О блокаде российских судов в Босфоре: войны не будет, будет мотание нервов

Russia Today сообщает, что с 30 ноября власти Турции стали задерживать проход российских военных кораблей через пролив Босфор. В результате на проходе уже скопилось несколько десятков судов.

«Стоит отметить, что Турция в одностороннем порядке не имеет права закрывать пролив. Это возможно лишь в том случае, если страна официально вступила в войну», сообщает Russia Today.

EADaily напоминает, что это право у Турции, в частности, закреплено так называемой «Конвенцией Монтре», заключенной в июле 1936 года на международной конференции с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии.

Означает ли блокада российских военных судов в Босфоре то, что Турция воспользовалась пунктом из конвенции Монтре, и, следовательно, Анкара считает, что Россия находится с Турцией в состоянии войны? Эту ситуацию для EADaily прокомментировал военный эксперт Анатолий Цыганок, президент Центра военного прогнозирования, профессор Академии военных наук:

«По конвенции Монтре, Турция имеет право заблокировать проход российских кораблей через Босфор только в случае войны. В других случаях, все гражданские суда проходят свободно, а военные — с предварительным уведомлением. Другое дело, что уведомление может идти сутки и более. Прибавим к этому фактор времени. Турецкое руководство должно ознакомиться с текстом уведомления и принять решение. Плюс к тому, МИД Турции имеет право задержать уведомление у себя, прежде чем отправлять его турецкому руководству.

Поскольку Россия не находится в состоянии войны с Турцией, ее суда имеют право проходить проливы Босфор и Дарданеллы свободно. Торговым судам нужно только при входе в проливы пройти санитарную проверку. Военные суда также имеют право свободного прохода, но с предварительным уведомлением, направленным дипломатическим путем. В предуведомлении должны быть указаны место назначения, название, тип и количество кораблей, а также дата прохода в первоначальном направлении и, если таковое имеет место, то и при возвращении. Всякое изменение даты должно подаваться в тексте уведомления за три дня.

СМИ пишут, что Турция задержала наши военные корабли перед входом в Босфор. Некоторые пишут более прямо: якобы Анкара приняла решение вообще не пускать наши суда в пролив, а это значит, что Турция воспринимает свои отношения с Россией как войну. Но я считаю, что российско-турецкая война сейчас никому не нужна: ни Турции, ни НАТО, а тем более, России.

Я считаю, турки задержали наши суда не просто так. Анкара не желает с нами воевать, но она не хочет, чтобы пострадали ее интересы в зоне действий российских ВКС в Сирии. Имею в виду нефтяной бизнес, осуществляемый ИГИЛ и негласно контролируемый семьей Эрдоган. Если бы российские силы не трогали тайную нефтяную империю джихадистов, вполне возможно, что Эрдоган относился бы к нашим действиям более спокойно. Не было бы сбитого турецким истребителем нашего самолета. Никто в западных СМИ не стал бы раскручивать тему насчет «российской агрессии против мирных жителей Сирии».

Турция, как я уже сказал, войны нам не объявит. Но Анкара будет всячески нам мешать и играть мускулами, создавая искусственное напряжение в регионе. На днях Анкара установила на своем рубеже с Сирией систему противовоздушной обороны «Koral». Эта система фиксирует и обезвреживает угрожающие ракеты, полеты самолетов и сигналы радаров. Сообщают, что Анкара это сделала в ответ на наше размещение в Сирии ракет С-400. Посмотрим, что из этого выйдет. Но мне кажется, что даже такой авантюрист как Эрдоган не рискнет доводить дело до прямого военного столкновения с Россией.

Агрессивные действия Анкары по отношению к нашим военным — это красивый пиар. Он направлен в большей степени не для внешнего потребителя (то есть Запада), а для внутреннего — турецкого электората. Но опять же: сейчас это только игра на публику, а потом что будет, точно никто сказать не может. Партия справедливости и развития считает, что в плане Сирии у нее полная свобода рук, и что она в плане Сирии будет придерживаться только своих интересов, не оглядываясь ни на ЕС, ни на НАТО. Летом 2012 года официальная Анкара заявила, что намерена строить в мусульманском мире свой собственный военно-политический блок, по примеру НАТО. Учитель Эрдогана, бывший премьер Турции Неджметдин Эрбакан лет пять назад вообще заявил, что Турции от членства в НАТО нет никакой пользы, поскольку НАТО никого не может защитить, а во главе этого блока стоят «враждебные исламу силы».

Учитывая все нюансы происходящего, склоняюсь к мысли, что задержка прохода наших кораблей через Босфор — это не казус белли. Анкаре, я считаю, сейчас невыгодно идти на открытую войну против России. Но блокада, пусть и временная, наших военных судов также означает следующее: Турция впредь будет оказывать всяческие препятствия нашим военным силам в Сирии, которые уничтожают ИГИЛ, а, следовательно, наносят ущерб бизнес-интересам семьи Эрдоган. Поэтому турки будут мешать этому. В частности, прикрываясь легитимными предлогами, к примеру, положениями конвенции Монтре насчет обязательных уведомлений для проходящих через проливы военных судов, проверками, досмотрами, бюрократической волокитой и прочими сопутствующими обстоятельствами. Анкара будет нам мотать нервы, и к этому нужно быть готовыми».

m.ruspravda.info

СМИ рассказали о встрече транспорта ВМФ России с турецкой подлодкой

Турецкая подводная лодка встретила транспорт ВМФ России «Яуза» во время прохождения пролива Дарданеллы. Об этом сообщает турецкий портал Haberler.com.

Сайт опубликовал видео и фото, сделанные, как утверждается, утром 30 ноября в районе города Ченаккале, на которых видно, как субмарина в надводном положении идет навстречу транспорту, направляющемуся в Мраморное море и, вероятно, следующему в Сирию.

30 ноября украинский Центр транспортных стратегий, проанализировав график движения российских судов в Босфоре, сообщил, что с 29 ноября у них возникли проблемы с прохождением пролива. По данным системы онлайн-отслеживания перемещения судов, в этот день российские суда перемещались зигзагами и кругами, долго ожидая разрешения зайти в Босфор, в то время как суда остальных стран проходили без задержек.

При этом, как сообщил «Ленте.ру» источник в российском военном ведомстве, «проход проливов осуществлялся в штатном режиме».

Материалы по теме

«Турция будет мстить на разных фронтах»

28 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал апокалиптическим сценарием возможность перекрытия Турцией Черноморских проливов для российских судов. В то же время он отметил, что степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом.

Отношения между Москвой и Анкарой ухудшились после того, как фронтовой бомбардировщик Су-24 из состава российской авиагруппы в Сирии 24 ноября был сбит турецкими истребителями F-16. Самолет упал на севере Сирии около границы с Турцией, командир экипажа погиб, штурман был спасен. Кроме того, в результате обстрела сирийскими боевиками вертолета, вылетевшего на поиски экипажа бомбардировщика, погиб один морской пехотинец.

28 ноября президент России Владимир Путин подписал указ о введении санкций в отношении Турции.

Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы играют важную логистическую роль в материально-техническом снабжении операции Воздушно-космических сил России в Сирии. Правила морского судоходства через эти проливы регулируются международным правом — конвенцией Монтре, которая закрепила суверенитет Турции над проливами, при этом гарантировав особые права черноморских государств в части их использования. Анкара имеет право на закрытие проливов только в случае официально объявленной ей войны.

m.lenta.ru

Когда турецкая подлодка.

Некоторые аналитики заговорили о том, что в ответ Турция может закрыть для наших военных кораблей и судов проход из Черного в Средиземное море и обратно. Масла в огонь подлили стартовавшие в конце прошлой недели учения береговой охраны Турции в Мраморном море. Кое-кто поспешил назвать это тренировкой по блокированию российского судоходства в проливной зоне. А вчерашнее известие, что судно ВМФ России «Яуза» во время прохождения Дарданелл в районе города Чанаккале встретило идущую встречным курсом в надводном положении турецкую подлодку, некоторые иностранные СМИ интерпретировали чуть ли ни как прелюдию к морскому инциденту.

К информационной атаке тут же подключился Киев. 30 ноября украинский Центр транспортных стратегий сообщил, что суда под российским флагом у входа в Босфор ходят зигзагами и кругами, в то время как корабли и транспорты других стран пересекают пролив без задержек. Дескать, все, ребята, началось.

К таким явно провокационным сообщениями в Кремле и в военном ведомстве РФ относятся достаточно скептически. Напомним, что 28 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал апокалиптическим сценарием возможность перекрытия Турцией Черноморских проливов для наших судов. В то же время Песков признал: степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом.

Встречу в Дарданеллах российского военного транспорта с турецкой подлодкой наши генералы вообще не посчитали нужным комментировать. Информированные источники «РГ» в минобороны утверждают, что никакого инцидента в проливе не было. Судно шло своим ходом, лодка — своим. Более того, «Яузу», как того требуют международные протоколы, в проливе сопровождал катер береговой охраны Турции.

Что же касается якобы имевшей место задержки российских судов у Босфора, то, по мнению наших экспертов, если такой факт и имел место, то он вряд ли свидетельствует о злом умысле Анкары. Дело в том, что о своих маршрутах через проливы судовладельцы обязаны заранее оповещать турецкие власти. Те составляют график пересечения, и суда выстраиваются в очередь. Задержки действительно бывают, например, из-за большого скопления морского транспорта или когда проливы закрывают по погодным условиям. Хотя стопроцентно исключать провокационные действия Турции в отношении наших кораблей и судов с учетом нынешней ситуации, конечно, нельзя.

Здесь важно иметь в виду юридическую сторону вопроса. Еще в 1936 году конвенция Монтрё установила суверенитет Турции над Босфором и Дарданеллами, а также ограничила нахождение в Черном море военных кораблей нечерноморских государств. Их общий тоннаж не должен превышать 30 тысяч тонн, а срок их пребывания ограничен 21 сутками. На страны, имеющие выход к Черному морю, к которым относится и Россия, эти ограничения не распространяются. «Турция не сможет закрыть Черноморские проливы для российских кораблей и судов, направляющихся в Сирию, — это будет нарушением международного права и конвенции Монтре в частности, а ведь ее подписало большинство государств мира на тот период времени», — прокомментировал РИА Новости ситуацию с проливами бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко. Он напомнил, что даже в период Второй мировой войны Турция, несмотря на давление со стороны Германии, соблюдала нейтралитет и не закрывала Босфор и Дарданеллы. Поэтому, уверен адмирал, и сейчас нет оснований полагать, что проливы будут перекрыты.

При особом желании Анкара может найти «лазейки» в этом документе. Так, статья 20 конвенции гласит, что во время войны, в которой участвует Турция, проход военных кораблей через проливы зависит исключительно от усмотрения турецкого правительства. А в статье 21 говорится, что это же ограничение возможно в ситуации, когда Турция считает себя, цитируем, «находящейся под угрозой непосредственной военной опасности». Но и здесь не все так просто. Наличие этой самой ситуации представителям официальной Анкары придется доказывать в ООН. Очень сомнительно, чтобы Организация Объединенных Наций при столь взрывоопасной обстановке на Ближнем Востоке согласилась признать потенциальным агрессором против Турции, например, Сирию. И уже тем более — Россию. А значит, закрыть для нас Черноморские проливы Анкара сможет в единственном случае: откровенно наплевав на международное право.

Михаил Войтенко, эксперт по морскому судоходству, главный редактор издания «Морской бюллетень»:

— Некоторые трудности, которые возникли у наших судов, — скорее всего, это предупреждение, такой тонкий намек со стороны Турции на возможные последствия дальнейшего ухудшения отношений между Турцией и Россией.

При этом юридически турки ничего не нарушают. Анкара пользуется законным правом усилить досмотр на границе. Поскольку есть там такой Центр контроля судов в проливе Босфор, который полностью контролирует все судоходное движение. Если этот центр говорит какому-то судну, которое подошло со стороны Черного моря, стой и жди, пока мы тебя пропустим, то судно будет стоять и ждать. И никуда оно не денется, поскольку не имеет права идти в Босфор без разрешения этого трафик-контроля. Это как в авиации.

При этом чем руководствуется этот центр, останавливая судно, — это сугубо его дело. Он всегда может сказать, что не пускал российские суда определенное время в пролив по соображениям безопасности мореплавания.

На все же претензии турецкие власти скажут, что они тут ни при чем. Якобы у Центра контроля движения свои требования к безопасности мореплавания, он их строго выполняет, вот и все, объяснят они. Вдобавок Турция может апеллировать к тому, что только тормозит российские суда, а не закрывает им проход через проливы.

Чтобы доказать, что это не так и что это предвзято, понадобится очень много времени.

rg.ru

Задержка российских судов на босфоре что сообщают российские сми

Несмотря на примирительные заявления руководства Турции в отношении России, появилась информация, что у российских кораблей стали возникать задержки с прохождением пролива Босфор.

Как пишут во вторник российские СМИ, данные автоматической идентификационной системы судов подтверждают, что Анкара начала блокаду российских военных судов: вдоль Босфора движутся только турецкие суда, через Дарданеллы движения нет.

В направлении Босфора прекратили движение суда из портов Новороссийска и Севастополя. Кроме того, в Черном и Средиземном морях находятся несколько российских кораблей, видимо ожидающих разрешения, продолжить намеченный курс. Ранее CNN сделало заявление, что Турция, судя по всему, заблокировала движение российских военных судов.

Договор под названием «Конвенция Монтре о режиме проливов» разрешает Турции закрыть Босфор либо в военное время, либо если она подвергается агрессии. Кроме того, договор позволяет закрыть пролив для торговых судов, находящихся в состоянии войны с турцией.

Между тем, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил журналистам, что Турция не хочет напряженности в отношениях с Россией. По его словам, Анкара была обязана защищать свое воздушное пространство и не имела умысла специально сбить российский самолет. Он снова подчеркнул: Турция не знала, что сбивает именно

«Вместо необоснованных обвинений сторонам нужно сесть за стол переговоров и все обсудить. Чтобы таких инцидентов больше не повторялось, давайте откроем военные каналы связи. Мы снова призываем к этому Россию. Давайте откроем и дипломатические каналы для восстановления наших отношений. У нас общая судьба в данной географии. Россия и Турция — соседи, и это не изменится», — заявил Давутоглу.

Как сообщает bfm.ru, со ссылкой на редактора сетевого издания «Морской Бюллетень» Михаила Войтенко, доказать злой умысел крайне сложно.

«Некоторые трудности у некоторых судов возникли. Скорее всего, это предупреждение, такой тонкий намек со стороны Турции на возможные последствия дальнейшего ухудшения отношений между Турцией и Россией. Причем Турция абсолютно не нарушает никакие конвенции — ни Монтрё, ни ООН, и никто к этому не придерется. То есть технически суть в следующем: есть такой центр контроля движения судов в проливе Босфор в Стамбуле. Этому центру полностью подчиняется судоходство в проливе, то есть судно не может просто так взять, зайти в этот пролив и пройти. Заранее уведомляется этот контроль, получается добро, центр контроля движения судов запрещает проход, останавливает это судно». Озвучиваются такие названия транспортных средств, как «Братск», «Волгобалт».

argumentua.com

Проливы преткновения: Если Турция ограничит проход судов РФ, то нарушит международное право

Ранее СМИ сообщили, что береговая охрана Турции приступила к учениям в Мраморном море, которое связано проливом Босфор с Чёрным морем и Дарданеллами с Эгейским морем. Оба пролива являются необходимыми путями доставки материалов и техники для проведения операции против террористической организации «Исламское государство» в Сирии.

Также сообщается, что российские торговые и грузовые суда вынуждены по несколько часов ожидать разрешения на проход через Босфор от властей Турции. В частности, агентство RUPTLY сообщило, что корабли под российским флагом должны ожидать по нескольку часов своей очереди, тогда как корабли других стран проходят проливы без задержки. Кроме того, говорится в сообщении со ссылкой на сайты по контролю за морским движением, российским судам приходится подолгу маневрировать в районе проливов.

Конвенция Монтрё

Статус проливов был установлен на конференции в швейцарском Монтрё в 1936 году. Конвенция давала государствам, имеющим выход к Чёрному морю, особые права в сфере отстаивания своих интересов в Босфоре и Дарданеллах. Согласно конвенции, Турция имеет право закрывать проливы для прохода военных судов только в случае официального объявления войны.

«Турция не сможет закрыть черноморские проливы для российских кораблей и судов, направляющихся в Сирию, — это будет нарушением международного права и конвенции Монтрё в частности, а ведь её подписало большинство государств мира на тот период времени», — приводит РИА Новости комментарий бывшего начальника Главного штаба ВМФ РФ Виктора Кравченко.

В статье 2 Конвенции Монтрё устанавливается право свободного прохода торговых судов через оба пролива в мирное и военное время. Согласно статье 6, Турция может ограничить право свободного прохода, обязав иностранные суда осуществлять вход в проливы исключительно в дневное время суток. Проход через Босфор и Дарданеллы должен осуществляться по курсу, который установят турецкие навигаторы.

«Ключи» от черноморских проливов, их правовой режим регулируется правовой Конвенцией Монтрё 1936 года о режиме черноморских проливов. Смысл этой конвенции заключается в том, что Турция не может по своему усмотрению взять и закрыть проливы, поскольку конвенция чётко и недвусмысленно предусматривает такую возможность только в том случае, если Турция является воюющей стороной по отношению к флагу государств, которые намерены пройти через черноморские проливы», — сообщил РИА Новости руководитель Центра морского права Василий Гуцуляк.

Однако в тексте Конвенции Монтрё не содержится конкретного определения условий, образующих непосредственную военную опасность. Её предлагается определять по ситуации.

Вольная трактовка

В 1994 году Турция приняла так называемый Регламент судоходства в проливах. Этот документ, принятый в одностороннем порядке, позволяет турецким властям нарушать права других государств на проход судов через Босфор и Дарданеллы, пользуясь целым рядом весьма пространных и широко трактуемых обстоятельств.

Ранее эксперты отметили, что Турция проигнорировала опасения, что этот регламент противоречит положениям Конвенции Монтрё и нарушает права других государств на судоходство в зоне проливов.

Турция: Без комментариев

НАТО (членом которого является Турция) поспешило выступить с заявлением об отсутствии перемен в статусе Черноморских проливов в связи с растущим напряжением в отношениях с Россией.

«Пока я не видел никаких признаков, что Турция как-либо намерена ограничивать судоходство в проливах. В течение десятилетий Турция очень серьёзно относилась к своим международным обязательствам, зафиксированным в Конвенции Монтрё. Я полагаю, что ситуация не изменится», — приводит РБК слова постпреда США при НАТО Дугласа Льюта.

Несмотря на позицию альянса, ни турецкая дипмиссия в РФ, ни Министерство иностранных дел Турции не стали комментировать возможное изменение режима прохода российских кораблей через Босфор и Дарданеллы.

28 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «апокалиптическим сценарием» возможность перекрытия Турцией черноморских проливов для российских судов. В то же время он отметил, что степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом.

Напомним, отношения между Москвой и Анкарой ухудшились после того, как фронтовой бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими истребителями F-16. Самолёт упал на севере Сирии у границы с Турцией. Командир экипажа Олег Пешков погиб, штурман Константин Мурахтин был спасён поисково-спасательной группой российской пехоты при огневой поддержке сирийского спецназа. В ходе спасательной операции погиб морпех Александр Позынич.

28 ноября президент России Владимир Путин подписал указ о введении ограничительных мер в отношении Турции.

russian.rt.com

Это интересно:

  • Как по английски будет место преступления Юридический портал Советы профессионалов Как по-английски будет место преступления Как по-английски будет место преступления Friday — день фраера. А также это день вкусной еды, приготовленной на сковороде (Frying pan) [фраинг […]
  • Судебная экспертиза в административном процессе Судебная экспертиза в административном процессе Адмиралова Ирина Александровна кандидат юридических наук профессор, кафедра подготовки сотрудников полиции по противодействию незаконной миграции, Всероссийский институт повышения […]
  • Дешевое гражданство Недвижимость Бюджетный путь в Европу 8 стран, где дешевле всего получить вид на жительство Многие смотрят на покупку недвижимости за границей как на возможность получить европейский вид на жительство. Зачастую для этого достаточно […]
  • Впускной коллектор ауди 100 23 Audi 90 2.3 NG Крымчанка › Бортжурнал › Карбюратор Солекс вместо KE-Jetronic на Ауди 5 цилиндров (Audi 90 2.3 NG) Достал меня расходом мой KE-Jetronic, 17 литров по городу, езжу от заправки к заправке. Восстановление всей системы […]
  • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]
  • Страховка машины в ростове на дону Покупка и оформление полиса ОСАГО в Ростове-на-Дону и Ростовской области Если перед Вами стоит задача, купить полис ОСАГО в Ростове-на-Дону в том числе с доставкой по г. Ростову-на-Дону, то это одна из специализаций нашего страхового […]