Оглавление:

Прокуратура Оренбургской области

Полномочие прокурора по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебном порядке

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье человека, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Это конституционное положение развивается и закрепляется в ряде законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данным Законом, в частности, установлено, что ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации, осуществляя надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, наделена определенными полномочиями по устранению нарушений закона, восстановлению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Одним из полномочий прокурора является закрепленное в части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов обратившегося к нему гражданина по вопросам социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Аналогичное право прокурора закреплено в статье 10 указанного выше Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Примером реализации указанного полномочия является случай из практики прокуратуры Акбулакского района.

При проверке обращения жительницы района прокуратура установила, что заявительница относится к категории лиц, на которых распространяются дополнительные гарантии по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В период обучения в профессиональном училище п. Акбулак девушка в соответствии с договором «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время», заключенным между ГКУ «ЦЗН Акбулакского района» и ГАОУ НПО «ПУ № 51 п. Акбулак», осуществляла работу в училище в качестве подсобного рабочего со 2 по 30 апреля 2013 года на основании срочного трудового договора.

Центром занятости населения района в феврале 2015 года она признана безработной и ей назначено пособие по безработице в минимальном размере, увеличенном на размер районного коэффициента. Это решение центр занятости мотивировал тем, что девушка не является лицом, ищущим работу впервые, поскольку работала по трудовому договору в период со 2 по 30 апреля 2013 года.

Между тем на основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального обучения и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости, считаются занятыми.

Прокурор Акбулакского района, полагая, что представленная в 2013 году центром занятости услуга по временному трудоустройству в период учебы (когда заявительница была лицом занятым, имела статус обучающегося) не повлекла утраты права на получение дополнительных мер социальной поддержки, не согласился с размером назначенного пособия по безработице и обратился в суд с иском к ГКУ «ЦЗН Акбулакского района» о выплате пособия в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Оренбургской области с 9 февраля 2015 года, в течение 6 месяцев.

Акбулакским районным судом требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 15.09.2015 решение районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГКУ «ЦЗН Акбулакского района» без удовлетворения. Решение суда вступило в законную силу.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

www.orenprok.ru

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

21 декабря 1996 года N 159-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

4 декабря 1996 года

10 декабря 1996 года

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

9 и 10 июня в Москве прошел ежегодный Фестиваль приемных семей.

В Москве пройдет традиционный городской фестиваль приемных семей. Он состоится 9-10 июня под эгидой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Сейчас в Москве в приемных семьях находятся 19 020 детей-сирот. Это 92,1 процента от общего количества детей-сирот в столице.

«Счастья заслуживает каждый ребёнок!» — девиз команды многопрофильного социального центра «Содействие», которая помогает детям-сиротам обрести долгожданную семью.

Сегодня в многопрофильном центре «Содействие» прошёл семинар для специалистов, работающих с замещающими семьями и кандидатами в приёмные родители.

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

www.usynovite.ru

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

См. информацию Минюста России «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент Российской Федерации

21 декабря 1996 года

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете». Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части уточнения механизмов и условий предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 2 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 15, ст. 1375; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) в преамбуле слова «их числа в возрасте до 23 лет» заменить словами «числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

а) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;»;

б) дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:

«полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях;»;

в) абзац девятый считать абзацем десятым;

г) абзац десятый считать абзацем одиннадцатым и в нем слова «во время получения ими очного профессионального образования» заменить словами «при получении ими профессионального образования по очной форме обучения»;

а) пункт 1 после слов «оставшиеся без попечения родителей,» дополнить словами «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,», после слов «оставшихся без попечения родителей,» дополнить словами «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,»;

б) в пункте 2 слово «Лица» заменить словами «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица», слова «первого и» исключить, после слова «обучение» дополнить словами «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,»;

слово «Лица» заменить словами «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица», слова «во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования» заменить словами «в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«В период обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.»;

г) пункт 4 признать утратившим силу;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«5. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.»;

абзац второй после слов «производственной практики,» дополнить словами «детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,»;

е) пункт 7 после слов «образовательных учреждений» дополнить словами «- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«8. Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств федеральных государственных образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.»;

абзац второй после слов «муниципальных образований,» дополнить словами «- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица»;

з) пункт 9 после слова «обучающимся» дополнить словами «- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам»;

абзац первый после слов «без попечения родителей,» дополнить словами «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,»;

абзац второй после слов «без попечения родителей,» дополнить словами «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,»;

а) в пункте 3 слово «(контрактов)» исключить, слово «гражданами» заменить словами «детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами»;

б) в пункте 6 слова «Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам» заменить словами «Работникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам»;

5) пункт 2 статьи 11 после слова «родителей,» дополнить словами «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,».

Признать утратившими силу:

1) абзац второй пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348);

2) абзацы пятый и шестой пункта 7 статьи 81 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением абзацев третьего и четвертого подпункта «в» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзацы третий и четвертый подпункта «в» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 года.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

rg.ru

Закон о защите прав детей-сирот

Заместителю председателя Законодательного

Собрания Иркутской области Г.В. Истомину

О проекте закона Иркутской области

Уважаемый Геннадий Васильевич!

Мною рассмотрен направленный Вами проект закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» (далее – проект закона), внесенный Губернатором Иркутской области.

По результатам рассмотрения проекта закона сообщаю.

1. Положениями части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений;

Считаю, что проект закона необходимо дополнить статьей определяющей механизм обеспечения сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также порядок подготовки жилых помещений к заселению указанными лицами. Учитывая актуальность данного вопроса, данный механизм необходимо четко прописать в проекте закона.

2. Часть 3 статьи 2 проекта закона указывает на то, что жилые помещения предоставляются в границах района, где находится место жительства ребенка на день обращения с заявлением о включении в список в порядке, установленном статьей 4 проекта закона (т.е. местом, где ребенок проживает с 14 лет). Часть 13 статьи 4 предусматривает, что лицо при переезде в другой район в пределах Иркутской области включается в список по новому месту жительства. Считаю, что практическое применение данного порядка будет затруднительно, так как не ясно где будет предоставлено жилое помещение: по месту жительства ребенка на день обращения с заявлением о включении в список или по новому месту жительства с учетом положений части 13 статьи 4.

3. Статья 3 проекта закона не содержит информации, на основании чьих заявлений будет осуществляться установление факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях. Начиная с части 2 статьи 3, проекта закона, имеется отсылка на часть 1 статьи 3 проекта закона, касающаяся лиц, которые имеют право обратится в уполномоченный орган. Однако в части 1 статьи 3 этот перечень лиц не указан. В этой части перечислены обстоятельства, на основании которых признается невозможным проживание детей-сирот в занимаемых ранее жилых помещениях. Текст проекта закона не содержит данной информации. По смыслу проекта закона получается, что сам ребенок (начиная с 14 лет) или его представитель обращаются с таким заявлением. В проекте закона не обозначена роль «законного представителя» ребенка.

Подобные ссылки на часть 1 статьи 3 содержатся в абзаце 3 части 3 статьи 4, пункте 5 части 5 и пункте 4 части 12 статьи 4; пункте 1 части 8 статьи 6 проекта закона.

4. Часть 5 статьи 4 проекта закона содержит перечень документов, необходимых для включения в список. Согласно пункта 3 части 5 статьи 4 заявителю (не ясно кому) необходимо предоставить документ, подтверждающий постоянное или преимущественное проживание на территории Иркутской области, подтвержденное соответствующей регистрацией».

Условие о наличии постоянной регистрации аннулирует все гарантии, предусмотренные частью 3 статьи 2 и частью 1 статьи 4 проекта закона исходя из следующего.

Гарантированную законом постоянную регистрацию по достижении 14 лет (с записью в паспорте) имеют те дети – сироты, у кого имеется сохраненное жилье. Однако, по общему правилу, настоящий закон не направлен на защиту лиц, имеющих жилье, и на учет они будут приниматься в исключительных случаях – в случае признания факта невозможности проживания в закрепленном жилье. Закон, прежде всего, направлен на защиту детей-сирот, которые не имеют жилья. Ребенок, находящийся под опекой государства, имеет регистрацию по месту пребывания (исходя из места нахождения государственного учреждения, либо места жительства опекуна). При наличии такой регистрации перечень документов всегда будет неполным, что дает органу, уполномоченному на ведение списка, на законных основаниях отказать во включении в список (пункт 2 части 10 статьи 4 проекта закона).

Предлагаю в части 5 ст. 4 слова «подтвержденное соответствующей регистрацией» заменить на слова, «подтвержденное регистрацией по месту жительства или пребывания, либо судебным решением».

5. Согласно абз.3 ч.3 ст. 4 лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но не подавшие заявление о предоставлении жилья в соответствии с Закона Иркутской области № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» (далее – Закон №50-ОЗ), включаются в список, формируемый в рамках проекта закона, исходя из дня обращения лица или его представителя.

Таким образом, может сложиться ситуация, при которой дети-сироты, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, достигшие 18 лет могут не попасть в формируемый список, так как они должны будут заново собирать документы (за плату) и подавать заявление в новый уполномоченный орган. Учитывая, правовую неграмотность данной категории граждан думаю, что большая часть не будет знать, что необходимо обратиться с заявлением и документами на включение в новый список.

Между тем, это лица, чьи права нарушены самым серьезным образом. Изменения, возлагающие обязательства по обеспечению жилищных прав детей-сирот на субъект РФ в Федеральный закон № 159-ФЗ внесены еще в 2005 году. Однако Иркутская область приняла законы (Закон №50-ОЗ и 52-ОЗ), регулирующие данные правоотношения только в 2010 году. Согласно им, только с 2010 года вопрос о предоставлении жилья рассматривается только после того, как лицо обратится с заявлением. Те, у кого право наступило уже, начиная с 2005 г., постоянно получали отказы в органах местного самоуправления, при этом никаких решений об отказе в предоставлении не принималось и не выдавалось. Практика показывает, что даже при наличии требований Закона № 50-ОЗ органы местного самоуправления не выносят решений соответствующих комиссий, либо вообще устно отказывают заявителям.

В целях защиты жилищных прав лиц, достигших возраста 18 лет, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но не подавших заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, включать в список на основании учетного дела такого лица, сформированного органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области.

4. В абзаце 4 пункта 4 части 5 статьи 4 и абзаце 5 части 3 статьи 6 проекта закона указано, что на стадии предоставления жилого помещения необходимо представить справку органа опеки и попечительства об отсутствии у лица, включенного в список, закрепленного жилого помещения или документ, подтверждающий отсутствие права на пользование жилым помещение по договору социального найма, выданный органом местного самоуправления.

Справка органа опеки и документ органа местного самоуправления – два разных по юридической силе документа, в связи с чем, употребление «ИЛИ» неуместно. Право подтверждает собственник жилья, поэтому предлагаем в абзаце 4 пункта 4 части 5 статьи 4 и абзаце 5 части 3 статьи 6 указать: «справку органов опеки и попечительства об отсутствии у лица, включенного в список, закрепленного жилого помещения» и дополнить абзацем 5 пункт 4 части 5 статьи 4 и абзаце 6 части 3 статьи 6 следующего содержания: «документ, подтверждающий отсутствие права на пользование жилым помещение по договору социального найма, выданный органом местного самоуправления документ».

5. По смыслу статьи 7 проекта закона выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и заключения договора социального найма полностью ложится на детей-сирот, то есть носит заявительный характер, что на мой взгляд не верно.

Предусмотренное Федеральным законом № 159-ФЗ заключение на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения, направлен на защиту детей-сирот, в случаях неудовлетворительной адаптации нанимателя к самостоятельной жизни, в том числе:

— отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, наличие отрицательной социальной среды, совершение правонарушений и антиобщественных действий, длительной болезни;

— наличие инвалидности, препятствующих добросовестному исполнению обязанностей нанимателя, в том числе в связи с нахождением в лечебном или реабилитационном учреждении.

Поэтому ждать пока наниматель, находящийся в трудной жизненной ситуации обратиться с заявлением не представляется возможным. На практике реализация данного порядка будет затруднительной, либо сложится ситуация, при которой наниматель, находящийся в трудной жизненной ситуации не обратиться и уполномоченный орган будет вынужден передать жилое помещение по договору социального найма. Сохранить жилое помещение за нанимателем, задача не только нанимателя, но и органов власти области. Иначе вся работа (начиная с 14 летнего возраста ребенка) по предоставлению жилого помещения будет сведена к нулю, так как у нанимателя появится право распоряжаться этим жильем (приватизировать).

в пункте 1 части 1 предусмотрено три основания (прописанных в Федеральном законе № 159-ФЗ) для признания невозможным проживание ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении. При этом пункт 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ позволяет субъекту Российской Федерации установить иные обстоятельства.

Учитывая сложившуюся практику, представляется целесообразным урегулировать данный вопрос непосредственно в законе. В частности, на практике встречаются случаи, когда за детьми-сиротами закреплено чужое жилое помещение либо помещение, изначально не являющееся жилым помещением, колхозное жилье. Возникает необходимость проверки правомерности закрепления жилого помещения за ребенком.

7. Согласно статье 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае , если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Следовательно, в отношении тех лиц, у которых право на получение жилья возникло до 1 января 2013 года и они уже обратились с заявлением о предоставлении жилого помещения и необходимыми документами, либо имеют решение суда о предоставлении жилого помещения, т.е. со своей стороны уже реализовали свое право на получение жилья, а у органа уже возникла обязанность его предоставить, но до сих пор не была исполнена в силу определенных причин, обязательства должны быть исполнены по нормам, действующим до 1 января 2013 года, т.е. жилье им должно предоставляться по договору социального найма.

В отношении же тех лиц, которые не успели обратиться с заявлением и документами до 1 января 2013 года, хотя право у них уже возникло, возможно предоставление жилья по новым правилам, т.к. права и обязанности возникнут уже после введения в действие нового закона.

На такое распространение действия закона во времени должно быть указано в заключительных и переходных положениях законопроекта.

Предлагаю часть 2 статьи 9 проекта закона, после слов «в случае, если дети – сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями» дополнить словами «путем подачи заявления о предоставлении в орган местного самоуправления или обращения в суд» и далее по тексту.

8. Общее замечание: начиная со статьи 5 и до конца текста употребляется термин «дети – сироты». Данный термин не раскрыт в проекте закона. Учитывая, что проект закона затрагивает и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей думаю, что необходимо термин «дети-сироты» понятийно раскрыть.

irdeti.ru

Это интересно:

  • Справка из фсс о получении пособия ФАС СКО: ИП сам может выдать себе справку о неполучении "детского" пособия Если один из родителей новорожденного ребенка является индивидуальным предпринимателем, то для подтверждения того, что он не получал единовременного пособия […]
  • Сфера применения закона автономии воли сторон Особенности применения правила автономии воли сторон при регулировании отношений собственности с иностранным элементом. Статьи по предмету Международное частное право ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛА АВТОНОМИИ ВОЛИ СТОРОН ПРИ […]
  • Закон об образовании ст 6 п2 Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования 1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся: 1) разработка и проведение единой государственной политики […]
  • Невозвратные налоги это Госдума приняла закон о введении с 2019 года невозвратных билетов на поезда Москва. 3 апреля. INTERFAX.RU - Депутаты Государственной Думы приняли во вторник в третьем, окончательном чтении закон о введении так называемых невозвратных […]
  • История создания приказа ПРИКАЗЫ – органы центрального управления в России 16 – начала 18 вв. Термин родился от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 в. До 1370-х […]
  • Определение формы собственности в рф Виды и формы собственности (В предложенных для профессионалов-оценщиков вариантах переводов МСО, сделанных в 2000—2005 гг., понятие «собственность», не говоря уже о понятиях «движимая собственность», «недвижимая собственность», […]