Вывод трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры

Заключение / Индивидуальные трудовые споры

Мы рассмотрели вопросы связанные с индивидуальными трудовыми спорами.

Как видно из анализа нормативных актов, право на трудовые споры закреплено в Конституции в соответствии с нормами международного права в области прав и свобод человека и гражданина.

Нормы, регулирующие порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, закреплены в Трудовом кодексе РФ.

Работники могут защищать свои права в порядке переговоров с работодателем, в комиссии по трудовым спорам, в судебном порядке. При этом немаловажная роль в защите интересов работников и работодателей при возникновении индивидуальных трудовых споров отводится Федеральной инспекции труда и прокуратуре. В любой момент работник может обратиться в эти органы с жалобой.

Все эти положения закреплены в нормативных актах. Но хорошо известно, что мало провозгласить какие-либо права, главное — претворять их в жизнь. Не секрет, что Россия в настоящее время находится далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека государство практически не может обеспечить. Работодатели ущемляют права работников уже при установлении трудовых отношений. Самое безобидное нарушение – это отражение в трудовом договоре символического размера оплаты труда, вызванного нежеланием работодателя оплачивать единый социальный налог, что является ущемлением прав трудящихся. А вообще практикуется многими работодателями принимать людей на работу без всякого оформления. Таким образом работники или вообще не могут отстаивать свои права или имеют очень ограниченные гарантии получения материальной компенсации, зависящей от размера заработной платы. В этом случае все нормы права о трудовых спорах применить весьма проблемно.

Главное в проблеме прав человека сегодня — не теоретическая разработка и даже не их законодательное закрепление, а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав человека, прежде всего социально-экономических. Важно устранить прямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.

Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них — отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты.

Термин «защита права» применяется в различных смыслах как в законодательстве, так и в научной литературе. В законодательстве понятие «защита права» чаще всего носит достаточно абстрактный характер и означает возможность государства, его органов защитить те или иные права, не конкретизируя, идет ли речь о защите нарушенных прав или о гарантиях, формах реализации каких-либо еще не нарушенных прав. Так, Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» одним из принципов государственной службы называет защиту прав и свобод человека и гражданина.

Отдельные законодательные акты констатируют, какие конкретные права они защищают. Например, в соответствии со ст.11 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы должны защищать социально-трудовые права и интересы работников.

В юридической литературе различаются защита и охрана субъективного права. Некоторые авторы считают, что ни в трудовом законодательстве, ни в науке проблема защиты трудовых прав не разработана вовсе. Действительно, трудовое законодательство не перечисляет способы защиты прав в сфере труда. Однако это не означает их отсутствия. Так, к способам защиты трудовых прав можно отнести восстановление на работе, объявление забастовки и некоторые другие.

В сложившейся экономической ситуации работники не рискуют открыто защищать свои права, вступать в конфликт с работодателем. Обращение с жалобой на «хозяина» грозит потерей работы. Поэтому очень часто пострадавшему выгоднее отказаться от реализации предоставленных законом прав, чем вступать в спор.

Любое обращение работника в суд (например, о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула) рассматривается работодателем как нежелательное и ненормальное явление, и чаще всего такой «смутьян» преследуется им.

Тезис о равенстве сторон трудового договора справедливо подвергался критике многими авторами. Отношения между ними фактически строятся на основе подчинения работника работодателю. В этих условиях необходима эффективная система юридических гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов наемных работников от неправомерных действий работодателей. По этой же причине допускается более широкое, чем в других сферах, вмешательство государства в отношения наемного труда. Работник заинтересован в том, чтобы органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства устраняли нарушения по собственной инициативе. Однако правовые предпосылки для их самостоятельных инициативных действий по защите работников отсутствуют. В данном случае необходимо пересмотреть роль Федеральной инспекции труда. Необходимо наделить её большими полномочиями в этой сфере с целью повышения эффективности её работы. Данный орган должен должен самостоятельно проводить мероприятия по контролю за соблюдением трудового законодательства и принимать меры к устранению нарушений в этой сфере. Для этого требуется расширение штатов Федеральной инспекции труда, внесение в Трудовой кодекс изменений, расширяющих полномочия Федеральной инспекции по труду и обязывающих её осуществлять широкомасштабную контролирующую деятельность в области соблюдения норм трудового законодательства.

Обращает на себя внимание и то, что при незаконных увольнениях потерпевшие далеко не всегда обращаются в суд с иском о восстановлении на работе. Они знают, что велика реальность быть уволенным вновь, но уже по какому-то другому основанию. Необходимо внести в Трудовой кодекс РФ нормы, установливающие такой порядок — вместо восстановления на работе уволенному выплачивается денежная компенсация за ее потерю. Тогда, надо полагать, незаконно уволенные будут чаще обращаться в суд, что, в свою очередь, заставит работодателя соблюдать их права.

Реализуя конституционное право на судебную защиту, человек обращается за помощью к правосудию. Усиление правозащитной функции судов требует расширения их компетенции, внесения необходимых изменений в действующее законодательство, совершенствования судебной системы и судебных процедур.

С 1995 года суд освободили от обязанности сбора доказательств по делу, бремя доказывания целиком ложится на стороны. Российская состязательность с новым ее содержанием фактически обеспечивает защиту той стороны, которая в состоянии обратиться за помощью к дорогостоящему адвокату.

Производство по гражданскому делу (трудовому спору) часто затягивается, либо исполнения вынесенного и вступившего в законную силу судебного решения приходится ждать длительное время. Поэтому приходится признать, что правосудие в России на сегодняшний день во многих случаях не достигает своей конечной цели, а это в свою очередь требует действенных мер, обеспечивающих реальную защиту прав человека.

Для осуществления в полном объеме конституционного права на судебную защиту и учитывая огромное количество судебных по трудовым спорам, необходимо создать специализированные трудовые суды. Это позволит сократить сроки рассмотрения дел и восстановления нарушенных прав, устранить множественность юрисдикционных органов по разрешению трудовых споров, усовершенствовать правовой механизм реального и быстрого исполнения судебных решений. В соответствующем Законе о трудовых судах нужно в качестве принципа закрепить активное участие суда в сборе доказательств, так как равенство сторон трудового отношения весьма условно. Создание таких судов особенно актуально в настоящее время в связи с усилением роли локальных актов, регулирующих трудовые отношения.

При совершенствовании процессуального и трудового законодательства в России целесообразно с учетом опыта зарубежных стран предусмотреть норму о том, что слушания в суде по трудовым делам могут начинаться лишь после того, как завершится примирительная процедура, цель которой — прийти к мировому соглашению.

Как известно, 385 Трудового кодекса закрепляет, что трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией. Но процедура обязательных предварительных переговоров не отражена ни в одном правовом акте.

Основным инструментом защиты трудовых прав есть и будет российское трудовое законодательство, которое должно соответствовать Конституции РФ и международным нормам. Учитывая принцип состязательности и равенства сторон в судебном процессе, необходимо увеличить сроки обращения за судебной защитой со стороны работника, закреплённые статьёй 392 Трудового кодекса РФ с 3-х месяцев до оного года, уровняв их со сроками, в течение которых работодатель может обратиться в суд по вопросу возмещения ущерба причинённым уволенным работником.

Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. На этих предприятиях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия «хозяина». Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников. Поэтому объективная потребность в существовании специализированного трудового законодательства сохраняется и даже становится еще более актуальной, а совершенствование существующего законодательства нуждается в реформах, с целью приведения его в состояние, отвечающее современным экономическим реалиям.

www.allpravo.ru

Понятие трудовых споров, их виды

Трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работодателем и работником(ами). В зависимости от количества лиц, которые принимают участие в споре, различают индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Понятие индивидуального трудового спора

Индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссией по трудовым спорам (КТС) и судами (в том числе и мировыми судьями).

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС

КТС является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя.

ТК РФ не устанавливает обязанность каждой организации создавать КТС. Она создается в любой организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и количества работников.

Представители работников в комиссии по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Форма обращения не установлена. В заявлении можно указать сведения о себе (Ф.И.О., должность, профессия, специальность) и изложить требования по существу, размер денежного требования, основания для обращения.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По ее требованию руководитель организации обязан в установленный срок представлять в комиссию необходимые документы. Этот срок должен быть установлен КТС.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Совсем не обязательно присутствие равного количества членов комиссии.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указывается следующее: —

наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в КТС работника; —

даты обращения в КТС и рассмотрения спора, изложение существа спора; —

фамилии, имена, отчества членов КТС и других лиц, присутствовавших на заседании; —

существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); —

Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней с даты принятия решения.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование, и может быть обжаловано работником или работодателем в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

В случае неисполнения решения КТС в установленный срок комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

lawbook.online

5. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Трудовая дисциплина – обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей.

Трудовой распорядок для работников определяется локальными нормативными актами: правилами внутреннего трудового распорядка, штатным расписанием, должностными инструкциями, графиками работ (сменности), графиками отпусков, положениями и инструкциями по охране труда и технике безопасности, коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами.

Нарушения трудовой дисциплины в современных условиях должны рассматриваться как уклонение от выполнения установленной Конституцией, обязанности добросовестно трудиться.

Прогулом следует считать:

— отсутствие на работе без уважительной причины в течение всего рабочего дня или более трех часов в течение рабочего дня;

— самовольный без разрешения администрации уход работника в очередной отпуск;

— самовольное использование дней отгула;

— оставление работы до истечения действия срочного трудового договора;

— оставление работы молодым специалистом ранее установленного срока;

— отработки на производстве.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что появление на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения является грубейшим нарушением трудовой дисциплины и является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора по инициативе администрации.

Систематически нарушающими трудовую дисциплину считаются рабочие и служащие, которые имеют дисциплинарное взыскание за нарушение трудовой дисциплины и нарушили ее вновь. При применении дисциплинарных взысканий необходимо руководствоваться статьями 198-204 Трудо­вого кодекса Республики Беларусь, а также Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Наниматель обязан применять меры дисциплинарного взыскания, указанные в ст.198 Трудового кодекса Республики Беларусь — замечание, выговор, увольнение (п.4,5,7,8,9 ст.42), в порядке, предусмотренном ст.199 ТК РБ, и в сроки, указанные в ст.200 Трудового кодекса Республики Беларусь. Используются и другие предусмотренные законодательством меры воздействия на злостных нарушителей трудовой дисциплины:

-сокращение продолжительности трудового отпуска за прогул без уважительной причины (ст.181 ТК РБ),

-лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры воздействия (ст.198 ТК РБ).

Виды и порядок применения мер определяются в локальном порядке.

Однако применение за каждый проступок только одного дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения к работнику иных мер правового воздействия.

При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от на­нимателя, должны быть выплачены в день увольнения. В случае спора о размерах выплат наниматель обязан в день увольнения работника вы­платить не оспариваемую им сумму (ст. 77 ТК РБ ).

В соответствии с п.3 вышеуказанного Декрета, не­законное привлечение работника к ответственности влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до 100 МЗП.

Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются:

1. Комиссиями по трудовым спорам;

Комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год. Она является первичным органом по рассмотрению трудовых споров. Компетенция комиссии по трудовым спорам и порядок разрешения ею споров определяется ст.ст.236-240 ТК РБ.

Основания рассмотрения трудовых споров в суде указаны в ст.241 ТК РБ.

В суде рассматриваются трудовые споры по заявлению:

1)о недействительности трудового договора;

2)работника или нанимателя, если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;

3)работника, если комиссия по трудовым спорам не рассмотрела его заявление в установленный десятидневный срок;

4)прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству.

Непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлению:

1) работников, работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы;

2) работников – не членов профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам;

3) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачииваемой работы;

4) нанимателей о возмещении им причиненного работниками материального ущерба;

5) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав;

lawbook.online

Трудовые споры и порядок их разрешения тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.05, кандидат юридических наук Тойжанов, Рахимжан Куандикович

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Тойжанов, Рахимжан Куандикович

Глава 1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ , ПРИНЦИПЫ

ОРГАНИЗАЦИИ И ХАРАКТЕР ИХ ОТНОШЕНИЙ.

1.1. Понятие и основные причины возникновения трудовых споров.

1.2. Демократические принципы организации и характер отношений, связанных с разрешением трудовых споров.

1.2. Гарантии осуществления трудовых прав работников.

Глава 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРУШЕННЫХ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ.

2.1. Порядок восстановления нарушенных трудовых прав работников.

2.2. Обжалование незаконных действий нанимателя и порядок рассмотрения трудовых споров.

2.2.1. Рассмотрение споров в комиссии по трудовым спорам

2.2.2. Судебный порядок рассмотрения трудовых споров.

2.2.3. Рассмотрение трудовых споров вышестоящими органами.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Трудовые споры и порядок их разрешения»

Актуальность исследования. Одной из наиболее характерных особенностей положения гражданина в обществе является всесторонняя обеспеченность реального осуществления широкого круга предоставленных ему демократических прав и свобод , которые закреплены в нормах действующего законодательства.

В современных условиях центр тяжести передвигается от формального признания свобод к фактическому обеспечению пользования свободами . Это достигается прежде всего созданием необходимых экономических и политических условий в стране, дополненных специальными юридическими средствами. Основные конституционные права граждан (право на свободу труда, на отдых, на материальное обеспечение и др.) получают надежное обеспечение как в области экономической, так и в области политической и правовой.

Всеобщая декларация прав человека провозгласила равенство граждан перед законом и право на равную защиту, указав, что «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него и его семьи.»1. Принятие 22 ноября 1991 г. Декларации прав человека и гражданина, закрепившей приоритет общепризнанных международных норм, относящихся к правам человека, перед законом2, стало началом нового этапа в развитии цивилизованных представлений о природе прав человека и месте норм, регулирующих их, в правовой системе Кыргызстана. Конституция Кыргызской Республики объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту —

1 Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.// Международный кодекс прав человека. -Жалал-Абад, 1998. — С. 3. Международные акты о правах человека: Сборник документов, — М,: Норма, 1998. — С. 32-34 обязанностью государства. Провозгласив себя суверенной, унитарной, демократической республикой, построенной на началах правового, светского государства, Кыргызская Республика приняла на себя обязательство привести действующее законодательство в соответствие с требованиями, содержащимися в важнейших международных актах о правах человека. Обладая высшей юридической силой, Конституция Кыргызской Республики явилась предпосылкой и основанием для дальнейшего развития и закрепления в законах естественных и неотчуждаемых прав личности и их гарантий . Задачей государства является своевременная и эффективная защита прав человека, одной из форм которой служит возмещение причиненного вреда, как имущественного, так и неимущественного — морального вреда.

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников предприятий и организаций приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики сдерживают становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие наниматели оказались не готовыми к тем изменением, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождается нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Со своей стороны работники заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.

Столкновение противоречивых интересов нанимателя и работников либо нарушение нанимателем трудовых прав работника нередко порождает разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры -индивидуальные и коллективные.

Причинами индивидуальных трудовых споров , кроме тех, которые сосредоточены в экономической сфере (нарушение коллективного договора, несвоевременная выплата работникам оплаты их труда, недобросовестные действия отдельных нанимателей и др.), чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые нанимателем, выступающим от его имени руководителем (администрацией). Эти неправомерные действия могут быть результатом невысокого уровня индивидуального правосознания в силу недостаточности правовых знаний либо пренебрежительного отношения нанимателя к соблюдению законов о труде, условий коллективного договора, иных соглашений , а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине недостаточности правовых знаний работника, его добросовестного заблуждения, в связи чем он оспаривает правомерные действия нанимателя. Может быть и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия нанимателя.

От причин, вызывающих трудовые споры, обычно отличают объективные факторы и обстоятельства, порождающие эти споры. Ими могут быть недостатки в организации производства и труда конкретной организации, предприятия, либо отдельные неточности или проблемы в законодательстве о труде.

Актуальность темы исследования обусловлена также принятием нового Трудового кодекса Кыргызской Республики (1997 г.). Дальнейшее совершенствование законодательства о труде наблюдается во многих странах постсоветского пространства, в т.ч. в Российской Федерации и Республике Казахстан. В этой связи своевременным представляется изучение нынешнего состояния законодательства о трудовых спорах , выявление степени его формальной определенности.

В связи со сказанным диссертант полагает, что в иерархии задач, стоящих перед наукой трудового права, одно из первых мест занимает формирование нового законодательства об индивидуальных трудовых спорах. Этим и определяется актуальность выбранной темы исследования и его своевременность.

Цели и задачи исследования. Целями диссертационного исследования являются анализ теоретических и практических проблем трудового права по рассмотрению трудовых споров и порядка восстановления нарушенных трудовых прав работников; изучение воздействия судебной практики на становление и совершенствование применения норм права при рассмотрении трудовых споров; выработка предложений по совершенствованию действующего трудового законодательства в части, относящейся к исследуемой теме; формирование определенной концепции рассмотрения трудовых споров в трудовом праве.

Исходя из этого в ^диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

— изучить теоретико-правовые основы причин возникновения трудовых споров;

— выявить и исследовать демократические принципы организации и характер отношений, связанных с разрешением трудовых споров;

— показать динамику гарантий осуществления трудовых прав работников, связь с другими « естественными » правами человека;

— выявить возможность и условия юридических гарантий, обеспечивающих восстановление нарушенных трудовых прав работников;

— проанализировать процессуальные особенности гражданских дел, связанных с рассмотрением трудовых споров в комиссиях, судах и вышестоящими органами;

— разработать предложения по совершенствованию законодательства по рассмотрению трудовых споров.

Методологическая основа диссертационного исследования. Методология исследования основана на системном анализе философских и общеправовых научных достижений.

При написании работы применялись как общенаучные методы (соотношение исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование), так и специальные правовые методы исследования. Использован сравнительно-правовой анализ трудового права

Кыргызской Республики, Республики Казахстан и Российской Федерации, анализ судебной практики (изученной диссертантом на материалах судов и предприятий г. Алматы и других регионов).

Теоретическая основа исследования. Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в области права, философии, экономики, логики, социологии.

В диссертации использованы достижения общей теории права -работы С.С.Алексеева, М.Т.Баймаханова, С.З.Зиманова, Д.А.Керимова, В.А.Кима, Я.Л.Киселева, Г.Сапаргалиева, Н.С.Сабикенова, Н.А.Шайкенова и др.

Важными источниками послужили для автора труды представителей науки трудового права: Н.Г.Александрова, К.А.Абжанова, Р.З.Лившица, Н.Н.Момбекова, К.А.Мами, А.К.Мамбетова, Н.Т.Михайленко, М.В.Молод-цова, Л.А.Николаевой, Е.Н.Нургалиевой, А.Е. Пашерстника , В.Н.Ско-белкина, В.И.Смолярчука, О.В.Смирнова, В.Н.Уварова, В.Д.Шахова, К.А.Шайбекова1.

Научная новизна работы проявляется в том, что впервые на уровне специального диссертационного исследования рассматриваются трудовые споры и юридические гарантии , обеспечивающие восстановление трудовых прав работников, нарушенных неправомерными действиями (бездействием) нанимателя. Комплексный подход к теме позволил сформулировать ряд самостоятельных выводов, положений и решений, которые выносятся на защиту.

У Дана авторская трактовка понятия трудовых споров вообще и индивидуальных трудовых споров, в частности. Она классифицируется по субъектному составу, предмету, характеру спора , а также порядку рассмотрения.

2. Определены основные черты нового порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров, основанные на анализе действующего трудового законодательства Кыргызской Республики. Особенно выделен специфичес

1 Названия этих и других работ даны в списке использованных источников кий характер процессуальных отношений, связанных с рассмотрением трудовых споров.

3. Изучение научно-теоретических работ и эмпирического материала позволило выявить основные гарантии, обеспечивающие осуществление трудовых прав работников. Условно они разделены на три группы: гарантии, обеспечивающие вступление в трудовые правоотношения ; гарантии, обеспечивающие беспрепятственное осуществление трудовых прав граждан в трудовых и связанных с ними иных правоотношениях ; гарантии, обеспечивающие восстановление нарушенных трудовых прав работников.

4. Выявлена зависимость вида органа, восстанавливающего нарушенные трудовые права работников, от вида этих прав. Их можно разбить на два подвида: порядок восстановления трудовых прав, которыми обладает работник в трудовом правоотношении , и порядок восстановления трудовых прав, которыми обладает работник в иных правоотношениях. Органы, восстанавливающие нарушенные трудовые права работников, условно разделяются на две группы: специальные, т.е. органы специально созданные для такой деятельности ( КТС , суды); общие, т.е. органы занимающиеся восстановлением трудовых прав, работников в силу характера своей работы и установленной компетенции, а также служебной связи с органами и лицами, нарушившими права работника.

5. На основе анализа действующего законодательства о трудовых спорах и аналитического обобщения эмпирического материала разработан проект Закона Республики Казахстан «Об индивидуальных трудовых спорах».

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности применения результатов обобщения практики, а также разработанных нами рекомендаций при разрешении споров в комиссиях по рассмотрению трудовых споров, судах и вышестоящими органами; они также могут быть полезны нормотворческим органам в процессе работы по обновлению законодательства о труде.

Сделанные предложения по совершенствованию действующего трудового законодательства могут быть использованы в правоприменительной деятельности, научных исследованиях и учебном процессе.

Информационное значение. Диссертация содержит обобщения имеющихся работ и публикаций ученых и практических работников по теме исследования. Поэтому одно из значений данной работы заключается в возможности ее использования в качестве справочного материала, способствующего совершенствованию и развитию института индивидуальных трудовых споров в трудовом праве Кыргызской Республики и Республики Казахстан.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры трудового права и права социального обеспечения юридического факультета Института гуманитарных знаний Кыргызского государственного педагогического университета им. И. Арабаева, а также в научных сообщениях на международной научно-практической конференции «Проблемы юридической науки и практики» (Институт гуманитарных знаний КГПУ им. И.Арабаева, 2001). Основные теоретические положения диссертации опубликованы в работах:

Понятие трудовых споров и причины их возникновения / Отв. ред. Н.Т. Михайленко; КГПУ им. И. Арабаева, Ин-т гуманитарных знаний. -Бишкек: КГПУ, 2000. — 1,75 пл.;

Юридические гарантии, обеспечивающие восстановление нарушенных трудовых прав работников / Отв. ред. Н.Т. Михайленко; КГПУ им. И. Арабаева, Ин-т гуманитарных знаний. — Бишкек: КГПУ, 2000.- 2,75 п.л.

Материалы применяются в практической деятельности районных прокуратур г. Алматы Республики Казахстан.

Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Кыргызского государственного педагогического университета им. И. Арабаева.

Структура работы обусловлена целями и методологией исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, объединяющих 8 подразделов, заключения и списка использованных источников.

Заключение диссертации по теме «Трудовое право; право социального обеспечения», Тойжанов, Рахимжан Куандикович

Действующий порядок рассмотрения трудовых споров отвечает интересам работников, ибо споры разрешаются по месту работы, в трудовом коллективе, самими же работниками, которые могут наиболее правильно судить о правомерности тех или иных претензий.

Комиссии по трудовым спорам , суды и вышестоящие органы государственной власти и управления, рассматривающие трудовые споры, в основном правильно применяют законодательство о труде и всей своей деятельностью способствуют укреплению законности в трудовых отношениях, охране трудовых прав работников и защите законных интересов предприятий, учреждений и организаций, независимо от разнообразных форм собственности.

В диссертации сделан вывод: чтобы правильно и своевременно разрешать все трудовые споры, нужна четкая, основанная на законе деятельность всех органов, рассматривающих трудовые споры, нужно внимательное и заботливое отношение к каждой жалобе работника.

Между тем, как показывают материалы конкретно-социологических исследований, проведенных на предприятиях некоторых районов г. Ал маты, в деятельности многих комиссий по трудовым спорам еще встречаются недостатки. К их числу относятся несвоевременное, а подчас и недостаточно квалифицированное разрешение заявлений работников, недостаточное знание трудового законодательства, недостаточная принципиальность в защите законных интересов работников представительными органами работников предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности (государственной, коллективной, индивидуальной, предпринимательской и частной).

В настоящее время деятельность комиссий по трудовым спорам оторвана от деятельности судов. Из аналитических материалов видно, что суды, как правило, весьма редко проявляют интерес к тому, как организована работа комиссий по трудовым спорам на предприятиях, в организациях и учреждениях, находящихся в районе их деятельности. Между тем, как показывают аналитические материалы, судьи , имеющие большой опыт разрешения трудовых споров, могли бы оказать существенную помощь комиссиям по трудовым спорам. Надо всячески укреплять и развивать контакты судей с комиссиями по трудовым спорам. Несомненно, важное значение имело бы активное вовлечение работников суда и прокуратуры в проведение занятий с членами комиссий по трудовым спорам по изучению трудового законодательства и практики его применения.

В представленном исследовании определены методологические основы для рассмотрения трудовых споров, проведен логико-правовой анализ процессуальных норм, а также использован опыт правоприменения на практике законодательства о трудовых спорах ; на основе сделанных теоретических выводов сформулированы конкретные результаты и разработаны предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства о трудовых спорах.

1. Дана авторская трактовка понятия трудовых споров вообще и индивидуальных трудовых споров в частности (с.6).

В диссертации трудовые споры классифицируются по субъектному составу, предмету, характеру спора , а также порядку рассмотрения. Трудовые споры разграничиваются в зависимости от того, из каких правоотношений они возникают (с.12-20).

2. Определены основные черты нового порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Сущность основных черт рассмотрения трудовых споров, отмечается в диссертации, состоит в рассмотрении трудовых споров по месту работы; быстроте рассмотрения трудовых споров; состязательности , устности и гласности рассмотрения трудовых споров; обеспечении полноты исследования дела по существу; быстроте исполнения решений по трудовым спорам; непримиримости к нарушениям законодательства о труде (с.25-27).

Специфический характер процессуальных отношений, связанных с рассмотрением трудовых споров, находит свое выражение в следующем:

— трудовые споры рассматриваются не только в судебном порядке, но также в досудебном и во внесудебном порядке;

— для всех видов трудовых споров установлен единый процессуальный режим разбирательства;

— отсутствуют сроки исковой давности;

— исполнение решений по трудовым спорам имеет свои особенности — немедленное исполнение решений по отдельным видам споров, ограниченная возможность поворота исполнения решения и т.п. (с.29-3 5).

3. Выявлены основные гарантии , обеспечивающие осуществление трудовых прав работников, условно разделенные на три основные группы:

— гарантии, обеспечивающие вступление в трудовые правоотношения (трудоустройство граждан, организованный набор рабочих и т.д.);

— гарантии, обеспечивающие беспрепятственное осуществление трудовых прав граждан , в трудовых и связанных с ними иных (например, по трудоустройству, производственному обучению, социальному страхованию) правоотношениях (установление обязанности предприятия и его нанимателя , а также соответствующих государственных и общественных органов обеспечивать необходимые условия для осуществления трудовых прав); запрещение или ограничение определенных действий нанимателя, соответствующих государственных и общественных органов; согласование действий нанимателя с государственным или общественным органом либо с самим работником; контроль за строгим соблюдением законодательства о труде, социальном страховании и т.д.; ответственность предприятия и его нанимателя, а также соответствующих органов и должностных лиц за нарушение трудового законодательства и трудовых прав граждан (с.35-49);

— гарантии, обеспечивающие восстановление нарушенных трудовых прав работников: право подачи жалобы , установление специального порядка рассмотрения трудовых споров непосредственно на предприятии, судебная защита трудовых прав, установление обязанности вышестоящих органов рассматривать трудовые споры в порядке подчиненности и т.д. (с.50-128).

4. Исследована зависимость видов органов, восстанавливающих нарушенные трудовые права работников, от вида этих прав.

В зависимости от характера спорных правоотношений, устанавливающих различный порядок восстановления тех или иных видов трудовых прав работников, можно разбить их на два вида:

— порядок восстановления трудовых прав, которыми обладает работник в трудовом правоотношении ;

— порядок восстановления трудовых прав, которыми обладает работник в иных правоотношениях.

Органы, восстанавливающие нарушенные трудовые права работников, можно условно разбить на две группы:

— специальные, т.е. органы, специально созданные для такой деятельности ( КТС , суды);

— общие, т.е. органы, занимающиеся (наряду с другой, основной деятельностью) восстановлением трудовых прав в силу самого характера своей работы и установленной компетенции, а также служебной (или уставной) связи с органами и лицами, нарушившими правило работника.

В зависимости от органа, восстанавливающего трудовые права работника, порядок восстановления можно также разделить на два вида:

— порядок восстановления специальными органами (специальный);

— порядок восстановления общими органами (общий) (с.57-60).

5. Обоснована необходимость совершенствования законодательства по вопросу индивидуальных трудовых споров.

В новых условиях хозяйствования требуется кардинальная реформа законодательства о трудовых спорах. Теоретические выводы, сделанные на основе анализа действующего законодательства о трудовых спорах и аналитического обобщения эмпирического материала, позволили диссертанту разработать проект Закона об индивидуальных трудовых спорах.

В проекте Закона предусматривается, что индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательных и иных правовых актов о труде, коллективного договора и договоров о труде должны рассматриваться комиссиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и судами.

Индивидуальные трудовые споры некоторых категорий работников рассматриваются вышестоящим органом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Тойжанов, Рахимжан Куандикович, 2001 год

1. Официальные издания и международные документы

2. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. // Международный кодекс прав человека. Жалал-Абад, 1998. — С. 3-10.

3. Основы гражданского судопроизводства // Ведомости Верховного Совета СССР . 1961. -№ 50. -Ст. 526. СЗ СССР 1928 г., № 56. — Ст. 495.

4. Трудовой кодекс Кыргызской Республики. Б.: Учкун, 1997. — Ст. ст. 72-85; 117, 118, 119, 122,193, 230, 360, 364, 365, 366, 368, 369, 371, 372-374, 375, 391,392, 546, 547.

5. Работы одного, двух и трех авторов

6. Абжанов К.А. Трудовой договор по советскому праву. — М.: Юридич . литра, 1964.- 191 с.

7. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М.: Юриздат , 1948. — 220 с. Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. — М.: Госюриздат , 1955. — С.63.

8. Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М.: Госюриздат, 1961. — С. 146, 229.

9. Александров Н.Г. Советское трудовое право. М.,1963. — С. 164, 348-349.

10. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1966. — 154 с.

11. Голощапов С.А., Толкунова В.Н. Трудовые споры в СССР. М., 1967. -С.18.

12. Гуреев П.П. Судебное разбирательство гражданских дел. — М.: Госюриздат, 1958.-С.9.

13. Гуреев П.П. Защита личных и имущественных прав. — М.: Наука, 1964. -С.8.

14. Зиманов С3. Конституция и Парламент Республики Казахстан. Алматы, 1996.-345 с.

15. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М.: Госюриздат, 1961.-С. 293.

16. Каминская В.И. Правовые гарантии законности в СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1962.-С. 201.

17. Каминская В.И. Демократические основы советского социалистического правосудия . М., 1986. — С. 67.

18. Керимов Д.А. Обеспечение законности в СССР. М.: Госюриздат, 1956. — С.15, 27.

19. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1974. — 248 с. . Кечекьян С-Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. — М.: Изд-во АН СССР, 1958.-С. 35.

20. Ким В.А. Конституционный строй Республики Казахстан (Общие положения). Алматы, 1998. — 172 с.

21. Киселев Я.Л. Основы трудового законодательства СССР. М.: Высшая школа, 1964. — 224 с,

22. Клейман А.Ф. Советский гражданский процесс. М.: Изд-во Московск. унта, 1954.-С. 17.

23. Козлов Ю.М. Прием и рассмотрение жалоб и заявлений трудящихся в органах советского государственного управления. Изд. 2-е. — М.: Госюр-издат, 1959.-С. 43.

24. Лапай А., Клюев А. Как разрешаются трудовые споры. М., 1960. — С.9.

25. Левиант Ф.М. Нормативные акты, регулирующие труд рабочих ислужащих. — Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1960. С.6.

26. Ленин В.И. Соч. Т. 2. — С. 85.

27. Ленин В.И. Соч. Т. 4. — С. 225, 274-287.

28. Ленин В.И. Соч. Т. 18. — С. 149.

29. Ленин В.И. Соч. Т. 33. — С. 99.

30. Ленин В.И. Соч. Т. 44. — С. 465.

31. Ленин В.И. Соч. Т. 45. — С. 116.

32. Л слеш кип А.И. Курс советского государственного права. М.: Госюриздат, 1961.-Т. 1.-С. 524.

33. Лившиц Р.З. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. — М.: Наука, 1989.- 191 с.1. Г

34. Лунев Е.А. Обеспечение законности в советском государственном управлении. М.: Юридич. лит-ра, 1963. — С.4.

35. Лунц М.Г. Из истории фабричного законодательства, фабричной инспекции и рабочего движения в России: Сборник статей. М., 1909. — С. 86-87. Мальков В. В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях. -М.: Изд-во Московск. ун-та, 1967.

36. Мами К.А. Социально-правовой аспект дисциплины труда в условиях экономической реформы. Бишкек: Илим, 1997. — 112 с. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 14. — С. 634. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 27. — С. 405.

37. Михайленко Н.Т. Правовые проблемы дисциплины труда в СССР. -Фрунзе: Мектеп, 1972. 502 с.

38. Мицкевич А. В. Субъекты советского права. — М.: Госюриздат, 1962. -С. 81,83, 85.

39. Николаева JI.A. Организация и деятельность комиссий по трудовым спорам . Алма-Ата, 1963. — 21 с.

40. Николаева Л.А. Рассмотрение споров о восстановлении на работе. — Алма-Ата, 1965. С. 59.

41. Нургалиева E.H. Механизм правового регулирования труда. — Алматы, 1986.- 166 с.

42. Пашерстник А.Е. Теоретические вопросы кодификации общесоюзного законодательства о труде. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С.91. Пашерстник А.Е. Рассмотрение трудовых споров. — М., 1958. — С. 3-9, 30, 39, 83.

43. Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.

44. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник. -Алматы, 1998.-336 с.

45. Скобелкин В.Н. Рассмотрение трудовых споров на предприятиях и в учреждениях. Ульяновск, 1959. — С. 19.

46. Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М.: Юридич. лит-ра, 1969. — С. 142-182.

47. Скобелкин В.Н. Обеспечение трудовых прав в СССР. М.: Юридич. литра, 1987.-205 с.

48. Смирнов О.В. Природа и сущность права на труд в СССР. М.: Юридич. лит-ра, 1964.-208 с.

49. Смолярчук В.И. Правовое регулирование трудовых отношений рабочих и служащих в Вооруженных Силах СССР. Изд. ВЮА, 1956. — С. 107-108. Смолярчук В.И. Порядок рассмотрения трудовых споров в СССР. — М.: Госюриздат, 1962. — С. 7.

50. Смолярчук В.И. Законодательство о трудовых спорах . М.: Юридич. литра, 1966.-226 с.

51. Снигирева И.О., Явич Л.С. Государство и профсоюзы. М.: Профиздат, 1967.-С. 43.

52. Ставцева А.И. Порядок рассмотрения трудовых споров. М.: Госюриздат, 1960.-С. 6, 50, 53.

53. Ставцева А.И. Порядок рассмотрения трудовых споров. М., 1986. — С.113-114.

54. Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности . М.: Госюриздат, 1959. — С.11.

55. Строгович М.С. Социалистическая законность, правопорядок и применение советского права. М.: Мысль, 1966. — С. 40.

56. Тадевосян B.C. Вопросы кодификации. М,: Изд-во Московск. ун-та, 1957.-С. 75.

57. Толкунова В.Н. Право женщин на труд и его гарантии . М., 1968. — С. 35. Толкунова В.Н. Трудовое право: Конспект лекций. — М.; Белые альвы, 1998.-С. 182-204.

58. Уваров В.Н. Трудовое законодательство Республики Казахстан. Алматы: Баспа, 1997.-254 с.

59. Шайбеков К.А. Трудовое право Республики Казахстан. Алматы, 1996. -320 с,

60. Шайкенов К.А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1996. — 158 с.

61. Шахов В.Д. Механизм самоуправления трудового коллектива (Организационно-правовые проблемы). Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1990. — 213 с,

62. Ямпольская Ц. А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1987. — С. 135.

63. Сборники, коллективные труды, ученые записки и т.п.

64. Братусь С.Н. О некоторых вопросах соотношения экономики и права на современном этапе строительства коммунизма // Развитие теории государства и права XXII съездом КПСС . М.: Юридич. лит-ра, 1963. -С. 197.

65. Демократические основы советского социалистического правосудия. — М.: Наука, 1965.-С. 167-168, 237-238.

66. Калинычев Ф.И. Некоторые вопросы советского государственного строительства и права в свете решений XXI съезда КПСС // Советская общественность на страже социалистической законности. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС. — 1960. — С. 33, 52.

67. Кравцов Б.П. Общественные гарантии в обеспечении социалистической законности // Советская общественность на страже социалистической законности. М., 1973. — С. 263, 266. Ленинский сборник XXI. — М., 1963. — С. 227.

68. Надзор прокуратуры за соблюдением трудового законодательства / Под ред. Я. Киселева и А. Абрамовой. — М.: Изд-во Московск. ун-та, 1965. Общая теория государства и права. Л.; Изд-во Ленинградск. ун-та, 1961. — С. 302.

69. Правовые гарантии законности в СССР. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. -С. 181.

70. Энгельс Ф. Письмо Г. Штаркенбургу от 25 января 1894 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. Т. 11. — М,, 1955. — С. 484-485. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 21. — С. 312.

71. Диссертации на соискание ученой степени

72. Внтрук Н.В. Субъективные права советских граждан и их развитие в период строительства коммунистического общества: Автореф. дисс. канд. юридич. наук. Киев, 1965. — С. 16.

73. Мамбетов А.К. Юридическая ответственность по трудовому праву Республики Казахстан: Автореф. дисс. канд. юридич. наук. Алматы, 1997.-20 с.

74. Смолярчук В.И. Процессуальные гарантии охраны трудовых прав рабочих и служащих (проблемы трудовых споров в СССР): Дисс. докт. юридич. наук. М., 1966. — С. 82, 95.

75. Скобелкин В.Н. Охрана трудовых прав рабочих и служащих при рассмотрении трудовых споров в СССР: Дисс. канд. юридич. наук. Ульяновск, 1959.-С. 128-136.

76. Статьи в периодических изданиях

77. Козлов Ю.М. Прием и рассмотрение жалоб трудящихся в органах советского государственного управления // Сов. гос-во и право. 1954. -№. 4.

78. Ленин В.И. О промышленных судах // Пролетарская революция. — 1924 — № 8-9 (первая публикация). С.25.

79. Мицкевич A.B. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве // Сов. гос-во и право. -1963.-№8. -С. 27, 29.

80. Ратнер Л.И. Об усилении гарантий своевременного и правильного разрешения жалоб трудящихся // Сов. гос-во. и право. 1959. — № 9. — С. 52.1. Словари

81. Большая советская энциклопедия, Изд. 2-е. — М., 1980. — Т. 10. — С. 220. Словарь иностранных слов. — М., 1954. — С. 430, 797.

82. Словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов . Изд-е 3-е. М., 1953 — С. 700, 703.

83. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. М., 1935. —Т.1. — С. 541.

84. Толковый словарь русского языка. М,, 1940. — Т. 2, с. 1401; Т.4, с. 415, 448, 776.

85. Трудовое право. Энциклопедический словарь. М., 1963. — С.497.

www.dissercat.com

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]