Князь Рюрик

Начало России есть великая тайна

Столыпин Петр Аркадьевич

История Рюрика полна противоречий и неточностей. Главным образом это связано с тем, что достоверных письменных источников, свидетельствующих о том, что на самом деле представляла собой Россия до князя Рюрика, практически нет. Основным источником таких знаний можно считать только не многочисленные летописи. Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году. Именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг. Следует отметить тот факт, что изначально княжение велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Этот факт никак не омрачил начало княжения, ведь именного город Ладога был своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки. Совместно с первым варягом правили и его братья: Синиус занял город Белоозеро, Тровор занял город Изворск. После кончины Синиуса и Тровора в 864 году новгородский правитель присоединил к своему владению их земли. Именно с этого времени, по словам летописца, и берет свое начало русская монархия.

Управление страной

Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Столь успешная внешняя политика сопровождалась ростом недовольств в самом Новгороде. Главным виновником этих событий был Вадим Храбрый. Удачное начало княжения варяга не давало ему покоя. Именно Вадим Храбрый в 864 году при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов поднимает мятеж, который был жестоко подавлен Рюриком. Об этом свидетельствует Нестер (летописец) в своих трудах. С 864 внешняя политика Руси изменений не претерпела. На сей раз, он двинулся на юг, в днепровские степи, где грабил местные племена. Таким образом удалось дойти до самого Киева, в котором правили Аскольд и Дир.

Внешняя политика Рюрика

Внешняя политика на тот момент требовала обезопасить свои южные границы, в связи, с чем и был заключен мирный договор между Новгородом, которым правил князь Рюрик, и Киевом, которым правили Аскольд и Дир. Но этому миру не суждено было долго просуществовать. Уже в 866 году Аскольд начал поход на север, на земли, которые входили во владение Новгорода. Этот поход продолжался до 870 года, но в конечном итоге князь Рюрик разбил армию Аскольда. При этом в развитии событий после этой победы есть ряд странностей, как в прочем и во все годы правления первого варяга, — победившая армия Киев не захватила. Рюрик ограничился только выкупом. С чем связано такое великодушие князя, который никогда не гнушался расширением своих владений, объяснить практически не возможно. Единственным разумным объяснением этого факта можно считать лишь то, что в это же время новгородская дружина воевал с хазарами и постоянно ожидал агрессии со стороны Балтики. Разумность этого довода подтверждается тем, что дальнейшее правление было направленно на то, чтобы все-таки захватить Киев. Начиная с 873 года и в плоть до своей кончины основные усилия Новгорода были направлены на заключение союза с западными странами против Киева. Но этим планам не было суждено сбыться. История Рюрика оборвалась в 879 году. Дальнейшим воплощением этих планов в жизнь занялся князь Олег, которого в народе прозвали Вещим.

Князь Рюрика и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой станы, которой Россия является и по сей день.

istoriarusi.ru

Год и место рождения Рюрика неизвестны.

Историки спорят был ли Рюрик:

  • скандинавом (т.н. «норманская теория» Байера, Миллера)
  • финном (В.Н. Татищев)
  • выходцем из южной Прибалтики (указания «Повести временных лет»; также это представление сохранялось на протяжении веков не только на землях бывшей Киевской Руси, оно широко бытовало в Западной Европе).

Одни исследователи объясняют имя Рюрик из древненорманнского языка, другие находят аналогичные ему и в славянском языке.

Отец (по некоторым средневековым генеалогиям) — Годослав (Годлав, Готлиб) (+ 808), князь бодричей (ободритов).

В некоторых поздних летописях встречается сообщение, что братья Рюрик, Синеус и Трувор не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за варяжского князя.

В «Сказании о князьях владимирских» приводится легенда о происхождении Рюрика от Пруса, брата императора Августа.

Одной из жен Рюрика была Ефанда, дочь князя урманского, из рода норвежских королей, которая родила ему сына Игоря [1]. По некоторым сведениям у Рюрика была еще дочь и пасынок Аскольд [2].

Легенда о призвании варягов

Легенда о призвании варягов неизменно вызывала и вызывает дискуссии в научном мире, является одной из самых больших проблем отечественной истории. Остаются спорными вопросы:

  • куда был призван Рюрик — в Новгород или Ладогу;
  • был ли Рюрик призван на княжение добровольно или захватил власть силой.

Согласно «Повести временных лет», уставшие от междоусобных войн, племена ильменских словен, мери, чуди и кривичей решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что общая и в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой: » Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами«.

На этот зов в 862 году собрались три князя варяго-русских [3], три брата — Рюрик, Синеус и Трувор [4] и пришли с родными своими.

Ключевский пишет, что «князья-братья, по видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славянофинских послов, «едва избрашась, — как записано в одном из летописных сводов, — боясь звериного их обычая и нрава». Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчётом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил «срубить город», построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить«. [5]

Правление Русью

Скоро Синеус и Трувор умерли, и Рюрик, присоединив области их к своему княжеству, стал править один, владения его стали называться Русью.

Основал город над Волховом (ныне Рюриково Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи — Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром) он послал «своих мужей».

В 862 году отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира, которые по дороге осели в Киеве, «собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян» [6].

Таким образом, варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на севере, Аскольд и Дир на юге [7].

В 864 году новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил некий Вадим Храбрый [8]. Рюрик убил Вадима и жестоко подавил восстание. Репрессии, проведенные Рюриком против своих врагов, привели к массовому бегству новгородцев в Киев в 867 году [9].

Скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына своего Игоря своему родственнику Олегу.

«Главным действием его княжения, — пишет Н.М. Карамзин, — было твердое присоединение некоторых финских племен к народу славянскому в России, так что весь, меря, мурома наконец обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» [10].

Литература

  • П.С.Р.Л., VII том (под 6367 г.)
  • Повесть временных лет, нач. XII века

Интересно, что из других, внелетописных, источников следует, что жители Древнего Киева вообще ничего не знали о Рюрике до конца XI века. Так, в «Слове о Законе и Благодати», написанном киевским митрополитом Иларионом в середине XI века, родоначальником династии русских князей называется Игорь, а о Рюрике нет никакого упоминания.

До конца XI века имени Рюрика не было и в княжеском именослове, т.е. русские князья не назвали своих детей Рюриками, потому что ничего не знали об этом своем предке. Не знает Рюрика и легенды о призвании варягов и «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII века.

  • Забелин И.Е., История Русской жизни с древнейших времен
  • Карамзин H.М., История Государства Российского
  • Ключевский В.О., Курс русской истории
  • Костомаров Н.И., Начало Руси
  • Погодин M.П., О происхождении Руси
  • Татищев В.Н. История Российская

Использованные материалы

[1] Согласно Иоакимовской летописи. См. Татищев, История Российская, глава 4. Об истории Иоакима, епископа новогородского: http://www.spsl.nsc.ru/history/tatisch/tatis004.htm

[2] См. статью словаря Брокгауза и Ефрона

[3] Двойное именование переселенцев употребляется в «Повести временных лет»: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти«. (перевод Д.С. Лихачева), см.: http://old-russian.chat.ru/01povest.htm

[4] Существует версия, что факт наличия у Рюрика братьев, является плодом неверного перевода слов летописи «sine hus» — родственники и «thru voring» — дружинники. (См., напр., Л.Н. Гумилев, От Руси до России)

drevo-info.ru

В каком году начал править рюрик в новгороде

1.10 славянских племён

К 862 г. восточные славяне делились на десять основных племён: хорваты и волыняне, оставшиеся вблизи Карпат; поляне, древляне и дреговичи, осевшие на правом берегу Днепра и его правых притоках; северяне, радимичи и вятичи расселившиеся на левых притоках Днепра (вятичи даже поднялись до Оки); кривичи и их родственники словене, поднявшиеся в северные районы русской равнины — верховья Волги и Западной Двины и систему озера Ильмень. Из них северяне и вятичи платили дань хозарам, а словене и кривичи — варягам. В 862 г. словени и кривичи, вместе с двумя финскими племенами — чудью и весью — прогнали варягов. Так как славяне видели, что воевать с такими сильными врагами, как варяги, нужно всем вместе, то словене, кривичи, чудь и весь попробовали объединиться в одно государство в 862 г. Племя чудь жило около Балтийского моря, весь — около Бела-озера, а словене и кривичи жили между Ладожским озером и верховьями Днепра.

2. Княжение Рюрика

В 862 г. в Новгороде начал княжить Рюрик, которому подчинились словене, кривичи, чудь и весь. В русской истории довольно долго считалось, что послы от этих племён попросили Рюрика (родом из варяжского племени «Русь») стать князем у славян, так как они не могли договориться между собой. Согласно этой легенде, славянские послы пошли к Рюрику и его братьям и сказали им: «Земля наша обильна, но порядка в ней нет; приходите княжить и владеть нами». Но есть и другое объяснение появления Рюрика в Новгороде в это время: варяги были наняты славянами охранять их города и имущество (варяги были профессиональными воинами и часто нанимались на службу в разные земли). Пожив в Новгороде, Рюрик захватил власть в свои руки, а его дружина быстро обрусела, переженившись на славянках. Эта версия появления Рюрика выглядит более вероятной, учитывая то, что как раз эти племена в 862 г. восстали против варягов и прогнали их.

Рюрик стал княжить в Новгороде, а его дружинники в других городах: Аскольд и Дир — в Киеве, Рогволод — в Полоцке, Тур — в Турове. Братья Рюрика, Синеус и Трувор, упоминающиеся в легенде о призвании Рюрика княжить у славян, по-видимому, вообще не существовали. Русская земля, объединившаяся под властью Рюрика, тянулась около 1000 километров с запада на восток и около 600 километров с севера на юг.

3. Олег — первый киевский князь

Рюрик умер в 879 г. и, так как его сын Игорь был мал, то князем стал родственник Рюрика Олег, который, став князем, прежде всего распространил свою власть на все славянские земли. В частности, он завоевал г. Смоленск и отнял Киев у правителей, поставленных там Рюриком, Аскольда и Дира. Перенеся после этого столицу русского государства в Киев, Олег постепенно покорил большинство других славянских племён. К 907 г. все восточные славяне были объединены в одно большое государство.

Олег стал первым киевским князем. Поселившись в Киеве, он назвал его «матерью городов русских», то есть — главным городом, столицей государства. Таким образом, Олег положил начало большому и сильному славянскому государству — Киевской Руси.

4. Победа над греками

В 907 г. Олег собрал огромное (по тому времени) войско из 2000 лодок («ладей»), в которые он погрузил 80.000 воинов (по 40 человек в каждую). Кроме пеших воинов на лодках, он также создал большой конный отряд. С этим войском он напал на Царьград, столицу греческой империи, Византии (сегодня — Стамбул).

Царьград стоял на берегу длинного залива, называющегося Золотой Рог, который отходит от Босфорского пролива, соединяющего Чёрное и Средиземное моря. Залив этот, при приближении вражеских кораблей, греки запирали огромными цепями. Но Олег приказал своим воинам перетащить лодки, в обход цепей, по берегу, что было привычной работой для русских, так как им постоянно приходилось перетаскивать торговые лодки «волоком» от одной реки к другой. На счастье русских, в тот момент ещё дул попутный ветер: поставив паруса, им ещё легче было тащить поставленные на катки лодки. Греки пришли в ужас от невиданного зрелища: лодок, двигавшихся под парусами по земле! Объехав цепи, русские спустили лодки опять на воду и русский флот вплотную подошёл к воротам города. Царьград сдался, в знак чего, по принятому тогда обычаю, Олег «прибил свой щит к воротам Царьграда». Греки попросили мира, который и был заключён. По условиям этого мира русские купцы («гости») получили право торговать в Византии без налогов.

Вопросы. Начало русского государства.

    1. На сколько главных племён делились восточные славяне?
    2. Как и когда начал княжить Рюрик?
    3. Кого назначил Рюрик править различными городами?
    4. Когда и почему начал княжить Олег? Что он начал делать?
    5. К какому году были объединены славяне?
    6. Как были побеждены греки? Чего русские добились от них?

www.russia-talk.com

Рюрик — Князь Новгородский (862-879)

«Рюрик. Великий князь Российский». Гравюра. 1805 г.

Рюрик (ум. 879) — летописный основатель Новгородского княжества на Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Илья Сергеевич Глазунов. «Рюрик и его братья»

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

Некоторые норманисты отождествляют Рюрика с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По славянской версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом.

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Жертвоприношение Рюрика 862 год. Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик

По официальной исторической версии, в то время, когда южные славянские племена платили дань козарам, северные не могли защищаться от норманнов, жителей Швеции, Норвегии и Дании, которых славяне называли варягами и русью. Эти варяги покорили себе славян северных, живших в нынешних Новгородской и Псковской губерниях, покорили также соседние финские племена. Чрез несколько времени племена эти, как славянские, так и финские, собрались вместе и выгнали варягов, но когда после этого стали управляться сами, то никак не могли мирно улаживаться; опять каждый род стал жить отдельно и силою разделываться с другими родами. Тогда племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

Порешивши так, послали они за море к варягам-руси сказать им:

«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». На этот зов в 862 году собрались три князя варяго-русских, три брата — Рюрик, Синеус и Трувор и пришли с родными своими. Рюрик утвердился в Новгороде, у славян, живших по Ильменю; Синеус – среди финского племени на Белоозере; Трувор — у славян, живших в нынешней Псковской губернии, в городе Изборске.

«Прибытие Рюрика в Ладогу» В.М. Васнецов

Родителями Рюрика были: Годослав (808х), князь бодричей; Умила. Есть летописные известия, позволяющие предположить, что по матери Рюрик был внуком новгородского князя Гостомысла;

Ефанда, любимая жена, дочь князя урманского, из рода норвежских королей, умершая неизвестно в котором году, но раньше мужа и вскоре по рождении сына (Игоря), кроме которого (от нее или нет) Рюрик имел еще дочь, по имени неизвестную; сыновья этой дочери Акун и Улеб существовали действительно.

В тех же летописях повествуется, что Олег, самодержавный правитель государства после Рюрика, был родным братом Ефанды. Дети: Игорь (877-946).

Новгородцы приносят дары приглашенному на княжение Рюрику

Чрез два года в 864 г., по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему Княжеству, основал Монархию Российскую. Уже пределы ее достигали на Восток до нынешней Ярославской и Нижегородской Губернии, а на Юг до Западной Двины; уже Меря, Мурома и Полочане зависели от Рюрика: ибо он, приняв единовластие, отдал в управление знаменитым единоземцам своим, кроме Белаозера, Полоцк, Ростов и Муром, им или братьями его завоеванные, как надобно думать.

Там русский дух. Худ. Б. Ольшанский

Таким образом, вместе с верховною Княжескою властию утвердилась в России, кажется, и система Феодальная, Поместная, или Удельная, бывшая основанием новых гражданских обществ в Скандинавии и во всей Европе, где господствовали народы Германские.

Монархи обыкновенно целыми областями награждали Вельмож и любимцев, которые оставались их подданными, но властвовали как Государи в своих Уделах: система, сообразная с обстоятельствами и духом времени, когда еще не было ни удобного сношения между владениями одной державы, ни уставов общих и твердых, ни порядка в гражданских степенях, и люди, упорные в своей независимости, слушались единственно того, кто держал меч над их головою. Признательность Государей к верности Вельмож участвовала также в сем обыкновении, и завоеватель делился областями с товарищами храбрыми, которые помогали ему приобретать оные.

Из темной глубины веков. Б. Ольшанский

К сему времени Летописец относит следующее важное происшествие. Двое из единоземцев Рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть, недовольные сим Князем, отправились с товарищами из Новагорода в Константинополь искать счастия; увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: «Чей он?»

Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань Козарам. Сей городок был Киев: Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих Варягов из Новагорода, начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве и помышлять о важнейшем предприятии, достойном Норманской смелости.

Таким образом, Варяги основали две Самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге. Невероятно, чтобы Козары, бравшие дань с Киева, добровольно уступили его Варягам, хотя Летописец молчит о воинских делах Аскольда и Дира в странах Днепровских: оружие без сомнения решило, кому начальствовать над миролюбивыми Полянами; и ежели Варяги действительно, претерпев урон на Черном море, возвратились от Константинополя с неудачею, то им надлежало быть счастливее на сухом пути, ибо они удержали за собою Киев.

Ночь на Ивана Купалу. Борис Ольшанский

Наряду с легендой о «призвании варягов» русские летописи сохранили некоторые конкретные данные о Рюрике, позволяющие составить представление о событиях в Новгороде, которые образуют реальную основу этой легенды. В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построеном им городе-замке в Ладоге. Это свидетельство, подтверждаемое скандинавскими источниками, а также археологическими находками предметов скандинавского происхождения в районе Ладоги, подрывает саму основу легенды о «призвании варягов» из-за моря.

По мысли В.О.Ключевского, Рюрик прибыл в Новгород из Ладоги, находящейся от Новгорода всего в двухстах километрах вниз по течению р.Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц. Эти усобицы и помогли ему захватить власть в Новгороде.

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен.

Б. А. Чориков. Олег пред Царьградом, 906 год. Гравюра. XIX в.

Это позволило преемнику Рюрика Олегу организовать поход на юг, завершившийся завоеванием Олегом Киева и перенесением центра объединенного государства в Киев. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства.

Реально родоначальником русской княжеской династии был Игорь (877-946х). И лишь в XII веке летописец Нестор в «Повести временных лет», стремясь идеологически укрепить единство Русской земли, создает свою легендарную родословную, в которой княживший в Новгороде Рюрик становится «отцом» Игоря, княжившего в Киеве.

С утверждения Рюрика князем среди северных племен славянских и финских начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству. Несколько северных племен славянских и финских соединились под властью одного князя; чрез это у них прекратились междоусобия, силы их собрались в одно, а поэтому они стали сильнее всех других племен; князья их, преемники Рюрика, воспользовались этою силою и покорили себе все другие племена, которые, живя отдельно друг от друга, не могли сильно и долго сопротивляться. Таким образом племена, жившие прежде отдельно, соединились вместе, составили один народ русский. Вследствие соединения племен в один народ князья этого народа, пользуясь соединенными силами его, отражают степные, кочевые народы, не дают им грабить и пленять славянские племена, брать с них дань, как бывало прежде.

Мало того, князья пользуются соединенными силами племен для того, чтобы предпринимать походы на Греческую империю, на Константинополь; вследствие этих походов завелись и мирные, торговые сношения с греками; русские стали ездить в Константинополь, познакомились там с христианством православного восточного исповедания и стали принимать его. Таким образом христианство явилось и усилилось сперва на юге русских владений, ближайших к Греции, а потом отсюда распространилось и по всем этим владениям.

Щит на вратах Царьграда. Б. Ольшанский

Итак, в деятельности первых русских князей мы замечаем три главные стороны:

1) покорение племен славянских, соединение их под одну власть;
2) борьбу с степными, азиатскими народами;
3) войны и сношения с Грециею, вследствие которых распространяется христианство.

Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря, и княжить стал родственник его Олег.

Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства — это соединение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие, соединенные впервые силы начинают действовать.

Память Рюрика, как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною в нашей Истории и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых Финских племен к народу Славянскому в России, так что Весь, Меря, Мурома наконец обратились в Славян, приняв их обычаи, язык и Веру.

Рюрик на памятнике «Тысячелетие России». Великий Новгород. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

«Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград»

Лит.: Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том I. Глава IV.

deduhova.ru

Рюрик

Рюрик (ум. 879 гг.) — летописный персонаж, предпоследний князь Новгородской Руси, в 860—862 гг. освобождал Новгород от захватчиков.

В Российской империи официально считался основателем Российского государства, перечень российских императоров, русских царей и русских князей вели от Рюрика. В настоящее время может отождествляться с конунгом Рёриком (Hrørek) из Ютландии (Дания), умершим до 882 года или другими варяжскими князьями. По многими не признаваемой Иоакимовской летописи являлся потомком Гостомысла.

Содержание

[править] Биография

Согласно древнерусскому источнику «Повести временных лет», представляющему собой летописный свод XII века, в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало правления династии Рюриковичей, объединившей Новгородскую и Киевскую Руси, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена.

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, племянник или брат изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году, после крещения вместе с сыном, племянником или братом и 400 подданными обоего пола, получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде, на который совершали набеги викинги.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы.

Согласно многими не признаваемой Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Перед смертью Гостомысл, все сыновья которого умерли, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

[править] Приход на Русь

Единство зажиточных купцов Новгорода после смерти князя Гостомысла было уничтожено, началась междоусобная война. Часть купцов, проигрывавших безнадёжную борьбу, призвали на помощь Рюрика. В течение 860—862 гг. город неоднократно захватывался разными группировками купцов и в 862 г. был включён в состав Ладоги, находившейся под властью Дира. Но Рюрик не пожелал подчиняться Ладоге (и её правителю — Диру) и поднял новгородцев на восстание против Ладоги, отказавшись платить им дань и прогнав дружины Дира за Ладожское озеро, взяв при этом Ладогу, которую и сделал своей столицей. Основная часть дружины Ладоги находилась в это время в удачном походе на Византий (см. Договор Руси и Византии от 860 года, в нём Дир фигурирует под славянским языческим именем Бравлин; видимо Дир для организации похода во главе славянских племён принял языческий обряд, чем и навлёк немилость многих варягов-христиан, спровоцировав Рюрика на восстание против Ладоги), чем и воспользовался Рюрик, подняв новгородцев против власти варяжской Ладоги [1] [2] .

В лето 6370 Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в собе: поищем собе князя, иже бы володел нами и судилъ по праву. И идоша за море к варягамъ, к руси. Сице бо зваху ся тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свеи, урмане, анъгляне, гъте, тако и си. Реша руси чюдь, словене и кривичи и вси: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидите княжить и володеть нами. И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь и придоша. Старейший Рюрикъ седе Новгороде, а другий Синеусъ на Беле Озере, а третий Изборсте Труворъ. И от техъ варягъ прозвася Русская земля. По двою же лету Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады.

Рюрик княжил у ильменских словен в Ладоге, Синеус — у чуди и веси в Белозере, а Трувор — у кривичей в Изборске. Правили братья Рюрика недолго — всего два года, так как восстание поднял другой наследник Гостомысла — его внук Вадим Храбрый (сын одной из дочерей Гостомысла). Вадима Храброго поддержали варяги Дира и новая дружина, набранная его юным сыном Аскольдом (проявившим себя в дальнейшей истори Руси храбрым полководцем, бравшим Царьград задолго до Олега). Рюрик был вынужден перебраться в Новгород, который стал его опорной точкой.

В 864 году Вадим Храбрый поднял восстание в Новгороде, при этом были убиты братья Рюрика в Белозере и Изборске, но само восстание было подавлено, а сам Вадим — убит. При этом были убиты почти все из линии возможных претендентов — законнорожденных потомков Гостомысла. Рюрик пообещал новгородцам, что справедливость будет восстановлена, и если у него родится сын-наследник, то он будет повенчан с последней оставшейся в живых наследницей Гостомысла, его дальней родственницей молодой Преславе из Пскова. В знак верности слова Рюрика, Преслава была крещена на варяжский манер и получила христианское варяжское имя Хельга (будущая жена Игоря Рюриковича — княгиня Ольга; в старости крестившаяся на православный византийский манер и получившая имя Елена). Ответственным за исполнение обещания Рюрика новгородцам о соединении родов и о будущем едином наследнике Гостомысла (как по линии Рюрика, так и по линии Вадима, ибо только таким образом можно было остановить междоусобную войну в Новгородских землях) был назначен его воевода Вещий Олег (Хельги) — брат будущей жены Рюрика.

По ныне распространенной среди российских историков версии, Синеус и Трувор, представленные в летописи как братья Рюрика, вообще не существовали. В соответствии с этим подходом, имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Также Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку по современным данным археологов город Белоозеро основан позже — в районе X века.

[править] Правление и смерть

В 868 году была взята восставшая Ладога и изгнан двоюродный брат Рюрика — Дир с братом Аскольдом, поддержавшие восстание Вадима Храброго и ставшие основными предводителями восстания против Рюрика. Взамен жизни Дир и Аскольд отказались от права наследования бездетному Рюрику. В 869 году была окончательно закреплена власть над Белоозером и Изборском и подавлены последние очаги анти-Рюриковского восстания. В 870 году Новгород стал столицей государства (вместо Ладоги). В 873 году Рюриком был предпринят неудачный поход на Полоцк и Ростов. Тем временем Дир стал правителем Полянского княжества, а затем начал править в Киеве, прервав династию Кия — Киевичей (но фактическую власть имел не ветхий и старый Дир, который оставался лишь номинальным правителем, а его сын Аскольд) [3] . Лишь во время походов Аскольда на Византию власть в Киеве фактически принадлежала Диру. Аскольд был крещен по православному образцу в Византии (после показанного ему чуда с несгорающим Евангелии) и получил православное имя Николай. За несколько лет до смерти Рюрик развёлся с бездетной женой (по другой версии — она была убита) и женился на Ефанде, сестре Вещего Олега и дочери норвежского конунга. В 877 году у них родился сын Ингвар Хререксон (Игорь Рюрикович). В Киеве власть перешла к Аскольду (Николаю), так как Дир стал немощен на смертном одре.

В 879 году Рюрик умер, передав престол своему сыну — младенцу Игорю (Ингвару), в период воспитания и походов которого правил Вещий Олег (Хельгу). Именно тогда и задумал Вещий Олег посадить на Киевский престол сына Рюрика — Игоря, так как по условиям сохранения жизни Диру и его наследникам, они обязались все свои земли отдать Рюрику, что и было выполнено Вещим Олегом, взявшим вначале восставший против власти Киева — Смоленск, а затем обманом (вступив в сговор с варяжской дружиной Аскольда) убившим в Киеве Аскольда и его немощного от старости отца — Дира.

Таким образом власть наследников Рюрика распространялась на все землями ильменских славян, кривичей и полян (от Балтийского моря до низовий Днепра со столицей в древнем Киеве). Так возникла династия Рюриковичей, просуществовавшая вплоть до Смутного времени.

[править] Политика

В каждом городе Рюрик ставил посадника, который управлял городом и собирал дань с жителей.

Вокруг княжества была возведена крепость с хорошо обученным гарнизоном.

cyclowiki.org

Это интересно:

  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Ненасильственные способы разрешения конфликтов Виды и типы конфликтов Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и […]
  • Налог с вклада как платить Налог на вклад. Платить или не платить налог с банковских вкладов? Налог на вклад — платить или нет? Налоги, за небольшим исключением, надо платить с любого дохода, и банковские вклады тоже подлежат налогообложению. Правда, на […]