Общие условия установления налогов и сборов

В налоговом законодательстве РФ существует большое разнообразие налогов и сборов, которые обязаны платить как физические, так и юридические лица. И все бы казалось просто, но для того, чтобы все было легитимно и введённые новые налоги и сборы могли быть применены, необходимо соблюсти порядок их установления. Кроме того, для того, чтобы каждый налог и сбор был установлен, необходимо не просто прописать в Налоговом Кодексе его название, но и определить его общеобязательные элементы. И далее о том, какие общие условия установления налогов и сборов.

Элементы налогов и сборов

Для того, чтобы любой налог или сбор начал функционировать в РФ, он должен в обязательном порядке быть закреплен в НК. Именно этот документ является основным юридическим основанием для утверждения таких платежей. Именно в соответствие с НК, любой налог может быть установлен только в том случае, если в отношении него определены следующие элементы:

  • Объект налогообложения. Это один из самых главных элементов. Он является неким идентификатором для налога, он уникален и от него зависит вид налога, который будет уплачиваться субъектом. Например, размер дохода, прибыли, имущество, реализация товаров и услуг и т.д.;
  • Отчетный налоговый период, за который такой налог будет взиматься. В НК необходимо обязательно определить период, по итогу которого будет исчисляться налоговая база и величина самого налога;
  • Налоговая база, то есть тот показатель, по результатам которого и будет устанавливаться размер взимаемого платежа. Это своего рода характеристика самого объекта налогообложения. И если объект никак не исчисляется, а только определяется, то вот налоговая база исчисляется плательщиком в соответствие с установленным алгоритмом. Например, прибыль предприятия – это налоговая база, то есть это разница между доходами и расходами. При этом НК есть четкие рекомендации по отнесению отдельных видов расходов и доходов к соответственным статьям налогооблагаемой базы;
  • Ставка налога, установленная в определенном соотношении от налоговой базы. Такая ставка может быть установлена в трех формах:
  1. Твердые. Размер ставки устанавливается не в проценте, а в размере, который никаким образом не будет связан с величиной налоговой базы;
  2. Пропорциональные. Такие ставки устанавливаются в проценте, на который умножается налоговая база. Это наиболее популярная форма. Так исчисляется НДФЛ, налог на прибыль, НДС и т.д.;
  3. Прогрессивные. Устанавливается некая шкала, когда при росте самой налоговой базы происходит увеличения самого налога.
  • Установление налогов и сборов предполагает и порядок начисления и расчета. Это некий алгоритм, рекомендации, которые должны точно определять, как необходимо считать величину налога, подлежащую уплате.
  • Порядок и сроки уплаты такого платежа. Установление и введение налогов и сборов предполагает, что для каждого налога должен быть определен налоговый период и срок, в течение которого он должен быть уплачен. При несоблюдении таких сроков к плательщику будут применены штрафные санкции.

Кстати, если говорить о порядке уплаты, то при их установлении могут быть выбраны два варианты:

  1. Оплата в полном объеме налога. Например, НДФЛ и НДС, которые уплачиваются сразу в полном объеме по факту истечения отчетного периода;
  2. Поэтапная оплата, в том числе и с использованием авансовых платежей. Примером может стать патентная система налогообложения, когда налог платиться вперед.

При любом варианте, оплата возможна исключительно в национальной валюте – рублях. При этом оплачиваться такой платеж может по итогу подачи декларации (налог на прибыль), с помощью применения кадастрового способа (земельный налог), а также на основании выплаты дохода (НДФЛ).

Также рассматривая такой вопрос как порядок установления налогов и сборов, нельзя не упомянуть о том, что для каждого отдельного налога и сбора могут утверждаться федеральные законы, могут приниматься региональные нормативно-правовые акты.

Рассмотренные элементы являются строго обязательными. Грубо говоря, без них никак. Но есть еще факультативные элементы, без которых возможно установления платежей такого характера, но не желательно. Например, как будет происходить начисление штрафных санкций, какие есть налоговые льготы, как будет происходить возврат за излишне уплаченные суммы.

Вот так кратко о том, как государство может вводить и устанавливать новый налог или сбор.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

raszp.ru

Установление, введение и отмена налогов

Налог — одно из основных проявлений государственного суверенитета страны. Именно возможность обложения налогом является выражением суверенитета и независимости государства наряду с установлением и защитой границ, чеканкой монеты. Из всего этого следует, что налог устанавливается государством в одностороннем порядке без согласования с каждым налогоплательщиком по отдельности.

Фактическому взиманию с налогоплательщика любого налогового платежа обязательно предшествуют две последовательные и взаимосвязанные законодательные процедуры, посредством которых обуславливается сама юридическая возможность обложения лица налогом.

Установление налога — первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства. Это своего рода законодательное провозглашение, юридическое «создание» налога как обязательного платежа. Установление налога предусматривает возможность введения налога на соответствующей территории в рамках всей страны или только региона.

Введение налога — вторичное нормотворческое действие, принятие соответствующего акта, подробно регламентирующего условия, порядок и процедуру фактического взимания того или иного налога в бюджет.

При введении налога д/б определены существенные элементы налоговых обязательств. Иными словами, для того чтобы конкретный налоговый платеж мог быть фактически внесен налогоплательщиком или взыскан с него, сначала его нужно установить (т.е. предусмотреть возможность его взимания), а уже затем ввести, т.е. определить как он будет взиматься и определить существенные элементы налогового обязательства.

Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы, самостоятельно определяет не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств (устанавливает налог). Применительно к субъектам РФ и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл, а именно — введение налога. Установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать — вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок и т.д.

Установление и введение налогов осуществляется по строго определенной процедуре.

Правотворческой компетенцией в налоговой сфере наделены только Федеральное собрание, законодательные органы субъектов федерации, а также представительные органы местного самоуправления. Главы администраций субъектов федерации и главы органов местного самоуправления вправе вводить налоги, если соответствующие полномочия были предоставлены им компетентными органами.

В соответствии с подп. «и» ст. 72 Конституции России общие принципы н/о и сборов относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов и устанавливаются, согласно ст. 75 Конституции России, федеральным законом (именно законом, а не подзаконными актами).

Нормативные акты субъектов федерации по вопросам н/о должны приниматься на основе федеральных законов. Как следует из ч. 5 ст. 76 Конституции, в случае противоречия закона субъекта федерации федеральному закону должны применяться положения федерального закона.

Принятие федеральных налоговых законов, система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также установление федеральных налогов и сборов относятся к компетенции Федерального собрания РФ.

Принятие налогового закона происходит в следующем порядке:

1. Законопроект об установлении или введении того или иного налога, а также о внесении изменений и дополнений в нормативный акт по н/о вносится на рассмотрение в Государственную Думу. В соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции данный проект м/б внесен в Думу только при наличии заключения Правительства РФ.

2 Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов ГД.

3. B течение пяти дней принятый закон передается в Совет Федерации для одобрения. Если закон не будет одобрен Советом Федерации, м/б образована согласительная комиссия для устранения возникших разногласий. Несогласие Совета Федерации также может быть преодолено путем повторного голосования (двумя третями голосов от общего числа депутатов ГД).

4. После одобрения федерального закона членами Совета Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и опубликования. Президент в течение 14 дней должен одобрить закон или отказать в его одобрении (наложить вето) и вернуть закон на повторное рассмотрение. Президентское вето м/б преодолено Федеральным Собранием, если за принятие закона проголосует 2/3 депутатов обеих палат парламента.

5 Принятый и утвержденный закон д/б опубликован в течение семи дней со дня принятия в официальном издании российского парламента -«Российской газете» или «Собрании законодательства РФ» и вступает в силу, по общему правилу, по истечении 10 дней после официального опубликования.

Особо следует отметить, что Конституция не устанавливает принципа «разных налогов», поскольку этот вопрос отнесен Конституцией к совместному ведению РФ и ее субъектов и должен разрешаться на основе федерального закона.

Отмена налога — прекращение взимания налога на основании принятия соответствующего нормативного акта. Отмена налога происходит в результате:

а) отмены действия того или иного налогового закона (например, прекращения действия законов о н/о доходов банков и о н/о доходов от страховой деятельности, согласно Указу Президента РФ от 22.12.93 г.);

б) отмены взимания того или иного налога (согласно ст. 2 Федерального закона от 23 февраля 1995 г., с 1 января 1996 года был отменен специальный налог с организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей н/х РФ);

в) истечения срока действия нормативного акта, которым был введен тот или иной налог;

г) проведения налоговой реформы — принципиальное и качественное изменение действующей налоговой системы.

В качестве особого, экстраординарного способа превращения взимания налога можно назвать признание нормативного акта, установившего налог, неконституционным и, как следствие, утратившим силу.

Регионы льготного налогообложения на территории

России

Неотъемлемой частью российской налоговой системы являются определенные территории (зоны), на которых действует специальный режим н/о. Этот режим, как правило, по некоторым элементам отличается от общеустановленного, действующего на всей территории страны.

При этом необходимо различать действительно регионы льготного н/о, установленные федеральным налоговым законодательством, а также регионы, которые считаются таковыми «на местном уровне», хотя на самом деле никакого особого режима н/о там специально не создавалось.

В первом случае речь идет о регионах, в которых специальными нормативными актами федерального уровня установлены те или иные налоговые или таможенные льготы, которые не действуют в др. регионах (например в Центре международного бизнеса «Ингушетия», в особой экономической зоне Приморского края в г. Находке, зоне свободного предпринимательства в Санкт-Петербурге, особой экономической зоне в Калининградской области, зоне свободной торговли «Шереметьево» и т.д.) Во втором случае речь идет о своего рода квазиофшорах, которые регионами льготного н/о можно назвать только условно. Те или иные территории принято считать «российскими офшорами» в результате осуществления региональными (местными) органами власти своеобразной налоговой политики, заключающейся в полном отказе от регионального и местного н/о или осуществлении его на самом минимальном уровне.

На уровне субъектов федерации (а также отчасти и на местном уровне) возможность для создания более выгодного режима налогового обложения предоставляется:

— правом вводить (или не вводить) по своему усмотрению некоторые налоги;

— правом устанавливать в определенных случаях ставки по федеральным налогам, в основном по налогу на прибыль, в отношении которого субъекты федерации полномочны устанавливать ставку в размере до ,

— правом субъектов федерации предоставлять налоговые льготы в пределах средств, зачисляемых в их бюджеты

Налоговое производство и его основные стадии. Порядок исчисления налога.

Важнейшей юридической обязанностью налогоплательщика выступает его обязанность по уплате налогов. Обязанность по уплате налогов состоит из двух самостоятельных, но одновременно последовательных и неразрывно связанных частей: исчисления налога и его уплаты.

Мировая наука и практика н/о на протяжении всей истории своего существования выработали огромное количество разнообразнейших способов, средств, технических приемов, методов и методик, посредством которых налогоплательщик исполняет свою обязанность.

Многообразие и богатство этих приемов и способов объективно требует своей систематизации и анализа, что позволяет нам в системе налоговых отношений выделить определенную самостоятельную подсистему, которой можно дать наименование налоговое производство — представляет собой установленную законодательством совокупность приемов, способов и методик, определяющих порядок исполнения юридических обязательств налогоплательщиков и иных юридических лиц по исчислению и уплате (внесению) налога в бюджет или внебюджетный фонд.

Налоговое производство возникает с момента появления объекта н/о, проходит все стадии исчисления и уплаты налога и завершается зачислением налога в соответствующий бюджет.

Налоговое производство можно разделить на две стадии:

Понятие и основные стадии исчисления налога. Лица,

исчисляющие налог.

Исчисление налога — первая стадия налогового производства, которая представляет собой совокупность действий соответствующего лица по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет. Можно выделить пять последовательных стадий процесса исчисления налога:

1) определение объекта налога;

2) определение базы налога;

3) выбор ставки налога;

4) применение налоговых льгот;

5) расчет суммы налога.

Обязанности по исчислению налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговые органы и налоговых агентов.

В зависимости от того, кто осуществляет исчисление налога, в науке налогового права выделяют налоги окладные, исчисляемые налоговым органом, и неокладные, исчисляемые самостоятельно налогоплательщиком или иными лицами.

studopedia.org

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• особенности правового регулирования установления, введения и взимания федеральных налогов и сборов;

уметь

• принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

• анализировать практику применения норм налогового права, связанных с уплатой федеральных налогов и сборов;

• анализировать, толковать и правильно применять нормы налогового права, регулирующие порядок уплаты федеральных налогов и сборов;

• давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере установления, введения и взимания федеральных налогов и сборов; анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

владеть навыками

• разрешения правовых проблем и коллизий в сфере налогово-правовых отношений, связанных с установлением, введением и взиманием федеральных налогов и сборов;

• работы с текстами налогово-правовых документов.

Общий порядок установления, введения в действие федеральных налогов и сборов

В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню налоговой системы осуществляется исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования [1] .

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. В ст. 13 НК РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

— налог на прибыль организаций;

— сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Однако в соответствии с п. 7 НК РФ, если НК РФ установлены специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13. НК РФ, то именно в этих специальных налоговых режимах определяется порядок установления таких налогов, а также порядок введения их в действие и применения.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случае и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Кроме того, специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

— патентная система налогообложения.

Виды федеральных налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате федеральных налогов и сборов установлены в НК РФ (ст. 1).

В соответствии со ст. 3 HК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные федеральные налоги и сборы. Кроме того, при установлении федеральных налогов и сборов законодатель должен соблюдать следующие требования: 1) при установлении федеральных налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; 2) федеральные налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (п. 2 ст. 3 НК РФ); 3) федеральные налоги и сборы должны иметь основание и не могут быть произвольными, недопустимы федеральные налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. З ст. 3 НК РФ); 4) нe допускается устанавливать федеральные налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ); 5) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками федеральных налогов и сборов, не предусмотренные HК РФ либо установленными в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ).

При установлении федеральных налогов должны быть определены все элементы налогообложения, закрепленные в ст. 17 НК РФ, а именно: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении федерального налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении федеральных сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Таким образом, полностью все элементы налогообложения по федеральным налогам и сборам определены на федеральном уровне [2] .

Льготы по федеральным налогам устанавливаются федеральным законодателем, но представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ могут быть введены дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджет.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик или плательщик сборов точно знал, какие федеральные налоги (сборы) и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о федеральных налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (7ст.З НК РФ).

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 1 НК РФ).

Порядок введения в действие законодательных актов о федеральных налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства o федеральных налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой же статьей. При этом федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых федеральных налогов или сборов, вступают в силу не ранее

1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие федеральные налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах, иные нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения, принятые федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории РФ.

Действие актов законодательства РФ о федеральных налогах и сборах распространяется на всех налогоплательщиков независимо от того, являются они российскими или иностранными, резидентами или нерезидентами, при условии, что у них возникает обязанность по постановке на учет в налоговом органе или по уплате федеральных налогов и сборов в Российской Федерации.

Федеральными налогами и сборами в соответствии с п. 2 ст. 12 НК РФ признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Не могут устанавливаться федеральные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. Кроме того, федеральные налоги и сборы отменяются также НК РФ.

Следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к федеральному уровню системы налогов и сборов в Российской Федерации отнюдь не означает, что данный налог является источником доходов только федерального бюджета. Например, налог па прибыль организаций подлежит зачислению как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ в пропорциях, определенных в п. 1 ст. 284 НК РФ.

  • [1]Крохина Ю. Л. Финансовое право России : учебник для вузов. М. : Норма, 2011. С. 411-412.
  • [2]Кучеров И. И. С. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): монография. М.: Центр ЮрИнфоР, 2009. С. 201.

studme.org

§ 2. Порядок установления и введения в действие налогов в Российской Федерации

Установление налога означает определение факта наличия и существования налога как такового и определение его существенных элементов.

Введение налога означает придание ему силы на определенной территории. Для того чтобы каждый конкретный налог мог быть фактически уплачен налогоплательщиком, его необходимо сначала установить, а затем ввести в действие.

До введения в действие НК РФ вопрос о разграничении процедур по установлению и введению в действие налогов был рассмотрен Конституционным Судом РФ в постановлении от 21 марта 3997 г.1 Конституционный Суд указал, что федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл. Право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны этими общими принципами. Установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.

Установление и введение налогов в России осуществляются в соответствии с процедурой, строго определенной НК РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством, они вводятся в действие на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы также устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом), вводятся в действие на территории соответствующего субъекта РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. При этом представительные органы власти субъектов РФ могут определять такие элементы налогообложения, как налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному региональному налогу. Так, например, налог на имущество организаций, установленный гл. 30 НК РФ, вводится в действие законами соответствующих субъектов РФ. Вводя налог, представительные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Существенные элементы местных налогов и сборов устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Вводя в действие местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу.

lawbook.online

Система налогов и сборов в Российской Федерации

Комментируемая статья устанавливает виды налогов в Российской Федерации. К ним относятся: федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ (статья 13 НК РФ). Федеральные налоги и сборы можно устанавливать и вводить только при внесении изменений в НК РФ. Федеральный законодатель, устанавливая федеральные налоги и сборы, обязан определить не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.

Применительно к налогам субъектов Российской Федерации, с учетом конституционных положений, законно установленными считаются те налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.

Перечень региональных налогов и сборов установлен статьей 14 НК РФ. Региональными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются только в соответствии с нормами НК РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации всеми плательщиками налогов и сборов.

Местные налоги (статья 15 НК РФ) устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Региональные и местные власти, издавая соответствующие законы должны придерживаться рамок НК РФ в части порядка и сроков уплаты налогов. Это же касается и налоговых льгот — региональные и местные власти смогут их устанавливать в пределах и порядке, определенном НК РФ.

Кроме того, власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не вправе определять круг налогоплательщиков и формы налоговой отчетности по установленным ими налогам — это стало прерогативой федерального законодателя. В связи с этим у налогоплательщиков всех регионов будут единообразные налоговые декларации.

В комментируемой статье уточнен юридический статус актов субъектов Российской Федерации о налогах — это могут быть только законы.

О полномочиях местных властей по введению новых налогов.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения:

— в поселениях — относятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

— в муниципальных районах — относятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района; органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

— в городских округах — относятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.

К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ.

Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом местные налоги не могут быть введены в действие ранее 1 января 2006 года (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 29 июля 2004 года №95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах») (Приложение №15).

К пункту 7 комментируемой статьи — о специальных налоговых режимах.

При установлении специальных налоговых режимов (смотрите Раздел VIII.I «Специальные налоговые режимы» части 2 НК РФ), законодатель допускает введение иных федеральных налогов, не указанных в статье 13 НК РФ. При этом, порядок установления таких федеральных налогов, а также порядок введения в действие и применение специальных налоговых режимов определяется Федеральными законами в соответствии с правилами НК РФ.

Предусматривая введение специальных налоговых режимов, НК РФ (часть 2 пункта 7 комментируемой статьи) допускает возможность законодательного установления освобождения налогоплательщиков от обязанностей по уплате отдельных видов налогов и сборов как федеральных, так и региональных и местных.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Отметим, также, что федеральные, региональные и местные налоги отменяются НК РФ, то есть путем внесения изменений в НК РФ.

Также, смотрите статью 18 НК РФ и комментарий к ней.

В комментируемой статье законодатель указывает перечень основных федеральных налогов и сборов. К ним относятся:

— налог на добавленную стоимость;

— единый социальный налог;

— налог на прибыль организаций;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в комментируемой статье. Порядок установления таких федеральных налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов предусмотрен в соответствующих статьях НК РФ (смотрите пункт 7 статьи 12 НК РФ).

Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются НК РФ и взимаются на всей территории России.

Также, смотрите комментарий к статье 12 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися федеральных налогов и сборов, Вы можете ознакомиться в книгах авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц», «Единый социальный налог», «Налог на прибыль организаций», «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».

В комментируемой статье законодатель указывает перечень основных региональных налогов.

К региональным налогам относятся:

— налог на имущество организаций;

— налог на игорный бизнес;

Согласно статье 372 НК РФ (Приложение №4) налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Статьей 374 НК РФ (Приложение №4) установлено, что объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг (статья 364 НК РФ (Приложение №4)).

Объектами налогообложения признаются:

— касса букмекерской конторы.

Согласно статье 356 НК РФ (Приложение №4) транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 «Транспортный налог» НК РФ.

Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Таким образом, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога необходимо руководствоваться НК РФ и законодательными актами субъектов Российской Федерации в части, предусмотренной НК РФ.

Также, смотрите комментарий к статье 12 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися региональных налогов, Вы можете ознакомиться в книгах авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налог на имущество организаций», «Игорный бизнес. Лотереи», «Транспортный налог».

В комментируемой статье законодатель указывает перечень основных местных налогов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 НК РФ, местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.

К местным налогам относятся:

— налог на имущество физических лиц.

Порядок установления, исчисления и взимания земельного налога регулируется главой 31 части второй НК РФ.

Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ (Приложение №4)).

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с уплатой налога на имущество физических лиц, осуществляется Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (Приложение №31).

Объектами налогообложения налога на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Также, смотрите комментарий к статье 12 НК РФ.

Положение статьи 16 НК РФ установлено законодателем, в целях контроля за законностью принимаемых нормативных правовых актов по региональным и местным налогам и сборам.

Передача информации о налогах допускается с использованием электронных носителей информации.

К органам государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

— законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Органы местного самоуправления — это представительные органы власти (Советы, собрания и так далее) муниципальных образований. Органам местного самоуправления предоставлено право принимать нормативные правовые акты о налогах и сборах в пределах, предусмотренных НК РФ (статьи 1, 3, 5, 12, 15 НК РФ).

К финансовым органам относятся Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик в составе Российской Федерации, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы (статьи 9, 63 НК РФ).

При установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов передаваемые информационные сведения должны содержать основные положения, например, о налоговой ставке, о льготах, о порядке и сроках уплаты налогов и сборов, о форме отчетности, о порядке и сроке введения в действие соответствующего акта законодательства о налогах и сборах, о том, имеют ли они обратную силу или нет.

В рамках реализации статьи 16 НК РФ в качестве источника публикации сведений о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях выступает журнал «Российский налоговый курьер» (Письмо МНС Российской Федерации от 2 августа 2000 года №БГ-6-01/[email protected]) (Приложение №120).

Законодатель указывает исчерпывающий перечень критериев признания налога установленным и обязательным для налогоплательщиков.

Основными элементами налогообложения являются:

— объект налогообложения (смотрите статью 38 НК РФ);

— налоговая база (смотрите статью 53 НК РФ);

— налоговый период (смотрите статью 55 НК РФ);

— налоговая ставка (смотрите статью 53 НК РФ);

— порядок исчисления налога (смотрите статью 52 НК РФ);

— порядок и сроки уплаты налога (смотрите статью 58 НК РФ).

Кроме того, обязательно должен быть определен круг налогоплательщиков.

Пункт 2 статьи 17 НК РФ предусматривает возможность установления налоговых льгот.

Налоговые льготы — это некоторые, предусмотренные законодательством, преимущества по уплате налогов (в том числе, возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере), предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер;

Основаниями для установления налоговых льгот являются различные обстоятельства, в связи с которыми НК РФ и другие нормативные правовые акты допускают возможность их предоставления отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении федеральных налогов, региональных и местных налогов (статья 12 НК РФ).

О сборах. При установлении конкретного вида сбора, в нормативном правовом акте в обязательном порядке должны быть определены конкретные элементы обложения (то есть плательщик сборов, ставка сборов, порядок исчисления сборов, порядок и сроки их уплаты и так далее).

Также, смотрите комментарий к статье 12 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «специальный налоговый режим», используемого в налоговом законодательстве.

Порядок определения элементов налогообложения, а также налоговых льгот, при установлении специальных налоговых режимов, определяется в соответствии НК РФ.

Законодатель признает специальными и указывает исчерпывающий перечень таких налоговых режимов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных НК РФ.

Также, смотрите комментарий к пункту 7 статьи 12 НК РФ.

В настоящее время установлены следующие специальные налоговые режимы:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Более подробно с вопросами, касающимися применения специальных налоговых режимов, Вы можете ознакомиться в книгах авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Предприятия агропромышленного комплекса», «Упрощенная система налогообложения», «Единый налог на вмененный доход», «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Глава 26.4 НК РФ».

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

www.audit-it.ru

Это интересно:

  • Правило семи п ГУП «Мосгортранс» Содержание Правила пользования НГПТ ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ НАЗЕМНЫМ ГОРОДСКИМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (ТРАМВАЯМИ, ТРОЛЛЕЙБУСАМИ, АВТОБУСАМИ) В ГОРОДЕ МОСКВЕ Утверждены постановлением Правительства Москвы от […]
  • Правила от свайные работы ПРАВИЛА ИСЧИСЛЕНИЯ ОБЪЕМОВ РАБОТ (Составлено по Сметным нормам на строительные: работы СНиПа, издания 1954 г.) 1. Объем деревянных свай из бревен следует определять по диаметру бревна в верхнем отрубе и по полной проектной […]
  • Закон об ограничении процентных ставок Какой максимально возможный процент по кредиту? Оформить заявку и получить ответ из банка всего за 30 минут→ Банки не радуют клиентов особо выгодными займами, поэтому у многих возникает вопрос — какой максимальный процент на […]
  • Вск волгоград осаго СОАО "ВСК" представитель 400005, Волгоградская область, г. Волгоград, проспект Ленина, д.56 А Представительство Страховое открытое акционерное общество "ВСК" (СОАО "ВСК") - зарегистрирован по адресу СОАО "ВСК" Контактные данные […]
  • Образец заявления в дпд Форум инженеров по охране труда Беларуси Образец (бланк) написания заявления дружин. Дмитрий. 26 Окт 2017 Здравствуйте. С приказом разобрался, спасибо. Подскажите, образец/бланк правильного написания заявления дружинников для […]
  • Сведения о постановке на учет по месту пребывания иностранного работника Как поставить иностранного работника на миграционный учет? Марина КОПЫЛОВА юрист, консультант по трудовому праву Часто работодатели используют труд работников, прибывших на заработки в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья. […]