Оглавление:

Структурная схема Закона «Об авторском праве и смежных правах»

Структурная схема Закона «Об авторском праве и смежных правах»

Похожие главы из других книг

Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.)

Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.) Действующая редакция с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ (опубликован в «Российской газете» 28 июля 2004 года, вступил в силу с даты

СТАТЬЯ 1300. Информация об авторском праве

СТАТЬЯ 1300. Информация об авторском праве 1. Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или

Российское законодательство об авторском праве

Российское законодательство об авторском праве Основным законодательным актом в данной области в настоящее время является Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», принятый в 1993 г. В 1995 и 2004 г. в него были внесены некоторые изменения, впрочем,

Уведомление о смежных правах (знак охраны смежных прав)

Уведомление о смежных правах (знак охраны смежных прав) Законом предусматривается, что обладатели исключительных смежных прав могут для оповещения о своих правах использовать особый знак охраны смежных прав, состоящих из трех элементов:1) латинской буквы «Р» (от англ.

Договор ВОИС об авторском праве и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах

Договор ВОИС об авторском праве и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WCT) относятся к числу так называемых интернет-договоров Всемирной организации

«Монополия» в авторском праве

«Монополия» в авторском праве В теории авторское право иногда рассматривают как особую законодательно установленную монополию, позволяющую автору или его правопреемникам контролировать использование произведения. На практике данный подход оказывается более или

ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ

ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ Структурная схема Закона «Об авторском праве и смежных

Текст Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (действующая редакция)

Текст Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (действующая редакция) Действующая редакция с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ (опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 26 июля 2004 г., № 30,

Статья 1300. Информация об авторском праве

Статья 1300. Информация об авторском праве 1. Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или

СТАТЬЯ 1300. Информация об авторском праве

СТАТЬЯ 1300. Информация об авторском праве 1. Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или

Статья 1300. Информация об авторском праве

61. Какова структурная организация судов Европейского Союза?

61. Какова структурная организация судов Европейского Союза? В целях более оперативного рассмотрения дел в Суде Европейских сообществ и Трибунале первой инстанции образованы палаты.Эти внутренние подразделения комплектуются из судей каждого из судов, и их не следует

§ 1. Договоры в авторском праве

§ 1. Договоры в авторском праве Исключительное авторское право, возникшее у автора с момента создания произведения, может передаваться другим лицам. Основанием, которое среди прочих предусматривает такой переход, является договор.В ранее действовавшем Законе РФ «Об

§ 4. Договорная ответственность в авторском праве

§ 4. Договорная ответственность в авторском праве В случае нарушения условий лицензионного договора или договора на отчуждение исключительного права на произведение стороны несут гражданско-правовую ответственность. Ответственность автора на основании ст. 1290 ГК РФ

law.wikireading.ru

Закон «Об авторском праве и смежных правах»

Федеральный закон под номером 5351-1 от 9 июля 1993 регулировал отношения, касающиеся авторского права. К таковому относится создание и использование предметов и достижений науки, литературы и иных видов искусства. Документ утратил силу и с 18 декабря 2006 года его положения регламентируются главой 70 Гражданского кодекса РФ. В статье будут рассмотрены основные аспекты обоих актов, а также их правопреемственность.

Описание ФЗ «Об авторском праве и смежных правах»

Закон 5351-1 «Об авторском праве и смежном правах» был опубликован 9 июля 1993 года. Структурно он включал в себя следующие главы:

  • общие положения, включавшие в себя основные понятия документа, принципы законодательства РФ и международных договоров;
  • статьи об авторском праве подразумевали сферу действия, объекты, подпадающие под действие закона, регулирование соавторства, сроки действия авторства, а также порядок его использования иными лицами;
  • смежные права регламентировались законом в аналогичном порядке;
  • отдельно обозначалось коллективное управление имуществом, подпадающим под действия закона;
  • защита авторских прав регулировалась положениями о нарушениях и способах гражданско-правовой защиты, а также иными действиями, направленными на обеспечение предписанных гарантий.

Что вы знаете о законе о защите информации, ведь он так же часто фигурирует в судебных разбирательствах, касающихся вопроса авторских прав. Изучить ФЗ 149 можно тут:

Глава 70 ГК РФ, действующая в данной сфере законодательства, предписывает схожие аспекты:

  • определения основных понятий и принципов;
  • право авторства, неприкосновенность произведения и их охрана после смерти автора;
  • распространение и использование произведений;
  • срок действия исключительного авторства, его передача по наследству и порядок перехода произведения в общественное достояние;
  • лицензионный договор на использование авторского произведения;
  • отдельные особенности правового регулирования авторства;
  • размещение информации об авторстве;
  • ответственность за нарушение авторской принадлежности.

Анализ обоих документов показывает, что имеется прямая правопреемственность между утратившим силу законом 5351-1 и главой 70 ГК РФ. Необходимость упразднения первого акта и перевод его положений в Гражданский кодекс обусловлена оптимизацией законодательства. Правовая защита авторства была переведена в гражданскую область права в соответствии со своей сферой деятельности.

Изменения в главу 70 ГК РФ последний раз вносились в 2016. В том же году было принято Постановление Конституционного Суда РФ о признании подпункта 1 статьи 1301 не соответствующей положениям основного закона страны. До внесения соответствующих поправок указанный подпункт недействителен и в решении его вопросов следует руководствоваться предписаниями Конституционного Суда.

Недовольства, связанные с нарушением данного закона, могут быть оформлены согласно ФЗ об обращении граждан и о порядке рассмотрения жалоб.

Возникновение авторского права по ФЗ

По Федеральному закону 5351-1 возникновение авторского права регулировалось статьей 9. Она предписывает следующие варианты возникновения авторского произведения:

  • авторство в науке, литературе и искусстве появляется по факту создания произведения, дополнительной регистрации оно не требует;
  • если нет опровергающих доказательств, автором произведения считается указанное в оригинале лицо;
  • при использовании псевдонима правозащитником авторства становится издатель.

Схожие формулировки имеются и в статье 1257 ГК РФ. Она указывает, что автором считается тот гражданин, который его создает. При отсутствии иных доказательств им становится тот, чье имя указано на оригинальном экземпляре.

Скачать Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» можно здесь. Документ представлен в той редакции, которая действовала на момент упразднения закона. Текст может быть актуален для правозащитников в изучении правопреемственности, а также тех граждан, авторство которых регулировалось до 2006 года.

Здесь можно скачать главу 70 ГК РФ. Она регулирует все аспекты, связанные с авторскими произведениями на актуальный момент. Документ представлен в последней редакции и будет востребован для всех граждан, сталкивающихся с вопросами правового обеспечения авторских произведений.

Изменения в Законе об авторском праве

Последние изменения в главу 70 ГК РФ вносились 3 июля 2016 года. По ним был скорректирован пункт 1 статьи 1294. Внесенные поправки в формулировках первого и второго абзаца добавили слова «, если договором не предусмотрено иное».

Немногочисленность изменений указывает на правопреемственность положений и проработанность нового документа на основании первого акта. При этом часть статей главы 70 ГК РФ в отдельном порядке регулирует отношения, касающиеся авторских произведений в сфере программ и ЭВМ. Необходимость отдельного регулирования данных вопросов стала еще одной причиной переоформления закона об авторстве.

Наказание за нарушение авторских прав

Нарушения и защита авторских и смежных прав регулировались статьей 48 закона 5351-1. Документ выделяет принципы незаконного использования соответствующих произведений и объектов, а также изготовление контрафактной продукции на их основе. Наказание за данные правонарушения подразумевают гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательными нормами РФ.

Ответственность за нарушение авторских прав по ГК РФ регулируется статьей 1301. Она определяет двукратный размер стоимости контрафактных экземпляров. Допускается изъятие двукратного размера цены авторства, которая определяется согласно установленному порядку.

Подпункт 1 ст 1301 Постановлением Конституционного Суда РФ признан не действующим – он устанавливал штраф от 10 тыс. до 5 млн рублей. В данное положение ожидается внесение поправок.

210fz.ru

Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»

Принят Государственной Думой 25 июня 2004 года

Одобрен Советом Федерации 7 июля 2004 года

Внести в Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1242; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2866) следующие изменения:

1) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах

Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», федеральных законов.»;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Авторское право:

1) распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.»;

б) пункт 2 после слова «считается» дополнить словом «впервые»;

в) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения.»;

3) в пункте 2 статьи 16:

а) дополнить новым абзацем одиннадцатым следующего содержания:

«сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).»;

б) абзац одиннадцатый считать пунктом 21 и в нем слово «Исключительные» заменить словами «21. Исключительные»;

а) в абзаце первом слово «Допускается» заменить словами «1. Допускается»;

б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.»;

а) в абзаце первом пункта 1 слова «50 лет» заменить словами «70 лет»;

б) в абзаце первом пункта 3, пункте 4, абзаце первом пункта 5 слова «50 лет» заменить словами «70 лет»;

6) абзац второй пункта 1 статьи 28 признать утратившим силу;

7) пункт 4 статьи 35 изложить в следующей редакции:

«4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны в соответствии с настоящим Законом объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров Российской Федерации осуществляется в отношении соответствующих исполнения, фонограммы, передачи в эфир, передачи по кабелю, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия смежных прав.»;

8) пункт 2 статьи 37 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

«6) сообщать запись исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).»;

9) пункт 2 статьи 38 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

«5) сообщать фонограмму для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).»;

10) статью 39 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на доведение до всеобщего сведения фонограммы.»;

11) пункт 1 статьи 48 изложить в следующей редакции:

«1. Незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

12) дополнить статьями 481 и 482 следующего содержания:

«Статья 48(1). Технические средства защиты авторского права и смежных прав

1. Техническими средствами защиты авторского права и смежных прав признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав.

2. В отношении произведений или объектов смежных прав не допускаются:

1) осуществление без разрешения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, действий, направленных на снятие ограничений использования произведений или объектов смежных прав, установленных путем применения технических средств защиты авторского права и смежных прав;

2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любого устройства или его компонентов, их использование в целях получения дохода либо оказание услуг в случаях, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторского права и смежных прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

Статья 48 (2). Информация об авторском праве и о смежных правах

1. Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

2. В отношении произведений или объектов смежных прав не допускаются:

1) удаление или изменение без разрешения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, информации об авторском праве и о смежных правах;

2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения, доведение до всеобщего сведения произведений или объектов смежных прав, в отношении которых без разрешения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, была удалена информация об авторском праве и о смежных правах.»;

13) статью 49 изложить в следующей редакции:

«Статья 49. Гражданско-правовые способы защиты авторского права и смежных прав

1. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

3. Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

4. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

5. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.»;

14) дополнить статьей 491 следующего содержания:

«Статья 49 (1). Конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм

1. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта «а» пункта 3, пунктов 8, 9 и 10 статьи 1 настоящего Федерального закона, и применяется к отношениям в области авторского права и смежных прав, возникшим после вступления его в силу.

По отношениям в области авторского права и смежных прав, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

2. Подпункт «а» пункта 3, пункты 8, 9 и 10 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2006 года.

3. Сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются во всех случаях, если пятидесятилетний срок действия авторского права не истек на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

1. Авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, со дня создания произведения.

2. Признать утратившим силу пункт 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5352-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1243).

rg.ru

Портал «Информация для всех»

Новая редакция Закона «Об авторском праве и смежных правах»: использование произведений в Интернете

Калятин Виталий Олегович
юрист компании Фрешфилдс Брукхаус Дерингер

20 июля 2004 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 72-ФЗ, вносящий изменения в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее — ЗоАП). Среди многих изменений было введено и специальное авторское правомочие (а также аналогичные правомочия исполнителя и производителя фонограммы) по своей сути предназначенное, в том числе, и для установления контроля правообладателя за использованием произведения в Интернете. Согласно новым поправкам автор имеет право осуществлять или разрешать следующее действие: сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

К сожалению, данная формулировка далека от идеала. Неудачно само наименование нового правомочия. Доведение до всеобщего сведения не является способом использования произведения. О доведении произведения до всеобщего сведения можно говорить применительно к передаче произведения в эфир и по кабелю, да даже при желании и в отношении распространения произведения. Доведение до всеобщего сведения — это результат, который может быть достигнут различными способами (например, путем передачи произведения по радио или средствами телевидения как в приведенном примере), авторские же правомочия должны быть сформулированы через способ (поскольку имеют в виду установление контроля за особыми способами использования произведения и именно так и сделано при формулировке существовавших в Законе ранее авторских правомочий), а не результат.

Нелишне заметить, что ЗоАП, давая определение опубликованию произведения, также говорит о действии, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Значит ли это, что опубликование теперь может быть осуществлено только способом, охватываемым новым правомочием? Таким образом, уже в самом наименовании нового авторского правомочия нарушены определенные принципы, на которых построен действующий ЗоАП.

В целом данное определение является несколько ухудшенной калькой с определения, закрепленного в Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г. Идея была заложена вполне правильная (хотя точность изложения, особенно в русском переводе, оставляет желать лучшего), но нельзя так слепо переносить норму международного договора в российское законодательство. Это определение использует другую терминологию, чем ЗоАП, и построено по иной модели, чем российский закон. Рассмотрим это не очень удачное определение по частям. «сообщать произведение». Термин «сообщать» предполагает наличие активных действий пользователя с произведением, в действительности же лицо может, например, не предпринимая никаких активных действий с произведением, легально записанном на его компьютере, лишь открыть доступ к нему.

Обратим внимание также, что в отличие от определений прав на передачу в эфир и на сообщение для всеобщего сведения по кабелю определение нового правомочия не содержит указания на одновременное распространение правомочия на показ, исполнение и передачу в эфир. Дело в том, что действующий ЗоАП различает непосредственное и «вторичное» использование произведения, возникающее при новом открытии доступа к уже состоявшемуся использованию произведению (в виде его показа, исполнения, воспроизведенной фонограммы). Если уж закон основан на таком подходе, нужно быть последовательным и соблюдать его во вносимых поправках. Но это требование не соблюдено. В результате, при системном толковании ЗоАП права авторов (и их правопреемников) будут ограничены.

«таким образом, при котором любое лицо». Проблема определения пределов аудитории, на которую направлено использование произведения, далеко не нова и многократно обсуждалась в литературе и судебной практике как в нашей стране, так и за рубежом. Если используется конструкция, избранная авторами закона («таким образом, при котором»), то чем выше будет установлена планка, тем уже будет право, так как все ниже такой планки в рамках соответствующего способа будет попадать в зону свободного использования произведения. В данном же случае такая планка установлена максимально высоко — это вообще все человечество. При формальном толковании формулировки следует прийти к выводу, что достаточно установить хотя бы одного человека в мире, которому произведение является недоступным — и такой способ использования произведения не будет требовать согласия автора. Конечно, суды скорее всего попытаются как-то ограничить такой критерий, с тем, чтобы не лишать авторов защиты, но зачем изначально закладывать в закон явно неприемлемый критерий, который придется ограничивать в каждом конкретном случае?

Кроме того, произведение может использоваться в компьютерных сетях, изначально ограниченных по доступу к ним, либо доступ к произведению может быть ограничен дополнительно. Соответственно, данное правомочие, в том виде, как оно сформулировано, не может быть применено к любой сети, доступ к которой закрыт хотя бы для кого-то в мире. Таким образом, например, во всех корпоративных сетях, а также при минимальном ограничении к доступу к объекту в Интернете использование объектов авторского права может оказаться свободным.

Причина такого положения — в неудачно выбранном критерии (критерии «любого человека»). В действительности же, речь должна была идти об аудитории, которой определенный способ делает произведение доступным. При этом вполне можно было использовать опыт, наработанный в мире, например, в отношении трактовки критерия «публичной доступности». Заметим, что в Договоре ВОИС по авторскому праву использовалось выражение «представители публики», что несомненно точнее.

«может иметь доступ к нему». Данная формулировка очень неопределенна. Насколько конкретна должна быть такая возможность доступа? Достаточно ли общей возможности — скажем, не во всех городах или даже странах есть реальная возможность получить доступ к Интернету, но ведь теоретически, можно поехать в другой город или другую страну? Можно ли считать, что лицо «может иметь доступ» если соответствующий участок данной сети оказывается в течение какого-то времени неработоспособным? То же самое может касаться и любых иных способов «сообщения произведения для всеобщего сведения»: как бы не была мало распространена соответствующая технология, потенциально любое лицо может купить соответствующее оборудование. Представляется, что акцент в формулировке закона сделан неверно: если речь идет о способе, то и в определении речь должна идти о возможностях способа, а не о возможностях отдельного лица. Отклонение в логике построения формулировки не может не привести к негативным последствиям.

«в интерактивном режиме». Интерактивность предполагает взаимодействие между определенными субъектами. Как это может быть применено к доступу к произведению, описываемому в рассматриваемой формулировке? Представим себе ситуацию, когда на соответствующей странице в Интернете расположен только один документ и посетитель этой страницы лишен возможности сделать что-то с этим документом, будет ли считаться, что доступ к документу предоставлен «в интерактивном режиме»?

К сожалению, понять, что имели в виду под «интерактивным режимом» авторы закона очень трудно. Учитывая, что действующее российское законодательство не содержит такого понятия, нельзя было вводить в закон новый термин, от которого зависит возможность применения нового авторского правомочия, не давая ему определения.

«из любого места и в любое время по своему выбору». Здесь возникают те же проблемы, что были описаны применительно к «любому лицу». Такое широкое определение места и времени без уточнения используемых понятий не в пользу автора. Остается неясным и при каких условиях будет признаваться наличие возможности доступа к произведению «из любого места». Очевидно, что трудно найти технический способ использования произведения, при котором доступ к произведению может быть получен без каких-то очень значительных расходов действительно из любого места земного шара.

Таким образом в итоге мы получаем некорректно названное, неточное и неполное, использующее терминологию иную, чем остальной закон, и неработоспособное определение. Кроме этого, неприспособленная к ЗоАП норма вносит в него определенный дисбаланс. О конфликте определения права на доведение до всеобщего сведения с определением опубликования произведения было сказано выше. Возникает и другая проблема.

Как известно, отсутствие в ЗоАП специального авторского правомочия, прямо охватывающего использование произведений в Интернете, вынуждало суды расширительно толковать существующие правомочия, с тем, что бы пусть с некоторым ущербом «юридической чистоте» выводов, дать защиту интересам авторов. Принцип юридической экономии заставляет признать, что при наличии в законе правомочия, специально сконструированного чтобы охватить использование произведение в Интернете, расширительное толкование иных авторских правомочий с целью дать авторам защиту, которую они должны получить от введения указанного специального правомочия, будет неоправданным.

Если бы норма, вводящая новое правомочие, была сконструирована достаточно корректно, то особых проблем с этим бы не возникло. Но в ситуации, когда формулировка нормы с одной стороны исключает из под действия нового правомочия большие области использования произведения (например, использование произведений в сетях, доступ в которые ограничен для отдельных лиц), а с другой стороны, ее неточности делают работоспособность нового правомочия и в оставшейся весьма сомнительным, правообладатели оказываются в худшем положении, чем они были до принятия поправок.

1) лица добросовестно использующие объекты авторских прав в Интернете оказываются под угрозой быть обвиненным в нарушении авторских прав если договор четко не предусматривает новое правомочие и действия, которые он может совершать (например, включает ли соответствующее использование «интерактивный режим» и т.д.);

2) правообладатель лишается возможности защититься против открытия доступа через Интернет к уже состоявшемуся использованию произведения;

3) правообладатель оказывается беззащитным против использования произведения в компьютерных сетях с частично ограниченным доступом или в иных ситуациях, когда доступ к произведению хотя бы частично ограничен;

4) осложняется применение ЗоАП и в других случаях, не имеющих отношения к использованию Интернета, поскольку введенное правомочие нарушает систему терминов и логическую структуру этого закона.

Опять мы получаем ситуацию как с печально известными поправками в Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» — поправки осложняют жизнь добросовестным лицам и облегчают недобросовестным.

Что же должен делать правообладатель (или, соответственно, пользователь) в такой ситуации? Увы, эффективного средства полного устранения возможных рисков по-видимому нет. В любом случае следует включить в договор указание на новое правомочие (с учетом, конечно, даты вступления в силу соответствующей нормы). Частично минимизировать риски правообладателя может позволить внимательное и подробное описание в договоре с пользователем не только того, что пользователь может делать с произведением, но и того, какие действия ему совершать прямо запрещается (с тем, чтобы хотя бы на уровне договора заполнить пробелы закона). В случаях же, когда договорные отношения не существуют, правообладателю (да и пользователю) остается лишь надеяться, на то, что суд при разрешении спора будет «творчески» читать закон.

Замечания, изложенные выше, могут в полной мере быть применены и к этим нормам, предоставляющим аналогичные правомочия исполнителям, и производителям фонограмм. В то же время стоит обратить внимание на правомочия производителя фонограмм, которые перечислены в статье 38 ЗоАП.

Перечень этих правомочий значительно уже, чем соответствующие перечни прав авторов и исполнителей. Анализ списка показывает, что концепция, положенная в основу ЗоАП, предполагает ограничение контроля производителя фонограмм исключительно действиями с экземплярами фонограммами. Ни передача в эфир, ни передача по кабелю не входит в сферу контроля производителя фонограммы и не требует получения его согласия. Предоставление же нового права производителю фонограммы явно конфликтует с указанной концепцией, что, к сожалению, не было учтено при разработке поправок.

Любопытно введение в закон положения о нераспространении нормы об определенных видах свободного использования фонограммы на доведение до всеобщего сведения фонограммы. Если учитывать, что введение нового правомочия означает неприменение иных правомочий к тем же действиям (о чем уж говорилось ранее), то указывать, что, разрешение без согласия исполнителя и производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, публично исполнять фонограмму, передавать ее в эфир или по кабелю не применяется в отношении действий, охватываемых новым правомочием, довольно бессмысленно. Повторять, что сказанное о исключительно о действиях, прямо охватываемых одним правомочием не применяется к действиям, охватываемых другим правомочием — только засорять закон.

Конечно, в проекте были заложены здравые идеи, но на момент принятия он оставался еще очень сырым. В результате, интересы правообладателей были в значительной мере ущемлены, а их защита осложнена. До вступления в силу норм, вводящих новые правомочия осталось еще время. Хотелось бы надеяться, что наиболее грубые ошибки и противоречия будут устранены.

www.ifap.ru

Это интересно:

  • Закон о гражданстве 1991 год Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 17 июня 1993 г., […]
  • Правила охраны тепловых сетей Правила охраны тепловых сетей В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного […]
  • Литература для нотариусов Список источников и литературы Источники: 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. 2. Основы законодательства РФ “ О нотариате “ от 11.02.1993 утв. 11.02.93 //(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного […]
  • Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1991 Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I"О предприятиях и предпринимательской […]
  • Приказ о составе аптечки антиспид Новые требования к аптечке «АнтиСПИД» 23 марта 2018 года вступит в силу приказ Минздрава от 9 января 2018 года N 1н, зарегистрированный в Минюсте 12 марта 2018 года, который утвердил требования к комплектации лекарственными […]
  • Размер ежемесячной страховой выплаты при несчастном случае на производстве Страховые выплаты, связанные с трудовыми увечьями Страховые выплаты, связанные с трудовыми увечьями Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты, с 1 января 2017 года составляет 94 018 рублей. Максимальный […]