Оглавление:

С 19.06.2017 у организации изменилась организационно-правовая форма с ОАО на АО. Организация (далее — АО) извещала поставщиков и подрядчиков об изменении наименования с ОАО на АО. Кроме этого, ничего не изменилось: деятельность продолжается, ИНН тот же и т.д. Можно ли принимать первичные документы поставщиков, в которых указана старая организационно-правовая форма, к налоговому учету для целей исчисления НДС и налога на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При изменении (уточнении) наименования юридического лица (АО) не происходит его реорганизации, юридическое лицо со старым наименованием не прекращается, не изменяет организационно-правовой формы и т.п. Юридическое лицо не выбывает из правоотношений и на тех же основаниях несет права и исполняет обязанности в отношении собственных контрагентов.
Считаем, что АО может принимать к учету в целях исчисления налога на прибыль, НДС и иных налогов первичные учетные документы и счета-фактуры, оформленные после внесения изменений в ЕГРЮЛ и содержащие старое наименование (ОАО). При этом первичные документы должны подтверждать реальность совершаемых операций и быть подписаны уполномоченными лицами.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ) учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу указанного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции этого Закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Одновременно указано, что изменение наименований организаций, созданных до вступления в силу этого закона, в связи с приведением в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие прежнее наименование организации.
Следует также принять во внимание, что в п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» указано, что смена типа акционерного общества в любом случае не является реорганизацией такого общества.
Таким образом, приведение акционерным обществом своих учредительных документов в соответствие с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс РФ Законом N 99-ФЗ, с точки зрения законодательства является только изменением наименования. Никакого правопреемства, перехода прав не происходит. Более того, в законе специально указано, что внесения изменений в документы, содержащие прежнее наименование организации, не требуется.
Соответственно, изменение реквизитов одной из сторон договора, включая ее имя или наименование, не влечет для другой стороны изменения существующих обязанностей, их прекращения или возникновения новых, а также необходимости вносить изменения в договоры в связи с изменением наименования одной из сторон (постановление ФАС Московского округа от 16.05.2014 N Ф05-4714/14, апелляционное определение Московского городского суда от 28.10.2014 N 33-38004/14).
Таким образом, при изменении наименования юридического лица оно не выбывает из правоотношений и на тех же основаниях несет права и исполняет обязанности в отношении собственных контрагентов. В подтверждение изложенного можно привести правовую позицию, изложенную, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 14953/11, п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19, а также в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2014 N Ф04-2426/14 по делу N А27-688/2013.
Первичные учетные документы должны соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). В частности, наименование экономического субъекта, составившего документ, является одним из основных и обязательных реквизитов первичного учетного документа (п. 3 части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, абзац 1 п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Отметим, что наименование получателя первичного документа к числу основных реквизитов не отнесено.
С точки зрения налогообложения подтверждение произведенных (осуществленных, понесенных) налогоплательщиком затрат документами, оформленными в соответствии с законодательством, является одним из обязательных условий принятия расходов для целей налогообложения прибыли организаций (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если организация признается налогоплательщиком НДС, то указание ее наименования является одним из обязательных реквизитов счета-фактуры, дающего право ее контрагентам на принятие к вычету предъявленного ею НДС по такому счету-фактуре (п. 1, п. 2, пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ). При этом нормы главы 21 НК РФ в части указания в счете-фактуре наименования налогоплательщика в качестве обязательного реквизита не содержат отсылки к его учредительным документам. Однако такое требование предусмотрено в пп.пп. «в», «и» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Вместе с тем в абзаце 2 п. 2 ст. 169 НК РФ указано, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать, в частности, продавца и (или) покупателя, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
К сожалению, судебной практики по ситуациям, полностью соответствующим изложенной в вопросе, нам обнаружить не удалось. Заметим, однако, что суды при оценке реальности операций и документального подтверждения расходов налогоплательщиков анализируют всю совокупность обстоятельств возможного получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, как то: подписание документов неустановленными лицами, отсутствие персонала и производственных мощностей для ведения деятельности у налогоплательщика или его контрагентов и т.п. (смотрите постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09, от 08.06.2010 N 17684/09).
Следует отметить, что даже в случае установления фактов подписания документов неустановленными лицами расходы по налогу на прибыль и вычеты НДС признаются правомерными при наличии доказательств реальности совершенных операций и проявлении должной осмотрительности (смотрите, например, постановления Северо-Кавказского округа от 11.06.2015 N Ф08-3452/2015, АС Центрального округа от 29.01.2015 по делу N А62-489/2014, от 22.10.2014 по делу N А62-49/2014, ФАС Центрального округа от 25.02.2014 по делу N А62-2369/2013, от 29.05.2013 по делу N А35-7542/2012, Московского округа от 18.10.2013 по делу N А40-162037/12-115-1161, от 12.02.2013 по делу N А40-31075/12-91-157 и др.).
В постановлении АС Поволжского округа от 15.10.2014 N Ф06-15848/13 по делу N А65-27018/2013, в котором фигурировал сменивший наименование поставщик, в частности, сказано: «Доводы налогового органа о том, что первичные документы содержат недостоверные и противоречивые сведения (неверный адрес, КПП, наименование, печать, а также ФИО руководителя) не свидетельствуют об отсутствии хозяйственных операций. Доказательств того, что заявителю на момент исполнения работ было известно о переименовании общества «Орлан» в общество с ограниченной ответственностью «Октава», а также доказательств того, что работы фактически не исполнялись, налоговым органом не представлено».
Поскольку прежнее наименование позволяет однозначно и достоверно идентифицировать АО как реально действующую сторону в сделках с контрагентами и не может свидетельствовать о необоснованном получении им налоговой выгоды, у АО нет оснований для внесения изменений в первичные документы и счета-фактуры, полученные от контрагентов.
Считаем, что АО может принимать к учету в целях исчисления налога на прибыль, НДС и иных налогов первичные учетные документы и счета-фактуры, оформленные после внесения изменений в ЕГРЮЛ и содержащие старое наименование (ОАО). При этом первичные документы должны подтверждать реальность совершаемых операций и быть подписаны уполномоченными лицами.
Для полного исключения налоговых рисков АО может обратиться с официальным запросом в свой налоговый орган.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Изменение наименования юридического лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Изменения в ГК РФ: юридические лица

С 1 сентября 2014 г. вступает в силу новый блок поправок в ГК РФ, посвященный изменению правового регулирования в отношении юридических лиц. Поправки вносятся Федеральным законом № 99-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в главу четвертую первой части Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – «Закон»). Основные новеллы, изложенные в Законе, представлены ниже.

  • Деление юридических лиц на корпоративные (основанные на праве членства) и унитарные.
  • Деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные, упразднение ОАО, ЗАО и ОДО:

­-ОАО подлежит переименованию в публичное акционерное общество (ПАО), если (а) оно публично размещает акции (облигации) или (б) его акции (облигации) публично обращаются, или (в) в его уставе и наименовании указан публичный статус;
­-ЗАО будет считаться непубличным акционерным обществом (НАО), если оно не отвечает признакам ПАО, указанным выше, ЗАО подлежит переименованию в АО;
­-ООО считается непубличным обществом, его наименование остается без изменений.

  • Введение новых форм не требует перерегистрации существующих обществ, однако учредительные документы и наименования ОАО и ЗАО должны быть приведены в соответствие с ГК РФ при первом внесении в них изменений (срок не регламентирован).
  • Жесткие требования к ПАО:

-обязательно создание коллегиального органа управления (КОУ) — наблюдательного или иного совета (не менее 5 членов);
­-единоличные исполнительные органы (ЕИО) и члены коллегиальных исполнительных органов (КИО) не могут председательствовать и составлять более ¼ членов в КОУ;
-компетенция общего собрания не может быть расширена;
­-функции счетной комиссии должны исполняться независимым регистратором.

  • Принцип диспозитивности в отношении НАО и ООО:

­-некоторые вопросы компетенции общего собрания могут быть переданы КОУ и/или КИО;
­-КОУ или ЕИО могут исполнять функции КИО;
­-возможность закрепления в уставе особого порядка созыва, подготовки и проведения общего собрания;
­-компетенция общего собрания может быть расширена;
­-ревизионная комиссия может не формироваться;
­-в уставе или корпоративном договоре может предусматриваться объем прав участника, не пропорционально его доле, при условии внесения таких сведений в ЕГРЮЛ.

  • Все АО обязаны привлекать независимого аудитора для проверки годовой отчетности.
  • Возможность использования типовых уставов, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом.
  • Существенное изменение института ЕИО, функции которого могут исполняться:

-несколькими лицами, действующими совместно как один ЕИО;
-несколькими ЕИО, действующими независимо друг от друга.

  • Ужесточение требований к оформлению решений общих собраний – обязательно подтверждение состава участников и принятого решения:

-в ПАО – регистратором в качестве счетной комиссии;
­-в НАО – либо регистратором, либо нотариусом;
-в ООО – нотариусом, если иной порядок (например, подписание всеми или частью участников) не установлен уставом.

  • Введено понятие корпоративного договора (КД), заключающегося в письменной форме:

-КД заключается всеми или частью участников, стороной КД могут быть третьи лица;
-Противоречие уставу не влечет недействительность КД;
­-КД не может обязывать голосовать участников по указанию органов общества, определять структуру и компетенцию органов управления;
­-содержание КД НАО и ООО конфиденциально, но о его заключении уведомляется общество; в ПАО – дополнительно требуется раскрытие информации о заключении КД;
­-если КД заключен всеми участниками, сторона КД может оспорить решение органа управления общества;
-сделка, нарушающая КД, может быть оспорена стороной КД, если другая сторона должна была знать об ограничениях, содержащихся к КД.

  • Не только ЕИО, но и члены КОИ и КИО (за исключением тех, кто голосовал против решения, повлекшего убытки), а также контролирующие лица несут ответственность за убытки общества, причиненные их недобросовестными или неразумными действиями (бездействием). При этом:

-в ПАО соглашение об ограничении ответственности ЕИО, членов КОИ и КИО ничтожно;
-в НАО допускается заключение такого соглашения в отношении неразумных действий.

  • Основное общество несет солидарную ответственность не только по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение указаний основного, но и по сделкам, совершенным с согласия основного общества.
  • Доработаны положения о реорганизации юридических лиц:

-установлена возможность смешанной реорганизации (например, выделение ООО из АО с одновременным присоединением этого ООО к другому ООО в рамках одной процедуры) а также реорганизации с участием юридических лиц разных организационно-правовых форм (например, присоединение к АО нескольких ООО);
-раскрыты последствия признания недействительным решения о реорганизации и порядок признания реорганизации несостоявшейся.

В заключение следует отметить существенность принятых поправок. С одной стороны, они призваны урегулировать и где-то даже упростить процедуру создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. С другой стороны, Закон предусматривает более жесткое регулирование некоторых вопросов деятельности ПАО, которые придут на смену ОАО. Диспозитивность в отношении ООО практически не изменилась, так как она уже содержалась в специальном законодательстве, но теперь диспозитивные нормы распространятся на НАО. С вступлением Закона в силу особенно важно проверить, чтобы новые положения, по которым возможна диспозитивность, были четко прописаны в уставе. К примеру, если порядок заверения решения общего собрания участников ООО не закреплен в уставе, то протоколы общих собраний необходимо будет подписывать у нотариуса. Важными являются и поправки в отношении КД и ЕИО, которые, безусловно, предоставят больший спектр возможностей для корпоративного структурирования.

www.lidings.com

Изменение организационно-правовой формы

Организационно-правовые формы

По действующим законам возможно проведение изменений организационно-правовых форм юридических лиц. Самое актуальное изменение организационной и правовой формы представляет собой преобразование коммерческих организаций по следующим типам:

  1. Общество с ограниченной ответственностью преобразуется в акционерное общество или производственный кооператив (закон об ООО),
  2. Акционерное общество преобразуется в ООО, ПК или НП в соответствии с Законом об акционерных обществах.

Особенности изменения организационно-правовых форм

Изменение организационно-правовой формы характеризуется ограничениями, присущими формам вновь регистрируемых компаний. К примеру, минимум размера уставного капитала у общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества может быть 10 тысяч рублей. Если необходимо изменение организационно-правовой формы таких компаний, то их минимум размера уставного капитала должен быть увеличен до 100 тысяч рублей. Помимо этого, ни ООО, на АО не в качестве единственного учредителя иметь юридическое лицо, состоящее из единственного учредителя.

Изменение организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с решением о смене организационно-правовой формы, принимаемым как в добровольном, так и в принудительном порядке с соблюдением требований закона. Например, изменение организационно-правовой формы ООО в ОАО или ПК происходит, когда число членов общества будет более 50 человек.

Смена АО на ООО

По гражданскому законодательству изменение организационно-правовой формы акционерного общества осуществляется в соответствии с решением его участников или органов, уполномоченных учредительными документами. Предложение о реорганизации может вынести совет директоров или наблюдательный совет предприятия, само решение при этом может приниматься лишь через общее собрание акционеров реорганизуемых акционерных обществ.

Изменение организационно-правовой формы АО включает наименование, сведения о месте нахождения нового юридического лица, условия и порядок смены, обмен акций на доли участников уставного капитала ООО, утверждение передаточного акта с его приложением, утверждение учредительных документов нового лица.

Изменение организационно правовой формы осуществляется в течение 3 дней после принятия решения через письменное уведомление о старте процедуры реорганизации в налоговые органы, ФСС, Пенсионный фонд. В течение этого же срока налоговый орган вносит сведения в ЕГРЮЛ.

Особенности смены АО на ООО

После уведомления соответствующих органов о начале реорганизации, в течение 5 дней руководство акционерного общества должно сообщить всем известным кредиторам о своем изменении. Далее происходит подача заявления на регистрацию нового юридического лица, которое оформляется в соответствии с формой, рекомендованной письмом Федеральной налоговой службы.

К заявлению необходимо прикладывать учредительные документы нового общества, решение общего собрания о преобразовании организации, передаточный акт, подтверждение уплаты государственной пошлины и др.

В завершении необходимо произвести обмен акций старого предприятия общества на соответствующие доли в уставном капитале нового предприятий (общество с ограниченной ответственностью). При этом акции акционерного общества подлежат аннулированию.

Особенности смены ОАО на ЗАО

Изменение организационно-правовой формы с ОАО на ЗАО производится по решению о реорганизации, которое принимает общее собрании акционеров открытого акционерного общества. Далее соответствующие изменения необходимо внести в действующий устав старого юридического лица.

В данном случае в регистрирующий орган нужно подать заявление о государственной регистрации изменения, которое необходимо вносить в состав учредительных документов, решение, принятое на общем собрании акционеров, о внесении изменения в устав, сведения о вносимых изменениях или новую редакцию устава, свидетельство об уплате госпошлины.

В конце регистрируют обновленную редакцию устава предприятия, что свидетельствует о фактическом окончании процедуры реорганизации.

Примеры решения задач

1) Акционерные общества в общество с ограниченной ответственностью,

2) Индивидуального предпринимателя в акционерное общество,

3) Производственный кооператив в индивидуального предпринимателя,

4) Товарищество на вере в акционерное общество.

ru.solverbook.com

Организационно-правовые формы и виды юридических лиц: таблицы

Всем привет! Статья 50 ГК РФ перечисляет основные организационно-правовые формы юридических лиц, а отдельные параграфы главы 4 ГК РФ посвящены отдельно коммерческим корпоративным организациям, ГУПам и МУПам, некоммерческим корпоративным и некоммерческим унитарным организациям. Но руководствуясь только текстом кодекса сложно быстро сориентироваться и определить, к какому типу относится та или иная организационно-правовая форма (коммерческая/некоммерческая, корпоративная/унитарная) и какие виды юрлиц к ней относятся. Поэтому возникла идея структурировать эту информацию в виде удобной таблицы.

Блок ГК РФ о юридических лицах существенно обновился в 2014 году (Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Именно тогда в законодательстве появилась классификация по признаку наличия или отсутствия права участия или членства в организации и соответствующее деление на корпоративные и унитарные компании, исчезли некоторые организационно-правовые формы (общество с дополнительной ответственностью), другие формы претерпели изменения (вместо ЗАО и ОАО появились непубличные и публичные АО, с иными принципами их разграничения).

В 2015 и в 2016 гг. в законодательство неоднократно вносили изменения в части некоммерческих организаций (федеральные законы от 13.07.2015 № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 03.07.2016 № 236-ФЗ « О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации », от 23.05.2015 № 133-ФЗ « О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О политических партиях» » ). Например, адвокатские палаты, которые раньше относились к ассоциациям и союзам, стали самостоятельной ОПФ. К ним же по статусу приравнены адвокатские образования, которые являются юридическими лицами (коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации).

Файл во вложении — своеобразный мини-справочник по организационно-правовым формам, и видам компаний в составе каждой из ОПФ, который составлен с учетом законодательства по состоянию на 30.01.2017. Он состоит из двух таблиц: первая посвящена коммерческим организациям, вторая – некоммерческим.

Ниже — скриншот части файла. Полная версия — во вложении, скачать можно бесплатно в двух форматах: .pdf и .docх.

regforum.ru

Новые организационно-правовые формы: какую выбрать

С 1 сентября 2014 года вступили в силу серьезные изменения Гражданского кодекса, которые существенно повлияли на юридические лица. Так изменилась классификация организационно-правовых форм, их названия, например: ОАО стало ПАО, а ЗАО просто АО; часть форм вообще была упразднена, как общество с дополнительной ответственностью и другие поправки. В связи с данными новшествами встает вопрос, какую же организационно-правовую форму выбрать в соответствии с новыми положениями ГК РФ.

Стоит отметить, что теперь все юридические лица делятся на корпоративные и унитарные организации, а хозяйственные общества, в свою очередь, на публичные и непубличные. Кроме того перечень некоммерческих организаций стал закрытым, всего указано 11 таких форм, но обо всем по прядку.

Измененный перечень коммерческих организаций

Существенным изменениям подверглись организационно-правовые формы предприятий, на базе которых возможно создание коммерческой организации. Нужно сразу отметить два важных момента, которые стоит учесть при решении о создании новой компании:

  1. больше не допускается создание каких-либо обществ с дополнительной ответственностью (ОДО) (п. 4 ст. 66 ГК РФ);
  2. на смену закрытым и открытым хозяйственным обществам пришли два других типа: публичные (ПАО) и непубличные (АО и ООО).

Согласно новым положениям ГК РФ можно сказать, что организационно-правовая форма ООО не претерпела серьезных изменений, зато АО должны называться иначе. Теперь новое юр. лицо не может быть ОАО или ЗАО, а только ПАО (публичное) или АО (непубличное), соответственно. При этом существующие закрытые и открытые АО не нуждаются в перерегистрации, а сменить названия они могут при внесении иных изменений в ЕГРЮЛ.

Юридические лица: унитарные и корпоративные

С 1 сентября 2014 года введены такие понятия для классификации организаций, как унитарные и корпоративные предприятия. К какому виду относится компания можно понять по следующим признакам: являются ли учредители участниками (членами) компании и могут ли они формировать высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Следовательно, если:

  • учредители могут быть участниками (членами), принимать участие в собраниях, формировать высший орган и т. д. — организация является корпоративной (ООО, АО и др.);
  • учредители не могут быть участниками и не принимают участия — организация унитарная (ГУП, МУП и т. д.).

Корпоративные компании, таким образом, относятся к корпорациям, которыми являются все хозяйственные общества, например. Унитарными же в основном являются гос. предприятия, в которых учредителем как раз является государство или муниципальный орган, что и фиксируется в названии.

Хозяйственные общества: непубличные и публичные

Как мы уже отметили, поправки в ГК РФ разделили хозяйственные общества, к которым относят ООО и АО, на публичные и непубличные. Так, все ООО стали непубличными. При этом менять что-то таким обществам не нужно ни в названии, ни в уставе, ни в др. документах. Также к непубличным относятся те акционерные общества, акции которых не участвуют в открытых торгах, то есть бывшие ЗАО. Теперь они должны называться просто акционерные общества (АО).

Те же компании, акции и другие ценные бумаги которых находятся в открытом доступе на рынке, относятся к публичным акционерным обществам (ПАО). При этом автоматически все АО, которые отвечают признакам публичности (это касается бывших ОАО) стали ПАО.

Так как акционерные общества теперь делятся на другие типы, то логично было бы сменить им названия, открытое АО, на публичное АО и т. п. Однако в законе не требуется обязательное приведение устава в соответствие с законом. А сделать это можно, как мы уже отмечали, вместе с другим внесением изменений в ЕГРЮЛ.

Кстати, объединение ООО и бывших ЗАО в один тип непубличных обществ не случайно, эксперты уже давно отмечали их вынужденную схожесть. Так как акции ЗАО не торговались на рынке, а распределялись между акционерами только и по другим признакам. Теперь, кстати, в ГК РФ нет у участников непубличного АО преимущественного права на приобретение акций.

Участники ПАО и АО: права и обязанности

Новые положения кодекса предусматривают повышенные требования именно к публичным обществам. Что же касается непубличных, то для них наоборот больше свободы в корпоративных взаимоотношениях. Давайте подробнее разберем, в чем же заключаются особенности прав и обязанностей для ПАО в обновленном кодексе (ст. 97 ГК РФ):

  • в наименовании необходимо прописывать, что АО является публичным;
  • обязательное создание коллегиального органа управления (число членов — не менее 5);
  • ведением реестра акционеров должна заниматься специальная организация-регистратор, имеющая соответствующую лицензию;
  • ежегодно необходимо проводить аудит (независимым аудитором) финансовой отчетности общества, инициатором которого может быть акционер с долей (совокупной) в уставном капитале от 10%;
  • для акционеров не может быть прописано максимальное кол-во принадлежащих акций, а также максимальное число голосов, которые ему могут быть предоставлены;
  • в уставе не может быть прописана необходимость получения чьего-либа согласия на отчуждение акций;
  • преимущественным правом на покупку акций никто не может обладать, кроме ситуаций, которые описаны в п. 5. ст. 97 ГК РФ;
  • всем ПАО необходимо регулярно раскрывать информацию о себе на рынке ценных бумаг;
  • объем прав участников ПАО определяется долями принадлежащих им в уставном капитале;
  • управление ПАО может осуществляться только в рамках существующего законодательства и не могут быть прописаны противоречащие ему пункты в уставе, например, расширить компетенции собрания акционеров, которые по закону им не свойственны и т. п.

Давайте теперь сравним права и обязанности непубличных АО:

  • в наименовании для непубличных АО необходимо оставить только словосочетание «акционерное общество»;
  • вести реестр акционеров должна специальная организация-регистратор, имеющая соответствующую лицензию;
  • ежегодно необходимо проводить аудит (независимым аудитором) финансовой отчетности общества, инициатором которого может быть акционер с долей (совокупной) в уставном капитале от 10%;
  • права участников АО могут быть распределены непропорционально принадлежащих долям в уставном капитале, то есть соотношения могут быть иными;
  • можно внести изменения в порядок управления АО, если есть единогласное согласие участников;

Какие положения можно прописать в уставе непубличного АО

У непубличных АО, в отличие от ПАО, есть такая возможность, как прописать в уставе положения (по единогласному решению участников), которые отличаются от утвержденных российским законодательством, касается это управления обществом. Так, в частности, можно:

1. Наделить коллегиальный орган управления (наблюдательный совет) или исполнения (правление) правом рассматривать вопросы, которые в законе прописаны для общего собрания акционеров (ОСА), например. Так можно сделать кроме решений по следующим вопросам:

  • внесения изменений в существующий устав или принятия его новой редакции;
  • утверждения кол-ва и состава органов управления обществом, если их формирование является компетенцией ОСА;
  • избрания членов органов управления и досрочного прекращения полномочий;
  • уточнения либо определения числа, номинала и категории акций и прав, предоставляемых ими;
  • непропорционального увеличения уставного капитала, происходящего за счет изменения долей его участников или же принятия в состав участников иных лиц;
  • утверждения внутренних регламентов и других, не являющихся учредительными документов.

2. За наблюдательным советом АО можно частично или полностью закрепить функции правления, что может исключить и создание этого органа в обществе.

3. За единоличным исполнительным органом АО (генеральным директором) можно закрепить (передать) функции правления.

4. Общество в лице его участников может отказаться от создания ревизионной комиссии или прописать ситуации, когда это все таки необходимо сделать.

5. АО может само прописать порядок созыва, подготовки и проведения ОСА, а также принятия им решений. Главное, чтобы эти положения не противоречили закону: не затрудняли присутствие на них участников, получение информации и т. д.

6. Можно устанавливать правила, касающиеся проведения, количества участников и т. д., относительно наблюдательного совета и правления.

7. Разрешается прописывать преимущественное право приобретения доли в уставном капитале ООО или акций в АО, а также можно установить максимальную долю участия в уставном капитале ООО.

8. Для общего собрания акционеров можно отнести те вопросы, которые оно не обязано рассматривать по закону.

Кроме того в устав непубличного общества как ООО, так и АО можно вносить положения, которые отличаются от общего установленного порядка для данного документа, если на их включение есть прямое разрешение существующего закона. Так можно прописать:

  • требование исключения в судебном порядке участника общества (с выплатой ему полной действительной стоимости причитающейся ему доли), если его действия принесли вред компании или затрудняют ее работу.
  • ограничения, касающиеся максимального числа акций, голосов и т. д. для одного акционера.

Какую организационную форму выбрать в связи с изменениями ГК РФ

Наиболее существенным вопросом для обществ, а особенно акционерных, встал выбор: сохранить ли прежнюю форму или выбрать иную. Например вместо ЗАО стать ООО и т. п. Первоначально даже было мнение, что необходимо проводить преобразование ЗАО в ООО. Однако, как потом оказалось, все это не обязательно. А привести устав в соответствие с поправками Гражданского кодекса можно, внеся изменения по стандартной процедуре. И сделать это можно вместе с внесением иных поправок в ЕГРЮЛ.

Так, в частности, ОАО может сохранить свою форму акционерного общества и статус открытого, который трансформировался в публичный. Поэтому все ОАО, которые отвечают определению публичности, то есть их акции торгуются на рынке, автоматически становятся ПАО. А также те АО, в названии которых есть указание на публичность. Однако, если акции больше не находятся в открытом доступе и в названии на публичность нет указания, публичным АО такое общество не может больше считаться.

Что касается бывших ЗАО, то они также могут сохранить прежнюю форму, не внося серьезных изменений, а только убрав слово «закрытое» из названия. Если же их акции находятся в открытом доступе или же они внесут в наименование слово «публичное», то они могут стать ПАО, то есть сменить свой тип.

Если же бывшее ЗАО или ОАО не хочет больше быть акционерным общество, то оно может преобразоваться в ООО или хозяйственное товарищество, но не в НКО или унитарное предприятие, так как эта возможность исключена с 1-го сентября 2014 из ГК РФ.

В любом случае руководству принимать решение, какую организационную форму выбрать, придется самостоятельно, основываясь на ситуации. А если есть необходимость что-то менять, то, следовательно, необходимо двигаться в этом направлении. Надеемся, что наша статья про изменения Гражданского кодекса и особенности новых АО и ООО вам поможет принять правильное решение.

www.reghelp.ru

Это интересно:

  • Закон 99 об административных правонарушениях в новосибирской области Закон Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" Закон Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской […]
  • Закон об ооо с 1 сентября 2014 Поправки в ГК РФ: новые виды юрлиц, обязательный аудит для всех АО и принудительная ликвидация организаций С 1 сентября 2014 года вступают в силу многочисленные поправки в гражданское законодательство. Большинство из них касаются […]
  • Закон рф об основах жилищной политики Полное меню Основные ссылки Вернуться в "Каталог СНиП" Закон 4218-1 Об основах федеральной жилищной политики. Федеральный закон от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах […]
  • Кроссворд для детей правила дорожного движения Кроссворды по ПДД для учащихся 5 класса с ответами Автор: Колотыгина Вера Юрьевна, учитель математики, МКОУ «Троицкая СОШ №50», Свердловская область, Талицкий район, поселок Троицкий. Кроссворды по ПДД для учащихся 5 класса (с […]
  • Мифнс 17 реквизиты для уплаты налогов Налоговая инспекция № 17 - Северо-Восточный АО Контакт-центр: +7 (495) 276-22-22 Приемная: +7 (495) 400-00-17 Для справок: +7 (495) 400-18-06 - физические и юридические лица Для справок: +7 (495) 400-17-94 - новый порядок применения […]
  • Правила скаута Правила скаута Для скаута слова обещания священны. Произнести эти слова не трудно, но вот чтобы выполнить это обещание и следовать законам скаутов нужно много над собой работать. Пусть это вас не смущает. Вам помогут ваши друзья […]