Оглавление:

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл встретился с представителями Болгарской и Албанской Православных Церквей

Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор и Святейший Патриарх Кирилл совершили молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру в Москве

В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей совершили Литургию на Соборной площади Московского Кремля

Святейший Патриарх Кирилл встретился с делегациями Поместных Православных Церквей, прибывшими на празднование 1030-летия Крещения Руси

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Александрийской Православной Церкви

Кладбища: сложные вопросы землепользования и эксплуатации

Статья юрисконсульта Юридической службы Московской Патриархии Веры Захаренко опубликована в августовском номере «Журнала Московской Патриархии» за 2012 год.

Проблемы функционирования похоронной отрасли в Российской Федерации требуют особого внимания в том числе и в связи с вопросом создания и эксплуатации вероисповедальных кладбищ. В настоящее время нормативно-правовое регулирование похоронной отрасли России осуществляется на основании федерального законодательства, а также законов субъектов Федерации. Необходимо учитывать также судебную практику по вопросам эксплуатации кладбищ.

Важнейшим нормативным документом, обеспечивающим правовое регулирование похоронного дела, является Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ.

При этом следует учитывать положение п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому богослужения, другие религиозные обряды и церемонии могут совершаться «на кладбищах и в крематориях».

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона о погребении и похоронном деле, места погребений могут быть вероисповедальными. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 Закона предложения по созданию мест погребения могут вноситься «массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ».

Закон предусматривает создание помимо вероисповедальных также общественных и воинских кладбищ. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела (п. 1 ст. 18 Закона). Однако и на общественных кладбищах погребение может осуществляться «с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций» (п. 2 ст. 18).

В ст. 19 закона содержится определение вероисповедальных кладбищ, а также устанавливаются основные принципы их функционирования. Согласно п. 1 ст. 19, вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями (п. 2 ст. 19). Что касается вероисповедальных кладбищ, расположенных на территориях сельских поселений, то их деятельность может осуществляться гражданами самостоятельно.

Согласно Рекомендациям о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, вероисповедальные кладбища или участки кладбищ должны проектироваться с учетом требований и традиций религиозных организаций и конфессий (п. 9.10). Вероисповедальные участки кладбищ отделяются зоной моральной защиты шириной не менее 20 м (п. 9.11). На вероисповедальных кладбищах или участках рекомендуется предусматривать ритуальные зоны с культовыми сооружениями или зданиями для проведения обрядов прощания и поминовения (п. 9.12).

Вопросы функционирования мест захоронения включают в себя и проблему землепользования в связи с созданием и эксплуатацией кладбищ. В этой связи необходимо упомянуть Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 99 Земельного Кодекса Российской Федерации, земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения. Последние входят, в свою очередь, в соответствии с их целевым назначением в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ). Земли историко-культурного назначения могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения данной категории земель и, соответственно, земель, отведенных под военные и гражданские захоронения, и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (п. 2 ст. 99 ЗК РФ).

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит зоны, занятые кладбищами и крематориями, к зонам специального назначения (п. 13 ст. 35).

Еще один нормативный документ, который необходимо учитывать при рассмотрении вопросов регулирования похоронного дела, — постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 города Москвы «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»». В соответствии с п. 3.1 рекомендуется размещать места захоронений различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, на обособленных специализированных участках кладбищ.

Документ содержит требование производить рекультивацию территорий и участков (п. 4.1). Использование территории места погребения допускается по истечении двадцати лет с момента его переноса. В этом случае разрешается использование территории места погребения под зеленые насаждения. Устанавливается запрет на строительство зданий и сооружений на территории перенесенного места погребения (п. 4.2).

Производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается (п. 4.3).

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 о введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га должны иметь санитарно-защитную зону 500 м, при этом размещение кладбищ площадью более 40 га не допускается.

В письме Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2009 года № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» устанавливается в соответствии со ст. 18 Закона о погребении и похоронном деле, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Отмечается, что Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает возможности передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение. Системное толкование норм законодательства позволило Федеральной антимонопольной службе сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 12027/07 от 23 сентября 2008 года передача в ведение муниципального предприятия общественных кладбищ и наделение его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ создают преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, и являются нарушением ст. 7 Закона о конкуренции.

Согласно постановлению Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 17206/10 от 18 мая 2011 года, нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.

Эти важные аспекты правового регулирования функционирования вероисповедальных кладбищ необходимо учитывать при создании и организации мест погребения умерших православного вероисповедания.

www.patriarchia.ru

Защита прав на участок на общественном кладбище

«…Не ожидал таких препон поселянин, ведь доступ к Закону должен быть открыт для всех в любой час, подумал он; но тут он пристальнее взглянул на привратника, на его тяжелую шубу, на острый горбатый нос, на длинную жидкую черную монгольскую бороду и решил, что лучше подождать, пока не разрешат войти. Привратник подал ему скамеечку и позволил присесть в стороне, у входа. »

( Отрывок из притчи о привратнике, глава «В соборе» романа Франца Кафки «Процесс»* )

В отличие от некоторых других вопросов (например, таких как взимание и уплата налогов) отношения, связанные с погребением умерших и организацией работы кладбищ в целом, урегулированы явно недостаточно. В общедоступной судебной и иной правоприменительной практике тоже не часто можно встретить исследование этих вопросов, хотя они касаются каждого человека. Как показывает практика бюро, проблема надлежащего регулирования и оформления отношений в сфере погребения остается актуальной.

На федеральном уровне основным нормативным правовым актом в этой сфере является Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении).

Законом о погребении предусмотрены различные гарантии достойного погребения умерших, но мы бы хотели обратить внимание только на несколько положений:

— размер бесплатно предоставляемого участка земли для погребения умершего на территориях общественных кладбищ устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника (пункт 5 статьи 16 Закона о погребении);

— общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 18 Закона о погребении);

— порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 18 Закона о погребении).

Таким образом, с учетом положений статей 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основные полномочия в сфере управления общественными кладбищами населенных пунктов находятся у органов местного самоуправления поселений (городских округов).

В настоящей статье мы рассматриваем преимущественно общественные кладбища, расположенные на территории городского округа «Город Архангельск» (на примере Соломбальского кладбища), поэтому вторым по значимости документом в этой сфере будет Положение о порядке эксплуатации и содержания общественных кладбищ на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденное решением Архангельского городского Совета депутатов от 27.05.2003 № 174 (далее – Положение).

Вполне ожидаемо, прочтение указанных нормативных правовых актов не даёт нам прямого ответа на указанный вопрос клиента («что делать, если на могиле неизвестные лица поставили памятник другому человеку?»). Поэтому попробуем найти ответ путем толкования положений этих и иных нормативных правовых актов, а также рекомендательных актов.

Указанным Положением не урегулирован порядок установки, замены или демонтажа надмогильных сооружений. Если бы речь шла о том, что было осуществлено погребение в существующую могилу с установкой новых надмогильных сооружений, то можно было бы руководствоваться пунктом 4.2 Положения, согласно которому погребение умершего в существующую могилу допускается по истечении кладбищенского периода (20 лет после погребения) с разрешения администрации кладбища на основании письменного заявления граждан (организаций), на которых зарегистрирована могила. Либо можно было обратиться к содержанию пункта 3.12 Положения, определяющего порядок изъятия участка для целей повторного использования для захоронения (при отсутствии надлежащего ухода за могилой).

Однако в нашем случае не было информации о захоронении в существующую могилу. В результате мы, казалось бы, имеем банальное самовольное занятие участка. Однако до конца мы не можем быть в этом уверены, потому что ввиду особенностей оформления прав на такие участки (точнее, отсутствия такого оформления) сложно однозначно сказать, кто имел права на участок и в чем они состояли. Поэтому проще ориентироваться на фактические обстоятельства: в рассматриваемом деле администрация кладбища не взяла на себя ответственность за то, что произошло на предоставленном участке для погребения с надмогильными сооружениями (памятником и оградой).

Пункт 5.1 Положения, в котором перечислены обязанности администрации кладбища, также не подразумевает такой ответственности. Обязанности администрации включают только общие вопросы содержания в надлежащем санитарном состоянии территории кладбища; содержания в исправном состоянии здания, ограждения территории кладбища; уборки и вывоза мусора; а также содержания в надлежащем порядке могил и памятников, имеющих особое значение (культурно-историческое значение, братские могилы, памятники и могилы, находящиеся под охраной государства).

Что касается иных надмогильных сооружений, то тем же пунктом установлено, что уход за надмогильными сооружениями и могилой осуществляется только за плату. Однако это правило вряд ли можно применить к случаям полного исчезновения памятника и занятия чужого участка. В этом случае остаётся только ссылаться на общие нормы, так или иначе закрепляющие положение о том, что кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (статья 18 Закона о погребении). Если могилы являются частью этого кладбища и находятся на том же земельном участке, то лицо, в ведении которого находится кладбище, не может само снять с себя обязанность по учёту установки надмогильных сооружений и контролю за их наличием или отсутствием, даже если администрация кладбища и не выполняет функции хранителя.

Согласно пункту 3.2 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (МДК 11-01.2002; далее – Рекомендации) к документам в сфере похоронного обслуживания относится в том числе книга регистрации установки надгробий – книга, в которой работники конторы кладбища регистрируют установку надгробий. На обложке книги указываются название города и кладбища, дата начала и окончания записей в ней, которые содержат регистрационный номер, фамилию, имя и отчество захороненного, данные о документе изготовителя надгробия, дату установки надгробия, номера квартала, сектора и могилы (колумбария, его яруса и ниши), данные о материале и размерах надгробия, данные о разрешении на установку надгробия, фамилию, имя, отчество и адрес лица, ответственного за могилу (нишу колумбария).

Отсутствие учета установки надгробий естественным образом связано с невыполнением администрацией кладбища обязанностей по содержанию кладбища в надлежащем порядке и обеспечению установки памятников и ухода за могилами (подпункт «а» пункта 18 Рекомендаций). Очевидно, что уход за могилами должен подразумевать обеспечение сохранности надмогильных сооружений. Это прямо следует и из положений подпункта «а» пункта 19.3 Рекомендаций, согласно которому на территории кладбища посетителям запрещается устанавливать, переделывать и снимать памятники, мемориальные доски и другие надмогильные сооружения без разрешения администрации, а также портить памятники, оборудование кладбища, засорять территорию (подпункт «б»).

Ещё один вопрос, на который нам нужно ответить прежде, чем разобраться в главной проблеме (установке памятника другому человеку), это вопрос о том, на каких условиях предоставляются участки для погребения и что означает выражение «гражданин, на которого зарегистрирована могила», используемое в Положении для условного обозначения владельца участка.

В Рекомендациях в том же контексте используется выражение «лицо, ответственное за могилу». По смыслу пунктов 4.10 и 4.11 Рекомендаций под лицом, ответственным за могилу, понимается лицо, осуществляющее организацию погребения, в том числе весь процесс организации погребения от оформления документов до принятия на себя ответственности за место захоронения. Как указано в пункте 4.11, лицу, осуществляющему погребение, предоставляется право быть ответственным за могилу, нишу, иное место захоронения останков или праха с выдачей соответствующего удостоверения. Данное право включает в себя возможность быть в дальнейшем похороненным в этой могиле как в родственной, а также разрешать через установленный нормативными документами период времени захоронение в эту могилу родственников или близких умершего. Ответственное лицо может передать по своему заявлению право ответственности за могилу иному лицу, готовому принять на себя такую ответственность в порядке, установленном органами местного самоуправления или региональными (территориальными) органами исполнительной власти.

В соответствии с указанными Рекомендациями (пункт 4.11) ответственное за могилу лицо обязано поддерживать чистоту и порядок на месте захоронения, проводить своевременно ремонт надмогильных сооружений и уход за могилой, и, видимо, именно этому лицу предоставляется участок для захоронения на праве бессрочного пользования (пункт 4.16); с возможностью изъятия лишь при наличии на них бесхозных захоронений в порядке, установленном органами региональной исполнительной власти и местного самоуправления.

На практике предоставление права пользования участком для захоронения не оформляется договором. Более того, это было бы затруднительно вследствие того, что предоставление гражданам земельных участков на условиях бессрочного безвозмездного пользования не предусмотрено земельным законодательством…

Что же касается надмогильных сооружений, поставленных на таких участках, то их правовой статус является вдвойне неопределенным. С одной стороны, они должны принадлежать тому лицу, которое их заказало и оплатило, но, с другой стороны, участок, как правило, предоставляется другому лицу (возможно, уже умершему). Это касается и тех случаев, когда надмогильные сооружения устанавливаются за счет бюджетных средств.

Таким образом, невозможно точно определить правовой режим участков и расположенных на них сооружений. И на практике придётся индивидуально разбираться в каждой ситуации, выясняя, кому принадлежат надмогильные сооружения и кто отвечает за их сохранность. Это можно будет выяснить только при условии наличия надлежащего учёта как участков для захоронения (их границ и условий выделения), так и надмогильных сооружений. Однако чаще всего в таких случаях отсутствуют какие-либо достоверные документы, которые бы однозначно указывали на собственника надмогильных сооружений и на то, в каком они были состоянии на момент их утраты (похищения).

Тем не менее даже при отсутствии документов можно попытаться хотя бы частично восстановить свои права, например, путем предъявления требования об освобождении незаконно занятого участка. При выборе такого способа защиты первоначально стоит обратиться к администрации кладбища или органам местного самоуправления, в ведении которых находится кладбище. Помимо требования о восстановлении прав на участок целесообразно запросить информацию о том, кому и когда был предоставлен участок для захоронения, а также о том, какие надмогильные сооружения были поставлены на участке согласно книге регистрации установки надгробий.

В Архангельске в настоящее время функции администрации кладбищ выполняет, скорее всего, МУП «Спецтрест по обслуживанию населения» (далее – МУП). Пока это только предположение, поскольку точно не известно, наделено ли данное предприятие функциями администрации кладбища в установленном порядке (путем закрепления кладбища на праве оперативного управления или хозяйственного ведения). Но для защиты прав это не должно быть препятствием. Можно просто исходить из того, что кладбище находится в муниципальной собственности, т.е. собственности муниципального образования «Город Архангельск», а функции администрации кладбища распределены между различными структурными подразделениями мэрии и подведомственными ей организациями.

В случае возникновения вопросов в части содержания и эксплуатации кладбищ в первую очередь следует в письменном виде обратиться в соответствующие подразделения мэрии города Архангельска и МУП «Спецтрест по обслуживанию населения». Например, в отдел организации ритуальных услуг управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска. Можно также обратиться в попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела в городе Архангельске, созданный Архангельской городской Думой. К функциям совета относится контроль за содержанием кладбищ города (пункт 2.2 Положения о попечительском (наблюдательном) совете по вопросам похоронного дела, утвержденном решением Архангельского городского Совета депутатов от 27.05.2003 № 174).

Для правильного определения дальнейших шагов следует обратиться к юристу.

Нельзя исключать и обращение в полицию. Возможно, действия неизвестных лиц содержали признаки преступления, предусмотренного статьей 244 (уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений) или статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации (умышленное уничтожение или повреждение имущества). Однако реальное привлечение к уголовной ответственности виновных лиц в таких ситуациях маловероятно, поскольку крайне сложно доказать умысел при указанной неопределенности границ и статуса предоставленных участков для захоронения. Немногим более реальным в данном случае выглядит привлечение к административной ответственности лиц, установивших памятник другому лицу без необходимых разрешений, за самоуправство (статья 19.1 КоАП РФ) или самовольное занятие земельного участка (статья 7.1 КоАП РФ).

* Цит. по: Ф. Кафка. Процесс. Перевод Р. Райт-Ковалёвой, Г. Снежинской. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. – С. 254.

Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 28 июля 2013 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

gosurburo29.ru

Федеральный Закон о погребении и похоронном деле

Автор статьи

Федеральный закон РФ

12 января 1996 года N 8-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ,
от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ,
от 30.05.2001 N 64-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 11.12.2002 N 170-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 21.04.2005 N 36-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ,
от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Погребение

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. Места погребения

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Глава II. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 263-ФЗ)

Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
(в ред. Федерального закона от 28.06.1997 N 91-ФЗ)

федерального бюджета — на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ; в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

Фонда социального страхования Российской Федерации — на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;

бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1 000 рублей.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ; в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.

Статья 10. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 1 000 рублей.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
(в ред. Федерального закона от 28.06.1997 N 91-ФЗ)

органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии).
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
(п. 3 введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ)

Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

1. Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с заслугами умершего (погибшего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, сотрудника органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы имеют право ходатайствовать перед специализированной службой по вопросам похоронного дела о погребении умершего (погибшего) на поименованном месте погребения, если это не противоречит волеизъявлению умершего (погибшего), пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников умершего (погибшего).
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Оплата расходов на обеспечение деятельности Федерального военного мемориального кладбища производится за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

2. Погребение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умерших (погибших) в период прохождения службы в военное время, в период ведения боевых действий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

3. Погребению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи также подлежат:

1) умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

2) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умершие вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

3) ветераны военной службы;

4) военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — участники войны, проходившие службу в действующей армии, и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ)

Оплата расходов на погребение указанных лиц производится в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Погребение умерших (погибших), указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, осуществляется на воинских кладбищах, на воинских участках общественных кладбищ или на других местах погребения с учетом волеизъявления умершего (погибшего) либо пожелания супруга, близких родственников или иных родственников.

5. Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ)

Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего

1. При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

3. Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают:

оформление документов, необходимых для погребения;

перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 13. Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы

Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. При отсутствии супруга, близких родственников или иных родственников либо при их отказе осуществить погребение умерший подлежит погребению в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 170-ФЗ)

Статья 14. Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)

Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни) осуществляется в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 170-ФЗ)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.06.2007 N 8-П нормы статьи 14.1 признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования предусмотренные ими ограничительные меры в сложившихся в Российской Федерации условиях борьбы с терроризмом применяются исключительно к лицам, уголовное преследование в отношении которых прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения совершенного ими террористического акта, и необходимы для охраны общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 14.1. Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции
(введена Федеральным законом от 11.12.2002 N 170-ФЗ)

Погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 15. Предложения по созданию мест погребения
(в ред. Федерального закона от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

1. Предложения по созданию мест погребения вносятся:

1) Правительством Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается размещение мест погребения, для создания Федерального военного мемориального кладбища;

2) министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба, служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, для создания воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах;

3) массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ;

4) собраниями (сходами) граждан, проживающих в сельских поселениях, если это предусмотрено уставом муниципального образования.

2. Решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации.
Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

Места погребения могут быть:

по принадлежности — государственные, муниципальные;

по обычаям — общественные, вероисповедальные, воинские;

по историческому и культурному значению — историко-мемориальные.

Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую природную среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

2. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается устройство кладбищ на территориях:

1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

3) на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

4) со стоянием грунтовых вод более двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

3. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

5. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

6. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.

Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения

1. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

3. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека создается система санитарного и экологического мониторинга. Порядок ведения санитарного и экологического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Осквернение или уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

6. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность.

Статья 18. Общественные кладбища

1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.

3. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. На общественных кладбищах для погребения умерших (погибших), указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, могут создаваться воинские участки.

4. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Вероисповедальные кладбища

1. Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

2. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями. Деятельность вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища
(в ред. Федерального закона от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

1. Воинские кладбища предназначены для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы (службы), если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Федеральное военное мемориальное кладбище предназначено для погребения и увековечения памяти лиц, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, имевших особые заслуги перед государством. Перечень особых заслуг перед государством лиц, которые могут быть погребены на Федеральном военном мемориальном кладбище, определяется Правительством Российской Федерации. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище осуществляется по представлению министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище лиц, не указанных в настоящей статье, осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

Военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества&quot. Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

На военных мемориальных кладбищах могут создаваться семейные (родовые) захоронения.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

2. Порядок деятельности Федерального военного мемориального кладбища определяется Правительством Российской Федерации. Порядок деятельности воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

3. Порядок содержания отечественных воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и порядок захоронений военнослужащих иностранных государств на территории Российской Федерации определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации.

Статья 21. Семейные (родовые) захоронения

Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.

2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.

Статья 23. Стены скорби

Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших создаются на специально выделенных участках земли в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших могут находиться в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Статья 24. Крематории

1. Для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Порядок деятельности крематориев определяется органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Глава IV. ПОХОРОННОЕ ДЕЛО

Статья 25. Организация похоронного дела

1. Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

2. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 26. Финансовое обеспечение похоронного дела
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.

Статья 27. Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела

Для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 28. Исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Статья 29. Специализированные службы по вопросам похоронного дела

1. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 32. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 9 и 10, которые вводятся в действие с 1 марта 1996 года.

Статья 33. О признании утратившим силу ранее принятого правового акта

Признать утратившим силу с 1 марта 1996 года Закон Российской Федерации «О ритуальном пособии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 713; 1993, N 35, ст. 1419).
(в ред. Федерального закона от 28.06.1997 N 91-ФЗ)

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
12 января 1996 года
N 8-ФЗ

www.memoriam.ru

Это интересно:

  • Экспертиза номера кузова автомобиля в гибдд спб ГИБДД разрешила ставить на учет машины без VIN-номера С 10 июля ГИБДД будет по-новому регистрировать машины с поврежденными VIN-номерами. Соответствующий приказ МВД РФ был издан более трех месяцев назад, но вступил в силу только […]
  • Следственный комитет г Владимира Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора жителю города Владимира 37-летнему Руслану Нечаеву. Он признан […]
  • Тсж закон и порядок Организация ТСЖ "ЗАКОН И ПОРЯДОК" Юридический адрес: 357372, Ставропольский край, Предгорный р-н, п Ясная Поляна, ул Школьная, д 30 ОКФС: 16 - Частная собственность ОКОГУ: 4210014 - Организации, учрежденные юридическими лицами или […]
  • Служебное жильё закон Расширение служебного жилья Здравствуйте. Я военнослужащий. При получении служебной 2-х комнатной квартиры 54 кв.м. в 2011 у меня был один ребенок - сын. В 2011 году родился второй ребенок - дочь. Насколько я помню, раньше (лет 10 […]
  • Штрафы по 128 1226 50-процентная скидка на штрафы ГИБДД с 1 января 2016 года Как будет работать новый закон, предусматривающий оплату половины штрафа? Напомним, тем, кто не знает, упустив нововведения в законодательстве. С 1.01.2016 года на […]
  • Купля-продажа по законам 12 таблиц uristinfo.net ТЕМА V. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ § 5.1. Общая характеристика Законов XII таблиц§ 5.2. Правовое положение населения Древнего Рима§ 5.3. Обязательственное право Древнего Рима§ 5.4. Семейное право Древнего РимаСписок […]