Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прекращение членства в партии наступает со дня принятия решения об исключении из партии соответствующим руководящим органом.

Постановлением избирательной комиссии Тамбовской области от 27 января 2011 года № 163/902-4 кандидат в депутаты Тамбовской областной Думы пятого созыва Савруцкий А.Г. исключен из заверенного списка кандидатов в депутаты Тамбовской областной Думы пятого созыва, выдвинутого Тамбовским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в связи с тем, что до настоящего времени является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Савруцкий А.Г. обратился в Тамбовский областной суд с заявлением о признании незаконным указанного постановления, считая неправильным вывод избирательной комиссии о том, что он является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия», указывая, что в 2008 году им подавалось заявление о прекращении членства в этой партии, с 2009 года он является членом политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Решением Тамбовского областного суда от 7 февраля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Из постановления избирательной комиссии следует, что основанием для исключения кандидата в депутаты из заверенного списка кандидатов в депутаты Тамбовской областной Думы пятого созыва, выдвинутого Тамбовским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», явилось то обстоятельство, что на момент принятия комиссией решения Савруцкий А.Г. являлся членом Всероссийской политической партии «Единая Россия».

В силу пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 36 названного Федерального закона политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Согласно подпункту «е» пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии, кандидата, являющегося членом иной политической партии.

Закон Тамбовской области от 5 сентября 2005 года № 355-3 «О выборах депутатов Тамбовской областной Думы» (пункт 6 части 9 статьи 41) также предусматривает в качестве основания для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, кандидата, являющегося членом иной политической партии.

Анализ приведенных норм применительно к настоящему делу свидетельствует о том, что членство заявителя в одной партии является основанием для исключения его из заверенного списка кандидатов, выдвинутого другой политической партией.

Факт членства Савруцкого А.Г. во Всероссийской политической партии «Единая Россия» подтверждается письмом окружной избирательной комиссии Сосновского одномандатного избирательного округа № 15 от 26 января 2011 года и справкой от 25 января 2011 года, представленной в избирательную комиссию Всероссийской политической партией «Единая Россия», из которой следует, что Савруцкий А.Г. является ее членом на основании решения политического совета Сосновского местного отделения партии от 28 октября 2006 года.

Именно из этого факта исходила избирательная комиссия Тамбовской области, принимая оспариваемое постановление.

Разрешая заявление Савруцкого А.Г., суд проверил его доводы о прекращении членства во Всероссийской политической партии «Единая Россия» в связи с подачей в 2008 году заявления о выходе из этой парии и обоснованно признал их неподтвержденными какими-либо доказательствами.

В соответствии с пунктом 4.3.1 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» добровольное прекращение членства в партии происходит на основании личного письменного заявления, которое подается в первичное (местное, региональное) отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Прекращение членства в партии наступает со дня регистрации заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении, то есть добровольное прекращение членства в партии связывается не только с волеизъявлением о выходе из партии, но и с подачей об этом в первичное отделение партии письменного заявления с обязательной регистрацией его в первичном отделении.

Правильным, по мнению Судебной коллегии, является вывод суда по вопросу прекращения членства Савруцкого А.Г. в политической партии «Единая Россия» в связи с возникновением юридического факта: вступления в другую политическую партию (пункт 4.3.6 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия»).

В качестве оснований прекращения членства в партии пункт 4.3.6 Устава предусматривает следующие юридические факты: смерть, утрата гражданства Российской Федерации, признание недееспособным по решению суда, вступление в другую политическую партию. Эти факты не являются общеизвестными, поэтому требуют подтверждения, в частности, принятия решения об исключении из партии соответствующим руководящим органом, что следует из пункта 4.3.7 Устава, предусматривающего, что прекращение членства в партии наступает со дня принятия решения об исключении из партии соответствующим руководящим органом; решение об исключении из партии представляется в Центральный исполнительный комитет для внесения соответствующей записи в Единый реестр партии.

Судом установлено и Савруцким А.Г. не оспаривалось, что он не уведомлял партию «Единая Россия» о вступлении в другую политическую партию.

Поскольку в судебном заседании установлен факт членства Савруцкого А.Г. в двух политических партиях (Коммунистической партии Российской Федерации и партии «Единая Россия»), решение избирательной комиссии об исключении его из заверенного списка кандидатов в депутаты Тамбовской областной Думы пятого созыва от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» является правильным.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (определение № 13- Г11-4 от 22.02. 2011).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

genproc.gov.ru

Закон о вступлении в партию

Вы конечно можете попробовать это сделать, но я для себя постоянно соизмеряю . стоит ли овчинка выделки? Т.е. у вас как бы два варианта:

1) вы вступаете в партию и врезультате довольны собой, что что-то сделали. Но в итоге вы теряете работу (службу или что-там у вас), у вас начинаются проблемы везде

2) второй вариант, вы не вступаете в партию, но никто вам не мешает всей душой поддерживать КОБ и делать реальные скрытые дела в пользу КОБ. Например, вы можете официально светиться как ярый фонат единой россии, но каждый вечер на интернет форумах распространять знания, расклеивать листовки . при этом вы создадите гараздо больше сторонников КОБ, которые не ограничены и не зависят от текущей власти (а таких много) .

Как вы думаете, в каком варианте вы привнесёте больше пользы?

Видете ли, человек по своей психологии очень неоднозначен, и одно из его качеств это » жить хорошо хочется, а делать ничего не хочется» и «совесть иногда мучает, надо же что-то сделать, ёма-ё» . а какая-то внутрянняя часть говорит «надо выбрать сделать то, что легче . ведь надо ещё погулять, расслабиться» . отсюда и результат

Т.е. проблем не в том, декларируете или не декларируете официально свой статус . проблема в том, что вы готовы сделать, какую пользу принести .

Сразу вспоминаю отрывок, из книги Вечный Жид (которую так и не дочитал) . там рассказывается, как евреи, которых какое-то время поработили и почти уничтожили как нацию хранили в душе свою религию и свои священные книги и всегда поддерживали друг друга реальными делами, всегда проникали всюду да бы её возродить . разговор о евреях это отдельная тема . тут я хочу заметить, что каждый может быть сторонником КОБ, если обстоятельство не позволяют вам сразу декларировать оффициально и и кричать вам об этом вслух, то вы можете действовать скрыто и принести пользу гараздо большую (как компенсацию своей совести), нежели открыто . т.е. смоей точки зрения небольшая хитрость не помешает

forum.kpe.ru

Закон о вступлении в партию

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ПАРТИИ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ КАТЕГОРИЙ граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами установлены ограничения на вступление в политическую партию или обязанность приостановления членства в ней, что согласуется с положениями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, допускающими «введение законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства».

Так, военнослужащие согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» могут состоять лишь в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям. Запрет на членство в общественных объединениях, преследующих политические цели, и на участие в их деятельности установлен и для всех категорий прокурорских работников – то есть работников органов прокуратуры, имеющих классные чины, воинские звания (п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В то же время запрет на членство в политических партиях не установлен для сотрудников милиции, государственной противопожарной охраны, таможенных органов. Однако в своей деятельности сотрудники указанных органов не могут быть связаны решениями партий и не вправе использовать свое служебное положение в их интересах, для выражения своего отношения к ним. Создание структур политических партий и деятельность политических партий в указанных органах не допускается.

Могут ли в партии состоять лица, занимающие государственные должности, и гражданские государственные служащиеСуществуют ли для них специальные ограничения

ДА, МОГУТ. ПО ОБЩЕМУ ПРАВИЛУ законодательством допускается возможность вступления в политические партии лиц, занимающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (государственные должности Российской Федерации), лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации), а также гражданских государственных служащих. Запрет на членство в политических партиях особо оговорен лишь для отдельных государственных должностей. Так, помимо судей всех судов (в т. ч. судов субъектов Российской Федерации), такой запрет установлен для Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации.

Вместе с тем гражданские государственные служащие, состоящие в политических партиях, связаны рядом ограничений. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий не вправе использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (пп. 13 п. 1 ст. 17).

Гражданский служащий, замещающий должность категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий. Гражданские государственные служащие также не вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания политических партий, если взаимодействие с указанными организациями и объединениями входит в их должностные обязанности[14].

Как вступить в политическую партию

ПРИЕМ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ осуществляется на основе личных письменных заявлений в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Таким образом, законодатель фиксирует здесь только обязательность личного волеизъявления гражданина и форму его реализации. Что же касается порядка приема в члены партии, то данная сфера правоотношений целиком отнесена к ведению самих партий. Их уставами предусмотрены различные варианты порядка приема в партию: решением первичной партийной организации (АПР); решением первичной организации о приеме в партию с последующим утверждением вышестоящим партийным органом (КПРФ); прием в партию первичной, региональной или местной партийной организацией («Единая Россия», ЛДПР), региональными отделами (СПС) либо центральным органом («Единая Россия» в 2001—2003 гг.).

По общему правилу для приема в партию достаточно соблюдения письменной формы заявления. Однако в практике возможны ситуации, когда лицо, вступающее в партию, направляет свое заявление по почте. На наш взгляд, в этих случаях необходимо, чтобы заявление о приеме было нотариально заверенным: тем самым будет удостоверен его личный характер. В настоящее время некоторые из партий практикуют подачу заявления о приеме в партию через Интернет – путем заполнения типовой анкеты и ее отправки по электронной почте. Подобная форма в принципе допустима, если учитывать темпы развития телекоммуникационных сетей общего пользования, но должна в обязательном порядке предусматривать ответные действия партийной организации по идентификации подписанта и организации заполнения им лично необходимых документов при рассмотрении вопроса о членстве в партии.

Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает, что членство в политических партиях не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства.

Кто может быть членом политической партии

ЧЛЕНАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства.

Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Так, гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии: наличие не прекращенного членства в одной партии делает невозможным его одновременное членство в другой партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии – по месту постоянного или преимущественного проживания.

Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Возможно ли участие в деятельности политических партийа) несовершеннолетнихб) иностранных гражданв) лиц без гражданстваЕсли да, то в какой форме

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О политических партиях» однозначно не допускает возможности членства в политических партиях несовершеннолетних, иностранных граждан, лиц без гражданства. Вместе с тем действующее законодательство допускает возможность иных косвенных форм принадлежности к политическим партиям, на которые данные ограничения формально не распространяются. Так, в настоящее время при некоторых партиях («Единая Россия», ЛДПР, «РОДИНА», «ЯБЛОКО» и др.) созданы молодежные организации, основным направлением уставной деятельности которых является оказание им содействия. Поскольку такие организации юридически независимы от партий, то и принадлежность к ним несовершеннолетних граждан не является членством в партии и потому допустима.

Кроме того, для представителей указанных категорий не исключается и принадлежность к сторонникам партии, если такой институт предусмотрен уставом партии, а его обретение не связано уставом с наличием гражданства или достижением 18-летнего возраста. Но в этом случае такого рода сторонники не имеют возможности участвовать в финансировании политической партии.

Какими правами и обязанностями обладают члены политических партий

ЧЛЕНЫ ПАРТИИ УЧАСТВУЮТ в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом. Вместе с тем в комплексе прав и обязанностей, сопряженных с членством в партии, закон особо оговаривает право избирать и быть избранными в руководящие органы партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом партии.

Требованием, вытекающим из положений действующего законодательства, является невозможность одновременного членства в двух и более партиях. Подобный запрет в настоящее время содержится в уставах подавляющего большинства стран Западной Европы – вне зависимости от наличия либо отсутствия такого ограничения в публичном законодательстве[15]. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении по месту постоянного или преимущественного проживания. Важным элементом статуса члена политической партии является обязанность уплаты членских взносов.

Наличие такой системы – это, кроме прочего, и вспомогательное средство организации партийного учета, обеспечивающее регулярное подтверждение членом партии своей принадлежности к ней. Вопрос о необходимости уплаты членских взносов, равно как и об их размере, оставлен на усмотрение партий. Установленный порядок взимания взносов не только отражает степень формализации отношений между партией и ее членами, но зачастую также и свидетельствует (хотя и косвенно) об ориентации на социальную базу[16].

Свидетельством подтверждения членства гражданина в партии является членский билет, вид и форму которого определяет партия. В КПРФ это книжка, в «Единой России» – специальная пластиковая карточка. Партийный билет, как правило, используется также для учета уплаты членских взносов, участия в голосовании по вопросам партийной жизни и при внутрипартийных выборах, а пластиковая карточка для доступа в партийные электронные и телекоммуникационные системы.

Какие руководящие органы создаются в политической партииВ чем их предназначение

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О политических партиях» установлен ряд требований к организационной структуре политических партий. Это выборность и коллегиальность работы руководящих органов, обязательность наличия контрольно-ревизионных структур, периодическое проведение партийных съездов, предельные сроки полномочий руководящих органов партии (4 года) и ее региональных отделений (2 года). Вместе с тем ряд принципиально важных вопросов закон относит на усмотрение уставов самих партий. В их числе структура руководящих органов партии, распределение объема полномочий и принципов взаимодействия между ними, определение структуры партийных организаций, взаимодействие между центральными органами партии, ее региональными и местными организациями, степень организационной жесткости и внутрипартийной иерархии, а также связанность члена партии решениями, принимаемыми партией.

Закон различает понятия высшего руководящего органа и руководящего органа партии (избираемого высшим руководящим органом).

Высшим руководящим органом политической партии в обязательном порядке является ее съезд, а высшим руководящим органом регионального отделения – конференция или общее собрание регионального отделения политической партии (вопрос о выборе одной из форм может быть конкретизирован в уставе партии). Высшими указанные органы именуют потому, что к их компетенции отнесено решение наиболее серьезных вопросов.

Так, исключительно съездом политической партии осуществляется принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации партии. В работе такого съезда должны принимать участие делегаты от региональных отделений, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом партии.

Решения по указанным вопросам принимаются в соответствии с уставом, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на партийном съезде или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (при наличии кворума).

Для партии обязательно наличие постоянно действующего руководящего коллегиального органа (Центральный комитет, Политсовет, Правление), определяющего в период между съездами вопросы ее текущей деятельности. Наименование такого органа, процедура его избрания, его численность и механизмы формирования определяются уставами партий. Подобные органы могут также создаваться на уровне региональных отделений и иных структурных подразделений партии.

Уставом политической партии такой орган может быть наделен правом принятия решений о выдвижении на повторных и дополнительных выборах кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления на соответствующем уровне выборов.

Могут ли потребовать указать членство в партии при заполнении служебной анкеты, при приеме на работу и т. д.

НЕТ, НЕ МОГУТ. Заполнение форм сведений о себе в документах при вступлении в трудовые, гражданско-правовые и служебные правоотношения, в частности при приеме на работу (в т. ч. на работу в негосударственные организации), является предоставлением официальных сведений о себе. В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях» запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.

В правоприменительной практике нередко встает вопрос о совмещении данного запрета с необходимостью соблюдения правовых ограничений по членству в партии для отдельных категорий должностных лиц и государственных служащих. По смыслу действующего в этой сфере законодательства соблюдение данного ограничения должно выполняться самими гражданами при занятии ими государственной должности или поступлении на государственную службу, если применительно к занимаемой ими должности или к этому виду службы установлены соответствующие ограничения. В случаях выявления фактов несоблюдения ими данной нормы они несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно пп. 3 п. 1 статьи 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кадровой службе государственного органа запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, о членстве в общественных объединениях.

В соответствии со статьей 86 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель также не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральным законом. В частности, таким случаем является получение работодателем в установленном порядке решения суда об ограничении конкретному лицу доступа к государственной и муниципальной службе, военной службе и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью в связи с его участием в деятельности экстремистских организаций (ч. 3 ст. 1 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).

К таким случаям можно отнести и те, когда кадровая служба в установленном порядке осуществляет проверку сведений о принадлежности к политическим партиям лиц, занимающих должности, несовместимые с членством в партии.

В чем различие между исключением из партии и выходом из нее

ВЫХОД ИЗ ПАРТИИ – добровольная форма прекращения членства в ней. Она непосредственно вытекает из принципа добровольного характера деятельности партии как общественного объединения. Единственно приемлемой в правовом отношении процедурой прекращения полномочий является уведомление о выходе из партии в форме заявления, подаваемого в партийную организацию соответствующего уровня.

Иной формой прекращения полномочий является исключение из партии, осуществляемое по решению партийного органа. Исключение может происходить как в соответствии с желанием члена партии, так и вопреки ему: юридически это не важно. Особенностью исключения как формы прекращения членства в политической партии является тот факт, что оно одновременно представляет собой и правовую санкцию, применяемую по отношению к членам партии за нарушение партийного устава и программы, за совершение действий, дискредитирующих партию. Инициатором постановки вопроса об исключении из партии являются соответствующие руководящие органы, уполномоченные на то уставом.

В ряде политических партий исключение влечет для бывшего члена организации запрет либо ограничение права на повторное вступление. Так, Устав «Единой России» предусматривает, что исключенный не может быть вновь принят в ее ряды в течение трех лет с момента принятия решения об его исключении[17]. В Партии Возрождения России повторный прием в партию исключенных лиц на общих основаниях не допускается: вступление этой категории граждан возможно только после рассмотрения их заявлений на заседании Исполкома партии.

Существует ли возможность обжаловать в суд правомерность исключения из партии

ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, законодательство о политических партиях может содержать нормы, обеспечивающие соблюдение прав граждан на объединение и их защиту, в том числе от неправомерных действий руководящих органов партий. Соответственно самостоятельное регулирование руководящими органами политических партий вопросов внутреннего устройства нельзя толковать как их исключительное право на окончательное разрешение всех спорных ситуаций.

В то же время гарантированная статьей 30 Конституции Российской Федерации свобода деятельности общественных объединений делает возможным разрешение внутрипартийных правовых споров с участием государства лишь в тех случаях, где предметом спора являются охраняемые законом субъективные права гражданина либо оспаривается соответствие существа и процедуры принятия внутрипартийных решений требованиям устава зарегистрированной политической партии. Их судебное рассмотрение в зависимости от предмета правового спора может вестись либо в общем порядке рассмотрения гражданских дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, трудовых и иных правоотношений (пп. 1 п. 1 ст. 22 ГПК РФ), либо (например, о защите избирательных прав) – в рамках рассмотрения дел, вытекающих из публичных отношений и указанных в статье 245 ГПК РФ.

В дальнейшем, по всей видимости, целесообразно предметно закрепить в Федеральном законе «О политических партиях» ряд обстоятельств, вытекающих из публичных отношений и являющихся основанием для судебной защиты. К ним, в частности, можно отнести отказ в принятии в политическую партию или прекращение членства в ней по признаку социальной, профессиональной, расовой, национальной и религиозной принадлежности, роспуск вышестоящим руководящим органом партии регионального, местного отделения или иного структурного подразделения, выдвижение и отзыв кандидатов (списков кандидатов). В отношении иных правовых споров целесообразно установить обязательность досудебного порядка их рассмотрения в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии в соответствии с их компетенцией.

Правомерность отказа в принятии в члены (сторонники) политической партии либо исключения из нее в связи с политической деятельностью гражданина, его моральным обликом и эмоционально-волевыми качествами, на наш взгляд, не является предметом судебного спора (кроме случаев, когда такими действиями нарушены требования устава зарегистрированной партии). Данная позиция основана на том, что указанные действия и решения руководящих органов затрагивают не обеспеченные защитой государства права гражданина, а основаны на комплексе дополнительных прав и обязанностей, сопряженных с членством в политической партии.

Вправе ли вышедшие из партии члены потребовать обратно свои взносы

НЕТ, НЕ ВПРАВЕ. Вступительные взносы являются одним из возможных источников формирования денежных средств политической партии. Они могут быть предусмотрены уставом, обязанность их уплаты сопряжена с членством в партии. При этом собственником денежных средств и иного имущества является партия в целом.

Члены политической партии не имеют прав в отношении ее имущества. Соответственно, если один из них в добровольном порядке выходит из организации, он не сохраняет прав на добровольно переданное ей в период его членства имущество и денежные средства.

www.libma.ru

«Единая Россия»: вход – рубль, выход – два

Руководитель ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев уверен, что устав партии полностью соответствует российским законам.
Фото РИА Новости

Примерно треть россиян считает, что нынешних семи партий для нашей страны достаточно. Чуть большее число уверено, что и этого много. Такой опрос распространил вчера ВЦИОМ. Между тем партии у нас все разные. Например, «Единая Россия» не только правящая партия. Еще у нее есть устав, по сути отрицающий право гражданина покинуть партию «беспрепятственно». Хотя это и записано в законе о политических партиях, которому уставы противоречить не должны. У остальных партий и не противоречат: достаточно устного публичного заявления, не говоря о личном письменном. А у ЕР непросто не только вступить в партию, но и выйти из нее. Потому что заявление считается действительным лишь после его регистрации. Эта странная ситуация, к сожалению, подтверждена решением Верховного суда страны.

«НГ» вчера тоже провела опрос на партийную тему. И выяснилось, что представителям существующих в России политструктур очень не нравится действующий закон о политических партиях. К нему у них действительно полно серьезных претензий. Хотя, когда он принимался в 2001 году, у многих его жестких и зарегулированных норм было более или менее разумное объяснение. Например, огромное количество небольших партий, многие из которых откровенно торговали собой, и правда надо было как-то прореживать. Именно под этим лозунгом власть пробила через Госдуму чрезвычайно бюрократизированное партийное законодательство.

Сейчас, конечно, ситуация в стране иная, но законодательство продолжает бюрократизироваться. Либерализация же его, причем не такая уж радикальная, идет лишь под давлением президента Дмитрия Медведева. Но все-таки в начале нулевых в законе о политических партиях по крайней мере один момент был прописан на уровне самых развитых демократий мира. Членство в партиях было объявлено исключительно добровольным делом. Точно так же, как выход из них. В законе для этого использовано слово «беспрепятственно». Но, понятно, было записано, что сразу в нескольких партиях состоять нельзя.

Однако в нашей стране нашлась партия, которая решила, что у нее будет «вход – рубль, выход – два». «Единая Россия» записала в уставе, что, конечно, любой человек может выйти из нее добровольно, на основании лично написанного заявления. А дальше идет фактически нарушение закона. «Прекращение членства в партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении». Здесь добровольностью и беспрепятственностью и не пахнет. Ведь если по какому-то умыслу или простой случайности заявление гражданина занесено в реестр не будет, то у него не будет и права вступить в иную политическую организацию.

Стоит отметить, что все вышеизложенное, к сожалению, не домыслы досужих журналистов, а конкретная практика. Причем судебная, да еще и установленная Верховным судом России.

Высшая судебная инстанция страны недавно приняла решение о том, что формат, зафиксированный в уставе ЕР, является правильным. Это стало результатом реальной политической ситуации. На последних региональных выборах в марте этого года тамбовский избирком исключил из предвыборного списка КПРФ одного из кандидатов. Под тем предлогом, что он-де единоросс. А российские законы запрещают человеку состоять в двух партиях одновременно. И все возражения объявленного «двоеженцем» гражданина, о том, что из ЕР он вышел в 2008 году, написав, как и полагается, заявление, а коммунистом стал в 2009-м – тоже по личному заявлению, ни избиркомом, ни облсудом приняты не были. Потому что местная ячейка ЕР сообщила инстанциям, что заявления имярек она не регистрировала. Верховный суд страны правильность данного подхода подтвердил.

В России право не прецедентное, но решения Верховного суда всегда внимательно изучаются нижестоящими. То есть указание, что ЕР все делает совершенно правильно и все заявления о выходе из партий должны проходить регистрацию, становится частью правоприменительной практики. Точно так же, как и еще одно решение Верховного суда о том, что другим вариантом для гражданина является какая-то форма публичного волеизъявления о своем партийном статусе.

Впрочем, Верховный суд здесь, в общем-то, ни при чем, хотя опора на устав всего одной партии выглядит странно. Потому что у остальных ничего о регистрации заявлений не говорится. Главным «виновником» следует, видимо, считать Минюст, который неоднократно одобрял устав партии власти. О чем вчера «НГ» и напомнил руководитель ЦИК ЕР Андрей Воробьев. «Мы действуем строго в рамках закона и в рамках устава. Последний недавно прошел регистрацию в Минюсте. Поэтому любые догадки о его противоречии с законом о политических партиях никаких оснований не имеют».

Представители других российских партий придерживаются иного мнения. Секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев заявил «НГ», что «суды сейчас выносят в основном не юридические, а политические решения и для оппозиции добиться в них правды невозможно». Он сказал, что помнит и само «тамбовское дело», и понимает, что выиграть его было нельзя. Потому что «суды крутят законы как хотят, чтобы удовлетворить запросы ЕР». У самой же КПРФ в уставе выход из партии прописан так: на основании личного письменного заявления.

Корреспондент «НГ», пользуясь случаем, спрашивал партийцев и об их претензиях в целом к закону о политических партиях. Соловьев назвал неправильной специально усложненную, на его взгляд, процедуру регистрации новых партий, призвав Минюст переходить на заявительный характер. А кроме того, на непомерную бюрократизацию партийной жизни. Скажем, у Компартии из сотни освобожденных работников более 90 – бухгалтеры, которые постоянно пишут финансовые отчеты. «Так что у нас не партии, а организации, которые существуют для того, чтобы правильно отчитаться перед различными госорганами», – сетует Соловьев.

Руководитель партии «Справедливая Россия» Николай Левичев уверен, что «если так пойдет и дальше, то у человека будет простой выбор – или в Народный фронт, или на кладбище». Он подтвердил, что уходящих из партии единороссов часто ловят за «старое членство». «Поэтому когда мы в свое время их в большом количестве принимали в свою партию, то требовали от них копию письменного заявления с отметкой их прежней партии». Левичев тоже отметил как негатив забюрократизированность партийного закона и процедуру регистрации.

Интересно, что единороссы теперь тоже уходят в другие партии. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин сообщил «НГ», что к ним сейчас наплыв новых членов. Так что он признал информацию «НГ» ценной, но при этом заявил, что «такая норма устава ЕР – прямое нарушение Конституции». По его мнению, единороссы ее могут применять специально, чтобы доставить неприятности соперникам. Митрохин считает, что вместе с общеотмечаемыми недостатками у закона о партиях есть и еще один – очень важный: «В нем не заложены условия для того, чтобы была равная конкуренция между всеми партиями».

Представитель «Правого дела» Борис Надеждин назвал ситуацию бредовой. По его словам, она полностью на совести Верховного суда, Минюста и самой партии власти. Он считает, что «как только суд у нас начинает заниматься политическими делами, тут же все безобразия и начинаются».

А депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов уверен, что все это «совершенно явный прокол Минюста».

Представители этих партий в один голос ругали в разговоре с «НГ» «профильный» закон. Отмечая все те же его недостатки – намеренную жесткость процедур и чудовищную вокруг них бюрократию.

Руководитель отдела политологии фонда «Индем» Юрий Коргунюк считает, что многое в отношении партии власти, каковой по факту является «Единая Россия», выглядит абсурдно. «Начать с того, что ее возглавляет человек, который ни юридически, ни фактически не является членом партии», – замечает он. По мнению эксперта, несоответствие устава ЕР в части, касающейся выхода из партии, нормам Закона «О политических партиях» очевидно. «Но стоит ли удивляться, ведь на практике и довольно давно уже мы наблюдаем множество примеров избирательного подхода к деятельности той или иной партии», – сказал эксперт.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

www.ng.ru

Это интересно:

  • Изменения статьи 112 ук рф Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью См. комментарии к статье 112 УК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N […]
  • Федеральный закон от 30122008 г 312-фз Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон […]
  • Поправочные коэффициенты осаго Актуальные коэффициенты ОСАГО Выберите тип транспортного средства Вероятно, каждый автовладелец задавался вопросом: «Почему страховые тарифы ОСАГО разнятся даже для машин одинаковых марок?». Ответ прост: технология расчета такой […]
  • Приказ 624 от 29062011 г Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N […]
  • Приказ no 302н от 12 апреля 2011 г Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные […]
  • Закон москвы 17 Закон г. Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 5 мая 2010 г. N 17"О Генеральном плане города Москвы" С изменениями и дополнениями от: 26 октября 2011 г., 15 […]