Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ
«О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Одобрен Государственной Думой 22 ноября 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 ноября 2013 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
5 февраля 2014 г.
N 2-ФКЗ

Скорректирована Конституция РФ. Поправка предусматривает формирование единого высшего судебного органа в виде Верховного Суда РФ. ВАС РФ при этом упразднили, передав отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия вновь создаваемому ВС РФ.

Цели реорганизации — обеспечить единый подход к отправлению правосудия в отношении граждан и юрлиц, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике. Также данная мера позволит исключить отказы в судебной защите в случае спора о подведомственности дела.

ВС РФ станет высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам. Он также будет надзирать за деятельностью судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

На реорганизацию отводится 6 месяцев. Ранее назначенные судьи ВАС и ВС РФ продолжат исполнять свои полномочия до начала работы вновь образованного ВС РФ. Он будет состоять из 170 судей. Предусмотрен особый порядок формирования первоначального состава нового ВС РФ.

Для отбора кандидатов на должности судей создадут Специальную квалификационную коллегию из 27 членов. В нее войдут по 1 представителю от Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальных 24 членов коллегии изберут советы судей регионов из своего состава — по 3 члена от каждого федерального округа.

Кроме того, сформируют Специальную экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи нового ВС РФ. Она будет состоять из 11 членов (3 от общероссийских общественных объединений юристов и 8 от советов судей регионов).

Закреплено, что одни и те же лица членами коллегии и комиссии быть не могут.

Судей нового ВС РФ будет назначать Совет Федерации по представлению Президента РФ.

Ряд поправок касается прокуратуры. Установлено, что Совет Федерации будет назначать по представлению Президента РФ не только Генерального прокурора РФ, но и его заместителей. Ранее они назначались Советом Федерации с подачи Генерального прокурора РФ.

Также Президенту РФ передаются полномочия назначать прокуроров регионов. Он будет делать это по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с регионами. Ранее Генеральный прокурор РФ самостоятельно назначал их по согласованию с региональными властями.

Президент РФ будет назначать и всех иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 регионов. Отметим, что данное одобрение получено.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации

base.garant.ru

Подписан закон о поправке к Конституции «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Владимир Путин подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Закон одобрен Государственной Думой 22 ноября 2013 года и Советом Федерации 27 ноября 2013 года.

Справка Государственно-правового управления

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации предусмотрено формирование Верховного Суда Российской Федерации как единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Новый Верховный Суд Российской Федерации призван также осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесённые к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

Для осуществления указанных процедур устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев.

Новый Верховный Суд Российской Федерации формируется в составе 170 судей. В целях формирования его первоначального состава создаётся Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, состоящая из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов Российской Федерации из своего состава – по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

Приём квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда, состоящая из 11 членов комиссии. В состав комиссии входят три члена комиссии, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов Российской Федерации из своего состава, – по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

В отношении прокуратуры Российской Федерации предусмотрены следующие изменения.

Заместители Генерального прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, а также иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Назначение на должность прокуроров субъектов Российской Федерации осуществляется по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами Российской Федерации.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации одобрен законодательными (представительными) органами государственной власти всех 83 субъектов Российской Федерации.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» вступает в силу со дня опубликования.

kremlin.ru

Закон о суде и прокуратуре

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

www.constitution.ru

Как подать в суд на прокуратуру? Советы юриста

Рассказываем, как самостоятельно подать в суд на прокурора.

Основные функции прокуратуры РФ

Чем занимается прокуратура? Опрос, проведенный Фондом «Общественное мнение» несколько лет назад, показал, что представления россиян о деятельности прокуратуры весьма расплывчаты: чуть больше половины респондентов (56%) сказали, что знают, чем занимается эта структура. Однако даже среди этих респондентов далеко не все смогли сформулировать, в чем именно заключается работа прокуратуры.

Почему так мало людей могут правильно ответить на этот вопрос? К сожалению, уровень правовой грамотности населения в стране крайне невысок. Граждане, далекие от юридической «кухни», черпают информацию из российских сериалов и неправдоподобных судебных шоу на центральных каналах. Именно по этой причине кто-то всерьез считает прокуратуру зловещим ведомством, которое занимается исключительно делами государственной важности, а кто-то — и вовсе карательным органом.

Какие функции на самом деле выполняет российская прокуратура? Для ответа на этот вопрос нам необходимо обратиться к ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», которая гласит, что прокуратура РФ обязана осуществлять:

  • Надзор за соблюдениемКонституцииРоссийской Федерации и исполнением законов , действующих на территории России;
  • Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • Уголовное преследование (в соответствии с полномочиями, установленными ст. 37 УПК РФ);
  • Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • Возбуждение дел об административных правонарушениях;
  • Проведение административного расследования (в соответствии с полномочиями, установленными ст. 25.11 КоАП);
  • Участие в рассмотрении дел судами (в соответствии с полномочиями, установленными ст. 35 ФЗ «О прокуратуре»);
  • Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов (в соответствии с полномочиями, установленными ст. 36 ФЗ «О прокуратуре»).

Обязанности прокуроров в РФ

Теперь поговорим об основных обязанностях прокурора. Ст. 27 ФЗ «О прокуратуре» устанавливает, что при осуществлении возложенных на него функций каждый прокурор обязан:

  • Рассматривать заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  • Проверять полученные заявления и жалобы;
  • Принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина;
  • Привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон;
  • Предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах пострадавшего (если пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы).

Кроме того, прокуроры вправе использовать полномочия, предусмотренные ст. 22 ФЗ «О прокуратуре»:

  • Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • Вносить представления об устранении нарушений закона;
  • Требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

В каких случаях можно жаловаться на прокуратуру?

Вы считаете, что прокурор нарушил ваши права и законные интересы? Действующее законодательство устанавливает, что любые действия (бездействие) и решения прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

К примеру, это может быть превышение должностных полномочий или принуждение к даче взятки.

Дисциплинарная ответственность прокуроров в РФ

Что грозит прокурорам за неисполнение должностных обязанностей? В соответствии с положениями ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре» за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Строгий выговор;
  • Понижение в классном чине;
  • Лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
  • Лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;
  • Предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • Увольнение из органов прокуратуры.

Обратите внимание! При наложении дисциплинарного взыскания учитывается не только тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ст. 192 ТК РФ).

Жалоба в суд на прокуратуру: образец

Как и в случае с любым другим исковым заявлением, иск с жалобой на действия прокурора обязательно должен содержать следующую информацию:

  • Сведения об истце (ФИО, место жительства, контактные данные: номер телефона, адрес электронной почты и т.д.);
  • Наименование суда, в который обращается истец;
  • Суть жалобы (описание действий (бездействия) прокурора, которые стали причиной обращения в суд);
  • Обстоятельства произошедшего (дата, время, место и т.д.);
  • Требования истца (например, признать действия прокурора неправомерными или наложить на виновного дисциплинарное взыскание);
  • Дата составления заявления;
  • Перечень прилагаемых к заявлению документов.

Обратите внимание! Типового образца заявления с жалобой на прокуратуру не существует — каждый случай индивидуален. Обратитесь за помощью к юристу, чтобы правильно составить исковое заявление с учетом вашей конкретной ситуации.

В какой суд обратиться для защиты своих прав?


По общему правилу жалоба на действия (бездействие) прокуратуры подается в районный суд по месту жительства истца или по месту нахождения прокуратуры.

Найти адрес районного суда в Москве>>>

Далее, в течение 5 дней, вас уведомят о дате судебного заседания, на котором будут рассматривать вашу жалобу.

Обратите внимание! Если вам откажут в удовлетворении жалобы, вы имеете право обжаловать это постановление в суд вышестоящей инстанции.

www.centersoveta.ru

Статья 27. Полномочия прокурора

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

www.zakonrf.info

Это интересно:

  • Приказ минэкономразвития 33% Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с […]
  • Правило применения контрольно кассовой техники Федеральный закон "О ККТ" Информация об изменениях: Наименование изменено с 3 июля 2018 г. - Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ"О применении контрольно-кассовой техники при […]
  • 302 приказ по медосмотрам приложение 3 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные […]
  • Закон рф 4520 от 19021993 Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 февраля […]
  • Закон о налоге на имущество физических лиц 2003-1 от 09121991 Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" С изменениями и дополнениями […]
  • Приказ 451 росграница Приказ Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ от 25 мая 2015 г. N 128-ОД "О внесении изменения в Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные приказом […]