В Госдуме предлагают вновь рассмотреть новый закон об образовании

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, коммунист Олег Смолин, выступая на «часе заявлений», предложил вернуться к рассмотрению нового закона об образовании.

Закон был внесён в Госдуму год назад четырьмя профессорами, членами фракции КПРФ: Геннадием Зюгановым, Жоресом Алфёровым, Иваном Мельниковым и самим Смолиным. Позднее к нему присоединились ещё 10 депутатов.

В школах появится должность помощника учителя по работе с детьми-инвалидами

Чтобы изменить ситуацию, в КПРФ предлагают принять совершенно новый закон об образовании.

В то же время Смолин отметил, что его положения в целом близки к политике нового министра образования Ольги Васильевой и традиционным ценностям, о важности которых в том числе говорит Президент России Владимир Путин.

«Мы считаем, что нужно соединить лучшие отечественные традиции с новейшими образовательными технологиями. Но действующий закон ещё более размывает первое и тормозит развитие вторых», — сказал первый зампред комитета.

В своём выступлении Смолин привёл некоторые идеологические положения законопроекта. В частности, его авторы предлагают считать образование не сферой обслуживания, а сферой производства, при этом работа педагогов будет считаться не оказанной услугой, а социальным служением. Это позволит вывести общее и дошкольное образование на внерыночный уровень поддержки государства, а вложениям в него придать статус долгосрочных инвестиций.

При этом, по словам Смолина, основной целью образования по новому закону станет многостороннее развитие способностей личности, творческая педагогика.

«Натаскивание» на ЕГЭ в старших классах и ориентация только на функциональную грамотность должны быть заменены фундаментальным образованием ради культуры. Кроме того, подчеркнул депутат, образование должно быть в равной степени доступным и качественным для всех.

«Наш законопроект принципиально отличается от действующего закона. Мы предлагаем новый закон под новый курс. Как когда-то после Гражданской войны Россию вывела из разрухи новая экономическая политика, НЭП, так и сейчас обеспечить модернизацию страны способна новая образовательная политика — НОП», — заключил Смолин.

www.pnp.ru

О.Н. Смолин: «Образование «живое» и «мертвое»»

Выступая на одном из последних заседаний Госдумы, О.Н.Смолин вновь привлек внимание своих коллег к проблемам образования и воспитания юношества.

Все мы понимаем: если студенты – наше будущее, то будущее наших студентов – школьники. И сегодня, пользуясь случаем, хочу еще раз поговорить о системных проблемах российского образования в одном из главных преломлений – образование «живое» и «мертвое».

Напомню: системных проблем образования мы обычно насчитывали 12.
1. Проблема хронического недофинансирования образования.
2. Статус педагогического работника.
3. Статус учащегося.
4. Содержание образования:
фундаментальность или функциональная грамотность,
«канон» и модернизация,
«знаниевый» и компетентностный подходы.
5. Образование: светское и (или) или религиозное.
6. Управление образованием: проблема дебюрократизации.
7. Развитие сети образовательных организаций: «оптимизация» и качество образования.
8. Современные образовательные технологии: электронное обучение.
9. Здоровье учащихся.
10. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.
11. Воспитание (формирование) личности.
12. Идеология (ценности) образовательной политики.
Но теперь, возможно, придется признать тринадцатую – проблему публичного насилия в школе.
За 10 дней до Татьяниного дня страну потряс очередной акт публичного насилия в пермской гимназии №127. Сначала нам рассказывали, что это поножовщина между учениками. Видимо, никак не хотели признать, что по школьному насилию мы, увы, обогнали Европу и стремительно догоняем Соединенные Штаты Америки – не к ночи в этом смысле будут помянуты.
Потом признались: речь идет именно о нападении на школу, причем ее же школьников – именно об акте публичного насилия по американскому образу и подобию. И сразу возникли любимые вопросы российской интеллигенции: кто виноват и что делать?
Не успела страна отойти от шока в связи с пермской трагедией, как последовало новое нападение школьников на школу – в Улан-Удэ и с топором. А еще были Челябинская область и Симферополь.
В период с 2013 по 2017 год зафиксировано 15 случаев нападений и использования холодного или огнестрельного оружия учениками в российских школах. Большая часть пришлась на 2017 год – девять случаев. Однако только за январь 2018 года уже зафиксировано четыре таких происшествия.
Все это можно рассматривать как отдельные факты, а можно как явление, систему фактов.
Если мы, как большинство СМИ, вместо «леса» (явления) видим только «деревья» (отдельные факты), обсуждаются вопросы:
«Кто и почему пропустил парней с оружием на территорию школы?»,
«Кто и почему не отследил их психическое состояние и записи в социальных сетях?» и т.д. и т.п.
Однако теперь уже совершенно очевидно: не только в США, но и у нас подобные факты стали явлением; иначе они не повторялись бы раз за разом. А если так, надо попытаться понять причины.

На мой взгляд, эти причины делятся на две группы.
Группа первая, самая очевидная: глобализация пороков. Похоже, большинство нападающих насмотрелись на американских любителей публичного насилия и решили сделать то же самое у нас. Возникла даже целая конспирологическая теория, где корень бед видят то ли в зарубежных спецслужбах, то ли во внесистемной оппозиции. При этом, разумеется, никто не задается вопросом: почему враги России начали не с нее, но с Америки и забыли про Европу?
Понятно, что путь преодоления глобализации пороков связан с вопросом, как сделать интернет более безопасным и при этом сохранить свободу в виртуальном пространстве.
Одну из версий недавно выдвинул министр образования Франции Жан-Мишель Бланке, предложив штрафовать родителей, которые позволяют своим детям заходить на сайты, содержащие сцены насилия.
Не уверен, что этот опыт следует использовать: хорошие семьи и без того озабочены тем, что делают их дети в виртуальном пространстве, а на плохие семьи штрафы вряд ли подействуют.
Иное дело, что, если верить СМИ, активная блокировка групп типа «Колумбайн» у нас началась только после Перми. И это вопрос к Роскомнадзору.
Вторая группа причин имеет более глубокий характер и связана с реальной ситуацией в нашей школе и стране. Вот лишь некоторые из них.
1. Психологическое состояние детей, которое все более и более ухудшается. По данным Российской академии образования, уже к первому классу 48% наших детей находится в пограничном состоянии между нормой и отклонениями от нормы.
Если верить главному психиатру России Зурабу Кекелидзе, то ситуация в школе не только не улучшается, а скорее, ухудшается:
60% дошкольников страдают психическими аномалиями;
аналогичный показатель среди школьников – 70–80%;
у 30% школьников наблюдается дезадаптация в социуме.
Подумайте сами, может ли учитель в такой ситуации уследить за психическим состоянием каждого ребенка?
2. Не раз говорил с этой трибуны: наша школа чем дальше, тем больше становится бюрократической. По данным комитета Госдумы VI созыва по образованию и науке, каждое учебное заведение в среднем в год заполняет около 300 отчетов примерно по 12 тысячам показателей. Понятно, что в таких условиях работать с детьми становится некогда. И, как печально заметил Евгений Ямбург, школа все больше превращается в место, где дети и педагоги мешают администрации работать с документами.
3. Прибавлю к этому еще одно обстоятельство: эмоциональное выгорание учителей как результат стрессов и чрезмерной перегрузки. Повторю: по данным Общероссийского народного фронта, президентский указ в части заработной платы педагогов не выполняется в 75 из 85 регионов, и при этом средняя нагрузка педагогов превысила 28 часов в неделю. Понятно, что в такой ситуации нормально работать и жить некогда, не говоря о том, чтобы проявлять внимание к личности каждого ребенка.
4. И, конечно, одна из причин – крайне агрессивная информационная среда, которая вместе со средой социальной распространяет в обществе жесточайший конкурентный индивидуализм. Обратимся еще раз к данным Российской академии образования:
в 1993 году 58% подростков отличались альтруистической ориентацией;
в 2012 году такой тип направленности отмечен только у 16%, т.е. уменьшился в 3,6 раза.
В современной России умеют сострадать мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки – до 9–10 лет;
сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать.
Кто виноват – понятно. И уж точно, это не дети. Остается понять, что делать.
Похоже, из серии трагедий властями делаются только самые примитивные выводы: усиление охраны, «тревожные кнопки» и т.п.
Говорят, Росгвардия уже начала проверку состояния безопасности школ. Возможно, какие-то минимальные результаты мы получим. Но серьезные специалисты убеждены: такими средствами защитить школу от нападений ее же школьников практически невозможно.
Например, некоторые коллеги предложили установить во всех школах металлоискатели. А теперь представьте себе, как в аэропорту вы стоите в очереди в несколько сот, а то и в тысячу человек, причем все на один рейс, начинающийся в 8.30 или в 9.00. Ясно, что последние пройдут очередь к концу уроков.
Очевидно: для подлинного решения вопроса нужны иные меры.

Давайте задумаемся: почему дети так ненавидят школу, что устраивают на нее нападения?
Почему они так не любят себя, что эти нападения нередко сопровождаются попытками самоубийства?
Все вы наверняка смотрели замечательный фильм Станислава Сергеевича Говорухина «Место встречи изменить нельзя», а некоторые, возможно, читали и роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которому снят фильм.
Помните, герой романа и фильма говорит, что преступность будет искоренена не суровыми карательными мерами, но лишь в эру милосердия. Точно так же и публичное насилие в школе или вузе не может быть побеждено исключительно закручиванием гаек. Главный стратегический путь преодоления – переход от идеологии «мертвого», бюрократического образования к образованию «живому», творческому.
До недавнего времени системные либералы, да и многие из руководства Минобрнауки нам доказывали, что образование – это услуга, что из образования нужно исключить человеческий фактор. Кстати, во многом на этом постулате была основана идеология ЕГЭ. Убежден: идея «обесчеловечивания» образования глубоко порочна. Это из той же серии, что превратить человека в киборга, вынув из него живую душу.
Одним из первых заявлений министра образования и науки Ольги Васильевой было требование изгнать из образовательной политики теорию так называемых услуг. И это сразу снискало министру широкую популярность в образовательном сообществе.
Действительно, эта теория разрушает духовно-нравственное содержание образования и унижает педагогов, опуская их моральный статус едва ли не до чистильщика сапог.
Мы – оппозиция конструктивная и стараемся помочь правительству во всех его разумных начинаниях. Поэтому сегодня группа депутатов Государственной думы – четыре профессора, из которых два академика, предлагает сделать ровно то, чего требовала министр образования и науки – исключить теорию образовательных услуг из законодательства. Авторы законопроекта: академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров, профессор Геннадий Зюганов, профессор Иван Мельников, академик Российской академии образования Олег Смолин. Вот перечень законопроектов, которые мы вносим:
проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации в части исключения понятия «образовательные услуги»;
проект Федерального закона «О внесении изменения в пункт 1 статьи 123.24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;
проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Но мы ни в коей мере не рассматриваем наш законопроект как исключительную инициативу фракции КПРФ. Напротив, мы убеждены: образование – дело общегуманитарное – и потому приглашаем депутатов независимо от фракционной принадлежности присоединиться к нашему законопроекту.
Как сын учителей, учитель вечерней школы, многолетний преподаватель вуза и действующий профессор, с этой трибуны еще раз хочу сказать всем властям: мы никого не обслуживаем! Воспитывая наших детей и студентов, мы служим стране и, извините за пафос, ее будущему.
Кстати, школу будущего я видел. Без всякой политической агитации хочу сказать, что я видел ее в Совхозе им. Ленина. Такой школы нет в странах, которые я посещал. Кстати, в организации работы этой школы успешно сотрудничают человек, близкий к системным либералам, Ефим Рачевский, и человек, близкий к КПРФ и патриотическим силам в целом, Павел Грудинин. Как сказал бы Александр Пушкин, «и их пример другим наука».
Убежден: образование – это предмет не конъюнктурной партийной политики, но общенациональных интересов, а значит, согласия широких политических сил.
Наверняка большинство из вас, а может быть, все помнят классическую формулу Иммануила Канта: «Две вещи не перестают удивлять нас в этом мире: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». А теперь притча о современной школе.
Урок технологии в 9-м классе. Учительница Мария Ивановна:
– Девочки! Тема нашего урока – выворачивание канта наизнанку!
Отличница Оля, которая все книги прочитала наперед:
– Это что же, звездное небо будет внутри нас, а нравственный закон – над головой?!
Поздравляя с Новым годом министра образования и науки Ольгу Васильеву, я рассказал ей этот сюжет и пожелал, чтобы в наступившем году и звездное небо, и нравственный закон, и все остальные ценности находились на своих местах. Чего и вам желаю!
И это верный путь к школе без насилия, к «живому» образованию.
А закончить я хочу афоризмом Сократа, который через две с половиной тысячи лет стал еще более актуальным: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

sovross.ru

О.Н. Смолин: Действующий закон «Об образовании» — это шаг по порочному пути бюрократизации образования

17 сентября на пленарном заседании ГД от имени фракции КПРФ выступил депутат О.Н. Смолин.

— Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич, как известно, сентябрь — это начало не только политического года, но и года учебного. И все мы поздравляли школьников и студентов с большим, действительно, праздником, действительно общенародным, Днём знаний.

Кстати, ровно три года тому назад на Конгрессе российского образовательного сообщества нами был представлен проект альтернативного закона о народном образовании, однако Госдума, как известно, приняла другой закон, и когда он принимался, мы предупреждали, что вреда от него будет намного больше, чем пользы.

И действительно, как только новый закон вступил в силу, Госдума вынуждена была заняться его исправлением. Слава Богу, кое-что исправили.

Во-первых, исправляя ошибку, Дума приняла федеральный закон о возвращении льгот детям-сиротам при поступлении в вузы, правда только на три года. Убеждён, за это время нужного числа подготовительных отделений создано не будет, и закон придётся продлевать.

Во-вторых, исправляя другую ошибку, мы приняли Федеральный закон № 182 «Об ограничении платы за студенческие общежития».

Напомню, в законе «Об образовании», который, в том числе, с этой трибуны подавался как великий прорыв, ограничений платы за общежитие практически не было.

У меня на руках находится письмо из одного московского творческого вуза, где плата за общежитие поднялись в 20 раз (!). Новый федеральный закон № 182 этого не позволит.

Но и здесь, коллеги, не всё в порядке.

В настоящее время плата на общежитие составляет в среднем около 400 рублей. По сравнению с нормами прежнего закона, которые огласили 5 процентов от расчётной стипендии, она поднялась примерно в шесть раз. Но это благодаря методическим рекомендациям Минобрнауки, согласно которым студент платит примерно половину от всех расходов на общежитие.

Однако теперь по настоянию Минфина правительство предлагает сохранить коэффициент 0,5 по отоплению, ввести 0,9 по электроснабжению и не устанавливать никаких ограничений по водо- и газоснабжению. Легко понять, плата за общежитие поднимется, как минимум, ещё в два раза.

А теперь о нескольких ошибках законодателя, которые ещё только предстоит исправлять.

Первое. Накануне нового учебного года родители получили очередной подарок — платную «продлёнку».

Вчера здесь об этом говорили, говорили правду, но не всю. А вся правда заключается в том, что согласно статье 66 закона «Об образовании» группы продлённого дня и школы-интернаты относятся к так называемому присмотру и уходу.

Дальше — больше. Та же статья позволяет школам с разрешения учредителя вводить плату за присмотр в «продлёнках» и интернатах и устанавливать размеры этой платы. Да, не заставляет, но позволяет.

Между тем по экспертным оценкам долги регионов российских с 1,3 триллиона рублей увеличились до 1,7 триллиона рублей. И все они ищут, чем заткнуть финансовые дыры.

Вот где корень зла, коллеги.

Министр образования и науки заявил, что «продлёнка» должна оставаться платной. Но разве, призывая нас принимать закон, правительство не понимало последствий? Но дело ведь не только в правительстве. А о чём думало большинство Государственной Думы? Можно и нужно критиковать министров, но гораздо важнее отказывать правительству в принятии плохих законов, к чему я вас и призываю.

Второе. В законе «Об образовании» отсутствуют коррекционные школы и детские сады, как особый тип образовательных организаций.

Когда принимался закон, мы предупреждали, что это приведёт к их массовому закрытию. К сожалению, прогноз подтвердился. Начиная с 2000 года, каждый год закрывалось примерно 13 школ и детских садов, после, с 2010 года по 24, процесс ускорился в два раза, на это, кстати, обратили внимание две влиятельные женщины Валентина Матвиенко и Людмила Швецова.

Коллеги, нужно исправлять ситуацию и как можно быстрее, иначе качество образования резко упадёт.

Третье. Как я уже не раз говорил, Федеральный закон «Об образовании» содержит ещё одну мину замедленного действия: повышение платы за, так называемый, присмотр-уход в детских садах. Закон отменил прежнее положение, согласно которому эта плата не должна была превышать для обычных семей 20 процентов, а для многодетных семей — 10 процентов реальной цены, тем самым стало возможно повысить плату в пять раз. Пока процесс развивается сравнительно медленно, но если ничего не будем делать, мы обязательно получим еже одну острую проблему.

Четвёртое. И, наконец, о главном. Закон «Об образовании» — это крупный шаг по ложному, чтобы не сказать порочному пути бюрократизации нашего образования.

Напомню, в Законе «Об образовании» 1992 года содержалось 34 отсылочных нормы. В новом законе их 184. Коллеги из Минобрнауки сначала обещали 50-60 подзаконных актов, теперь предлагается принять более 100, даже специалисты не успевают всё это читать, а нормальные люди далеко не всё из этого понимают.

Дмитрий Медведев как-то справедливо заметил, что не все человеческие отношения должны регулироваться законом, но ведь законодатель как раз в области образования идёт по другому пути.

Посмотрите, например, нормативный акт «О привлечении учеников к дисциплинарной ответственности». Он списан с Трудового кодекса. Объяснительные записки, конфликтные комиссии, определённые сроки обжалования и так далее, и тому подобное, и прочее, пока дойдет до дела, ученик и учитель забудут, в чём это дело состояло.

Если бы Константин Ушинский, Антон Макаренко или Василий Сухомлинский так воспитывали детей, они бы наверняка потерпели полный провал.

Убеждён: образовательные отношения, как говорят философы, отношения субъект-субъектные, они существуют там, где личность действует на личность, там, где оказывают услуги, где функция взаимодействует с функцией, возможна дрессировка, отчасти даже обучение, но только не образование.

Между тем, председатель общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург любит повторять: «Школа всё больше превращается в место, где дети и педагоги мешают администрации работать с документами».

Мой друг, директор школы, утверждает, что по сравнению с советскими временами бумагооборот у них вырос на два порядка, примерно в сто раз. Наконец, здесь, в здании Госдумы, на наших слушаниях директор школы из Краснодара сформулировал принцип современной образовательной политики: дети, уйдите из школы, не мешайте реализовать национальный проект «Образование».

Увы, недавно Государственная Дума приняла очередной закон о так называемой независимой оценке качества услуг в социальной сфере, включая образование. Закон предусматривает ещё одну, причём очень бюрократическую процедуру, и при этом исключает из процесса общественные организации, которые действительно таким контролем занимались и должны заниматься.

В итоге теперь школам, вузам предстоит лицензирование, аккредитация, процедура контроля, ежегодный мониторинг, общественная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация, проверки Рособрнадзора, Роспожнадзора, прокуратуры и так далее и тому подобное и прочее. Учебные заведения ждёт ещё так называемая независимая оценка качества образовательных услуг.

Коллеги, когда-то была такая грустная шутка: полстраны сидит, а полстраны её охраняет. Теперь впору другая: полстраны работает, а полстраны её контролирует, и вторая половина явно скоро станет больше первой.

Призываю депутатов независимо от фракционной принадлежности объединить усилия и сделать следующие шаги по тем проблемам, которые мною названы.

Первое. Продлить действие закона о льготах для детей-сирот как минимум до 2020 года, а лучше сделать закон бессрочным.

Второе. Ввести в федеральный закон прямые ограничения на дальнейший рост платы за студенческие общежития.

Третье. Подготовить и принять закон о бесплатных группах продлённого дня и бесплатных школах-интернатах.

Четвёртое. Внести изменения в федеральный закон об образовании в защиту прав инвалидов и других детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе предусмотреть право родителей выбирать между коррекционными и инклюзивными школами и детскими садами.

Пятое. Ускорить рассмотрение нашего законопроекта о возвращении ограничений на оплату родителями присмотра и ухода в детских садах.

Шестое. На межфракционной основе создать специальную рабочую группу по проблемам дебюрократизации образования и шаг за шагом исправлять в этом направлении образовательное и смежное законодательство.

Когда-то, повторяя древнее Евангелие, наш классик Иван Тургенев сказал: «Ученье не только свет, но и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание».

Уважаемые коллеги, наши законы должны не множить бюрократическую анархию, но нести гражданам страны больше света и больше свободы. Спасибо. (Аплодисменты.)

kprf.ru

Олег Смолин: КПРФ внесёт в Госдуму новый закон об образовании 27 января

Фракция КПРФ в январе собирается внести на рассмотрение в Государственную Думу новый вариант закона об образовании. Об этом сегодня сообщил первый вице-спикер, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. В чём отличие документа от ныне действующего закона, «Парламентской газете» рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, председатель общероссийского движения «Образование — для всех» Олег Смолин (фракция КПРФ).

— Олег Николаевич, когда фракция КПРФ внесёт законопроект закона «Об образовании для всех» в Государственную Думу?

— Как известно, Федеральный закон «Об образовании в РФ» действует уже два с половиной года и успел причинить немало бед. Напомню, что, принимая этот документ, Госдума отклонила подготовленный нами альтернативный проект закона «О народном образовании», в который были включены требования профсоюзных, родительских, студенческих, ветеранских организаций; ректоров, профессоров, простых граждан, то есть всего образовательного сообщества. Стремясь исправить явные ошибки действующего Закона «Об образовании в РФ» наша фракция внесла в Госдуму 23 законопроекта, из которых три приняты, 12 отклонены, а восемь не рассмотрены. Это латание дыр. Нужно, на мой взгляд, не закрывать проблемы, а полностью изменить курс образовательной политики. Работа над новым законопроектом, который носит название «Об образовании для всех», уже завершена и 27 января мы намерены внести его на рассмотрение в Государственную Думу.

— Каковы отличия подготовленного фракцией КПРФ законопроекта от действующего закона?

— Берусь утверждать: действующая образовательная политика с её философией «мёртвого» бюрократического образования и тестовой системой способна человека превратить в обезьяну. Мы знаем секрет успешной образовательной политики: соединение лучших отечественных традиций с новейшими технологиями. Именно этот «секрет» воплощён в нашем законопроекте. Мы убеждены: новая образовательная политика нужна нам как воздух. А обеспечить её может только новый закон. В подготовленном нами документе мы постарались учесть все аспекты образовательного процесса — финансирование образования, создание благоприятной информационной среды, подумали о статусе студента и преподавателя, не обошли вниманием дошкольное образование и обучение в сельских школах, учли современные требования к профессиональному и дополнительному образованию, а также не забыли о проблемах обучения инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья.

— На фоне развивающегося экономического кризиса увеличить траты на образовательный процесс будет не просто…

— Никому в мире ещё не удалось произвести модернизацию страны при затратах на образование менее 7 процентов от ВВП. Для сравнения: в СССР в 1950-х годах XX века или как намечено в Бразилии к 2020-му — не менее 10 процентов от ВПП. В 2016 году Правительство сокращает финансирование образования в бюджетах всех уровней менее чем до 4 процентов от валового внутреннего продукта. Это предпоследнее место среди развитых стран! Мы требуем поднять расходы на образование в течение трёх лет до 7 процентов от ВВП. Не только в СССР, но также и в капиталистических странах «экономическое чудо» каждый раз базировалось на росте финансирования образования. Другого пути просто нет.

— Что вы имели ввиду, говоря о создании благоприятной информационной среды?

— Современное российское телевидение в большинстве случаев напоминает, говоря словами Владимира Высоцкого, «ящик для идиота». В официальном законе о просветительстве нет ничего. Мы требуем на уровне страны и регионов воссоздать государственные образовательные каналы и поддерживать деньгами и налоговыми льготами все каналы, которые будут вести просветительские программы. Телевидение вновь должно стать, вспоминая того же Высоцкого, «окном в мир».

— Росстат отмечает рост зарплат педагогов в последние несколько лет. Можно ли сказать, что это происходит благодаря действующей редакции Закона «Об образовании»?

— Действительно, зарплата немного выросла, однако главным образом за счёт увеличения нагрузки. Даже по данным Народного фронта, средний учитель выполняет в неделю 28 уроков — то есть более полутора ставок. Такая же ситуация в вузах и колледжах. Педагоги грустно шутят: работаем на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две — некогда.

В новом законе прописано, чтобы за одну ставку (18 часов в неделю, или 720 часов в год) педагог в детском саду, школе или системе дополнительного образования получал заработную плату не ниже средней по региону и не ниже средней по стране. Не менее полутора средних зарплат по региону и по стране он должен получать в колледже или техникуме, а в вузе — не менее двух средних заработных плат по стране и региону. Ещё раз повторю: за одну ставку!

По пенсионному обеспечению и другим социальным гарантиям педагогические работники должны быть приравнены к государственным служащим. Работа педагогов не менее важна, чем работа чиновников.

— Не менее тяжело в финансовом плане и студентам…

— В этой части правительственный закон построен по известному принципу: вот тебе три рубля — и ни в чем себе не отказывай! Расчётная студенческая стипендия в вузе в настоящее время составляет около 13 процентов от прожиточного минимума, тогда как в советское время была 80%. В техникуме — около 4 процентов, тогда как было более 50 процентов. И продолжает сокращаться в реальных деньгах.

В законопроекте прописано, что социальная стипендия малообеспеченного студента должна быть не ниже прожиточного минимума работающего человека, академическая стипендия в вузе — не ниже 80 процентов от прожиточного минимума, а стипендия в колледже или техникуме — не менее 40 процентов от прожиточного минимума.

В советское время студенты учились, а некоторые подрабатывали. Если ситуация не изменится, современные так и будут: работать и «подучиваться»!

— Принятый Закон «Об образовании» отменил льготы по оплате детских садов. Родительская плата поднялась в среднем на 40-50 процентов, а где-то — в разы. Это вызвало серьёзное недовольство в регионах. Намерены ли вы изменить этот порядок?

— Мы требуем вернуть льготы! Платить за детский сад обычные семьи должны 20 процентов от реальной цены, а многодетные — не более 10 процентов. Иначе президентский указ о доступности детсадов будет исполнен наизнанку: из-за неподъёмных цен мамы останутся дома, а дети — без дошкольного образования.

— Немало нареканий у экспертов вызывает современная концепция школьного образования. Затронули ли вы этот раздел?

— Назову лишь две ключевые идеи. Первая. Действующий закон не отвечает на главный вопрос: чему учить наших детей. Мы предлагаем вернуть в школьные стандарты содержание образования и прямо в законе указать набор обязательных учебных предметов. В противном случае единое образовательное пространство страны рассыпается как карточный домик. При переезде в другой регион или даже в другую часть города дети оказываются в совсем другой школе.

Вторая. Экзамены. Сейчас ЕГЭ критикуют даже его «отцы-основатели», забыв, как восхваляли. Рособрнадзор проводит некоторые положительные перемены, но очень медленные.

Мы считаем, что выпускнику необходимо дать право выбора: сдавать экзамен в традиционной форме либо в форме ЕГЭ. Мы уже 15 лет убеждены, что ЕГЭ должен быть приговорён к высшей мере… совершенствования!

Касаемо обучения в сельской местности. Правительственный закон не остановил ликвидации сельских школ. Помимо 25 тысяч, закрытых до него, за последние три года исчезли ещё примерно три тысячи. Для улучшения ситуации необходимо изменить порядок финансирования сельской школы. Оно должно производиться независимо от количества детей. Ликвидация или реорганизация сельской школы возможна в исключительных случаях и только с согласия сельского схода. Для привлечения педагогических кадров в сельскую местность сельскому учителю должно быть восстановлено в полном объёме право на бесплатное жильё с бесплатным отоплением и освещением.

— 23 мая 2015 года Правительство утвердило Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы. По заявлению кабмина, в ней определены меры по обеспечению доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития России. Отвечает ли этот документ реалиям времени?

— Правильнее было бы назвать её «программой разгрома». Она предполагает в ближайшие пять лет закрыть 40 процентов российских вузов и 80 процентов их филиалов. Часть студентов в период кризиса неизбежно окажется на улице.

Мы знаем: в стране ещё осталось небольшое число вузов, которые торгуют дипломами и которые нужно закрывать. Но система высшего образования должна быть сохранена. Если бы в 1930-е годы в СССР не открыли несколько сот вузов, мы проиграли бы Великую Отечественную.

Среди наших предложений — разрешить закрывать или реорганизовывать государственные вузы только с согласия Государственной Думы, вернуть в вузы полноценные выборы ректоров, разрешить вузам участвовать в Болонском процессе исключительно на добровольной основе без всякого принуждения.

— Коснётся ли подготовленный законопроект проблем образования инвалидов?

— Действующий закон в этой части прописан прилично. Частично учтены наши поправки. Однако и в этой ситуации, по данным Минобрнауки, закрыто более 300 коррекционных учреждений.

Наши ключевые требования в этой части — право родителей с учётом заключения специалистов выбирать детский сад или школу для ребёнка с ОВЗ — инклюзивную или коррекционную, возможность закрытия или реорганизации коррекционного детского сада или школы только с согласия родителей, которое выражено их общим собранием.

Если этого не сделать, инклюзивное образование в стране превратится в профанацию.

— Во всём мире стремительно развивается электронное обучение. В любой из ведущих стран мира работают десятки электронных университетов. Коснулись ли вы при разработке документа этой проблематики?

— Действующий закон и в этой части прописан неплохо, но Минобрнауки под видом борьбы за качество тормозит развитие современных технологий. Наш законопроект снимает бюрократические тормоза и открывает дорогу электронным университетам в России. В противном случае мы проигрываем международную конкуренцию и помогаем Западу (прежде всего США) «откачивать» из нашей страны самую большую ценность — интеллектуальный и человеческий потенциал.

www.pnp.ru

Закон об образовании смолина

  • August 2018

    4. 223104-7 Госдума без обсуждения приняла закон «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в РФ» (в части предоставления абитуриентам из числа инвалидов права на внеконкурсный прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний путем подачи заявлений в несколько вузов).
    Документ внесли Депутаты ГД О.Н.Смолин, И.И.Мельников, Т.В.Плетнева, А.В.Корниенко (КПРФ), Л.Н.Духанина, Е.А.Митина, Л.Н.Антонова, Т.В.Касаева, В.М.Кононов, Р.А.Баталова, А.И.Петров, Г.К.Сафаралиев, В.М.Новиков, В.В.Кабанова, О.А.Бондарь, Р.Б.Букачаков (ЕР), он принят во втором чтении 05.06.18.
    Представил зампред комитета по образованию и науке Олег Смолин.
    Законопроектом предлагается предоставить детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, возможность воспользоваться правом на внеконкурсный прием на обучение за бюджетный счет по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний путем подачи не одного, а нескольких заявлений в пределах установленного количества образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по вправе подать заявления одновременно, и количества специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе.
    Третье чтение 380 0 0 11:30

    Стенограмма
    Переходим к законопроектам, рассматриваемым в третьем чтении. Законопроект под номером 4. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Доклад Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста, Олег Николаевич.
    Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович, я буду краток.
    Законопроект подготовлен к третьему чтению. Напоминаю: он дважды принимался Государственной Думой единогласно, надеюсь, также будет и в третий раз, поскольку этот законопроект гуманитарного свойства, он позволяет абитуриентам с инвалидностью в пределах установленной квоты воспользоваться теми же правами, которые имеют все другие абитуриенты, сдавшие Единый государственный экзамен, то есть подавать документы в пять вузов, на три специальности в каждый.
    Надеюсь, что успеет вступить в силу и уже в этом году возможности наших ребят с инвалидностью поступать в высшие учебные заведения будут ещё более расширены. Спасибо. Прошу поддержать.
    Председательствующий. По мотивам от фракций есть желающие? Нет. Ставится на голосование вопрос номер 4. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», третье чтение.
    Просьба включить режим голосования.
    Покажите результаты.
    Результаты голосования (11 час. 30 мин. 32 сек.)
    Проголосовало за
    380 чел.
    84,4 %
    Проголосовало против
    0 чел.
    0,0%
    Воздержалось
    0 чел.
    0,0%
    Голосовало
    380 чел.
    Не голосовало
    70 чел.
    15,6 %
    Результат: принято
    Федеральный закон принят единогласно.

    leo-mosk.livejournal.com

    Это интересно:

    • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
    • Приказ медосмотра детей Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них" (утратил […]
    • Налог с вклада как платить Налог на вклад. Платить или не платить налог с банковских вкладов? Налог на вклад — платить или нет? Налоги, за небольшим исключением, надо платить с любого дохода, и банковские вклады тоже подлежат налогообложению. Правда, на […]
    • Штраф в россии за езду без страховки Штраф за отсутствие страховки ОСАГО при управлении ТС Наличие полиса ОСАГО является обязательным условием для использования водителем автомобиля, при этом проверять его инспекторы ГИБДД могут наряду с другими обязательными […]
    • Охлаждать какое правило Интенсивное охлаждение Температура и качество продукции Температура является наиболее важным фактором, контролирующим послеуборочную жизнь свежих продуктов. Хранение продукции при максимально низкой безопасной температуре позволит […]
    • Приказ на должность бригадира Приказ на должность бригадира Приказ о назначении на должность входит в проект приказов по личному составу. Он является основным документом, который определяет служебное положение сотрудников организации. Приказ о назначении служит […]