Топ-14 изменений трудового законодательства в 2014 году

Мы подготовили обзор самых важных изменений в трудовом законодательстве. Несмотря на то, что наибольшая часть рассмотренных документов все еще находится на стадии принятия, многие из них должны вступить в силу с 1 января 2014 года.

Изменение 1. Минимальный размер оплаты труда с нового года составит 5554 руб.

Документ: Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Вступление в силу: с 1 января 2014 года.

Напомним, последнее изменение в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» было внесено около года назад, когда сумма выплаты на 2013 год была изменена с 4611 руб. до 5205 руб. Таким образом, индексация составила 6,3%, что в целом коррелирует с процентом инфляции за текущий год (5,9%). В 2014-2015 годах планируется довести МРОТ до величины прожиточного минимума (7372 руб. по данным на II квартал 2013 года), как это было предложено Комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Кроме федерального МРОТ ст. 133.1 ТК РФ предполагает установление и индексацию минимального размера заработной платы субъектами РФ. Так, например, в столице он составляет 12200 руб.

Напомним, что МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Изменение 2. К заработной плате молодежи (до 30 лет), прожившей в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее трех с половиной лет, может быть введена процентная надбавка с первого дня работы.

Документ: законопроект № 317345-6 «О внесении изменений в статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации и в статью 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» 1
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в первом чтении назначено на 20 декабря 2013 года.

Соответствующие изменения планируется внести в ст. 317 ТК РФ и ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». На данный момент законодательством не предусматриваются особые условия выплат для молодежи, трудящейся в районах Крайнего Севера.

Борьба с безработицей

По данным Минтруда России на начало декабря 2013 года численность официально зарегистрированных безработных составила 864,5 тыс. человек. По сравнению с началом прошлого месяца рост числа безработных граждан составил 13 тыс. человек (+1,6%), что свидетельствует об ухудшении ситуации на рынке труда в целом. Наиболее напряженная обстановка складывается в Астраханской, Тюменской, Курганской и Омской областях. Более благоприятно – в республиках Ингушетия и Дагестан.

Изменение 3. Субъектам РФ планируется выплатить субсидии с целью софинансирования их расходных обязательств при реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах.

Документ: проект постановления Правительства РФ «О реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах» 2
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). 20 октября 2013 года данный проект прошел процедуру раскрытия информации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В 2014 году в РФ продолжит действовать Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р). Объем заложенных средств составляет 68,6 млрд руб. Кроме того, одним из ожидаемых результатов на 2013-2015 годы является создание специальных рабочих мест для инвалидов.

Во многом этой задаче отвечает проект постановления Правительства РФ «О реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах». Он предусматривает выплату субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью софинансирования их расходных обязательств при реализации новых мер в сфере занятости населения следующие два года. В случае принятия постановления субсидии будут выделены субъектам при:

  • содействии трудоустройству граждан, имеющих квалификацию, в организации, которые реализуют крупные инвестиционные проекты и программы;
  • содействии трудоустройству россиян, имеющих квалификацию (в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а также расположенных в Арктической зоне, из других регионов);
  • стимулировании работодателей к приему на работу лиц без опыта работы, имеющих профессиональное образование по инженерно-техническим направлениям в течение последних трех лет, предшествующих трудоустройству, и проживающих в местностях с напряженной ситуацией на рынке труда: республика Адыгея, Алтай, Бурятия и др. (приказ Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 230н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2013 году»);
  • стимулировании работодателей к приему на работу инвалидов, а также сопровождении в процессе их трудоустройства с целью адаптации на рабочем месте;
  • опережающем профессиональном обучении работников организаций, находящихся под риском увольнения.

Изменение 4. Может быть введен запрет заемного труда.

Документ: законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами)» 3
Вступление в силу: с 1 июля 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в третьем чтении должно было состояться 16 сентября 2013 года, но было перенесено на более поздний срок.

С принятием законопроекта ТК РФ может пополнится ст. 56.1, запрещающей заемный труд.

Напомним, что под ним понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника.

Заемный труд не включает в себя выполнение работником трудовой функции обусловленной трудовым договором, если работник временно направлен работодателем к другому физическому или юридическому лицу по договору о предоставлении труда работников (ст. 3 проекта Федерального закона № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Цитата

Олег Коновалов, руководитель юридического отдела «HSA Аттестация»

«Если комиссия будет на свое усмотрение заявлять те или иные факторы, а они не окажутся в классификаторе, эксперт может их не идентифицировать. Он их не будет оценивать. И вот в этом большая сложность. Поэтому рекомендую в момент заявления этих факторов привлекать эксперта«.

Изменение 5. За уклонение от заключения трудового договора и фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом может быть введена административная ответственность.

Документ: законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вступление в силу: с 1 июля 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в третьем чтении должно было состояться 16 сентября 2013 года, но было перенесено на более поздний срок.

Если работодатель будет уклоняться от заключения трудового договора, или трудовой договор будет оформлен ненадлежащим образом, то работодателю может грозить штраф в размере от 10 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.

Кроме того, если физическое лицо было фактически допущено к работе не уполномоченным на это работодателем, и работодатель отказывается признать трудовые отношения, возникшие между ним и лицом, фактически допущенным к работе, то работодатель обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время.

Вместе с тем, за фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом теперь будет предусмотрена и административная ответственность в виде штрафа: на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Цитата

Марат Байгереев, директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России

«В той редакции законопроекта, которая была внесена в Госдуму возможна следующая опасная для работников схема: работодатель предлагает эксперту-оценщику не проводить свои замеры, а воспользоваться измерениями лаборатории работодателя. Комиссию возглавляет работодатель. При этом, если результаты измерений не соответствуют действительности, либо условия труда признаны комиссией допустимыми вопреки реальному положению вещей, то страдает работник, так как именно его здоровье подвергается опасности«.

Изменение 6. Планируется ввести специальную оценку условий труда

Документ: проект Федерального закона № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» 4
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

В начале следующего года могут ввести оценку условий труда, направленную на обеспечение безопасности работников во время их трудовой деятельности. Процедура оценки будет проходить раз в пять лет и реализовываться в два этапа. На первом этапе будет осуществляться идентификация вредных и опасных факторов производственного процесса. На втором – определяться уровень воздействия факторов на организм человека. По итогам этих мероприятий рабочему месту каждого сотрудника будет присвоен один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Затем организацией, проводящей специальную оценку труда, будет подготовлен отчет, с которым в течение 30 дней со дня его утверждения работодатель будет обязан ознакомить работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись. Предполагается, что законопроект повысит уровень защиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе включение их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда.

Проводить экспертизу доверено независимым организациям с привлечением сертифицированных экспертов. Данные будут заноситься в единую информационную систему, которая начнет функционировать с 2016 года.

Изменение 7. Тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии могут измениться.

Документ: законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» 5
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Статья 7 законопроекта предусматривает изменение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии для страхователей, в зависимости от выявленного класса условий труда по результатам специальной оценки условий труда. Данная поправка может быть внесена в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (см. таблицу).

Таблица. Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии*

*(ст. 7 законопроекта № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»)

Цитата

Марат Байгереев, директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России

«Закон дает право работнику (через жалобу в Госинспекцию труда) или профсоюзу обжаловать результаты спецоценки или добиться внеплановой оценки (ст. 17 законопроекта № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» [далее – законопроект № 337970-6. – Ред.] или экспертизы качества (ст. 23 законопроекта № 337970-6), но даже если в этих случаях и будет доказано несоответствие результатов спецоценки, то ни работодатель, ни эксперт-оценщик не несут ответственности, которая предусмотрена планируемыми в связи с принятием закона о спецоценке поправками в КоАП РФ так как вина работодателя за результаты производственного контроля не предусмотрена, а вины эксперта вообще нет, так как он не нарушал порядок спецоценки и за результаты измерений лаборатории работодателя ответственности не несет.

Вот такое слабое место. Если профсоюзы пропустят этот момент (т.е. слова «(при наличии)» в п. 2. ст. 9 законопроекта № 337970-6), то считайте это серьезным их проколом.»

Изменение 8. Реализация Программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья», предусматривающая создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции.

Документ: постановление Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. № 662/37 «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья»
Вступление в силу: с 1 января 2014 года.

Программа рассчитана на четыре года и направлена на достижение высоких темпов экономического роста, обеспечивающих повышение уровня жизни жителей Подмосковья. По результатам программы планируется достичь увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза, повышения средней заработной платы научных работников до 200% от средней заработной платы в Московской области; роста промышленного производства к уровню 2012 года в 1,9 раза, роста оборота розничной торговли к уровню 2012 года в 1,3 раза и др.

Изменение 9. За нарушение требований охраны труда и установленного порядка проведения специальной оценки условий труда может быть введена административная ответственность.

Документ: законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Вступление в силу: с 1 января 2015 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Планируется ввести административную ответственность за нарушение требований охраны труда – предупреждение или штраф в размере до 50 тыс. руб. За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение – предупреждение или штраф в размере до 80 тыс. руб.

Изменение 10. Не исключено появление досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Документ: проект Федерального закона № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Вступление в силу: с 1 января 2015 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Цитата

Олег Коновалов, руководитель юридического отдела «HSA Аттестация»

«Механизма реального контроля за пенсионной системой у государства нет. Не говоря уже о негосударственном пенсионном обеспечении. «.

Может быть введено досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, под которым понимается обеспечение, обязательным условием которого является выплата негосударственной пенсии ранее достижения пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 55 лет у женщин), в связи с работой на местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными. Для получения этой пенсии в стаж работы будут засчитываются периоды, в течение которых работодателем в пользу указанного работника уплачивались взносы по досрочным пенсионным договорам, а также периоды, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Изменение 11. Планируется ввести конкурсный отбор творческих работников.

Документ: законопроект № 289979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» 6
Вступление в силу: по истечении шести месяцев со дня официального опубликования. 15 ноября 2013 года рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено.

Для заключения трудового договора с работниками творческих профессий может быть введен предварительный конкурсный отбор кандидатов. Конкурс планируется проводить один раз в пять лет. При этом процедура отбора не распространится на руководителей организаций, беременных женщин и женщин, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Изменение 12. Планируется разграничить полномочия между органами власти по возмещению расходов, связанных со служебными командировками.

Документ: законопроект № 393979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность, а также трудовых отношений отдельных категорий работников» 7
Вступление в силу: со дня официального опубликования. 23 ноября 2013 года законопроект внесен в Госдуму. 12 декабря 2013 года Совет Госдумы направил законопроект в Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы для подготовки предложений и замечаний.

Из формулировки ч. 2 ст. 119 ТК РФ, может исчезнуть привязка к «бюджету». В случае принятия изменений право устанавливать порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях предоставляется Правительству РФ, в государственных учреждениях субъекта РФ – органам государственной власти субъекта, в муниципальных учреждениях – органам местного самоуправления.

Обновленная ст. 168 ТК РФ будет посвящена урегулированию вопросов о разграничении полномочий между ветвями органов власти по установлению порядка и размера возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников, а также порядка их возмещения. На настоящий момент в статье перечислены только виды расходов, которые подлежат возмещению в связи с командировками работников.

Изменение 13. Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию, изменятся.

Документ: постановление Правительства РФ от 12 сентября 2013 г. № 800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»
Вступление в силу: с 1 января 2014 г.

В конце октября Правительство РФ утвердило потребность в привлечении иностранных работников на территорию нашей страны на 2014 год в количестве 1,6 млн человек. Это на 100 тыс. работников меньше, чем в 2013 году. В основном это неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики (постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»). С 1 января 2014 года вступят в силу новые Правила и квоты, взамен утратившего силу постановления Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации». Документ предполагает смещение сроков подачи заявок на мигрантов. Так, Минтруд России должен представить в Правительство РФ не позднее 15 ноября соответствующего года (на настоящий момент до 15 октября) проект акта Правительства РФ об определении потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам. ФМС, в свою очередь, ежемесячно, не позднее 20-го числа, необходимо представить в Минтруд России сведения об исчерпании квот по субъектам РФ.

Изменение 14. Регулирование труда иностранных работников будет зафиксировано в ТК РФ.

Документ: законопроект № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами» 8
Вступление в силу: со дня принятия. 23 ноября 2013 года законопроект внесен в Госдуму. 12 декабря 2013 года Совет ГД направил законопроект в комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов ГД для подготовки предложений и замечаний.

В 2014 году планируется закрепить в ТК РФ регулирование труда работников из-за рубежа. Так, законодатель предусматривает заключение бессрочного, так и срочного трудовых договоров. Кроме стандартных сведений в трудовом договоре с иностранцами будут указываться: сведения о договоре (полисе) добровольного медицинского страхования либо договоре работодателя с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг иностранному гражданину, сведения о наличии разрешения на работу или патента, сведения о разрешении на временное проживание или сведения о виде на жительство в Российской Федерации.

Кроме того, для иностранцев предусмотрен временный перевод иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя раз в год на срок до одного месяца (проект Федерального закона № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»).

Перечисленные нововведения составляют лишь небольшую часть изменений, которые могут быть внесены в трудовое законодательство в 2014 году. Однако они затрагивают наиболее значимые стороны регулирования трудовых отношений практически со всеми категориями работников и направлены на улучшение положения иностранцев в России.

Документы по теме:

  • ТК РФ;
  • Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»;
  • постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»;
  • распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р «Об утверждении государственной программы РФ «Содействие занятости населения»;

Новости по теме:

Мнение:

4 июня 2013
Индексация зарплат или налог на инфляцию?
Идея обязать всех российских работодателей раз в год индексировать размер зарплаты своим сотрудникам на величину инфляции – одновременно и бессмысленна, и вредна. Бессмысленна она потому, что инфляционное индексирование зарплат само по себе ничтожно, особенно для работников с мизерной заработной платой.

Андрей Рябов,
главный редактор сайта JOB.RU (ООО «Джоб.ру»). Член союза журналистов России, член Международной федерации журналистов, магистр политологии

Инфографика:

29 ноября 2013
Безработица в России
В 2013 году достигнут один из наиболее низких показателей по безработице за 10 лет, и этот уровень продолжает снижаться. Количество предлагаемых рабочих мест почти в два раза превышает число официально зарегистрированных безработных. Однако растет сумма задолженности предприятий по заработной плате своим работникам. Какова динамика развития безработицы в России, какие вакансии служба занятости населения может предложить безработным и сколько составляет в России задолженность по заработной плате перед работниками, узнайте из нашей инфографики.

1 Текст законопроекта № 317345-6 размещен на официальном сайте Госдумы
2 Текст проекта постановления Правительства РФ размещен на Едином портале раскрытия информации
3 Текст законопроекта № 451173-5 размещен на официальном сайте Госдумы
4 Текст законопроекта № 337970-6 размещен на официальном сайте Госдумы
5 Текст законопроекта № 337978-6 размещен на официальном сайте Госдумы
6 Текст законопроекта № 289979-6 размещен на официальном сайте Госдумы
7 Текст законопроекта № 393979-6 размещен на официальном сайте Госдумы
8 Текст законопроекта № 393946-6 размещен на официальном сайте Госдумы

www.garant.ru

20 основных изменений, которые готовит нам Трудовой кодекс

Новый Трудовой кодекс в Украине ожидали еще с начала 2000-х. Действующий Кодекс законов о труде Украины (далее — «КЗоТ Украины») был принят еще в 1971 году, а вступил в силу в 1972 году. Поэтому, после смены плановой экономики рыночной, КЗоТ Украины больше не отображал в полной мере экономические реалии и реалии правового регулирования трудовых отношений, а формирование рынка труда и вовсе не вписывалось в парадигму КЗоТ Украины.

Поэтому от проекта ТК ожидалось, что он закрепит полностью новый подход к регулированию трудовых отношений, сбалансировав при этом интересы работодателей и работников. Ниже охарактеризованы 20 основных изменений, которые нам готовит проект ТК.

1) Отсутствие трудовых контрактов. Проект ТК не предусматривает такого понятия, как «трудовые контракты». Напомним, что трудовые контракты согласно КЗоТ Украины разрешается заключать с отдельными категориями работников, в т.ч. с директорами. Трудовые контракты заключаются на конкретный срок и могут содержать дополнительные основания для увольнения. Проект ТК отказался от трудовых контрактов, с момента вступления в силу ТК все трудовые контракты будут считаться срочными трудовыми договорами. Таким образом, работодатели утратят возможность предусматривать дополнительные основания для увольнения директоров;

2) Письменные трудовые договоры со всеми работниками. Проект ТК обязывает работодателей заключать письменные трудовые договоры со всеми работниками. Планируется, что таким образом можно побороть зарплаты в конвертах. Письменные трудовые договоры — это изменение в пользу работников. Работники будут лучше осведомлены о своих правах и обязанностях, а также правах и обязанностях работодателя по отношению к ним. Все работодатели будут иметь один год с момента вступления в силу проекта ТК на заключение со всеми работниками письменных трудовых договоров;

3) Расширенный список оснований для заключения срочных трудовых договоров. На сегодняшний день норма КЗоТ Украины, регулирующая вопрос заключения срочных трудовых договоров имеет более общий характер и устанавливает, что трудовые договоры на конкретный срок могут заключаться в том случае, если это соответствует характеру работы, условиям ее исполнения или интересам работника. Проект ТК предусматривает 12 конкретных случаев заключения трудовых договоров на конкретный срок, среди которых новым основанием является, например, исполнение работ, связанных с временным (до одного года) расширением производства или объема услуг, которые предоставляются работодателем;

4) Возможность собирать информацию о предыдущей работе работника при приеме на работу. Проект ТК предоставляет работодателям право собирать информацию о предыдущей работе работника при приеме такого работника на работу. Для этого работодателю необходимо получить письменное разрешение работника на сбор такой информации. При это отказ в предоставлении письменного разрешения не может считаться основанием для отказа в приеме на работу;

5) Уменьшение роли профсоюзов. В проекте ТК присутствуют нормы, которые предусматривают уменьшение роли профсоюзов в принятии работодателем решений, касающихся трудовых отношений с работниками. Так, в отдельных случаях проект ТК предусматривает лишь уведомление профсоюза о некоторых решениях (например, привлечение работников к сверхурочным работам), тогда как КЗоТ Украины обязывал работодателя получать разрешение профсоюза;

6) Возможность приостановить трудовые отношения. Проект ТК позволяет временно освободить работника от исполнения его трудовых обязанностей в ряде случаев, например, исполнение государственных или общественных обязанностей, на время законной забастовки или на время отстранения от работы;

7) Прекращение трудовых отношений в связи с непредвиденными обстоятельствами. Проект ТК предусматривает возможность прекратить трудовые отношения с работником вследствие непредвиденных обстоятельств. К таким причинам относят, например, военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии и т.п.;

8) Прекращение трудовых отношений по требованию родителей. Согласно проекту ТК работодатель должен прекратить трудовые отношения с несовершеннолетним работником;

9) Увольнение в связи с разглашением информации с ограниченным доступом. В проекте ТК предусмотрено новое основание для увольнения работников, в частности, в связи с разглашением работником государственной, коммерческой тайны или любой иной информации с ограниченным доступом;

10) Увольнение одиноких матерей в связи с неисполнением трудовых обязанностей. Проект ТК дает право работодателю уволить по своей инициативе одинокую мать в том случае, если она не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои трудовые обязанности. Сюда включаются случаи систематического неисполнения трудовых обязанностей, прогул, появление на работе в рабочее время в нетрезвом состоянии и т.п.;

11) Возможность уменьшения срока уведомления о сокращении. Проект ТК предусматривает, что для субъектов малого предпринимательства срок уведомления о сокращении составляет один месяц. Другие работодатели могут сократить срок уведомления при условии выплаты работнику месячной заработной платы;

12) Ограничение срока действия уведомления о сокращении. Согласно КЗоТ Украины срок уведомления о сокращении не ограничивался. Проект ТК установил, что работодатель должен сократить работника не позже, чем через 4 месяца после уведомления о сокращении;

13) Дифференцированный подход к установлению размера выходного пособия при сокращении. Согласно проекту ТК размер выходного пособия при сокращении будет зависеть от продолжительности работы работника у этого работодателя. Если срок работы составляет до 5 лет, размер выходного пособия равен месячной заработной плате, если срок работы до 10 лет — 2-месячной зарплате, а если превышает 10 лет — 3-месячной зарплате;

14) Применение технических средств для контроля за исполнением работниками трудовых обязанностей. Проект ТК впервые урегулировал вопрос применения технических средств для контроля за исполнением работниками своих трудовых обязанностей. Применение таких технических средств (видео и аудио наблюдения, средств GPS отслеживания) разрешено при условии уведомления об этом работников;

15) Увеличение продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Согласно проекту ТК продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска продлевается с 24-х до 28-ми календарных дней;

16) Оплата сверхурочных работ в тройном размере. В случае, если общее количество часов, отработанных сверхурочно за год, превышает 120 часов, оплата часов, которые превышают установленную норму проводится в трехкратном размере;

17) Установление новых видов режима рабочего времени. Проект ТК устанавливает такие новые виды режима рабочего времени, как деление рабочего дня на части, самостоятельное планирование работниками своего рабочего времени, гибкий график работы и т.п. При этом проект ТК освобождает работодателей от обязанности вести учет рабочего времени для работников, которые самостоятельно планируют свое рабочее время;

18) Новое дисциплинарное взыскание. Проект ТК расширяет перечень дисциплинарных взысканий. Кроме выговора и увольнения в этот перечень также включено предупреждение;

19) Отсутствие граничного срока применения дисциплинарного взыскания. Если КЗоТ Украины ограничивал срок применения дисциплинарного взыскания 6-ю месяцами после совершения дисциплинарного проступка, то проект ТК таких ограничений не содержит;

20) Увеличение срока исковой давности. Согласно проекту ТК срок исковой давности по трудовых спорах был продлен с 3-х месяцев до 1-го года.

Таковы изменения, которые проект ТК содержит в редакции, предложенной к первому чтению. Сейчас проект ТК готовится ко второму чтению, а срок этой подготовки был сокращен народными депутатами до 3-х недель.

Оксана Войнаровская, партнер

Валерия Савчук, ведущий юрист практики «Труд и занятость»

jurliga.ligazakon.ua

Это интересно:

  • Выплаты пособия по беременности и родам в 2014 году Особенности расчета декретных в 2013 году С 2013 года существенно изменен порядок исчисления пособий по беременности и родам. По новым правилам при расчете нужно снова учитывать так называемые исключаемые периоды. Кроме того, в конце […]
  • Штрафы гибдд42 Штрафы гибдд 42 Guest Штрафы "Тянутся" из Штрафы гибдд 42 базы данных дорожной только на Штрафы гибдд 42 портале государственных услуг www.gosuslugi.ru. Транспортным средством правил дорожного движения по обеспечению […]
  • Налоги риэлтора Об отчетности риэлтора - индивидуального предпринимателя. Отчетность индивидуальных предпринимателей. Как отчитываться индивидуальным предпринимателям. Получай новые статьи и секреты профессионального риэлтора на e-mail! Понравился […]
  • Образец оформления долговой расписки Долговая расписка: как оформить, образец Что такое долговая расписка и какую ответственность несут стороны при оформлении такого документа? Как правильно составляется долговая расписка, какие гарантии возврата денежных средств она […]
  • Решение суда о разделе кредита Совместный долг бывших супругов По данным Банка России, в 2015 году физическим лицам было выдано кредитов на сумму 5,9 трлн руб. Почти каждая семья сталкивается с необходимостью взять кредит на те или иные нужды – от незначительных, […]
  • Нотариусы г Луги Нотариусы г. Луга Внимание Вы находитесь на сайте юристов www.юрист-луга.рф 1. НОТАРИУС ВОРОНЦОВА И.В. 188230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Урицкого, д. 43/10, офис №1 (81372) 4-35-08 2. НОТАРИУС ГВОЗДЕВА Н.И. 188230, […]