Оглавление:

Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 892
«Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»

С изменениями и дополнениями от:

6 февраля, 17 ноября 2004 г., 22 декабря 2009 г., 30 октября 2010 г., 8 декабря 2011 г., 24 декабря 2014 г., 25 мая 2017 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 и пунктом 8 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 631 в пункт 2 внесены изменения

2. Федеральные органы исполнительной власти при необходимости разрабатывают и по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждают нормативные правовые акты на основе Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных настоящим постановлением.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2009 г. N 1065 в Правила внесены изменения, вступающие в силу с 22 июля 2010 г.

Правила
допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 892)

С изменениями и дополнениями от:

6 февраля 2004 г., 22 декабря 2009 г., 30 октября 2010 г., 8 декабря 2011 г., 24 декабря 2014 г., 25 мая 2017 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1023 в пункт 1 внесены изменения

1. Настоящие Правила определяют порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее именуются — прекурсоры).

2. Допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами осуществляется руководителями организаций, учреждений и предприятий независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются — организации) или лицами, их замещающими, а к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, — также и индивидуальными предпринимателями.

3. Допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и включение в трудовой договор взаимных обязательств организации (индивидуального предпринимателя) и лица, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) прекурсоров.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2010 г. N 881 в пункт 4 внесены изменения, вступающие в силу с 18 ноября 2010 г.

4. Не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, лица, не достигшие 18-летнего возраста, и лица, в отношении которых отсутствуют справки и заключения, предусмотренные соответственно абзацами четвертым и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

5. Подготовка материалов на лиц, оформляемых на работу с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также для осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия — работником, ведущим кадровую работу в организации (индивидуальным предпринимателем).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 631 в пункт 6 внесены изменения

6. Для получения справок, предусмотренных абзацем четвертым пункта 3 статьи 10 и (или) абзацем вторым пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель выдает лицу, оформляемому на работу с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также для осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, направления в медицинские организации для прохождения в установленном порядке предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) и обязательного психиатрического освидетельствования.

Для получения заключений, предусмотренных абзацем пятым пункта 3 статьи 10 и (или) абзацем третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель направляет в органы внутренних дел Российской Федерации запрос с приложением анкеты указанного лица по формам и в порядке, которые устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Направление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации для получения таких заключений не допускается.

7. При отсутствии оснований, препятствующих допуску лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель издает соответствующий приказ и заключает с указанным лицом трудовой договор.

Срок действия допуска лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, ограничивается сроком действия трудового договора.

8. Гражданин вправе обжаловать в установленном порядке отказ в допуске к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2010 г. N 881 в пункт 9 внесены изменения, вступающие в силу с 18 ноября 2010 г.

9. Допуск лица к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, прекращается при выявлении предусмотренных соответственно абзацами четвертым и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» обстоятельств, препятствующих выдаче соответствующих справок и заключений.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469 в пункт 10 внесены изменения

10. Студентам организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, разрешается работать в ходе учебного процесса с наркотическими средствами, психотропными веществами и (или) прекурсорами только в присутствии лиц, допущенных к работе с ними в установленном порядке.

11. Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 августа 1998 г., N 33, ст. 4009, в «Российской газете» от 28 августа 1998 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 631

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1023

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 30 октября 2010 г. N 881

Изменения вступают в силу с 18 ноября 2010 г.

Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2009 г. N 1065

Изменения вступают в силу с 22 июля 2010 г.

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 648

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 51

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Прокуратура Московской области

Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, наделены правом принимать решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской или трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

С целью обеспечения возможности реализации этих полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2015 № 796 утверждены Правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решений о допуске или недопуске к указанным видам деятельности лиц, имевших судимость, вступающие в действие с 18 августа 2015 года.

В соответствии с Правилами лицо, в отношении которого действуют установленные законом ограничения на работу с детьми, желающее получить допуск к деятельности с участием несовершеннолетних, вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, указав свои паспортные данные, место жительства, намерение осуществлять деятельность с участием несовершеннолетних, а также обстоятельства, на основании которых подаётся заявление (сведения о привлечении к уголовной ответственности или уголовному преследованию, снятии или погашении судимости, сроках и основаниях прекращения уголовного преследования, о ранее поданных заявлениях, о лишении права заниматься видами деятельности с участием несовершеннолетних, а также о судебных решениях, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор либо постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования), согласие на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении, с приложением необходимых документов и материалов, в том числе характеризующих трудовую деятельность, иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения или прекращения уголовного преследования (копии трудовой книжки, характеристики с мест работы, учёбы, иных документов, связанных с работой либо занятием предпринимательской деятельностью, заверенные в установленном порядке).

Заявление, поданное заявителем непосредственно в комиссию или направленное заказным почтовым отправлением, подлежит рассмотрению в течении 30 дней со дня регистрации.

Решение о допуске или о недопуске к осуществлению деятельности с участием несовершеннолетних принимается на основании обоснованного и мотивированного вывода комиссии о том, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Объявленное решение оформляется на бланке установленной формы, вручается (направляется) заявителю и вступает в силу со дня его получения.

Информация о принятом решении с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения заявителя, номера, даты принятия и содержания решения размещается на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет.

Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав субъекта Российской Федерации о допуске или недопуске лица к работе с несовершеннолетними может быть обжаловано в судебном порядке.

mosoblproc.ru

Закон о допуске к работе

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 августа 1998 года N 892

Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ *

(с изменениями на 25 мая 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 51 (Собрание законодательства Российской Федерации N 8, 23.02.2004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года N 648 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 47, 22.11.2004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065 (Российская газета, N 252, 29.12.2009) (вступило в силу с 22 июля 2010 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года N 881 (Российская газета, N 249, 03.11.2010) (вступило в силу с 18 ноября 2010 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 1023 (Российская газета, N 287, 21.12.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300056);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.05.2017, N 0001201705300006).
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемые Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (пункт дополнен с 22 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065 — см. предыдущую редакцию).

2. Федеральные органы исполнительной власти при необходимости разрабатывают и по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждают нормативные правовые акты на основе Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных настоящим постановлением.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 51; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года N 648; дополнен с 22 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631. — См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Кириенко

Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 августа 1998 года N 892

(с изменениями на 25 мая 2017 года)

1. Настоящие Правила определяют порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681 (далее именуются — прекурсоры).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065; в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 1023. — См. предыдущую редакцию)

2. Допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами осуществляется руководителями организаций, учреждений и предприятий независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются — организации) или лицами, их замещающими, а к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, — также и индивидуальными предпринимателями (пункт дополнен с 22 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065 — см. предыдущую редакцию).

3. Допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и включение в трудовой договор взаимных обязательств организации (индивидуального предпринимателя) и лица, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) прекурсоров (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065, — см. предыдущую редакцию).

4. Не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, лица, не достигшие 18-летнего возраста, и лица, в отношении которых отсутствуют справки и заключения, предусмотренные соответственно абзацами четвертым и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065; в редакции, введенной в действие с 18 ноября 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года N 881, — см. предыдущую редакцию).

5. Подготовка материалов на лиц, оформляемых на работу с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также для осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия — работником, ведущим кадровую работу в организации (индивидуальным предпринимателем) (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065, — см. предыдущую редакцию).

6. Для получения справок, предусмотренных абзацем четвертым пункта 3 статьи 10 и (или) абзацем вторым пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель выдает лицу, оформляемому на работу с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также для осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, направления в медицинские организации для прохождения в установленном порядке предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) и обязательного психиатрического освидетельствования (абзац в редакции, введенной в действие с 18 ноября 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года N 881, — см. предыдущую редакцию).

Для получения заключений, предусмотренных абзацем пятым пункта 3 статьи 10 и (или) абзацем третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель направляет в органы внутренних дел Российской Федерации запрос с приложением анкеты указанного лица по формам и в порядке, которые устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 ноября 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года N 881; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631. — См. предыдущую редакцию)

Направление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации для получения таких заключений не допускается.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631. — См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065. — См. предыдущую редакцию)

7. При отсутствии оснований, препятствующих допуску лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель издает соответствующий приказ и заключает с указанным лицом трудовой договор.

Срок действия допуска лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, ограничивается сроком действия трудового договора.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065. — См. предыдущую редакцию)

8. Гражданин вправе обжаловать в установленном порядке отказ в допуске к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров (пункт дополнен с 22 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065 — см. предыдущую редакцию).

9. Допуск лица к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, прекращается при выявлении предусмотренных соответственно абзацами четвертым и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» обстоятельств, препятствующих выдаче соответствующих справок и заключений (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1065; в редакции, введенной в действие с 18 ноября 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года N 881, — см. предыдущую редакцию).

11. Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

docs.cntd.ru

Оформляем допуск к государственной тайне

Ранее мы определили, каким бывает допуск к государственной тайне, какие обязанности, а также дополнительные гарантии имеют сотрудники, получившие такой допуск*. Сегодня речь пойдет об оформлении документов на этапе предоставления гражданину допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и о роли сотрудников кадровой службы в процедуре допуска.

Согласно ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о гостайне) процедура допуска работников к государственной тайне предусматривает:

1) Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2) Согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о гостайне;

3) Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4) Определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о гостайне;

5) Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6) Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

НА № 5‘2010Порядок допуска к государственной тайне детально регламентируется инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (далее — Инструкция). Процедура допуска включает в себя ряд этапов. Рассмотрим их более подробно.

Этап 1Представление документов

В соответствии с ч. 2 ст. 65 тк РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы тк РФ, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. В Законе о гостайне перечень документов, необходимых для оформления допуска, не предусмотрен.

Согласно п. 28 инструкции претендент на доступ к государственной тайне обязан представить:

1. Собственноручно заполненную анкету (приложение 1). Анкета должна быть подписана работником кадрового подразделения и заверена печатью организации или кадрового подразделения.

Информация, указываемая в анкете, включает в себя:

а) сведения о самом претенденте на допуск;

б) сведения о близких родственниках;

в) отметку об ознакомлении с законодательством о государственной тайне, согласие на проверочные мероприятия.

Какие сведения о близких родственниках указываются в анкете?

Под близкими родственниками в Инструкции понимаются жена/муж, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. В случае изменения близкими родственниками фамилии, имени или отчества в анкете также указываются прежняя фамилия, имя или отчество. В анкете указываются сведения о проживании близких родственников за границей и периоды такого проживания. В пункте 3 анкеты поставлен вопрос о судимости близких родственников с указанием времени и основания судимости, хотя наличие судимости у близких родственников не является основанием для отказа в допуске.

В анкете указывается, что претендент ознакомлен с законодательством о государственной тайне и ответственностью за его нарушение. Также претендент ставится в известность о негативных правовых последствиях за представление заведомо ложных данных в анкете.

Кстати сказать

Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрав- соцразвития России от 26.08.2011 № 989н.

Медицинские противопоказания для допуска к государственной тайне дифференцированы на три группы.

Группа 1. Психические расстройства и расстройства поведения:

  • Органические, включая симптоматические, психические расстройства;
  • Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
  • Расстройства настроения (аффективные расстройства);
  • Расстройства привычек и влечений;
  • Умственная отсталость.

Группа 2. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Группа 3. Болезни нервной системы (эпилепсия).

Анкета подписывается претендентом и работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения.

2. Документы, необходимые для оформления допуска:

  • Документы, удостоверяющие личность претендента и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
  • Справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Каковы правила оформления справки об отсутствии медицинских противопоказаний?

Для получения справки претендент должен обратиться в медицинскую организацию, имеющую соответствующую лицензию. Осмотр проводится врачом-психиатром, врачом-наркологом и врачом-неврологом. Медицинское заключение утверждается врачебной комиссией медицинской организации и заверяется печатью организации. Справка по утвержденной форме (приложение 2) выдается претенденту только при отсутствии медицинских противопоказаний. Срок действия справки — 1 год со дня ее выдачи.

В пункте 12 анкеты, которую заполняет гражданин, претендующий на получение допуска к государственной тайне, содержится вопрос о судимости самого гражданина, заполняющего анкету, и его близких родственников. Должно ли наличие или отсутствие судимости в этой ситуации подтверждаться соответствующей справкой?

По общему правилу наличие или отсутствие судимости гражданина подтверждается соответствующей справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Однако в Законе о гостайне или в Инструкции прямо не говорится о представлении соответствующей справки.

Согласно ч. 1 ст. 65 ТК РФ справка о наличии (отсутствии) судимости представляется в случае, если работник поступает на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся или подвергающиеся уголовному преследованию. Соответствующая норма содержится в ст. 22 Закона о гостайне: основанием для отказа в допуске является наличие неснятой судимости за государственные и иные тяжкие преступления. А значит, при поступлении на работу, связанную с допуском к государственной тайне, кандидат должен подтвердить отсутствие судимости за тяжкие преступления, представив соответствующую справку, выданную в соответствии с приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

Обратите внимание: в данном случае речь идет о судимости за определенные виды преступлений (тяжкие), которая не была снята (случаи погашения и снятия судимости определены ст. 86 Уголовного кодекса РФ).

Согласно п. 34 инструкции органы безопасности могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Этап 2Ознакомление с законодательством о государственной тайне

В Законе о гостайне и инструкции не уточнен момент ознакомления гражданина с законодательством о государственной тайне, с его обязательствами и ответственностью в этой сфере. Определен только документ, где фиксируется такое ознакомление, — п. 19 анкеты.

Очевидно, что ознакомление должно быть произведено при представлении документов для прохождения допуска к государственной тайне и оформлении анкеты. Цель ознакомления: принятие обоснованного решения работником (претендентом на работу) о возможности выполнения обязанностей, связанных с допуском к государственной тайне.

Этап 3Получение согласия претендента на проведение проверочных мероприятий и на частичное временное ограничение его прав

В Законе о гостайне и инструкции не определен способ, которым должно быть оформлено согласие на проведение проверочных мероприятий. Положение о том, что претендент согласен на проведение таких мероприятий, содержится в п. 21 анкеты.

Обратите внимание! Цель проведения проверочных мероприятий — выявление обстоятельств, служащих основанием для отказа в допуске к государственной тайне

Также ни в Законе о гостайне, ни в инструкции не определен способ фиксации согласия претендента на ограничение его прав. В форме 2, являющейся приложением к инструкции и содержащей примерные обязательства граждан перед государством, указывается, что гражданин дает согласие на частичные, временные ограничения его прав, которые могут касаться права выезда за границу, права на использование полученных секретных сведений, права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий при оформлении и переоформлении допуска.

Этап 4Проведение проверочных мероприятий в отношении претендента

Проверочные мероприятия осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций и их территориально обособленных подразделений. Возможность проведения проверочных мероприятий также зависит от формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

В каких случаях проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке?

Законодательством РФ предусмотрено три формы допуска к государственной тайне, соответствующие степеням секретности сведений:

  • Первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • Вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • Третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При оформлении допуска первой и второй формы проведение проверочных мероприятий органами безопасности обязательно. Для получения допуска по третьей форме проверочные мероприятия не проводятся за исключением случаев, когда имеются сомнения в достоверности их анкетных данных.

Проведение проверочных мероприятий при оформлении допуска обязательно для руководителей организаций, работников структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лиц, на которых возлагается исполнение функций таких структурных подразделений независимо от формы допуска.

Таким образом, проверочные мероприятия при оформлении допуска к государственной тайне должны быть проведены в отношении:

  • Граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности;
  • Руководителей организаций;
  • Работников структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • Лиц, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны.

Кстати сказать

Когда в допуске к государственной тайне могут отказать

Гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне по следующим основаниям.

Основание 1. Признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления.

Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством и гл. 31 ГПК РФ.

В ранее действовавшем Уголовном кодексе РСФСР выделялись государственные преступления, сегодня они помещены в разд. Х УК РФ «Преступления против государственной власти». В статье 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы и с учетом определения преступлений средней тяжести не менее пяти лет лишения свободы.

Для принятия решения об отказе в допуске к государственной тайне значение имеет именно сам факт нахождения под судом или следствием за обозначенные виды преступлений, а не наличие доказанности вины и обвинительного приговора суда.

Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. В соответствии со ст. 400 УПК РФ судимость снимается судом на основании ходатайства лица, отбывшего наказание до истечения срока погашения судимости.

Основание 2. Наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития.

Основание 3. Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Согласно Инструкции под постоянным проживанием за границей понимается проживание граждан за пределами РФ более шести месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы.

Основание 4. Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

Закон о гостайне не определяет действия, создающие угрозу безопасности России. Для сравнения — в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» к действиям, создающим угрозу безопасности, следует отнести насильственное изменение основ конституционного строя РФ. Вопрос об угрозе безопасности, созданной действиями оформляемого лица, решается в каждом случае органами безопасности.

Основание 5. Уклонение оформляемого лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Ни в Законе о гостайне, ни в Инструкции не указывается форма решения об отказе в допуске. Полагаем, что отказ в допуске к государственной тайне, влекущий за собой отказ в заключении трудового договора по требованию лица, которому было отказано в допуске, должен быть оформлен в письменной форме с указанием причин отказа по аналогии со ст. 64 ТК РФ. О том же свидетельствует судебная практика.

Президиум Верховного суда РФ рассмотрел в порядке надзора гражданское дело по жалобе Т. Об отказе в допуске к государственной тайне (постановление Президиума Верховного суда РФ от 23.02.2000 № 162пв- 99). Суд в своем решении определил, что перечень оснований для отказа в допуске к государственной тайне и указание на возможность обжалования такого отказа предполагают, что в решении должны быть изложены мотивы отказа гражданину или должностному лицу в допуске к государственной тайне.

Этап 5Оформление допуска к государственной тайне

Работники кадровых подразделений принимают непосредственное участие в подготовке материалов для оформления допуска к государственной тайне. С этой целью на них возлагаются следующие правомочия:

  • Ознакомить гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за нарушение таких норм;
  • Сверять сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • Уточнить при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
  • Довести до гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне.

Работники кадровых служб должны подробно разъяснить гражданину нормы действующего законодательства, связанные с защитой государственной тайны, ознакомить его с нормами, предусматривающими ответственность за разглашение государственной тайны. Особое внимание следует уделить тому обстоятельству, что прекращение допуска к государственной тайне не влечет прекращения обязательств по защите государственной тайны. Также необходимо разъяснить ограничения, связанные с допуском.

Прежде чем поставить свою подпись и печать на анкете, следует сверить ее данные с документами проверяемого лица.

Остальную работу, связанную с допуском к государственной тайне, выполняют режимно-секретные подразделения, наличие которых является условием получения лицензии на осуществление работ с государственной тайной.

Этап 6Решение о допуске к государственной тайне

Решение о допуске к государственной тайне принимается:

  • Военным комиссаром в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы;
  • В отношении руководителей государственных органов и государственных организаций — теми, кем они были назначены на соответствующие должности;
  • Заказчиком работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в отношении руководителей негосударственных организаций.

Обратите внимание! Заключить трудовой договор о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, можно только после получения гражданином допуска

В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации, оформлявшей допуск к государственной тайне, где указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

Для государственных гражданских служащих получение допуска к государственной тайне может рассматриваться в качестве основания для освобождения от прохождения процедуры конкурса. В данном случае наличие допуска — преимущество для работника.

Этап 7Оформление обязанностей, связанных с допуском

Решение о способе оформления обязанностей по защите информации ограниченного доступа принадлежит работодателю.

Законодательство о государственной тайне регламентирует оформление обязанностей по обеспечению секретности сведений следующим образом: в ст. 21 Закона о гостайне предусмотрено, что взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре; заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Какие условия о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, должны быть закреплены в трудовом договоре?

Прежде всего, в трудовом договоре следует указать обязанность обеспечивать секретность сведений.

Кроме того, исходя из ст. 23 Закона о гостайне именно в трудовом договоре должно быть указано на то, что прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора. Нормы ТК РФ не требуют такого уточнения. Однако суды при решении подобных споров принимают во внимание требование ст. 23 Закона о гостайне.

Также следует обратить внимание на содержание обязательств по защите государственной тайны при оформлении совместителя на должность, связанную с допуском к государственной тайне.

На совместителей налагается дополнительная обязанность: работник на работе по совместительству не вправе использовать сведения, составляющие государственную тайну, которые получены им по основному месту работы. Данная обязанность должна найти отражение в его трудовом договоре.

Предусмотрена ли нормативными актами форма трудового договора о работе со сведениями, составляющими государственную тайну?

Ранее действовавшая Инструкция содержала форму договора об оформлении допуска к государственной тайне. По сути, такой договор заключался дополнительно к трудовому договору.

Действующая Инструкция не предусматривает примерной формы договора, но содержит примерные обязательства по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне (приложение 3).

В пункте 10 Инструкции определяется:

1) С лицами, с которыми заключается трудовой договор, обязательства гражданина перед государством отражаются в трудовом договоре;

2) С лицами, с которыми не заключается трудовой договор, обязательства перед государством оформляются в виде расписки.

Полагаем, что оформление обязанностей, связанных с защитой государственной тайны в трудовых отношениях, возможно двумя способами.

Способ 1. Оформляется обязательство по форме 2 как приложение к трудовому договору.

Способ 2. В трудовой договор включается раздел, посвященный обязанностям работника, связанным с допуском к государственной тайне. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ в трудовой договор может быть включено дополнительное условие о неразглашении государственной тайны.

В следующих номерах «Справочника кадровика» мы расскажем об особенностях оплаты труда работников, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также о последствиях прекращения допуска к государственной тайне.

Форма анкеты, оформляемой при получении допуска к государственной тайне

Форма справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну

Примерное обязательство гражданина по соблюдению требований законодательства о государственной тайне

Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 07.04.2013, Год: 2013, Номер: №5
Автор: Станскова У. М.

www.hr-portal.ru

Это интересно:

  • Увечье по закону Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и […]
  • Приказ 196 минтранса рф Приказ Министерства транспорта РФ от 24 июня 2015 г. № 196 “О внесении изменений в Обязательные постановления в морском порту Кавказ, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 мая 2013 г. № 190” В […]
  • Федерального закона об органах федеральной службы безопасности в российской федерации Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности" С изменениями и дополнениями от: 30 […]
  • Краткий закон о сми Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., […]
  • Правило промышленной безопасности в области газоснабжения Правило промышленной безопасности в области газоснабжения В Правила промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 […]
  • Закон об капитальных вложениях Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ"Об […]