Новый Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»

Статьи по теме:

Оформление операций в бухучете в 2014 году

Правильное оформление хозяйственных операций – одна из краеугольных проблем, как бухгалтерской практики, так и налогообложения. Ведь в НК РФ одним из важнейших условий принятия к учету расходов является их документальное оформление. 2013 год принес серьезные изменения в этом вопросе в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). В этой статье мы рассмотрим текущее положение дел и произошедшие изменения в вопросах оформления операций, а именно – аспект оформления первичной документации и бухгалтерских регистров. Далее

Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании

Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании
Бухгалтерский учет в ближайшие два года – одна из наиболее кардинально реформируемых областей. Так, с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете. Помимо этого, начиная с этого года существенные преобразования ждут ПБУ, а к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО. Далее

Новый Закон о бухучете. Грядущая практика

Почти целый год Федеральный закон от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» был в распоряжении руководителей и финансовых служб компаний, чтобы они могли разобраться, какие конкретно нормы коснутся хозяйственной деятельности вверенного им субъекта. Далее

www.garant.ru

НОВЫЙ ЗАКОН «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»

Алгоритмы действий, появившиеся вместе с изменениями Закона «О бухгалтерском учете», помогут бухучету компании соответствовать новым правилам

Начиная с 2013 года все экономические субъекты, поименованные в статье 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ), обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с указанным законом.

Исключение из этого правила составляют индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы (а также другие лица, занимающиеся частной практикой), структурные подразделения организаций иностранных государств. Они могут не вести бухучет при условии, что учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения ведется ими в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Кроме того, отдельный раздел этой же нормы устанавливает право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», причем без ограничения по сумме выручки. На этом исключения заканчиваются. Для компаний, перешедших на упрощенную систему налогообложения, Закон № 402-ФЗ, в отличие от прежнего, освобождения от обязанности ведения бухучета и составления отчетности не предусматривает.

Расширенная по сравнению с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ сфера действия нового закона также распространяется:
– на бюджетные организации – в части учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также учета операций, изменяющих указанные активы и обязательства;
– в отношении доверительных управляющих – по тем операциям, которые связаны с имуществом, переданным им в доверительное управление;
– на участников договора простого товарищества юридических лиц, на которых возлагается учет общего имущества товарищей;
– на участников процесса выполнения соглашения о разделе продукции.

Заметим, что положения Закона № 402-ФЗ не применяются при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для иных целей (внутренних, для представления в кредитную организацию в соответствии с ее требованиями и тому подобное).

Организация бухучета и требования к главбуху

По новому закону руководитель экономического субъекта (за исключением кредитных организаций) обязан возложить ведение бухгалтерского учета, а также составление отчетности на главного бухгалтера (иное должностное лицо) либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета. В кредитной организации учет обязан вести главный бухгалтер. И только руководители малых и средних предприятий смогут заниматься учетом сами.

Напомним, что Закон № 129-ФЗ разрешает руководителям организаций вести учет лично, но при этом порядок организации бухгалтерского учета зависит от объема учетной работы.

Законом № 402-ФЗ предъявляются особые требования к главным бухгалтерам компаний, ценные бумаги которых котируются на международных рынках (ОАО, страховых организаций и НПФ, акционерных инвестиционных фондов и прочих). К таким требованиям относится наличие высшего профессионального образования и стажа работы не менее трех из последних пяти календарных лет. Если высшее образование не связано с бухучетом или аудитом, необходим стаж работы по специальности не менее пяти из последних семи лет. Еще одним требованием является отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Таким же требованиям должны удовлетворять физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Если же учет ведет сторонняя организация, она должна иметь в штате не менее одного работника, профессиональный уровень которого отвечает указанным требованиям и с которым заключен трудовой договор.

Перечисленные требования не применяются лишь в отношении лиц, на которых по состоянию на дату вступления в силу Закона № 402-ФЗ уже возложено ведение бухгалтерского учета в этих организациях.

Кроме того, дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

К главным бухгалтерам других организаций, скорее всего, квалификационные требования останутся прежними: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет.

Первичные документы и регистры бухучета

Хорошей новостью является упразднение понятия «унифицированные формы»: с 2013 года любой первичный документ может быть разработан компанией самостоятельно. Формы первичных учетных документов будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета.

Данное нововведение не коснулось организаций государственного сектора, для которых формы учетных документов должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством. Руководитель обязан будет утверждать формы первичных документов независимо от того, какой для этого используется бланк – унифицированный или нет. Чтобы указанные формы стали легитимными, они не только должны быть утверждены приказом руководителя (возможно, в составе учетной политики), но и иметь обязательные реквизиты. Последние перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. В целом они повторяют обязательные реквизиты, поименованные в Законе № 129-ФЗ, отличаясь лишь уточненными формулировками.

Законом № 402-ФЗ также предусмотрена возможность оформлять «первичку» не только в бумажном, но и в электронном виде. Теперь следует иметь в виду, что при изъятии этих документов в случаях, предусмотренных законодательством (например, по требованию правоохранительных органов), в бухгалтерском учете организации должны остаться копии таких документов.

А вот требования к регистрам бухгалтерского учета стали жестче. Формы регистров теперь должны утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета должны иметь обязательные реквизиты. И если регистр создается и хранится в электронной форме, он должен содержать электронную подпись как обязательный реквизит.

Так же, как и в случае с первичными учетными документами, если в соответствии с законодательством РФ изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров включаются в состав документов бухгалтерского учета.

В том, что касается установления сроков хранения документов, Законом № 402-ФЗ принципиальных новшеств не внесено. Уточнено лишь, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. А документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета (средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи), подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Это означает, что учетная политика для целей бухгалтерского учета будет храниться не пять календарных лет, а еще на пять лет дольше срока амортизации того или иного основного средства (нематериального актива), который был утвержден в этой учетной политике. Например, если объект амортизируется с 2011 по 2015 год, учетная политика должна быть сохранена до 2020 года.

Оценка и инвентаризация активов и обязательств

В отношении регулирования вопросов оценки и проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в Законе № 402-ФЗ приведены лишь основные требования с дальнейшей ссылкой на соответствующие нормы законодательства. Например, в отличие от Закона № 129-ФЗ,
в который включены правила оценки имущества, полученного безвозмездно или приобретенного за плату либо созданного самой организацией, теперь приводится лишь единственное положение о том, что объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению. Все специальные нормы по порядку оценки объектов учета представлены в соответствующих ПБУ.

Исходя из этого же принципа в Законе № 402-ФЗ определена лишь обязанность проведения инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Последнее устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Изменена дата отражения инвентаризации в учете. В соответствии с Законом № 402-ФЗ выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета корректируют учетные данные в периоде проведения инвентаризации. В положениях старого закона описывается порядок бухгалтерского учета таких расхождений, что, как представляется автору статьи, является предметом регулирования специальными положениями, инструкциями, а не законом федерального уровня.

Бухгалтерская отчетность

Согласно Закону № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Тем самым положение о составе бухгалтерской отчетности приведено в соответствие с приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности». В нем говорится, что приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме (т. е. в виде пояснительной записки).

В составе отчетности не поименовано аудиторское заключение, поскольку оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью.

Отметим, что по новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Пока еще бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
В отношении промежуточной отчетности в Законе № 402-ФЗ даны более четкие определения отчетного периода составления такой отчетности. При этом исключены такие наименования, как «месячная» и «квартальная промежуточная отчетность», так как в действительности вся отчетность составляется нарастающим итогом. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который эта отчетность составляется, включительно.

В Законе № 402-ФЗ закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица, ведь порядок составления такой отчетности отличается от общего порядка.

В отношении даты и места представления отчетности в Законе № 402-ФЗ сказано следующее:
– обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Банка России, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации;
– обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. По сравнению с ныне действующим Закон № 402-ФЗ не содержит требования, обязывающего организации представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность другим органам исполнительной власти, кроме органов государственной статистики. Означает ли это, что сдача бухгалтерской отчетности в органы ФНС России теперь не обязательна? Ведь аналогичный вывод можно сделать и из анализа сроков представления отчетности – в органы государственной статистики представляется только годовая, но не промежуточная отчетность.

Напомним, что в настоящее время Налоговый кодекс РФ обязывает организацию подавать в налоговую инспекцию по месту ее нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Согласно поправкам, которые вступают в силу с 2013 года в ст. 23 НК РФ, организации должны будут представлять налоговикам только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Исключение предусмотрено только для компаний, которые в силу Закона № 402-ФЗ не обязаны вести бухучет.

www.garant.ru

1 января 2013 г. вступает в силу новый закон о бухгалтерском учете — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ

С указанной даты бухгалтерский учет обязаны вести, в том числе, организации, применяющие УСН.

Прежде всего, значительно изменяется перечень объектов бухгалтерского учета. Теперь он является открытым и в него, в частности, включены активы, факты хозяйственной жизни, источники финансирования деятельности, доходы, расходы.

После вступления в силу нового закона вести бухгалтерский учет самостоятельно вправе будут только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. Руководители других организаций будут обязаны возложить ведение учета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Примечательно, что новым законом впервые установлены квалификационные требования к главным бухгалтерам отдельных экономических субъектов. Следует также обратить внимание на то, что с 1 января 2013 г. бухгалтерскую отчетность должен подписывать только руководитель.

В новом законе отсутствует требование о составлении первичной учетной документации по унифицированным формам. Кроме того, существенно изменяется система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Подробный сравнительный анализ основных отличий норм нового закона от положений действующего Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ содержится в Комментарии к Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

21.12.2012 Предлагаем вашему вниманию анализ изменений правил бухгалтерского учета банковской системы

С 1 января 2013 г. вступает в силу Положение «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П). Оно отменяет действие одноименного Положения от 26.03.2007 N 302-П, которое применяется специалистами с 2008 г. Документ устанавливает единые основы организации и ведения бухгалтерского учета. Правила обязательны для исполнения всеми кредитными организациями, расположенными на территории Российской Федерации. Так, некоторые изменения коснулись глав А «Балансовые счета» и В «Внебалансовые счета» Плана счетов. Были исключены, добавлены и переименованы некоторые счета, а также дополнены или уточнены характеристики счетов. Кроме того, применяемая терминология приведена в соответствие действующему законодательству, в том числе в части проведения расчетов и переводов. В частности, добавлены счета: N 30235 «Счета для кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов), которое осуществляется не по месту открытия корреспондентских счетов (субсчетов)» и N 30236 «Незавершенные переводы, поступившие от платежных систем и на корреспондентские счета». Подробнее об этих и других изменениях см. в обзоре «Анализ изменений в правовом регулировании ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях».

20.12.2012 Правительство предлагает ввести в законодательство понятия «мнимый объект бухучета» и «притворный объект бухучета»

18 декабря на рассмотрение депутатам Госдумы был предложен правительственный законопроект N 192810-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Законопроект, а Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ — Закон о бухучете).

Законопроект содержит положения следующего характера.

1) От обязанности вести бухучет предлагается освободить индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, которые в соответствии с налоговым законодательством ведут учет физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности. Согласно гл. 26.3 НК РФ такие показатели учитывают предприниматели, применяющие ЕНВД.

Отметим, что, по мнению Минфина России, применяющие ЕНВД предприниматели будут освобождены от ведения бухучета даже по нормам закона о бухучете в текущей редакции. Подобная трактовка п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона о бухучете изложена в Письмах Минфина России от 05.09.2012 N 03-11-11/267, от 17.08.2012 N 03-11-11/249, от 13.08.2012 N 03-11-11/239, от 17.07.2012 N 03-11-10/29. В свою очередь авторы Законопроекта предлагают закрепить данное положение в самом указанном Законе.

2) Предлагается зафиксировать в Законе о бухучете норму о недопустимости принятия к бухучету документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки. Как указано в пояснительной записке к Законопроекту, в регистрах бухгалтерского учета будет запрещено отражать мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета. Понятие «мнимый объект» означает несуществующий объект, отраженный в бухучете лишь для вида (например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), а под «притворным объектом» понимается объект, отраженный вместо другого объекта с целью прикрыть его. В пояснительной записке отмечено, что термины «мнимость» и «притворность» в Законопроекте использованы в том значении, которое им придает Гражданский кодекс РФ.

Кроме того, в Законопроекте содержится норма о том, что бухгалтеры (в том числе и привлекаемые по гражданско-правовым договорам) не будут нести ответственность за правильность оформления фактов хозяйственной жизни.

3) Предлагается ввести запрет на ведение «двойной бухгалтерии». Счета бухучета не должны вестись вне применяемых экономическим субъектом регистров бухучета.

4) Для организаций-участников проекта «Сколково» с годовым объемом выручки менее 1 млрд руб. авторы законопроекта предлагают заменить обязанность вести бухучет на обязанность вести учет расходов и доходов по правилам гл. 26.2 НК РФ (упрощенная система налогообложения). Впрочем, у них останется обязанность вести бухучет основных средств и нематериальных активов.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не известна.

05.12.2012 Минфин России дал разъяснения, связанные с вступлением в силу нового Закона о бухгалтерском учете

В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России разъяснил некоторые вопросы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета. Минфина России «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ПЗ — 10/2012)» размещена на официальном сайте Минфина России 4 декабря 2012 г.

В ней, в частности, отмечается, что до утверждения федеральных отраслевых стандартов бухучета применяются действующие правила ведения бухучета и составления бухотчетности. При этом данные правила применяются в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ.

С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. В то же время обязательными к применению остаются формы документов, которые используются в качестве первичных учетных документов в соответствии с федеральными законами (например, формы кассовых документов).

При составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта за 2012 г. необходимо иметь в виду следующие моменты:

— в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах;

— в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. некоммерческой организации отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств;

— экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. представляется в орган государственной статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;

— аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входит в ее состав;

— пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

23.11.2012 Депутаты предлагают не лишать применяющие УСН организации права не вести бухгалтерский учет

19 ноября в Госдуму был внесен законопроект, которым предлагаются изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете), вступающий в силу с 1 января 2013 года. Авторы законопроекта предлагают изменить список лиц, которые будут вправе не вести бухгалтерский учет. Поправки касаются организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ).

Напомним, что в соответствии с действующим до 1 января 2013 г. Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на УСН, не ведут бухгалтерский учет в полном объеме, а учитывают лишь основные средства и нематериальные активы.

С 1 января 2013 г. указанные организации, согласно положениям нового Закона о бухучете, обязаны будут вести бухгалтерскую отчетность в полном объеме. Право не вести бухгалтерскую отчетность останется только у индивидуальных предпринимателей, учитывающих доходы и расходы по правилам налогового учета.

Однако депутаты предлагают сохранить действующее сейчас освобождение и для организаций, применяющих УСН. С этой целью планируется дополнить перечень лиц, которые имеют право не вести бухучет.

Обратим внимание, что и сейчас, несмотря на освобождение, применяющие УСН организации должны вести бухгалтерский учет в силу иных действующих федеральных законов. Например, на акционерные общества такая обязанность возложена ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а на общества с ограниченной ответственностью — ст. ст. 18, 23, 25, 26, 45, 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Однако организации, применяющие УСН, могут не сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, при этом последние не могут привлекать их к налоговой или административной ответственности за нарушение правил сдачи отчетности (см. Письмо ФНС России от 15.07.2009 N ШС-22-3/[email protected]).

На это неоднократно указывал Минфин России (см., например, Письма от 23.06.2011 N 07-02-06/111, от 13.09.2011 N 03-11-06/2/127, от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67, от 13.04.2009 N 07-05-08/156). Данная позиция поддерживается и некоторыми арбитражными судами (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2012 по делу N А27-20365/2011, ФАС Дальневосточного округа от 19.07.2011 N Ф03-2955/2011 по делу N А59-5521/2010).

В настоящее время идет подготовка законопроекта к первому чтению.

20.11.2012 Разработан новый порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в Росстат

На официальном сайте Росстата размещен проект приказа Росстата об утверждении нового порядка представления бухгалтерской отчетности (далее — Проект). В документе содержатся требования к способам и срокам представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности. С 1 января 2013 г., если Проект будет принят, утратит силу Постановление Госкомстата России от 27.09.1995 N 157, которым в настоящее время установлены правила представления годовой бухгалтерской отчетности.

Напомним, что с 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который внесет многочисленные изменения в правила бухучета, в частности изменит состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с ч. 4 ст. 18 указанного закона и был разработан Проект. В случае принятия Проекта новый порядок представления отчетности будет обязательным для исполнения на территории Российской Федерации.

www.consultant.ru

Федеральный закон № 402 – ФЗ: что год текущий нам принес

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Фактически прошел год, когда все бухгалтеры подчиняются в своей работе новому главному бухгалтерскому закону. Было много вопросов в применении отдельных положений этого закона. Да это понятно и вполне закономерно. Наверное, невозможно создать такой закон, который бы не требовал коррекции, комментариев, пояснений и т.д. Однако не успел закон вступить в силу, принимаются изменения. Причем, новшества вступают в силу в этом же году. На сегодняшний день закон № 402-ФЗ претерпел 4 редакции. Были приняты Федеральные законы: от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ и от 2 ноября 2013 № 292-ФЗ. Проанализируем, какие же недостатки нового закона устранили эти законы.

Нашумевший Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» исправил существенный недостаток первоначальной редакции ст. 29 закона: новая норма ст. 29 Закона № 402-ФЗ, вступившая в силу 30 июня 2013 года, установила, что в случае смены руководителя организация должна обеспечить передачу документов бухгалтерского учета. В каком порядке – решает сама организация. На практике, как правило, такой вопрос решается или инвентаризацией счетов, имущества и т.д. или – проведением аудита (внутреннего или внешнего). Кроме того, все документы бухгалтерского учета, которые прямо или косвенно имеющие отношение к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности и, подлежащие хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления такой отчетности в последний раз, также подлежат передаче при смене руководителя экономического субъекта. И здесь важно, чтобы эти документы оставались в неизменном виде. Именно на разграничение ответственности между прежним и новым руководителем направлена новая норма ст. 29 Закона в силу того, что на руководителя экономического субъекта ч.1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ возложена обязанность по организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухучета.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ с 1 сентября 2013 года в круг хранимых документов добавлено аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности. И срок хранения установлен такой же, как и для самой бухгалтерской отчетности, первичных учетных документов и регистров бухучета — не менее пяти лет после отчетного года. Кроме того, бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение теперь должны одновременно представляться как в налоговую инспекцию, так и в органы статистики, и публиковаться (ч.10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Закон № 251 –ФЗ значительно расширил случаи, когда организация составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Это изменение также действует с 01.09.2013 года. Теперь промежуточную бухгалтерскую отчетность нужно составлять, если обязанность ее представления установлена:

нормативными актами по бухучету;

Напомним, что до 1 сентября 2013 г. промежуточная отчетность составлялась в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Хотя на практике таких случаев было, безусловно, больше. Например, банки при выдаче кредита, как правило, включают условие о представление промежуточной отчетности в договор. Возникал некоторый правовой вакуум, который теперь устранен.

Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ внес точечные изменения и привел в соответствие терминологию, которая закреплена в новом законе об образовании.

Интересные поправки вносит Федеральный закон от 02.11.2013 № 292-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»». Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, а опубликован он был на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.11.2013.

Как известно, ст. 6 закона № 402-ФЗ определяет лиц, обязанных вести бухгалтерский учет и лиц, которые могут не вести бухучет при выполнении некоторых условий. Произошла серьезная детализация обстоятельств, которые позволяют не вести бухгалтерский учет. Основным освобождающим фактором осталось ведение ИП и лицами, занимающимися частной практикой налогового учета. Только теперь фактически перечислены объекты налогообложения. Таким образом, спроецировав на системы налогообложения, можно говорить, что если такие лица используют ОСНО, УСН или ЕНВД, то они освобождаются от ведения бухгалтерского учета. Почему? Ответ остался прежним – налоги такие лица уплачивают по данным налогового учета. Освобождение «вмененщиков» от ведения бухгалтерского учета и ранее разрешалось Минфином РФ, однако закон прямо на это не указывал. Теперь такая неточность устранена.

Интересные изменения внесены в положения о том, кто вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В Законе № 402-ФЗ в качестве одного из принципов регулирования бухгалтерского учета установлено упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций (п. 3 ст. 20). Иными словами, можно сказать, что сегодня, п.3 ст. 20 определяет, что такие преференции установлены для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций, а п.4 ст. 6 определяет, что организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» не освобождены от ведения бухгалтерского учета в полном объеме, но имеют также льготы в виде права применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства. Закон № 292-ФЗ дополнил п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ двумя новыми субъектами, которые вправе применять упрощенный способ ведения бухучета – субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации – т.е. те организациями, которые ранее фигурировали в п.3 ст. 20 закона № 402-ФЗ. Возможность ведения учета в упрощенном виде организациями, имеющими статус «Сколково» осталась неизменной. А вот п. 3 ст. 20 изменил редакцию и теперь одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является «установление упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом». Таким образом устранен диссонанс в вопросе применения организациями, имеющими статус «Сколково», субъектами малого предпринимательства и НКО упрощенных способов ведения учета и отчетности.

Следующий момент, на который следует обратить внимание. Какие субъекты малого предпринимательства вправе воспользоваться такими преференциями? В Приказе Минфина России от 18.12.2012 N 164н было сказано, что «при формировании учетной политики микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи)». Закон № 292-ФЗ детализировал круг некоммерческих организаций, которые не имеют право на ведение бухгалтерского учета в упрощенном виде. Так, начиная с 3 ноября 2013 года, не имеют право на такую льготу следующие некоммерческие организации:

  • имевшие поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей (напомним, что сегодня критерий микропредприятий в редакции Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 – 60 млн. руб.)
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские и нотариальные палаты,
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы,
  • кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы,
  • микрофинансовые организации,
  • общества взаимного страхования,
  • организации государственного сектора, государственные корпорации, государственные компании,
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения,
  • саморегулируемые организации,
  • некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В связи с этим возникает закономерный вопрос, что делать тем организациям, которые уже воспользовались своим правом с начала 2013 года и надо ли восстанавливать бухгалтерский учет в полном объеме за 2013 год? Пока ответ на этот вопрос не дан и переходных положений закон № 292-ФЗ не предусматривает. Очень хочется надеяться на разумное решение возникающих вопросов, так же как и в отношении организаций, имеющих статус «Сколково», и то, что ведение бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства в полном объеме, равно как и уплата ими налогов, не заморозит предпринимательскую активность и развитие наиболее мобильного сектора экономики – малого бизнеса.

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

www.klerk.ru

Это интересно:

  • Военная пенсия в 2011 г Индексация военных пенсий заморожена еще на год Соответствующий закон вступит в силу 1 января 2017 года (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 430-ФЗ). Продлен мораторий на индексацию пенсий для граждан (в том числе для членов их […]
  • Закон от 06122011 г N 402-фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 […]
  • Закон о местном самоуправлении в республики башкортостан Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 г. N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" (с изменениями и дополнениями) Закон Республики Башкортостанот 18 марта 2005 г. N 162-з"О местном самоуправлении в […]
  • 1655 закон края Закон Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (с изменениями и дополнениями) Закон Краснодарского краяот 29 […]
  • Земельный налог в москве закон Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74"О земельном налоге" С изменениями и дополнениями от: 1 июня 2005 г., 10 октября 2007 г., 16 июля, […]
  • Законы по налогу на имущество юридических лиц Законы по налогу на имущество юридических лиц от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ О налоге на имущество организаций в Московской области (с изменениями на 22 июня 2018 […]