ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 24 ноября 2015 года №418-V ЗРК
(В редакции Законов Республики Казахстан от 28.12.2016 г. №36-VI ЗРК, 30.11.2017 г. №112-VI ЗРК, 28.12.2017 г. №128-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере информатизации, возникающие на территории Республики Казахстан между государственными органами, физическими и юридическими лицами при создании, развитии и эксплуатации объектов информатизации, а также при государственной поддержке развития отрасли информационно-коммуникационных технологий.
Раздел 1. Основы регулирования отношений в сфере информатизации
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) автоматизация — процесс использования средств информационно-коммуникационных технологий для оптимизации создания, поиска, сбора, накопления, хранения, обработки, получения, использования, преобразования, отображения, распространения и предоставления информации;
2) информатизация — организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, направленный на автоматизацию деятельности субъектов информатизации;
3) сервисная модель информатизации — реализация централизованного подхода в информатизации государственных функций и государственных услуг, основанного на создании или развитии информационно-коммуникационных услуг, а также их оказании;
3-1) проект государственно-частного партнерства по сервисной модели информатизации — совокупность последовательных мероприятий по созданию или развитию, а также оказанию информационно-коммуникационных услуг;
3-2) договор государственно-частного партнерства по сервисной модели информатизации — сервисный контракт, определяющий права, обязанности, ответственность сторон и иные условия при создании, развитии и оказании информационно-коммуникационных услуг, сторонами которого являются государственный партнер, оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» и частный партнер, являющийся поставщиком сервисных программных продуктов или объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры;
4) объекты информатизации — электронные информационные ресурсы, программное обеспечение и информационно-коммуникационная инфраструктура;
5) владелец объектов информатизации — субъект, которому собственник объектов информатизации предоставил права владения и пользования объектами информатизации в определенных законом или соглашением пределах и порядке;
5-1) интеграция объектов информатизации — мероприятия по организации и обеспечению информационного взаимодействия между объектами информатизации на основании используемых в Республике Казахстан стандартных протоколов передачи данных;
6) классификатор объектов информатизации (далее — классификатор) — систематизированный перечень категорий, направленный на идентификацию и описание объектов информатизации;
7) информационная безопасность в сфере информатизации (далее — информационная безопасность) — состояние защищенности электронных информационных ресурсов, информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры от внешних и внутренних угроз;
8) услуги в сфере информатизации — услуги по созданию, развитию и сопровождению информационных систем, созданию электронных информационных ресурсов;
9) экспертный совет в сфере информатизации (далее — экспертный совет) — межведомственная комиссия при уполномоченном органе, рассматривающая вопросы по информатизации деятельности государственных органов;
10) уполномоченный орган в сфере информатизации (далее — уполномоченный орган) — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере информатизации и «электронного правительства»;
11) субъекты информатизации — государственные органы, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность или вступающие в правоотношения в сфере информатизации;
12) информационная система — организационно упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач;
13) создание информационной системы — реализация комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на разработку, приобретение, внедрение программного обеспечения, приобретение и (или) имущественный найм (аренду) необходимого комплекса технических средств информационной системы;
14) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28.12.2017 г. №128-VI ЗРК;
15) развитие информационной системы — комплекс мероприятий по реализации дополнительных функциональных требований, модернизации введенной в промышленную эксплуатацию информационной системы с целью оптимизации ее функционирования и (или) расширения функционала;
16) внедрение информационной системы — проведение комплекса мероприятий по вводу в действие информационной системы, включающих подготовку объекта автоматизации и персонала, проведение пусконаладочных работ, предварительных и приемочных испытаний, опытную эксплуатацию;
17) сопровождение информационной системы — обеспечение использования введенной в промышленную эксплуатацию информационной системы в соответствии с ее назначением, включающее мероприятия по проведению корректировки, модификации и устранению дефектов программного обеспечения, без проведения модернизации и реализации дополнительных функциональных требований и при условии сохранения ее целостности;
18) аудит информационной системы — независимое обследование информационной системы в целях повышения эффективности ее использования;
19) жизненный цикл информационной системы — совокупность этапов создания, промышленной эксплуатации, сопровождения, развития и прекращения промышленной эксплуатации информационной системы;
20) промышленная эксплуатация информационной системы — эксплуатация информационной системы в штатном режиме в соответствии с целями, задачами и требованиями, изложенными в технической документации и нормативно-технической документации;
21) опытная эксплуатация информационной системы — эксплуатация информационной системы в пилотной зоне, проводимая с целью выявления и устранения недостатков функционирования программного обеспечения информационной системы и определения ее соответствия требованиям технической документации;
22) аттестация информационной системы, информационно-коммуникационной платформы «электронного правительства» и интернет-ресурса государственного органа на соответствие требованиям информационной безопасности (далее — аттестация) — организационно-технические мероприятия по определению состояния защищенности объектов аттестации, а также их соответствия требованиям информационной безопасности;
23) информационно-коммуникационная инфраструктура — совокупность объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, предназначенных для обеспечения функционирования технологической среды в целях формирования электронных информационных ресурсов и предоставления доступа к ним;
24) критически важные объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры — объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», нарушение или прекращение функционирования которых приводит к чрезвычайной ситуации социального и (или) техногенного характера или к значительным негативным последствиям для обороны, безопасности, международных отношений, экономики, отдельных сфер хозяйства, инфраструктуры Республики Казахстан или для жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории;
25) объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры — информационные системы, технологические платформы, аппаратно-программные комплексы, сети телекоммуникаций, а также системы обеспечения бесперебойного функционирования технических средств и информационной безопасности;
26) информационно-коммуникационная услуга — услуга или совокупность услуг по имущественному найму (аренде) и (или) размещению вычислительных ресурсов, предоставлению программного обеспечения, программных продуктов, сервисных программных продуктов и технических средств в пользование, включая услуги связи, посредством которых обеспечивается функционирование данных услуг;
26-1) задание на проектирование информационно-коммуникационной услуги — документ, отражающий технические, организационные и иные требования к информационно-коммуникационной услуге, а также предельную стоимость информационно-коммуникационной услуги;
27) каталог информационно-коммуникационных услуг — единый справочник информационно-коммуникационных услуг, предоставляемых государственным органам оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»;
28) информационно-коммуникационные технологии — совокупность методов работы с электронными информационными ресурсами и методов информационного взаимодействия, осуществляемых с применением аппаратно-программного комплекса и сети телекоммуникаций;
29) отрасль информационно-коммуникационных технологий — отрасль экономики, связанная с проектированием, производством и реализацией программного обеспечения, технических средств, бытовой электроники и ее компонентов, а также с предоставлением информационно-коммуникационных услуг;
30) событие информационной безопасности — состояние объектов информатизации, свидетельствующее о возможном нарушении существующей политики безопасности либо о прежде неизвестной ситуации, которая может иметь отношение к безопасности объектов информатизации;
30-1) уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере обеспечения информационной безопасности;
30-2) национальный институт развития в сфере обеспечения информационной безопасности — юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан в целях развития сферы информационной безопасности и электронной промышленности;
30-3) оперативный центр информационной безопасности — юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, осуществляющее деятельность по защите электронных информационных ресурсов, информационных систем, сетей телекоммуникаций и других объектов информатизации;
30-4) служба реагирования на инциденты информационной безопасности — юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, обеспечивающее анализ информации о событиях информационной безопасности в целях оказания консультативного и технического содействия в устранении последствий инцидентов информационной безопасности;
31) инцидент информационной безопасности — отдельно или серийно возникающие сбои в работе информационно-коммуникационной инфраструктуры или отдельных ее объектов, создающие угрозу их надлежащему функционированию и (или) условия для незаконного получения, копирования, распространения, модификации, уничтожения или блокирования электронных информационных ресурсов;
32) средство защиты информации — программное обеспечение, технические и иные средства, предназначенные и используемые для обеспечения защиты информации;
33) аппаратно-программный комплекс — совокупность программного обеспечения и технических средств, совместно применяемых для решения задач определенного типа;
34) аттестационное обследование — комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на изучение, анализ, оценку технической документации объекта аттестации, обследование состояния организации работ по выполнению требований информационной безопасности;
35) открытые данные — общедоступные электронные информационные ресурсы, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде;
36) интернет-портал открытых данных — компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий централизованное хранение описательной и ссылочной информации по открытым данным;
37) программное обеспечение — совокупность программ, программных кодов, а также программных продуктов с технической документацией, необходимой для их эксплуатации;
38) программный продукт — самостоятельная программа или часть программного обеспечения, являющаяся товаром, которая независимо от ее разработчиков может использоваться в предусмотренных целях в соответствии с системными требованиями, установленными технической документацией;
39) одноразовый пароль — пароль, действительный только для одного сеанса аутентификации субъектов получения услуг в электронной форме;
40) доменное имя — символьное (буквенно-цифровое) обозначение, сформированное в соответствии с правилами адресации Интернета, соответствующее определенному сетевому адресу и предназначенное для поименованного обращения к объекту Интернета;
41) свободное программное обеспечение — программное обеспечение с открытым исходным кодом, в отношении которого правообладатель предоставляет пользователю право на неограниченную установку, запуск и копирование, а также свободное использование, изучение, развитие и распространение;
42) локальная сеть — часть сети телекоммуникаций, имеющая замкнутую инфраструктуру до точки подключения к другим сетям телекоммуникаций и обеспечивающая передачу информации и организацию совместного доступа к сетевым устройствам в территориально ограниченном пространстве объекта (помещение, здание, сооружение и его комплекс);
43) системно-техническое обслуживание — мероприятия по обеспечению бесперебойного функционирования аппаратно-программного комплекса и сетей телекоммуникаций;
44) Интернет — всемирная система объединенных сетей телекоммуникаций и вычислительных ресурсов для передачи электронных информационных ресурсов;
45) единый шлюз доступа к Интернету — аппаратно-программный комплекс, предназначенный для защиты сетей телекоммуникаций при доступе к Интернету и (или) сетям связи, имеющим выход в Интернет;
46) интернет-ресурс — электронный информационный ресурс, отображаемый в текстовом, графическом, аудиовизуальном или ином виде, размещаемый на аппаратно-программном комплексе, имеющий уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующий в Интернете;
47) национальный шлюз Республики Казахстан — информационная система, предназначенная для обеспечения межгосударственного информационного взаимодействия информационных систем и электронных информационных ресурсов государств;
47-1) профиль защиты — перечень минимальных требований к безопасности программных и технических средств, являющихся компонентами объектов информатизации;
48) единая платформа интернет-ресурсов государственных органов — технологическая платформа, предназначенная для размещения интернет-ресурсов государственных органов;
49) архитектура государственного органа — описание текущего и планируемого состояния государственного органа, включая его задачи, функции, организационную структуру, электронные информационные ресурсы, информационно-коммуникационную инфраструктуру и их взаимосвязь;
50) государственная техническая служба — республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения, созданное по решению Правительства Республики Казахстан;
51) нормативно-техническая документация — совокупность документов, определяющих общие задачи, принципы и требования к созданию и использованию (эксплуатации) объектов информатизации, а также контролю их соответствия установленным требованиям в сфере информатизации;
52) пользователь — субъект информатизации, использующий объекты информатизации для выполнения конкретной функции и (или) задачи;
53) сервисный программный продукт — программный продукт, предназначенный для реализации информационно-коммуникационной услуги;
54) техническая поддержка — оказание консультационных, информационно-технологических и иных услуг по поддержке работоспособности лицензионного программного обеспечения;
55) техническая документация — комплект документации на информационную систему, информационно-коммуникационную платформу «электронного правительства» и программный продукт, в том числе сервисный программный продукт, включающий техническое задание, задание на проектирование, эксплуатационную и иную документацию;
56) цифровая грамотность — знание и умение человека использовать информационно-коммуникационные технологии в повседневной и профессиональной деятельности;
57) электронные информационные ресурсы — информация, предоставленная в электронно-цифровой форме и содержащаяся на электронном носителе, интернет-ресурсе и (или) в информационной системе;
58) «электронный акимат» — система информационного взаимодействия местных исполнительных органов с государственными органами, физическими и юридическими лицами, основанная на автоматизации и оптимизации государственных функций, а также предназначенная для оказания услуг в электронной форме, являющаяся частью «электронного правительства»;
59) типовая архитектура «электронного акимата» — описание стандартных компонентов и требований к реализации функций и услуг, организационной структуры, информационных потоков, информационно-коммуникационной инфраструктуры местных исполнительных органов с учетом системы административно-территориального устройства Республики Казахстан;
60) электронный носитель — материальный носитель, предназначенный для хранения информации в электронной форме, а также записи или ее воспроизведения с помощью технических средств;
61) субъект получения услуг в электронной форме — физическое или юридическое лицо, обратившееся за получением государственной или иной услуги в электронной форме;
62) субъект оказания услуг в электронной форме — физическое или юридическое лицо, оказывающее государственную или иную услугу в электронной форме;
62-1) реестр доверенной продукции электронной промышленности и программного обеспечения — перечень товаров электронной промышленности и программного обеспечения, соответствующих требованиям информационной безопасности;
63) «электронное правительство» — система информационного взаимодействия государственных органов между собой и с физическими и юридическими лицами, основанная на автоматизации и оптимизации государственных функций, а также предназначенная для оказания услуг в электронной форме;
64) объекты информатизации «электронного правительства» — государственные электронные информационные ресурсы, программное обеспечение государственных органов и информационно-коммуникационная инфраструктура «электронного правительства», в том числе негосударственные информационные системы, интегрируемые с информационными системами государственных органов или предназначенные для формирования государственных электронных информационных ресурсов;
65) система мониторинга обеспечения информационной безопасности объектов информатизации «электронного правительства» (далее — система мониторинга обеспечения информационной безопасности) — организационные и технические мероприятия, направленные на проведение мониторинга безопасного использования информационно-коммуникационных технологий, включая мониторинг событий информационной безопасности и реагирование на инциденты информационной безопасности;
66) информационно-коммуникационная инфраструктура «электронного правительства» — информационно-коммуникационная инфраструктура, обеспечивающая функционирование «электронного правительства»;
67) оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» (далее — оператор) — юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложено обеспечение функционирования закрепленной за ним информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»;
68) информационно-коммуникационная платформа «электронного правительства» — технологическая платформа, предназначенная для реализации сервисной модели информатизации;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
base.spinform.ru
Закон об информационных технологиях рк
Законодательные условия Республики Казахстан в сфере информатизации и развития Интернет
Информационное законодательство Казахстана
Информационное законодательство Казахстана содержит около 300 нормативных актов, из них около 140 актов прямо или косвенно соотносятся с Интернет Анализ нормативно-правовой базы показывает, что она основном адекватно отражает мировые тенденции развития информационных процессов, включая Интернет, содержит условия для либерализации рынка информационных технологий.
Законодательные приоритеты в сфере информационных технологий и Интернет определяются следующими целями и задачами:
преодоление исторически возникшего разрыва в уровне информационного развития казахстанского общества,
формирование национальной информационной инфраструктуры на основе общепризнанных мировых стандартов, норм и правил,
улучшение критериев доступа к сети Интернет с учетом большой территориальной протяженности страны и низкой плотности населения,
либерализация рынка, развитие Интернет индустрии, ограничение монополии, расширение конкуренции в сфере производства и использования информационных технологий,
В числе наиболее значимых (базовых) законов, регулирующих эту сферу. можно назвать следующие:
Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»,
Закон «О сертификации»,
Закон «О лицензировании»,
Закон «О средствах массовой информации»,
Закон «О естественных монополиях»,
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»,
Закон «О нормативных правовых актах»,
Закон «Об обеспечении единства измерений»,
Закон «О государственных закупках»,
Закон «О таможенном деле»,
Закон «Об авторском праве и смежных правах»,
Закон «О защите прав потребителей»,
Кодекс об Административных правонарушениях,
Более полный перечень законодательных и иных нормативных актов приведен в приложении к настоящему обзору (см. Перечень нормативных актов).
Основные направления информатизации государства и общества предусмотрены в таких нормативных актах, как:
Стратегия развития Казахстана до 2030 года,
Государственная программа формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан,
Государственная программа обеспечения информационной безопасности на 2000-2003 годы,
Государственная программа «Образование»,
Государственная программа функционирования и развития языков на 2000-2010 годы,
Государственная программа Президента Республики Казахстан информатизации системы среднего образования Республики Казахстан,
Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан,
«О мерах по обеспечению информационного обмена и ведению информационной базы данных по государственной собственности»,
«О Республиканской целевой научно-технической программе «Разработка, создание и развитие радиоэлектронных приборов и средств для информационно-телекоммуникационных систем» на 2001-2005 годы»,
«О Концепции формирования и развития Государственного фонда стандартов»,
«Об утверждении Программы совершенствования государственных систем стандартизации и сертификации на 1998-2000 годы»,
«О национальной спутниковой системе телерадиовещания и передачи данных»,
«О Концепции информатизации системы образования на 2002-2004 годы»,
«Об утверждении Программы информатизации учебных заведений начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан»,
«Об утверждении Развернутого плана мероприятий по реализации Государственной программы Президента Республики Казахстан информатизации системы среднего образования Республики Казахстан»,
«О Республиканской целевой научно-технической программе «Разработка, создание и развитие радиоэлектронных приборов и средств для информационно-телекоммуникационных систем» на 2001-2005 годы»,
«О Программе сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и Всемирной Организацией Интеллектуальной собственности»,
Нужно отметить, что в настоящее время идет интенсивный законопроектный процесс, связанный с реформой информационного законодательства и устранением существующих правовых пробелов. В стадии разработки находятся законопроекты «Об информатизации и информационных ресурсах», «Об электронной торговле», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», разрабатывается пакет подзаконных актов, направленных на либерализацию рынка информационных технологий.
В государственном секторе на основании действующих нормативных актов осуществляется работа по формированию электронного правительства как единого организма с обширной и гибкой базой данных, системой коммуникаций, средствами анализа и принятия решений Меры по выполнению этих задач определены Постановлением Правительства №.674. Эти аспекты регулируются также нормативными актами:
О мерах по обеспечению информационного обмена и ведению информационной базы данных по государственной собственности,
Об утверждении Правил предоставления и опубликования информации центральными государственными органами Республики Казахстан,
О создании закрытого акционерного общества «Информационные национальные технологии»,
Правила подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования для нужд государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка,
О создании Республиканского государственного предприятия «Республиканский центр правовой информации»,
В коммерческом секторе использование Интернет и информационных технологий предусмотрено через внедрение электронной коммерции, максимальное развитие внутреннего и глобального рынков при обеспечении безопасности и надежности бизнеса. Основой для регулирования Интернет бизнеса в Казахстане является Гражданский Кодекс, содержащий принципы свободы договора, юридической равнозначности документов на электронных и бумажных носителях. Развитие и упорядочение правоотношений в настоящее время предполагается через разработку и принятие законопроектов «Об электронной торговле», «Об электронной цифровой подписи».
Наиболее важными подзаконными нормативно-правовыми актами в сфере Интернет бизнеса являются следующие:
Положение о порядке лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использования радиочастотного спектра в Республике Казахстан,
Правила приобретения (продажи), регистрации, проектирования, строительства (установки), эксплуатации на территории Республики Казахстан и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств,
Положение о порядке присоединения сетей телекоммуникаций к сетям телекоммуникаций общего пользования и порядке регулирования пропуска телефонного трафика по сетям телекоммуникаций общего пользования,
Правила организационно-технического взаимодействия операторов взаимоувязанной сети телекоммуникаций Республики Казахстан,
Правила ведения взаиморасчетов между операторами телекоммуникаций, образующих сеть телекоммуникаций общего пользования, за предоставляемые сетевые ресурс и пропуск телефонного трафика,
Правила предоставления услуг междугородной и международной телефонной связи, предоставления услуг местными сетями телекоммуникаций, услуг телеграфной связи и проводного вещания,
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации на соответствие обязательным требованиям стандартов и, обеспечивающих ее безопасность
NII развивается в основном за счет рыночных механизмов, когда частные структуры в целях получения прибыли создают различные информационные продукты и технологии. При этом не исключается участие государства в проектах, требующих больших первоначальных затрат или не приносящих прибыли в короткие сроки. Условия для реализации таких возможностей дает Гражданский Кодекс, Закон «О государственных закупках», Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «О развитии и поддержке предпринимательства».
В Государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан предусмотрены разработка проекта Концепции развития электронной коммерции, открытие web-сайт а «Электронное агентство государственных закупок», а также продолжение работы над системой электронных платежей, созданием налоговой информационной системы, пилотной зону электронного документооборота.
Для развития коммуникационных возможностей казахстанского общества предполагается система мер по:
электронной идентификации граждан,
упорядочению открытой части государственных информационных ресурсов,
информатизации государственных органов,
расширение доступа в Интернет и увеличение количества пользователей в государственном и негосударственном секторах.
создание прозрачной, справедливой нормативной базы NII;
обеспечение информационной безопасности;
повышение уровня образования населения за счет поддержки создания электронных учебных учреждений и библиотек.
Реализация этих приоритетов основана на Указе Президента от 16 марта. 2001 №573.
Вопросы информатизации государственных органов нашли отражение в Указе «О мерах по улучшению работы государственного аппарата, борьбе с бюрократизмом и сокращению документооборота», постановлении Правительства «О координации работы по формированию единого информационного пространства, информатизации государственных учреждений» других актах (см. Перечень нормативных актов).
В настоящее время, в основном проведена информатизация системы таможенной службы на основании Постановления Правительства «Об информатизации деятельности таможенных органов»; системы органов внутренних дел на основании Постановление «Вопросы технического перевооружения и информационного обеспечения служебной деятельности органов внутренних дел».
Законодательством определены также следующие основные принципы реализации государственной политики в информационной сфере:
построение NII на принципах открытых систем;
стандартизация, унификация и сертификация средств и систем информатизации;
самоорганизация NII на базе правового регулирования со стороны государства и доступности информационных ресурсов государственных органов;
расширение сферы применения казахского языка в информационных технологиях;
использование действующих информационных систем, технологий и программного обеспечения, миграция уже имеющихся программных комплексов, баз данных и персонала на новые аппаратно-программные платформы;
учет, регистрация информационных ресурсов.
В качестве юридической базы для решения этих задач используются Закон «О сертификации», Закон «О лицензировании». Более детально вопросы информатизации предполагается урегулировать в законе «Об информатизации и информационных ресурсах», проект которого сейчас находится в стадии разработки.
Нужно отметить, что законодательное регулирование Интернета в основном содержит условия для его свободного функционирования и развития. Особенно важно, что законодательно закреплено обеспечение доступа граждан к информации законодательного, юридического и исполнительного характера посредством Интернет.
Правовое регулирование содержания электронной информации осуществляется Законом «О средствах массовой информации», с дополнениями от 3 мая 2001г., регламентирующими статус web-сайтов Интернет (см. Комментарии к Закону).
Особенность национального законодательства Казахстана заключается в отнесении web-сайтов Интернет к средствам массовой информации. На них распространяется правовой режим, действующий в отношении СМИ. Единственным исключением является то, что web-сайты не подлежат обязательной постановке на учет и на них не распространяются связанные с этим ограничения. Web-сайты Интернет пользуются законодательными гарантиями в части недопустимости воспрепятствования к распространению «со стороны физических или юридических лиц, а равно должностных лиц государственных органов». Эти действия могут производиться только по решению суда.
Защита интеллектуальной собственности в сфере программного обеспечения осуществляется Законом «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 29 июня 2001 г., а также Патентным законом и Законом «Об авторском праве и смежных правах». Законодательство в этой сфере будет развиваться на основе Концепции Охраны прав интеллектуальной собственности (Постановление Правительства №1249 от 29.09.2001г).
Деятельность в области стандартизации и сертификации регулируется соответствующим законодательством, созданы органы по сертификации средств связи, аккредитованные государственным уполномоченным органом в области стандартизации, метрологии и сертификации. Постановление «О Концепции формирования и развития Государственного фонда стандартов», другие акты (см. Перечень нормативных актов).
Правоохранные аспекты в сфере защиты информации и развития информационных технологий и Интернет предусмотрены в Уголовном Кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.
Таким образом, состояние законодательства можно считать в достаточной степени благоприятным для дальнейшего развития информационных технологий и Интернет. Вместе с тем, отдельные аспекты законодательства подлежат дальнейшему совершенствованию и реформированию.
old.internews.kz
Законодательство РК в сфере защиты информации 9 класс (разработка урока и презентация)
Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Сетевой этикет, законодательство Республики Казахстан.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Законодательство Республики Казахстан в области работы с информацией. Принципы и приемы защиты информации во время транспортировки по электронным сетям.
Защита программного обеспечения – комплекс мер, направленных на защиту программного обеспечения от несанкционированного приобретения, использования, распространения, модифицирования, изучения и воссоздания аналогов. Защита от несанкционированного использования программ – система мер, направленных на противодействие нелегальному использованию программного обеспечения. При защите могут применяться организационные, юридические, программные и программно-аппаратные средства. Защита от копирования к программному обеспечению применяется редко, в связи с необходимостью его распространения и установки на компьютеры пользователей. Однако от копирования может защищаться лицензия на приложение (при распространении на физическом носителе) или его отдельные алгоритмы.
Указ Президента от 18.08.2003 № 1166 «О создании специальной экономической зоны Парк информационных технологий» Указ Президента от 16.03.2001 № 573 «О Государственной Программе Формирования и Развития Национальной Информационной Инфраструктуры РК» Государственная программа формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан Типовые методические рекомендации по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с использованием компьютерных технологий Закон Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» Закон Республики Казахстан «Об информатизации»
Указ Президента от 18.08.2003 № 1166 «О создании специальной экономической зоны Парк информационных технологий» В соответствии с Законом Республики Казахстан от 26 января 1996 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» и в целях создания в стране новой экспортоориентированной и импортозамещающей отрасли информационных технологий и наиболее полного использования научно-технического и инновационного потенциала Республики Казахстан постановляю: 1. Создать специальную экономическую зону «Парк информационных технологий» (далее — СЭЗ) на период до 1 октября 2013 года. 2. Утвердить Положение о СЭЗ. 3. Правительству Республики Казахстан принять меры по обеспечению деятельности СЭЗ. 4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан. 5. Настоящий Указ вступает в силу с 1 октября 2003 года.
Указ Президента от 16.03.2001 N 573 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Казахстан и в целях реализации долгосрочного приоритета «Инфраструктура» Стратегии «Казахстан — 2030» постановляю: 1. Утвердить Государственную программу формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан. 2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать План мероприятий по реализации Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан на 2001 — 2003 годы. 3. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 9 декабря 1997 года N 3787 «О формировании единого информационного пространства в Республике Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 52, ст. 476). 4. Настоящий Указ вступает со дня подписания.
Государственная программа от 16.03.2001 N 573 «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» Основные мероприятия Программы Создание нормативной правовой базы национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан Совершенствование механизмов государственного регулирования в сфере информатизации Внедрение новых информационных технологий и технических средств Обеспечение доступа в сеть Интернет широким слоям населения страны Создание системы управления государственными информационными ресурсами
ТИПОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Изъятие средств компьютерной техники производится с целью получения системных блоков, отдельных носителей информации, хранящих личные сведения пользователя или служебную информацию, принадлежащую организации. Такие действия могут осуществляться путем хищения, разбоя, вымогательства, обмана или злоупотребления доверием и сами по себе содержат состав преступления обычных «некомпьютерных» преступлений.
2. Неправомерный доступ, перехват компьютерной информации это активные действия по созданию возможности распоряжаться информацией без согласия собственника. Перехват информации служит для получения определенных сведений. Он может осуществляться с использованием методов и аппаратуры аудио-, визуального и электромагнитного наблюдения. Объектами, как правило, являются каналы связи, телекоммуникационное оборудование, служебные помещения с установленными ЭВМ, сетью ЭВМ, бумажные и магнитные носители (в том числе и технологические отходы).
3. Изготовление или распространение вредоносных программ это действия, при которых злоумышленник тайно вводит в прикладное программное обеспечение ЭВМ или сети ЭВМ специальные программные модули, которые запрограммированы на: • сбор, сохранение компьютерной информации для последующего неправомерного доступа к ней; • передачу определенных сведений злоумышленнику по телекоммуникационным каналам связи; • повреждение или блокирование компьютерной информации; • несанкционированное удаление компьютерной информации; • нарушение нормальной работы ЭВМ или сети ЭВМ.
4. Нарушение авторских прав (компьютерное пиратство) несанкционированное копирование компьютерных программ может нанести существенный экономический ущерб законным владельцам. Преступления, относящиеся к данной группе можно квалифицировать с использованием статей 184,227 УК РК. Наиболее широко известны следующие способы совершения компьютерных преступлений, относящихся к этой группе: Незаконное копирование, распространение или опубликование компьютерных игр, другого программного обеспечения, защищенного законом. Незаконное копирование, без права на то, защищенной законом топографии полупроводниковых изделий, коммерческая эксплуатация или импорт с этой целью, без права на то, топографии или самого полупроводникового изделия, произведенного с использованием данной топографии.
Закон Республики Казахстан Об электронном документе и электронной цифровой подписи Настоящий Закон направлен на регулирование отношений, возникающих при создании и использовании электронных документов, удостоверенных посредством электронных цифровых подписей, предусматривающих установление, изменение или прекращение правоотношений, а также прав и обязанностей участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов, включая совершение гражданско-правовых сделок.
Закон Республики Казахстан «Об информатизации» Настоящий Закон регулирует отношения в сфере информатизации, развитие и защиту информационных ресурсов и информационных систем, устанавливает компетенцию государственных органов, права и обязанности физических и юридических лиц в сфере информатизации.
Домашнее задание: Ответить на вопросы: Каковы различия между лицензионными, условно-бесплатными и бесплатными программами? Каким образом возникает авторское право на программу? Каковы методы идентификации личности при предоставлении доступа к информации? Почему компьютерное пиратство наносит ущерб обществу? Какие существуют программные и аппаратные способы защиты информации?
infourok.ru