Влияние налогов на экономику страны

Экономические науки

  • Лунева Кристина Владимировна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Фролов Александр Витальевич , кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • НАЛОГИ
  • СТАВКА
  • ЭКОНОМИКА

Похожие материалы

В данной статье представлена проблема видения системы налогообложения Российской Федерации, которые совершаются в настоящем периоде, и предлагаются пути усовершенствования и развития налоговых проблем.

Налог — обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налоговая система в Российской Федерации включает огромное число налогов, пошлин, сборов и других иных платежей на обязательной основе, которые взимаются в установленном законом порядке с и юридических лиц на территории РФ.

Процедура, условие взыскания и взыскание налоговых сумм с налогоплательщика обуславливается Налоговым Кодексом РФ и перечнем федеральных законов (п. 1 ст. 1 НК РФ). Главные черты налоговой системы России описывается в главе 2 НК РФ.

Основу системы налогообложения России составляют налоги и сборы. Так же стоит учесть, что таможенные пошлины не вступают в структуру налоговой системы, потому что относятся к сфере таможенного регулирования.

Стоит выделить, что система налогов в России определяется не только как комплекс налогов и сборов и даже не «система налогообложения». К налоговой системе можно отнести, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • ‒ нормы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов; ‒ положения возникновения, порядок исполнения, изменения и прекращения обязанностей лиц по взиманию налогов и сборов;
  • ‒ права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ‒ ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • ‒ формы, виды и методы надзора за выполнением налогового законодательства;

В Российской Федерации функционирует трехуровневая налоговая система, которая содержит в себе федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также НК РФ определил специальные налоговые режимы Они учитывают специальные условия и нормы уплаты налогов. Кроме этого он определил статьи, которые могут освободить от необходимости уплаты отдельных разновидностей налогов.

Стабильная и устойчивая налоговая система в стране благоприятно оказывает большое влияние на экономику страны, финансовое обеспечение государства и социальную устойчивость. По этой причине, государство должно создать наилучшую налоговую систему. Но подобная цель почти невыполнима, так как любая деталь может повлечь за собой совершенно разные последствия. В том числе, экономика пребывает в непрерывном формировании, поэтому и налоговая система никак не способна быть статичной, она должна улучшаться и регулярно достигаться до уровня экономики, в тоже время, содействуя дальнейшему её формированию и совершенствованию.

К значимым вопросам системы налогообложения принадлежит метод расчета НДФЛ. Учитывается, что увеличивающаяся процентная ставка, которая действует в место пропорциональной, по этому виду налогов заметно бы разграничила границы общества между бедными и богатыми, в тоже время, способствуя расширению «среднего класса», численность которого в России очень мала.

Главной трудностью налоговой системы является фискальная нацеленность, проявляющаяся в установлении жесткого режима базы налога. Это привело к необходимости отделения налогового учета из системы бухгалтерского. В РФ наблюдается сильное налоговое бремя, чем в зарубежных странах. Например — повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26 %, а с 2015 года их ставка возрастет до 34 %). Чтобы поднять промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли страны необходим большой запас денежных средств. Государство берёт их из населения, постоянно повышая налоги. В конечном итоге субъекты налогообложения не могут вовремя уплатить налоги. Это отражается на их производственной деятельности, приводящее к снижению производства. Результатом является сокрытие налогов, появление недобросовестных налогоплательщиков и рост теневой экономики.

В данный момент налоговая система РФ не полностью соответствует потребностям в современном развитии страны. В тоже время, она даже не побуждает к развитию таких областей как: Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье. Всё это приводит к необходимости усовершенствования системы налогообложения.

Так же одной из проблемных точек является непрекращающиеся нововведения в налоговом законодательстве. Постоянное изменение НПА подталкивает к риску для физических и юридических лиц, в том числе отказ зарубежных компаний сотрудничать с российскими компаниями.

Большое внимание, привлекает проблема малоэффективности некоторых элементов налоговой системы. Многочисленные аппараты налоговых инспекции и действия отдела управления внутренних дел по разрешению проблем с экономическими преступлениями не дают чётких результатов. Вследствие некачественной подготовкой кадров, которые следят за правильностью и своевременностью уплаты налогов, и неспособность грамотно осуществить ревизию многие фирмы с лёгкостью уходят от уплаты налогов.

В России высокий процент операций, проводимых незаконно. Это способствует расширению теневой экономики, которая не всегда положительно влияет на экономику страны в целом. В результате того, как будут решаться данные проблемы, будет зависеть результативность формирования доходов бюджетов на всех уровней, рост деятельности предпринимательства, развитие производства и улучшение экономического состояния нашей страны.

По пункту «Б» части 1 статьи 114, Конституция Российской Федерации окончательно закрепила принцип единой финансовой политики, проводимой в стране. Налоговая политика есть составная часть финансовой политики, а также мощный инструмент в руках государства в сфере регулирования социально-экономических отношений. Первый случай подразумевает регулирование государством собственных средств хозяйствующих субъектов. В этом заключается фискальная функция налогов.

Налоговый механизм обретает юридическую форму посредством налогового законодательства, при этом осуществляя управление им. Если рассматривать налоговый механизм через призму реальной практики, то можно сделать вывод, что он различен в конкретном времени и пространстве. Во-первых, действия на различных уровнях управления неоднозначны. Существенны различия и во временном отношении. Налоговые отношения упорядочиваются благодаря налоговому механизму. А способствуют этому налоговое право и основы управления налогообложением.

Налоговый механизм объединяет два абсолютно противоположных начала: планирования и стихийно-рыночную конкуренцию. А в результате обособленности производителей, а также противоречивости их интересов возникают неизбежные плачевные последствия.

Таким образом, грамотное распределение налоговой нагрузки на экономику обеспечит благоприятные условия для развития экономики и формирование устойчивой бюджетной системы. Главная цель развития налоговой системы РФ в долгосрочной периоде это формирование эффективной налоговой системы, которая будет стимулировать экономический рост и обеспечивать нужный уровень доходов бюджетной системы.

Список литературы

  1. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с.
  2. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пан¬сков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 319 с.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

novainfo.ru

Воздействие налогов на экономику

Налоги оказывают влияние и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

Воздействие налогов на совокупный спрос

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ве­дет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов. Поэтому снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от ADl до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от P1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (про­воцирует инфляцию).

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обусловливает снижение уровня цен (от Р1 до P2) и объема выпуска (от Y1 до Y*). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляци­онной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации эко­номики может использоваться увеличение налогов.

Воздействие налогов на совокупноепредложение

Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ве­дет к сокращению совокупного предложения, а снижение налоговк росту де­ловой активности и объема выпуска.

Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист, экономический советник президента США Р. Рейгана Артур Лаффер. Он выдви­нул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражающую эту зависимость. В своем анализе А. Лаф­фер исходил из налоговой функции

где Тх — сумма налоговых поступлений в бюджет, t — ставка налога, Y— уро­вень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой ак­тивности и величину налоговых поступлений.

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога(tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тхmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится, и налого­вые поступления сократятся (до Tx1), поскольку уменьшится налогооблагае­мая база, т.е. величина совокупного дохода (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил снизить ставки налога на доходы домашних хозяйств и на прибыль корпораций. Он предположил, что ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали опти­мальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка В). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт) по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступле­ния в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние снижения налогов на со­вокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Yl до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от P1 до Р2) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

Таким образом, налоги являются не только основным источником дохо­дов государства и средством перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики. Кроме того, снижение нало­гов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на ин­вестиционную активность (и поэтому на величину запаса капитала) и спо­собствует росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая эконо­мический рост.

studopedia.ru

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВ НА ЭКОНОМИКУ

А. Верны ли следующие утверждения (да, нет)?

A1S. Налоги воздействуют как на совокупный спрос, так и на совокупное предло­жение.

А16. Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения в ре­зультате сокращения налогов одинаковые.

А17. Налоги оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос.

А18. Чем выше ставка налога, тем больше налоговые поступления в бюджет.

А19. При спаде налоги следует увеличить, чтобы увеличивались доходы государст­венного бюджета.

А20. Налоги являются инструментом стабилизации экономики.

А21. Рост индивидуальных налогов сокращает и потребление, и сбережения.

А22. Снижение индивидуальных налогов увеличивает и потребительские, и инвести­ционные расходы.

А23. Высокие налоговые ставки уменьшают дефицит государственного бюджета, да­же несмотря на сокращение совокупного дохода.

А24. Налоговые поступления увеличиваются в период подъема и сокращаются в пе­риод спада.

А25. Повышение ставки подоходного налога ведет к росту объема выпуска и уровня доходов, однако дефицит государственного бюджета уменьшается.

А2б. Рост доходов ведет к сокращению суммы налоговых поступлений.

А27. Повышение ставки подоходного налога ведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево.

А28. В модели, изучающей экономику со стороны совокупного спроса, снижение на­логов является проинфляционной мерой.

А29. Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и величиной нало­говых поступлений в бюджет.

АЗО. Кривая Лаффера показывает, что снижение налоговой ставки может увеличи­вать сумму налоговых поступлений в бюджет.

А31. Сторонники теории “экономики предложения” утверждают, что снижение на­логов сокращает совокупное предложение и поэтому снижает уровень инфляции.

А32. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории “экономики предложения” рас­сматривают снижение налогов в качестве антиинфляционной меры.

АЗЗ. Снижение налогов может быть использовано в качестве меры борьбы как с без­работицей, так и с инфляцией.

Б. Выберите единственный правильный ответ

Б24. Налоги не могут служить инструментом:

а) стимулирования экономического роста;

б) обеспечения равенства в распределении доходов;

в) стабилизации экономики;

г) обеспечения эффективного распределения ресурсов;

д) нет верного ответа.

Б25. Изменение налогов воздействует на:

а) совокупный спрос;

б) совокупное предложение;

в) состояние государственного бюджета;

д) все ответы верны.

Б26. Снижение налогов сдвигает:

а) кривую совокупного предложения вправо, а кривую совокупного спроса влево;

б) вправо и кривую совокупного предложения, и кривую совокупного спроса;

в) влево и кривую совокупного предложения, и кривую совокупного спроса;

г) кривую совокупного предложения влево, а кривую совокупного спроса вправо;

д) кривую совокупного спроса вправо, но не сдвигает кривую совокупного пред ложения.

Б27. Снижение налогов ведет к:

а) сокращению объема выпуска и росту уровня безработицы;

б) сокращению объема выпуска, но уровень безработицы не изменится;

в) росту объема выпуска и уровня безработицы;

г) росту объема выпуска и снижению уровня безработицы;

д) снижению уровня безработицы, но объем выпуска не изменится.

Б28. Если правительство предполагает повысить объем выпуска, оно должно умень­шить:

б) трансфертные платежи;

в) государственные закупки;

г) величину дефицита государственного бюджета;

д) верны ответы а и г.

Б29. Представители кейнсианского направления рассматривают воздействие нало­гов на:

а) совокупный спрос;

б) совокупное предложение;

в) экономический рост;

г) состояние государственного бюджета;

д) все ответы верны.

БЗО. Результатом снижения налогов в кейнсианской модели является рост:

а) совокупных расходов;

б) фактического объема выпуска;

в) потенциального объема выпуска;

г) все предыдущие ответы верны;

д) верны ответы ап б,

Б31. Кривая Лаффера отражает зависимость между налоговой ставкой и:

а) уровнем деловой активности;

б) уровнем совокупного дохода;

в) величиной налоговых поступлений в бюджет;

г) все предыдущие ответы верны;

д) нет верного ответа.

Б32. Гипотеза Лаффера показывает воздействие изменения налогов на:

а) совокупный спрос;

б) совокупное предложение;

в) сальдо государственного бюджета;

г) все предыдущие ответы верны;

д) верны ответы б п в.

БЗЗ. Результатом снижения налогов в модели сторонников теории “экономики пред­ложения” является:

а) снижение уровня цен;

б) рост налоговых поступлений;

в) увеличение фактического объема выпуска;

г) рост уровня деловой активности;

д) все ответы верны.

Б34. Согласно воззрениям сторонников теории “экономики предложения” рост на­логовых ставок ведет к тому, что налоговые поступления в бюджет.

а) увеличиваются, поскольку возрастает доля дохода, перечисляемого государству домохозяйствами и фирмами;

б) уменьшаются, поскольку снижается уровень деловой активности в экономике и поэтому налогооблагаемая база;

в) не меняются, поскольку рост налоговых поступлений от увеличения налоговой ставки компенсируется сокращением доходов бюджета в результате сокращения уровня деловой активности;

г) определенно сказать нельзя, поскольку сумма налоговых поступлений в бюджет определяется не величиной ставки налога, а только фазой экономического цикла.

Б35. Согласно воззрениям сторонников теории “экономики предложения” сниже­ние налоговых ставок может быть использовано в качестве инструмента:

а) сокращения безработицы;

б) уменьшения дефицита государственного бюджета;

textbook.news

Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера;

Рассмотрим влияние налогов на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 2.8, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 2.8, а).

а) снижение налогов; б) рост налогов

Рис. 2.8. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос.

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу.

Кривая Лаффера(рис. 2.9), показывает воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. В своем анализе Лаффер рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений. Он исходил из налоговой функции:

Т = t хY,

Т налоговые поступления;

tналоговая ставка.

Рис. 2.9. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляциейЛаффер предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций).

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

studopedia.su

Воздействие налога на экономику

Влияние налогов на экономику страны

Налоги выполняют если не главную, то одну из важных ролей в развитии экономики любой страны. Правильно подобранная налоговая политика способна обеспечить здоровое функционирование экономической системы в целом.

Как говорилось ранее, налоги являются основным источником формирования государственного бюджета и представляют собой часть ВВП. Рассмотрим, как налоги связаны с ВВП.

Практически все налоги приносят больше налоговых поступлений по мере роста ВВП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ВВП обеспечивает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Кроме того, с ростом ВВП и увеличением объема закупок товаров и услуг возрастают поступления от налога на прибыль корпораций, налога с оборота и акцизов. И точно так же увеличивается сбор налога на заработную плату, когда экономический рост создает новые рабочие места. Напротив, в случае сокращения ВВП налоговые поступления из всех этих источников падают.

Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») ведут себя прямо противоположным образом. Выплаты пособий по безработице, социальному обеспечению, субсидий фермерам — все подобного рода платежи сокращаются в периоды экономического роста и возрастают в периоды спада производства [19, с. 257].

Рассмотрим, как изменение налогов влияет на совокупный спрос и совокупное предложение.

Традиционно считается, что снижение налогов приводит к росту совокупного спроса от AD1 до AD2, увеличивая одновременно реальный внутренний продукт (от Q1 до Q2) и уровень цен (от P1 до P2). Снижение налогов оказывает благоприятное воздействие на совокупное предложение (в чем убеждены экономисты — так называемые сторонники экономики предложения), что приводит к его смещению вправо от AS1 до AS2. Это позволяет достичь даже более высокого уровня производства (Q3 по сравнению с Q2) и меньшего роста уровня цен (P3 по сравнению с P2) [19, т.1, с. 266].

Между фискальной и стимулирующей функциями налогов существует взаимосвязь и известное противоречие. Чрезмерное повышение налоговых ставок снижает у налогоплательщиков стимулы к увеличению капиталовложений, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что в конечном счете отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.

Зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок можно представить с помощью графика «Кривой Лаффера», изображенного на рисунке 1.3.2.

Рисунок 1.3.2 — «Кривая Лаффера». Источник: [3, с. 196]

R — налоговые ставки; Y — поступления в бюджет.

При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок R* обеспечивает максимальное поступление в бюджет Y*. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, и при стопроцентном налогообложении доход государства будет равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно.

Таким образом, преодолевается противоречие между необходимостью максимального увеличения доходов государства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов и населения и обеспечивается увеличение доходов на основе стимулирования роста производства через налоговые ставки, льготы и налоговую базу.

Следовательно, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Очевидно, что для каждого государства величина оптимального уровня налогообложения индивидуальна и адекватна конкретному этапу его экономического и социального развития [4, c.44].

Подводя итоги, можно сказать, что налоги необходимы, т.к. государство не способно выполнять свои функции по удовлетворению общественных потребностей без денежных средств, которые могут быть получены только с помощью налогов.

studbooks.net

Это интересно:

  • Бланк приказа о инвентаризации Приказ о проведении инвентаризации. Форма № ИНВ-22 Читайте также: Мы Вконтакте Документы инвентаризации Заполните бланк без ошибок за 1 минуту! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов для торговли и […]
  • Фз об осаго комментарий Фз об осаго комментарий Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Закон о пневматическом оружии в россии 2014 Закон о пневматическом оружии Что говорится о пневматическом оружии в Законе? В статье 1 вышеуказанного закона сказано: «пневматическое оружие – это оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим […]
  • Как оформить конспект титульный лист Как оформить конспект титульный лист В помощь студенту Текст обычно набирается шрифтом Times New Roman, размер 14 пт. Заглавными буквами набирается учебное заведение или министерство образовании и тема. Но в разных […]
  • Как переоформить квартиру купля продажа Как переоформить квартиру Несмотря на видимую трудоемкость, при правильном подходе переоформление квартиры не вызовет сложностей. И в этом деле вам не обойтись без наших рекомендаций. Для переоформления квартиры требуется следующий […]
  • Типы оплаты налогов Виды налоговых платежей Актуально на: 1 июня 2017 г. Мы рассказывали в нашей консультации, что основной способ прекращения обязанности по уплате налогов – это их уплата. А какие виды налоговых платежей установлены законодательством? […]