Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»»

Принят Государственной Думой 23 мая 2014 года

Одобрен Советом Федерации 28 мая 2014 года

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 23, ст. 2878) следующие изменения:

1) пункт 18 части 3 статьи 28 признать утратившим силу;

2) статью 38 изложить в следующей редакции:

«Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

2. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Обеспечение обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, одеждой обучающихся может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

4. Образцы и описание форменной одежды обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в области таможенного дела, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, обучающихся государственных общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, правила ношения форменной одежды и знаки различия устанавливаются учредителями указанных образовательных организаций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

5. Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, указанных в части 4 настоящей статьи, осуществляется по нормам и в порядке, которые определяются их учредителями.

6. Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.»;

3) часть 5 статьи 86 признать утратившей силу.

rg.ru

Закон об образовании изменения 2013-2014

8(495)912-63-37
[email protected]

Комментарии к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ от 29 декабря 2012 г.

Уважаемые коллеги!

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу с 1 сентября 2013 года. За исключением: части 6 статьи 108, вступившей в силу со дня официального опубликования — с 30.12.2012 (федеральный закон опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.12.2012) и ряда других положений, вступающих в силу в более поздние сроки — с 1 января 2014 года. Он вносит в жизнь системы образования достаточно значимые изменения и дает ей новые возможности.

Кратко о некоторых особенностях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» объединяет и интегрирует старый закон об образовании и закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании, и еще десятки нормативно-правовых актов, действующих на уровне Российской Федерации. Новый закон как интегрированный акт сохраняет базовые нормы и принципы существующего закона РФ «Об образовании», но дополняет их и конкретизирует.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и дополнительного образования детей, которое организовано в школах, и учреждениях среднего профессионального образования.

Закон очень подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья. Государство обязано обеспечить бесплатным качественным образованием детей с ограниченными возможностями на всех уровнях образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим профессиональным образованием.

Он предполагает и новую формулировку, в нашей стране будут уже не образовательные учреждения, а образовательные организации.

Еще одно нововведение – это сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие – это использование возможностей всех учреждений культуры, спорта, дополнительного образования и других, которые есть на территории региона.

По новому закону об образовании ученики имеют право на индивидуальный учебный график, что поможет, к примеру, совместить школьное обучение с семейным. В первую очередь, таким планом воспользуются дети, которые занимаются музыкой, спортом, искусством и не могут в обычном режиме посещать школу. Он подойдет для детей, которые поменяли школу, поскольку программы в школах могут различаться и им могут понадобиться дополнительные занятия. Новый закон позволит проводить отбор в профильные классы. Также индивидуальный график рассчитан на детей с ограниченными возможностями, которые в силу разных обстоятельств не могут все время ходить в школу.

По закону не будет деления образовательных учреждений на виды, что раньше создавало необоснованные административные барьеры и ограниченные возможности в осуществлении образовательных программ.

Все школы и вузы перейдут на нормативно-подушевое финансирование.

Новый закон «Об образовании» предполагается, что повысит прозрачность и открытость системы образования. Школы должны на своих сайтах размещать всю информацию, что даст больше сведений для родителей, а также позволит снять административную нагрузку с администрации школ.

Помимо этого закон вводит систему государственного мониторинга образования и независимую оценку качества образования.

Изменения произошли в роли родителей в деятельности образовательного учреждения. К примеру, они смогут участвовать в конфликтных комиссиях для решения проблем во взаимоотношениях между учениками.

Закон говорит о требованиях к одежде, устанавливается деловой стиль для школьников. Однако какой именно будет школьная форма, решат сами учебные заведения.

Согласно новому закону, признается и особый статус педагога: впервые на государственном уровне введена гарантия уровня оплаты труда педагога, которая должна быть не ниже средней заработной платы по промышленности в каждом конкретном регионе.

Итак, новый закон интересен всем участникам образовательного процесса, причем не только тем, кто работает в образовательных учреждениях, но и родителям, да и вообще обществу, потому что многие события и явления, в том числе те, которые в последние годы развиваются в Москве, в новом законе прописаны с точки зрения российского законодательства.

Прочитать полностью текст ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ от 29 декабря 2012 г. можно на сайте ГМЦ в разделе «Документы».

mosmetod.ru

Публикации

Порой кажется, что идеи и концепции нормативных актов, регулирующих работу целых отечественных отраслей, реализуются непозволительно долго. Казалось бы, чего проще: сесть, написать, обсудить, убедить депутатов и сенаторов, открыть шампанское по случаю подписания документа главой государства. Полгода, от силы год работы. Мало? Перестаньте заниматься любимыми госчиновничеством бюрократическими процедурами, и все получится.

В действительности все просто только на первый взгляд. Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу 1 сентября, вынашивался его многочисленным авторским коллективом около восьми лет.

В интервью РАПСИ директор правового департамента Министерства образования и науки РФ Марина Лукашевич подробно рассказала, чем обусловлен столь долгий срок, и раскрыла некоторые ноу-хау, которые в современных российских реалиях подобные масштабные законы помогают готовить и проводить через Федеральное Собрание.

Дублирования, коллизии и судебная практика

— Когда и почему родилась идея подготовить совершенно новый федеральный закон «Об образовании в РФ»?

— На мой взгляд, идея совершенствования любого законодательства возникает из изменяющихся жизненных реалий. Одним словом, всему виной прогресс. Сфера образования не исключение. В последнее десятилетие наша законодательная база стала сильно отставать от правоприменения. Система развивалась, возникали новые институты и модели взаимодействия между участниками образовательных отношений. Законы за этим не поспевали. Действовавший закон об образовании содержал нормы, не позволявшие развивать систему в целом. Можно сказать, даже играл негативную роль из-за содержащихся в нем неоправданных барьеров. Особо явственно эта проблема обозначилась в период реализации национальных проектов в сфере образования. Как следствие, большое количество внесенных в действующий Закон об образовании изменений привело к кардинальному изменению его концепции.

— Какие именно барьеры были в законе?

— В качестве примера, я бы привела имеющеюся сейчас видологию образовательных организаций. Неоправданно сложная и длительная процедура определения вида образовательной организации была одним из предметов государственной аккредитации при установлении статуса образовательных организаций. По результатам оценки организации по определенным критериям им разрешалось иметь то или иное наименование. Образовательные учреждения старались получить нужное наименование, которое было связано с финансированием. И потребители стали оценивать сферу только по названиям (гимназия лучше школы, университет лучше института и т.д.). При этом на протяжении довольно долгого времени значимость образовательной программы оставалась в тени. Ее содержание, которое и было критерием качества предоставляемых знаний и получаемого финансирования, практически никого не интересовало. А в правоприменении, даже если образовательные организации реализовывали программы одного уровня, порой приходилось доказывать необходимость распространять какую-либо норму на работников и обучающихся того или иного вида (наименования) образовательной организации. К примеру, совершенно неоправданным было установление пенсии по выслуге лет применительно к каждому виду образовательного учреждения. Масса людей из-за этого страдали.

— Что можете сказать о правовой составляющей идеи подготовки нового Закона?

— Это, безусловно, одно из оснований необходимости нового Закона. Как я уже говорила, большое количество изменений привело к дублированию норм, возникающим коллизиям, и нарастающему клубку судебной практики по трактовке действующих законов. По дублированию яркий пример — законы «Об образовании в РФ» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. Их нормативная идентичность была около 70%. В части коллизий, самым проблемным участком всегда был прием на обучение.

Очень часто по-разному трактовались права льготных категорий граждан, перечисленных в отраслевом и образовательном законодательстве. Применялись порой диаметрально противоположные правоприменительные механизмы, и это крайне негативно сказывалось именно на гражданах. Имея льготу по одному закону, при обращении в образовательное учреждение обнаруживалось, что такой льготы нет в образовательном законодательстве. Естественно, возникали конфликты…

— Судебная практика была, очевидно, крайне обширной.

— Разумеется, ведь как только появляется необходимость трактовки тех или иных законодательных положений при помощи судебных органов, это прямо говорит о несовершенстве законодательной базы. Поэтому где-то с 2000 года, судебная практика только росла.

— Приведите наиболее характерный пример того времени.

— Действующее законодательство оперирует понятием «образовательное учреждение». А когда было принято гражданское законодательство, в нем фигурировало общеродовое понятие «организация». Поэтому при разрешении конфликтов их участники всегда пытались сказать: «мы же не организация, мы же учреждение, поэтому на нас эти нормы не распространяются!» Такие малопонятные казуистические моменты довольно долгое время красноречиво говорили о том, что надо менять само законодательство.

Или, например, трактовка понятия «воспитание». Бывало ректору вуза могли предъявить иск за финансирование университетской команды КВН. Дескать, это не относится к воспитательным мероприятиям. Ежегодно сотни судов, страдали тысячи людей.

Образование с человеческим лицом

— Итак, понимание созрело. Что было дальше?

— Мы начали определяться с целями. В 1992 году, когда был принят прежний закон «Об образовании», ориентиром служила отраслевая составляющая. И это было важно, учитывая экономические изменения, происходившие в то время в нашей стране. У нас появилось негосударственное образование, которое нуждалось в правовой регламентации. Кстати это тоже одна из иллюстраций законодательного прогресса. Кроме того, Закон об образовании строился по «зонтичному» принципу. Под основной Закон планировалось принимать законы по каждому образовательному уровню. Поэтому-то у нас через четыре года был принят закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако по другим уровням образования законы так и не были приняты, в ходе их разработке стало понятно, что они не имеют достаточного содержательного наполнения. Я уже говорила о том, что федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» на 70% повторяет базовый закон об образовании.

— Помимо прочего, в 1992 году еще не было ныне действующего гражданского законодательства.

— Да, ни Гражданского кодекса, ни Налогового кодекса, ни Бюджетного кодекса, практически ничего. Даже Конституция была принята позднее, которая совершенно иначе трактовала среднее профессиональное образование. Был разве что Кодекс законов о труде РСФСР. Кстати, в 2000-х годах, когда начался так называемый бум принятия кодексов, довольно широко обсуждалась возможность разработки и Образовательного кодекса. Даже было несколько попыток его написать. Но после различных обсуждений все-таки остановились на разработке Федерального закона.

— Как была сформулирована основная цель разработки нового закона об образовании?

— В образовании основной фигурой всегда был, есть и будет — Человек. Поэтому цель была сформулирована так – новый закон должен стать основой для развития человеческого потенциала. Максимально обеспечить каждому те условия, которые система потенциально способна предоставить. Новый закон должен был расширить образовательные возможности и для обучающихся, и для педагогов. Если обобщать, законодательное регулирование следовало направить на внешнего потребителя. Поэтому новый закон устроен именно по такому принципу. Мы закрепили в нем образовательные права личности, на всех этапах: от младенчества (дошкольное образование может быть получено с 2 месяцев) до зрелого возраста. При этом профессиональное обучение, дополнительное образование могут быть получены вне зависимости от возраста, предшествующего уровня образования.

Образование как сфера, что естественно, также должна была получить для своей работы полноценную правовую регламентацию. Тем самым достигались бы сразу несколько разнонаправленных целей. Стояла задача законодательно обозначить сформировавшиеся новые модели в системе образования и снять ненужные барьеры и ограничения. Например, связанные, с возможностью обучения в различных организациях, которым новым законом предоставлены более широкие возможности в части осуществления образовательной деятельности. То же дошкольное образование может теперь предоставляться и коммерческими организациями. Помимо того, что это дает реальный выбор гражданину, куда именно отвести своего ребенка, это конкурентно стимулирует и нашу систему, позволяя создавать новые рабочие места и стимулировать развитие.

— В таком случае, почему системный для российского образования нормативный акт принимался так долго?

— Период до 2009 года можно назвать подготовительным. Он стартовал с декабря 2004-го, когда Российский союз ректоров предложил разработать новый закон «Об образовании». Годом позже законопроект был включен в план правительства РФ. Следующие три с лишним года ушли на разработку и одобрение Правительством концепции и технического задания. В конце 2009 была создана большая рабочая группа с привлечением экспертов сферы образования, парламентариев, членов Общественной палаты, различных педагогических сообществ, федеральных органов исполнительной власти.

Первую версию текста законопроекта рабочая группа подготовила примерно за полгода. Ее обсуждали на множестве площадок, включая обе палаты парламента, Общественную палату. И к концу 2010 года текст был существенно переработан.

Сети соавторов

— В конце 2010-го данная версия документа была размещена в Интернете. Оправдались ли ожидания от состоявшейся в Глобальной сети дискуссии?

— Сначало не вполне. Мы разместили проект на той же площадке, где до этого проходило обсуждение законопроекта «О полиции». Звучали различные мнения, критика, отдельные отзывы не совпадали с нашими замыслами. Но обсуждения норм закона между самими гражданами, учитывая разные общественные интересы в тот период не было.

— Что удалось уяснить из виртуальных диспутов?

— Подтвердился главный посыл – общество требовало принятия нового закона об образовании. Причем это констатировали не только управленцы, но и среди экспертов и потребителей образовательных услуг по этому вопросу было удивительное для системы образования единодушие. Данный вывод на том этапе не зависел даже от отношения к содержанию уже имевшегося законопроекта, и это нас отчасти вдохновило.

— Появились ли в законе нормы, заимствованные у комментаторов в ходе интерактивных обсуждений?

— Первое обсуждение три года назад действительно было выстроено по модели пользовательских комментариев об отношении к предлагаемым подходам, той или иной норме, по принципу «нравится/не нравится». Впоследствии некоторые положения закона мы действительно формировали исходя из предложенных при обсуждении в Интеренете векторов. Все это также рассматривалось на рабочей группе, созданной уже специально под доработку законопроекта по итогам обсуждения в Сети. Эту рабочую группу возглавил советник Президента Вениамин Федорович Яковлев.

К лету 2011 года у нас появилась, таким образом, третья основная версия законопроекта. И уже на этом этапе было организовано второе по счету обсуждение в Интернет-пространстве.

— С какой целью?

— Нами были учтены нюансы, выявленные в ходе первого интернет-общения с заинтересованными лицами. Постарались их использовать в другом направлении, что дало новый эффект. Мы использовали принципы общественной экспертизы, на площадке edu.сrowdеxpert.ru. В этот раз эксперты не просто высказывали личное отношение к тексту, но могли предлагать и свои формулировки. И потом сами же их оценивали.

Появилась вариативность: есть формулировка министерства, есть формулировка одного эксперта, другого, они сравнивались между собой, и после этого, бывало, появлялись еще варианты. В итоге, как правило, возвращались к первоначальной редакции нормы. Но есть в принятом законе и нормы, сформулированные экспертным сообществом. Например, нормы о приоритетности прав родителей в вопросах воспитания и обучения детей. У нас фактически появились соавторы, сообщество, которое понимало, почему та или иная норма именно так должна быть записана в законе. Помимо общего одобрения экспертного сообщества мы получили профессионалов, готовых разъяснять и продвигать закон уже в процессе правоприменения. И вот после этого структура текста уже не менялась.

С осени 2011 по май 2012 года мы согласовывали текст с различными ведомствами. Проводили общественные обсуждения. И заметили, что отношение к закону существенно поменялось. Если раньше нам только и приходилось повторять «прочитайте текст, он неплохой!», то после этого к нему стали относиться исходя из других принципов. Чтобы он действительно фиксировал те новые институты, что возникли в системе, снимал барьеры и не мешал развитию. Проще говоря, от общей критики мы перешли к работе над конкретными положениями.

— В мае 2012-го согласованный текст был внесен в правительство РФ.

— Да, на этом этапе, с мая по август, был проведен еще один раунд обсуждений. В июле документ рассматривался на Открытом правительстве, одним из первых после формирования этого органа. А в августе минувшего года Правительство внесло его в Госдуму.

Слагаемые и сумма

— Сухой остаток: проект к тому моменту готовился целых восемь лет.

— С одной стороны, это так. С другой, период с 2004 по 2009 годы был подготовительным этапом, определившим концепцию и подходы к новому закону, а вот период с 2009 по 2012 годы – это три года, потребовавшиеся для непосредственной подготовки самого текста и его обсуждения. Хотя, конечно все это вместе позволило нам за пять месяцев принять такой масштабный закон в обеих палатах парламента.

— Налицо простое арифметическое правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется»: либо длительный подготовительный этап и затем считанные месяцы в Федеральном Собрании, либо наоборот.

— Наверное, такая аналогия уместна. К моменту рассмотрения законопроекта в Госдуме у всех уже было понимание текста и заложенных в нем принципов. И то, что ко второму чтению текст дорабатывался, это показывает заинтересованность в нем очень большого круга лиц.
Возвращаясь к конкретным датам, 26 декабря Совет Федерации одобрил закон, а тремя днями позже президент его подписал. Таким образом, этот календарный год мы начали с принятого нового закона, который вступит в силу через несколько дней – 1 сентября.

— Зачем в законе оказался заложен восьмимесячный срок между подписанием президентом и вступлением в силу?

— Это было сделано намеренно, для того чтобы привести в соответствие с новым законом действующую нормативную базу, сформировать новое подзаконное регулирование и чтобы регионы и иные участники образовательных отношений могли подготовиться к новым условиям.

— Какие из них наиболее значимы?

— Несомненно, самым значимым является принятый 2 июля этого года Федеральный закон № 185-ФЗ «О внесении изменений в иные законодательные акты в связи с принятием закона «Об образовании в РФ». Повторюсь, при подготовке закона об образовании одним из основных направлений было снять многочисленные коллизии. Данная проблема была нерешаема без изменения отраслевого законодательства. Поэтому в парламент оба этих закона были внесены одновременно. На момент внесения вторым законом планировалось поправить 101 федеральный закон. Но в осеннюю сессию 2012 года пришло понимание, что принимать два этих законопроекта одновременно нельзя. Ситуация диктовала, что данные документы надо, что называется, разводить во времени. Иначе у нас второй закон не будет учитывать многие нормы базового документа. Поэтому-то закон об изменении других федеральных законов был принят только в июле этого года, а вместо 101-го ФЗ в финальной редакции закона значился уже 161 закон. Тем не менее, это позволило нам с вступлением в силу закона «Об образовании в РФ» с 1 сентября обеспечить целостное законодательное регулирование во всех отраслях. Думаю, что для системы образования — это шаг вперед.

Что касается подзаконных актов, то их на сегодняшний день уже принято около 350, включая акты Правительства и часть стандартов.
Разработку этих актов мы начали в сентябре 2012 года, когда сам законопроект был внесен в Думу. Почти по каждому такому акту создали рабочие группы, причем возглавляли их не сотрудники министерства, а сторонние эксперты. К примеру, по мониторингу системы образования группу вел Владислав Гриб из Общественной палаты, по формированию федерального перечня учебников группу возглавляет глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, по формированию порядка реализации общеобразовательных программ – народный учитель России Ефим Рачевский.

Я хочу отметить, что все эти документы проходят несколько итераций общественного и экспертного обсуждения. Помимо рабочих групп мы размещаем их тексты на общем сайте общественного обсуждения, на министерском сайте. Достаточно кликнуть документ, и можно отправить по электронной почте любые комментарии к нему, положительные или отрицательные. По ряду проектов была использована аналогичная интернет-площадка, что использовалась при обсуждении основного закона «Об образовании в РФ». Работа продолжается и сейчас. Все проекты подзаконных актов разработаны, некоторые продолжают обсуждаться, другие находятся на разных стадиях согласования с заинтересованными федеральными органами, и многие, как я уже отметила, приняты.

Регулирование без посредников

— В новый закон об образовании было заложено немало норм прямого действия. Зачем это было сделано?

— Такой путь был избран для того, чтобы избежать дополнительной регламентации на подзаконном уровне и, как следствие, сократить сроки адаптации к новому регулированию. Скажем, к таким нормам прямого действия относится вся статья 2 закона, где установлен понятийный аппарат. Также это нормы, связанные с сетевой формой реализации образовательных программ, с регламентацией порядка проведения промежуточной аттестации.

Из той же логики мы исходили при формулировании переходных положений. Были предусмотрены нормы прямого действия для перехода от старого законодательства к новому. Нам сейчас не требуется издавать дополнительные акты, например, о том, что программы послевузовского образования признаются программами высшего образования третьего уровня по подготовке научно-педагогических кадров. Выстроена общая логика: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Нам не надо принимать какие-то дополнительные акты по признанию того, что дошкольное образование стало первым уровнем новой системы образования. В силу нового закона это норма прямого действия.
Ряд других норм – о переименовании, переоформлении лицензий – были специально сделаны отлагательными.

— То есть в авральном порядке что-то переименовывать или переоформлять сразу после 1 сентября образовательным организациям не придется?

— Совершенно верно. С 1 сентября этого года, спешу еще раз многих успокоить, такого требования не возникает. Все эти вопросы они смогут спокойно решить до 1 января 2016 года.

— А что будет с актами, которые были приняты до 1 сентября и продолжают еще действовать?

— На этот счет в новом законе также предусмотрены нормы прямого действия: прямо предусмотрено, что акты, принятые до вступления в силу нового Закона, могут применяться, если не противоречат уже закрепленным новым подходам.
Конечно, проще всего отменить все акты и начать с нового листа. Однако в правовом регулировании такого вакуума возникать не должно. Ведь за каждой ранее принятой нормой стоят права и возможности наших граждан. Поэтому мы ищем новые механизмы и модели, отвечающие сегодняшним реалиям и позволяющие какие-то действовавшие ранее нормы «вписывать» в новые акты, какие-то отменять. Одним словом – занимаемся инкорпорированием. Процесс этот быстрым быть не может, иначе пострадает качество.

— На сайте министерства появились различные разъяснения по новому закону. Неужели после стольких лет консультаций и экспертиз они нужны?

— Конечно! Речь идет об информационных методических письмах. Мы сделали их, например, по требованиям к одежде обучающихся, по родительской плате за содержание детей в детских садах, по плате за общежития для студентов, по наименованию образовательных организаций. Эти разъяснения необходимы для плавного перехода на новое правовое регулирование. Размещаем мы их в отдельном разделе, где аккумулирована вся информация по новому закону.

— Многое из вышесказанного касается федерального уровня регулирования. Что в регионах?

— Совершенно естественно, что принятие нового закона требует значительной переработки региональной и муниципальной нормативных баз по вопросам образования. При этом закон об образовании предоставил возможность субъектам федерации существенно развить и дополнить общие нормы федерального законодательства с учётом социально-экономических, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона.

В апреле текущего года мы направили методические рекомендации в регионы, и разместили на нашем сайте модельный региональный закон. По нашей статистике, примерно треть регионов сейчас приняли свои акты на основании модельного закона, еще одна треть доработали его исходя из местных особенностей. А оставшаяся треть находится сейчас еще в стадии принятия своих законов.

— Сколько у них осталось времени на это?

— Нормы по ряду новых полномочий регионов (например, по финансированию дошкольного образования) вступят в силу с 1 января 2014 года. Получается, четыре месяца.

Минное поле правоприменения

— Принять закон, разработать подзаконные акты, давать рекомендации – все это хорошо и правильно. Но ведь как показывает практика, самый ответственный момент это начало правоприменения, к которому на 100% подготовиться просто невозможно.

— У нас были различные опыты по сопровождению национальных проектов, проектов по модернизации региональных систем общего образования, нашумевшего ФЗ-83, о внесении изменений в прежние законы об образовании и о высшем послевузовском образовании. Не вызывало сомнений, что следует в первую очередь создать условия, при которых правоприменение было бы эффективным и минимизировало потенциальные затруднения для различных участников правоотношений.

Поэтому для сопровождения вступления в силу нового закона мы запустили три проекта.

— Какие именно?

— Первый. Организовали повышение квалификации и экспертно-консультационную поддержку работников региональных органов власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по программе «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Эта работа с конца прошлого года обеспечивается Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Уже более двух тысяч работников органов управления образованием прошли такую подготовку.
Второй. Высшая школа экономики реализует проект по повышению квалификации и экспертно-консультационному сопровождению для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций различных типов.

И третий. В целях обеспечения информационно-разъяснительной поддержки по вопросам внедрения законодательных новаций в сфере образования ЗАО «Международный центр финансово-экономического развития» создана справочно-экспертная online-система, содержащая не только принимаемые нормативные правовые акты в сфере образования, но также ответы и комментарии экспертов на вопросы, связанные с применение новых нормативных правовых актов на практике.

Мы рассчитываем, что реализация всех этих проектов обеспечит эффективное правоприменение уже с первых дней действия нового закона.

А вообще надо привыкать к тому, что законодательство – живой организм и он должен постоянно обновляться. Как современное программное обеспечение, новые версии которого выходят одна за другой. И чем больше мы будет прислушиваться к практикам, ко всем неравнодушным гражданам, тем адекватнее будет правовое поле.

rapsinews.ru

Мемуары о будущем

Дмитрий Беляев

Select language

Посетители блога

  • Дайджест (367)
  • Документы (206)
  • Жизнь (56)
  • Заметки на полях (126)
  • Интернет (351)
  • Информатизация и информационное общество (383)
  • Информационная безопасность (269)
  • Информационные технологии (342)
  • Информационный менеджмент (99)
  • Колледж (118)
  • Коми (450)
  • Лекции (55)
  • Министерство образования (341)
  • Мировые события (214)
  • Научно-образовательная сфера (483)
  • Общество (563)
  • Политика (176)
  • Творчество (55)
  • Университет (99)
  • Управление проектами (31)
  • Экономика (184)
  • Последние комментарии

    • Владимир на Переход госорганов на взаимодействие через СМЭВ 3.0
    • ирина на «Продам душу дьяволу»
    • петр на «Продам душу дьяволу»
    • Misha на Число доменных имён в зоне .RU неуклонно сокращается
    • Dima на Число доменных имён в зоне .RU неуклонно сокращается
    • Олдфаг в треде на Ледяная шапка на Марсианском полюсе
    • Олдфаг в треде на Microsoft предлагает использовать квантовые алгоритмы для диагностики рака
    • Герман Нусуев на «Нигерийские письма» о «наследстве» по-прежнему находят доверчивых жертв в Интернете
    • Дмитрий Беляев на Кадетское образование в Республике Коми: перспективы развития
    • Ольга на Кадетское образование в Республике Коми: перспективы развития
    • Дмитрий Беляев на Блокировка Viber в России
    • Дмитрий Беляев на Минобрнауки РФ разделено на два ведомства — Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования
    • TobacTak на Поколение М: Юные конструкторы из Коми придумают роботов для «умного дома»
    • CreditGid на Клиенты ВТБ24 смогут использовать ридеры для безопасного онлайн-банкинга
    • Дмитрий Беляев на Обнаружен троян «Петя», целиком шифрующий жесткий диск в персональном компьютере
  • Форумная активность

    • Now playing II 10 Август 2018 Sanny
    • Битва кавер-версий!! 10 Август 2018 zadof
    • Отзывы о фильмах 8 Август 2018 Expert
    • Шедевры ютуба 8 Август 2018 zadof
    • Чоткий тред 8 Август 2018 Sanny
    • Аниме? ^_^ 7 Август 2018 Poison
    • Рекомендуем прочесть (художественная литература). 5 Август 2018 saginsa
    • Game OST 28 Июль 2018 Sanny
    • Игровые новинки. 22 Июль 2018 Poison
    • Загадки истории 10 Июль 2018 zadof
    • bda-expert.com — блог 🙂 19 Май 2018 Expert
    • Вакансии ООО «Технология» 3 Май 2018 Tehnology
    • Фильмы 80х 30 Апрель 2018 zadof
    • Лиды, базы CRM для бизнеса 23 Апрель 2018 Zirina777
    • ООО «Банк сбережений и развития» 23 Апрель 2018 win32
  • Популярные записи

    • Государственная информационная система «Электронное образование» — 470,103 просмотров
    • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — 129,674 просмотров
    • ООО, АО или ИП? Преимущества и недостатки организационно-правовых форм — 99,818 просмотров
    • Молодежный форум «Точка отсчета: Республика Коми – 2020» — 54,230 просмотров
    • Форум «Инноватика: Крохаль – 2014» – это важнейшее мероприятие в рамках всей молодежной политики Республики Коми — 48,595 просмотров
    • Во все времена и в любой стране инвестиции в человеческий капитал своевременны — 42,433 просмотров
    • Кодекс этики и служебного поведения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации — 41,142 просмотров
    • Уведомление для СМИ и всех пользователей сети интернет — 40,765 просмотров
    • Доска позора Коми или Доска проблем для владельцев доски? — 39,068 просмотров
    • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект) — 38,544 просмотров
    • Оценка эффективности информационных систем управления — 37,286 просмотров
    • Где Нибиру или Будет ли конец света 21 декабря 2012 года? — 36,815 просмотров
    • В российских дворах появятся «умные» шлагбаумы — 34,076 просмотров
    • Microsoft предлагает использовать квантовые алгоритмы для диагностики рака — 34,036 просмотров
    • «Персона»: новая российская система биометрической идентификации — 33,406 просмотров
    • Роскомнадзор разблокировал 8 миллионов IP-адресов, использовавшихся ранее Telegram — 33,391 просмотров
    • Информационные технологии бизнес-планирования — 33,276 просмотров
    • Ford придумал «умную» подвеску для новых автомобилей с защитой от ям и выбоин — 33,239 просмотров
    • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — 32,987 просмотров
    • Число доменных имён в зоне .RU неуклонно сокращается — 32,656 просмотров
    • Теория относительности Эйнштейна прошла проверку вне Млечного Пути — 32,423 просмотров
    • Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж — признанный лидер образовательной сферы не только республики, но и всей страны — 32,394 просмотров
    • В июне 2018 года исполнилось 30 лет системе MS-DOS 4.0 с графическим интерфейсом — 32,369 просмотров
    • Норвегия в 2025 году начнёт переход на электрические самолёты для пассажирских перевозок — 32,310 просмотров
    • «Умная» куртка Ford сделает езду на велосипеде в городе более безопасной — 32,197 просмотров
  • Интернет-проекты

    Архив статей

    • Август 2018 (6)
    • Июль 2018 (20)
    • Июнь 2018 (19)
    • Май 2018 (30)
    • Апрель 2018 (17)
    • Март 2018 (15)
    • Февраль 2018 (19)
    • Январь 2018 (20)
    • Декабрь 2017 (22)
    • Ноябрь 2017 (12)
    • Октябрь 2017 (17)
    • Сентябрь 2017 (16)
    • Август 2017 (17)
    • Июль 2017 (20)
    • Июнь 2017 (6)
    • Май 2017 (22)
    • Апрель 2017 (19)
    • Март 2017 (29)
    • Февраль 2017 (49)
    • Январь 2017 (13)
    • Декабрь 2016 (18)
    • Ноябрь 2016 (8)
    • Октябрь 2016 (34)
    • Сентябрь 2016 (21)
    • Август 2016 (31)
    • Июль 2016 (19)
    • Июнь 2016 (5)
    • Май 2016 (15)
    • Апрель 2016 (6)
    • Март 2016 (29)
    • Февраль 2016 (31)
    • Январь 2016 (16)
    • Декабрь 2015 (8)
    • Ноябрь 2015 (1)
    • Октябрь 2015 (6)
    • Сентябрь 2015 (21)
    • Август 2015 (9)
    • Июнь 2015 (19)
    • Май 2015 (38)
    • Апрель 2015 (33)
    • Март 2015 (28)
    • Февраль 2015 (12)
    • Январь 2015 (12)
    • Декабрь 2014 (10)
    • Ноябрь 2014 (7)
    • Октябрь 2014 (24)
    • Сентябрь 2014 (3)
    • Июль 2014 (18)
    • Июнь 2014 (2)
    • Май 2014 (10)
    • Апрель 2014 (22)
    • Март 2014 (19)
    • Февраль 2014 (12)
    • Январь 2014 (36)
    • Декабрь 2013 (27)
    • Ноябрь 2013 (6)
    • Октябрь 2013 (11)
    • Сентябрь 2013 (10)
    • Июль 2013 (11)
    • Июнь 2013 (21)
    • Май 2013 (39)
    • Апрель 2013 (24)
    • Март 2013 (34)
    • Февраль 2013 (40)
    • Январь 2013 (31)
    • Декабрь 2012 (28)
    • Ноябрь 2012 (27)
    • Октябрь 2012 (20)
    • Сентябрь 2012 (28)
    • Август 2012 (15)
    • Июль 2012 (26)
    • Июнь 2012 (21)
    • Май 2012 (23)
    • Апрель 2012 (38)
    • Март 2012 (46)
    • Февраль 2012 (33)
    • Январь 2012 (26)
    • Декабрь 2011 (15)
    • Ноябрь 2011 (22)
    • Октябрь 2011 (22)
    • Сентябрь 2011 (16)
    • Август 2011 (15)
    • Июль 2011 (27)
    • Июнь 2011 (39)
    • Май 2011 (32)
    • Апрель 2011 (35)
    • Март 2011 (41)
    • Февраль 2011 (18)
    • Январь 2011 (13)
    • Декабрь 2010 (17)
    • Ноябрь 2010 (17)
    • Октябрь 2010 (15)
    • Сентябрь 2010 (23)
    • Август 2010 (16)
    • Июль 2010 (21)
    • Июнь 2010 (21)
    • Май 2010 (27)
    • Апрель 2010 (26)
    • Март 2010 (17)
  • Статистика

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    C 2013 года в Российской Федерации начинает действовать новый Федеральный закон «Об образовании».

    29 декабря 2012 года его подписал Президент России В.В.Путин. До этого он был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации РФ.

    Закон «Об образовании» разрабатывался более двух лет, с мая 2010 года. Он призван заменить законы «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года.

    Новый документ резко критиковался преподавателями, студентами, родителями и общественными деятелями, а депутаты Госдумы от КПРФ и от «Справедливой России» голосовали против него.

    Новый закон снимет ограничение на оплату детских садов (на данный момент родители должны оплачивать не более 20 процентов стоимости содержании детей), установит зависимость минимальной зарплаты учителя от экономики региона, лишит гимназии и лицеи особого статуса, сократит льготы при поступлении и сделает «Основы религии» обязательным курсом в школах.

    На обсуждении документа министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что новый закон сделает образование более доступным, отмечает «Интерфакс».

    Кроме того, заметил министр, закон позволит удовлетворять индивидуальные потребности в образовании, обучаться по индивидуальным планам и одновременно осваивать несколько учебных программ в разных заведениях.

    Реализацию закона должны обеспечить более 70 подзаконных актов, из которых более 50, по словам Ливанова, уже разработаны.

    Если вспоминать уже историю появления нового закона, его первичный вариант стал одним из первых, который прошёл не только государственные кулуары, но и получил широкую огласку.

    В мае 2010 года первая версия была опубликована на сайте Минобрнауки, затем — на специальном сайте zakonoproekt2010.

    Задумка была проста: каждый посетитель мог оставлять комментарии и поправки к тексту документа, которые обещано было учесть впоследствии. В итоге объем документа составил 170 статей на 400 страницах, не считая почти 600 страниц поправок.

    Спустя почти три года закон принят о всех инстанциях. Разработчики закона во многом пошли навстречу образовательной общественности и политикам, но всё же, основные тезисы остались без изменений:

    • исключено такое понятие как начальное профессиональное образование; появилась возможность дистанционного и семейного образования;
    • вводится понятие «конфликт интересов педагогического работника» (когда у педагога появляется заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы);
    • предусмотрена поддержка и особые условия для талантливых детей;
    • инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья «без дискриминации».

    Как пишет «Российская Газета», впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.

    Также новый закон закрепил высокий статус главных российских университетов: МГУ и СПбГУ. Как и федеральным и национально-исследовательским университетам, им дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.

    Одни из наиболее важных изменений касаются правил поступления в вузы.

    Теперь многочисленные категории абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, вместо права зачисляться в вуз вне конкурса, получат возможность бесплатно учиться на подготовительных отделениях. Причем только один раз.

    Основные новшества нового закона «Об образовании в РФ» версии 2013 года заключаются в следующем:

    • преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закреплённой территории;
    • индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах.
    • результаты ЕГЭ действительны 4 (четыре) года, следующие за годом получения свидетельства;
    • сокращен список льготников при поступлении;
    • без вступительных испытаний идут победители и призеры олимпиад;
    • дети-инвалиды, другие категории инвалидов принимаются в пределах квот (10%), а все другие категории льготников зачисляются на подготовительные отделения вузов;
    • бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз.

    Право на бесплатное обучение на подготовительных отделениях вузов имеют:

    • дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
    • граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы;
    • «чернобыльцы»;
    • дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств.

    Полностью ознакомиться с принятым Законом можно, скачав архив с документом по нижеследующей ссылке (.zip,

    bda-expert.com

    Это интересно:

    • Приказ по итогам каникул Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 ноября 2013 г. N 1258 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам […]
    • Закон от 06122011 г N 402-фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 […]
    • Федеральный закон от 27 декабря 2002 Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ"О техническом регулировании" С изменениями и дополнениями от: 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 […]
    • Федеральным законом о N 282 Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ"Об […]
    • Закона о природных лечебных ресурсах Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ"О природных лечебных […]
    • Закон о автономных организациях Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ"Об автономных учреждениях" С изменениями и дополнениями от: 24 июля, 18 октября […]