Предоставление места в детском саду

Телефонная консультация 8 800 505-92-65

235 ответов от юристов и адвокатов

В ст. 19 Конституции РФ говорится о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от имущественного положения.

На самом деле всё актуальное законотворчество, которое должно удовлетворять положениям Конституции, ущемляет права граждан, которые не подпадают под льготные категории. Такие граждане проявляют инициативу, что-то придумывают, работают на нескольких работах, приносят в казну дополнительный доход в виде налогов. В т.ч. эти налоги идут и на обеспечение льготных категорий граждан. Но в результате эти нельготники, на которых многое и держится, остаются менее защищёнными в социальном плане, чем льготные категории граждан.

Примеры из личного опыта:

1. Нельготник в нашем городе не имеет шансов на предоставление места в детском саду, которое гарантируется ст. 43 Конституции. Ибо все места распределяются среди льготников.

2. В очереди по жилищной программе для молодых семей мы за год продвинулись на 4 места, хотя были выданы сотни жилищных сертификатов. Сертификаты отдаются льготным категориям граждан. То, что у этих льготников для участия в программе должны быть средства для выплат по ипотечному кредиту (а только у 2% россиян есть такие доходы сейчас) — это никого не волнует.

3. Пособие на ребёнка мы не получаем, т.к. доходы нашей семьи превышают 10.000 рублей на одного члена семьи. Никому не интересно, что мы отдаём за ипотечный кредит половину своих доходов, а оставшиеся средства составляют менее 10.000 рублей на одного члена семьи.

Вопрос. Можно ли считать сложившуюся ситуацию дискриминацией граждан РФ, не являющихся льготниками и добиваться восстановления равноправия, гарантируемого Конституцией?

www.9111.ru

С какого возраста обязаны взять ребенка в детский сад?

Здравствуйте! Моему сыну сейчас год и 5 месяцев,после 2 лет хочу отдать его в садик и выйти на работу,но отслеживая нашу очередь пришла к выводу,что и к 3 годам такими темпами мы не попадем,очередь отодвигается в обратную сторону,причем количество льготников +10, а кол-во людей перед нами +100… Новосибирск вообще не решает проблему с садами,и я хочу через суд добиться путевки сыну в мае 2016 или раньше. С какого возраста я могу отдать сына в сад? Мы — не льготники. С чего начать борьбу за путевку, ребенок январский и сидеть до 3,7 я не имею возможности. В середине года,например в 2 года (январь 2016) моего ребенка примут в сад? или только в сентябре? Почему очередь движется так непонятно,хотя и так все ясно,все продается и покупается. Сидеть дома я не могу,надо идти работать. на частный сад денег нет,бабушек тоже нет. Жду ответа. В садах,в которых мы стоим на очереди открытым текстом сказали,что до 3 лет даже не звоните нам. Почему я должна бегать по инстанциям,если по конституции положено БЕСПЛАТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Добрый день, на нашем сайте многие как и Вы пишут о несоблюдении законов в этой области. Я тоже нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и проживаю в Новосибирске. Льготную очередь не имею и хочу выйти на работу, но прекрасно представляю себе свои возможности как юриста в решении этой проблемы и возможности наших властей.

Советую изучить ответы наших экспертов на такой же вопрос: /problem/17270

Вы можете обратиться в прокуратру, если считаете, что очередь движется несправедливо и можете обратиься в суд и даже выиграть его, т.к. есть законодательство, которое на Вашей стороне, и суд выносит решение согласно нормам закона. Но на стадии ипсолнения решения Вас вряд ли ждет успех, т.к. фактическое исполнение решения должно обеспечиваться ресурсами, которых нет у муниципальных властей. Мэрия не может забрать у кого-то место и отдать его Вам.

Существует судебная практика по предоставлению места в детском саду.

Для этого, сначала сделайте письменный запрос в отдел образования админисрации когда Вам будет представлено место в детском саду на несовершеннолетнего ______.

Затем обращайтесь в районный суд по месту нахождения администрации с требованием обязать ответчика предоставить несовершеннолетнему ___ место в детском саду.

Вот правовая позиция для иска:

В статье 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства — участники обязуются обеспечить ребёнку такуюзащиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Статьёй 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования. Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона). Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа. Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Непредоставление ребёнку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении заинтересованным лицом полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Данная позиция согласуется с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении от 15 мая 2006 г. № 5-П, в котором указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Такая правовая позиция была высказана Верховным судом Российской Федерации в определении по делу Дело № 35-КГ14-2 от 14.08.2014 года .

Департамент образования Администрации города Новосибирска организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти; осуществляет учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Таким образом, у органа местного самоуправления имеется законодательно установленная обязанность по реализации социального права граждан на получение дошкольного образования, однако закрепленная в Конституции Российской Федерации и Законе «Об образовании» общедоступность дошкольного образования предполагает, прежде всего разумность сроков реализации указанного социального права, при этом в силу требований закона должен учитываться принцип очередности, за исключением льготной категории граждан.

Также следует принять во внимание п. 1 п.п «в» Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 599 «По реализации государственной политики в области образования и науки», согласно которому Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

Таким образом, действиями Ответчика нарушаются права Истца, как законного представителя несовершеннолетнего ________ по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении.

Из-за грубого нарушения ответчиком действующего законодательства, Истцу были причинены нравственные страдания: истец была вынуждена прсить родственников сидеть с ребенком, ______________. в соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку факт нарушения прав истца по не предоставлению его сыну места в муниципальном образовательном учреждении дошкольного образования г. Новосибирска достоверно установлен, суд с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости имеет право взыскать в пользу Истца компенсацию морального вреда в размере _______ рублей

1) обязать ответчика предоставить несовершеннолетнему ______ место в дошкольном образовательном учреждении.

2) взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере _________ рублей, в качестве компенсации морального вреда.

fondtaktak.org

Что говорит закон о детских садах 2018: предоставление мест, компенсации и другие вопросы

Что говорит закон о детских садах 2018 года, есть ли изменения в предоставлении компенсаций и как их можно оформить? Являются ли добровольные взносы законными и как их не платить, имеет ли право руководство дошкольных учреждений устанавливать видеонаблюдение в помещениях, где находятся дети? Эти и многие другие вопросы очень волнуют родителей малышей, особенно сегодня, когда устроиться в детский садик не так просто из-за нехватки мест.

Компенсации и особенности оформления выплат

Возврат денег за детский сад законом определяется в качестве частичной компенсации затрат, то есть материальной помощи малоимущим или многодетным семьям (родителям или официальному представителю ребенка), которая помогает сэкономить определенную сумму, уплаченную за содержание малыша. Но, кроме этого, действующим законодательством предусмотрен ряд выплат за непредоставление таких мест, что регулируется ФЗ «Об образовании в РФ» (п.3 ч.1 ст.8). Унифицированной практики нет, но региональные законы о предоставлении места в детском саду предусматривают, что такие компенсации выплачиваются в следующем порядке для разных регионов:

  1. Матпомощь выплачивается на детей в возрасте 1,5-6 лет, но в Кирове, Самаре, Красноярске время выплат сокращено до достижения малышом трех лет, а в Липецке она производится в возрасте 3-6 лет. При этом в Самаре размер компенсации зависит от очередности: 1 тыс. руб. за первого ребенка, 1,5 тыс. руб. за второго, 2 тыс. руб. за третьего и каждого последующего.
  2. Размер матпомощи в Томске, Архангельске, Березинке будет равным для любого возраста, в Перми – от 5 295 руб. в возрасте 1,5-3 лет, от 4 490 руб. для детей 3-6 лет.
  3. В Ямало-Ненецком округе сумма меньше, она колеблется от 3210 до 4210 руб., а с 5-6 лет не назначается вообще.

Сегодня законы о компенсации за детский сад предусматривают, что для получения денежной помощи следует обратиться в органы местного самоуправления или соцобеспечения (зависит от региона), предоставив следующий пакет документов:

  • паспорта обоих родителей;
  • св-во рождении малыша;
  • св-во о браке/разводе его родителей;
  • справки о нахождении в очереди в детский садик, составе семьи;
  • справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком;
  • письменный отказ в предоставлении места ребенку в дошкольном учреждении;
  • реквизиты для р/с, открытого в банке.

Принятый закон о детских садах гласит, что выплачиваемые суммы не будут облагаться налогами на ДФЛ (до 2015 года необходимо было выплачивать 13% от полученной суммы).

А какой вообще будет сумма компенсации и могут ли ее получить опекуны? Согласно действующему законодательству в этой области, опекуны имеют равные права с родителями. Закон о приеме детей в детский сад (ч.5 ст.65 ФЗ «Об образовании» № 273-ФЗ) предусматривает такую величину выплачиваемых денежных компенсационных средств:

  • на 1-го ребенка – 20% от общей суммы оплаты;
  • на 2-го – 50%;
  • на 3-го и больше – 70%.

Особенности организации видеонаблюдения в детсадах

Кроме компенсаций расходов или не предоставления места в дошкольных учреждениях, довольно много вопросов вызывает организация видеонаблюдения. Семейный кодекс устанавливает, что во время нахождения малышей в детсадах ответственность за них несут лица, замещающие родителей, то есть воспитатели. Но, если родители будут не согласны с видеофиксацией, то они вправе отказаться от нахождения малыша в данном заведении или обратиться к его руководству с просьбой о прекращении видеонаблюдения.

Законно ли видеонаблюдение в детских садах? Законом это поощряется, например, Пр. № 582 от 03.06.2008, но оператор обязан сообщить родителям о сборе таких персональных данных, получить их согласие и при необходимости предоставить собранную информацию. Предоставлять данные оператор должен в течение 30 дней от момента получения запроса, при этом доступ будет безвозмездным или в виде возможности свободного ознакомления с информацией.

Добровольные пожертвования: законны ли они?

Еще одним важным вопросом являются добровольные пожертвования в детских садах, закон насчет которых однозначен, но на деле нарушается часто. Закон № 273-ФЗ (ч.2 ст.65) устанавливает, что каждое дошкольное учреждение имеет право самостоятельно устанавливать плату за содержание ребенка, а отдельным категориям родителей (законных представителей) предоставлять льготы.

Оплата уже включает в себя такие услуги, как на связь, оплаты труда, транспортные и коммунальные услуги, материальные запасы на содержание малышей, арендную плату и многое другое, включая игрушки, ремонт помещений, мебель, канцелярские товары. Ранее в Законе о дошкольном образовании, ныне утратившем силу, существовала норма о том, что детские садики имеют право привлекать дополнительные финансовые средства, если это предусмотрено уставом. В действующем Законе об образовании № 273-ФЗ подобное положение отсутствует. Однако Федеральный закон «О благотворительной помощи и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. предусматривает возможность добровольных пожертвований на любые цели, в т.ч. для оказания спонсорской помощи детсадам. Подобные пожертвования вносятся добровольно, но только на специальный расчетный счет и со строго определенным целевым назначением. Поэтому внесение пожертвований «на руки» руководителю или воспитателю без предоставления каких-либо документальных подтверждений, является незаконным.

Действующие сегодня законы о детских садах регламентируют многие моменты, включая компенсации при отказе предоставления места или расходов, связанных с содержанием малыша, размер оплаты услуг и даже установку систем видеонаблюдения. Чтобы не столкнуться с «неприятными сюрпризами», касающимися многих моментов, включая материальные вопросы, специалисты рекомендуют внимательно читать заключаемые договора, при малейших сомнениях выбирать другое дошкольное учреждение.

subsidii.net

Доступность детского сада: о чем молчат чиновники

Подавляющее большинство родителей считают, что нехватка мест в детских садах – это как бы данная реальность: как Бог даст – так и пойдем в сад, а не даст – ничего, переживем. Между тем, власти города обязаны предоставить место в детском саду ребенку в течение одного месяца с момента вашего обращения в муниципалитет (регистрации ребенка в управлении образования), если только вы сами не указали иной срок для его поступления в ДОУ.

Мне бы не хотелось касаться темы «почему закон говорит одно, а на деле происходит совсем другое» — потому что «другое» происходит исключительно по желанию чиновников. А их желание для нас ничего не значит: законными представителями детей являются родители, и закон не дает права чиновникам без учета их мнения определять, когда ребенок пойдет в детский сад. Это решают только родители, и никто больше. Я вкратце разъясню, что говорит на самом деле закон, как его применить, чтобы не ждать несколько лет своей очереди в садик.

Конституция России не только дала нашим детям право на образование, но и гарантировала его общедоступность и бесплатность в муниципальных детских садах. Это означает, что, несмотря на необязательность дошкольного образования (в отличие от общего образования в школах) для граждан, оно должно быть предоставлено по заявлению родителей ребенка.Весь вопрос в том, когда муниципалитет это должен сделать.

Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать системную связь рада норм (положений) законодательства – каждый законодательный акт состоит не из отдельных, а связанных между собой по смыслу норм. А также понимать, какова роль муниципалитета в реализации этих норм.

Что говорит закон

Конституция страны, дающая каждому из нас ценности в виде прав на определенные блага (в том числе и на образование вообще, и на дошкольное образование как его элемент – в частности), обозначает общие принципы распределения этих благ и условия для реализации этих принципов. Вот эти общие принципы:

Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации (…) обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, (…) развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В своей совокупности приведенные положения означают, что ни один ребенок, никаким образом, ни при каких обстоятельствах (в том числе при обстоятельстве нехватки мест в детских садах города), ни по какой причине не может быть лишен права на получение дошкольного образования в муниципальных детских садах, пусть такое образование и не является обязательным.

Следовательно, Конституция России определяет принципы:

— всеобщего равенства возможностей для развития личности;
— всеобщего равенства возможностей для получения образования.

Таким образом, образование в муниципальном дошкольном учреждении является составным элементом общедоступного бесплатного образования, формой социальной поддержки семьи государством, а его предоставление направлено на реализацию конституционного принципа юридического равенства, выраженного в данном случае всеобщим равенством возможностей развития личности, а равно всеобщим равенством возможностей для получения образования.

Продолжая линию всеобщего конституционного равенства и реализуя эти положения Конституции, депутаты Госдумы РФ приняли в некоторых федеральных законах ряд положений, закрепляющих эти принципы:

— с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования; в форме самообразования; в форме экстерната (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «Об образовании»);

— для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).

— родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 (вступило в силу в апреле этого года; аналогичные положения содержались и в предыдущей редакции Типового положения), устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Все вместе это означает, что отказ вашему ребенку в приеме в детский сад может быть обоснован только:

— состоянием здоровья, при этом для детей, которые по медицинским показаниям не могут посещать детские сады общеразвивающего типа, предусмотрены специальные детские сады;

— его возрастом: если ребенок младше 2 месяцев или старше 7 лет.

Это – единственные законные основания для отказа в приеме.

Теперь разберемся с ролью муниципалитета в обеспечении предоставления дошкольного образования в детских садах и когда вашему ребенку обязаны предоставить место в садике с момента вашего обращения в муниципалитет или его управление образования.

Начнем с Конституции:

Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16
1. Положения настоящей главы Конституции (т.е. и вышеуказанных двух статей – Прим. авт.) составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Все вместе эти положения означают, что орган местного самоуправления (муниципалитет и его структурно-отраслевые подразделения, в том числе подразделение по управлению образованием) не может совершать действий, осуществлять бездействие или принимать нормативные акты, противоречащие или не соответствующие положениям Конституции и федеральных законов. Таким образом утверждается публично-правовой характер наделяемых муниципалитету законом полномочий и обязательств. Принцип публичного права можно коротко описать так: «все, что не разрешено законом, то запрещено».

Следуя положениям статьи 12 Конституции РФ, федеральный законодатель абзацем 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области местного самоуправления закрепил за федеральными органами государственной власти полномочия правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым относится и организация местных детских садов. Это в том числе означает, что муниципалитет не вправе самовольно устанавливать сроки исполнения своих публично-правовых обязательств, а также переносить сроки исполнения этих обязательств, если только федеральным законом ему не дано такое право.

Частью 4 статьи 7 этого закона конкретизированы положения статьи 15 Конституции: «Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации«.

Дает ли право федеральный закон муниципалитету устанавливать сроки при распределении мест в детские сады?

Вопросы, связанные с реализацией права на образование, в том числе и его предоставлением, рассматривает Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Статьей 31 к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения предоставления дошкольного образования федеральный законодатель отнес: организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Перечень полномочий этим исчерпывается, права полного или частичного неисполнения этих полномочий не предусмотрено. Это понятно: если у муниципалитета будет право не исполнять эти свои полномочия в той или иной мере, ни о какой общедоступности дошкольного образования говорить не придется.

Если муниципалитет дает места одним сверстникам по факту их наличия, а другим не дает по факту отсутствия мест, то это означает, что первые будут нарушать права других путем осуществления своих прав, что прямо противоречит части 3 статьи 17 Конституции.

Тогда какой же срок есть у муниципалитета для исполнения своих полномочий, если этот срок не оговорен в положениях Закона РФ «Об образовании»?

Так как дошкольное образование в муниципальном детском саду не обязательно, но гарантировано, то для реализации нашим ребенком права на него мы должны обратиться в муниципалитет – без этого обращения он не обязан искать нас и интересоваться, почему это мы не хотим отдать ребенка в детский сад. Сроки работы с обращениями граждан регулирует статья 12 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, часть 1 которой устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Поскольку законодательство запрещает муниципалитету уклоняться от исполнения своих полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (а обеспечение наличия свободного места в детском саду, в том числе его создание, является именно организационным вопросом), то ваше обращение в муниципалитет о предоставлении места в детском саду по месту жительства должно быть не просто рассмотрено в течение месяца, но и удовлетворено!

В случае же если вам отказывают на основании отсутствия свободных мест, вам необходимо обратиться в муниципалитет не только за предоставлением места, но и за его созданием (обеспечением наличия), а отказ на такое заявления будет совершенно незаконным, что даст вам возможность обжаловать его в суде или через прокуратуру.

Все типовые обращения в органы местного самоуправления, прокуратуру и суд (с полным юридическим обоснованием), а также алгоритм действий в случае если вам отказывают в предоставлении места в садике, вы можете увидеть в моем блоге, специально созданном для этих целей. Мне, после отказа управления образования и обещания устроить ребенка в сад только в случае высвобождения другим ребенком занятого места, оказалось достаточно обратиться к мэру о создании места. Я написал заявление 11 мая, с 25 июня моя дочь начнет посещать садик. Суд и прокуратура не понадобились.

Теперь, будучи довольно основательно подкованными в законодательстве, вы, уважаемые родители, можете сами проверить, не обманывают ли вас местные чиновники, говоря, что они ничего вам не должны, что закон предусматривает посещение детьми садиков только с 2 лет, или соответствуют ли закону сроки комплектования детских садов в вашем городе, а также условие комплектования ваших садиков только при условии наличия свободных мест.

letidor.livejournal.com

Дорогу мамам — сайт для молодых родителей

Основное меню

Компенсация за не предоставление детского садика после 1,5 лет

А вы знаете, что право ребенка на дошкольное образование прописано в Конституции Российской Федерации? Это значит, что государство обязано предоставить нашим деткам садик к возрасту 1,5 года, если мы этого потребуем! А что мы видим на деле? В садик очереди, и еще недавно, очередь продвигалась так медленно, что детям уже в школу идти пора, а тут очередь в садик подошла.

На сегодняшний день эта ситуация немного выправилась. Но по-прежнему государство не состоянии полностью обеспечить всех местами в дошкольных учреждениях. Многие вынуждены нанимать няню, или отдавать ребенка в частный садик за немалые деньги. Большинство за неимением нужной суммы денег вынуждены сидеть с ребенком дальше в отпуске и не выходить на работу, а следовательно и не получать зарплату. Эти затраты обязано компенсировать государство, ведь оно нам гарантировано Конституцией. Что же нового появилось по этому вопросу у наших законодателей?

Летом прошлого года в Госдуму внесен законопроект, который предусматривает выплату компенсации семьям, которые не получили место в деском саду за отсутствием такового в нужный момент. Эта компенсация должна выплачиватся из регионального бюджета.

Чтобы узнать, как получить эту компенсацию, необходимо навестить местные органы социальной защиты (РУСЗН) населения.

Необходимы следующие документы на получение компенсации:

  • Заявление,
  • паспорт заявителя,
  • свидетельство о рождении детей,
  • приказ с места работы мамы, что она сидит в декретном отпуске,
  • справка о составе семьи с места жительства,
  • справка из ДУ, где ребенок стоит в очереди с указанием того, что ребенок не посещает детсад по причине отсутствия мест.

Пособие должно составлять примерно 5 тыс. руб ежемесячно и выплачиваться до момента, когда появится место в детсаде. На него имеют право и работающие женщины и неработающие, а также студенты.

Так как компенсация за не предоставление детского сада по причине отсутствия мест выплачивается из регионального бюджета, то сами регионы пока решают выплачивать такую компенсацию или нет. Особенно в садиках нуждаются Архангельская, Новосибирская, Волгоградская, Нижегородская, Томская, Свердловская области.

Решение выплачивать такую компенсацию уже приняли в Красноярске,Кировске, Архангельске, Перми, Липецке, Самаре, Томске, Ямало-Ненецком АО, Смоленской обл, Ярославле, Ханты-Мансийском АО, Березниках (Пермский край).

Вопрос настолько остро стоит, что буквально пару дней назад одна чья-то цитата через лайки всполошила весь контакт. Вот оригинал:

Девчата, а в вы знаете, что по достижению вашего ребенка 1,5 лет, вам обязаны предоставить место в детском саду. Если же оно вам не предоставляется, вы получаете компенсацию в размере 5300р ещемесячно. Закон вступл в силу в январе этого 2012 года. Ставьте класс, пусть все мамочки об этом знают.

После этого мне лично цитату кидали несколько раз, видала её у друзей. Да, вопрос стоит остро, всех очень интересует что за компенсация за детский сад и каков её размер, возможно ли её получить, когда малышу исполнилось уже более 1.5 лет. Будем следить за развитием событий.

Вот официальная буква закона:

Проект федерального закона N 556611-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» Статья 1 Внести в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-I
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150;
2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1 (ч.1), ст.
21; N 17, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1,
ст. 51) изменение, дополнив его статьей 52.3 следующего содержания:
«Статья 52.3. Компенсация за непредоставление ребенку места в
государственных, муниципальных образовательных учреждениях,
реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного
образования

1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения
детей, которым не предоставлено место в государственных,
муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям
(законным представителям) выплачивается компенсация на одного
ребенка в размере 5 тысяч рублей.

2. Предоставление компенсации родителю (законному представителю) не является основанием для
снятия ребенка с учета (очереди) по устройству в государственное,
муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.

3. Право на получение компенсации утрачивается при определении ребенка в
государственное, муниципальное образовательное учреждение,
реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного или
начального общего образования.

4. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации,
является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.»
Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января
2012 года. Президент Российской Федерации

Как видим, это только законопроект. Считаю его хорошим, годным и полезным. Будем надеяться, что всё так и будет. Задавайте вопросы, будем вместе разбираться.

Текст законопроекта прислала Ольга Бру****ва. Спасибо!

mamkam.spb.ru

Это интересно:

  • Приказ фсин россии 240 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы” По […]
  • Размер госпошлины за подачу иска суд Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями Текст статьи. Комментарии к статье Сколько стоит подать судебный […]
  • Судебная практика по ч2 ст 228 ук рф Приговор суда по ст.228, ч.2 УК РФ, с условным сроком наказания. Адвокаты "Ушаковы, Путиловы" - это прежде всего, команда профессионалов! Приговор суда у словным наказанием по ч.2 ст.228 УК РФ при санкции до 10 лет лишения свободы, […]
  • Нотариус москвы тушино Нотариусы Москвы на станции метро Тушинская Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Андреева Лариса […]
  • Инструкция о порядке применения правил допуска к управлению самоходными машинами Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 3 апреля 2013 г. № 163 “О внесении изменений в Инструкцию о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста - машиниста […]
  • Если вычет больше налога Если вычет по НДФЛ больше начисленной зарплаты Актуально на: 4 октября 2016 г. Доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13% (кроме дивидендов), могут быть уменьшены на сумму налоговых вычетов. А если эти вычеты превысят величину […]