Раздел II УИК РФ. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

УИК РФ — документы Пленума и Президиума ВС

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

«О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»

«О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»

«О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

УИК РФ — последние изменения и законы

«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

«Об исполнительном производстве»

«О внесении изменения в статью 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

«О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия»

«О внесении изменения в статью 178.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

«О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы»

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

«О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»

«О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 и 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

«О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

rulaws.ru

Статья 390. Уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы и в виде лишения свободы

1. Самовольное оставление места ограничения свободы или злостное уклонение от работ, или систематическое нарушение общественного порядка либо установленных правил проживания, совершенные лицом, осужденным к ограничению свободы,наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

разрешен краткосрочный выезд, по истечении срока выезда,наказывается ограничением свободы на срок до двух

лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Невозвращение к месту отбывания наказания лица, осужденного к лишению свободы, которому был

разрешен краткосрочный выезд, по истичении срока

выезда, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

1. Согласно ст. 391 НТК осужденным, которые находятся в исправительно-трудовых колониях общего режима, колониях-поселениях всех видов и воспитательно-трудовых

колониях, могут быть предоставлены краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы на срок не более

семи суток, не включая время, необходимое для проезда в

оба конца (не долее пяти суток), в связи с исключительно

личными обстоятельствами: смерть или тяжкая болезнь

близкого родственника, стихийное бедствие, причинившее

тяжкий ущерб осужденному или его семье и др.

2. Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы может выразиться в невозвращении или несвоевременном возвращении

в места лишения свободы или ограничения свободы осужденного, которому разрешен кратковременный выезд из

Преступление, предусмотренное ст.

когда осужденный должен был явиться в места лишения

свободы или места ограничения свободы, и признается

оконченым с момента возвращения виновного или его

задержания. Незначительное опоздание в силу ч.2 ст. 11

не признается преступлением, предусмотренным данной

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что

он должен в установленный законом срок вернуться в

колонию или в места ограничения свободы, но не желает

это совершить. Цель преступления -на некоторое время

или навсегда уклониться от отбывания наказания. Неосторожные действия, повлекшие к несвоевременному возвращению в колонию или места ограничения свободы, уголовной ответсвенности не влекут. Состав данного преступления отсутствует и в том случае, когда несвоевременное

возвращение было вызвано уважительными причинами: непреодолимая сила (наводнение, стихийное бедствие и т.п.),

тяжкая болезнь лица.

4. Субъектом преступления признается лицо, достигшее 16 лет и отбывающее наказание в виде лишения свободы, а также отбывающие наказание в местах ограничения свободы, которым в соответствии со ст. 391 разрешен

краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы

lawbook.online

§ 3. Исполнение наказания в виде штрафа

В соответствии с ч.

При определении размера штрафа суд учитывает тяжесть совершенного преступления, а также имущественное положение осужденного (ч. 3 ст. 46 УК). Штраф может быть определен судом в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года (ч. 2 ст. 46 УК). Исходя из этого положения закона, суд не вправе при определении суммы штрафа исходить из совокупного размера заработной платы и иного дохода осужденного за определенный период. При этом под иным доходом осужденного понимаются не относящиеся к системе заработной платы денежные выплаты, а также получаемые осужденным материальные средства, ценные бумаги (в денежном эквиваленте на момент назначения наказания), облагаемые подоходным налогом. В иной доход осужденного включаются также проценты по банковским вкладам граждан, независимо от установленной Центробанком РФ ставки рефинансирования.

Порядок й условия исполнения наказания в виде штрафа устанавливаются гл. 5 УИК (ст. 31, 32). Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу (ч. 1 ст. 31 УИК). Исчисление указанного в законе срока производится в соответствии с нормами уголовно-процессуального законода- 1 тельства, регламентирующего порядок вступления приговора в силу и обращения его к исполнению. Так, в силу ст. 356 УПК РСФСР данный ? срок начинается со дня вступления приговора в законную силу.

После оглашения приговора о назначении наказания в виде штрафа суд разъясняет осужденному его обязанность — уплатить указанную в приговоре сумму штрафа в течение тридцати дней со дня вступления приговора в законную силу в банковское учреждение на депозитный счет суда. Осужденный при этом предупреждается, что в случае неуплаты штрафа взыскание будет произведено в принудительном порядке. В случае, если приговор в части назначения штрафа не был обжалован, осужденный может внести сумму штрафа до вступления приговора в законную силу.

Если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного пристава может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года (ч. 2 ст. 31 УИК). Причем при отсрочке наказания в виде штрафа вся сумма должна быть внесена в срок, указанный в определении суда об отсрочке. При рассрочке сумма штрафа уплачивается по частям в сроки и в размерах, указанных в определении суда о рассрочке.

В отличие от ранее действовавшего законодательства УК и УИК РФ не предусматривают замены штрафа при невозможности его уплаты более мягким наказанием (например, при отсутствии у осужденного за- работка или иных источников существования, а также принадлежащего ему имущества). В таких случаях, если они не связаны со злостным уклонением от уплаты штрафа, лицо подлежит освобождению от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК).

В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным приставом в принудительном порядке (ч. 3 ст. 31 УИК). Принудительное взыскание штрафа возможно как путем обращения взыскания на заработную плату и иные доходы осужденного, так и путем обращения взыскания на имущество осужденного, указанное в ч. 1 ст. 63 УИК, т.е. на имущество, которое может быть конфисковано.

При взыскании штрафа из заработной платы, пенсии, стипендии или из других приравненных к ним видов платежей судебный пристав направляет в то учреждение, предприятие или организацию, в котором работает осужденный или которое производит ему выплаты, исполнительный документ. Этот документ оформляется в виде предложения. Бланк предложения судебного пристава о взыскании суммы штрафа подписывается судебным приставом и судьей (председателем суда).

По исполнении взыскания учреждение, предприятие или организация возвращает исполнительный документ судебному приставу с отметкой о произведенных удержаниях. Если осужденный уволился с того места работы, куда поступило предложение, судебному приставу одновременно с возвращением исполнительного документа сообщается новое место работы должника, если оно известно.

Когда уплата штрафа не может быть полностью обеспечена удержаниями из заработной платы осужденного или из других приравненных к ней выплат, взыскание штрафа производится за счет имущества осужденного. Опись, арест, изъятие и реализация имущества осуществляются в соответствии с общими правилами исполнительного производства. Причем при взыскании штрафа не может быть изъято имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, который дается в приложении № 1 УИК.

Необходимо отметить, что при взыскании штрафа, в отличие от конфискации имущества, в опись может быть включено только то имущество, которое необходимо для уплаты суммы штрафа и обеспечения расходов по реализации исполнительного документа. Осужденный имеет право заявить судебному приставу, на какие предметы взыскание должно быть обращено в первую очередь. Если это не препятствует исполнению приговора в части штрафа, то судебный пристав обязан удовлетворить заявление осужденного.

Исполняя приговор суда в части штрафа, не следует включать в опись имущество, которое (по мнению судебного пристава) впоследствии не будет реализовано. Кроме того, следует воздерживаться от удовлетворения заявлений осужденного об обращении взыскания на общее имущество супругов без согласия другого супруга в тех случаях, когда имеется личное имущество осужденного, на которое может быть обращено взыскание.

Реализация арестованного имущества при исполнении наказания в виде штрафа осуществляется непосредственно судебным приставом, а не финансовыми органами, как это предусмотрено для исполнения конфискации.

Если от продажи части изъятого имущества будет выручена сумма, достаточная для уплаты штрафа и возмещения расходов по осуществлению взыскания, дальнейшая продажа прекращается, а оставшееся имущество возвращается его владельцу.

Деньги, вырученные торговой организацией от продажи имущества, с учетом соответствующих удержаний перечисляются на депозитный счет народного суда в трехдневный срок со дня продажи.

Исполнение штрафа считается оконченным, когда указанная в приговоре суда сумма будет уплачена в банковское учреждение на депозитный счет суда, а исполнительный лист с отметкой судебного пристава об исполнении приговора в части взыскания штрафа поступит в суд, постановивший приговор.

Статья 32 УИК предусматривает ответственность осужденного за злостное уклонение от уплаты штрафа. Для признания лица злостно уклоняющимся от уплаты штрафа необходимо наличие двух обстоятельств: 1) неуплата штрафа в установленный приговором суда срок и 2) умышленное сокрытие осужденным своих доходов и имущества от принудительного взыскания. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от уплаты штрафа, судебный пристав направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ (ч. 2 ст. 32 УИК). В соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом для этих видов наказания. работка или иных источников существования, а также принадлежащего ему имущества). В таких случаях, если они не связаны со злостным уклонением от уплаты штрафа, лицо подлежит освобождению от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК).

В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным приставом в принудительном порядке (ч. 3 ст. 31 УИК). Принудительное взыскание штрафа возможно как путем обращения взыскания на заработную плату и иные доходы осужденного, так и путем обращения взыскания на имущество осужденного, указанное в ч. 1 ст. 63 УИК, т.е. на имущество, которое может быть конфисковано.

При взыскании штрафа из заработной платы, пенсии, стипендии или из других приравненных к ним видов платежей судебный пристав направляет в то учреждение, предприятие или организацию, в котором работает осужденный или которое производит ему выплаты, исполнительный документ. Этот документ оформляется в виде предложения. Бланк предложения судебного пристава о взыскании суммы штрафа подписывается судебным приставом и судьей (председателем суда).

По исполнении взыскания учреждение, предприятие или организация возвращает исполнительный документ судебному приставу с отметкой о произведенных удержаниях. Если осужденный уволился с того места работы, куда поступило предложение, судебному приставу одновременно с возвращением исполнительного документа сообщается новое место работы должника, если оно известно.

Когда уплата штрафа не может быть полностью обеспечена удержаниями из заработной платы осужденного или из других приравненных к ней выплат, взыскание штрафа производится за счет имущества осужденного. Опись, арест, изъятие и реализация имущества осуществляются в соответствии с общими правилами исполнительного производства. Причем при взыскании штрафа не может быть изъято имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, который дается в приложении № 1 УИК.

Необходимо отметить, что при взыскании штрафа, в отличие от конфискации имущества, в опись может быть включено только то имущество, которое необходимо для уплаты суммы штрафа и обеспечения расходов по реализации исполнительного документа. Осужденный имеет право заявить судебному приставу, на какие предметы взыскание должно быть обращено в первую очередь. Если это не препятствует исполнению приговора в части штрафа, то судебный пристав обязан удовлетворить заявление осужденного. Исполняя приговор суда в части штрафа, не следует включать в опись имущество, которое (по мнению судебного пристава) впоследствии не будет реализовано. Кроме того, следует воздерживаться от удовлетворения заявлений осужденного об обращении взыскания на общее имущество супругов без согласия другого супруга в тех случаях, когда имеется личное имущество осужденного, на которое может быть обращено взыскание.

Реализация арестованного имущества при исполнении наказания в виде штрафа осуществляется непосредственно судебным приставом, а не финансовыми органами, как это предусмотрено для исполнения конфискации. Продажа включенного в опись имущества (кроме строений) производится на комиссионных началах по месту нахождения имущества через государственные или кооперативные торговые организации.

Если от продажи части изъятого имущества будет выручена сумма, достаточная для уплаты штрафа и возмещения расходов по осуществлению взыскания, дальнейшая продажа прекращается, а оставшееся имущество возвращается его владельцу.

Деньги, вырученные торговой организацией от продажи имущества, с учетом соответствующих удержаний перечисляются на депозитный счет народного суда в трехдневный срок со дня продажи.

Исполнение штрафа считается оконченным, когда указанная в приговоре суда сумма будет уплачена в банковское учреждение на депозитный счет суда, а исполнительный лист с отметкой судебного пристава об исполнении приговора в части взыскания штрафа поступит в суд, постановивший приговор.

Статья 32 УИК предусматривает ответственность осужденного за злостное уклонение от уплаты штрафа. Для признания лица злостно уклоняющимся от уплаты штрафа необходимо наличие двух обстоятельств: 1) неуплата штрафа в установленный приговором суда срок и 2) умышленное сокрытие осужденным своих доходов и имущества от принудительного взыскания. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от уплаты штрафа, судебный пристав направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ (ч. 2 ст. 32 УИК). В соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом для этих видов наказания.

lawbook.online

Нарушение порядка и условий исполнения, отбывания и злостное уклонение от отбывания наказания в виде обязательных работ

Законодатель в УИК РФ не определяет конкретные виды нарушений, за совершение которых осужденные к обязательным работам могут быть привлечены к ответственности. При этом заметим, что в действующем УИК РФ определяются: а) конкретные виды нарушений порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ (ч. 1 ст. 46); б) конкретные виды нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы (ч. 1 ст. 58). Указанный пробел в УИК РФ отчасти восполняет п. 55 Инструкции № 142, в котором указывается, что «за нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания, выразившиеся в недобросовестном отношении к труду, уклонении от работы на определенном для него объекте, либо если он не сообщил об изменении места жительства, а также не явился в инспекцию по вызову без уважительных причин, инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой осужденный ознакамливается под роспись». Таким образом, в соответствии с п. 55 Инструкции нарушением порядка и условий отбывания осужденным наказания в виде обязательных работ являются:

а) недобросовестное отношение к труду;

б) уклонение от работы на определенном для него объекте;

в) несообщение в инспекцию об изменении места жительства;

г) неявка в инспекцию по вызову без уважительных причин.

Перечень нарушений осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде обязательных работ, указанный в п. 55 Инструкции, не является полным. Следует заметить, что о необходимости определения некоторых нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ, закрепленных в п. 55 Инструкции, нами указывалось ранее, в частности, таких как: 1) недобросовестное отношение к труду; 2) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову [1] .

В юридической литературе по-разному определяются конкретные виды нарушений, за совершение которых осужденные к обязательным работам могут быть привлечены к ответственности.

Так, В. А. Уткин полагает, что под нарушением порядка и условий отбывания обязательных работ следует понимать нарушение обязанностей, установленных ч. 1 ст. 26 УИК РФ [2] . Однако указанное автором понимание нарушения порядка и условий отбывания наказания не охватывает иные виды нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ, следовательно, является неполным. О. Б. Лысягин определяет конкретные виды нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ исходя из смысла ст. 25, 26 и 30 УИК РФ и называет такие, как:

– неявка осужденного без уважительных причин в уголовно- исполнительную инспекцию для постановки на учет в течение 15 дней после вступления приговора в законную силу;

– отказ осужденного приступить к выполнению обязательных работ по направлению инспекции в указанный в нем срок;

– неявка без уважительных причин на работу в организацию, куда он направлен инспекцией;

– нарушение осужденным правил внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы;

– нарушение трудовой дисциплины;

– несообщение в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении своего места жительства [3] .

Отдельные из указанных выше нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ могут предусматриваться и в действующем уголовно-исполнительном законодательстве. Справедливо отмечает Н. Г. Осадчая, что было бы целесообразно предусмотреть в законодательстве и Инструкции понятие и характеристику уклонения от обязательных работ, которая была бы дана в открытом виде [4] . Следовало бы предусмотреть первоначально в УИК РФ, а затем в действующей Инструкции понятие и характеристику конкретных видов нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ, как это сделано законодателем в ч. 1 ст. 46 УИК РФ в отношении нарушений порядка и условий отбывания осужденными исправительных работ.

В п. 55 Инструкции № 142 отмечается, что в случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания инспекция проводит с ним беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством РФ. По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой осужденный ознакамливается под роспись. В данном случае в ведомственном акте определяется порядок предупреждения осужденного о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством РФ. Заслуживает внимания указание в п. 55 Инструкции на то, что осужденный должен предупреждаться о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством РФ именно в ходе беседы. Бесспорно, что именно в ходе беседы с осужденным сотрудник уголовно-исполнительной инспекции может выявить не только причины и условия нарушений осужденным порядка и условий отбывания наказания, но и определить для себя меры, направленные на их профилактику, предупреждение.

Следует заметить, что в п. 56 Инструкции № 142 (в ред. от 27.12.2010) указывается, что «за уклонение от отбывания наказания, выразившееся в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденные документами организации, осужденному выносится предупреждение. Предупреждение выносится инспекцией не позднее грех рабочих дней со дня невыхода на обязательные работы и нарушения трудовой дисциплины, объявляется осужденному под роспись».

Введение законодателем понятия «уклонение от отбывания наказания» наряду с «нарушением порядка и условий отбывания наказания» противоречит сложившейся практике и требует дополнительного разъяснения.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ (ч. 2 ст. 29 УИК РФ). В п. 57 Инструкции № 142 уточняется, что в отношении осужденного, более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ. К представлению прилагаются копии документов, характеризующих осужденного и подтверждающих его уклонение от отбывания наказания.

Согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

В соответствии с п. 58–60 Инструкции № 142 представление о замене обязательных работ другим видом наказания инспекция направляет в суд в течение трех суток (без учета выходных и праздничных дней) со дня установления факта злостного уклонения осужденного от отбывания наказания, а в отношении лица, скрывшегося с места жительства, – после проведения первоначальных мероприятий по розыску. В период нахождения документов личного дела осужденного в суде инспекция продолжает работу по исполнению наказания. В случае отказа суда в замене обязательных работ другим видом наказания новое представление в суд направляется после совершения осужденным повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания.

Понятие злостного уклонения от отбывания обязательных работ закреплено в ч. 1 ст. 30 УИК РФ. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Характеристика злостного уклонения, влекущего в соответствии с УК РФ замену неотбытого наказания более суровым видом уголовного наказания, дана законодателем в УИК РФ в исчерпывающем, закрытом виде.

Ряд положений, предусмотренных ч. 1 ст. 30 УИК РФ, требует дополнительной регламентации.

Так, законодатель не указывает, что понимается под уважительными причинами, вследствие которых осужденный может не выходить на работу два и более раз с начала исполнения наказания. А. А. Рябинин полагает, что оправданием пропуска обязательных работ может служить больничный лист, выданный осужденному, а также семейные, личные, объективные и субъективные причины, оценивать которые будет уголовно-исполнительная инспекция [5] .

Рассматривая злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ, А. И. Бойко полагает, что «не вполне корректно отнесение к числу обстоятельств, имеющих уголовно-правовые и уголовно-исполнительные последствия, случаев нарушения трудовой дисциплины (отбывается наказание, а не выполняются обязанности по трудовому договору)» [6] . Оспаривая указанное мнение, следует отметить, что специфика исполнения обязательных работ заключается именно в том, что осужденный трудится в организации, обязан соблюдать правила внутреннего распорядка этой организации, поэтому в данном случае трудовая дисциплина может рассматриваться и как междисциплинарный институт. В соответствии со ст. 189 ТК РФ под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

Следует отметить, что законодатель также не раскрывает, что понимается под словами «скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания». В юридической литературе отмечается, что скрывшимся в целях уклонения от отбывания обязательных работ «может считаться осужденный, изменивший именно с этой целью свое место жительства либо иным образом уклоняющийся от контроля и привлечения его к отбыванию наказания» [7] . А. А. Рябинин отмечает, что, «наверное, не будет злостным нарушением, если осужденный на основном месте работы выехал в командировку и не сумел предупредить уголовно-исполнительную инспекцию или представителей администрации организации, где он отбывает наказание» [8] . Однако данное поведение осужденного противоречит условиям исполнения и отбывания обязательных работ, закрепленным в ст. 26 УИК РФ. В частности, оно не соответствует ч. 1 ст. 26 УИК РФ, в которой указывается, что осужденный обязан соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы (если, конечно, данные правила не будут предусматривать возможность выезда осужденных в командировки по основному месту работы). Кроме того, выезд осужденного в командировку не соответствует смыслу содержания ч. 2 ст. 26 УИК РФ, в соответствии с которой предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ. Если осужденный на основном месте работы выехал в командировку, в первый раз не предупредив уголовно-исполнительную инспекцию или представителей администрации организации, где он отбывает наказание, и лишь по возвращении объяснил свое поведение, то это следует считать нарушением порядка и условий отбывания обязательных работ. Если же осужденный совершает указанные действия повторно, то это следует рассматривать как злостное уклонение от отбывания наказания. Возможны случаи, когда работодатель по основному месту работы ставит осужденного в безвыходное положение, категорично уведомив об увольнении при невыезде в командировку. С целью предупреждения указанных, а также иных действий имеет смысл по просьбе осужденного уведомлять администрацию организации по основному месту работы (или по совместительству) о том, что один из его работников в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ отбывает уголовное наказание и что работодатель не имеет права требовать исполнения работником обязанностей, противоречащих порядку и условиям отбывания обязательных работ.

Заслуживает внимания предложение С. А. Боровикова о необходимости внесения «дополнения в ст. 30 УИК РФ, предполагающего закрепление еще одного случая злостного уклонения от отбывания обязательных работ – в случае систематического (более двух раз в течение месяца) невыполнения осужденным установленных минимальных норм выработки либо систематического невыполнения заданий, полученных от представителя администрации» [9] .

Рассматривая положения ст. 30 УИК РФ, нельзя не отметить, что если осужденный один раз или дважды не выходит на работу или нарушает трудовую дисциплину в течение месяца, то это не будет являться злостным уклонением от отбывания обязательных работ.

Как отмечает А. И. Бойко, в УИК РФ при регулировании исполнения и отбывания обязательных работ «неосмотрительно позабыта возможность двукратного и более игнорирования осужденным предупреждений инспекций в его адрес, возможность возбуждения дисциплинарного производства по этим случаям (что можно предложить по введению в действие Положения об уголовно-исполнительных инспекциях)» [10] .

В данном случае следует вспомнить опыт законодательного регулирования понятия злостного уклонения от отбывания исправительных работ, в частности ч. 3 ст. 46 УИК РФ, в соответствии с которой злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме.

Указанную законодательную формулировку можно было бы использовать и при определении злостного уклонения от отбывания обязательных работ.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 УИК РФ злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок- до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

В п. 141 – 145 Инструкции № 142 указывается, что первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных к обязательным работам, скрывшихся от отбывания наказания, проводит инспекция, на учете которой они состоят. Первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных проводятся с момента, когда инспекции стало известно об уклонении осужденного от отбывания наказания, на основании рапорта сотрудника инспекции, утвержденного начальником инспекции.

При проведении первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного инспекция:

– информирует подразделение розыска территориального органа ФСИН России об осужденном, в отношении которого начаты первоначальные мероприятия по установлению его местонахождения;

– проводит по месту жительства, в организации, где работал (учился) осужденный, опрос лиц, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении осужденного;

– запрашивает и получает информацию по учетам подведомственных территориальному органу ФСИН России учреждений;

– использует иные доступные источники информации, способствующие розыску осужденного.

В проведении первоначальных мероприятий по установлению местонахождения скрывшегося осужденного инспекции оказывает содействие в пределах своей компетенции подразделение розыска территориального органа ФСИН России. Документы, полученные в ходе первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного, помещаются в отдельную папку, которая хранится при личном деле.

Если в течение 30 дней в результате первоначальных мероприятий местонахождение осужденного не будет установлено, инспекция:

– информирует подразделение территориального органа ФСИН России о результатах первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного;

– объявляет розыск осужденного к обязательным работам, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, местонахождение которого неизвестно.

Об объявлении розыска инспекция выносит постановление, которое совместно с материалами первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного направляется в соответствующий орган внутренних дел.

Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта об обязательных работах, а равно воспрепятствование исполнению указанных судебных актов влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 315 УК РФ [11] .

  • [1]Орлов В. Н. Исполнение наказания в виде обязательных работ: гл. 4 // Постатейный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: по сост. на 1 септ. 2007 г.: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / под ред. IO. И. Калинина. М.: Илекса. 2007. С. 117.
  • [2] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. И. Зубков. М.: Инфра-М; Норма, 1997. С. 65.
  • [3] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт-1 М, 1997. С. 82; Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. С. В. Степашина. М.: Юристъ, 1999. С. 137; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (официальный текст по состоянию на 1 ноября 2001 г.). Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. А. С. Михлина, В. И. Селиверстова. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2001. С. 50; Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. О. О. Миронова; науч. ред. А. С. Михлин, В. И. Селиверстов. М.: Юриспруденция, 2003. С. 90.
  • [4]Осадчая Н. Г. Обязательные работы как новый вид наказания в российском уголовном законодательстве. С. 169.
  • [5]Рябинин А. А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства: монография. Домодедово: Всерос. ин-т повышения квалификации работников МВД России, 2000. С. 213.
  • [6] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / под общ. ред. Г1. Г. Мищенкова. С. 133.
  • [7] Комментарий к Уголопно-исполнителыгому кодексу Российской Федерации / под общ. ред. О. О. Миронова; науч. ред. А. С. Михлин, В. И. Селиверстов. С. 93.
  • [8]Рябинин А. А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. С. 214.
  • [9]Боровиков С. А. Обеспечение контроля при исполнении обязательных работ // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 2. С. 19.
  • [10] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / под общ. ред. П. Г. Мищенкова. С. 133.
  • [11] См. параграф 3.3 настоящего учебника.

studme.org

Это интересно:

  • Состав преступления ст 118 ук рф Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК). В зависимости от степени тяжести вреда, причиняемого здоровью […]
  • Как написать жалобу на судебного пристава старшему судебному приставу Как законно обжаловать действие или бездействие судебного пристава. Какие варианты, нюансы, куда жаловаться? Иногда чрезмерная загруженность судебных приставов по ключевым делам приводит к пренебрежению интересами других участников […]
  • Фссп закон о судебных приставах Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах"" Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 […]
  • Что относится к преступлениям средней тяжести Классификация преступлений по степени тяжести (по состоянию 2017 год) Для облегчения определения привожу все статьи УК, уже разбитые по тяжести, остается только найти интересующую. Таблица приведена в соответствии с УК РФ на 2017 […]
  • Ук рф 216 статья О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЕДЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ РАБОТ Общественная опасность нарушения правил безопасности при осуществлении строительных и иных видов работ […]
  • Закон о федеральном бюджете 2012 г Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ"О федеральном бюджете на 2012 […]