал на исключении из текста законопроекта всех норм, касающихся взаимодействия религиозных организаций с государственной школой.

Светский характер образования и преподавание религиозной культуры в школе

Правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципе светского характера образования во всех государственных организациях, занимающихся образовательной деятельностью (п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона «Об образовании»). По сравнению с прежним Законом «Об образовании» от 1992 года список государственных организаций, в которых реализуется этот принцип, в новом законе расширен. Если ранее светский принцип образования устанавливался в отношении государственных и муниципальных образовательных учреждений (п. 4 ст. 2 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1), то теперь он распространяется на «государственные, муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность». Таким образом, он действует не только в отношении государственных школ, но и приютов, медицинских учреждений и т.п.

Принцип светского характера образования в государственной школе долгое время считался серьезным препятствием для преподавания религиозной культуры учащимся государственных и муниципальных школ.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 в 2009–2011 годах в ряде субъектов Российской Федерации была осуществлена апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. С сентября 2012 года этот курс преподается в четвертом и пятом классах во всех государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях России.

Теперь практика преподавания ОРКСЭ закреплена на уровне федерального закона. Ст. 87 Закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ содержит нормы, касающиеся преподавания в рамках основных образовательных программ государственных образовательных организаций (в том числе на основе Федерального государственного образовательного стандарта) учебных курсов, направленных на получение учащимися знаний о нравственных принципах и традициях православия, а также иных мировых религий.

Выбор курса ОРКСЭ

Родители учащихся могут выбирать курс религиозной культуры или альтернативный ему курс светской этики. Однако выбор этот родители должны теперь осуществлять «с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии» (п. 1 ч. 3 ст. 44). Механизм формирования данных комиссий будет определяться Министерством образования и науки Российской Федерации.

Конфессиональная экспертиза

Положение о конфессиональной экспертизе образовательных программ по религиозной культуре и теологии представляет собой новеллу современного российского законодательства в сфере образования.

Закон предусматривает конфессиональную экспертизу примерных образовательных программ по курсам основ религиозных культур и светской этики (ч. 3 ст. 87). Она будет проводиться централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями в порядке, определенном Министерством образования и науки России. Экспертиза должна определить степень соответствия содержания указанных программ конкретному вероучению. На общецерковном уровне ее будет проводить Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

Конфессиональная экспертиза предусмотрена и для примерных образовательных программ по теологии (ч. 4 ст. 87).

Определяя особенности теологического образования в государственных и негосударственных вузах, законодатель предусмотрел конфессиональный подход не только к экспертизе программ, но и к педагогам: преподаватели теологии должны иметь рекомендацию централизованной религиозной организации. В противном случае они не будут допущены к преподаванию этого курса (предмета) (ч. 5 ст. 87). К сожалению, в отношении преподавателей курсов религиозной культуры подобного требования законом не предусмотрено.

Централизованные религиозные организации должны привлекаться к учебно-методическому обеспечению курсов по ОРКСЭ и теологии (ч. 6 ст. 87). Вместе с тем порядок и степень их участия в этом процессе законодательно не определены.

Запрет пропаганды

Закон запрещает педагогам государственных и негосударственных образовательных организаций использовать образовательную деятельность для религиозной или антирелигиозной агитации. Педагогическим работникам запрещается пропагандировать «исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов» (ч. 3 ст. 48). Нарушение данных запретов может привести к увольнению педагога как не прошедшего аттестацию.

Образовательные организации, учрежденные религиозными организациями

Новый закон предусматривает право негосударственных (частных) образовательных организаций на основании представления религиозной организации включать в вариативную часть образовательной программы Закон Божий, историю Церкви и другие предметы, обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент образования) (ч. 7 ст. 87).

Частные образовательные организации, созданные религиозными организациями, обязаны включать такие предметы в вариативную часть образовательной программы (ч. 8 ст. 87).

Примерные образовательные программы по Закону Божию и другим предметам, содержащим религиозный компонент, будут утверждаться централизованной религиозной организацией. Учебно-методическое обеспечение таких программ осуществляется централизованной религиозной организацией (ч. 10 ст. 87).

Духовные образовательные организации

Они могут реализовывать, согласно положению ч. 9 ст. 87 закона:

  • не подлежащие государственной аккредитации программы профессионального религиозного образования;
  • подлежащие государственной аккредитации образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (например, программы в области теологии).

Закон предусматривает право духовных образовательных учреждений и иных образовательных организаций, созданных религиозными организациями, вводить дополнительные, основанные на внутренних установлениях условия приема и отчисления учащихся и их права и обязанности (ч. 11 ст. 87). Данная норма позволяет духовным образовательным учреждениям требовать от абитуриентов предоставления письменной рекомендации духовника, не допускать прием на пастырские отделения лиц женского пола и т.д. Это правоположение особенно важно в связи с тем, что законом декларируется принцип равенства при приеме на обучение в образовательную организацию (ч. 1 ст. 55).

Богословские степени и звания

В законопроекте отсутствовали правовые гарантии учета богословских степеней и званий преподавателей духовных академий и семинарий в ходе аккредитационной экспертизы таких учебных заведений. Заместителю председателя Государственной Думы Александру Жукову удалось внести в закон поправку, в силу которой при лицензировании и государственной аккредитации духовных образовательных организаций должны учитываться сведения не только о педагогах, имеющих ученые степени и звания, подтвержденные документами государственного образца, но также сведения о педагогах, имеющих богословские степени и звания (ч. 13 ст. 91, ч. 4 ст. 92). Данная норма является еще одной новеллой российского законодательства в сфере образования.

Общественная аккредитация образовательных организаций и педагогов в централизованных религиозных организациях

В новом законе закреплено право образовательных организаций (в том числе государственных) и педагогов в случае реализации (преподавания) ими предметов ОРКСЭ или предметов в области теологии получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в порядке, установленном такими религиозными организациями. При этом государственное финансирование общественной аккредитации запрещено (ч. 12 ст. 87).

Государственное финансирование частных дошкольных и общеобразовательных организаций

Новый закон не декларирует принцип равного государственного финансирования государственных, муниципальных и частных дошкольных и общеобразовательных организаций, к которым, в частности, относятся общеобразовательные организации, созданные религиозными организациями.

Вместе с тем, согласно нормам п. 3, 6 ч. 1 ст. 8 и ч. 5 ст. 99 закона, частные дошкольные и общеобразовательные организации будут финансироваться за счет субсидий субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным субъектами РФ для муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций и включающим расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Таким образом, закон расширяет перечень затрат частных образовательных организаций, подлежащих финансированию за счет государства. К таким затратам теперь относятся не только расходы на оплату труда педагогов, но и некоторые другие расходы, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.

Норматив будет определяться в расчете на одного обучающегося с учетом типа образовательной организации (отдельно для школ, гимназий, лицеев и т.п.) и других критериев, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 2 ст. 99 закона.

Согласно ч. 3 данной статьи, расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации. Исходя из смысла п. 3, 6 ч. 1 ст. 8 и ч. 5 ст. 99 закона данная норма должна распространять свое действие и на частные образовательные организации. Однако прямого указания на этот счет закон не содержит. Помимо норматива финансирования, предусмотренного п. 3, 6 ч. 1 ст. 8, он вводит понятие «нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг». Порядок определения и финансирования таких затрат закон не устанавливает. Скорее всего, речь идет о некоем дополнительном нормативе финансирования федеральных, региональных и муниципальных образовательных организаций, который будет определяться учредителями таких организаций самостоятельно.

www.patriarchia.ru

Новеллы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Транскрипт

1 Новеллы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Институт образования НИУ ВШЭ Информационный портал 273-фз.рф

2 Понятийный аппарат Важнейшим новшеством Закона является определение понятийного аппарата единое употребление терминов в законодательстве и правоприменительной практике. Например: П. 11 ст. 2 общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования П. 34 ст. 2 присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня

3 Система образования

4 Структура системы образования ФГОС, ФГТ, образовательные стандарты, образовательные программы органы государственной власти и органы местного самоуправления объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители)

5 Виды образования Общее образование Профессиональное обучение Профессиональное образование Дополнительное образование

6 Уровни общего образования Дошкольное образование 1 Начальное общее образование 2 Основное общее образование 3 Среднее общее образование 4

7 Уровни общего образования Что изменилось? Дошкольное образование вводится как самостоятельный уровень общего образования Внесена редакционная правка: теперь среднее (полное) общее образование называется «среднее общее образование» «Ступени общего образования» стали «уровнями общего образования»

8 Уровни профессионального образования (по старому Закону РФ «Об образовании») 1 Начальное профессиональное образование 2 Среднее профессиональное образование 3 4 Высшее профессиональное образование -бакалавриат Высшее профессиональное образование специалитет или магистратура 5 Послевузовское профессиональное образование

9 Уровни профессионального образования (по новому Федеральному закону «Об образовании в РФ») 1 Среднее профессиональное образование Высшее образование бакалавриат Высшее образование специалитет или магистратура Высшее образование подготовка кадров высшей квалификации

10 Уровни профессионального образования Что изменилось? Вводится два вида программ СПО: подготовка квалифицированных рабочих (служащих) подготовка специалистов среднего звена Докторантура выведена из системы образования в сферу науки

11 Обратите внимание, что НПО НПО включено в систему СПО как подготовка квалифицированных рабочих (служащих) СПО Обучающиеся, принятые на обучение по программам НПО до , считаются принятыми на обучение по программам СПО (подготовка квалифицированных рабочих (служащих)

12 Уровни образования Становится ли дошкольное образование обязательным? Сохранится ли послевузовское образование (аспирантура)?

13 Образовательные программы 1) общеобразовательные программы (основные и дополнительные) 2) профессиональные программы (основные и дополнительные) 3) программы профессиональной подготовки было 1) основные образовательные программы основные общеобразовательные программы основные профессиональные образовательные программы программы профессионального обучения 2) дополнительные образовательные программы дополнительные общеобразовательные программы дополнительные профессиональные программы стало

14 Виды основных общеобразовательных программ Основные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования образовательные программы начального общего образования образовательные программы основного общего образования образовательные программы среднего общего образования

15 Виды основных профессиональных образовательных программ Основные профессиональные образовательные программы образовательные программы среднего профессионального образования: программы подготовки квалифицированных рабочих программы подготовки специалистов среднего звена образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата программы подготовки специалиста, программы магистратуры программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

16 Виды программ профессионального обучения Программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих программы переподготовки рабочих, служащих программы повышения квалификации рабочих, служащих

17 Виды дополнительных образовательных программ Дополнительные общеобразовательные программы дополнительные общеразвивающие программы дополнительные предпрофессиональные программы

18 Виды дополнительных профессиональных программ Дополнительные профессиональные программы программы повышения квалификации программы профессиональной переподготовки

19 ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты к ступеням и уровням общего образования к уровням профессионального образования было Федеральные государственные образовательные стандарты к уровням общего образования, в том числе к дошкольному образованию к уровням профессионального образования, в том числе к «третьему» уровню высшего образования, а также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки стало

20 ФГТ Федеральные государственные требования к дошкольной образовательной программе к дополнительным профессиональным образовательным программам профессиональному образованию к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств к программам послевузовского профессионального образования было Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и спорта стало

21 Примерные основные образовательные программы Примерная основная образовательная программа учебнометодическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (п. 10 ст. 2) разрабатывается по уровню и направленности на основе ФГОС включается по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, который является общедоступным порядок разработки таких программ, их экспертизы, ведения указанного реестра устанавливаются Минобрнауки России

22 Примерные основные образовательные программы Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ

23 Формы получения образования и формы обучения В организациях, осуществляющих образовательную деятельность Формы обучения: Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки (ч. 12 ст. 76)

24 Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и ДТО Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение формой обучения не является

25 Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и ДТО Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленным Минобрнауки России Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается Минобрнауки России При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

26 Формы получения образования и формы обучения Сохранится ли домашнее обучение? В новом законе отсутствует такая форма обучения, как экстернат. Значит ли это, что экстернат исчез совсем?

27 Новеллы в регулировании реализации образовательных программ Урегулирована сетевая форма реализации образовательных программ (ч. 3 ст. 15). Осуществляется на основании договора, в котором указывается: вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (ее части) статус обучающихся правила приема условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между участниками сетевого взаимодействия характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации срок действия договора, порядок его изменения и прекращения

28 Новеллы в регулировании реализации образовательных программ Экспериментальная и инновационная деятельность в образовании разведены, им даны разные определения (ст. 20) экспериментальная деятельность регулируется исключительно на уровне Правительства РФ инновационная деятельность на федеральном уровне регулируется Минобрнауки России; на уровне субъектов РФ уполномоченным органом субъекта РФ

29 Документы об образовании и (или) квалификации Документы об образовании и (или) квалификации Документы об образовании Аттестат об основном общем образовании Аттестат о среднем общем образовании Документы об образовании и квалификации Диплом о среднем профессиональном образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра Диплом об окончании аспирантуры, ординатуры или ассистентуры-стажировки Документы о квалификации Удостоверение о повышении квалификации Диплом о профессиональной переподготовке Свидетельство профессии рабочего, должности служащего

30 Документы об обучении Документы об обучении Свидетельство об обучении Свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств Справка об обучении Иные документы, выдаваемые лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации

31 Документы об образовании и (или) квалификации. Документы об обучении Основные изменения Документы государственного образца Документы установленного образца Не предусматривается выдача свидетельства о повышении квалификации Предусматривается выдача диплома об окончании аспирантуры

32 Правовая регламентация организации и осуществления образовательной деятельности

33 Лицензирование Не указываются места осуществления для программ ДПО и профессионального обучения (ч. 4 ст. 91) Основание для отказа в выдаче лицензии: наличие неисполненного предписания Рособрнадзора или органа, осуществляющего переданные полномочия (ч. 12 ст. 91) Новеллы В лицензионных требованиях и условиях должны быть отражены: сетевая форма реализации образовательных программ, применение электронных форм обучения, ДОТ ИП, привлекающие к осуществлению образовательной деятельности иных педагогических работников, должны получать лицензию до (ч. 10 ст. 108)

34 Государственная аккредитация Новеллы: отмена аккредитационной экспертизы по установлению типа и вида образовательной организации предмет государственной аккредитации является только соответствие образовательной деятельности ФГОС программы ДПО не подлежат аккредитации (нет ФГОС). Свидетельства об аккредитации в части этих программ утрачивают силу с (ч. 8 ст. 108) Действие ранее выданных свидетельств о государственной аккредитации продолжается, переоформление до г. (ч. 9 ст. 108)

35 Государственный контроль (надзор) в сфере образования Новеллы: дополнительные основания внеплановых проверок: выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования

36 Действия контрольно-надзорного органа в случае выявлений нарушений законодательства РФ об образовании (начало) Выявление нарушения законодательства РФ об образовании Выдача предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об образовании ДА Предписание исполнено? НЕТ Продолжение функционирования организации, осуществляющей образовательную деятельность, в нормальном режиме Составление протокола об административном правонарушении за неисполнение предписания Направление материалов в суд для привлечения к административной ответственности Запрет приема в данную организацию, осуществляющую образовательную деятельность

37 Действия контрольно-надзорного органа в случае выявлений нарушений законодательства РФ об образовании (окончание) Привлечение организации, осуществляющей образовательную деятельность, судом к административной ответственности Выдача повторного предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об образовании Приостановление действия лицензии полностью или частично ДА Возобновление лицензии со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторного предписания Предписание исполнено? НЕТ Обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии Вынесение судом решения об аннулировании лицензии

38 Действия контрольно-надзорного органа в случае выявлений нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ (начало) Выявление нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ Выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ ДА Предписание исполнено? НЕТ Продолжение функционирования организации, осуществляющей образовательную деятельность, в нормальном режиме Составление протокола об административном правонарушении за неисполнение предписания Направление материалов в суд для привлечения к административной ответственности Запрет приема в данную организацию, осуществляющую образовательную деятельность

39 Действия контрольно-надзорного органа в случае выявлений нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ (окончание) Привлечение организации, осуществляющей образовательную деятельность, судом к административной ответственности Выдача повторного предписания об устранении выявленных нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ Приостановление действия государственной аккредитации полностью или частично ДА Предписание исполнено? НЕТ Возобновление действия государственной аккредитации и снятие временного запрета приема со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторного предписания Лишение организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или частично

40 Финансирование системы образования

41 Финансирование общего образования Система финансирования общего образования с двух уровней (региона и муниципалитета) сохраняется. Аналогичная система распространяется на финансирование дошкольного образования (с )

42 Финансирование Финансирование общего образования субвенция местному бюджету, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ

43 Финансирование оказания образовательных услуг Нормативы, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются в расчете на одного обучающегося: по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, ФГТ (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ, обеспечения ДПО педагогическим работникам, а также с учетом иных предусмотренных Законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности

44 Малокомплектные образовательные организации

45 Финансирование профессионального образования Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований определяется на основе контрольных цифр приема (КЦП) на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (вне зависимости от формы собственности) Порядок установления КЦП утверждается: Правительством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Органами исполнительной власти субъектов РФ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ Органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов

46 Финансирование частных образовательные организации Фиксация доступа частных образовательных организаций к бюджетному финансированию Финансирование услуг частных образовательных организаций аналогично по размеру финансированию соответствующих услуг государственных, муниципальных организаций: Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых субъектами РФ для муниципальных организаций Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования

47 Нормы о возможных расходах региональных и местных бюджетов Органы государственной власти субъектов РФ имеют право: на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях на организацию предоставления высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов РФ Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования

48 Иные услуги, оказываемые за счет соответствующих бюджетов На уровнях основного общего и среднего общего образования бесплатное прохождение итоговой и промежуточной аттестации в случае обучения вне образовательной организации На уровнях общего и дошкольного образования бесплатная перевозка между поселениями Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь в центрах помощи и в образовательных организациях детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

49 Иные услуги, оказываемые за счет соответствующих бюджетов Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь родителям детей, обучающихся на уровне дошкольного образования в форме семейного образования, в консультационных центрах, в т.ч. созданных в дошкольных и общеобразовательных организациях Кроме этого, получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедико-педагогической коррекции фиксируется как право любого обучающегося

50 Плата за присмотр и уход Плату за услугу по присмотру и уходу устанавливает учредитель, он вправе снизить ее размер либо не взимать ее с отдельных категорий обучающихся Минобрнауки России рекомендовано установить установить с средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях на уровне, не превышающем действующий в настоящее время фактический размер родительской платы (письмо Минобрнауки России от 24 апреля 2013 г. ДЛ-101/08) За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается

51 Компенсация части родительской платы за присмотр и уход Родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта, на первого ребенка, не менее 50% процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 % размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, является расходным обязательством субъектов РФ

52 Плата за присмотр и уход Было: Родители платят за содержание ребенка, но не более 20% затрат на содержание. Далее они получают компенсацию в размере 20% на первого, 50% на второго, 70% на третьего и последующих детей, эти проценты считаются от выплаченного (не более 1/5 реальных затрат на содержание) Стало: Родители платят за присмотр и уход в размере, установленном учредителем, этот размер может составить полную стоимость услуги по присмотру и уходу. Далее они получают компенсацию родительской платы в процентном отношении такую же, как и было ранее, от выплаченного (возможно, полная стоимость затрат на присмотр и уход за ребенком)

53 Информационный портал по реализации Федерального закона 273-ФЗ Работает «горячая линия». Задать интересующий вопрос можно: на форуме по по телефону

54 101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495)

docplayer.ru

Это интересно:

  • Федеральный закон от 21112011 327-фз Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный […]
  • Федеральным законом о N 282 Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ"Об […]
  • Судебная практика о наследовании 1966 Российский наследственный закон: новое толкование от Верховного Суда Российской Федерации. Статьи по предмету Гражданское право РОССИЙСКИЙ НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ЗАКОН: НОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ОТ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О.Е. […]
  • Совместное заявление о заключении брака Статья 26. Заявление о заключении брака Положения статьи 26 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) в части использования многофункциональных центров предоставления государственных […]
  • Закона от 03122011 n 383-фз Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ"О внесении изменений в […]
  • Разъяснение верховного суда по закону о защите прав потребителей Разъяснение верховного суда по закону о защите прав потребителей Принятие решения об обращении в суд Всегда можно договориться Правила написания искового заявления. В Москве 35 районных суда и более 300 мировых […]