ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 24 ноября 2015 года №418-V ЗРК

(В редакции Законов Республики Казахстан от 28.12.2016 г. №36-VI ЗРК, 30.11.2017 г. №112-VI ЗРК, 28.12.2017 г. №128-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере информатизации, возникающие на территории Республики Казахстан между государственными органами, физическими и юридическими лицами при создании, развитии и эксплуатации объектов информатизации, а также при государственной поддержке развития отрасли информационно-коммуникационных технологий.

Раздел 1. Основы регулирования отношений в сфере информатизации


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) автоматизация — процесс использования средств информационно-коммуникационных технологий для оптимизации создания, поиска, сбора, накопления, хранения, обработки, получения, использования, преобразования, отображения, распространения и предоставления информации;

2) информатизация — организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, направленный на автоматизацию деятельности субъектов информатизации;

3) сервисная модель информатизации — реализация централизованного подхода в информатизации государственных функций и государственных услуг, основанного на создании или развитии информационно-коммуникационных услуг, а также их оказании;

3-1) проект государственно-частного партнерства по сервисной модели информатизации — совокупность последовательных мероприятий по созданию или развитию, а также оказанию информационно-коммуникационных услуг;

3-2) договор государственно-частного партнерства по сервисной модели информатизации — сервисный контракт, определяющий права, обязанности, ответственность сторон и иные условия при создании, развитии и оказании информационно-коммуникационных услуг, сторонами которого являются государственный партнер, оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» и частный партнер, являющийся поставщиком сервисных программных продуктов или объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры;

4) объекты информатизации — электронные информационные ресурсы, программное обеспечение и информационно-коммуникационная инфраструктура;

5) владелец объектов информатизации — субъект, которому собственник объектов информатизации предоставил права владения и пользования объектами информатизации в определенных законом или соглашением пределах и порядке;

5-1) интеграция объектов информатизации — мероприятия по организации и обеспечению информационного взаимодействия между объектами информатизации на основании используемых в Республике Казахстан стандартных протоколов передачи данных;

6) классификатор объектов информатизации (далее — классификатор) — систематизированный перечень категорий, направленный на идентификацию и описание объектов информатизации;

7) информационная безопасность в сфере информатизации (далее — информационная безопасность) — состояние защищенности электронных информационных ресурсов, информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры от внешних и внутренних угроз;

8) услуги в сфере информатизации — услуги по созданию, развитию и сопровождению информационных систем, созданию электронных информационных ресурсов;

9) экспертный совет в сфере информатизации (далее — экспертный совет) — межведомственная комиссия при уполномоченном органе, рассматривающая вопросы по информатизации деятельности государственных органов;

10) уполномоченный орган в сфере информатизации (далее — уполномоченный орган) — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере информатизации и «электронного правительства»;

11) субъекты информатизации — государственные органы, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность или вступающие в правоотношения в сфере информатизации;

12) информационная система — организационно упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач;

13) создание информационной системы — реализация комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на разработку, приобретение, внедрение программного обеспечения, приобретение и (или) имущественный найм (аренду) необходимого комплекса технических средств информационной системы;

14) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28.12.2017 г. №128-VI ЗРК;

15) развитие информационной системы — комплекс мероприятий по реализации дополнительных функциональных требований, модернизации введенной в промышленную эксплуатацию информационной системы с целью оптимизации ее функционирования и (или) расширения функционала;

16) внедрение информационной системы — проведение комплекса мероприятий по вводу в действие информационной системы, включающих подготовку объекта автоматизации и персонала, проведение пусконаладочных работ, предварительных и приемочных испытаний, опытную эксплуатацию;

17) сопровождение информационной системы — обеспечение использования введенной в промышленную эксплуатацию информационной системы в соответствии с ее назначением, включающее мероприятия по проведению корректировки, модификации и устранению дефектов программного обеспечения, без проведения модернизации и реализации дополнительных функциональных требований и при условии сохранения ее целостности;

18) аудит информационной системы — независимое обследование информационной системы в целях повышения эффективности ее использования;

19) жизненный цикл информационной системы — совокупность этапов создания, промышленной эксплуатации, сопровождения, развития и прекращения промышленной эксплуатации информационной системы;

20) промышленная эксплуатация информационной системы — эксплуатация информационной системы в штатном режиме в соответствии с целями, задачами и требованиями, изложенными в технической документации и нормативно-технической документации;

21) опытная эксплуатация информационной системы — эксплуатация информационной системы в пилотной зоне, проводимая с целью выявления и устранения недостатков функционирования программного обеспечения информационной системы и определения ее соответствия требованиям технической документации;

22) аттестация информационной системы, информационно-коммуникационной платформы «электронного правительства» и интернет-ресурса государственного органа на соответствие требованиям информационной безопасности (далее — аттестация) — организационно-технические мероприятия по определению состояния защищенности объектов аттестации, а также их соответствия требованиям информационной безопасности;

23) информационно-коммуникационная инфраструктура — совокупность объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, предназначенных для обеспечения функционирования технологической среды в целях формирования электронных информационных ресурсов и предоставления доступа к ним;

24) критически важные объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры — объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», нарушение или прекращение функционирования которых приводит к чрезвычайной ситуации социального и (или) техногенного характера или к значительным негативным последствиям для обороны, безопасности, международных отношений, экономики, отдельных сфер хозяйства, инфраструктуры Республики Казахстан или для жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории;

25) объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры — информационные системы, технологические платформы, аппаратно-программные комплексы, сети телекоммуникаций, а также системы обеспечения бесперебойного функционирования технических средств и информационной безопасности;

26) информационно-коммуникационная услуга — услуга или совокупность услуг по имущественному найму (аренде) и (или) размещению вычислительных ресурсов, предоставлению программного обеспечения, программных продуктов, сервисных программных продуктов и технических средств в пользование, включая услуги связи, посредством которых обеспечивается функционирование данных услуг;

26-1) задание на проектирование информационно-коммуникационной услуги — документ, отражающий технические, организационные и иные требования к информационно-коммуникационной услуге, а также предельную стоимость информационно-коммуникационной услуги;

27) каталог информационно-коммуникационных услуг — единый справочник информационно-коммуникационных услуг, предоставляемых государственным органам оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»;

28) информационно-коммуникационные технологии — совокупность методов работы с электронными информационными ресурсами и методов информационного взаимодействия, осуществляемых с применением аппаратно-программного комплекса и сети телекоммуникаций;

29) отрасль информационно-коммуникационных технологий — отрасль экономики, связанная с проектированием, производством и реализацией программного обеспечения, технических средств, бытовой электроники и ее компонентов, а также с предоставлением информационно-коммуникационных услуг;

30) событие информационной безопасности — состояние объектов информатизации, свидетельствующее о возможном нарушении существующей политики безопасности либо о прежде неизвестной ситуации, которая может иметь отношение к безопасности объектов информатизации;

30-1) уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере обеспечения информационной безопасности;

30-2) национальный институт развития в сфере обеспечения информационной безопасности — юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан в целях развития сферы информационной безопасности и электронной промышленности;

30-3) оперативный центр информационной безопасности — юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, осуществляющее деятельность по защите электронных информационных ресурсов, информационных систем, сетей телекоммуникаций и других объектов информатизации;

30-4) служба реагирования на инциденты информационной безопасности — юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, обеспечивающее анализ информации о событиях информационной безопасности в целях оказания консультативного и технического содействия в устранении последствий инцидентов информационной безопасности;

31) инцидент информационной безопасности — отдельно или серийно возникающие сбои в работе информационно-коммуникационной инфраструктуры или отдельных ее объектов, создающие угрозу их надлежащему функционированию и (или) условия для незаконного получения, копирования, распространения, модификации, уничтожения или блокирования электронных информационных ресурсов;

32) средство защиты информации — программное обеспечение, технические и иные средства, предназначенные и используемые для обеспечения защиты информации;

33) аппаратно-программный комплекс — совокупность программного обеспечения и технических средств, совместно применяемых для решения задач определенного типа;

34) аттестационное обследование — комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на изучение, анализ, оценку технической документации объекта аттестации, обследование состояния организации работ по выполнению требований информационной безопасности;

35) открытые данные — общедоступные электронные информационные ресурсы, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде;

36) интернет-портал открытых данных — компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий централизованное хранение описательной и ссылочной информации по открытым данным;

37) программное обеспечение — совокупность программ, программных кодов, а также программных продуктов с технической документацией, необходимой для их эксплуатации;

38) программный продукт — самостоятельная программа или часть программного обеспечения, являющаяся товаром, которая независимо от ее разработчиков может использоваться в предусмотренных целях в соответствии с системными требованиями, установленными технической документацией;

39) одноразовый пароль — пароль, действительный только для одного сеанса аутентификации субъектов получения услуг в электронной форме;

40) доменное имя — символьное (буквенно-цифровое) обозначение, сформированное в соответствии с правилами адресации Интернета, соответствующее определенному сетевому адресу и предназначенное для поименованного обращения к объекту Интернета;

41) свободное программное обеспечение — программное обеспечение с открытым исходным кодом, в отношении которого правообладатель предоставляет пользователю право на неограниченную установку, запуск и копирование, а также свободное использование, изучение, развитие и распространение;

42) локальная сеть — часть сети телекоммуникаций, имеющая замкнутую инфраструктуру до точки подключения к другим сетям телекоммуникаций и обеспечивающая передачу информации и организацию совместного доступа к сетевым устройствам в территориально ограниченном пространстве объекта (помещение, здание, сооружение и его комплекс);

43) системно-техническое обслуживание — мероприятия по обеспечению бесперебойного функционирования аппаратно-программного комплекса и сетей телекоммуникаций;

44) Интернет — всемирная система объединенных сетей телекоммуникаций и вычислительных ресурсов для передачи электронных информационных ресурсов;

45) единый шлюз доступа к Интернету — аппаратно-программный комплекс, предназначенный для защиты сетей телекоммуникаций при доступе к Интернету и (или) сетям связи, имеющим выход в Интернет;

46) интернет-ресурс — электронный информационный ресурс, отображаемый в текстовом, графическом, аудиовизуальном или ином виде, размещаемый на аппаратно-программном комплексе, имеющий уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующий в Интернете;

47) национальный шлюз Республики Казахстан — информационная система, предназначенная для обеспечения межгосударственного информационного взаимодействия информационных систем и электронных информационных ресурсов государств;

47-1) профиль защиты — перечень минимальных требований к безопасности программных и технических средств, являющихся компонентами объектов информатизации;

48) единая платформа интернет-ресурсов государственных органов — технологическая платформа, предназначенная для размещения интернет-ресурсов государственных органов;

49) архитектура государственного органа — описание текущего и планируемого состояния государственного органа, включая его задачи, функции, организационную структуру, электронные информационные ресурсы, информационно-коммуникационную инфраструктуру и их взаимосвязь;

50) государственная техническая служба — республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения, созданное по решению Правительства Республики Казахстан;

51) нормативно-техническая документация — совокупность документов, определяющих общие задачи, принципы и требования к созданию и использованию (эксплуатации) объектов информатизации, а также контролю их соответствия установленным требованиям в сфере информатизации;

52) пользователь — субъект информатизации, использующий объекты информатизации для выполнения конкретной функции и (или) задачи;

53) сервисный программный продукт — программный продукт, предназначенный для реализации информационно-коммуникационной услуги;

54) техническая поддержка — оказание консультационных, информационно-технологических и иных услуг по поддержке работоспособности лицензионного программного обеспечения;

55) техническая документация — комплект документации на информационную систему, информационно-коммуникационную платформу «электронного правительства» и программный продукт, в том числе сервисный программный продукт, включающий техническое задание, задание на проектирование, эксплуатационную и иную документацию;

56) цифровая грамотность — знание и умение человека использовать информационно-коммуникационные технологии в повседневной и профессиональной деятельности;

57) электронные информационные ресурсы — информация, предоставленная в электронно-цифровой форме и содержащаяся на электронном носителе, интернет-ресурсе и (или) в информационной системе;

58) «электронный акимат» — система информационного взаимодействия местных исполнительных органов с государственными органами, физическими и юридическими лицами, основанная на автоматизации и оптимизации государственных функций, а также предназначенная для оказания услуг в электронной форме, являющаяся частью «электронного правительства»;

59) типовая архитектура «электронного акимата» — описание стандартных компонентов и требований к реализации функций и услуг, организационной структуры, информационных потоков, информационно-коммуникационной инфраструктуры местных исполнительных органов с учетом системы административно-территориального устройства Республики Казахстан;

60) электронный носитель — материальный носитель, предназначенный для хранения информации в электронной форме, а также записи или ее воспроизведения с помощью технических средств;

61) субъект получения услуг в электронной форме — физическое или юридическое лицо, обратившееся за получением государственной или иной услуги в электронной форме;

62) субъект оказания услуг в электронной форме — физическое или юридическое лицо, оказывающее государственную или иную услугу в электронной форме;

62-1) реестр доверенной продукции электронной промышленности и программного обеспечения — перечень товаров электронной промышленности и программного обеспечения, соответствующих требованиям информационной безопасности;

63) «электронное правительство» — система информационного взаимодействия государственных органов между собой и с физическими и юридическими лицами, основанная на автоматизации и оптимизации государственных функций, а также предназначенная для оказания услуг в электронной форме;

64) объекты информатизации «электронного правительства» — государственные электронные информационные ресурсы, программное обеспечение государственных органов и информационно-коммуникационная инфраструктура «электронного правительства», в том числе негосударственные информационные системы, интегрируемые с информационными системами государственных органов или предназначенные для формирования государственных электронных информационных ресурсов;

65) система мониторинга обеспечения информационной безопасности объектов информатизации «электронного правительства» (далее — система мониторинга обеспечения информационной безопасности) — организационные и технические мероприятия, направленные на проведение мониторинга безопасного использования информационно-коммуникационных технологий, включая мониторинг событий информационной безопасности и реагирование на инциденты информационной безопасности;

66) информационно-коммуникационная инфраструктура «электронного правительства» — информационно-коммуникационная инфраструктура, обеспечивающая функционирование «электронного правительства»;

67) оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» (далее — оператор) — юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложено обеспечение функционирования закрепленной за ним информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»;

68) информационно-коммуникационная платформа «электронного правительства» — технологическая платформа, предназначенная для реализации сервисной модели информатизации;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Закон об информационных технологиях рк

Законодательные условия Республики Казахстан в сфере информатизации и развития Интернет

Информационное законодательство Казахстана

Информационное законодательство Казахстана содержит около 300 нормативных актов, из них около 140 актов прямо или косвенно соотносятся с Интернет Анализ нормативно-правовой базы показывает, что она основном адекватно отражает мировые тенденции развития информационных процессов, включая Интернет, содержит условия для либерализации рынка информационных технологий.

Законодательные приоритеты в сфере информационных технологий и Интернет определяются следующими целями и задачами:

преодоление исторически возникшего разрыва в уровне информационного развития казахстанского общества,

формирование национальной информационной инфраструктуры на основе общепризнанных мировых стандартов, норм и правил,

улучшение критериев доступа к сети Интернет с учетом большой территориальной протяженности страны и низкой плотности населения,

либерализация рынка, развитие Интернет индустрии, ограничение монополии, расширение конкуренции в сфере производства и использования информационных технологий,

В числе наиболее значимых (базовых) законов, регулирующих эту сферу. можно назвать следующие:

Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»,

Закон «О сертификации»,

Закон «О лицензировании»,

Закон «О средствах массовой информации»,

Закон «О естественных монополиях»,

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»,

Закон «О нормативных правовых актах»,

Закон «Об обеспечении единства измерений»,

Закон «О государственных закупках»,

Закон «О таможенном деле»,

Закон «Об авторском праве и смежных правах»,

Закон «О защите прав потребителей»,

Кодекс об Административных правонарушениях,

Более полный перечень законодательных и иных нормативных актов приведен в приложении к настоящему обзору (см. Перечень нормативных актов).

Основные направления информатизации государства и общества предусмотрены в таких нормативных актах, как:

Стратегия развития Казахстана до 2030 года,

Государственная программа формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан,

Государственная программа обеспечения информационной безопасности на 2000-2003 годы,

Государственная программа «Образование»,

Государственная программа функционирования и развития языков на 2000-2010 годы,

Государственная программа Президента Республики Казахстан информатизации системы среднего образования Республики Казахстан,

Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан,

«О мерах по обеспечению информационного обмена и ведению информационной базы данных по государственной собственности»,

«О Республиканской целевой научно-технической программе «Разработка, создание и развитие радиоэлектронных приборов и средств для информационно-телекоммуникационных систем» на 2001-2005 годы»,

«О Концепции формирования и развития Государственного фонда стандартов»,

«Об утверждении Программы совершенствования государственных систем стандартизации и сертификации на 1998-2000 годы»,

«О национальной спутниковой системе телерадиовещания и передачи данных»,

«О Концепции информатизации системы образования на 2002-2004 годы»,

«Об утверждении Программы информатизации учебных заведений начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан»,

«Об утверждении Развернутого плана мероприятий по реализации Государственной программы Президента Республики Казахстан информатизации системы среднего образования Республики Казахстан»,

«О Республиканской целевой научно-технической программе «Разработка, создание и развитие радиоэлектронных приборов и средств для информационно-телекоммуникационных систем» на 2001-2005 годы»,

«О Программе сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и Всемирной Организацией Интеллектуальной собственности»,

Нужно отметить, что в настоящее время идет интенсивный законопроектный процесс, связанный с реформой информационного законодательства и устранением существующих правовых пробелов. В стадии разработки находятся законопроекты «Об информатизации и информационных ресурсах», «Об электронной торговле», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», разрабатывается пакет подзаконных актов, направленных на либерализацию рынка информационных технологий.

В государственном секторе на основании действующих нормативных актов осуществляется работа по формированию электронного правительства как единого организма с обширной и гибкой базой данных, системой коммуникаций, средствами анализа и принятия решений Меры по выполнению этих задач определены Постановлением Правительства №.674. Эти аспекты регулируются также нормативными актами:

О мерах по обеспечению информационного обмена и ведению информационной базы данных по государственной собственности,

Об утверждении Правил предоставления и опубликования информации центральными государственными органами Республики Казахстан,

О создании закрытого акционерного общества «Информационные национальные технологии»,

Правила подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования для нужд государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка,

О создании Республиканского государственного предприятия «Республиканский центр правовой информации»,

В коммерческом секторе использование Интернет и информационных технологий предусмотрено через внедрение электронной коммерции, максимальное развитие внутреннего и глобального рынков при обеспечении безопасности и надежности бизнеса. Основой для регулирования Интернет бизнеса в Казахстане является Гражданский Кодекс, содержащий принципы свободы договора, юридической равнозначности документов на электронных и бумажных носителях. Развитие и упорядочение правоотношений в настоящее время предполагается через разработку и принятие законопроектов «Об электронной торговле», «Об электронной цифровой подписи».

Наиболее важными подзаконными нормативно-правовыми актами в сфере Интернет бизнеса являются следующие:

Положение о порядке лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использования радиочастотного спектра в Республике Казахстан,

Правила приобретения (продажи), регистрации, проектирования, строительства (установки), эксплуатации на территории Республики Казахстан и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств,

Положение о порядке присоединения сетей телекоммуникаций к сетям телекоммуникаций общего пользования и порядке регулирования пропуска телефонного трафика по сетям телекоммуникаций общего пользования,

Правила организационно-технического взаимодействия операторов взаимоувязанной сети телекоммуникаций Республики Казахстан,

Правила ведения взаиморасчетов между операторами телекоммуникаций, образующих сеть телекоммуникаций общего пользования, за предоставляемые сетевые ресурс и пропуск телефонного трафика,

Правила предоставления услуг междугородной и международной телефонной связи, предоставления услуг местными сетями телекоммуникаций, услуг телеграфной связи и проводного вещания,

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации на соответствие обязательным требованиям стандартов и, обеспечивающих ее безопасность

NII развивается в основном за счет рыночных механизмов, когда частные структуры в целях получения прибыли создают различные информационные продукты и технологии. При этом не исключается участие государства в проектах, требующих больших первоначальных затрат или не приносящих прибыли в короткие сроки. Условия для реализации таких возможностей дает Гражданский Кодекс, Закон «О государственных закупках», Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «О развитии и поддержке предпринимательства».

В Государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан предусмотрены разработка проекта Концепции развития электронной коммерции, открытие web-сайт а «Электронное агентство государственных закупок», а также продолжение работы над системой электронных платежей, созданием налоговой информационной системы, пилотной зону электронного документооборота.

Для развития коммуникационных возможностей казахстанского общества предполагается система мер по:

электронной идентификации граждан,

упорядочению открытой части государственных информационных ресурсов,

информатизации государственных органов,

расширение доступа в Интернет и увеличение количества пользователей в государственном и негосударственном секторах.

создание прозрачной, справедливой нормативной базы NII;

обеспечение информационной безопасности;

повышение уровня образования населения за счет поддержки создания электронных учебных учреждений и библиотек.

Реализация этих приоритетов основана на Указе Президента от 16 марта. 2001 №573.

Вопросы информатизации государственных органов нашли отражение в Указе «О мерах по улучшению работы государственного аппарата, борьбе с бюрократизмом и сокращению документооборота», постановлении Правительства «О координации работы по формированию единого информационного пространства, информатизации государственных учреждений» других актах (см. Перечень нормативных актов).

В настоящее время, в основном проведена информатизация системы таможенной службы на основании Постановления Правительства «Об информатизации деятельности таможенных органов»; системы органов внутренних дел на основании Постановление «Вопросы технического перевооружения и информационного обеспечения служебной деятельности органов внутренних дел».

Законодательством определены также следующие основные принципы реализации государственной политики в информационной сфере:

построение NII на принципах открытых систем;

стандартизация, унификация и сертификация средств и систем информатизации;

самоорганизация NII на базе правового регулирования со стороны государства и доступности информационных ресурсов государственных органов;

расширение сферы применения казахского языка в информационных технологиях;

использование действующих информационных систем, технологий и программного обеспечения, миграция уже имеющихся программных комплексов, баз данных и персонала на новые аппаратно-программные платформы;

учет, регистрация информационных ресурсов.

В качестве юридической базы для решения этих задач используются Закон «О сертификации», Закон «О лицензировании». Более детально вопросы информатизации предполагается урегулировать в законе «Об информатизации и информационных ресурсах», проект которого сейчас находится в стадии разработки.

Нужно отметить, что законодательное регулирование Интернета в основном содержит условия для его свободного функционирования и развития. Особенно важно, что законодательно закреплено обеспечение доступа граждан к информации законодательного, юридического и исполнительного характера посредством Интернет.

Правовое регулирование содержания электронной информации осуществляется Законом «О средствах массовой информации», с дополнениями от 3 мая 2001г., регламентирующими статус web-сайтов Интернет (см. Комментарии к Закону).

Особенность национального законодательства Казахстана заключается в отнесении web-сайтов Интернет к средствам массовой информации. На них распространяется правовой режим, действующий в отношении СМИ. Единственным исключением является то, что web-сайты не подлежат обязательной постановке на учет и на них не распространяются связанные с этим ограничения. Web-сайты Интернет пользуются законодательными гарантиями в части недопустимости воспрепятствования к распространению «со стороны физических или юридических лиц, а равно должностных лиц государственных органов». Эти действия могут производиться только по решению суда.

Защита интеллектуальной собственности в сфере программного обеспечения осуществляется Законом «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 29 июня 2001 г., а также Патентным законом и Законом «Об авторском праве и смежных правах». Законодательство в этой сфере будет развиваться на основе Концепции Охраны прав интеллектуальной собственности (Постановление Правительства №1249 от 29.09.2001г).

Деятельность в области стандартизации и сертификации регулируется соответствующим законодательством, созданы органы по сертификации средств связи, аккредитованные государственным уполномоченным органом в области стандартизации, метрологии и сертификации. Постановление «О Концепции формирования и развития Государственного фонда стандартов», другие акты (см. Перечень нормативных актов).

Правоохранные аспекты в сфере защиты информации и развития информационных технологий и Интернет предусмотрены в Уголовном Кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.

Таким образом, состояние законодательства можно считать в достаточной степени благоприятным для дальнейшего развития информационных технологий и Интернет. Вместе с тем, отдельные аспекты законодательства подлежат дальнейшему совершенствованию и реформированию.

old.internews.kz

Законодательство РК в сфере защиты информации 9 класс (разработка урока и презентация)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Сетевой этикет, законодательство Республики Казахстан.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Законодательство Республики Казахстан в области работы с информацией. Принципы и приемы защиты информации во время транспортировки по электронным сетям.

Защита программного обеспечения – комплекс мер, направленных на защиту программного обеспечения от несанкционированного приобретения, использования, распространения, модифицирования, изучения и воссоздания аналогов. Защита от несанкционированного использования программ – система мер, направленных на противодействие нелегальному использованию программного обеспечения. При защите могут применяться организационные, юридические, программные и программно-аппаратные средства. Защита от копирования к программному обеспечению применяется редко, в связи с необходимостью его распространения и установки на компьютеры пользователей. Однако от копирования может защищаться лицензия на приложение (при распространении на физическом носителе) или его отдельные алгоритмы.

Указ Президента от 18.08.2003 № 1166 «О создании специальной экономической зоны Парк информационных технологий» Указ Президента от 16.03.2001 № 573 «О Государственной Программе Формирования и Развития Национальной Информационной Инфраструктуры РК» Государственная программа формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан Типовые методические рекомендации по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с использованием компьютерных технологий Закон Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» Закон Республики Казахстан «Об информатизации»

Указ Президента от 18.08.2003 № 1166 «О создании специальной экономической зоны Парк информационных технологий» В соответствии с Законом Республики Казахстан от 26 января 1996 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» и в целях создания в стране новой экспортоориентированной и импортозамещающей отрасли информационных технологий и наиболее полного использования научно-технического и инновационного потенциала Республики Казахстан постановляю: 1. Создать специальную экономическую зону «Парк информационных технологий» (далее — СЭЗ) на период до 1 октября 2013 года. 2. Утвердить Положение о СЭЗ. 3. Правительству Республики Казахстан принять меры по обеспечению деятельности СЭЗ. 4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан. 5. Настоящий Указ вступает в силу с 1 октября 2003 года.

Указ Президента от 16.03.2001 N 573 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Казахстан и в целях реализации долгосрочного приоритета «Инфраструктура» Стратегии «Казахстан — 2030» постановляю: 1. Утвердить Государственную программу формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан. 2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать План мероприятий по реализации Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан на 2001 — 2003 годы. 3. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 9 декабря 1997 года N 3787 «О формировании единого информационного пространства в Республике Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 52, ст. 476). 4. Настоящий Указ вступает со дня подписания.

Государственная программа от 16.03.2001 N 573 «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» Основные мероприятия Программы Создание нормативной правовой базы национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан Совершенствование механизмов государственного регулирования в сфере информатизации Внедрение новых информационных технологий и технических средств Обеспечение доступа в сеть Интернет широким слоям населения страны Создание системы управления государственными информационными ресурсами

ТИПОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Изъятие средств компьютерной техники производится с целью получения систем­ных блоков, отдельных носителей информации, хранящих личные сведения пользователя или слу­жебную информацию, принадлежащую организации. Такие действия могут осуществляться путем хищения, разбоя, вымогательства, обмана или злоупотребления доверием и сами по себе содержат состав преступления обычных «некомпьютерных» преступлений.

2. Неправомерный доступ, перехват компьютерной информации это активные действия по созданию возможности распоряжаться информацией без согласия собственника. Пере­хват информации служит для получения определенных сведений. Он может осуществляться с ис­пользованием методов и аппаратуры аудио-, визуального и электромагнитного наблюдения. Объек­тами, как правило, являются каналы связи, телекоммуникационное оборудование, служебные поме­щения с установленными ЭВМ, сетью ЭВМ, бумажные и магнитные носители (в том числе и техноло­гические отходы).

3. Изготовление или распространение вредоносных программ это действия, при которых злоумышленник тайно вводит в прикладное программное обеспечение ЭВМ или сети ЭВМ специаль­ные программные модули, которые запрограммированы на: • сбор, сохранение компьютерной информации для последующего неправомерного доступа к ней; • передачу определенных сведений злоумышленнику по телекоммуникационным каналам свя­зи; • повреждение или блокирование компьютерной информации; • несанкционированное удаление компьютерной информации; • нарушение нормальной работы ЭВМ или сети ЭВМ.

4. Нарушение авторских прав (компьютерное пиратство) несанкционированное копирование компьютерных программ может нанести существенный экономический ущерб законным вла­дельцам. Преступления, относящиеся к данной группе можно квалифицировать с использованием статей 184,227 УК РК. Наиболее широко известны следующие способы совершения компьютерных преступлений, относящихся к этой группе: Незаконное копирование, распространение или опубликование компьютерных игр, другого программного обеспечения, защищенного законом. Незаконное копирование, без права на то, защищенной законом топографии полупроводни­ковых изделий, коммерческая эксплуатация или импорт с этой целью, без права на то, топографии или самого полупроводникового изделия, произведенного с использованием данной топографии.

Закон Республики Казахстан Об электронном документе и электронной цифровой подписи Настоящий Закон направлен на регулирование отношений, возникающих при создании и использовании электронных документов, удостоверенных посредством электронных цифровых подписей, предусматривающих установление, изменение или прекращение правоотношений, а также прав и обязанностей участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов, включая совершение гражданско-правовых сделок.

Закон Республики Казахстан «Об информатизации» Настоящий Закон регулирует отношения в сфере информатизации, развитие и защиту информационных ресурсов и информационных систем, устанавливает компетенцию государственных органов, права и обязанности физических и юридических лиц в сфере информатизации.

Домашнее задание: Ответить на вопросы: Каковы различия между лицензионными, условно-бесплатными и бесплатными программами? Каким образом возникает авторское право на программу? Каковы методы идентификации личности при предоставлении доступа к информации? Почему компьютерное пиратство наносит ущерб обществу? Какие существуют программные и аппаратные способы защиты информации?

infourok.ru

Это интересно:

  • Приказ 362 от 09062011 Приказ Федеральной налоговой службы от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/[email protected] "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм […]
  • Пенсия рожденным в 1963 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 21 сентября 2016 Нередко граждан, обращающихся в Отделение ПФР по Владимирской области, […]
  • Как рассчитать налог на квартиру в екатеринбурге Избегаем переплат: как рассчитать и оспорить налог на недвижимость по кадастровой стоимости С 2016 года по всей стране собственникам начали приходить квитанции с новым расчетом налога на недвижимость. Платеж рассчитывался исходя из […]
  • Пенсионный стаж в россии Минимальный стаж для выхода на пенсию — это сколько? Как долго и на каких условиях нужно работать, чтобы начислили вспоможение в старости? Вопрос непростой, учитывая недавние модификации пенсионного законодательства в России. Новый […]
  • Приказ министерства энергетики и жкх пермского края сэд-38-01-03-33 Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 9 ноября 2012 г. N СЭД-38-01-03-33 "О внесении изменения в приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17 […]
  • Приказ фнс от 2013 Приказ Федеральной налоговой службы от 24 декабря 2014 г. N ММВ-7-11/[email protected] "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой […]