Урок-беседа: «Этикет, или Правила хорошего тона»

Цели:

  • способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками;
  • познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
  • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оборудование: предметы с этикетками, таблицы с определениями, стол с предметами для сценки 2-х лиц.

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.
Сколько раз вы слышали: «сними шапку в помещении», «приветствуй знакомых», «пропускай девочек впереди себя» и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет. Какое слово по звучанию оно вам напоминает?

Учитель. Бывая на рынке и в магазине, на товарах вы видите товарный ярлык или этикетку. Что сообщает она о товаре?

Учитель предлагает ученикам товар с этикетками и слушает их ответы на вопрос.

Учитель. Этикетка информирует нас о предмете. Это маленький представитель вещи. И от того, кок нам понравится этот “полномочный посол”, во многом зависит наше отношение к его хозяину, то есть к самой вещи. Этикет – это …:

Учитель обращает внимание учеников на таблицы с определениями.

1. … – это ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения церемонии.
2. … – это соглашение между людьми о том, что принято в обществе, а что не принято, что является правильным, а что неправильным, какие манеры хорошие, а какие – плохие.
3. … – это форма общественного контроля поведения каждого человека.

Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?
Многие правила поведения пришли к нам из далекой древности. Например: мальчикам пропускать девочек впереди себя. Откуда этот обычай?

Ответы учащихся и слова учителя о разнице в значении мужчины и значении женщины для первобытного племени.

Учитель. Обычай остался, но мы вкладываем в него иное содержание. Многие правила зародились в средневековье: снимать шапку или перчатку. (Учитель рассказывает о рыцаре и средневековом этикете). Где сейчас мы видим продолжение этой традиции?

Учитель. С какой стороны должен мужчина сопровождать женщину? Где должен находиться мужчина, сопровождающий женщину по ступенькам?

Ответы учащихся. Учитель помогает школьникам, исправляет и уточняет их ответы.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVIII века, и под ним понимали лишь свод правил, принятых при дворе монархов. Вначале этикет использовался как придворный церемониал. В Древнем Китае при дворцах только для императора насчитывалось более 30 тысяч церемоний. Церемониал существовал даже при казни. Отрубленную голову выставляли на всеобщее обозрение:

  • особа, приближенная к императору – на золотом подносе;
  • человек среднего достатка – на серебряном подносе;
  • мелкий служащий – на медном подносе;
  • крестьянин, ремесленник – на деревянном подносе.

Соблюдение правил доходило до абсурда. Поэтому существовала поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

Учитель рассказывает о королеве при Филиппе II в Испании, ногу которой из стремени сбруи освободил простой человек и вынужден был скрыться.

Учитель. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Учитель. Вот как приветствуют друг друга в разных странах: древние греки – “Радуйся!”, современные греки – “Будь здоровым!”, арабы – “Мир с тобой!”, индейцы – “Все хорошо!”, англичане и американцы – пожимают друг другу руку, китайцы – пожимают руку себе самому, лапландцы – трутся носами, латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку, японцы – кланяются. А с другой стороны, одни и те же нормы могут по-разному трактоваться и восприниматься. Например, плевок на больного у нас считается манерой дурного тона, а американские индейцы таким образом желают выздоровления; мы отрицательно оцениваем отрыжку за столом, а азиаты таким образом демонстрировали хозяину, что пища пошла во благо. Многое могут сказать жесты:

  • у нас большой палец, поднятый вверх – все хорошо, а у шведов – остановите машину;
  • у нас поглаживание подбородка – удовольствие, а у итальянцев – разговор затянулся;
  • у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. Ученики жестом отвечают на вопросы учителя.

Учитель. Зачем нужно следовать этикету?

Ответы учащихся.
Учитель предлагает ученикам проинсценировать отношения гостя и хозяина.
После сценок школьники разбираются в отношениях своих героев.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку более воспитаны. Свое занятие мы начали со сравнения слов этикет и этикетка, узнали, что эти слова – родственники. Но если на бутылку с уксусом наклеить этикетку “Малиновый сироп”, какова будет ваша реакция после дегустации? Да, на хорошую вещь можно наклеить плохую этикетку, а никудышний товар снабдить замечательным ярлыком. Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему. Хорошие манеры – это не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. Дорогие друзья! Живите так, как будто перед вами зеркало. Следуйте совету, с которого мы начали свой урок: “Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок-беседа «Этикет, или Правила хорошего тона»

Цели:

  • способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности;
  • взаимопонимания с одноклассниками;
  • познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
  • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями:
    • “Этикет делает королей рабами двора”.
    • Живите так, как будто перед вами зеркало.
    • Язык голову бережёт.
    • Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
  • пригласительные открытки, — 2 штуки
  • плакат “Воспитанный человек”- 2 штуки
  • цветные карандаши, фломастеры
  • листочки для теста — всем
  • коробка на каждую команду (носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка, копилка, набор ручек, карандашей, зубная щетка, подарочные пакеты для упаковки подарков).
  • медаль “Знаток этикета” (? штук)
  • лист с пословицами – 2 штуки
  • призы (чупики)

На нашем занятии присутствуют гости, которых мы попросим выступить в роли жюри сегодняшних конкурсов.

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

Сколько раз вы слышали: «сними головной убор в помещении», «приветствуй знакомых», «пропускай девочек впереди себя» и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Учитель. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

— Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

— Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

— О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

Ученик: древние греки – “Радуйся!”,

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

— Довольны ли вы сегодняшним днем?

— Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

— Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

— Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

— Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

— Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

— Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

— Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека. (1мин)

— Одежда должна быть чистой.

— Волосы должны быть уложены в прическу.

— Одежда должна быть аккуратной.

— Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

— как только вошли в комнату.

— только после того, как сядут хозяева.

— после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и .

— заправляете за воротник.

— кладете на колени +

— кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

— отказаться, назвав причину отказа.

— взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

— о новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

— чтобы отделять мясо от костей +

— чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

— чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

— те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

— в правой руке – вилка, в левой – нож.

— в правой руке – нож, в левой – вилка +

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

— поднять и продолжать есть.

— попросить другой прибор.

— извиниться и попросить подать другой прибор +

Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме:
Основные правила хорошего поведения

Разработка урока по окружающему миру по теме «Основные правила хорошого поведения»

Предварительный просмотр:

Тема урока . Основные правила хорошего поведения.

Цели : повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях; дать понятие « культура поведения»; разобрать основные правила хорошего поведения; развивать речь учащихся, память, внимание, внимательность чтения, воспитать интерес к предмету

Оборудование : экран, компьютер, мультимедиапроектор, карточка с набором букв

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях и в игре,

Смело, четко говорим,

И тихонечко сидим.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно

2.Постановка учебной задачи

Сегодня мы продолжим разговор о культуре общения и познакомимся с понятием « культура поведения». Но сначала выясним, что вы об этом уже знаете.

Плохо человеку, когда ему не с кем поговорить, поиграть, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. А умеем ли мы вежливо общаться? Проверим, какие вежливые слова знают учащиеся 2 класса

Откройте рабочую тетрадь на с. 23 и прочитайте какие слова — приветствия, просьбы, благодарности, прощания , извинения вы написали дома

Почему эти слова называются «волшебными словами»?

Вежливые слова нужно чаще использовать в своей речи

А что такое «культура общения»? ( Вежливая речь, доброе и уважительное отношение к человеку)

А что такое « культурное поведение»? (вежливые поступки),

— Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Ваши предположения.

Сегодня мы будем говорить об этикете то есть о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными.

— Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем ответить сегодня на уроке? (Как правильно вести себя)

3. «Открытие» новых знаний

Поиграем в игру « Кто играет в прятки?» Среди набора букв найдите слова, которые вместе хотят играть .

МОРИТК МЕДВЕДЬ ОПРКАСТ ЛИСА ФДСАКБВ ЗАЯЦ ПВСЧБУ ВОЛК МС

Скажите, кто же хочет с нами играть в прятки? Кто они? Какие звери?

А сейчас отправимся путешествие в лес к нашим зверятам.

Слайд 1. Чтение сказки

В одном чудесном зеленом лесу жила была семья медведей. Миша- папа, Миша- мама и двое их деток: Мишка – братик и Мишка – сестричка. Жили они дружно и счастливо. Каждое утро Миша – папа уходил в лес за медом, а мама оставалась готовить дома еду, вкусное варенье и собирать травы. Мишка – братик и Мишка- сестричка ходили в школу.

В их уютной берлоге постоянно слышался звонкий смех, веселые песни и каждый житель с удовольствием приходил в гости к дружной семье медведей.

Мишка- братик и Мишка- сестричка были большими друзьями. Братик помогал сестричке нести портфель в школу, защищал её и всегда был рядом.

Однажды в воскресенье, Миша- папа и Миша- мама пошли в гости к своим старым знакомым, оставив детей дома. Рассказав, как надо вести и что нельзя делать родители закрыли дверь и побрели по лесу.

Мишка братик и Мишка- сестричка сначала почитали книжки, потом поиграли свои любимые игрушки, поспали, а когда проснулись, решили поиграть в прятки. Было очень весело: искать места, где бы прятаться, пытаться первым добежать до указанного места. Но вдруг братик споткнулся и разбил мамину любимую вазу. Сестричка испугалась и начала плакать. Братик тоже расстроился, но виду не подал.

Они все аккуратно убрали и выкинули мусор. Потом Мишка- сестричка пошла спать, а Мишка – братик остался дожидаться родителей. Ему было страшно признаться в своей вине и он решил сказать, что вазу разбила сестра. Мишка – братик думал, что так, как она младше, родители не будут ее ругать и простят.

Пришли родители, Мишка- братик рассказал, как сестричка споткнулась и разбила вазу. Родители расстроились, но быстро успокоились и пошли спать.

На утро Миша – папа был не в духе . Он строго смотрел на Мишку- сестричку, которая не понимала, что происходит. Мама постоянно вспоминала любимую вазу и почти что плакала. День был испорчен.

После школы Мишка- сестричка не выдержала и спросила, почему же все на нее злятся, ведь она ничего не сделала. Когда родители с ней поговорили и выяснили, что вазу разбил Мишка- братик, родители расстроились еще больше.

Они посадили сына на стул и объяснили, в чем он не прав. Ведь самое

страшное , совсем не в том , что он разбил вазу, всегда можно купить новую. Намного хуже то, что он не смог признаться в своем поступке и переложил вину на сестру. После этой истории братик навсегда запомнил то, что никогда нельзя перекладывать вину на другого человека.

Ребята . как вы думаете, правильно ли поступает мишка, говоря, что вазу разбила его младшая сестра, хотя на самом деле он сам ее разбил?

Какое правило можно изложить.

Вывод 1. Не перекладывай свою вину на другого

Слайд 2.Чтение сказки

Однажды маленький Зайка пошел в гости к своей бабушке. Вскоре зайка уже был перед домом бабушки. Они не виделись долгое время, поэтому очень обрадовались встрече.

Перед приходом внука бабушка напекла вкусных пирожков, сделала чай и приготовила клубничное варенье, его любимое.

Бабушка пригласила внука за стол, сама села рядом и все не могла на него насмотреться. Бабушка начала спрашивать любимого зайку, как у него дела, что нового дома и в школе, что он делает после школы и как зовут его друзей.

Сначала зайка отвечал на вопросы, но потом он устал от этого, начал вертеться и пропускать бабушкины слова мимо ушей , отвечая невпопад.

В конце концов он сказал, что устал и пошел спать.

Бабушка расстроилась, ведь так давно не видела единственного внука, а он совсем не уделил ей внимания и даже не поговорил.

На следующий день вечером Зайке нужно было возвращаться домой, он собрал свои вещи и отправился в путь. Дома его ждали родители, которым не терпелось узнать, что делал Зайка эти два дня.

Мама приготовила любимые зайкины блюда и налила ему вкусный чай. Пока Зайка ел, родители расспрашивали его о том, что он делал, как бабушка и другие подробности. Зайке это надоело, он не хотел отвечать на вопросы, поэтому, пробурчав что-то себе под нос, он пошел спать.

Родители огорчились таким поведением и на утро поговорили с Зайкой. Они объяснили ему, что на вопросы взрослых нужно обязательно отвечать, потому что им интересно все, что связано с твоей жизнью и каждым днем. Говорить нужно спокойно, не нервничать, а еще внимательно слушать взрослых и никогда их не перебивать. А еще они спросили, понравилось бы ему, если бы с ним не хотели общаться. Зайка понял, что ему было бы не приятно, если бы родители не отвечали на его вопросы, а сразу же убежали. Он извинился и обещал так больше никогда не делать.

Понравилось ли вам поведение Зайки? Почему?

Вывод 2. Будь вежлив со взрослыми. Выслушивай, что тебе говорят

Слайд 3. Чтение сказки

Мишка – братик и Мишка- сестричка учатся в одной школе, но в разных классах. Сестричка младше брата на три года.

Дети всегда ходят в школу вместе. Однажды у сестрички был очень тяжелый учебный день, поэтому домой она шла очень уставшей.

У Мишки- братика, наоборот не было последнего урока, и он специально остался ждать сестру, чтобы вместе пойти домой.

Сестричка шла по лесу медленно, постоянно останавливаясь, и вздыхала, потому что очень устала. Братик сердился, кричал на нее и поторапливал,- ему не терпелось попасть домой и поиграть в новую игру.

В конце концов, Мишка-сестричка бросила свой тяжелый рюкзак на землю, села на пенек и заплакала, книжки были очень тяжелыми, и у нее больше не было сил идти.

Мишка – братик разозлился, оставил сестру и пошел домой. Родители очень удивились, увидев сына одного. Узнав, что произошло, Миша-папа пошел в лес и привел дочку домой, а на Мишку- братика посмотрел недовольным взглядом и покачал головой.

Вечером мама посадила Мишку- братика перед собой и объяснила, что поступил неправильно. Ведь сестричка младше и слабей его, а младшим надо помогать нести тяжелые портфели, дать им отдыхать и ни в коем случае не кричать на них.

Мишка – братик понял, что он был не прав, обнял сестричку и извинился. На утро они дружно отправились в школу, и братик помогал нести рюкзак младшей сестре.

Какой совет дала мама?( не обижать маленьких, заботиться о них)

Можно ли обижать больших?( Старших надо уважать)

Вывод 3. Не обижай маленьких, заботься о них

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ ПЕСНИ« МИР ПОХОЖ НА ЦВЕТНОЙ ЛУ Г»

Слайд 4. Прочитаем удивительную историю, которая произошла с волчонком

Жил был в березовом лесу Лисенок. Лисенок жил со своей семьей на большой зеленой поляне.

У Лисенка был хороший друг Волчонок. Он и его пятеро братьев жили сами на опушке леса в маленькой норе. Однажды друзья отправились в путешествие в Каштановый лес. Мама Лисенка приготовила в дорогу вкусные бутерброды и все необходимое. Рано утром Волчонок и Лисенок отправились в путь. Они еще не догадались, какие приключения их ждут впереди.

Через несколько часов друзья проголодались . Но у волчонка с собой не было еды, а Лисенок развернул свои бутерброды и сам их съел, даже не предложив другу угощение. Волчонок расстроился, но не показал этого, а пошел в лес набрал ягод. Когда он вернулся и начал их есть, Лисенок возмутился и потребовал, чтобы друг его угостил. Волчонок грустно улыбнулся и протянул Лисенку несколько ягод.

Немного отдохнув, друзья отправились дальше. На их пути оказалась огромная лужа, которую нужно было перепрыгнуть. Лисенок разбежался и с легкостью преодолел препятствие. Волчонок похлопал ему и приготовился к своему пружку. Но вдруг он споткнулся и упал прямо в лужу. Волчонок вылез из лужи грязный и очень расстроенный, к тому же он ушиб правую лапку. Вместо того, чтобы помочь другу, Лисенок хохотал, лежа на поляне и никак не мог остановиться.

Волчонок обиделся на друга за такое поведение, помылся и друзья побрели дальше в полном молчании. Волчонок недоумевал, почему Лисенок так себя ведет, и тот в свою очередь не может понять, почему Волчонок не смеется вместе с ним.

В таком настроении друзья пришли в Каштановый лес. Там они познакомились с другими зверями, которые как раз праздновали День рождение одного Зайчика. Все веселились, играли и бегали по кругу. Лисенку показалось это занятие глупым, и он уселся на полянке, а волчонок решил присоединиться и познакомиться с новыми друзьями поближе.

На утро друзьям надо было возвратиться домой. Новые друзья крепко обняли волчонка, дали в дорогу гостинцев и пригласили в гости опять, а Лисенку просто помахали лапами и ничего не сказали. Он расстроился , но ничего не сказал.

На обратном пути, когда настало время обеда Волчонок развернул свои бутерброды, с улыбкой предложил их лисенку. И тогда лисенок понял, как глупо и грубо вел себя, не угостив Волчонка, не подав руку в беде, и вообще, каким же злюкой он показался новым знакомым.

Лисенок извинился перед Волчонком и больше никогда так себя не вел.

Кто из героев сказки вам понравился? А кто не понравился? Лисенок понял свою ошибку.

Какой совет вы бы дали лисенку?( товарищу надо помогать, угощать друга, знакомиться с новыми друзьями и играть вместе )

Вывод 4. Как не прослыть неприятным человеком

Слайд 5. Чтение сказки

Однажды Волчонок получил на уроке по математике двойку. Это была его первая в жизни плохая оценка, но очень расстроился, но когда пришел домой, решил не говорить маме об оценке. «Обязательно исправлю на следующем уроке, получу 5, так, что мама даже не заметит»,- подумал Волчонок.

Мама,как всегда, спросила о новостях в школе. Волчонок сказал, что оценок сегодня не получил, и пошел делать домашние задания.

Через несколько дней в школе было родительское собрание. Мама Волчонка привыкла, что ее ребенок отличник, поэтому была абсолютна уверена, что имя её сына не прозвучит в списке двоечников.

Как же удивилась, мама, когда учительница по математике назвала волчонка в числе тех, кто плохо написал контрольную работу.

Мама пришла домой очень расстроенная.

Она посадила Волчонка перед собой и спросила, почему он не рассказал ей о двойке. Волчонок пытался объяснить, что не хотел её разочаровывать, ведь он всегда приносил домой только отличные оценки.

Мама обняла Волчонка и объяснила, что для неё гораздо важнее не отличные оценки сына, а его честность.

Намного лучше сказать правду и найти в себе силы признаться в какой – то неудаче, чем скрыть истину , которая рано или поздно, все равно станет известна.

Волчонок все понял и впредь никогда не обманывал маму и своих друзей.

Какой совет дала мама ? (говорить правду и никогда не обманывать, быть честным)

Происходили ли подобные ситуации в вашей жизни

Вывод 5. Говори правду, не обманывай

А теперь прочитайте еще раз правила хорошего поведения.

Слайд 6. Чтение правил

1. Не перекладывай свою вину на другого

2. Будь вежлив со взрослыми. Выслушивай, что тебе говорят

3. Не обижай маленьких, заботься о них

4. Как не прослыть неприятным человеком

5. Говори правду, не обманывай

— Как вы считаете, обо всех ли правилах поведения мы узнали сегодня на уроке ?

Ребята ,может вы какие – нибудь другие правила поведения знаете ? Расскажите.

У человека есть два вида жизни. Первая- реальная, повседневная жизнь. Это –его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это – его мысли, чувства, идеалы, внутренний мир.У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: « Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» Доброта согревает как солнце.

Какой человек может быть добрым ? ( Добрым может быть тот человек , который вежливо общается; соблюдает правила этикета; делает вежливые поступки; доброжелательное отношение к людям)

Много славных дел нас ждет, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми , смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям , ни друзьям . Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

— Что нового о культуре поведения вы узнали сегодня на уроке?

Что понравилось и запомнилось сегодня на уроке?

nsportal.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Бланк приказа о инвентаризации Приказ о проведении инвентаризации. Форма № ИНВ-22 Читайте также: Мы Вконтакте Документы инвентаризации Заполните бланк без ошибок за 1 минуту! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов для торговли и […]
  • Правила то киа Правила акции "Открываем второй миллион!" >> Шаг 1. Получить промо-код Получить промо-код участника можно на сайте kia.ru или непосредственно в официальных дилерских центрах KIA: Для получения промо-кода на сайте kia.ru необходимо […]
  • Чтение реестра c# Чтение реестра c# В интернете приведено очень много способов хранения настроек программы, но все они как-то разбросаны, поэтому я решил их собрать вместе и расписать, как этим пользоваться. C# и app.config На хабре уже была посвящена […]
  • За мной бани 5 правил Связаться с нами Описание Параметры Доставка Оригинальная интерактивная игра "За мной, Бани" для веселой игры в прятки. Работает в двух режимах: ребенок следует за зайчиком и Бани следует за ребенком, на руку […]
  • Новый закон с 1 марта о земле Законы по земле с 1 марта 2018 года Разберем его подробнее: После 01.03.2018 года, когда «дачная амнистия» полностью утратит силу, регистрация права собственности на индивидуальный жилой дом будет производиться, как на любой другой […]