Бакалавр это высшее или нет образование — что изменилось и кому отдают предпочтения

Здравствуйте, друзья. Тот из вас, кто заканчивал высшее учебное заведение в советские годы, с трудом представляет, с какими трудностями приходится сталкиваться нынешним выпускникам. Или, по крайней мере, заново постигает эту систему, проходя сложный путь со своим выросшим ребенком. По окончании обучения в свое время он получал диплом специалиста и гарантированное рабочее место, на котором обязан был отработать не менее трех лет и отсутствие всяких проблем на этот счет.

Раньше и сейчас: что изменилось в образовании

Однако с 2011 года система высшего образования в РФ изменилась коренным образом. По новому закону она стала двухуровневой. И современным выпускникам, если они, конечно, не готовятся к профессии врача или военного, приходится выбирать: становиться им только бакалаврами или же еще получать степень магистра.

Как мы сказали медков, военных и представителей ряда инженерных специальностей эти перемены не коснулись. Они по-прежнему получают диплом специалиста, проходя обучение только на одном уровне. Однако тенденция сегодня такова, что ряд вузов, сохранивших специалитет, постепенно уходят от него, присоединяясь к двухуровневой системе обучения. Как пример – ряд специальностей МАИ.

А на смену привычной системе пришли бакалавриат и магистратура, принеся с собой массу вопросов. Главные из них – какое образование выбрать, бакалавр это высшее или нет образование, кого охотнее примут на работу после окончания первой и второй ступени и ряд других. И несмотря на то, что с момента введения новой системы прошло более 7 лет, ряд вопросов остается.

Если оглянуться и посмотреть вокруг, легко заметить, что даже в вашей фирме рядом плечом к плечу работают люди с разным образованием. Трудятся, к примеру, те, кто заканчивал вузы и техникумы в советское время, и сегодняшние выпускники-бакалавры, которые иногда умудряются устроиться

на работу даже во время учебы в университете, а кто-то вообще не имеет образования, но регулярно получает свою зарплату.

Трудоустройство: кому отдают предпочтение

Однако заметны уже и изменения. Например, представьте ситуацию, когда в органе местного самоуправления, проще говоря в местной администрации, в одном из отделов освободилось место начальника. Претендентов – двое. Оба зарекомендовали себя с лучшей стороны, грамотны, квалифицированны, ответственны. Только один со степенью бакалавра, а другой – магистра. Кого возьмут? Ответ очевиден: второго.

Дело в том, что к лицам, претендующим на замещение должностей государственной и муниципальной службы уже предъявляются особые требования. И если просто сотрудником отдела вы со своим бакалаврским образованием стать сможете, то начальником – уже нет.

Справедливости ради скажем, что пока такое явное разграничение между бакалавром и магистром существует, пожалуй, только в описанном нами выше случае. В целом же шанс устроиться на работу бакалаврам высок. Если посмотреть вакансии, то многие компании предъявляют к соискателям два главных требования: наличие диплома о высшем образовании и опыта работы – без деления на существующие уровни образования.

Диплом получен. Надо ли переживать?

Тогда давайте ближе познакомимся с таким понятием, как бакалавриат, узнаем, чем он отличается от магистратуры, а заодно развенчаем существующий у некоторых миф, что бакалавриат – это неоконченное высшее образование. Что касается последнее, уверяем: получая диплом бакалавра, вы вместе с тем получаете настоящее высшее образование.

Неоконченное существовало и во времена СССР, им считалось образование, полученное студентом за половину полного срока обучения. Учились в институтах и университетах в то время 5 лет, поэтому неоконченное образование можно было получить за 2,5 года. Сегодня, чтобы получить степень бакалавра, необходимо отучиться 4 года. Соответственно неоконченным ваше образование будет считаться после двух лет учебы.

Работа в Европе: мечты и реальность

Если обратиться к истории вопроса появления в РФ двух уровней образования, то увидим: связано оно было с присоединением России к Болонской конвенции. Этот документ позволил создать единую зону европейского образования. Участие в проекте позволяет российским студентам претендовать на рабочие места в Европе с дипломом бакалавра или магистра.

Опять же, не лукавя, отметим, что устроиться на работу в Европе с образованием первого уровня теоретически можно, но практически трудно. Так, например, согласно некоторым исследованиям рынка труда в Германии, с дипломом бакалавра на работу здесь принимали только 6 % соискателей.

Но опять же, как получить степень магистра без первого уровня? Это просто-напросто невозможно, поэтому споры о необходимости диплома бакалавра нужно оставить в стороне. Получив специальность, вы можете либо сразу устраиваться на работу, либо сразу идти в магистратуру, либо отдохнуть, осмотреться и поступать в нее при желании позже.

Хотите больше, идите дальше

Согласно двухуровневой системе при обучении на бакалавру студенты получают базовые специальности по выбранной профессии. В среде банковских учреждений, в сфере услуг и ряде других такие специалисты очень даже востребованы. Базовые знания дают понимание о профессии, а более узким вещам работников обучают на месте. Опыт, как говорится, еще никто не отменял.

Если же у человека есть стремление овладеть более глубокими научными знаниями в конкретной специальности, заниматься в будущем научной или преподавательской работой, то без магистратуры обойтись не удастся. Кстати говоря, после бакалавриата вам не обязательно поступать в магистратуру строго по полученной специальности. Ваши стремления могут измениться, и двухуровневое образование здесь поможет.

С 2011 года система высшего образования в РФ пошла по европейскому пути развития. Кому-то это не очень нравится, многие сожалеют, что хорошая система советского образования разрушилась и учебные программы в бакалавриате пришлось сократить. Кто-то рад, что теперь выпускники российских вузов могут с уверенностью предъявлять диплом об образовании в Европе, не боясь, что он будет непризнанным.

Но как бы мы ни относились к этим изменениям, с действующей системой нужно считаться. Каждый из выпускников сам выбирает, какое и где он хочет получить образование и куда потом устроиться на работу. Одно можно сказать с уверенностью: степень бакалавра – это свидетельство наличия у вас высшего образования! А дальше – только вам решать, по какому пути идти. Успехов вам на выбранном пути!

Надеемся, что если кто-то еще только задумывается о выборе учебного заведения и уровне образования, наша статья ответит на имеющиеся вопросы. Мы будем рады услышать ваше мнение о статье и затронутых в ней вопросах. Заходите к нам на сайт, оставляйте комментарии в социальных сетях.

www.rline.tv

Магистратура и законодательство

Современное положение о магистратуре в России определяется законами РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

27 октября 2007 г. опубликован в Российской газете и вступил в силу Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

Закон внес ряд изменений в законодательство, касающееся высшего образования, в частности:

Уровни образования

Закон вводит вместо существовавших ранее ступеней высшего профессионального образования (бакалавр – срок обучения не менее 4 года, специалист – не менее 5 лет и магистр не менее – 6 лет)

уровни высшего профессионального образования:

«высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» – бакалавриат; и высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» – подготовка специалиста или магистратура».

(статья 6, п. 2 Закона N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»)

Начиная с 2009 г. по большинству направлений подготовки образование будет вестись по двухуровневой системе бакалавриат – магистратура. Подготовка специалистов будет сохранена для ограниченного ряда специальностей (как ожидается, в медицинских, инженерных и творческих вузах)

«К полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:….

12) утверждение перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист»».

(статья 24, п. 2, подпункт 12 Закона N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»)

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) «бакалавр» – четыре года;

для получения квалификации (степени) «специалист» – не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) «магистр» – два года.

(статья 6 пункт 4 закона N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»)

Условия приема

«Прием граждан на конкурсной основе в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования проводится отдельно для обучения по программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры. Правом на участие в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата»

ст. 16 п. 3 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» – на базе бакалавриата.

ст. 24 п.1 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

Магистратура и второе высшее образование.

«Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

1) по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста – лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

2) по программам магистратуры – лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра»

(ст. 24 п. 4 Закон РФ N 3266-1 «Об образовании»)

(ст. 6 п. 5 Закона N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»)

Магистратура и военная служба.

«Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:

обучающиеся по очной форме обучения в:….

имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:….

программам магистратуры , если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) «бакалавр», – на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.»

(ст. 2, п. 5 Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» от 06.07.2007 №104-ФЗ (Данная редакция вступает в силу с 1 января 2008 года.))

Обратите внимание, что отсрочка от призыва предоставляется магистрантам только в случае, если они поступили в магистратуру в год получения квалификации бакалавра и не предоставляется лицам, имеющим диплом специалиста или магистра. Т.е. при поступлении в магистратуру лиц уже имеющих диплом специалиста или магистра отсрочка не предоставляется. Магистратура в данном случае будет рассматриваться как второе высшее образование.

Магистратура и Аспирантура

«В аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру и интернатуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра

(ст. 11, пункт 4 Закона N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»)

www.begin.ru

Два уровня высшего образования: бакалавриат и магистратура. Справка

24 октября 2007 года Президент России Владимир Путин подписал закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования.

Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» вносит соответствующие поправки в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 года), в ФЗ от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в закон РФ от 6 июля 2006 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву».

Согласно статье 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года; для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами; для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.

Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Согласно статье 7 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней: диплом бакалавра; диплом специалиста с высшим профессиональным образованием; диплом магистра; диплом о неполном высшем профессиональном образовании; справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.

По данным Минобразования, студентов‑бакалавров будут учить базовым профессиям, число которых сократится со 120 до 60–100. Согласно пояснениям Минобразования, бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально‑экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.

Магистратура будет готовить специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер‑атомщик, журналист‑телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно‑исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Нововведения не коснутся лечебных факультетов медицинских вузов и, возможно, некоторых творческих специальностей.

Двухуровневая система высшего образования должна заработать с 1 сентября 2009 года.

В 1996 году бакалавриат и магистратура уже закреплялись как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как две ступени единого процесса получения высшего образования, альтернативного традиционному. Сейчас же их предлагается разделить и обеспечить собственным государственным образовательным стандартом и итоговой аттестацией. Таким образом, появляются два независимых уровня высшего профессионального образования, разделенных специальными вступительными экзаменами.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

24 октября 2007 года Президент России Владимир Путин подписал закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования.

А в 2010-м году министр Фурсенко начал эксперимент по обучению «прикладных бакалавров» в СРЕДНИХ специальных учебных заведениях. То есть, специалистов с высшим оразованием будут готовить преподаватели без степеней и званий будут готовить специалистов с высшим образованием в условиях, когда рассматривается вопрос о закрытии аттестованных государственных вузов.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]n.ru

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

ria.ru

Закон о высшем образовании бакалавриат

Президент России Владимир Путин подписал 26 октября с.г. федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Документ был принят Госдумой 11 октября 2007г. и одобрен Советом Федерации 17 октября с.г.

Закон предусматривает переход на два уровня высшего образования в РФ: бакалавриат — первый уровень, магистратура либо специалитет (подготовка специалистов) — второй уровень. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию.

Лицензирование, аттестацию и госаккредитацию вузов по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов также предлагается проводить раздельно.

Нормативный срок обучения в бакалавриате составит от 3 до 4 лет в зависимости от направления, в магистратуре на базе бакалавриата — 2 года, а по программам подготовки специалистов — не менее 5 лет.

Разработчики закона предполагают, что первый уровень (бакалавриат) подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет происходить в магистратуре или специалитете.

При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере.

При этом в ряде областей будет сохранена пяти- и шестилетняя система обучения. В частности, речь пойдет о специалистах в области здравоохранения и госбезопасности. На первоначальном этапе обучение будет построено по системе «4+2» или 5 лет. В дальнейшем возможен переход на 3-летний бакалавриат. Однако это должно быть сопряжено с увеличением сроков обучения в общеобразовательных школах.

В ходе второго чтения депутаты поддержали ряд поправок в закон. В частности, срок обучения по бакалавриату увеличен с 3 до 4 лет. Кроме того, прописана отсрочка от призыва в армию. Также снято ограничение по привязке обучения в магистратуре к городу, где было обучение по системе бакалавриата. Теперь можно будет поступать в магистратуру в любом городе.

www.rbc.ru

Бакалавр это высшее образование или нет (чем отличается от специалиста)?

Бакалавр — это высшее образование или нет? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны. Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат. Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника.

Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»

До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.

Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

Появилась степень бакалавра, были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр — это высшее образование или нет? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста.

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры).

Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения – бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?

На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры).

Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр — это высшее образование или нет?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования:

  • бакалавриат;
  • специалитет и магистратура.

Выпускники их получают, соответственно, степени специалиста, бакалавра и магистра, разница между которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования.

nsovetnik.ru

Это интересно:

  • Исковой срок при ликвидации Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]
  • Приказ медосмотра детей Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них" (утратил […]
  • Федеральный закон 398 от 2010 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия" (с изменениями и дополнениями) Федеральный […]
  • Суды по пчелам Определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 октября 2011 г. по делу N 33-12316 (ключевые темы: возраст 18 лет - компенсация морального вреда - причинение вреда - дети - пчеловодство) Определение СК по […]
  • Ген прокурор российской федерации 2018 Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная прокуратураРоссийской […]
  • Главное бюро медико социальной экспертизы по омской области Где и как в Омске можно оформить инвалидность? 12 мая 2011 15:51 1 - Моему 45-летнему сыну недавно сняли группу инвалидности. Считаю, что это было сделано неправомерно. Как можно опротестовать такое решение? Наталья Леонидовна. - На […]