Основы философии (Шпаргалки).

Р. н / Д .: 201 2 . — 3 2 с.

Эта книга универсальна: учебное пособие, справочник и подсказка в нужный момент. Изложенный в ней материал легко усваивается и быстро запоминается. Книга сэкономит вам время — подготовит к экзамену в предельно короткий срок и поможет получить высший балл. В ней ответы на все каверзные вопросы, поставленные самым строгим экзаменатором. Для студентов ВУЗов.

Формат: pdf / zip

СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре 3
2. Философия как разновидность мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения 3
3. Методы философии 5
4. Основной вопрос философии 5
5. Основные этапы развития античной философии S
6. Особенности раннего развития античной философии S
7. Атомистическое учение Демокрита 7
8. Классическая греческая философия. Платон и Аристотель 7
9. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение 7
10. Сущность и основные этапы развития христианской средневековой философии 7
11. Основные идеи философии эпохи Возрождения 9
12. Философия нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт 9
13. Философия Д. Локка и Г. Лейбница 9
14. Философия Джорджа Берклии Давида Юма 9
15. Философия французского Просвещения 11
16. Философия И. Канта. Основы метафизики нравственности 11
17. Система и метод в философии Г. Гегеля II
18. Иррационализм XIX в. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше 11
19. Философская концепция К. Маркса 13
20. Особенности развития русской философии 13
21. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия 13
22. Категория материи в философии 13
23. Естественно-научные представления о структуре и свойствах материи 15
24. Движение и его основные формы 15
25. Пространство и время как атрибутивные свойства материи 15
26. Отражение как свойство материи 15
27. Основные подходы к проблеме сознания в философии 17
28. Сознание и язык 17
29. Структура сознания 17
30. Сознание и бессознательное 17
31. Человек как объект философского осмысления. 19
32. Марксистская философия о соотношении природного и социального в человеке 19
33. Человек, индивид, личность. Потребности и качества личности 19
34. Типология личности: социальный, цивилизационный и религиозный аспекты 19
35. Свобода, ответственность и нравственные основы ЛИЧНОСТИ 21
36. Ценности личности 21
37. Философия о смысле жизни человека 21
38. Философия о смерти и бессмертии 21
39. Законы диалектики. Закон единства и противодействия противоположностей 23
40. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений 23
41. Закон отрицания отрицания 23
42. Категории диалектики 23
43. Принципы диалектики 25
44. Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм. Волюнтаризм и фатализм 25
45. Альтернативы диалектики 25
46. Основные точки зрения на процесс познания 25
47. Социальные функции науки. Закономерности развития науки 27
48. Научные и философская картины мира 27
49. Научное познанге и роль науки. Философия науки 27
50. Структура, методы и формы научного познания 27
51. Закономерности развития техники 29
52. Социальное бытие как объект философского анализа. Структура общества 29
53. Роль материалистического производства в развитии общества 29
54. Социальная сфера общественной жизни 29
55. Политическая организация общества 31
56. Философия истории 31
57. Человек, общество и культура 31
58. Глобальные проблемы современности 31

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Свобода и необходимость

Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета, ограничений и т.д. Понятие «воля» имеет более широкое значение, которое оформилось в XV—XVI вв. в Московском государстве. С одной стороны, «вольница» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. С другой стороны, в воле есть и свое желание, и повеление природы,
степи, дали, что так характерно для русского восприятия мира
(вспомним гоголевскую птицу-тройку). Понятие свободы за
крепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.

Чтобы понять сущность феномена свободы и необходимости в истории, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости (закономерности), без которой немыслима реализация свободы.

Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека, принижая при этом значение разума. Эти идеи пыли развиты в философии Шопенгауэра и Ницше, когда произвол выдавался за высшую мудрость. Таких примеров немало, в том числе и в истории нашего общества. Фатализм предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки. Это объясняется либо судьбой (в мифологии и язычестве), либо волей Бога (в христианстве и исламе), либо детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие связано с предыдущим (системы Гоббса, Спинозы, Лапласа). Здесь по сути дела места для свободного выбора не остается, ибо нет альтернатив. Жесткая необходимость и вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характерны для астрологии и других оккультных учений прошлого и настоящего, а также для всевозможных социальных утопий и антиутопий. Имеете с тем, очевидно, что игнорирование необходимости iприродной, исторической и т.п.) чревато произволом и вседозволенностью, анархией и хаосом, что вообще исключает свободу. Следовательно, свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя свобода, «свобода для», свобода в выборе истины, добра и красоты. В рамках «свободы от» вполне резонна формула: «Разрешено все, что не запрещено». Но по сути дела это логика раба, оставшегося без надсмотрщика.

Существеннейшей чертой свободы является ее внутренняя определенность. Ф. М. Достоевский верно заметил: «Свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздражающая, иногда хотя бы даже до сумасшествия, — вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и все теории постоянно разлетаются к черту. И с чего это взяли эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это вообразили они, что человеку надо благонамеренно выгодного хотения? Человеку надо — одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела». Человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды его быть личностью и иметь свободу для ее реализации.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов.

Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и попасть в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в скит, в свой «мир», чтобы там реализовать себя. В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы.

Если раньше свобода воспринималась в основном как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине XX в. уже стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Однако государство должно делать это не методами принуждения, а с помощью экономического механизма и при строгом соблюдении прав человека.

Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей — нации, класса, группы людей и т.д. Это и является гарантией от тоталитарного подавления прав человека, при котором он выступает «винтиком» социальной системы. Еще в 1918 г. Н. А. Бердяев писал, что идея класса убила и России идею человека. Игнорирование или принижение прав личности по сравнению с правами социальной общности ведет к неминуемой деградации и личности, и общества. Гегель отмечал, что для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

Таким образом, свобода — это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем. Не зря в западной философской мысли анализировалось явление «бегства от свободы», особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости.

students-library.com

Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм;

Понятие закона близко к понятию закономерности, которая мо­жет рассматриваться как некоторое «расширение закона» или «сово­купность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность изменений системы».
Между этими категориями существует постоянная взаимозави­симость: вновь открытые законы и закономерности, в свою очередь, служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов.

Законы различаются по степени общности и сфере действия. Всеобщие законы выражают взаимосвязь между наиболее универ­сальными свойствами и явлениями природы, общества и человеческого мышления. Это область философии. Частные, или специфические, законы изучаются частными естественными науками (физикой, хими­ей, биологией и др.) или науками об обществе (историей, социологи­ей, экономикой и др.). В этом контексте законы организации можно представить схемой:

Выявление законов и закономерностей развития организационных систем может идти, в основном, двумя путями: а) анализ большого количества конкретных организационных систем (исследование этапов их развития, факторов общности и различия, формулирование законо­мерностей развития на основании статистической обработки получен­ного материала, апробация полученных закономерностей на вновь выбранных системах); б) перенос закономерностей, известных в других областях развития на базе принципа универсальности развития слож­ных систем. Такой перенос должен производиться не механически, а в результате серьезной работы по сопоставлению, выявлению факторов общности и различия, проверке действенности переносимых законо­мерностей, их корректировки.
Поскольку в данном курсе мы приняли широкое понимание сущности, процессов и явлений организации, было бы логичным и целесообразным попытаться подойти к конкретным законам органи­зации дедуктивным путем, отталкиваясь от философских универсалий, от всеобщих законов. Это может показаться вполне реальным, тем более что до основополагающих законов организации цепь дедукции не может быть большой и сложной.

Детерминизм — это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление.

Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п. Особенно важным в современной науке оказывается вероятностные соотношения, формулированные на языке статистических распределений и статистических законов

Принципиальным недостатком прежнего детерминизма было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемый чисто механически; в нем отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы детерминизма, статистические связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизическим материализмом прежний детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности социальной жизни и явлений сознания. Эффектное проведение идей детерминизма здесь стало возможным только благодаря диалектическому и историческому материализму.

Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающиеся от признания причинности вообще или, по крайней мере, её всеобщности.

Индетерминизм это философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др. греческой философии вплоть до настоящего времени индетерминизм, и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные им поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применялись к объяснению человеческого выбора и поведения обвиняет сторонников детерминизма в фотолизме. Марксизм исходит из того, что детерминизм не только не предполагает фотолизам, а напротив, именно дает почву доразумного действия.

В современной буржуазной философии получили распространение различные формы индетерминизма. Так баденская школа неохамтианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе». Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.

Проблема индетерминизма и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма и агностицизма. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно механический детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к индетерминизму в современной буржуазной философии. Так, Б.Рассел, Х.Рейхенбах, Ф.Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел, научной ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением индетерминизма были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр.

Волюнтаризм (от лат. voluntas ? воля) ? направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский).
ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis — роковой, предопределенный судьбой) — 1) — философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) — соответствующий поведенческий принцип. Уже в древней мифологии встречаются представления о господстве рока не только над людьми, но даже над богами. Ф. пронизывает вероучения теистических религий. Различную интерпретацию получил Ф. в философских концепциях: окказионализм, предустановленная гармония, детерминизм Лапласа и др. В историко-философской традиции Ф. противостоит волюнтаризм.

studopedia.su

Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм

Одним из проявлений всеобщей связи предметов и явлений действительности является закономерная связь между ними. Отличие закономерных связей от незакономерных состоит в том, что первые имеют отличительные признаки, а вторые таковыми не обладают.

Закон — объективное отношение предметов и явлений действительности, таким образом, любой закон действует не зависимо от моделей и их сознания, поэтому все законы природы и общества носят объективный характер. Во-первых, это доказывается тем, что законы действуют независимо от того, знают о них люди или нет. Во-вторых, законы действуют независимо от того приносят они пользу или вред человеку, человек лишь способен учитывать их действие. В-третьих, если человек игнорирует действие какого-либо закона, то он рано или поздно заявит о себе.

Закон есть необходимые отношения между предметами. Это значит, что любой закон действует с принудительной силой и при соответствующих условиях, в которых он действует, он обязательно заявляет о себе.

Закон есть общее отношение. Это означает, что закон охватывает класс явлений, которые характеризуются действием одного и того же закона при всей самобытности каждого из этих явлений.

Любой закон — это сущностное отношение. Суть состоит в том, что в законе отражается наиболее значимое в характеристике явлений, которое находится в сфере действия этого закона.

Закон действует в определенных условиях и в определенном направлении.

Таким образом, закон — это необходимое, общее, существенное отношение между явлениями объективного мира, которое при соответствующих условиях определяет изменение, развитие их в строго определенном направлении. Поскольку законы действуют в определенных условиях, то существует многообразие их.

studwood.ru

7. Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.

В философском познании фундаментальная роль принадлежит принципу детерминизма. Термин «детерминация» происходит от латинского determine (определяю) и может быть расшифрован как обязательная определяемость всех вещей и явле­ний в мире другими вещами и явлениями. Согласно этому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированны, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира. Отказ от принципа детерминизма приводит к совершенно иной картине бытия. В котором становится возможным все, что угодно, вплоть до “чуда”. В таком мире невозможны рациональные объяснения связей между явлениями, научный пргоноз будущего, разумная ориентация в происходящих событиях. Современное понимание детерминизма сложилось в результате длительного исторического развития предствлений о причинно-следственных связях и закономерностях. Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира ( способ объяснения происходящих в нем изменений), которая основывается на принципах причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены различными типами причинности и законов. Длительное время умами философов и ученых владел механистический детерминизм, базирующийся на понимании причинной связи как однозначной ( то есть необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей. Противостоящее детерминизму учения — индетерминизма. В истории философии известны два вида индетерминизма: 1. Так называемый «объективный» индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объектив­ную данность, но и возможность ее субъективистского истолко­вания. 2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объ­ективный характер отношений детерминации, объявляет при­чинность, необходимость, закономерность продуктами субъек­тивности, а не атрибутами самого мира. Волюнтаризм — абсолютиз внутр аспект свободы, доводя его до произвола. Фатализм — рассм каждый чел поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключ своб выбор. С точки зрения фат, все в жизни человека предопределено, ничего нельзя изменить, человек бессилен перед своей судьбой. Последний (волюнтаризм) отрицает какую-либо закономерность, считая, что ничто не ограничивает желания и деятельность людей, свобода че­ловека абсолютна.

8. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

Смерть — естественный конец всего живого. Жизнь — форма существования материи, воз-никающая при определенных условиях в момент ее образования. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивиду-альной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельно-сти, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом. Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство — восхождением человека к богу. Основная миссия чело-века характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. — теоцентризм, в библии од-на из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рациона-лизма — человек механизм — смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать мак-симально свой ресурс; а затем эпоха просвещения — смертен — руководствуйся всеми цен-ностями(!) — побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бес-смертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения. В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он за-дастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо которое осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощен-ный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека и объ-ясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положи-тельном ответе бытую следующие точки зрения: смысл жизни — в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в разви-тии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни — в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни.

studfiles.net

Это интересно:

  • Правило 5 стаканов Сервировка стола (Правила сервировки стола) Выбор формы стола Красиво оформленный (сервированый) стол - залог успешного приема гостей. В первую очередь следует знать, что стол должен быть подходящей высоты, формы и размера. […]
  • Пособия в псо Пособия в псо Понятие и классификация пособий по ПСО Понятие и классификация пособий по ПСО Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам в установленных законом случаях в целях возмещения им утраченного заработка либо […]
  • Этика юриста шпоры Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты. Аракелов Ю.С, Джегутанов Б.К, Олейников В.С. СПб.: Питер, 200 6 . — 128 с. Учебное пособие, предназначенное для студентов и аспирантов юридических специальностей, а […]
  • Правила в кабинете информатики рисунок Правила техники безопасности в кабинете информатики. - презентация Презентация была опубликована 3 года назад пользователемТимофей Коган Похожие презентации Презентация на тему: " Правила техники безопасности в кабинете […]
  • Пенсия март 2012 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 февраля 2012 График выплаты пенсий, ЕДВ и других социальных выплат по Санкт-Петербургу за […]
  • Материальные ценности современной молодежи Ценности современной молодежи К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически […]