ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 26 декабря 1996 года №337-I

О политических партиях

(В редакции Законов Республики Узбекистан от 20.08.1999 г. №832-I, 12.12.2003 г. №568-II, 30.04.2004 г. №621-II, 03.12.2004 г. №714-II, 11.04.2007 г. №ЗРУ-90, 25.12.2008 г. №ЗРУ-194, 31.12.2008 г. №ЗРУ-197, 20.01.2014 г. №ЗРУ-365, 18.04.2018 г. №ЗРУ-476)

Статья 1. Понятие политической партии

Политической партией является добровольное объединение граждан Республики Узбекистан, образованное на основе общности взглядов, интересов и целей, стремящееся к осуществлению политической воли определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимающее участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами.

Статья 2. Правовые основы деятельности политических партий

Политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, другими актами законодательства, а также на основе своих уставов.

Статья 3. Принципы создания и деятельности политических партий

Политические партии создаются и действуют в целях реализации прав и свобод граждан на основе свободного волеизъявления, добровольности вступления и выхода из партии, равноправия своих членов, самоуправления, законности и гласности.

Запрещается создание и деятельность политических партий:

имеющих целью насильственное изменение конституционного строя;

выступающих против суверенитета, целостности и безопасности Республики Узбекистан, конституционных прав и свобод ее граждан;

пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду;

посягающих на здоровье и нравственность народа;

по национальному и религиозному признакам.

Статья 4. Членство в политических партиях

Гражданин Республики Узбекистан одновременно может быть членом только одной политической партии.

Любые ограничения прав гражданина, а равно предоставление ему льгот или преимуществ по признакам партийной принадлежности запрещаются.

Президент Республики Узбекистан, являясь гарантом соблюдения прав и свобод всех граждан республики, обязан приостановить или прекратить свое членство либо участие в политической партии на срок исполнения президентских полномочий.

Не могут быть членами политических партий:

прокуроры и следователи прокуратуры;

сотрудники органов внутренних дел, службы национальной безопасности;

граждане иностранных государств и лица без гражданства.

Политические партии имеют фиксированное индивидуальное членство.

Статья 5. Гарантии деятельности политических партий

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создает им равные правовые возможности выполнения ими своих уставных целей и задач.

Органам государственной власти и управления, предприятиям, учреждениям, организациям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.

Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается.

Мероприятия организаций политических партий осуществляются в основном в нерабочее время их членов и за счет средств этих партий. Частным работодателям запрещается требовать от своих работников заниматься политической деятельностью от имени партии во время исполнения ими трудовых обязанностей.

На работников аппарата политических партий распространяется законодательство о труде, социальном обеспечении и социальном страховании.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Закон о политических партиях республики узбекистан

З АКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Исходя из Всеобщей декларации прав человека, Конституции Республики Узбекистан, настоящим Законом закрепляется за гражданами как их неотъемлемое право свобода создания общественных объединений.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие общественного объединения

Общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся для совместной реализации их прав, свобод и законных интересов в сфере политики, экономики, социального развития, науки, культуры, экологии и других областях жизни.
Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, молодежные и детские организации, организации ветеранов и инвалидов, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, ассоциации и другие объединения граждан.
Действие настоящего Закона не распространяется на кооперативные и иные организации, преследующие коммерческие цели либо содействующие извлечению прибыли (дохода) другими предприятиями и организациями, на религиозные организации, органы самоуправления граждан, а также на другие органы, порядок создания и деятельность которых определяются иным законодательством.

Статья 2. Законодательство Республики Узбекистан об общественных объединениях

Законодательство Республики Узбекистан об общественных объединениях состоит из настоящего Закона, определяющего основы правового положения общественных объединений, Закона Республики Каракалпакстан об общественных объединениях, других актов законодательства Республики Узбекистан.

Статья 3. Цели создания общественных объединений

Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; развития активности и самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворении профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно- просветительской, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения межреспубликанских и международных связей, укрепления мира и дружбы между народами; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом.
Не допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на разрушение нравственных устоев общества, общечеловеческих гуманистических ценностей, а также имеющих целью противозаконное изменение конституционного строя или нарушение единства территории Республики Узбекистан, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, в том числе классовой, а также расовой, национальной и религиозной вражды, ведущей к расколу общества, совершение иных запрещенных законодательством деяний.
Запрещается создание общественных военизированных объединений и вооруженных формирований, а также партий религиозного характера, их филиалов и других структурных подразделений.
Запрещается общественными объединениями и их органами использование антидемократического силового давления на законно и демократическим путем сформированные органы власти и управления и носителей властных полномочий. Любые попытки под предлогом демократического решения оказывать давление на законно функционирующие органы власти и управления и должностных лиц пресекаются законом.
Преследуется в соответствии с законом создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

Статья 4. Принципы создания и деятельности общественных объединений

Общественные объединения создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (участников), самоуправления, законности и гласности.
Все общественные объединения, выполняя функции, предусмотренные их уставами, другими актами, действуют в рамках Конституции Республики Узбекистан, других законов Республики Узбекистан.
Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод или представления ему преимуществ, в том числе условием занятия должности в государственной организации, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных Законом.
На работников аппарата общественных объединений распространяется законодательство о труде, а также законодательство о социальном обеспечении и социальном страховании трудящихся.

Статья 5. Государство и общественные объединения

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и в соответствии с Конституцией гарантирует условия для выполнения ими уставных задач.
Молодежным и детским организациям государство оказывает материальную и финансовую поддержку, обеспечивает проведение по отношению к ним льготной налоговой политики, предоставляет детским организациям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и домами культуры, спортивными и иными сооружениями бесплатно или на льготных условиях.
Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускаются, кроме случаев, когда это предусмотрено законом.
Мероприятия организаций, общественных объединений осуществляются, в основном, в нерабочее время их членов (участников) и за счет средств этих объединений.
Запрещается финансирование государством деятельности политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели, за исключением случаев финансирования избирательных компаний в соответствии с законодательством.
Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных законодательством случаях решаются государственными органами и хозяйственными организациями с участием или по согласованию с соответствующими общественными объединениями.

Статья 6. Республиканские и иные общественные объединения

К республиканским звеньям общесоюзных и межреспубликанских общественных объединений относятся объединения, деятельность которых в соответствии с уставными задачами распространяется на всю территорию республики, и имеющие свои организации на территории Республики Узбекистан. Не допускается деятельность филиалов и других структурных подразделений общественных объединений, созданных за пределами республики, если их деятельность противоречит статье 3 настоящего Закона.

К республиканским общественным объединениям относятся объединения, деятельность которых в соответствии с уставными задачами распространяется на всю территорию республики. При этом политическая партия должна иметь своими членами не менее двадцати тысяч человек, проживающих в не менее восьми территориальных субъектах (областях), включая Республику Каракалпакстан и город Ташкент, а профессиональный союз — не менее трех тысяч человек.
К местным общественным объединениям относятся областные, районные, городские, поселковые и кишлачные.
К областным, Ташкентским городским общественным объединениям относятся объединения, деятельность которых в соответствии с уставными задачами распространяется на всю территорию области, а в городе Ташкенте на всю территорию города.
К районным (городским) общественным объединениям относятся объединения, деятельность которых в соответствии с уставными задачами распространяется на всю территорию района (города).
К поселковым, кишлачным объединениям относятся объединения, деятельность которых в соответствии с уставными задачами распространяется на территорию поселка, кишлака.
В необходимых случаях могут быть созданы межобластные и межрайонные общественные объединения.

Статья 7. Союзы общественных объединений

Общественные объединения вправе на добровольных началах объединяться в союзы общественных объединений.
Союзы общественных объединений образуются, действуют и прекращают свою деятельность в порядке, определенном настоящим Законом для общественных объединений.

ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 8. Создание общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе не менее десяти граждан.
Инициаторы создания общественного объединения созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав (положение, иной основополагающий акт) и образуются руководящие органы.

Статья 9. Членство в общественных объединениях

Членами (участниками) общественных объединений являются граждане Республики Узбекистан. Уставом общественного объединения, кроме политической партии, может быть предусмотрено членство в нем иностранных граждан и лиц без гражданства.
Членами политических партий республики могут быть граждане Республики Узбекистан, достигшие восемнадцатилетнего возраста.
Член одной политической партии не может одновременно быть членом другой политической партии.
В деятельности общественных объединений, кроме политических партий и профессиональных союзов, в случаях, предусмотренных их уставами, могут принимать участие коллективные члены: трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций, объединения граждан.

Статья 10. Устав общественного объединения

Устав общественного объединения должен предусматривать:
1) название, цели и задачи общественного объединения;
2) структуру общественного объединения, территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приема в члены общественного объединения, выхода из него в случаях, когда объединение имеет фиксированное членство;
4) права и обязанности членов (участников) общественного объединения;
5) компетенцию и порядок образования руководящих органов общественного объединения и его организаций, сроки их полномочий;
6) источники финансирования образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций;
7) место нахождения руководящего органа общественного объединения;
8) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
9) порядок прекращения деятельности общественного объединения.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения.
Устав общественного объединения не должен противоречить действующему законодательству.

Статья 11. Регистрация уставов общественных объединений

Уставы международных общественных объединений, действующих в Республике Узбекистан, республиканских, межобластных общественных объединений регистрируются в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Порядок регистрации устава общественного объединения в Республике Каракалпакстан определяется законодательством Республики Каракалпакстан.
Уставы общественных объединений, деятельность которых распространяется на территорию области, района, города, поселка, кишлака либо на территорию двух или более районов, городов, поселков, кишлаков регистрируются управлениями юстиции областных, Ташкентского городского хокимиятов.
Для регистрации устава общественного объединения в месячный срок со дня принятия устава подается заявление, подписанное членами руководящего органа данного общественного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства каждого. К заявлению прилагаются устав, протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания, принявшего устав, другие материалы, подтверждающие выполнение требований статей 6 и 8 настоящего Закона.
Заявление о регистрации устава рассматривается в двухмесячный срок со дня его поступления.
Изменения и дополнения уставов общественных объединений подлежат регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и регистрация уставов.
Органы, осуществляющие регистрацию уставов общественных объединений, ведут реестр этих объединений.
Общественное объединение либо его организации (органы) осуществляют свою деятельность лишь после регистрации их устава в порядке, установленном настоящим Законом и в соответствии с гражданским законодательством могут признаваться юридическими лицами.
На территории Республики Узбекистан не допускается деятельность международных общественных объединений, их отделений, филиалов, в том числе массовых движений, не зарегистрировавших свои уставы в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и его органах на местах.
За регистрацию устава общественного объединения, его последующих изменений и дополнений взимаются регистрационные сборы в порядке и размерах, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан — Советом Министров Республики Каракалпакстан.

Статья 12. Отказ в регистрации устава общественного объединения

В регистрации устава общественного объединения может быть отказано, если устав общественного объединения противоречит положениям статей 3, 4 и 10 настоящего Закона либо ранее зарегистрирован устав общественного объединения с тем же названием.
В случае отказа в регистрации устава заявителям сообщается об этом письменно с указанием положений законодательства, которым представленный устав противоречит.
Отказ в регистрации устава общественного объединения может быть обжалован в суд и рассматривается в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Республики Узбекистан.
Отказ в регистрации устава международного, республиканского и межобластного общественного объединения может быть обжалован в Верховный суд Республики Узбекистан, а отказ в регистрации устава местных общественных объединений может быть обжалован в соответствующий областной, Ташкентский городской суды.

Статья 13. Символы общественных объединений

Общественные объединения могут иметь в качестве символов эмблемы, флаги и вымпелы.
Эмблемы общественных объединений утверждаются их руководящими органами в соответствии с уставами. Эмблемы и вымпелы общественных объединений не могут служить пропаганде целей, указанных в части второй статьи 3 настоящего Закона.
Флаги и вымпелы подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Статья 14. Прекращение деятельности общественных объединений

Прекращение деятельности общественных объединений может быть произведено путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации.
Реорганизация общественных объединений осуществляется по решениям их съездов (конференций) или общих собраний. Регистрация уставов вновь образованных после реорганизации общественных объединений осуществляется в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона.
Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания либо по основаниям и в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Закона.
Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению его съезда (конференции) или общего собрания, направляется на цели, предусмотренные его уставом.
Прекращение или приостановление деятельности политической партии производится в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О политических партиях».

ГЛАВА 3. ПРАВА И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 15. Права общественных объединений

Общественные объединения равны перед законом.
Права общественных объединений закрепляются в их уставах.
Для осуществления целей и задач, определенных в уставах, программных документах, иных актах, общественные объединения свободно распространяют информацию о своих целях и деятельности, а в случае и порядке, предусмотренных законодательством:
участвуют в формировании органов государственной власти и управления;
участвуют в выработке решений органов государственной власти и управления;
осуществляют законодательную инициативу;
представляют и защищают законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан и законодательством Республики Каракалпакстан.

Статья 16. Политические партии, массовые общественные движения, профессиональные союзы

Политические партии стремятся к осуществлению политической воли определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимают участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами.
Партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения.
Политические партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, образовывать фракции в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных представительных органах государственной власти.
Массовые общественные движения преследуют политические или иные цели и не имеют фиксированного членства.
Военнослужащие и лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных партий, преследующих политические цели.
Профессиональные союзы во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями, кооперативными и иными общественными объединениями представляют и защищают интересы членов профессиональных союзов в области производства, социально-экономической и культурной областях в соответствии с действующим законодательством о профсоюзах.
Политические партии и профессиональные союзы имеют только фиксированное индивидуальное членство.

Статья 17. Производственная и иная предпринимательская деятельность общественных объединений

Общественные объединения в порядке, определенном законодательством, осуществляют производственную и иную предпринимательскую деятельность и создают лишь в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, обладающие правами юридического лица.
Доходы от производственной и иной предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами (участниками) этих объединений и используются только для выполнения уставных задач; допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.
Создаваемые общественными объединениями предприятия и организации вносят в бюджет платежи в порядке и размерах, установленных законом.

Статья 18. Собственность общественных объединений

Общественные объединения, их организации, могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-профессионального и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами, а также объекты интеллектуальной собственности. В собственности общественных объединений могут также находиться издательства, другие предприятия, благотворительные заведения, создаваемые за счет средств этих объединений в соответствии с целями, указанными в их уставах.
Законодательными актами Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан и законодательными актами Республики Каракалпакстан, могут устанавливаться виды имущества, которое по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами не может находиться в собственности общественных объединений.
Денежные средства общественных объединений формируются из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставами: добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проведения в соответствии с уставами лекций, выставок, спортивных и иных мероприятий, лотерей; доходов от производственной, хозяйственной и издательской деятельности; других не запрещенных законом поступлений.
Политическим партиям и массовым движениям, преследующим политические цели, запрещается получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, международных организаций и юридических лиц иностранных государств, их представительств и филиалов, предприятий с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства, органов самоуправления граждан, религиозных организаций, анонимных лиц или лиц под псевдонимом. При получении указанные средства должны быть возвращены, а в случае невозможности возврата переданы в доход государства.
Финансирование политических партий осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О финансировании политических партий.
Политические партии ежегодно публикуют свои бюджеты для всеобщего сведения.
Собственность общественных объединений охраняется законом.
Правомочия союзов и входящих в них объединений по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим этим союзам и входящим в них объединениям, определяются уставами союзов общественных объединений.

Статья 19. Средства массовой информации и издательская
деятельность общественных объединений

Общественные объединения вправе учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством о печати и других средствах массовой информации.
Политические партии и массовые движения, преследующие политические цели, не вправе осуществлять издательскую деятельность и содержать печатные органы за счет средств, поступающих от религиозных организаций, а также иностранных государств, организаций и граждан.

ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 20. Контроль и надзор за деятельностью
общественных объединений

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками финансирования и доходов общественных объединений, размещением полученных ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством о налогах.
Надзор за исполнением законов общественными объединениями осуществляют органы прокуратуры.
Министерство юстиции Республики Узбекистан и его местные органы, зарегистрировавшие устав общественного объединения, осуществляют контроль за соблюдением положений устава относительно целей деятельности общественного объединения. Регистрирующий орган вправе требовать от руководящего органа общественного объединения представления принятых решений, направлять своих представителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением устава общественным объединением.

Статья 21. Основания ответственности

Нарушения законодательства об общественных объединениях влекут уголовную, административную, материальную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях несут виновные в этом должностные лица государственных и общественных органов, а также граждане.
Общественное объединение, в том числе не зарегистрировавшее свой устав, в случаях нарушения законодательства об общественных объединениях несет ответственность в соответствии с законом.
В случаях совершения общественным объединением действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных его уставом, или нарушающих закон, руководящему органу этого общественного объединения может быть вынесено письменное предупреждение органом, зарегистрировавшим устав общественного объединения, или прокурором.

Статья 22. Ликвидация общественного объединения в случаях
нарушения им требований устава или закона

Общественное объединение ликвидируется по решениям суда в случаях совершения общественными объединениями действий, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой статьи 3 и частью четвертой статьи 18 настоящего Закона.
Суд может ликвидировать общественное объединение при повторном в течение года совершении действий, предусмотренных частью четвертой статьи 21 настоящего Закона.
Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению суда, может безвозмездно обращаться в собственность государства.
Ликвидация международного общественного объединения, его отделения, филиала, республиканского и межобластного общественного объединения производится по решению Верховного cуда Республики Узбекистан по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан, Министерства юстиции Республики Узбекистан, Министерства финансов Республики Узбекистан, Главного Государственного налогового управления, а также по представлениям других органов и должностных лиц, уполномоченных на то законодательством Республики Узбекистан. Решение Верховного cуда Республики Узбекистан о ликвидации общественного объединения обжалованию не подлежит.
Ликвидация местных общественных объединений осуществляется соответственно областными, Ташкентским городским судами. При этом решение суда может быть обжаловано в Верховный cуд Республики Узбекистан.

ГЛАВА 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 23. Международные связи общественных объединений

Общественные объединения в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и их уставами могут вступать в международные общественные (неправительственные) объединения, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соответствующие соглашения.

Статья 24. Международные общественные объединения

Общественное объединение, созданное в Республике Узбекистан, признается международным, если его деятельность в соответствии с уставом распространяется на территорию Республики Узбекистан и одного или более иностранных государств.
Если в состав международного общественного объединения, созданного за границей, входит в качестве коллективного члена республиканское общественное объединение, устав последнего также подлежит регистрации в соответствии с настоящим Законом.
Общественное объединение, распространившее свою деятельность на территорию иностранного государства, представляет в Министерство юстиции Республики Узбекистан устав с необходимыми изменениями и дополнениями на перерегистрацию.
Общественные объединения, целями которых являются укрепления мира, развитие международного сотрудничества, иные виды гуманитарной деятельности, могут пользоваться льготами, устанавливаемыми законодательством.
На деятельность созданных на территории Республики Узбекистан отделений (филиалов и других структурных подразделений) общественных объединений иностранных государств распространяются положения настоящего Закона.

Статья 25. Международные договоры

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

www.redcrescent.uz

Законодательная палата
Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

О политических партиях

Статья 1. Понятие политической партии

Политической партией является добровольное объединение граждан Республики Узбекистан, образованное на основе общности взглядов, интересов и целей, стремящееся к осуществлению политической воли определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимающее участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами.

Статья 2. Правовые основы деятельности политических партий

Политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, другими актами законодательства, а также на основе своих уставов.

Статья 3. Принципы создания и деятельности политических партий

Политические партии создаются и действуют в целях реализации прав и свобод граждан на основе свободного волеизъявления, добровольности вступления и выхода из партии, равноправия своих членов, самоуправления, законности и гласности.

Запрещается создание и деятельность политических партий:

имеющих целью насильственное изменение конституционного строя;

выступающих против суверенитета, целостности и безопасности Республики Узбекистан, конституционных прав и свобод ее граждан;

пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду;

посягающих на здоровье и нравственность народа;

по национальному и религиозному признакам.

Статья 4. Членство в политических партиях

Гражданин Республики Узбекистан одновременно может быть членом только одной политической партии.

Любые ограничения прав гражданина, а равно предоставление ему льгот или преимуществ по признакам партийной принадлежности запрещаются.

Президент Республики Узбекистан, являясь гарантом соблюдения прав и свобод всех граждан республики, обязан приостановить или прекратить свое членство либо участие в политической партии на срок исполнения президентских полномочий.

Не могут быть членами политических партий:

прокуроры и следователи прокуратуры;

сотрудники органов внутренних дел, службы национальной безопасности;

граждане иностранных государств и лица без гражданства.

Политические партии имеют фиксированное индивидуальное членство.

Статья 5. Гарантии деятельности политических партий

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создает им равные правовые возможности выполнения ими своих уставных целей и задач.

Органам государственной власти и управления, предприятиям, учреждениям, организациям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.

Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается.

Мероприятия организаций политических партий осуществляются в основном в нерабочее время их членов и за счет средств этих партий. Частным работодателям запрещается требовать от своих работников заниматься политической деятельностью от имени партии во время исполнения ими трудовых обязанностей.

На работников аппарата политических партий распространяется законодательство о труде, социальном обеспечении и социальном страховании.

Статья 6. Создание политической партии

Для создания политической партии необходимо наличие не менее двадцати тысяч подписей граждан, проживающих в не менее восьми территориальных субъектах (областях), включая Республику Каракалпакстан и город Ташкент, и намеренных объединиться в партию.

Инициаторы создания политической партии в количестве не менее пятидесяти человек должны сформировать организационный комитет по подготовке учредительных документов партии, формированию ее членского состава и созыву учредительного съезда или конференции.

Организационный комитет обязан не позднее чем в семидневный срок со дня своего образования письменно информировать Министерство юстиции Республики Узбекистан о своей инициативе, составе, руководителе (лидере), месте нахождения комитета и дате созыва учредительного съезда или конференции.

Организационный комитет имеет право действовать не более трех месяцев со дня его создания.

Политическая партия образовывается на учредительном съезде или конференции.

Учредительный съезд или конференция принимает устав и программу партии, образует ее выборные органы.

Статья 7. Устав политической партии

Устав политической партии должен предусматривать:

название, цели и задачи партии;

условия и порядок приема в члены партии и выхода из нее;

права и обязанности членов партии;

компетенцию и порядок образования (созыва) руководящих органов партии и ее организаций, сроки их полномочий;

порядок осуществления контроля за деятельностью руководящих органов партии;

источники формирования средств и приобретения иного имущества партии и ее организаций;

место нахождения руководящего органа партии;

порядок принятия устава и программы партии, внесения в них изменений и дополнений;

порядок реорганизации или прекращения деятельности партии.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности партии.

Статья 8. Регистрация политических партий

Регистрация политических партий осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Для регистрации политической партии в месячный срок со дня принятия устава подаются:

заявление, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа партии;

протокол учредительного съезда или конференции;

документ банка, подтверждающий оплату государственной пошлины в размере, установленном законодательством;

материалы, подтверждающие выполнение требований настоящего Закона, в том числе список двадцати тысяч граждан Республики Узбекистан, выразивших желание объединиться в эту партию, с их подписями, сведения о членах выборных органов (фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства и работы, номер телефона), решение высшего органа партии о придании полномочий членам руководящего органа с наделением их правом представлять партию в процессе регистрации либо в случае споров в суде.

Заявление о регистрации политической партии рассматривается в месячный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения принимается решение о регистрации политической партии или отказе в регистрации. Решение выдается либо направляется по почте руководящему органу политической партии не позднее чем в трехдневный срок со дня его принятия.

Политическая партия приобретает права юридического лица и может осуществлять свою деятельность со дня регистрации.

Изменения и дополнения уставов политических партий подлежат регистрации в порядке и сроки, предусмотренные настоящей статьей для регистрации уставов.

Сообщение о регистрации политической партии публикуется в средствах массовой информации.

Статья 9. Отказ в регистрации политической партии

Не подлежит регистрации политическая партия, если ее устав, цели, задачи и методы деятельности противоречат Конституции Республики Узбекистан, настоящему Закону и другим актам законодательства либо ранее зарегистрирована политическая партия или общественное движение с аналогичным названием.

В случае отказа зарегистрировать политическую партию Министерство юстиции Республики Узбекистан письменно информирует об этом полномочного члена руководящего органа партии со ссылкой на положения законодательства, которым противоречат представленные документы. Полномочные члены руководящего органа политической партии имеют право в течение месяца со дня получения отказа в регистрации повторно обратиться в Министерство юстиции Республики Узбекистан с заявлением о регистрации партии при условии приведения документов в полное соответствие с Конституцией Республики Узбекистан и законодательством.

Отказ в регистрации политической партии может быть обжалован в Верховный суд Республики Узбекистан в установленном порядке.

Статья 10. Приостановление деятельности политической партии

При нарушении политической партией Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона, других актов законодательства или своего устава Министерство юстиции Республики Узбекистан информирует об этом в письменной форме руководящие органы партии с указанием какие нормы законодательства или устава нарушены и устанавливает срок для устранения этих нарушений. Если в установленный срок нарушения не устраняются, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев Верховным судом Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции или Генерального прокурора Республики Узбекистан.

При приостановлении деятельности политической партии ей запрещается на этот период пользоваться всеми средствами массовой информации, вести агитацию и пропаганду, участвовать в выборах.

Статья 11. Прекращение деятельности политической партии

Деятельность политической партии прекращается:

самороспуском партии в соответствии с ее уставом, о чем высший орган партии в трехдневный срок информирует Министерство юстиции Республики Узбекистан;

решением Верховного суда Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции или Генерального прокурора Республики Узбекистан в случаях совершения партией действий, предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона, или повторного в течение года совершения действий, за которые ее деятельность была приостановлена.

Прекращение деятельности политической партии наступает со дня опубликования об этом официального сообщения Министерства юстиции Республики Узбекистан в средствах массовой информации.

Статья 12. Права политических партий

Политические партии имеют право:

свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;

участвовать через своих представителей в выборных государственных органах в подготовке соответствующих решений;

участвовать в установленном законом порядке в выборах Президента Республики Узбекистан, органов государственной власти;

проводить собрания, конференции и другие мероприятия, связанные с деятельностью партии;

в порядке, предусмотренном законодательством, учреждать средства массовой информации и пользоваться другими средствами массовой информации;

вступать в союзы (блоки) с политическими партиями Республики Узбекистан, договорные отношения с ними и другими общественными объединениями.

Политические партии могут иметь и иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 13. Фракции политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан*

Фракции политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан образуются на учредительных собраниях депутатов, выдвинутых от политических партий, для организованного проведения политики своих партий. Фракции регистрируются Законодательной палатой Олий Мажлиса на основании соответствующего заявления руководителя фракции и учредительных документов.

Фракция политической партии в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан имеет право:

участвовать в формировании повестки дня заседания Законодательной палаты;

обращаться к Президенту Республики Узбекистан с инициативой об освобождении от должности Премьер-министра Республики Узбекистан;

на гарантированное предоставление слова представителю фракции в прениях по каждому вопросу повестки дня заседания Законодательной палаты;

на обращение с запросом соответственно к Спикеру Законодательной палаты Олий Мажлиса и Правительству Республики Узбекистан, к министрам, а также руководителям других государственных органов;

вносить предложения по кандидатурам заместителей Спикера, председателей комитетов и комиссий Законодательной палаты;

распространять мнение фракции по обсуждаемому на заседании Законодательной палаты вопросу среди депутатов;

осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством для депутатов Законодательной палаты.

Руководитель фракции политической партии входит в состав Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности фракций обеспечивается аппаратом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Статья 13 1 . Парламентское большинство и парламентская

оппозиция. Объединение фракций политических

Фракция политической партии, получившая большинство мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, составляет парламентское большинство.

Парламентское большинство могут составить также несколько фракций политических партий и депутатов, избранных от Экологического движения Узбекистана, создающих блок исходя из близости или совпадения своих программных целевых задач.

Фракции политических партий, а также депутаты, избранные от Экологического движения Узбекистана, не разделяющие курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления, могут объявить себя оппозиционными.

Объединение фракций политических партий в блок не ограничивает их самостоятельности в осуществлении прав, предусмотренных законом.

Фракция политической партии, объявившая себя парламентской оппозицией, наряду с предусмотренными законом для фракций полномочиями имеет право:

на внесение альтернативной редакции проекта закона одновременно с докладом по соответствующему вопросу ответственного комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

на занесение в протокол пленарного заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан своего особого мнения по обсуждаемым вопросам;

на гарантированное участие ее представителей в согласительной комиссии по отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закону.

Гарантированные законом права парламентской оппозиции не могут быть ущемлены парламентским большинством.

Статья 14. Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики

Каракалпакстан и местных представительных

органах государственной власти*

Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных представительных органах государственной власти образуются на учредительных собраниях депутатов, выдвинутых от политических партий, для организованного проведения политики своих партий. Партийные группы регистрируются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, местными представительными органами государственной власти на основании соответствующего заявления руководителя партийной группы и учредительных документов.

Партийные группы имеют право:

участвовать в формировании повестки дня сессии;

на гарантированное предоставление слова представителю группы в прениях по каждому вопросу повестки дня сессии;

на обращение с запросом соответственно к Председателю Жокаргы Кенеса и Совету Министров, министрам и руководителям других государственных органов Республики Каракалпакстан, хокимам, заместителям хокимов, руководителям отделов и управлений хокимиятов, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего Кенгаша народных депутатов;

вносить предложения по кандидатурам председателей комитетов или комиссий соответствующего представительного органа;

распространять мнение партийной группы среди депутатов по обсуждаемому вопросу на сессии соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или Кенгаша народных депутатов;

инициировать представление Президенту Республики Узбекистан обоснованных заключений о неудовлетворительной деятельности лиц, утвержденных на должность хокима области и города Ташкента;

осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством для депутатов соответствующих представительных органов государственной власти.

Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности партийных групп в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных представительных органах государственной власти обеспечивается соответствующими структурными подразделениями этих органов.

Статья 15. Собственность политических партий

Политические партии могут иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, издательства, транспортные средства, а также иное имущество, необходимое для осуществления уставных задач.

Финансирование политических партий осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан “О финансировании политических партий”.

Политические партии в порядке, определяемом законодательством, осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в целях выполнения уставных задач. Результаты предпринимательской деятельности политической партии должны быть отражены в ее финансовом отчете.

Доходы от предпринимательской деятельности политических партий не могут перераспределяться между членами партии и используются только для выполнения уставных задач.

Политические партии ежегодно публикуют свои бюджеты для всеобщего сведения и в установленном порядке представляют в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан или уполномоченному ею органу отчеты об источниках финансирования своей деятельности.

Собственность политических партий охраняется законом

Статья 17. Контроль за соответствием деятельности политических

партий законодательству и их уставам

Контроль за соответствием деятельности политическихпартий Конституции Республики Узбекистан, законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Республики Узбекистан И.Каримов

26 декабря 1996 г.,

* ст. ст. 13 (ч.2), ст. 131, ст.14 (абз.7 ч.2) вводится в действие с 1. 01. 2008 г.

parliament.gov.uz

Это интересно:

  • Увольнение по п5 ст 81 Как происходит увольнение по ст 81 п 5 ТК РФ? Встретил такое объяснение "Увольнение происходит в один день, только утром не уведомление, а приказ об увольнении (обязательно предварительно взять с работника объяснение в порядке ст.193 […]
  • Ставки налогов в 2018 году таблица на усн ЕСН в 2018 году Наше государство остается, по сути, социальным. Даже в нынешних сложных финансовых условиях старается не опускать планку социальных обязательств. Получается не всегда. Определенной поддержкой в выполнении этих задач […]
  • Как начисляется налог на имущество физических лиц за 2014 год Новые правила налога на имущество физических лиц Пожалуй, одно из самых громких изменений, внесенных в НК РФ в последнее время, – это введение главы 32 "Налог на имущество физических лиц" (Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № […]
  • Осаго ремонт с учетом износа Осаго ремонт с учетом износа Страховое возмещение по ОСАГО осуществляется в форме: выплаты страховой суммы в денежном выражении; организации и оплаты страховщиком ремонта имущества потерпевшего. Учитывается ли износ деталей […]
  • Заявление отмена судебного приказа по кредиту Как грамотно подать заявление о возражении на судебный приказ, чтобы его отменили. Для чего нужна отмена? Судебный приказ – это принятие судом решения в одностороннем порядке без уведомления ответчика. Поэтому многие считают, что […]
  • Адреса нотариусов кирова Нотариусы Киров Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Виноградова Людмила Николаевна Телефон: +7 (8332) 57-23-92 […]