Оглавление:

Защита авторских прав в 2018 году: отвечаем на самые популярные вопросы

В нашей новой статье мы собрали ответы на самые популярные вопросы, связанные с правовой защитой авторских прав в России. Надеемся, эта информация будет вам полезна!

Что такое авторские права?

Традиционно авторским правом называют совокупность норм, относящихся к правам на произведения науки, литературы и искусства. В соответствии с положениями ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права:

  • Исключительное право на произведение(то есть, автор имеет право использовать произведение любым образом и может разрешать/запрещать другим лицам его использование);
  • Право авторства(право признаваться автором произведения);
  • Право автора на имя(автор вправе использовать произведение под своим именем, под псевдонимом или вовсе без указания имени);
  • Право на неприкосновенность произведения(у автора есть право на внесение право на внесение в произведение изменений, сокращений, дополнений и т.д.);
  • Право на обнародование произведения(автор имеет право дать согласие на публикацию, показ или публичное исполнение произведения).

Что такое объект авторского права?

Сразу стоит отметить, что закон не определяет точный перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Если же исходить из практики, то на сегодняшний день наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Драматические и музыкально-драматические произведения;
  • Литературные и сценарные произведения;
  • Музыкальные произведения(с текстом или без текста);
  • Произведения архитектуры;
  • Произведения изобразительного искусства(живопись, скульптура, дизайн и т.д.);
  • Фотографические произведения.
  • Хореографические произведения.

Обратите внимание! Объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть.

Сколько действуют авторские права?

В соответствии с действующим гражданским законодательством авторское возникает с момента создания произведения и действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора).

Исключение из этого правила возможно, если:

  • Произведение было создано в соавторстве(в этом случае авторское право действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти);
  • Произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом(срок действия авторского права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.);
  • Произведение было обнародовано после смерти автора(в такой ситуации авторское право действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования);
  • Автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован(срок действия авторского права считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.);
  • Автор произведения работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней(в этом случае срок действия авторского права увеличивается на 4 года).

Как зарегистрировать свои авторские права в 2018 году?

Как уже было сказано выше, в России авторское право возникает автоматически (в момент создания вашего произведения) и не требует какого-либо подтверждения или регистрации. Следовательно, если вы нарисовали картину или написали рассказ, вы уже обладаете исключительными авторскими правами на это произведение.

Для того чтобы обозначить свои права на произведение вы можете использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения.

Ст. 1271 ГК РФ указывает, что такой знак должен состоять из следующих элементов:

  • Латинская буква «C» в окружности;
  • Имя или наименования правообладателя;
  • Год первого опубликования произведения.

Обратите внимание! Несмотря на свое название, знак охраны авторского права не предоставляет охрану, а лишь информирует о том, что лицо, поставившее такой знак, считает себя обладателем исключительных прав на произведение.

Что можно считать нарушением авторских прав в 2018 году?

В современном российском законодательстве под нарушением авторских прав понимается использование произведений науки, литературы и искусства без разрешения автора или с нарушением условий договора. К числу основных способов нарушения авторских прав относятся:

  • Присвоение авторства(то есть, обнародование либо использование под своим именем или своим псевдонимом чужого произведения целиком или в части);
  • Незаконное копирование;
  • Незаконное распространение и т.д.

При этом необходимо понимать, что использование произведения в личных целях нарушением авторских прав не считается. То есть, никто не запретит вам использовать фото известного фотографа как заставку на своем компьютере, а популярную песню — в качестве рингтона на телефоне.

Чем грозит нарушение авторских прав в 2018 году?

Ст. 146 ГК РФ предусматривает следующие виды ответственности за нарушение авторских прав:

Присвоение авторства (плагиат) наказывается:

  • Штрафом(в размере до 200 тыс. руб.);
  • Обязательными работами(на срок до 480 часов);
  • Исправительными работами(на срок до 12 месяцев);
  • Арестом(на срок до 6 месяцев).

Незаконное использование объектов авторского права (приобретение, хранение и т.д.) наказывается:

  • Штрафом(в размере до 200 тыс. руб.);
  • Обязательными работами(на срок до 480 часов);
  • Исправительными работами(на срок до 24 месяцев);
  • Лишением свободы(на срок до 24 месяцев).

Обратите внимание! Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является причинение крупного ущерба автору или иному правообладателю.

www.centersoveta.ru

Уходят лучшие

Пользователи сети по всему миру бьют тревогу: над мемами нависла реальная угроза исчезновения из интернета. Причина тому — новые поправки в закон об авторском праве, которые активно одобряют европейские законодатели. «Лента.ру» разобралась, чем грозят нововведения и можно ли спасти любимые картинки от вымирания.

Что за поправки?

Речь идет о 13-й статье директивы ЕС об авторском праве, о которой впервые заговорил глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер в 2016 году. Он описывает новую инициативу как «современные нормы авторского права, подходящие для эпохи цифровых технологий», — первая серьезная реформа в законодательстве об авторском праве в ЕС с 2001 года.

В теории законопроект Юнкера должен защитить права на интеллектуальную собственность пользователей, загружающих свои материалы в сеть. Автор инициативы намерен заставить владельцев крупных интернет-площадок принимать меры для того, чтобы соглашения, заключенные с правообладателями в отношении использования их произведений, работали и были защищены.

Материалы по теме

Чувство мема

Говоря простым языком, администрациям всех социальных сетей, функционирующих на территории Евросоюза, придется очень внимательно следить за материалами, которые публикуются на их площадках, чтобы не платить огромные штрафы за нарушение авторских прав пользователей. Так как речь идет о колоссальных объемах данных, предлагается использовать «эффективные технологии распознавания контента». «Поставщики услуг предоставляют правообладателям адекватную информацию о функционировании и применении мер, а также, в отдельных случаях, адекватную отчетность о признании и использовании произведений и других материалов», — говорится в документе.

В чем подвох?

У законопроекта моментально нашлось огромное количество противников, которые обвинили парламентариев и авторов документа во всех смертных грехах. Критики уверены, что новая директива может погубить интернет в том виде, в каком пользователи привыкли видеть его сегодня. Если точнее — начнется глобальная цензура, обусловленная жесткими методами фильтрации контента.

Чтобы осуществить планы Евросоюза, крупным интернет-площадкам придется постоянно фильтровать весь публикуемый пользователями контент — миллионы постов, фотографий, видеозаписей и музыкальных треков в день. Сделать это вручную просто невозможно, ведь нанять сотни тысяч модераторов не смогут даже самые успешные компании. Поэтому соцсетям и другим площадкам придется использовать автоматические алгоритмы — искусственный интеллект, который самостоятельно будет отслеживать абсолютно все пользовательские публикации. Речь идет о текстах, фотографиях, видеороликах, музыке, фильмах — о любом контенте, на который распространяются авторские права.

Очевидно, что директива прямо противоречит всем нормам свободы слова. Как заявил исполнительный директор некоммерческой организации по защите прав и свобод человека в цифровом мире Open Rights Джим Киллок (Jimm Killock), автоматическая проверка материала на копирайт обязательно будет нарушать права граждан. «Статья 13 создаст режим Robo-copyright, где компьютеры будут выделять все, что идентифицируют как нарушение авторских прав, несмотря на юридический запрет на законы, которые требуют общего мониторинга пользователей для защиты их конфиденциальности», — заявил Киллок в интервью «Би-би-си».

Однако ограничение свободы слова — не единственная проблема, с которой юзеры могут столкнуться после принятия спорного законопроекта. Критики уверены, что меры интернет-площадок для защиты авторского права полностью убьют привычное взаимодействие пользователей в сети.

Дело в том, что даже самый продвинутый искусственный интеллект не сможет определить, где опубликована защищенная копирайтом фотография, а где — обычный мем, сделанный по ее мотивам. Достаточно вспомнить свежий снимок с неверным парнем, который засматривается на проходящую мимо девушку, на мгновение забыв о собственной подруге. Это изображение было сделано испанским фотографом, который в 2015 году загрузил свою работу в фотобанк. Через какое-то время на картинку обратили внимание пользователи сети и создали из нее популярный мем, «неверный парень» активно распространялся по соцсетям в течение нескольких месяцев. Однако после вступления в силу нового законопроекта такой исход вряд ли стал бы возможен: скорее всего, алгоритмы фильтрации просто удалили бы первую же вариацию мема из соцсетей через секунду после того, как она была загружена.

То же самое касается юмористических роликов, коубов и даже пародийных музыкальных произведений, которые, вне зависимости от оригинала, являются отдельными творческими работами. Алгоритм сравнит изображения и звуки, найдет некое сходство и заблокирует все спорные материалы, чтобы соцсеть или другая площадка не получила серьезный штраф. Похожая система уже действует на YouTube, причем работает она довольно плохо. Авторы видеохостинга ежедневно жалуются, что с их каналов снимают монетизацию или вовсе блокируют ролики, если в них хотя бы мельком присутствуют фрагменты защищенных авторским правом материалов.

Критики документа также отметили, что в нем вообще не определен правовой статус мемов и других вариаций, связанных с оригинальными материалами под копирайтом. Из-за юридической неопределенности правозащитники называют инициативу «нецелевым вмешательством», которое представляет собой «опасный прецедент в европейском праве».

Как европейцы борются за жизнь мемов?

Европейцы сильно обеспокоены предстоящим совещанием парламентариев, которое должно решить судьбу скандального законопроекта. Чтобы повлиять на его исход, различные некоммерческие организации и группы направляют открытые письма с предложениями по спорным пунктам документа.

Например, некоммерческая организация Electronic Frontier Foundation (Фонд электронных рубежей) собрала более 70 подписей правозащитников и направила открытое письмо европейским законодателям. «Статья 13 директивы об авторском праве на едином цифровом рынке включает обязательства интернет-компаний, которые было бы невозможно соблюдать без введения чрезмерных ограничений основных прав граждан… Из-за статьи 13 возникает такая юридическая неопределенность, что у онлайн-сервисов не будет другого выбора, кроме как отслеживать, фильтровать и блокировать сообщения граждан ЕС, если они хотят остаться в бизнесе», — говорится в открытом письме.

За отказ от новой директивы выступила также группа независимых европейских экономистов, юристов и ученых из ведущих исследовательских центров Европы. В послании парламентариям они отметили, что законопроект активно лоббируется крупными корпорациями, которые хотят ввести цензуру в интернете. «Закон не выполняет заявленных целей… Директива по сути отвечает на повестку дня мощных корпоративных интересов», — заявили ученые.

Материалы по теме

Отдали концы

Серьезные опасения высказала и большая группа европейских академических, образовательных, исследовательских и других сообществ, включающих Ассоциацию университетов Европы и Международную федерацию библиотечных ассоциаций и учреждений. «Мы обеспокоены тем, что эти положения создадут обременительные и пагубные ограничения на доступ к научным исследованиям и данным, а также на основные права на свободу информации», — заявили исследователи, назвав готовящиеся поправки серьезной угрозой информированному и грамотному сообществу.

Не остались в стороне и Human Rights Watch — «Репортеры без границ», а также другие некоммерческие организации, занимающиеся вопросами прав человека. «Этот закон приведет к чрезмерной фильтрации и удалению контента, к ограничению свободы распространения информации с одной стороны и свободе получения информации — с другой», — написали правозащитники в открытом письме.

Как реагируют в ЕС?

Несмотря на настоящую панику среди пользователей и правозащитников, председатели Евросоюза не торопятся отказываться от обсуждения новых поправок. Представитель политического объединения в интервью изданию SkyNews заявил, что директива поможет авторам оригинального контента получать неплохой доход. «Идея наших предложений по авторскому праву заключается в том, что люди должны иметь возможность зарабатывать на жизнь своими творческими идеями», — рассказали в ЕС.

Кроме того, представитель Евросоюза опроверг опасения правозащитников по поводу потенциального нарушения свободы слова. «Предложения по модернизации положений об авторских правах в ЕС не будут наносить ущерб свободе выражения мнений в интернете», — отметил политик. Он также добавил, что новые поправки учитывают технологические разработки, которые уже внедрены некоторыми из основных игроков. Судя по всему, речь идет об алгоритмах для фильтрации контента. Тем не менее от конкретики представитель Евросоюза воздержался.

Когда станет известна судьба мемов?

Скорее всего, окончательный вердикт парламентарии ЕС вынесут только в конце года. 20 июня члены комитета по правовым вопросам ЕП уже проголосовали за принятие закона. Свое решение должны высказать парламентарии на пленарном заседании, точная дата которого пока неизвестна: либо начало июля, либо середина сентября 2018 года. После этого будут назначены закрытые трехсторонние переговоры между парламентом, комиссией и советом ЕС, а потом состоится заключительное голосование для утверждения результатов переговоров. Пользователям же остается только молиться, чтобы политики оставили мемы в покое.

m.lenta.ru

Закон об авторском праве 2018 года

Закон регулирует «отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права)». Целью принятия закона считается приведение законодательства в соответствие с зарубежными образцами и облегчение включения РФ в мировую экономику.

Закон подвергается критике за формулировки, подразумевающие защиту в первую очередь интересов не авторов или потребителей, а владельцев имущественных прав на авторские произведения.

Вот некоторые из традиционных претензий, высказываемых противниками закона:

• срок действия авторских прав на произведение в общем случае составляет 50 лет после смерти автора (поправкой он был увеличен до 70 лет) — это очень продолжительный отрезок времени;

• в законе недостаточно выражено разделение коммерческого и некоммерческого использования объекта авторского права — если, например, исполнение музыкального произведения сугубо в личных целях возможно без выплаты авторских отчислений, то некоммерческое публичное исполнение того же произведения (например, в кругу друзей) в глазах ЗоАП ничем не отличается от концерта с платой за вход.

Таким образом, в российском законодательстве отсутствует аналог понятия fair use — любое публичное использование интеллектуальной собственности требует выплат правообладателю за исключением специальных случаев, оговоренных в ст.ст. 18—25 ЗоАП.

Закон РФ об авторском праве и смежных правах — основной нормативный документ Российской Федерации в области авторского права. Полное название закона — «Закон РФ N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»», также употребляются сокращенные наименования «Закон об авторском праве», ЗоАП. Закон имеет большое значение: он применяется для решения большинства споров и судебных разбирательств, касающихся вопросов интеллектуальной собственности.

Федеральный закон под номером 5351-1 регулировал отношения, касающиеся авторского права. К таковому относится создание и использование предметов и достижений науки, литературы и иных видов искусства. Документ утратил силу и его положения регламентируются главой 70 Гражданского кодекса РФ. В статье будут рассмотрены основные аспекты обоих актов, а также их правопреемственность.

Закон 5351-1 «Об авторском праве и смежном правах» включает в себя следующие главы:

• общие положения, включавшие в себя основные понятия документа, принципы законодательства РФ и международных договоров;

• статьи об авторском праве подразумевали сферу действия, объекты, подпадающие под действие закона, регулирование соавторства, сроки действия авторства, а также порядок его использования иными лицами;

• смежные права регламентировались законом в аналогичном порядке;

• отдельно обозначалось коллективное управление имуществом, подпадающим под действия закона;

• защита авторских прав регулировалась положениями о нарушениях и способах гражданско-правовой защиты, а также иными действиями, направленными на обеспечение предписанных гарантий.

Глава 70 ГК РФ, действующая в данной сфере законодательства, предписывает схожие аспекты:

• определения основных понятий и принципов;

• право авторства, неприкосновенность произведения и их охрана после смерти автора;

• распространение и использование произведений;

• срок действия исключительного авторства, его передача по наследству и порядок перехода произведения в общественное достояние;

• лицензионный договор на использование авторского произведения;

• отдельные особенности правового регулирования авторства;

• размещение информации об авторстве;
• ответственность за нарушение авторской принадлежности.

Анализ обоих документов показывает, что имеется прямая правопреемственность между утратившим силу законом 5351-1 и главой 70 ГК РФ. Необходимость упразднения первого акта и перевод его положений в Гражданский кодекс обусловлена оптимизацией законодательства. Правовая защита авторства была переведена в гражданскую область права в соответствии со своей сферой деятельности.

Изменения в главу 70 ГК РФ последний раз вносились в позапрошлом году. В том же году было принято Постановление Конституционного Суда РФ о признании подпункта 1 статьи 1301 не соответствующей положениям основного закона страны. До внесения соответствующих поправок указанный подпункт недействителен и в решении его вопросов следует руководствоваться предписаниями Конституционного Суда.

По Федеральному закону 5351-1 возникновение авторского права регулировалось статьей 9. Она предписывает следующие варианты возникновения авторского произведения:

• авторство в науке, литературе и искусстве появляется по факту создания произведения, дополнительной регистрации оно не требует;

• если нет опровергающих доказательств, автором произведения считается указанное в оригинале лицо;

• при использовании псевдонима правозащитником авторства становится издатель.

Схожие формулировки имеются и в статье 1257 ГК РФ. Она указывает, что автором считается тот гражданин, который его создает. При отсутствии иных доказательств им становится тот, чье имя указано на оригинальном экземпляре.

Последним изменением был скорректирован пункт 1 статьи 1294. Внесенные поправки в формулировках первого и второго абзаца добавили слова «, если договором не предусмотрено иное».

Немногочисленность изменений указывает на правопреемственность положений и проработанность нового документа на основании первого акта. При этом часть статей главы 70 ГК РФ в отдельном порядке регулирует отношения, касающиеся авторских произведений в сфере программ и ЭВМ. Необходимость отдельного регулирования данных вопросов стала еще одной причиной переоформления закона об авторстве.

Нарушения и защита авторских и смежных прав регулировались статьей 48 закона 5351-1. Документ выделяет принципы незаконного использования соответствующих произведений и объектов, а также изготовление контрафактной продукции на их основе. Наказание за данные правонарушения подразумевают гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательными нормами РФ.

Ответственность за нарушение авторских прав по ГК РФ регулируется статьей 1301. Она определяет двукратный размер стоимости контрафактных экземпляров. Допускается изъятие двукратного размера цены авторства, которая определяется согласно установленному порядку.

Подпункт 1 ст. 1301 Постановлением Конституционного Суда РФ признан не действующим – он устанавливал штраф от 10 тыс. до 5 млн. рублей. В данное положение ожидается внесение поправок.

Аванс 2018
Авансовый отчет 2018
Курс доллара на 2018 год

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Законы регулирющие авторское право

ДОКУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Регистрация авторских прав

Авторские права возникают автоматически после создания произведения и не требуют обязательной государственной регистрации. Однако любой автор может столкнуться с неправомерным использованием собственного произведения.

  • Литературные, драматические произведения и сценарии
  • Аудиовизуальные произведения: музыка, видеофильм, диафильм, слайд-шоу, телепрограмма
  • Изобразительные произведения: живопись, графика, скульптура, комиксы, фотографии
  • Географические и геологические произведения: карты, планы, эскизы
  • Дизайн: веб-дизайн и контент интернет-сайтов, макеты товарных знаков, логотипов, эмблем
  • Программное обеспечение, исходный код
  • И другие результаты творческой деятельности

Александра Пелих, руководитель отдела / старший юрист / патентный поверенный, доступно обо всём расскажет

Вы будете общаться со специалистами — патентными поверенными, а не с менеджерами по продажам.

Наша цель — быстро и эффективно решать поставленные вами задачи.

Статьи на тему авторского права и договоров

Наши специалисты пишут отличные статьи на тему распоряжения и защиты авторского права.

Полезная информация

Защита авторских прав

Подготовка и регистрация договоров

Защита авторского права

Тонкости и нюансы защиты логотипа, бренда, торговой марки

11 апреля 2017 г.

16 марта 2017 г.

22 февраля 2017 г.

2 февраля 2017 г.

22 декабря 2015 г.

Работа с договорами

Освещение вопросов защиты интеллектуальной собственности по всему миру

11 апреля 2017 г.

25 ноября 2015 г.

13 октября 2015 г.

6 сентября 2012 г.

Новости и наши последние дела

Мы постоянно обмениваемся опытом с нашими зарубежными коллегами, ведём одновременно десятки дел, а за пять лет у нас более 500 дел с положительным исходом.

zuykov.com

Закон о защите авторских прав в интернете 2018

Комитет по правовым вопросам Европарламента в конце июня одобрил проект директивы об авторском праве, самыми спорными и обсуждаемыми в которой оказались две статьи — о «налоге на ссылки» и контент-фильтрах.

Ст. 11 директивы, которую назвали «налог на ссылки» (link tax), обязывает интернет-платформы заключить лицензионные соглашения с издателями и платить им отчисления за ссылки на их контент. Основная идея — заставить платформы делиться выручкой с производителями контента, прежде всего СМИ.

Ст. 13 обязывает все онлайн-платформы установить фильтры, которые будут следить, чтобы пользователи не нарушали ничьих авторских прав при публикации контента. Похожий механизм существует сейчас в YouTube: если в ролике есть несколько аккордов чужой песни, его блокируют. Ст. 13 распространяет такие правила, по сути, на весь интернет (для пользователей из Европы).

На сессии Европарламента директива будет обсуждаться, предположительно, зимой. Если депутаты ее примут, то уже в 2019 году привычный нам интернет может сильно измениться.

Боты против мемов

Начнем с главного — с мемов. В случае принятия поправок роботы должны будут автоматически удалять любой пост, в котором неправомерно используется контент, защищенный копирайтом. Например, фото, рисунок или кадр из фильма.

Учитывая масштаб и разнообразие публикуемого контента, можно сразу признать, что тонкая настройка фильтров, при которой они смогут отличать, скажем, цитату от пиратства, невозможна. Понадобится постоянно обновлять базы защищенных объектов интеллектуальной собственности, а это огромные объемы информации, часто противоречивой. Как с этим справятся маленькие интернет-платформы — непонятно. Объем усилий по исполнению закона превысит объемы их собственной деятельности.

Даже YouTube с его очень умными алгоритмами нередко ошибается. Например, YouTube удалил ролик, в котором парень рвет себе луговую травку на салат. В ролике слышно, как на лугу чирикают птички. У алгоритма в базе авторских произведений оказалась песня, в которой птички чирикают примерно так же, и он распознал нарушение авторских прав. Видимо, птичьих. В другом случае патрульный бот YouTube прервал онлайн-трансляцию с конференции, потому что участники вздумали поздравить коллегу с днем рождения и запели Happy Birthday, которая, по мнению робота, является собственностью Warner Music.

В этих случаях все посмеялись и разобрались (хотя трансляцию конференции уже не вернешь), но, когда патрульный бот будет проверять все посты и блокировать тысячи или миллионы из них за безобидную прежде «гифку» или скриншот, станет не до смеха. А потом он еще введет социальные рейтинги для «злостных нарушителей» авторских прав… А ведь ​мемы ведь как раз и построены на вторичном использовании легко узнаваемых, чаще всего визуальных образов поп-культуры. А если поправки будут приняты, система уже не пропустит веселую картинку «Ну давай, расскажи мне…» с тем улыбчивым актером в цилиндре из «Вилли Вонка и шоколадной фабрики» или знаменитый фейспалм капитана «Интерпрайза» из «Стар Трека».

Под угрозой вымирания окажется также пародия, которая просто технически построена на использовании чужого материала. В США казусы уже были. Один фельетонист с правого фланга написал заметку о том, что «CNN купила машину для отмывки фактов», спародировав fake news, а Facebook перекрыл выдачу заметки, потому что она… fake news. CNN ведь не покупала такой машины, как донесли доблестные фактчекеры. Алармисты подозревают, что созданные для защиты копирайта патрульные боты легко могут быть перепрофилированы на политический надзор за контентом. Петиция против поправок на change.org называется «Остановите машину цензуры — спасите интернет!»

Ст. 11 менее катастрофична, но способна нанести удар как раз по тем, кого она призвана защитить — по издателям СМИ. Интернет-платформы должны будут заключать лицензионные договоры с крупными издателями и выплачивать им лицензионные вознаграждения. Может сложиться ситуация, в которой платформы будут заинтересованы в сокращении выдачи контента лицензиатов, чтобы меньше им платить. В результате издатели лишатся дистрибуции. Мелкие издатели попадают в особую группу риска: платформы не станут возиться с заключением соглашений с ними, а их контент попросту забанят, чтобы не пойти «по статье о мемах».

Почему они это делают

Представление о ценности интернета с момента его возникновения сильно изменилось. На заре, в 1990-х, интернет воспринимался как огромная библиотека, каталог всех знаний. В 2000-х, после распространения соцсетей, — как глобальное пространство общения. В конце 2010-х — как угроза. На Западе и на Востоке, в авторитарных и свободных странах многие видят в интернете угрозу карьере и психологическому здоровью, а также политическому и моральному благополучию общества.

Желание правительств регулировать интернет понятно. После победы Трампа и Brexit оно распространилось даже в либеральных демократиях. Но и рядовые пользователи, раздраженные потоком fake news, тоже не против ограничений. В результате у власти возник консенсус с обществом.

Таков глобальный фон, но есть и местная специфика. Европейская директива об авторских правах явно направлена против Facebook и Google. Готовившая ее Еврокомиссия, похоже, воспринимает весь интернет как вотчину этой дуополии (что, впрочем, недалеко от истины).

Два интернет-гиганта после победы Трампа испытывают проблемы и в США. Но в США это крупный бизнес, к тому же свой, там с ним обращаются аккуратно. В Европе же особый счет и к Америке, и к американскому бизнесу, и к американскому культурному влиянию. Европейцы уже ввели в мае строгое регулирование в сфере использования частных данных, вменив интернет-платформам дополнительные обязанности и расходы. Европейские страны не стесняются применять к интернет-гигантам антимонопольные штрафы или обязывать, например, Google платить местным издателям. Так что в социалистической Европе решимость вводить госрегулирование интернета куда более сильное, чем в неолиберальной Америке.

Дополнительный мотив: обычно это американские регуляторы заставляют весь мир плясать под свою дудку. Теперь же и европейские законодатели могут ощутить сладость власти над американцами.

Чем все закончится

Более 70 пионеров интернета, включая создателя Всемирной паутины Тима Бернерса-Ли, направили в Европарламент письмо, в котором заявляют, что планы евровластей представляют непосредственную угрозу будущему интернета. «Требуя от интернет-платформ ввести автоматическую фильтрацию контента, который загружают пользователи, ст. 13 делает беспрецедентный шаг в сторону превращения интернета из открытой платформы для обмена и инноваций в инструмент автоматической слежки и контроля», — пишут отцы-основатели. Они также указывают, что превентивное алгоритмическое ограничение публикаций нарушает Европейскую хартию фундаментальных прав и вообще-то это цензура.

Рядовых пользователей интернета в большей степени интересует, конечно, свобода мемов. Какова их правовая и экономическая суть? Использование чужого исходника — часто необходимое условие «апроприации» смысла. Авторы и распространители мемов не только умножают собственный социальный капитал, но и создают общественно значимый продукт. Ведь мемы — не просто хохмы. Это форма общественной карнавальной рефлексии по поводу важных тем и событий. Культурная ценность мема явно превышает гипотетический вред пиратства в процессе его изготовления. И наоборот — тупое применение антипиратской морали в этом случае убивает куда более значимый культурный феномен.

Но как донести эти сложные идеи до алгоритмов и тем более до еврозаконодателей? Формально-то микропиратский акт при изготовлении и распространении мема чаще всего присутствует. Столкнувшись с валом критики по поводу мемов, Еврокомиссия выпустила разъяснение, в котором утверждает, что в законодательстве об авторском праве есть исключение для пародий, а новые поправки, наоборот, даже вводят механизм оспаривания неоправданной блокировки пародий. Но это только подтверждает: блокировки будут. И насколько надо не понимать природу Сети, чтобы одной рукой вводить систему с автоматической блокировкой, а другой — предлагать юзерам механизмы оспаривания этой блокировки в конкретных случаях? Достаточно представить себе видеоряд мемов с поющей Бейонсе, чтобы понять, какая интересная будет работа у чиновников, рассматривающих жалобы на незаконную блокировку.

Как обычно бывает с абсурдными законопроектами в цивилизованных странах, общественное возмущение влияет на законодателей. Надежда связана еще и с тем, что следующей весной у евродепутатов перевыборы, и может быть, они поостерегутся идти против общественного давления. Но пока признаков такого отката не заметно. Наоборот, комментаторы пишут, что законопроект направлен в закрытые комиссии с участием стран — членов ЕС, а после этой процедуры документы обычно легко проходят голосование. Кроме того, уже появились поправки к поправкам, выводящие из-под действия фильтров онлайн-энциклопедии — речь явно идет о Wikipedia, которой при буквальном понимании поправок грозит опасность. То есть законодатели пытаются улучшить проект, но это значит, что они все-таки намерены поддержать его.

Какими будут последствия для российских пользователей? Если дух и буква новых норм останутся теми же, то интересные перспективы открываются для локальных сетей — «ВКонтакте» и «Одноклассники». Возможно, для европейского регулирования они окажутся в серой зоне. Российские соцсети могут, например, пожертвовать европейской аудиторией, но сохранить свободу для отечественных пользователей интернета. Как бы удивительно это ни звучало.

www.rbc.ru

Это интересно:

  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Ненасильственные способы разрешения конфликтов Виды и типы конфликтов Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и […]
  • Налог с вклада как платить Налог на вклад. Платить или не платить налог с банковских вкладов? Налог на вклад — платить или нет? Налоги, за небольшим исключением, надо платить с любого дохода, и банковские вклады тоже подлежат налогообложению. Правда, на […]