Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 г. N 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» (с изменениями и дополнениями)

Закон Республики Башкортостан
от 18 марта 2005 г. N 162-з
«О местном самоуправлении в Республике Башкортостан»

С изменениями и дополнениями от:

24 мая 2005 г., 3 мая, 3 ноября 2006 г., 16 апреля, 3 июля, 29 декабря 2007 г., 30 октября 2008 г., 26 марта, 3 апреля, 30 сентября, 28 декабря 2009 г., 21 июня 2010 г., 20 июня, 13 июля, 29 декабря 2011 г., 11 июля, 2 ноября 2012 г., 3 июня, 1, 3 июля, 27 декабря 2013 г., 29 апреля, 30 октября, 1 декабря 2014 г., 2, 27 февраля, 28 мая 2015 г., 29 февраля, 25 марта, 28 апреля, 23 мая, 31 октября, 26 декабря 2016 г., 22 мая, 6 июля, 26 сентября, 28 декабря 2017 г.

Принят Государственным Собранием — Курултаем — Республики Башкортостан 17 марта 2005 года

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами осуществляет правовое регулирование организации местного самоуправления в Республике Башкортостан.

Уфа, Дом Республики

18 марта 2005 года

Закон осуществляет правовое регулирование организации местного самоуправления в Республике Башкортостан. Определена структура органов местного самоуправления, которую составляет представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Перечислены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в Республике Башкортостан.

Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.

Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 г. N 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан»

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.

Статьи 33-36 вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования настоящего Закона

Положения статей 12 и 17 настоящего Закона вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования настоящего Закона и применяются к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84, 85 Федерального закона, статей 35, 36 настоящего Закона

Текст Закона опубликован в газете «Республика Башкортостан», N 52 (25785) от 22 марта 2005 г.; в «Ведомостях Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», N 7 (205), апрель (I) 2005 г., ст. 327; в официальном издании «Законы Республики Башкортостан», выпуск XLVII, 2005 г., стр. 204

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Республики Башкортостан от 22 июня 2018 г. N 632-з

Изменения вступают в силу с 19 августа 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у вас версии системы ГАРАНТ

Закон Республики Башкортостан от 22 июня 2018 г. N 631-з

Изменения вступают в силу с 7 июля 2018 г.

Закон Республики Башкортостан от 27 апреля 2018 г. N 602-з

Изменения вступают в силу с 8 мая 2018 г.

Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2017 г. N 567-з

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Закон Республики Башкортостан от 26 сентября 2017 г. N 534-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 6 июля 2017 г. N 517-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 22 мая 2017 г. N 499-з

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона. Положения названного Закона применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 г.

Закон Республики Башкортостан от 26 декабря 2016 г. N 448-з

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Закон Республики Башкортостан от 31 октября 2016 г. N 414-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 23 мая 2016 г. N 371-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 28 апреля 2016 г. N 360-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 25 марта 2016 г. N 345-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 29 февраля 2016 г. N 329-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 28 мая 2015 г. N 223-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 27 февраля 2015 г. N 190-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 2 февраля 2015 г. N 187-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Закон Республики Башкортостан от 1 декабря 2014 г. N 156-з

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Положения статей 14.1 и 14.2 настоящего Закона (в редакции названного Закона) применяются в отношении:

городского округа город Уфа Республики Башкортостан — с 1 января 2015 г.;

муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (за исключением городского округа город Уфа Республики Башкортостан) — с 1 января 2016 г.;

иных муниципальных образований Республики Башкортостан — с 1 января 2017 г.

Закон Республики Башкортостан от 30 октября 2014 г. N 139-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 29 апреля 2014 г. N 82-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 27 декабря 2013 г. N 31-з

Закон Республики Башкортостан от 3 июля 2013 г. N 710-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 698-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 3 июня 2013 г. N 690-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 2 ноября 2012 г. N 597-з

Закон Республики Башкортостан от 11 июля 2012 г. N 567-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 29 декабря 2011 г. N 481-з

Положения части 3.1 статьи 12 настоящего Закона применяются к депутатам, входящим во фракции, и к фракциям в представительных органах муниципальных образований, голосование на выборах в которые состоялось после дня вступления в силу Федерального закона от 20 марта 2011 года N 38-ФЗ

Закон Республики Башкортостан от 13 июля 2011 г. N 426-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 20 июня 2011 г. N 407-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 21 июня 2010 г. N 270-з

Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2009 г. N 208-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 г. N 168-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 3 апреля 2009 г. N 107-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона, за исключением части 2 статьи 19, которая вступает в силу с 1 января 2010 г.

Закон Республики Башкортостан от 26 марта 2009 г. N 101-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 30 октября 2008 г. N 47-з

Закон Республики Башкортостан от 29 декабря 2007 г. N 514-з

Закон Республики Башкортостан от 3 июля 2007 г. N 447-з

Закон Республики Башкортостан от 16 апреля 2007 г. N 420-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 3 ноября 2006 г. N 370-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 3 мая 2006 г. N 312-з

Закон Республики Башкортостан от 24 мая 2005 г. N 181-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Закон о местном самоуправлении в республики башкортостан

За время муниципальной реформы в Республике Башкортостан была проведена определенная работа: созданы организационно-правовые и финансово-экономические предпосылки для становления муниципальных образований. Была введена двухуровневая структура территориальной организации местного самоуправления. Проведена необходимая законодательная работа: принято более 40 нормативно-правовых актов, на муниципальном уровне утверждено свыше 5600 документов [7]. Совершенствуется законодательство о муниципальной службе. Внесены коррективы в нормативные акты об оплате труда в органах местного самоуправления, порядке исчисления стажа и пенсионном обеспечении муниципальных служащих.

На момент принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году на территории Республики Башкортостан существовало 1032 муниципальных образования: 978 сельсоветов и поссоветов, 51 внутригородское и три городских муниципальных образования [9, с. 7].

В рамках установления территориальных основ местного самоуправления органами государственной власти республики была проведена работа по сбору и анализу предложений местных органов власти по установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом. Ее итогом стало принятие Государственным Собранием-Курултаем Республики Башкортостан 17 декабря 2004 года законов Республики Башкортостан: «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан, изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований в Республике Башкортостан»; «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» [8]. Данными законами установлены границы муниципальных образований, произведено наделение соответствующих муниципальных образований статусом сельского, городского поселения, муниципального района, городского округа, разрешены давние территориальные проблемы. По существу создана обновленная административная карта Башкортостана.

После объединения сельских поселений и в настоящее время общее количество муниципальных образований в республике составляет 895 [4], в т.ч.: 818 сельских поселений; 12 городских поселений; 54 муниципальных района; 9 городских округов.

По количеству муниципальных образований Республика Башкортостан занимает второе место в России, первое место занимает Республика Татарстан.

Следует отметить, что установление границ муниципальных образований проходило достаточно спешно и преимущественно в рамках сложившегося еще в советское время административно-территориального деления. Редко где принимались во внимание перспективные возможности социально-экономического развития муниципальных образований с учетом их ресурсной, демографической, кадровой обеспеченности. Проектирование территорий муниципальных образований было осуществлено без соответствующего научного обоснования. В итоге было создано множество мелких, недееспособных в решении вопросов местного значения муниципальных образований, что по прошествии 3–4 лет объективно привело к необходимости их укрупнения. Укрупнение муниципальных образований было вызвано уменьшением государственных дотаций и необходимостью в связи с этим оптимизации местных бюджетов [5, с. 11].

Необходимость объединения муниципальных образований так же была вызвана следующими причинами:

1. Низким объемом собственной доходной базы муниципальных образований, особенностью формирования которой является высокая зависимость от финансовой помощи.

2. Постоянной необходимостью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

3. Проблемой формирования расходной части бюджета в области расходов на оплату труда органов местного самоуправления. Бюджеты поселений в некоторых случаях составляют на 70 % из зарплаты работников администрации, и только 30 % средств уходит на решение остальных задач территории.

4. Необходимостью решения проблемы соотношения ресурсов и полномочий органов местного самоуправления в контексте создания условий для обеспечения самодостаточности муниципальных образований.

5. Неспособностью небольших поселений формировать доходную базу, обеспечивающую повышение качества жизни населения.

При этом редко где учитывались такие критерии, как доступность местной власти для населения, в том числе территориальная, и улучшение качества предоставляемых муниципальных услуг.

От объединения ожидалось:

1. Улучшение социально-экономического положения муниципальных образований и повышение качества жизни населения.

2. Оптимизация расходной части местных бюджетов и увеличение собственных доходов. Экономия за счет сокращения: фонда оплаты труда органов местного самоуправления, количество публикаций нормативно-правовых актов, бюджетных средств на организацию и проведение выборов глав сельских поселений и депутатов.

3. Относительное выравнивание финансовой диспропорции поселений с точки зрения их бюджетной обеспеченности и повышения управляемости территории.

В целом система организации местного самоуправления в Республике Башкортостан едина, она основана на нормах федерального и республиканского муниципального законодательства.

В муниципальных образованиях Республики Башкортостан устранена неопределенность в разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления [2, с. 2]. Во всех муниципальных образованиях имеются свои бюджеты, состоялись выборы и назначены главы администраций.

Анализ качественного состава муниципальных служащих показывает, что наиболее проблемным является кадровый состав сельских поселений. Так, из 3828 служащих администраций сельских поселений, включая глав сельских поселений, высшее образование имеют всего 1572 человек (41 %), 1910 человек имеют среднее профессиональное образование (50 %), незаконченное высшее образование – 99 (2,5 %), среднее образование – 247 (6,5 %). Наиболее низкий процент служащих сельских поселений с высшим образованием в Архангельском (28,2 %), Альшеевском (32,7 %), Белорецком (32,3 %), Благоварском (32,3 %), Давлекановском (25,5 %), Зилаирском (32,7 %) районах [3, с. 37].

Принимаются соответствующие меры по укреплению экономических основ местного самоуправления, направленные на повышение заинтересованности муниципальных образований в развитии собственного налогового потенциала. Важным направлением муниципальной реформы является обеспечение самодостаточности территорий. Для поддержания доходной части местных бюджетов помимо ранее переданных налогов (по дополнительным нормативам переданы в бюджеты муниципальных районов и городских округов налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых, доход в виде патента, единый сельскохозяйственный налог) в 2012 году принят республиканский закон о передаче налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов в полном объеме (100 %), а в бюджеты городских округов по нормативу 10 % [1]. Кроме того, изменения произошли и на федеральном уровне. Так, за местными бюджетами с 2013 года полностью закреплены единый сельскохозяйственный налог и налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

В 2015 году произошли изменения в распределении налогов между сельскими поселениями и муниципальными районами в связи с принятием федерального закона № 136-ФЗ от 27 мая 2014 г. «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Однако указанные мероприятия, не решая в корне проблему самодостаточности территорий, позволяют несколько облегчить ситуацию в муниципальных районах, за счет финансового ослабления и без того хронически недофинансируемых сельских поселений.

Нестабильность доходных источников местных бюджетов, вызванная изменениями федерального законодательства и сокращением собственной доходной базы муниципальных образований, привела к потере органами местного самоуправления мотивации к среднесрочному и долгосрочному планированию социально-экономического развития муниципальных образований. В большинстве программ социально-экономического развития территорий, по данным Министерства экономического развития Республики Башкортостан отсутствует концепция развития, предусматривающая четкую формулировку стратегических задач муниципального образования, не заложен баланс доходов и расходов местного бюджета в разрезе решаемых вопросов местного значения, не отражены мероприятия по укреплению собственной доходной базы. Кроме того, несогласованность интересов населения, бизнеса и органов местного самоуправления в отношении основных стратегических целей и приоритетов муниципального района, городского округа отрицательно сказывается на эффективности программ.

Реформа местного самоуправления обострила проблему формирования доходной базы бюджетов сельских поселений. Во многих муниципальных районах существует проблема дифференциации уровня социально-экономического развития поселений.

Низкая доходная база сельских поселений не позволяет полноценно решать отдельные вопросы местного значения, такие, как организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В связи с вышеперечисленным в 2014 году был принят федеральный закон № 136-ФЗ от 27 мая 2014 г., согласно которому объем вопросов местного значения сельских поселений сократился до 13 обязательных, а решение других вопросов можно было передать муниципальным районам законом Республики Башкортостан. Однако, республиканский законодатель передал муниципальным районам только 1 вопрос местного значения сельского поселения из 39 (п. 5 «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации»).

В республике в целом завершена работа по передаче необходимого имущества муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Башкортостан им передано 1078 государственных унитарных предприятий, 5395 государственных учреждений и 15582 объекта иного имущества на общую сумму 138,9 млрд руб. [6, с. 13].

В настоящее время имущество всех муниципальных образований республики взято на учет и внесено в реестры имущества муниципальных образований. При этом учет ведется с использованием специально разработанной программы «Муниципальное имущество», которая включает в себя модули: реестр муниципального имущества, реестр земельных участков, управление договорами аренды земельных участков и аренды нежилых помещений и платежам по этим договорам.

Таким образом, обобщая сказанное, можно отметить, что в Республике Башкортостан проводится серьезная и планомерная работа для успешной реализации основных положений Федерального закона № 131-ФЗ. Вместе с тем возникают как проблемы и задачи, которые можно предвидеть, так и непредвиденные, новые и порой достаточно непростые вопросы. Муниципальным образованиям необходимо решать целый ряд текущих, рутинных задач, в то е время необходимо уделять пристальное внимание стратегическому управлению территорией и решению инновационных задач, которые создают условия для более полного раскрытия потенциала местного самоуправления уже в будущем. В связи с этим от всех участников этого сложного и судьбоносного для страны процесса требуются профессионализм, компетентность, активность и ответственность.

applied-research.ru

Закон Республики Башкортостан от 29 апреля 2014 года №82-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан»

Принят Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан 22 апреля 2014 года

Внести в Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» (Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2005, № 7 (205), ст. 327; 2010, № 3 (321), ст. 79; 2012, № 22 (388), ст. 1024) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 30 1 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.»;

2) статью 32 изложить в следующей редакции:
«Статья 32. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Правительство Республики Башкортостан, Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан, республиканские органы исполнительной власти, иные государственные органы Республики Башкортостан, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Республики Башкортостан (далее — органы государственного контроля (надзора) Республики Башкортостан), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, уставов муниципальных образований.
2. Органы государственного контроля (надзора) Республики Башкортостан не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
3. Органы государственного контроля (надзора) Республики Башкортостан осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.
4. При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.
5. Координация деятельности органов государственного контроля (надзора) Российской Федерации и Республики Башкортостан по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.
6. В соответствии с Федеральным законом плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного Прокуратурой Республики Башкортостан (далее — ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
7. Органы государственного контроля (надзора) Республики Башкортостан направляют в Прокуратуру Республики Башкортостан проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
8. В соответствии с Федеральным законом указанные в части 7 настоящей статьи проекты рассматриваются Прокуратурой Республики Башкортостан на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) Республики Башкортостан о проведении совместных плановых проверок. Прокуратура Республики Башкортостан на основании представленных органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации и Республики Башкортостан проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.
9. В ежегодный план включаются следующие сведения:
1) наименования и места нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам;
2) наименования органов государственного контроля (надзора) Российской Федерации и Республики Башкортостан, планирующих проведение проверок;
3) цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения.
10. В соответствии с Федеральным законом ежегодный план подлежит размещению на официальных сайтах Прокуратуры Республики Башкортостан и соответствующего органа государственного контроля (надзора) Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.
11. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) Республики Башкортостан на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) Республики Башкортостан по согласованию с Прокуратурой Республики Башкортостан, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
12. В соответствии с Федеральным законом внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, Прокурора Республики Башкортостан о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
13. Информация о результатах проведенной проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения, в течение одного месяца после завершения проверки подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
14. Запрос органа государственного контроля (надзора) Республики Башкортостан о предоставлении информации направляется руководителю органа местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления с учетом их полномочий. Непосредственное рассмотрение запроса осуществляется руководителем органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся содержащиеся в запросе вопросы.
15. Срок, устанавливаемый органами государственного контроля (надзора) Республики Башкортостан для предоставления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления информации по запросу указанных органов государственного контроля (надзора), составляет не менее 10 рабочих дней.
16. Сокращение срока предоставления информации допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
17. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе не предоставлять информацию по запросу органов государственного контроля (надзора), если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.
18. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.».

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент Республики Башкортостан Р.Хамитов

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте «Российской Газеты» не является их официальной публикацией

rg.ru

местное самоуправление башкирии

После принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ 6 октября 2003 года в Республике Башкортостан проводится работа по поэтапному реформированию и совершенствованию местного самоуправления.

В целях активизации и реализации в Республике Башкортостан Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. был принят Указ Президента РБ «Об утверждении перечня мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республики Башкортостан на 2004-2007 годы» №УП-412 от 26 июля 2004 года. Важную роль в совершенствовании модели местного самоуправления в Республике Башкортостан отводилась Совету по местному самоуправлению при Президенте РБ. Им был внесен перечень мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан. Основными задачами Совета по местному самоуправлению при Президенте Республики Башкортостан являются:

  • содействие органам государственной власти Республики Башкортостан в разработке государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации;
  • обеспечение взаимодействия органов государственной власти, а также органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области местного самоуправления;
  • рассмотрение проектов законов Республики Башкортостан, а также проектов указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан по вопросам местного самоуправления;
  • рассмотрение проектов республиканских государственных программ, затрагивающих вопросы местного самоуправления;
  • подготовка ежегодных докладов о положении дел в области местного самоуправления и направлениях его развития, об исполнении органами государственной власти законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, постановлений Правительства Республики Башкортостан по вопросам местного самоуправления;
  • развитие сотрудничества с субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации, иностранными государствами, иностранными и международными организациями в области местного самоуправления;
  • осуществление взаимодействия с общественными объединениями, научными организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления;

пропаганда и разъяснение целей и задач государственной политики в области местного самоуправления.

Вышеупомянутым Указом четко конкретизированы сроки исполнения и ответственные органы государственной власти за реализацию мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республики Башкортостан.

В качестве основных аспектов, подлежащих реформированию и совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004-2007 годы отнесены:

  1. Территориальные основы местного самоуправления.
  2. Организационные основы местного самоуправления.
  3. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
  4. Учебно-методическое обеспечение местного самоуправления.

Местное самоуправление представляет собой один из уровней политико-территориальной организации публичной власти страны наряду с субъектами Российской Федерации и государством в целом. В ходе идущей реформы 17 декабря 2004 года в Республике Башкортостан был принят Закон РБ «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан». В соответствии с данным законом устанавливаются границы муниципальных образований в республике, наделяются соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, определяются административные центры сельских поселений и муниципальных районов. За этим законом были приняты Законы РБ, «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан, изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований в Республике Башкортостан» № 125-3 от 17.12.2004г. (ред. от 20.07.2005г.), «Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан» № 178-3 от 20.04.2005г., «О внесении изменений в административно-территориальное устройство РБ в связи с образованием, объединением, упразднением статуса населенных пунктов, переносом административных центров» № 211-3 от 20.07.2005г., в которых определены основные принципы административно-территориального устройства Республики Башкортостан, порядок образования, упразднения и объединения административно-территориальных единиц.

Изданию данных законов предшествовала следующая работа по организации территориальных основ местного самоуправления:

Администрацией Президента РБ организованы мероприятия по сбору, анализу и обобщению предложений по статусу муниципальных образований.

Государственным комитетом РБ по земельным ресурсам и землеустройству совместно с местными органами государственной власти РБ и органами местного самоуправления по (согласованию) проведена работа по сбору и анализу предложений местных органов государственной власти РБ и органов местного самоуправления по границам муниципальных образований.

Советом по местному самоуправлению при Президенте РБ, местными органами государственной власти РБ и органами местного самоуправления (по согласованию) было проведено согласование предложений местных органов государственной власти РБ и органов местного самоуправления по границам муниципальных образований.

Правительством РБ совместно с государственным комитетом Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству было подготовлено картографическое описание границ муниципальных образований.

Так же Правительством РБ и местными органами государственной власти РБ были представлены материалы для подготовки проектов законов Республики Башкортостан об установлении границ муниципальных образований и наделении их соответствующим статусом.

Государственным Собранием — Курултаем — Республики Башкортостан и Администрацией Президента РБ муниципальные образования республики были наделены статусом сельского, городского поселения, муниципального района и городского округа, в связи с чем был принят соответствующий Закон РБ «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» № 126-3 от 18 декабря 2004 года.

Государственным Собранием — Курултаем — Республики Башкортостан и Правительством РБ были утверждены границы территорий вновь образуемых муниципальных образований (сельских и городских поселений, муниципальных районов и городских округов) в виде картографического описания.

Так же Госсобранием — Курултаем — Республики Башкортостан совместно с Правительством РБ была проведена работа по описанию и утверждению границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства

Федеральный закон от 6.10.2003г. № ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», с которым связано начало реформы местного самоуправления, установил широкие возможности граждан для непосредственного участия в муниципальном управлении. Так, статьей 34 указанного Федерального закона гражданам, проживающим во вновь образованных муниципальных образованиях, предоставлена возможность проведения местного референдума по вопросам определения структуры (перечня) и наименований органов местного самоуправления, а также порядка избрания главы муниципального образования и установления его полномочий.

На основании этой нормы в Республике Башкортостан были созданы инициативные группы в 104-х вновь образованных муниципальных образованиях для выдвижения инициативы проведения местных референдумов, которые организовали сбор подписей в их поддержку. На референдум вынесен вопрос о согласии или несогласии местных жителей с тем, чтобы была установлена новая структура органов местного самоуправления с представительным органом муниципального образования, председателем которого является глава муниципального образования, и местной администрацией, руководителем которой является глава местной администрации.

Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан 4 февраля 2005 года приняла постановление о назначении соответствующих референдумов. В результате 27 марта 2005 года все референдумы состоялись, и населением была принята новая структура органов местного самоуправления.

Современное общероссийское законодательство о местном самоуправлении допускает использование разных моделей организации местной власти.

Следующий шаг на пути к реформированию, связанный с организационными основами местного самоуправления, — формирование на выборах представительных органов вновь образованных муниципальных образований.

15 апреля 2005 года Президент РБ своим Указом № УП-136 «О назначении выборов в представительные органы первого созыва вновь образованных поселений, городских округов» назначил выборы депутатов представительных органов городских округов и поселений на 26 июня 2006 года.

В 764 избирательных округах были зарегистрированы 1908 кандидатов. Во всех вновь образованных 50 городских округах и поселениях выборы признаны состоявшимися, представительные органы сформированными.

Конкурсы на замещение должностей глав администраций во вновь образованных муниципальных образованиях республики прошли в начале декабря 2005 года. Конкурсные комиссии в соответствии с Законом №162-з от 17.03.2005г. «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» были сформированы представительным органом муниципального образования и Государственным Собранием — Курултаем — РБ по представлению Президента республики. Сначала все желающие участвовать в конкурсе подали заявления в квалификационную комиссию, которая провела тщательный отбор кандидатов с помощью квалификационного экзамена. Проверялись знания кандидатами Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, различных нормативных актов. Из 211 человек, подавших заявление на замещение должностей глав администраций муниципальных районов и городских округов, 136 сдали этот экзамен и получили соответствующие свидетельства.

В среднем на одно место претендовало 2 -3 человека. Изначально, согласно Положению о проведении конкурса конкурсной комиссией рассматривался вопрос о допуске кандидатов к его участию[1].

Таким образом, при помощи Совета по местному самоуправлению при Президенте РБ республике удалось благополучно решить многие организационные вопросы, которые возникали в процессе реформы. Можно согласиться с мнением Шакирова А., что муниципальная реформа, это очень непростая перестройка организации работы местной власти. По сути, это ломка действующего механизма, создание новой системы местного самоуправления. Безусловно, будут еще проблемы. Остается надеется, что слаженная работа всех республиканских структур позволит провести эту работу достойно, четко, не нанося ущерба социальным и политическим интересам республики[2].

В рамках реформирования экономических основ местного самоуправления в республике на наш взгляд пришлось столкнуться с наибольшим количеством проблем. Среди них важнейшей стало формирование доходной части местных бюджетов. В рамках работ по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальные образования формируют фонды финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов (в размере 5,5 миллиарда рублей), компенсаций и самофинансирования социальных расходов.

В связи с дотационностью местных бюджетов становится актуальным вопрос о поисках источников их пополнения, т.к. в соответствии с Законом РБ № 162-3 от 17.03.2006г. «О местном самоуправление в Республике Башкортостан» переходный период, когда республиканский бюджет возьмет на себя основную финансовую нагрузку продлиться до 2009 года.

Вторым направлением в рамках реформирования экономической основы стало передача органам местного самоуправления имущества в муниципальную собственность. Функции по управлению муниципальной собственностью, на основании соглашений, заключенных между органами местного самоуправления и Комитетами по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан, переданы территориальным органам КУС Министерства имущества.

[1] Зонова Т. Экзамен для главы // Республика Башкортостан. 2005. 8 дек.

[2] Шакиров. А. Республика готова к вхождению в муниципальную реформу //Республика Башкортостан. 2005. 22 нояб.

history-konspect.org

Это интересно:

  • Федеральный закон о государственной корпорации по атомной энергии росатом Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ"О Государственной корпорации по атомной энергии […]
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ"О техническом регулировании" С изменениями и дополнениями от: 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 […]
  • Земельный налог в москве закон Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74"О земельном налоге" С изменениями и дополнениями от: 1 июня 2005 г., 10 октября 2007 г., 16 июля, […]
  • Согласно федеральному закону 171-фз Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с […]
  • Закону 129-фз российской федерации Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ […]
  • Комментарии к закон о занятости населения рф Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]