Устав о сибирских киргизах, 1822 год.

Устав об сибирских киргизах, 1822 год.
План:
1) Авторство устава, распространение устава.
2) Власть и ее распределение согласно уставу о сибирских киргизах.
3) Судебные дела, их принадлежность и исполнение. Налог.
4) Выводы.

1) Данный устав разработал М. Сперанский. Это произошло в 1822 году, когда Сибирь была разделена на две части. Территория Казахстана была причислена к Западной Сибири, центром который стал Тобольск (до 1839 года). После 1839 года центр находился в Омске.
Согласно уставу о сибирских киргизах 1822 года, область разделялась на внешние и внутренние округа. Начиная с 1828 года, было образованно семь округов – Каркаралинский, Аягузский, Кокчетавский, Акмолинский, Кушмурунский, Баянаульский, Кокпектинский.
Внешние округа составили казахи, кочевавшие за пределами реки Иртыш. Округами руководили «дуан», состоящие из администрации, полиции, судов. Приказы выдавали, или возглавляли ага-султаны. Ага-султаны имели помощь в лице четырех заседателей, два из которых были русскими и назначались губернатором, оставшиеся два выдвигались биями, старейшинами.
2) Старший султан, в согласии с уставом об сибирских киргизах 1822 года, выбирался на три года на собрании султанов. В течение службы ему давалось знание майора. После трех лет старший султан мог рассчитывать на дворянское звание.
В каждом округе было около 15-20 волостей. Руководителем волости были волостные султаны. Однако не всегда они были, и руководителем выбирали представителей черной кости. Представители черной кости были равны чиновникам 12 класса, имеющим исполнительную власть: выполнение «дуанов», или заданий, данных ага-султанами. В каждой волости было 10-12 аулов, в которых располагалось до 50-70 юрт, или шаныраков. При организации аулов и волостей учитывались родовое положение, деление.
3) Устав об сибирских киргизах 1822 года делил судебные дела на следующие виды:
1) Уголовные;
2) Гражданские.
Серьезные дела, которые касались политических лидеров и других сложных дел, изымались из бийского суда и решались на более высоком уровне. Однако даже при решении мелких судов, каждый имел право подать апелляцию, оспорим тем самым решение биев. Таким образом, оспоренные приказы и наиболее сложные дела переходили в окружные приказы.
Согласно уставу о сибирских киргизах, был установлен налог, или ясак в размере одной головы со 100, что приблизительно равно одному проценту. В ясак не входили верблюды, так как они считались основой развития торговли.
Также согласно закону, первые пять лет казахи, принявшие устав, не должны были платить налоги.
Помимо этого, устав оговаривал и многие другие моменты, такие как охрана караванов, почта, гужевые повинности, слежка за путями сообщения.
4) Выводы:
Из описанного выше можно выделить главную цель устава о Сибирских киргизах: колонизация Северо-Центрального Казахстана, удержание аулов на местах и получение налогового прихода с казахского населения.

megamozg.kz

Закон о сибирских киргизах

Раздел II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Предпосылки ликвидации ханской власти. В первой половине XIX в. в экономической, политической и обще­ственной жизни казахского общества произошли глубо­кие изменения. При наличии различных типов хозяй­ства и общественных отношений имелись определенные трудности в формировании своеобразной хозяйственной системы в крае. Основным занятием казахского населения оставалось кочевое скотоводство. Вместе с тем в первой половине XIX в. начинает развиваться местная промышленность и широкое распространение получают промыслы. Так, казахи из Прииртышья и Урала, Прикаспия, Арала и Зайсана превратили ловлю рыбы в постоянный промы­сел. Из соленых озер, расположенных в Западном и Северо-Восточном Казахстане, стали добывать соль на продажу и для внутреннего потребления.

К этому времени в восточных и центральных районах Казахстана начали осваиваться первые месторождения руд цветных металлов и каменного угля. В середине XIX в. в Казахстане было открыто еще несколько мес­торождений, построены водяные и ветряные мельницы, кузницы, рудоплавильные, салотопенные и кожевенные заводы. Стоимость производимой в них продукции пре­вышала 70 000 руб. Казахи стали работать на предприя­тиях горнодобывающей промышленности. На работу в рудники и первые промышленные предприятия нанима­лись наряду с русскими тружениками обедневшие ка­захские шаруа из аулов. Среди них были даже жители соседних с Казахстаном Тобольской и Томской губерний. На Уральской линии число отходников (сезонных работ­ников) увеличилось с более чем б тыс. человек в 1820 г. до свыше 8 тыс. в 1824 г. Число жатаков в других районах Казахстана определить трудно, так как они не включались в списки жителей окружных поселений. Немного сведений сохранилось и о жителях казахских аулов и составе городского населения.

Первая половина XIX в. — время оживления взаи­мовыгодных торговых связей Казахстана со среднеазиат­скими ханствами, Сибирью и Китаем. Караванная тор­говля связывала торговые центры Казахстана и сопре­дельных стран. В целях обеспечения безопасности про­хождения караванов через Казахскую Степь правитель­ство России в мае 1803 г. разрешило купцам содер­жать вооруженные отряды. Казахи также охраняли транзитные караваны, проходившие через Степь. В первой половине XIX в. разрастались центры, ко­торые имели особое значение для развития казахско- русской торговли: Петропавловск (Кызылжар), Акмо­линск, Уральск (Теке), Семипалатинск, Бухтарма, Орен­бург, Омск. В Западном Казахстане крупным торговым центром стала Ханская ставка. В 1855 г. в Семипала­тинске были учреждены две городские ярмарки.

В торговле со Средней Азией из всех городов, конт­ролируемых Россией, не было равного Петропавловску. Только в 1849 г. сюда доставляли товары из Ташкента, груженные более чем на 5 тыс. верблюдах и около 150 арбах. Сырдарьинские города и другие поселения юга Казахстана были также тесно связаны со среднеазиат­скими центрами торговли.

Все более расширяющаяся казахско-русская торгов­ля, наряду с процессами возрастания политической за­висимости казахских жузов от России, открывала путь для постепенного приспособления хозяйства Казахстана к нуждам экономического развития России. Хозяйственная обособленность казахского аула стала исчезать. В углублении этих новых явлений было заинтересовано и царское правительство, а принимаемые административ­но-политические меры России расширяли их.

«Устав о сибирских киргизах”. Крупным шагом цар­ского правительства в сторону дальнейшего изменения политического статуса казахских земель явилось приня­тие в 1822 г. «Устава о сибирских киргизах”. Пред­посылки этой реформы обусловлены социально-полити­ческими изменениями, произошедшими в конце XVIII — начале XIX в. Участие казахов в Крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева и в восстании под предводительством батыра Сырыма Датулы выявили сла­бость ханской власти. Особенно это чувствовалось в Младшем жузе, где российская администрация делала ставку на зависимых ханов. В то же время ханы не обеспечивали претворения в жизнь политики царизма, а их политика порою компрометировала ханскую власть.

Несколько иное положение складывалось в Среднем жузе. Некоторые обстоятельства позволили царскому правительству начать реформу по ликвидации ханства именно с него. Влияние вступившего во владение в 1781 г. хана Вали ( Уали ) было намного меньше, чем его знаменитого отца, хана Абылая. Кроме того, жесткость позиции хана Уали вызывала недовольство его поддан­ных. Усиливая политическое дробление Среднего жуза, царское правительство назначило в 1815 г. второго хана Букея (Бокея ). После смерти хана Букея в 1817 г. и хана Вали (Уали) в 1819 г. новые ханы в Среднем жузе не были утверждены. Сложившееся положение было использовано для ликвидации института ханской власти и введения новой системы управления Средним жузом.

«Устав о сибирских киргизах” 1822 г. был разработан под руководством Сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского. В нем активное участие принимал бу­дущий декабрист Г.С.Батенъков. Ряд позитивных положе­ний «Устава” (отмена рабства, мероприятия по здравоох­ранению и образованию) не меняли сущности закреплен­ной в нем колониальной системы в Казахстане.

Главной целью «Устава” была ликвидация традицион­ной казахской политической системы, изменение административного, судебного, территориального управления на северо-востоке Казахстана. Средний жуз был разделен на административные единицы: аулы, волости, округа. По административному делению аул состоял из 50-70-и кибиток, волость — 10-12-и аулов, округ — 15-20-и волостей. Округа казахов Среднего жуза составляла «Об­ласть сибирских киргизов”, которая подчинялась Омс­кой области. Омская, Томская и Тобольская области вошли в состав Западно-Сибирского генерал-губернатор­ства с центром в Тобольске, а с 1839 г. — в Омске.

Область сибирских киргизов граничила на западе с Оренбургской степью. На юге граница проходила по р. Чу. Область делилась на внешние и внутренние округа. Основные казахские кочевья отошли к внешним округам, создаваемым на правобережье Иртыша. Это Каркаралинский, Кокчетавский (1824 г.), Баянаульский (1826 г.), Аягузский (1831 г.), Акмолинский (1832 г.), Уш-Булакский (1833 г.), Аман-Карагайский (1834 г.), а также открытые в 40—50-х гг. Кокпектин- ский, Кушмурунский, Алатауский округа. Численность населения в них не была постоянной. В 40-х гг. XIX в. в Каркаралинском округе насчитывалось до 60 000, а в Аягузском (позже Сергиопольском) — свыше 40 000 кочевников.

Округа подчинялись Омскому областному правлению, а руководство ими возлагалось на окружные приказы. Формальное руководство округом передавалось старше­му султану. На деле введение царизмом коллегиального порядка рассмотрения дел ограничивало роль старшего султана и создавало условия для контроля за его дей­ствиями. Старший султан избирался только султанами, его приравнивали к чину майора российской службы, а через 9 лет службы (3 срока) он мог рассчитывать на дворянское звание. При выборе старшего султана со­блюдался старый обычай: его, как некогда хана, подни­мали на белом войлоке. Постепенно старший султан становился лишь орудием в руках омского областного правления. Среди аристократии, стремившейся провести в старшие султаны своих представителей, взаимные рас­при, обман и подкупы стали обычным явлением.

Старшие султаны избирались на 3-годичный срок с правом дальнейшего переизбрания. Срок пребывания в должности волостного султана не ограничивался. Власть волостного султана переходила по наследству. Если он не имел наследника, волостным султаном становился его брат или родственник, но обязательно утвержден­ный в должности областным правлением. Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса. Все султаны, не избранные на должности, сохраняли свое наследственное звание, но не имели права вмешиваться в управление.

Аульные старшины избирались из числа казахов каж­дые 3 года, но один и тот же старшина не мог переиз­бираться на последующие сроки. Аульный старшина утверждался в должности окружным приказом. Волост­ные старшины подчинялись волостным султанам, а в правах, так же, как и бии, приравнивались к сельским «головам” (старостам) России.

Судебные дела по «Уставу” делились на 3 категории: уголовные, исковые и жалобы на управление. Уголов­ные дела рассматривались в окружных приказах на основании законов Российской империи. Предваритель­ное следствие проводилось казахским бием с участием российского чиновника. По требованию казахов рассмат­риваемые дела решались на основании местных старых законов. Но окружной приказ оставлял за собой право пересмотра решений биев.

Позже управление сибирскими казахами было возло­жено на Пограничное управление. Пограничный началь­ник и председатель Пограничного управления назнача­лись специальными указами. Практически неограничен­ные полномочия приобретал пограничный начальник, имевший чин генерал-майора. Генерал-губернатор ут­верждал старшего султана с его одобрения. Погранич­ный начальник единолично утверждал казахских заседа­телей окружного приказа и волостных управителей, вел переговоры по пограничным делам с соседними владете­лями через Пограничное управление, куда входили (по­мимо председателя) советники, один казахский асессор и другие чиновники; он же управлял казахами.

«Устав” 1822 г. создавал условия для расширения торговли между Россией и Казахстаном. В (параграфах 46, 49) были зафиксированы широкие права казахов, которые могли сбывать свои изделия и пригонять на российский рынок свои стада. Большие права предо­ставлялись и российским торговцам. Продажа вина в Казахской Степи запрещалась. Поощрялась караванная торговля: она не облагалась пошлиной, а султан мог отправлять караваны за границу.

В целом «Устав” 1822 г. оставил определенный след в социально-экономическом развитии Казахстана. С од­ной стороны, реформа изменила политический облик казахских земель, ввела систему централизованного (и бюрократического в верхних эшелонах) управления Ка­захстаном; все более приспосабливала его к российской системе. Реформа в определенной степени положила конец межродовым распрям и открыла путь к освоению бо­гатств казахского края. С другой, ликвидировав полити­ческую самостоятельность казахского народа на боль­шей части Казахстана, «Устав” открыл путь к расшире­нию колониальной политики царской России.

Реформа в Младшем жузе. Начало осуществления в Казахской Степи административно-политических реформ натолкнулось на сопротивление казахского общества. Ведь реформы ограничивали привилегии аристократической прослойки, куда входили султаны, стремившиеся сохра­нить прежние порядки. Некоторая часть трудящихся боялась нового угнетения. В Младшем жузе волнения, направленные против политики российского правитель­ства, происходили еще в XVIII в. В начале XIX в. многие также были недовольны действиями ханов или походами военных в Казахскую Степь. Длительное вре­мя оппозицию в Степи возглавлял султан Каратай Ну- ралиев. Большинство казахов, живших в нижнем тече­нии Сырдарьи (Младший жуз) признавали ханом Арын- газы Абылгазыулы.

По «Уставу” об оренбургских казахах, разработанно­му П.К. Эссеном в 1822 г., планировалось назначение в Младший жуз трех ханов, но такое предложение было отвергнуто. По этой причине Устав в том году не был утвержден. Он рассматривался вновь и был принят в Азиатском комитете лишь в 1824 г. В связи с этим хан Шергазы был вызван в Оренбург и принят на службу, а ханская власть на основной территории Младшего жуза была упразднена.

Ханская власть сохранялась до 1845 г. лишь во Внутренней орде (Букеевское ханство), образованной в 1801 г. в междуречье Волги и Яика.

Вопросы и задания

1. При каких обстоятельствах ханская власть в Казахстане была упразднена? Какие причины ускорили этот процесс?

2. Охарактеризуйте изменения, которые произошли согласно «Уставу о сибирских киргизах” в 1822 г.

3. Как проходила отмена ханской власти в Младшем жузе?

Документы и материалы

О подготовке Устава 1822 г.

Наряду с новыми законами о сибирских инородцах, Спе­ранский на особом месте выделил закон об управлении сибир­скими киргизами. А для обследования и съемки неизвестных сибирских земель он внес особое предложение: о приведении в известность земель в Сибири. В этой записке оказал ему значительную помощь Батеньков, обладавший специальными сведениями, как принадлежавший к корпусу инженерных войск (подсобному перу Батенькова, кроме того, принадлежит несколько объяснительных записок и законопроектов о Сиби­ри: сухопутные сообщения, учреждения этапов, ссыльные, ино­родцы, сибирские казахи, распространение русской власти на киргизскую степь Средней Орды.

Фатеев А. А. Сперанский М.М. (генерал-губернатор Сибири)// Записки русского научно-исследовательского объединения в Праге. Прага, 1942. Т. 12. С. 24.

Устав 1822 г. о правах казахов

§ 268. Каждый киргиз, будучи российским подданным, имеет полную свободу по дозволению общества и местного своего начальства отлучаться для собственных нужд, промыс­лов и работы, куда пожелает.

§ 273. В волостях, образованных по сему уставу, сила и действие указа 1808 г. о приобретении киргизов в частное владение прекращается.

§ 274. Султаны над подведомственными им киргизами не имеют права ни владетеля, ни помещика, но суть только волостные правители, от высшего начальства с согласия наро­да поставленные.

§ 275. Посему всякий киргиз от притеснений султана имеет право просить у ближайшего начальства защиты.

§ 276. Всякий киргиз может иметь недвижимую собствен­ность.

§ 277. Невольники, ныне находящиеся у киргизов, остают­ся при их владетелях с правом продажи, передачи и наслед­ственного владения, но строго запрещается вновь приобретение в неволю природных киргизов.

§ 279. Султаны составляют высшее и почетнейшее между киргизами сословие и освобождаются от телесных наказаний.

Материалы по истории политического строя Казахстана.

tak-to-ent.net

Закон о сибирских киргизах

«Устав о сибирских киргизах” 1822 г. и ликвидация ханской власти. Крестьянские восстания в конце

XVIII в. показали царской власти слабость ханского правления. Маловлиятельные ханы не только но обеспечивали проведение политики царизма, но и сами просили защиты у царя. Поэтому царское правительство стало искать для себя поддержку и опору среди многочисленной родовой знати.

Ханство и в Среднем жузе показало свою несостоятельность. После смерти в 1781 г. Абылай хана власть перешла к его старшему сыну султану Вали. Жестокость хана вызывала недовольство подданных, и казахи обратились к императрице Екатерине II с жалобой на хана и с ходатайством о его низложении. Царская власть сменила жестокого Вали хана на мягкого, безвольного, во всем соглашавшегося с русски­ми султана Бокея. После его смерти в 1817 г. русское правительство решает вообще ликвидировать институт ханской власти.

Упразднить ханское правление в Среднем жузе было предложено сибирскому генерал-губернатору М.М. Сперанскому. Он разработал «Устав о сибирских киргизах”, принятый в 1822 г. По этому Уставу в Среднем жузе вводились новая структура правления и избиратель- I иш система. Устав делил Сибирь на две части: Восточную и Западную. В Западную Сибирь вошли Тобольская, Томская и Омская области. Омская область включала территории кочевий Среднего жуза и неко­торые части Старшего жуза. Эта часть стала называться «Областью сибирских киргизов (казахов)”, для нее и был разработан «Устав о сибирских киргизах”.

По Уставу, «Область сибирских киргизов (казахов)” делилась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа были отнесены казахи, кочевавшие в Заиртышье. По параграфу 5 Устава, округ делился на волости и аулы. В каждом округе должно было быть 15— 20 волостей. По параграфу 9, переезжать из одного округа в другой без разрешения местного начальства казахам запрещалось. Параграф 15 гласил: «Аулом руководит аульный старшина, волостью — султан, а округом — старший султан”. Однако при создании волостей возник ли трудности, ибо при делении на различные структуры было сложно соблюсти равноправие различных родов и племен, разделение хозяйств. Округа подчинялись Омскому областному правлению. Округами руководили окружные приказы, а председателем становился старший султан. В приказ входили два назначенных российских заседателя и два избранных почетных казаха. По приказу, при рассмотрении основных вопросов командир казачьего отряда, расквартированный при ставке старшего султана, наделялся особыми правами. Поэтому старший султан управлял округом формально. Старший султан дол­жен был содействовать развитию хозяйства, решать вопросы образования и просвещения, искоренять барымту, в случаях нару­шения вести судебные дела, во время волнений использовать поли­цейские силы. Старший султан избирался только султанами. Ему присваивался чин майора, и он считался чиновником, поставленным руководить местными властями. За десятилетнюю работу старший султан получал дворянское звание. В случае отставки или перемены должности за ним сохранялось звание почетного султана.

Волостями руководили волостные султаны. Должность волостного султана передавалась по наследству от старшего к младшему по праву старшинства. Казахское общество имело право переизбирать их. Но при этом требовалось разрешение Омского областного правления. По этим фактам можно было предположить, что и областного руково­дителя назначали по указанию сверху. Если у султана не было наслед­ника, то это место он передавал брату или близкому родственнику, по выбору власти и с утверждением областным управлением. Султаны, не управлявшие волостями, сохраняли за собой звания султанов, но в дела управления вмешиваться не могли.

Аульные старшины избирались сроком на три года. Их утверж­дали окружным приказом. В этих выборах султаны не принимали участия. Права аульных старшин были приравнены к сельским головам в России. Они подчинялись волостным султанам и отчиты­вались перед ними о положении в ауле.

Параграф 220 Устава ограничивал права судов биев. Это говорит о том, что царская Россия усилила контроль за казахским населением. Суд не отделялся от местной администрации. Местная власть наделя­лась и полицейскими функциями.

По Уставу, все судебные дела в соответствии с параграфом 205 делились на три вида: 1) уголовные; 2) спорные; 3) жалобы на злоупотребление властью.

К уголовным делам относились: государственная измена, убийства, грабежи, барымта и неподчинение государственной власти. Другие нарушения прав, в том числе кража скота, считались исковыми. Уго­ловные дела рассматривались на основании общих законов империи в окружных приказах. Дела по барымте рассматривались в официальном порядке под контролем чиновников, прибывших из окружного приказа.

С 40-х годов XIX в. усиливается роль военных судов и областного руководства. Людей, подозревавшихся в неблагонадежности и участии в бунтах, приговаривали к смертной казни, отправляли на принуди­тельные работы, ссылали в Сибирь. Начиная с 1842 г. все уголовные дела казахов, подозреваемых в убийстве, грабеже или барымте, рассма­тривались только военным судом. «Устав о сибирских киргизах” упо­рядочил систему управления Казахской степью.

«Устав об оренбургских киргизах”. В 1822 г. был разработан проект «Устава об оренбургских киргизах”. По проекту, с 1824 г. упразднялась ханская власть в Младшем жузе. Жуз был разделен на Восточную, Центральную и Западную части, которыми руководили султаны. Султаны-правители являлись фактически чиновниками Оренбургской Пограничной комиссии. В состав Пограничной комиссии входили: председатель, четыре советника, из зажиточных казахов назначались четыре заседателя. Комиссия должна была следить за соблюдением порядка в степи, наблюдать за действиями местных чиновников и попечителей, за сбором налогов, судебным делом, : <дравоохранением.

В местную администрацию входили султаны-правители местных отделений жуза, начальники дистанций и местные руководители. Султанов-правителей назначал оренбургский военный губернатор, а остальных чиновников — Пограничная комиссия. При каждом султане- иравителе находилось от 100 до 200 человек военных.

С 1831 г. казахи трех чаетей разделились на дистанционные отделения. Это были участки между двумя крепостями — военными укреплениями, расположенными недалеко от границы с Россией. Такое административное устройство постепенно распространилось и в степные глубинные районы. Дистанционная система в Младшем жузе просуществовала с 1831 по 1868 г. Дистанционное руководство ограничивало власть руководителей родов в аулах.

Одной из особенностей организации власти в Младшем жузе было нведение должности попечителя прилинейных казахов. На эту должность назначались только царские чиновники. Официально они (•читались попечителями казахов на линии. Однако они проводили политику царизма, управляли казахами.

Административно-политические реформы царского правитель­ства 1867—1868 гг. по управлению казахскими землями. К середине 60-х годов XIX в. с присоединением земель Южного Казахстана и (Семиречья через кровопролитные бои завершилось слияние всех земель казахов с Россией. В это время в России развивались капиталисти­ческие отношения и принимались буржуазные реформы.

Относительно быстрое развитие в России капиталистической промышленности усилило роль Казахстана как богатого рынка для сбыта продукции и добычи дешевого сырья. Поэтому, чтобы освоить богатства Казахстана, надо было его подчинить царской власти. Для этих целей царское правительство создало проект единой системы руководства страной. В июле 1867 г. было утверждено «Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областя­ми”, а 21 октября 1868 г. — «Временное положение об управлении Оренбургским и Западно-Сибирским генерал-губернаторствами”.

В соответствии с реформой территория Казахстана делилась на три части: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское генерал- губернаторства. Каждое генерал-губернаторство состояло из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: Уральская и Тургайская области; в Западно-Сибирское генерал-губернаторство — Акмолинская и Семипалатинская области; в Туркестанское генерал- губернаторство—Семиреченская и Сырдарьинская области. Областями руководили военные губернаторы, наделенные гражданскими и военными правами. Они же назначались и атаманами войск, находив шихся на территории области. В военном губернаторстве было три отдела: информационный, хозяйственный и судебный. Каждым отделом руководил старший советник. Обязанности председателя областного управления исполнял вице-губернатор.

Области делились на уезды. В Семиреченскую область входили: Казалинский, Капальский, Верненский, Иссык-Кульский, Токмакский и Жаркентский уезды; в Сырдарьинскую область — Казалинский, Перовский, Туркестанский, Чимкентский, Аулие-атинский, Ташкентский, Ходжентский и Эмбинский (Темирский) уезды; в Тургайскую область — Елекский (Актобинский), Николаевский (Кустанайский), Иргизский и Тургайский уезды; в Акмолинскую — Акмолинский, Кокчетавский, Омский и Петропавловский уезды.

Уездные руководители назначались из офицеров по представлению военных губернаторов и утверждались генерал-губернатором области. У каждого уездного начальника было по два помощника: старший и младший. Полицейская власть тоже принадлежала ему. Учреждения и крепости на территории уезда тоже были во владении уездного начальника. Уезды состояли из территориальных волостей, волости — из административных аулов, которые объединяли несколько сельско­хозяйственных аулов.

Переезд из одного аула в другой разрешался только с ведома стар­шин этих аулов и волостных начальников. Волостными правителями и аульными старшинами назначались люди, выдвигавшиеся баями. Выборы проходили в волостных съездах и аульных собраниях. Кандидаты в волостные правители и аульные старшины избирались один раз в три года. Получившие большинство голосов кандидаты в волостные правители приступали к работе только после утверждения военным губернатором области, а старшины — после утверждения волостными правителями. Волостные и областные руководители имели право утверждать итоги голосования, а также объявлять их недействительными.

По реформам 1867—1868 гг., были созданы военно-судебные комиссии и уездные суды. Они в основном действовали на основании общеимперской системы законов и приспосабливались к целям колони­зации края. В аулах сохранились суды биев, которые руководили нормами обычного права и шариата, в Сырдарьинской области на зимовках — суды казиев. При разрешении споров они руководство­вались только правилами шариата. В каждой волости выбирались от четырех до восьми биев. Их утверждали военные губернаторы. Жало­ванье им не платили. Они получали штраф с обвиняемых по решению судей. Гражданские и уголовные дела, не подлежавшие рассмотрению военными и уездными судьями, рассматривались в областном правле­нии. Решение уездного судьи считалось окончательным по граждан­скому иску на сумму до 100 руб. и до 2 тыс. руб. — по решению общего присутствия областного правления.

В «Положениях” особое внимание было уделено сбору налогов и исполнению обязательств. Каждые три года проверялось число юрт. Мели обнаруживалось утаивание, то с волостных управителей и пр. брали штраф, в два раза превышавший число юрт. Туркестанское генерал-губернаторство устанавливало налог в размере 2 руб. 75 коп. с юрты, а Оренбургское и Западно-Сибирское — по 3 руб.

С оседлых, зерновых хозяйств Сырдарьинской области брали налоги: харадж и танап. Харадж составлял 1/10 часть полученного урожая натурой или деньгами. Танап — 1/8 десятины, и его размер определял генерал-губернатор.

Казахские земледельцы несли тяжелейшую земскую повинность. Они кормили районные и областные администрации, выделяли средства на строительство и ремонт мостов, почтовых трактов, дорог, чиновников должны были обеспечивать дровами, воинские части — транспортом. Народ платил налоги ушур, питир казне и мечетям. Налог на непредвиденные расходы, называвшийся кара ишгын, вконец разорял простых людей.

По «Положениям”, в каждом уездном городе предусматривалось открыть одну общую школу для всех без учета национальностей. Казахским детям разрешалось учиться бесплатно или за незначитель­ную плату в школах казачьих станиц или селах переселенцев. Для оказания медицинской помощи предусматривалось в каждом уездном городе открыть врачебный пункт с одним врачом и одной медсестрой. Таким образом, по «Положениям”, усиливалась власть центральных государственных органов, укреплялись права высших слоев общества и баев. Образовался мощный бюрократический аппарат для того, чтобы держать народ в подчинении.

Изменения, внесенные в административную и судебную струк­туры по реформам 1886—1891 гг. Царское правительство «Поло­жения” 1867—1868 гг. вводило «временно”. Однако, опасаясь недо­вольства народа, правительство сохраняло силу этих «Положений” до конца 80-х годов. В «Положения” постоянно вносились поправки. Изменения собирались, учитывались, и в 80—90-х годах сбор закончил­ся, а царское правительство начало вводить новые реформы, которые позволяли ему проводить политику безраздельного господства. 2 июня 1886 г. было принято «Положение об управлении Туркестанским краем”, 25 марта 1891 г. — «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями”.

Теперь в Туркестанский край стали входить Ферганская, Самар­кандская и Сырдарьинская области. По «Положению”, вместо Орен­бургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств образовалось Степное генерал-губернаторство с центром в городе Омске. В его состав вошли Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская и Семиреченская области. Однако в 1897 г. последняя область вновь была передана Туркестанскому генерал-губернаторству.

Все областные правления, все аппараты управления безоговорочно подчинялись генерал-губернаторам. Областные правления были приравнены к губернским правлениям центральных районов империи.

Все руководство уездами сосредоточилось в руках уездных начальников. В таких крупных городах, как Верный, Уральск, Петропавловск и Семипалатинск, были учреждены городские полицейские управления, а в маленьких городах ограничивались назначением городских приставов.

Выборные начала для управления коренным населением носили формальный характер. Вышестоящие органы царской администрации были вправе назначать волостных правителей и аульных старшин без выборов. Военные губернаторы имели право назначать новые выборы.

В органы местной власти избирались представители крупной феодальной знати и баи. Во время выборов широко практиковались подкупы и взятки. Баи, желавшие стать волостными правителями, выкладывали на подкуп и угощение приверженцев до 15 тыс. руб.

По новым правилам, сельское оседлое и кочевое население прирав­нивалось в отношении административного устройства к сельским и городским обывателям. Представители местного народа удостаивались привилегий на общих основаниях. В оседлых районах внутри уездов Степного края образовались сельские общины, которыми руководили сельские старшины. В Туркестанском крае их называли аксакалами, а общества — аксакальскими.

Вопросы о земле в казахском обществе были сложными. И хотя царская власть объявила казахские земли собственностью Российского государства, но уничтожить собственность казахских феодалов на землю не смогла. При наделе пастбищ в казахских аулах в общем был сохранен порядок распределения земельных угодий, но кое-какие конкретные ограничения были установлены. Казахи платили налоги деньгами. Если, по «Положению” 1844 г., с кибитки брали 1,5 руб., то в «Положении” 1891 г. налог увеличился до 4 руб.

В судебное устройство, по «Положениям” 1886—1891 гг., были внесены новые нормы по управлению Туркестанским и Степным генерал-губернаторствами. Однако опыт прежнего судебного руковод­ства сохранился, и последние нормативные документы их окончательно закрепили. Особенно ценным в новых «Положениях” было то, что они учитывали цели и интересы царского правительства в проведении колониальной политики.

По «Положению об управлении Туркестанским краем”, были соз­даны суды имперского типа; кроме того, работали и местные, так называемые народные суды. Однако интерес колониальных властей ставился выше, поэтому с их стороны постоянно оказывалось давление на «народные суды”. А имперские суды были законодательно усилены и их решения утверждались своевременно. Многие преступления, ранее рассматривавшиеся народными судами, теперь передавались имперским судам. Такая очевидная несправедливость была замечена во время претворения в жизнь новых правил.

Согласно «Положениям” об управлении Туркестанским и Степным краями, имперские суды были созданы из таких звеньев, как мировые судьи, областные суды и сенат. Созданные по «Положению” 1867 г.

военные суды были упразднены и заменены областными судами и мировыми судьями. По новым «Положениям”, областные суды учреж­дались в пределах областей, а в уездах и крупных городах назначались мировые судьи. Следствие вели специальные судебные следователи и помощники мировых судей. Прокурорский надзор осуществлялся областным прокурором, а также его заместителями, состоявшими при областных судах.

Имперские суды имели право рассматривать как гражданские, так и уголовные дела. Если местные жители совершали особо опасные преступления, то их дела рассматривали имперские суды.

В регионах с мусульманским оседлым и кочевым населением учреждались особые народные суды, рассматривавшие дела на осно­вании существовавших местных традиций и обычаев казахов. Предста­вители других народов, имевшие споры с местным населением, также могли обращаться в народный суд. В подобных случаях истцы лиша­лись права обращаться с этим иском к мировому судье.

Таким образом, если мировые судьи и областные суды были такого же типа, что и имперские суды, то народные суды, т. е. суды биев, по своей сути являлись феодальными. Судебное устройство, закрепленное в «Положениях” 1886—1891 гг. с внесением некоторых поправок, сохранялось вплоть до 1917 г.

В общем реформы царского правительства были направлены на усиление колониальной политики. Время от времени они изменялись и способствовали усилению эксплуатации коренного населения. Последствия реформ, проведенных на земле Казахстана, были очень тяжелыми.

? Вопросы и задания

1. В чем цель принятия «Устава о сибирских киргизах (казахах)» 1822 г.? Кто участвовал в подготовке его проекта?

2. На какие части были поделены земли Казахстана царским правительством? Какие при этом возникали трудности?

3. Каковы положительные и отрицательные стороны упразднения ханской власти в Младшем жузе?

4. С какой целью царское правительство проводило на казахской земле новые реформы?

5. Какие существуют различия между областью и уездом?

6. Какие произошли изменения в военных судах по реформам 1867—1868 гг.?

7. Какие изменения внесли реформы в вопросы о налогах и земле?

8. Какие новшества внесли реформы 1886—1891 гг.?

9. В чем разница между имперскими судами и народными судами?

tak-to-ent.net

Это интересно:

  • Правила сервера cs go jail Правила игры Режим "JailBreak" В режиме JailBreak все игроки делятся на заключенных и охранников. Один из охранников становится начальником тюрьмы. Начальник проводит среди заключенных игры. Заключенные проигравшие в игре будут […]
  • Материальные ценности современной молодежи Ценности современной молодежи К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически […]
  • Неправильно уплачен налог Неверно рассчитан и уплачен налог по УСН за 3 квартал Доброго времени суток, уважаемые формучане! Прошу вас о помощи. ИП на УСНО (доходы) при уплате авансового платежа по налогу за 3 квартал 2013 года не была по ошибке учтена одна […]
  • Гибдд штрафы платон перенесены до 15 мая закон Штраф за неоплату проезда в системе "Платон" с 15 июля может возрасти в 4 раза Проект соответствующего закона 1 размещен Минтрансом России на Федеральном портале проектов нормативных актов для проведения независимой […]
  • Оформить форму 088 Медико-социальная экспертиза 1. 80 лет2. Мужчина3. Тракторист4. 5.6. Вес 59 кг Такая ситуация - 1) Дед около 20 лет является диабетиком; около 3-х лет назад начались проблемы с онкологией (точно не скажу, но что-то вырезали и […]
  • Заявление на выдачу шенгенской визы в эстонию Виза в Эстонию: самостоятельно её можно получить за 4 дня через посольство Эстония входит в состав Шенгенской зоны, поэтому для въезда туда всем россиянам потребуется наличие действующей единой визы – Шенгена. Виза в Эстонию […]