День подразделений экономической безопасности органов внутренних дел Российской Федерации

Сотрудники и ветераны внутренних дел России, те, кто по долгу службы ведут борьбу с экономической преступностью, отмечают 16 марта свой профессиональный праздник — День подразделений экономической безопасности органов внутренних дел Российской Федерации.

Предшественником этой службы был знаменитый Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС), созданный 16 марта 1937 года приказом НКВД № 0018 в составе Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР.

В принятом положении об ОБХСС, в частности, говорилось, что он создается для «обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, а также для борьбы со спекуляцией».

В феврале 1992 года в составе МВД России было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), которое спустя пять лет было переименовано в ГУБЭП — Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями. В июне 2001 года оно вошло в состав Службы криминальной милиции МВД России, а через два года в структуре министерства начала действовать Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. В результате административной реформы она стала Департаментом экономической безопасности (ДЭБ).

В 2011 году указом Президента России ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД был переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России. Сегодня ГУЭБиПК — самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД России, обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о ГУЭБиПК, нормативными правовыми актами МВД России.

Более трети экономических преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких. Тем не менее отмечается, что борьба с преступностью в сфере экономики стала вестись более ответственно и качественно, хорошие результаты достигнуты на потребительском рынке, в кредитно-финансовой сфере и внешнеэкономической деятельности.

И сегодня в свой профессиональный праздник все сотрудники ГУЭБиПК заслуженно получают поздравления от руководства и коллег, а особо отличившиеся — награды, благодарности и ценные подарки.

www.calend.ru

МВД: борьба с экономическими преступлениями

Одним из ключевых аппаратных аспектов реформы МВД стала реорганизация, пожалуй, самого влиятельного подразделения министерства – Департамента экономической безопасности (ДЭБ). Он преобразован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД, что официально связано с общим переименованием структурных подразделений – ведущие департаменты стали главными управлениями. Однако реорганизация не свелась к переименованию – нынешним летом было смещено все руководство теперь уже бывшего ДЭБ.

Предшественником Департамента экономической безопасности МВД России был отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС), созданный 16 марта 1937 года в еще составе Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР. Структуры ОБХСС просуществовали до распада СССР. В феврале 1992 года в составе МВД России было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), которое спустя пять лет было переименовано в ГУБЭП. В июне 2001 года оно вошло в состав Службы криминальной милиции МВД России, а через два года – в состав Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД. В результате административной реформы ГУБЭП в 2005 году было преобразовано в ДЭБ.

По утверждению «Новой газеты», ДЭБ «был фактически неподконтрольным подразделением» в структуре МВД. Он являлся одним из центров межведомственных групп влияния, в которые, по мнению издания, входили не только сотрудники ДЭБ МВД, но и сотрудники Следственного комитета при МВД, а также офицеры управления «К» (финансовый контроль) и управления «М» (курирующее деятельность МВД, прокуратуры и судов) ДЭБ ФСБ России. «Роль ДЭБ МВД в этих отношениях переоценить трудно — они главные исполнители» — резюмировала «Новая газета».

По состоянию на начало 2011 года руководящее звено ДЭБ МВД выглядело следующим образом. Начальником департамента был генерал Юрий Шалаков, сменивший на этом посту генерала Евгения Школова, который возглавлял ДЭБ в 2006-2007 годах. Заместителями начальника являлись генералы Андрей Хорев (первый заместитель), Александр Назаров, Юрий Попугаев и полковник Алексей Шишко.

В свою очередь, Школов сменил во главе ДЭБ генерала Сергея Мещерякова (руководил ДЭБ в 2005-2006 годах), который вступил в конфликт с другим влиятельным руководителем МВД, заместителем министра Андреем Новиковым. Мещеряков и Новиков считались участниками различных неформальных групп «питерских силовиков» (первый, по данным СМИ, ориентировался на Игоря Сечина, второй – на руководителя Службы безопасности президента Виктора Золотова). В результате конфликта в 2006 году оба генерала потеряли свои посты. Новиков возглавил Антитеррористический центр СНГ. Мещеряков стал начальником Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПТ) – формально он не проиграл, но уход из ДЭБ предшествовал завершению его карьеры в МВД.

В 2008 году ДБОПТ был расформирован, а Мещеряков не получил нового назначения. Более того, часть функций ДБОПТ (по борьбе с организованной экономической преступностью и коррупцией) была передана ДЭБ, причем, по данным агентства «Росбалт», сотрудников, ушедших вслед за Мещеряковым в ДБОПТ, обратно не принимали. Тогда в структуру ДЭБ вошли ОРБ № 3 (по борьбе с коррупцией) и ОРБ № 10 (по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики). Отставке Мещерякова предшествовал громкий скандал — в июне 2008 года оперативники ФСБ задержали заместителя начальника 7-го отдела 10-го оперативно-розыскного бюро (ОРБ) ДБОПиТ Дмитрий Целяков и оперуполномоченного по особо важным делам 4-го отдела 8-го ОРБ ДЭБ Александр Носенко по обвинению получении взятки в особо крупном размере. По версии следствия, офицеры «за общее покровительство» вымогали у бизнесмена Петра Чувилина 1,5 млн евро. Впрочем, в окончательной редакции милиционерам инкриминировали только статью 159 УК РФ (мошенничество). По версии следствия, сотрудники МВД РФ вымогали деньги, не имея реальной возможности повлиять на ход расследования дела. В 2010 году Целяков и Носенко были признаны виновными и приговорены к шести и пяти с половиной годам лишения свободы.

Что касается Школова, то он был личным выдвиженцем Владимира Путина – они вместе служили в КГБ и работали в ГДР. Таким образом, тогдашний президент решил взять ситуацию в ДЭБ под свой контроль. После ухода из разведки, Школов вернулся в Ивановскую область (где ранее получил высшее инженерное образование и работал до прихода в КГБ), возглавлял отдел внешнеэкономических связей администрации года Иванова, был директором-координатором Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области. После избрания Путин президентом России Школов стал главным федеральным инспектором в Ивановской области, а в 2002 году был переведен в Москву на должность помощника руководителя администрации президента. После 2005 года его карьера развивалась стремительно: вице-президент «Транснефти», директор ДЭБ, с ноября 2007 года – заместитель министра внутренних дел, курировавшим, в частности, и ДЭБ.

В свою очередь, Шалаков в 2007-2008 годах был первым заместителем начальника ДЭБ, а в феврале 2008 года возглавил департамент. В СМИ была выдвинута версия, что он являлся выдвиженцем Виктора Черкесова, так как пришел в МВД из ФСНП, которую тогда возглавлял Черкесов. Однако не менее интересно, что Шалаков возглавлял управление ФСНП по Ивановской области и, следовательно, был неплохо знаком с главным федеральным инспектором Школовым. Поэтому более вероятна версия, что он был протеже именно замминистра.

Впрочем, влияние Шалакова в департаменте считалось ограниченным. Влияние двух его заместителей — генералов Хорева и Назарова — было не меньшим, чем начальника. По данным «Новой газеты», в ДЭБ, «по сообщениям оперативных справок, зоны влияния делили» именно эти два зама. Дела, связанные с незаконными банковскими операциями, курировал именно Хорев, а согласно оперативным справкам 2010 года, только в Москве ущерб от незаконных банковских операций составлял около 5 млрд рублей в день – таким образом, «цена вопроса» была крайне велика. «ДЭБ в последние годы штормило, непримиримая вражда между кланами Хорева и Назарова привела к отсутствию как таковой системной работы в департаменте, — прокомментировал ситуацию «РБК daily» руководитель центра «Аналитика и безопасность» Руслан Мильченко.

Поэтому когда в нынешнем году началась «перетряска» всего центрального аппарата МВД, то было ясно, что отставка Шалакова при сохранении на своих постах влиятельных заместителей лишь частично изменит реальную расстановку сил в ДЭБ. Похоже, что решение готовилось долго и непросто принималось на уровне Кремля. Тем более, что речь шла не только о решении кадровых вопросах, но и о новой организационной структуре. По данным «Коммерсанта», Школов и Шалаков до последнего пытались отстоять кадровый костяк ДЭБ при реформировании его в главное управление. До реорганизации департамент насчитывал 1061 сотрудников, поначалу его предполагалось сократить до 650 человек, но вскоре эта цифра прежде всего усилиями Школова и Шалакова была скорректирована до 720. Если учесть, что значительная часть должностей была вакантной – на момент реорганизации в ДЭБ фактически работали 822 сотрудника – то прежнее руководство хотело отделаться «малой кровью».

В конце апреля должности заместителя главы ДЭБ лишился Юрий Попугаев. Представляется, что особых претензий к нему не было – в августе ему присвоено звание генерал-майора полиции. Но отставка Попугаева стала первым – возможно, «пробным» — шагом по замене руководства ДЭБ.

В июне Дмитрий Медведев уволил Школова с поста заместителя министра (в числе трех других замов Рашида Нургалиева). Как только Школов лишился поста замминистра, штатное расписание нового главка опять было сокращено — до 645 сотрудников. Новым куратором структуры по борьбе с экономической преступностью стал Игорь Алешин, бывший до назначения заместителем министра главой башкирских органов внутренних дел (в этом качестве он занимался ограничением влияния тогдашнего башкирского президента Муртазы Рахимова на силовые органы). В 2006-2008 году Алешин был министром внутренних дел Карелии, также в непростой ситуации – после громкого конфликта в Кондопоге.

Судьба Шалакова также была решена – в конце июня главой ГУЭБиПК был назначен 34-летний генерал Денис Сугробов, которого ранее номинировали на должность заместителя начальника этой структуры. При этом первоначально основным кандидатом на должность руководителя ГУЭБиПК был Хорев. Однако вокруг его персоны (и, в существенно меньшей степени, вокруг фигуры Назарова) развернулись, пожалуй, самые жесткие «бои» за все время реформирования МВД.

По данным СМИ, Хорев даже не прошел аттестацию, что в СМИ связывали с целой серией скандалов. «Коммерсант» приводит целый ряд таких историй.

В 2009 году оперативники 7-го (так называемого банковского) оперативно-разыскного бюро (ОРБ), курировавшегося Хоревым, оказались участниками скандала, связанного с председателем правления ОАО «Москонверспром» Валерием Морозовым. Предприниматель, компания которого участвовала в реконструкции объектов Олимпиады в Сочи, обратился в правоохранительные органы после того, как чиновники управделами президента России (УДП) стали требовать у него многомиллионные откаты за участие в контрактах. Вымогателей решили взять с поличным. Морозов передал сотрудникам ОРБ 15 млн руб. «на проведение оперативного эксперимента», а именно для дачи контролируемой взятки замначальника главного управления капитального строительства УДП Владимиру Лещевскому. Деньги тот забрал, однако аудио- и видеозаписи передачи средств были уничтожены. Произошло это якобы потому, что правоохранители вовремя не обратились в ГУВД Москвы, где их хранили. В результате дело на Лещевского СКР возбудил только в прошлом году, когда о скандале с откатами рассказали российские и иностранные СМИ.

В феврале 2011 года сотрудники СКР задержали и обвинили в мошенничестве на $200 тыс., связанном с обещанием прекратить уголовное преследование за махинации с НДС, сотрудников 5-го отдела 7-го ОРБ — подполковника Алексея Ширшикова и майора Михаила Новикова. Вскоре после их ареста от должности был отстранен, а потом и уволен их непосредственный руководитель Дамир Фейзуллин. Он считался в ведомстве доверенным лицом Хорева.

Следующий скандал случился в апреле, когда руководство ФНС обжаловало в Генпрокуратуре обыски, проведенные в московском управлении ведомства и инспекции № 28 и совершенные в рамках эпизода дела, возбужденного СКР по факту покушения на мошенничество: одна из компаний пыталась получить возврат НДС почти на 2 млрд руб. Правда, уже на следующий день выяснилось, что соискатель НДС никак не мог получить деньги, поскольку ему было официально отказано еще в марте. Зато оказалось, что еще с осени прошлого года ФНС безуспешно обращалась в 5-й отдел 7-го ОРБ, добиваясь проверки и возбуждения дела на бывшего руководителя инспекции № 28 Ольгу Степанову, которая, как считают в ведомстве, за два года необоснованно возместила НДС восьми компаниям на 4,4 млрд руб. В итоге в апреле с должности был снят начальник 7-го ОРБ полковник Владимир Скворцов, давний соратник генерала Хорева.

Однако ближайшим поводом для увольнения Хорева стал второстепенный вопрос. Заместитель председателя комитета по обороне Госдумы Михаил Бабич обратился в Генпрокуратуру с требованием разобраться в порядке предоставления статусов ветеранов боевых действий генералу Андрею Хореву и руководителю управления МВД РФ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите (УОГЗ), полковнику Виталию Белинскому. В письме депутата утверждалось, что 31 июля 2008 года эти офицеры всего один день находились в Чечне, куда были направлены в служебную командировку для участия в совещании по вопросам обеспечения целевого расходования бюджетных средств. Но затем, утверждал Бабич, «путем фальсификации служебных документов» срок командировки им на бумаге был увеличен до 45 суток, хотя в реальности офицеры Хорев и Белинский сразу после совещания вернулись в Москву. Между тем Хорев и Белинский после командировки были награждены нагрудными знаками «Участник боевых действий» и получили все соответствующие льготы.

Генпрокуратура внесла в адрес Нургалиева представление о выявленных фактах необоснованного присвоения сотрудникам центрального аппарата министерства подобных статусов. На фоне скандала с Хоревым фигура Белинского оказалась на заднем плане, хотя он также являлся весьма влиятельной персоной, имевшей прямое отношение к ДЭБ. Он работал начальником отдела ДЭБ, начальником центра обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности МВД, начальником управления межведомственного взаимодействия и по связям с общественностью ДЭБ. В УОГЗ он перешел в 2010 году.

Также пост заместителя начальника ДЭБ покинул Назаров, курировавший ОРБ-3, занимавшееся антикоррупционной проблематикой (он возглавлял его в 2008-2010 годах до назначения замом). Вопрос с последним заместителем руководителя ДЭБ – отвечавшим за аналитику Алексеем Шишко – решался дольше; в СМИ появилась информация, что он может сохранить свой пост. Однако в конце августа и он был освобожден от занимаемой должности.

Денис Сугробов до назначения главой ГУЭБиПК возглавлял 10-е оперативно-разыскное бюро (ОРБ) министерства, занимающееся борьбой с экономическими основами организованной преступности. Это ОРБ, по некоторым данным, не входило в сферу влияния ни Хорева, ни Назарова. Кандидат юридических наук (тема диссертации: «Суд как субъект уголовно-процессуальных правоотношений»). К своим 34 годам он успел поработать в РООП по Северному округу Москвы, Центральном РУБОП, главном управлении МВД по ЦФО (которое в 2008-2011 годах возглавлял однокурсник Медведева Валерий Кожокарь, в прошлом месяце ставший заместителем министра внутренних дел, отвечающим за следствие).

В прошлом году Сугробов руководил операцией «Южный поток», в результате которой была раскрыта крупнейшая за последние годы организованная преступная группировка фальшивомонетчиков. Каждый месяц участники банды изготавливали поддельные купюры более чем на 50 миллионов рублей. На назначении Сугробова сказалось, в том числе, и личное участие генерала в расследовании целого ряда других громких уголовных дел, привлекших внимание руководства страны. Среди них — дела о коррупционных сделках при закупках РФ дорогостоящего медицинского оборудования, в частности томографов. Сугробов лично участвовал в разработке и задержаниях начальника департамента контрольного управления президента РФ Андрея Воронина, начальника главного медицинского управления Минобороны генерал-майора Александра Белевитина и директора ФГУП «Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Вадима Можаева. Кроме того, по данным источников «Коммерсанта» в ведомстве, подчиненные генерала Сугробова поучаствовали и в расследовании нескольких коррупционных дел, в которых фигурировали сотрудники МВД.

В новой структуре ГУЭБиПК вместо пронумерованных оперативно-разыскных бюро, входивших в состав ДЭБ, появятся семь специализированных буквенных управлений. Борьбой с коррупцией займется управление «К», экономическими преступлениями в сферах машиностроения и металлургии — «М», оргпреступностью экономической направленности — «О», с бюджетной сферой разберется управление «Б», в сфере финансовой деятельности и банкротства будет работать управление «Ф», преступность в ТЭК и «химии» — сфера компетенции сотрудников оперуправления «Е», сферы сельского хозяйства, водных биоресурсов, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ станут прерогативой управления «П». Еще два управления — организационное и информационно-сопроводительное.

Управление «К» поделено на шесть оперативных отделов, самый большой из которых станет бороться со взятками в федеральных органах исполнительной власти. Остальные будут специализироваться на органах муниципальной власти, госкорпорациях, бюджетных фондах, общественных организациях и сфере антимонопольного законодательства.

Всего у Сугробова будет шесть заместителей – на двух больше, чем у Шалакова. Первым заместителем Сугробова был назначен полковник Виталий Скворцов (не путать с сотрудником Хорева Владимиром Скворцовым). Он ранее не служил в ДЭБ, но имеет большой опыт работы в МВД, был начальником ОРБ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в составе Главного управления по борьбе с организованной преступностью (еще до прихода туда Мещерякова). В последнее время работал в администрации президента, которая становится источником комплектования руководящего состава МВД – выходцами из нее являются два заместителя министра, Сергей Булавин и Сергей Герасимов, назначенные в 2010 году, еще в начале реформы.

Два заместителя Сугробова, полковники Андрей Здор и Олег Говрас – ранее работали в Омской области, как и целый ряд генералов МВД. Среди «омичей» — заместители министра Игорь Алешин и Александр Смирный, помощник министра Виктор Камерцель (в течение многих лет возглавлявший Омское УВД и переведенный в Москву в прошлом году), ряд руководителей регионального уровня. Однако говорить о единой омской команде не представляется возможным – интересы полицейских, ранее работавших в этом регионе, могут быть различными.

Обращает на себя внимание, что Олег Говрас входит в «ближний круг» Алешина, курирующего ГУЭБиПК. До 2000 года служил в Казахстане, затем в течение шести лет занимал руководящие должности в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями УВД Омской области под началом Алешина, являвшегося начальником управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД, а затем первым заместителем начальника УВД. Когда в декабре 2006 года Алешин был назначен министром внутренних дел Карелии, то Говрас уже в январе следующего года возглавил там управление по борьбе с экономическими преступлениями республиканского МВД. В 2008 году Говрас был повышен в должности до карельского замминистра. В том же году Алешин был переведен на министерскую должность в Башкирию, и Говрас вновь последовал за ним – в качестве заместителя начальника криминальной милиции.

Характерно, что «алешинские» кадры активно продвигаются на ключевые посты в ГУЭБиПК. Так, по данным газеты «Коммерсант-Уфа», начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Башкирии Юрий Черницев возглавил управление «К», а руководитель башкирского управления по налоговым преступлениям Олег Коровицкий — управления «П» ГУЭБиПК. Еще раньше они работали под началом Алешина в Карелии – как и Говрас.

Андрей Здор начинал свою работу с должности милиционера группы обеспечения ОВД Куйбышевского райисполкома Омска, потом служил на различных должностях в подразделениях по борьбе с экономической преступностью УВД по Омской области. По данным омского издания «Коммерческие вести», он не сработался с генералом Камерцелем и в 2007 году переехал в Смоленск, вслед за первым заместителем начальника омского УВД Юрием Стерликовым, назначенным начальником УВД Смоленской области – Здор стал заместителем начальника криминальной милиции в этом регионе. Через некоторое время он был повышен в должности, заняв пост заместителя Стерликова по вопросам экономической безопасности. В 2010 году Стерликов возглавил УВД Самарской области – и Здор вскоре был вновь назначен его заместителем (на этот раз начальником штаба УВД). Таким образом, у Говраса и Здора в последние годы были разные патроны – соответственно, Алешин и Стерликов. Но обращает на себя внимание тот факт, что в Омске они одновременно работали в одном подразделении, профильном для их нынешней сферы деятельности, причем под началом Алешина.

Еще одним заместителем Сугробова стал полковник Юрий Губин, работавший в системе БХСС еще с 1988 года. С 2003 года он был начальником ОРБ по экономическим и налоговым преступлениям в Главном управлении МВД России по Сибирскому федеральному округу, а затем стал начальником управления по борьбе с экономическими преступлениями в ГУВД Новосибирской области.

Таким образом, основой команды Сугробова стали офицеры, назначенные на свои посты с подачи заместителя министра Алешина. Видимо, это связано как со статусом куратора ГУЭБиПК, так и с тем, что Сугробов, только недавно произведенный в генералы, не обладает собственной клиентелой, участники которой могли бы занять руководящие должности. В то же время «омичи» независимы от прежнего начальства ДЭБ, что устраивает политическое руководство страны, которое, насколько можно судить, и принимало принципиальное решение о полной замене руководства структуры МВД, противостоящей экономической преступности.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

politcom.ru

О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТПЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЭБ и ПК ГУ МВД РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в структуре центрального аппарата МВД России организовано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России), в свою очередь, соответствующие управления созданы на уровне субъектов РФ и являются структурными подразделениями органов внутренних дел. В Иркутской области создано Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления Министерства Внутренних Дел России по Иркутской области (далее по тексту УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области).

УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области является самостоятельным структурным подразделением, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции: правоприменительные полномочия в области обеспечения экономической безопасности государства; противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс; предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие налоговых преступлений; осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством; документирование преступлений экономической и коррупционной направленности. В 2012 году по результатам проведенных сотрудниками УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области проверок, в порядке ст. 144 УПК РФ, возбуждено 1267 уголовных дел.

В настоящее время в Российской Федерации и Иркутской области в частности, достаточно остро стоит вопрос борьбы с преступностью, особенно в сфере экономики. Как показывают судебная и следственная практики, преступность становится все более изощренной, приобретает новые формы и использует при совершении преступлений в различных сферах жизнедеятельности все новые схемы. Не случайно в ноябре 2012 года законодателем в УК РФ внесены изменения, путем введения (дробления) новых статей касающиеся различных видов мошенничества: в сфере кредитования; при получении выплат; с использованием платежных карт; в сфере предпринимательской деятельности; в сфере страхования; в сфере компьютерной информации.

Изучение материалов доследственных проверок, проводимых сотрудниками УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области в порядке ст. 144 УПК РФ, свидетельствует о том, что как правило, им поручается рассмотрение сообщений о преступлениях, имеющих общественный резонанс, либо тех, в которых идет речь о причинении ущерба в особо крупном размере. Разумеется, нередки случаи, когда участники гражданских правоотношений при неисполнении одной из сторон своих обязательств, путем направления заявлений (сообщений) о преступлениях, пытаются перевести их в уголовную плоскость, тем самым, путем инициирования проведения сотрудниками полиции доследственнных проверок, повлиять на противную сторону. К сожалению, данные факты носят массовый характер и отвлекают значительные силы и средства органа, основная задача которого — выявление и пресечение преступлений, а не разрешение гражданско-правовых споров субъектов предпринимательской деятельности.

При этом так же следует отметить, что проводимые сотрудниками УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области доследственные проверки, по количеству проверочных мероприятий и временным затратам, порой от расследования уголовного дела отличаются только процессуальной формой, поскольку проведение проверок требует истребования различного рода финансовых документов (предприятий, банков, контролирующих и надзирающих органов), детальное их изучение и документальных проверок. Данные обстоятельства существенно влияют на процессуальные сроки проводимых проверок и законность принимаемых процессуальных решений, что в случае их необоснованности (преждевременности) или незаконности, влечет их отмену надзирающими прокурорами. Из 2374 принятых в 2012 году сотрудниками УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области (с учетом территориальных подразделений) решений об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурорами отменено 1519 (с повторными – 2819), т.е. более 65 %.

В ходе изучения указанных постановлений установлено, что большинство из них, принимается с серьезными нарушениями действующего уголовно-процессуального и уголовного законодательства, что влечет нарушение законных прав и интересов граждан и как следствие, их обоснованную отмену надзирающими прокурорами. Хотелось бы обратить внимание на самые распространенные из них:

— в нарушение ч. 2 ст. 145 УПК РФ сотрудниками полиции о принятом процессуальном решении заявителям не сообщается, соответственно не разъясняется право обжаловать данное решение и порядок обжалования;

— в нарушение ч. 4 ст. 148 УПК РФ копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течении 24 часов с момента его вынесения заявителям не направляется, когда как указание данной информации в постановлении обязательно. При этом заявителю не разъясняется его право обжаловать данное постановление и порядок;

— в нарушение ч. 2 ст. 148 УПК РФ и ст. 306 УК РФ при даче уголовно правовой оценки за заведомо ложный донос в отношении лица заявившего о преступлении не учитывается тот факт, что данная оценка дается по соответствующей части ст. 306 УК РФ, в зависимости от тяжести преступления в котором оно обвиняет лицо;

— в нарушение ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 148 УПК РФ при отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела данные прокурором, как правило, исчерпывающие указания (требования), содержащиеся в постановлениях об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, своевременно и в полном объеме не выполняются, что влечет неоднократные обоснованные отмены процессуальных решений и нарушение законных прав и интересов граждан;

— в нарушение ч. 4 ст. 7 УПК РФ и особенной части УК РФ, выносимые постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, бывают, необоснованными, немотивированными и как следствие незаконными, что и влечет их неоднократные отмены надзирающими прокурорами. Так, уголовно-правовая оценка, с указанием конкретных составов преступлений предусмотренных статьями УК РФ (объективная, субъективная сторона преступления, отсутствие обязательных признаков), в постановлениях об отказе в возбуждении уголовного дела сотрудниками УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области не дается, текст постановлений в лучшем случае содержит объяснения опрошенных и вывод, что признаки того или иного состава преступления, предусмотренного УК РФ отсутствуют или не установлены.

Исходя из массовости и закономерной постоянности, допускаемых сотрудниками УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, основной причиной тому, видится ненадлежащий ведомственный контроль за деятельностью подчиненных сотрудников со стороны руководителей ГУ МВД России по Иркутской области различного уровня.

Таким образом, анализ практики рассмотрения сообщений о преступлениях экономической направленности УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области показал, что с учетом как объективных, так и субъективных факторов, работа данного подразделения, в полной мере, не отвечает тем требованиям, которые предъявляются государством, уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными актами, при этом следует отметить, что тенденций в сторону ухудшения данной работы, так же не наблюдается.

Подводя итог, следует отметить, что, не смотря на принимаемые правоохранительными органами и органами прокуратуры меры, выявление, раскрытие и последующее надлежащее расследование экономических преступлений, зависит от твердой (законной) гражданской позиции граждан, в том числе, и в вопросе отстаивания своих прав и интересов при проведении проверок сообщений о преступлениях и принимаемых по их результатам процессуальных решениях.

Прокурор 3 отдела управления по надзору
за уголовно-процессуальной и оперативно-
розыскной деятельностью

www.irkproc.ru

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России

Взаимодействие ГУЭБиПК МВД России с органами исполнительной власти в 2015 году.

В 2015 году ГУЭБиПК МВД разработаны, согласованы и подписаны ряд межведомственных приказов и межведомственных соглашений, среди которых:

— межведомственный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФНС России, МВД России и Следственного комитета Российской Федерации «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями».

— Соглашение о порядке взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Министерства внутренних дел МВД Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий.

За 6 месяцев 2015 года принято участие в 49 различных совещаниях и заседаниях, в том числе:

— в Минфине России в совещаниях по вопросу осуществления государственного контроля в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

— в совещании в Минэкономразвития России по вопросу внесения изменений в уголовное законодательство, предусматривающее расширение действия статьи 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации на преступления в сфере экономической деятельности;

— в совещаниях в Росалкогольрегулировании по вопросам изъятия и уничтожения оборудования, используемого для незаконного производства алкогольной продукции;

— в аппарате Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова в заседании подгруппы Межведомственной рабочей группы во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросу незаконного уголовного преследования предпринимателей.

Также сотрудники ГУЭБиПК МВД России принимают участие в работе ряда ведомственных и межведомственных рабочих групп, в том числе:

— постоянно действующая межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия коррупции;

— межведомственная рабочая группа, созданная по распоряжению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященная рассмотрению вопроса о целесообразности внесения изменений, направленных на усиление уголовной и юридической ответственности за правонарушения в сфере жилищно-коммунального комплекса;

— временная межведомственная рабочая группа, созданная по решению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по координации деятельности правоохранительных органов, направленной на возмещение вреда, причиненного преступлениями;

— в Минприроды России – межведомственная рабочая группа по выработке предложений по совершенствованию законодательства о недропользовании, направленных на декриминализацию ситуации в сфере добычи и оборота нефрита, а также иных полудрагоценных и ювелирных камней;

— в ФНС России – межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия преступлениям в сфере налогообложения в целях решения вопросов координации деятельности налоговых, следственных и правоохранительных органов, выработки позиции по методологическим вопросам и совершенствованию законодательства;

— в Росалкогольрегулирование – в Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка (начальник ГУЭБиПК МВД России);

— рабочая группа Экспертного совета по вопросам развития отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.

Взаимодействие ГУЭБиПК МВД России с органами исполнительной власти в 2014 году.

Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России разработаны, согласованы и подписаны в 2014 году ряд межведомственных приказов и межведомственных соглашений, среди которых:

— приказ Минсельхоза России, ФТС России, ФСБ России, Минтранса России, МВД России «Об утверждении Порядка взаимодействия Росрыболовства, ФТС России, ФСБ России, Минтранса России, МВД России при реализации ими полномочий, предусмотренных статьями 3-7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов от 30 января 2012 г.»;

— Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;

— Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации;

— Соглашение о взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Министерством внутренних дел Российской Федерации;

— Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

В 2014 году представителями ГУЭБиПК МВД России принято участие в 100 различных совещаниях и заседаниях, в том числе:

— в Минфине России в совещании по вопросу внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственность за внесение в документы финансовой отчетности финансовых организаций заведомо ложных сведений;

— в совещании при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации по проекту межведомственного приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, ФНС России и ФССП России «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями»;

— в Аппарате Правительства Российской Федерации в совещании по вопросу доработки проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации»;

— в заседании секции № 5 Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции по проекту федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

— в Правительстве Российской Федерации в совещании по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части полномочий по осуществлению федерального государственного пробирного надзора;

— в Минсельхозе России в совещании по вопросу усиления административной ответственности за нелегальный оборот табачной и алкогольной продукции;

— в совещании в Правительстве Российской Федерации по вопросу внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части государственного контроля за пищевой продукцией и услугами общественного питания;

— в Правительстве Российской Федерации в совещании по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части недопущения незаконного производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

— в Минфине России в рабочем совещании по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему установление уголовной ответственности за использование денежных суррогатов на территории Российской Федерации;

— в Аппарате Правительства Российской Федерации в совещании по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»;

— в заседании «круглого стола» Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему: «Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней»;

— в Правительстве Российской Федерации в совещании по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О порядке хранения, реализации либо в случае утраты качества или иных потребительских свойств утилизации указанной в части 1 статьи 99.1 Лесного кодекса Российской Федерации безвозмездно изъятой, конфискованной древесины».

xn--b1aew.xn--p1ai

Это интересно:

  • Закон рк об архитектурной градостроительной и строительной деятельности рк Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» (РГП «Госэкспертиза») Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства […]
  • Приказ минфин 94 от 31102000 Юридический портал Советы профессионалов Приказ мф рф 94н от 31102000 г Приказ мф рф 94н от 31102000 г 1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению. 2. […]
  • Федеральный закон кооперативах Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ"О производственных кооперативах" С изменениями и дополнениями от: 14 мая 2001 г., […]
  • Что нужно для возврата ндфл за лечение Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку […]
  • Прогрессивный налог рф Прогрессивная шкала НДФЛ Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) действовала в России в 1990-х годах, а в 2010-х годах начал обсуждаться вопрос о возвращении данной налоговой нормы. Поправки в Налоговый кодекс РФ, […]
  • Приказ 20 по рхбз Приказ мо рф 20 от 2003 года рхбз и сталкер тень чернобыля мод ogs evolution торрент . если полк задолжал поставщикам аж за три года и вопрос . 20. Масло . Приказ МО РФ №400 Эмблемы Министерства обороны РФ и Вооруженных Сил . Войска […]