Скандальный «языковой закон» Кивалова-Колесниченко признан неконституционным – Тягнибок

Сегодня Конституционный Суд Украины принял решение в деле по конституционному представлению 57 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины „Об основах государственной языковой политики».

Об этом сообщает пресс-служба КСУ. В то же время один из авторов в конституционном представлении лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок на своей странице Facebook уточняет, что закон признан неконституционным.

«Сегодня последнее заседание Конституционного Суда по инициативе и представлению народных депутатов-свободовцев о признании скандального закона Кивалова-Калесниченко неконституционным. Доказательная база стопроцентная! Антиукраинский закон был признан неконституционным и отменен! “, – написал Тягнибок.

Как сообщал УНИАН, 14 декабря 2016 года Конституционный суд Украины завершил в открытой части пленарного заседания слушание дела о соответствии Конституции Закона «О принципах государственной языковой политики» и перешел к закрытой части.

Дело по соответствующему конституционному представлению 57 народных депутатов суд рассматривал в форме устного слушания 13-14 декабря.

Конституционное представление 57 народных депутатов о конституционности закона авторства народных депутатов Вадима Колесниченко и Сергея Кивалова, известного как «языковой закон» Кивалова-Колесниченко, поступило в КСУ в июле 2014 года; в октябре было открыто производство по делу о соответствии этого закона Конституции Украины.

Справка УНИАН. Закон «О принципах государственной языковой политики» вступил в силу 10 августа 2012 года. Им предусмотрено, что в 13 регионах Украины русский язык получает статус регионального, что практически приравнивает его к государственному. Закон разрешает использовать в официальном делопроизводстве не украинский язык, а тот, на котором в конкретном регионе разговаривает не менее 10% жителей. В свое время принятие закона вызвало волну протестов по всей Украине. Оппозиция заявляла, что закон принят с существенными нарушениями. Верховная Рада 23 февраля 2014 года признала утратившим силу закон о принципах государственной языковой политики от 3 июля 2012 года. Однако тогдашний и. о. президента Украины и председатель Верховной Рады Александр Турчинов отказался одобрить отмену этого закона.

www.unian.net

Языковой закон Колесниченко-Кивалова признан неконституционным

Конституционный суд признал неконституционным закон об основах государственной языковой политики №5029-VI, неофициально известный как “закон Колесниченко-Кивалова“.

Соответствующее решение КСУ принял сегодня, 28 февраля, сообщил в своем Facebook лидер партии Свобода Олег Тягнибок.

“Сегодня последнее заседание Конституционного суда по инициативе и представлению народных депутатов-свободовцев о признании скандального закона Кивалова-Колесниченко неконституционным. Доказательная база стопроцентная! Антиукраинский закон признан неконституционным и отменен!“ — заявил политик.

На сайте КСУ сообщается, что “28 февраля на пленарном заседании Большой палаты Конституционного суда было принято решение КСУ №2-р / 2018 по делу по конституционному представлению 57 народных депутатов о соответствии Конституции (конституционности) закона об основах государственной языковой политики“. Однако текст решения на сайте суда пока отсутствует.

На сайте КСУ сообщается, что “28 февраля на пленарном заседании Большой палаты Конституционного суда было принято решение КСУ №2-р/2018 по делу по конституционному представлению 57 народных депутатов о соответствии Конституции (конституционности) закона об основах государственной языковой политики“.

При этом в сообщении не уточняется, какое именно решение принято. Сам текст решения на сайте суда пока отсутствует. В пресс-службе КСУ LIGA.net пояснили, что текст решения будет опубликован в ближайшее время, после того, как в него внесут технические правки.

Напомним, 3 июля 2012 года Верховная Рада приняла закон об основах государственной языковой политики, который расширил права русского языка . Инициаторами законодательного акта выступили тогдашние депутаты от Партии регионов Вадим Колесниченко и Сергей Кивалов. Принятие языкового закона вызвало протесты общественности.

23 февраля 2014 года, после бегства Виктора Януковича, Рада приняла решение об отмене закона Колесниченко-Кивалова, однако тогдашний и.о. президента Александр Турчинов отказался подписывать закон, отменяющий этот акт.

В феврале 2015 года Конституционный суд открыл производство по представлению 57 нардепов о конституционности закона Колесниченко-Кивалова.

m.news.bigmir.net

КС признал языковой закон «Кивалова-Колесниченко» неконституционным

Конституционный суд вынес решение по закону «Об основах государственной языковой политики».

Об этом говорится в сообщении на официальном сайте КС.

«28 февраля на пленарном заседании Палаты Конституционного Суда Украины было принято Решение Конституционного Суда Украины № 2-р/2018 по делу по конституционному представлению 57 народных депутатов относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины «Об основах государственной языковой политики», – говорится в сообщении.

Пока не уточняется, какое именно решение было принято.

В пресс-службе КС «Украинской правде» пояснили, что решение принято и готовится к обнародованию на сайте КСУ.

В то же время источники УП в Конституционном суде подтверждают, что КС признал закон о «Об основах государственной языковой политики» неконституционным.

В свою очередь депутат Киевского городского совета представитель ВО «Свобода» Олег Бондарчук, который представлял указанное представление в суде, утверждает, что КС признал языковой закон неконституционным.

«Закон Кивалова-Колесниченко признан неконституционным! Спасибо всем депутатам кто подписал это представление в Конституционный суд, которое я имел честь представлять в КСУ вместе с Ириной Фарион и Леонидом Емцем», — пишет он в Facebook.

Об этом также пишет еще один «свободовец» — Андрей Ильенко.

Конституционный суд начал рассмотрение конституционности закона Кивалова- Колесниченко «Об основах государственной языковой политики» в ноябре 2016 года.

Как известно, этот языковой закон авторства депутатов от Партии регионов Сергея Кивалова и Вадима Колесниченко был принят Радой в июле 2012 года. Он предусматривает возможность официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%.

24 февраля 2014 года Верховная Рада проголосовала за отмену этого закона. Это, в частности, стало основанием для заявлений о «притеснениях прав русскоязычного населения в Крыму».

Вместе с тем, в то время и.о. председателя Верховной Рады и и.о. президента Александр Турчинов отказался подписывать это решение.

www.pravda.com.ua

Закон о языках Колесниченко – Кивалова отменен. Что это значит и какие будут последствия

Спустя пять с половиной лет действия закона об основах государственной языковой политики, Конституционный суд признал процедуру его принятия не соответствующей Основному закону и отменил этот документ.

Что означает это решение Конституционного суда, анализирует «Страна».

Взять и отменить

Принятие 3 июня 2012 года языкового закона, авторами которого выступили тогдашние депутаты от Партии регионов Сергей Кивалов и Вадим Колесниченко, стало одним из самых громких политических событий в стране. Голосование за закон сопровождалось масштабными акциями протеста, голоданием, блокированием парламентской трибуны и драками в сессионном зале.

Оппонентами закона выступили тогдашняя оппозиция и националисты, утверждая, что документ несет угрозу независимости Украины и даже является шагом к утверждению государственного статуса русского языка.

В то же время сторонники закона говорили, что он гарантирует права языков национальных меньшинств и никоим образом не угрожает украинскому языку, так как исходит из принципа добровольности – люди сами смогут выбирать, на каком языке им учить своих детей, смотреть СМИ и общаться с органами власти.

Во время принятия закона в сессионном зале были драки. Фото: partyofregions.org.ua

Закон вступил в силу 10 августа 2012 года.

Он предусматривал возможность двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%. В итоге в девяти регионах – Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Харьковской и Херсонской областях, а также в Крыму и Севастополе, – русский язык был признан региональным.

Венгерский язык стал региональным в городе Берегово (Закарпатье), молдавский (румынский) – в селе Тарасовцы Черновицкой области.

Румынский также стал региональным языком в селе Белая Церковь (рум. Biserica Alba) Раховского района Закарпатской области.

Буквально в первый же день после смены власти в Украины, произошедшей в результате Майдана, 23 февраля 2014 года, на экстренном заседании Верховной Рады тогдашний депутат «Батькивщины», а ныне вице-премьер Вячеслав Кириленко внес в повестку дня заседания парламента проект постановления «О признании утратившим силу Закона Украины «Об основах государственной языковой политики».

232 депутата проголосовали за принятие законопроекта в повестку дня и без обсуждения приняли его. Это стало одним из главных поводов для начала масштабных акций протеста на юго-востоке, которые, при поддержке России, приняли сепаратистский характер и привели, в том числе, к аннексии Крыма.

На отмену закона последовала мгновенная реакция Запада: генсек Совета Европы выразил сожаление по поводу отмены закона, Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств заявила, что «решение Верховной Рады Украины об отмене закона об основах государственной языковой политики от 2012 года может привести к обострению ситуации», крайне негативную оценку этого шага дали и западные дипломаты.

Под влиянием всего этого исполняющий обязанности президента, председатель Верховной Рады Александр Турчинов отказался подписывать постановление об отмене «закона Кивалова –Колесниченко», таким образом, оно не вступило в силу.

Даже действующий президент Петр Порошенко сразу же после избрания на пост главы государства заявил, что отмена закона была ошибкой.

Тогда украинская власть боялась давать новый повод для роста сепаратистских настроений на юго-востоке.

С тех пор прошло несколько лет и страх улетучился.

57 депутатов обратились в Конституционный суд с требованием признать принятие этого закона не соответствующим Конституции. И вот, 28 февраля 2018 года, последовал вердикт КС: Верховная Рада нарушила процедуру рассмотрения и принятия законопроекта, а посему «Конституционный суд пришел к заключению, что нарушения конституционной процедуры рассмотрения и принятия проекта закона № 9073 во время его принятия в целом на вечернем пленарном заседании Верховной Рады 3 июля 2012 года имели системный характер и существенно повлияли на окончательный результат его принятия. Изложенное является основанием для признания закона неконституционным согласно части первой статьи 152 Конституции».

То есть неконституционным был назван не сам закон, а процедура его принятия (в частности, многие депутаты не голосовали за него лично). Что, впрочем, сути не меняет. Закон фактически перестал действовать.

«Несогласные с отменой могут убиться об стену»

Авторы обращения к Конституционному суду своего ликования не скрывают. «Мы добивались отмены «закона Колесниченко – Кивалова» еще с момента его принятия. Именно этот позорный «закон», протянутый московской агентурой в 2012 году, был одним из этапов подготовки российской агрессии против Украины. Поэтому все логично, долгожданно, теперь надо сделать следующий шаг – принять новый, государственнический языковой закон», – говорит «Стране» депутат, член ВО «Свобода» Андрей Ильенко.

С принятием решения КС поздравил коллег в начале заседания комитета правовой политики и народный депутат-«фронтовик» Леонид Емец, заявив, что это большая победа Украины. Позднее в комментарии журналистам он заявил, что «наши оппоненты, несогласные с решением Конституционного суда по «закону Колесниченко – Кивалова», могут лишь пойти и убиться об стенку».

«Это единственное, что им остается, так как это решение окончательное. Апелляции тут быть не может. У нас есть ряд других законопроектов. Поэтому к данному вопросу нужно подойти серьезно. Потому что отмененный закон принимался исключительно в рамках российской диверсии в Украине и был частью планов ФСБ. Радует, что отмена этого закона произошла после назначения нового главы Конституционного суда. То, как проявляет себя сейчас этот суд, действительно вселяет оптимизм. Я доволен результатом и той оценкой, которую суд дал нашей юридической позиции», – заявил Емец журналистам.

В то же время один из авторов закона нардеп Сергей Кивалов раскритиковал решение КС.

«Видимо, не может действующая власть смириться с тем, что языковая тема в Украине – исчерпана, – заявил Кивалов. – Восстановление мира в Украине в планы власти не входит. И новый виток языковых проблем – тому подтверждение. Решение Конституционного суда – откровенно политическое. Всему миру четко дали понять, что Украина не хочет примирения, хочет сеять раздор между западом и востоком страны. Действующая власть, переживающая агонию, делает все возможное, не брезгуя незаконными методами, для ущемления людей, у которых родной язык – не украинский. И таких людей в Украине миллионы».

Отменили закон об отмене закона о языках в СССР

Между тем кто победил, а кто проиграл с этим решением Конституционного суда, судить рано. Ведь теперь возникает неожиданная правовая коллизия. С принятием «закона Кивалова – Колесниченко» в 2012 году аннулировался закон Украинской ССР «О языках в Украинской ССР», принятый еще в 1989 году.

Таким образом, отмена закона 2012 года возвращает языковое поле Украины к законодательству советских времен образца 1989 года, согласно которому государственным языком является украинский язык, но при этом может использоваться и любой другой язык.

Кроме того, гражданам гарантируется право использования русского языка как языка межнационального общения.

О том, что отмена закона «Об основах государственной языковой политики» реанимирует советское языковое законодательство, говорят «Стране» и эксперты.

«Отменив один закон, Конституционный суд реанимировал языковой закон 1989 года, где русский язык считается языком межнационального общения и разрешен к употреблению во всех сферах общественной жизни. То есть те, кто добивался отмены закона Кивалова – Колесниченко» создали еще большую правовую коллизию, чем было до сих пор», – говорит «Стране» политолог Руслан Бортник.

К слову, автор отмененного закона, бывший депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко уже подтвердил, что при принятии закона в текст специально были заложены положения, которые, в случае отмены этого закона в будущем, ввели бы в силу нормы закона 1989 года.

«Это и есть те юридические ловушки, которые я закладывал при принятии самого закона», – написал он в Facebook.

Старт новой украинизации

Впрочем, как полагают эксперты, данная правовая коллизия будет иметь место недолго. И в ближайшее время Рада, с большой долей вероятности, примет новые законы, окончательно закрепляющие украинизацию страны.

«Я ожидаю, что срочно начнут рассматривать новый закон о языках. Все проекты, которые есть на эту тему, они в той или мере сужают права нацменьшинств или нарушают их, а это миллионы граждан. Дальнейшая эскалация этого вопроса усилит сепаратистские настроения в государстве. Почему это делается сейчас – потому что скоро выборы. Президент пытается перетянуть националистический канат. Этот конфликт нужен власти для победы на выборах», – говорит «Стране» политический эксперт Руслан Бортник.

В парламенте действительно пылятся проекты соответствующих языковых законов. Например, в прошлом году более 30 авторов, преимущественно из президентской политической силы БПП, «Народного фронта» и «Самопомощи», подали в Раду законопроект, которым предложили провести тотальную украинизацию.

Основная идея проекта – сделать обязательным использование украинского языка во всех сферах государственной и общественной жизни, а также в СМИ. Попытки «введения многоязычия» (вероятно, под этим понимаются призывы к расширению прав русского языка) станут уголовным преступлением и будут приравнены к свержению государственного строя. За игнорирование необходимости использования украинского языка или пренебрежение к нему грозит серьезная ответственность и штрафы. Аналогичных по своей сути проектов в парламенте не менее трех. Прошлым летом профильный комитет уже принял решение рекомендовать этот документ к принятию за основу. А значит дорога к обсуждению его в сессионном зале вполне открыта.

strana.ua

Отмена языкового закона Колесниченко-Кивалова: зачем КС выполнил политзаказ власти

«Єдина Україна – Единая страна» – это был самый популярный лозунг весны 2014 года. Появился он тогда в связи с тем, что 23 февраля Верховная Рада отменила закон о языковой политике – и этим спровоцировала волну протестов в южных и восточных регионах.

О том, что такая волна будет, еще за несколько минут до принятия решения заявил с трибуны парламента нардеп-регионал Нестор Шуфрич. В тот момент его не послушали, однако уже в начале марта новая власть изменила свое мнение. И. о. президента Александр Турчинов так и не подписал постановление об отмене закона, а политические и общественные деятели развернули уже упомянутую кампанию.

Спустя четыре года, 28 февраля 2018 года, Конституционный суд без особого пафоса отменил закон Колесниченко-Кивалова. Ни волны протестов, ни кампаний единения страны не последовало. Хотя уже сейчас понятно, что последствия будут. Но другие.

Рождение закона КК

Что представлял собой закон о языковой политике, принятый летом 2012 года? Вопреки заверениям националистических политиков, он вовсе не был законом о фактическом госстатусе русского языка.

Таким законом была его первая версия, которую в 2011 году лоббировал тогдашний лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов. Вот в ней русский упоминался часто, хотя и полностью в соответствии с Конституцией, которая тоже выделяет русский язык из ряда языков нацменьшинств, обещая ему «свободное развитие».

Однако первую версию провалила Венецианская комиссия – стараниями представителя Украины Сергея Головатого, который убедил «венецианцев», что дословное выполнение 10 статьи Конституции с трактовкой в пользу языков нацменьшинств приведет к ущемлению госязыка.

Вот тогда-то и родился вариант №2 – Колесниченко-Кивалова. Из которого убрали многочисленные упоминания русского языка, зато ввели максимальное количество норм из Европейской хартии региональных языков и языков нацменьшинств, причем в наиболее либеральных трактовках.

Закон вводил автоматическое признание региональным языка в том регионе, где не менее 10% являются его носителями, весь частный бизнес и все частные СМИ выводил из-под языковых ограничений и внедрял норму об обязательном выборе родителями языка обучения детей. Такую версию закона Венецианская комиссия восприняла на ура.

Как работал закон?

Главной проблемой закона Колесниченко-Кивалова было то, что он никогда не действовал в полной мере. Принимали его под парламентские выборы 2012 года, и после выборов большинство регионалов потеряло к нему интерес.

Частный бизнес и частные СМИ, конечно, воспользовались предложенными свободами, но в остальных сферах изменения шли со скрипом или вообще не шли.

Лишь в Одессе местная власть проявила инициативу, проведя обязательное анкетирование родителей школьников, после чего количество учащихся на русском увеличилось с 30 до 50%. В остальных же, в том числе русскоязычных, регионах просто зафиксировалось статус кво, оставшееся со времен Виктора Ющенко.

Статус кво сохранилось даже в такой сфере, как иностранный дубляж кинофильмов: несмотря на попытки отдельных регионалов восстановить возможность дублирования на русском, на государственном уровне это так и не было принято. Лишь в некоторых южных и восточных областях «руссификацию» кино провели де факто, нелегально заменяя украиноязычные копии русскоязычными, сделанными для России.

Липовое решение по липовому обращению?

Впрочем, даже неполноценно действующий закон о языковой политике раздражал националистов, поэтому его отмена и оказалась в числе первых «декретов» новой власти в 2014 году.

Когда с наскока отменить не получилось, противники закона взялись за длительную осаду. Так в июле 2014-го появилось обращение 57 депутатов в Конституционный суд с требованием отменить закон Колесниченко-Кивалова.

Обращение весьма сомнительное – ведь, как уже сказано, Венецианская комиссия дала закону крайне положительную оценку. Не случайно оно пролежало в КС три с половиной года и уже вполне могло быть выброшено, так как большинство подписантов перестали быть народными депутатами. Включая главного подписанта – Олега Тягнибока.

Однако его вытащили – и закон отменили. Чтобы не подставляться с содержательной частью, КС провел отмену на основе «процедурных нарушений» – то есть по той причине, которую можно пришить 90% законов, принятых Верховной Радой в последние четыре года. И таким «аргументом» судьи наглядно продемонстрировали, что выполняли политический заказ.

Почему нет протестов

Другого варианта тут и быть не может, потому что по факту закон Колесниченко-Кивалова уже не действовал. На ТВ и радио его отменили другими законами, в школах – тоже, да и вообще сейчас даже просто упоминание о статусе русского языка чревато последствиями в виде, как минимум, физического ущерба.

Другого варианта не может быть еще и потому, что вместо закона о языковой политике формально теперь должен вступить в силу его предшественник – закон о языках 1989 года. И хотя норму о русском языке как языке межнационального общения из него изъяли, он сохраняет немало либеральных норм, которые могли бы выполняться в другой политической ситуации. А так – неработающий закон 2012 года заменили неработающим законом 1989 года, и все.

Но в чем же суть политзаказа? Пожалуй, в том же, в чем она была шесть лет назад, когда закон Колесниченко-Кивалова готовили к принятию. На носу – президентские выборы, которые будут для Петра Порошенко очень нелегкими.

Неизвестный победитель и известный проигравший

Идти на них он может только как представитель националистического электората – поскольку все предыдущие три с половиной года поддерживал именно такие инициативы. Но на том же поле будут топтаться все потенциальные постмайдановские конкуренты – Юлия Тимошенко, Анатолий Гриценко, Олег Ляшко, Андрей Садовой. И Порошенко нужно конкурентное преимущество, которое дает президентская подпись.

Это означает, что осенью новый проект закона о госязыке будет внесен в парламент как инициатива Банковой. Не раньше – ведь если принять его весной, к выборам уже все забудут, кто же проявляет главную заботу об украинском языке. В сентябре-октябре его примут в первом чтении, а потом долго будут готовить ко второму – так, чтобы оно состоялось уже в начале 2019 года.

Наконец, в феврале его триумфально примут голосами всех постмайдановских фракций, а в начале марта президент его подпишет и выступит со специальным обращением, в котором предстанет основным защитником украинского языка. Это приведет к очередной поляризации электората – и к тому, что во второй тур выйдет, помимо президента, представитель русскоязычного Юго-Востока. Но который – при отсутствии Крыма и большей части Донбасса – будет в гарантированном меньшинстве. В конце всей этой схемы, естественно, находится позолоченная надпись «Порошенко – президент».

Но схема имеет слабое место. Состоит оно в том, что Юлия Тимошенко может опередить конкурента и начать кампанию за закон о госязыке уже сейчас. Ей, конечно, не дадут его не то что принять, но даже внести в повестку дня, но она сможет на каждом эфире рассказывать, что именно Порошенко не дает утвердить статус украинского языка как государственного.

Так что Конституционный суд дал старт новой поляризации общества, которая произойдет в любом случае. На пик она должна выйти в марте 2019 года, вот только победителя назвать пока сложно. Правда, уже сейчас можно назвать проигравшего – государство Украина.

Напомним, инициированный Партией регионов законопроект «Об основах государственной языковой политики» был принят Радой 3 июля 2012 года. 8 августа президент Янукович подписал этот закон и поручил Кабмину создать рабочую группу для разработки предложений по совершенствованию законодательства о порядке применения языков в Украине.

В феврале 2014 года Верховная Рада отменила закон о региональных языках, однако и. о. президента Александр Турчинов отказался подписывать это решение.

vesti-ukr.com

Это интересно:

  • Приказ 309 название Приказ Федеральной таможенной службы от 2 марта 2017 г. № 309 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 14 июня 2007 г. № 725" 1. Внести в приказ ФТС России от 14 июня 2007 г. № 725 «Об утверждении Положения и Регламента работы […]
  • Закон от 06122011 г N 402-фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 […]
  • Правила противопожарного режима 2014 Нормативные документы, регламентирующие вопросы обучения и проверки знаний от 25 апреля 2012 года N 390 О противопожарном режиме (с изменениями на 10 ноября 2015 года) Документ с изменениями, внесенными: постановлением Правительства […]
  • Закон о местном самоуправлении в ур Закон УР от 13 июля 2005 г. N 42-РЗ "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" (с изменениями и дополнениями) Закон УР от 13 июля 2005 г. N 42-РЗ"О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" С изменениями и дополнениями […]
  • Закон о медицинском страховании граждан в российской федерации 2014 Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ"Об обязательном медицинском страховании в […]
  • Приказ фнс от 2013 Приказ Федеральной налоговой службы от 24 декабря 2014 г. N ММВ-7-11/[email protected] "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой […]