Ударные и безударные правило

Цель : развивать умение проверять безударные гласные в словах.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите, какие буквы, пропущенные в словах, вы вставили. Обоснуйте свой ответ.

– Как нужно проверять слова с парными звонкими и глухими согласными на конце?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова : енот, беда, ежиха, ведро.

– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая встречается во всех этих словах и может разделить их на две группы. (Мы будем писать букву е. Она встречается во всех этих словах. Но в словах енот и ежиха она обозначает два звука:[й’], [э] – это первая группа, а в словах беда и ведро один звук: [э] – это вторая группа.)

– Определите последовательность букв в этом ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная е, строчная р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита.)

IV. Устный диктант с использованием сигнальных карточек.

Учитель называет слова с непроверяемыми гласными в корне: месяц, горох, пенал, тетрадь, молоко, одежда, мороз, работа, платок, ветер, заяц, береза.

– Почему написание этих слов нужно запомнить? (Безударные гласные нельзя проверить.)

V. Проверка безударных гласных в корне.

1. Беседа по вопросам :

– Какой вопрос вам приготовил Почемучка?

– Как вы ему ответите?

2. Наблюдение над словами с безударными гласными, которые нужно проверять. (Упр. 65.)

3. Работа над правилом на с. 30.

4. Подбор проверочных слов. (Упр. 66.)

В процессе выполнения работы закрепляется алгоритм последовательности действий учащихся при проверке безударных гласных в корне: 1) обозначить в слове ударение и найти безударный гласный звук; 2) изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, то есть подобрать проверочное слово; 3) написать в проверяемом слове ту безударную гласную, которая есть в проверочном слове.

5. Самостоятельная работа.

На доске записано стихотворение И. С. Тургенева:

Гуляют тучи з..л..тые

Над отдыхающей з..млёй,

П..ля просторные, немые,

Бл..стят, облитые р..сой.

– Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

– Встаньте, пожалуйста. Сейчас проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если в этом слове безударная гласная е, хлопните в ладошки, если безударная гласная и – сделайте наклон вперед. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударной гласной и.

Учитель называет слова: спина, река, ведро, зерно, лицо, стена, село, листы, звезда, слеза, стрела, зима, число.

6. Работа по вариантам.

М..лчать, м..сной, охр..нять, уд..влять, гр..знуля, пл..сать.

По..вился, г..рчица, сл..зинка, ш..повник, скр..пучий, нар..дить.

– Спишите. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

– Как проверить слова с безударными гласными? Приведите свои примеры.

Домашнее задание. Правило на с. 30, упражнение 68.

tak-to-ent.net

УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

3. ЗВУКИ И БУКВЫ

УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

1. Есть ли в русском языке слова, в которых нет ударения? Может ли быть ударным согласный звук? Почему?

2. Выпиши из словаря в конце учебника любые пять слов, поставь в них ударение.

Гласные звуки в слове делятся на ударные и безударные: тет-радь, У-кра-и-на.

Ударение – это произнесение звука с большей силой. Слог, в котором есть ударная гласная, называется ударным слогом.

1. Прочитай отрывок из стихотворения Я. Козловского. Назови слова-обращения. Ответь на вопросы.

Меж собой лицом мы схожи,

Но по смыслу далеки.

Вам, ребята, молотки?

– Властен ты над смыслом слова!

Все зависит, знай, дружок,

По спине какого слога

Нас ударит молоток.

– Что за молотки есть у слогов? Как называется слог с ударным звуком?

2. Выпиши из стихотворения выделенные слова, разделив их на слоги и на части для переноса. Поставь ударение.

Ударение может различать слова, например: Я плачу деньги за проезд. Я горько плачу.

1. Прочитай стихотворение Я. Козловского, правильно ставя ударение.

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

2. Спиши второе предложение.

Поставь ударение в словах, которые одинаково пишутся.

1. Прочитай слова. Запомни, где в этих словах ставится ударение.

Звонить, алфавит, Украина, туфля.

Звонит, алфавитный, украинский, туфель.

2. Спиши слова в алфавитном порядке.

3. Придумай и запиши предложение с одним из слов.

1. Рассмотри рисунок. Придумай рассказ, используя слова из справки.

Справка. Одевать девочку, надевать варежки, одеваться на прогулку, надето пальто, обуты сапоги, умеет обуться, бежать на горку, зимние радости.

2. Составь и запиши два-три предложения со словами одевает и надевает.

Чтобы проверить безударные гласные, их нужно поставить под ударение. Например: бежать – бег, часы – час, поля – поле.

1. Прочитай стихотворение П. Синявского, правильно ставя ударение в словах. Назови безударные гласные.

Свекла плакать начала,

До корней промокла.

Я, ребята, не свекла,

Я, ребята, свекла!

2. Спиши стихотворение.

1. Расскажи, что тебе известно об ударении, используя слова-помощники.

Слова-помощники: слог, гласные ударные и безударные, правила переноса.

2. Запиши правила переноса слов, продолжи в предложения. Слова нужно переносить…. Нельзя отрывать….

Запиши ответы к игре “Да – нет” и проверь их при помощи учителя.

1. Слоги бывают ударные и безударные?

2. Слова всегда переносятся по слогам?

3. Ударение может различать слова?

4. В слове украинский ударение падает на третий слог?

1. Расскажи родителям, что ты знаешь о стране, в которой живешь. Используй слова: Украина, украинский, новые, книжки. Правильно ставь в них ударение.

school.home-task.com

Ударные и безударные правило

Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 5 класс>>Русский язык: Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения

Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения

В слове, состоящем из нескольких слогов, один всегда звучит более чётко, произносится с большей силой и длительностью, чем остальные: дру-жи’тъ.

Произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью называется ударением (по-укр.: наголос), а сам слог — УДАРНЫМ (по-укр.: наголошеним). Остальные слоги в слове безударные (по-укр.: ненаголошені).

Ударение позволяет различать разные слова: за’мок — замо’к и разные формы одного и того же слова: города’— го’рода.

1. Прочитайте вслед за учителем слова. Запомните правильное ударение в них.

Досу’г, киломе’тр, предме’т, катало’г, добы’ча, дремо’та, гу’сеница, щаве’ль, свёкла.

2. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова и поставьте в них ударение. Посчитайте количество слогов и укажите ударный слог.

В одном городе, на одной улице и даже в одном доме жили три мальчика. Один мальчик любил собирать всякие железки, винтики, гаечки, а потом мастерить них машины и самолёты. Второй мальчик любил слушать разные истории про старину. А третий мальчик любил копаться в песке. Мальчики дружили между собой и всегда помогали друг другу.
(По М. Бартеневу)
Теория Б

Кроме словесного ударения, в звучащей речи выделяем ударение логическое. Это выделение важного, главного по смыслу слова (или словосочетания) в высказывании. Такое выделение осуществляется с помощью повышения тона, увеличения силы и длительности звучания : Я читать книгу в папином кресле. Я люблю читать в папином кресле. Я люблю читать книгу в кресле.

3. Прочитайте стихотворение, выделяя голосом слова, на которые, по вашему мнению, падает логическое ударение. Выпишите слова, в которых, по мнению автора, допускаются ошибки в постановке ударения. Запомните их правильное произношение.

Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Возил не шо’фер, а шофёр.
Не фа’рфор, а фарфо’р.
Был оглашён не приговор —
Судебный пригово’р.
Строгал не сто’ляр, а столя’р,
Но до’ску — не доску’.
И слушал в одиночестве
Не «Тоску», а тоску.
(Ф.Кривин)

Отослано читателями из интернет-сайтов

Сборник конспектов уроков русского языка, учебная программа по русскому языку, материалы для подготовки к урокам/, готовые домашние задания

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

edufuture.biz

Ударные и безударные правило

1-4-1
То, что ты говорил — это устная речь.
То, что ты писал и читал — это письменная речь.

1-4-2
Предложение выражает законченную мысль.

Начало предложения пишется с большой буквы.
В конце предложения ставится точка.

1-4-3
В конце вопросительного предложения ставиться «?».

1-4-4
В конце предложения, которое выражает особое чувство, побуждение, приказ, ставится восклицательный знак — !

1-4-7
С помощью тире выделяют речь говорящего.

1-5-1
Текст — это два или больше предложений, связанных по смыслу.

1-5-2
Текст состоит из частей. Часть текста, или абзац, — это одно, два или более предложений, в которых содержится новая мысль. Каждая часть текста начинается с красной строки.

1-5-4
Текст можно озаглавить.

1-5-5
Это — текст-описание. К тексту-описанию можно поставить вопрос какой?

1-5-6
Это текст — повествование.
К тексту — повествованию можно поставить вопрос: что случилось?

1-5-12
Имена, отчества, фамилии людей и клички животных пишут с большой буквы. Это имена собственные.

1-5-15
С большой буквы пишутся названия улиц, сел, городов, стран, морей и рек.

Это имена собственные.

1-5-16
Авторы и названия книг пишутся с большой буквы.

1-6-2
ЖИ и ШИ пиши с буквой И!

1-6-3
ЧА и ЩА пиши с буквой А!

1-6-4
ЧУ и ЩУ пиши с буквой У!

1-7-1
Звуки речи мы произносим и слышим. Буквы пишем и читаем.

1-7-3
Слова состоят из звуков. На письме звуки обозначаются буквами.

1-7-4
Звук и буква не всегда совпадают. Будь внимателен при письме.

1-7-5
Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки образуются, если воздух проходит свободно. Согласные звуки образуются, если воздух на своем пути встречает препятствие.

1-7-9
Сколько в слове гласных, столько и слогов.

1-7-13
Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. Знак переноса «-«.

Слова из одного слога не переносятся.

1-7-14
Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку.

При переносе Й и Ь остаются на строке. оль-ха, зай-ка

1-8-1
Один слог в слове произосится с ударением.

1-8-2
Гласная под ударением называется ударной гласной, остальные гласные — безударные гласные.

В словах из одного слога ударение не ставится.

1-8-3
От места ударения зависит смысл слова.
з’амок — зам’ок

1-8-4
Созвучные (похожие по звучанию) концы строк в стихотворении называются рифмой.

1-8-5
Под ударением гласный звук и гласная буква совпадают.

1-8-7
Произношение безударных гласных может расходится с написанием. Безударные гласные нужно проверять.

1-8-9
Чтобы правильно написать безударную гласную, нужно изменить слово так, чтобы она стала под ударение:
лиса — лис, леса — лес

www.miksike.net

РУССКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ (Russian pronunciation), 3. Ударные и безударные гласные

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Что такое «ударение»? Это когда мы выделяем какой-то слог в слове при произношении.

В русском языке довольно сильное ударение, и оно, к сожалению, может падать на различные слоги, а не только на последний, как во французском, или на предпоследний, как в польском.

Гласные в ударной позиции звучать в полтора раза длиннее, чем в безударной.

Важно также, что некоторые гласные в ударной и безударной позиции произносятся по-разному.

Во-первых, буквы «а, и, у, ы» всегда произносятся одинаково, но в ударной позиции они звучат сильнее и дольше: лампа, липа, блины, сырой, сытый, булка, бабушка.

Но нужно отметить, что в безударной позиции все русские гласные сильно редуцируются и часто теряют свою чёткость, как, кстати, в английском языке, вспомним хотя бы ‘beautiful’.

Буква «о» в ударной позиции сохраняет звук «о»: поле, стол, лошадь.

Но в безударной позиции эта буква звучит как звук «а»: собака, доска, окно.

Буква «е» в ударной позиции звучит как «е», а в безударной как «и»:

Лес, лето, серый; но: весна, сегодня, берёза, река, сестра.

Буква «я» в предударной позиции звучит как звук «и», но в послеударной позиции как короткий звук между «и» и «а»: пять – пятнадцать, но: десять; январь – деревня.

ВАЖНО: Не пытайтесь ясно и четко произносить русские безударные гласные. Чем более быстро и не совсем ясно вы будете их произносить, тем более естественно они будут звучать.

To hear audio for this text, and to learn the vocabulary sign up for a free LingQ account.

Хотите изучать язык?

Учитесь на этом тексте и это понравится тысячам на LingQ.

  • Огромная библиотека аудиоуроков, все с сопровождающим текстом
  • Революционные инструменты обучения
  • Глобальное, интерактивное образовательное сообщество

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Что такое «ударение»? Это когда мы выделяем какой-то слог в слове при произношении.

В русском языке довольно сильное ударение, и оно, к сожалению, может падать на различные слоги, а не только на последний, как во французском, или на предпоследний, как в польском.

Гласные в ударной позиции звучать в полтора раза длиннее, чем в безударной.

Важно также, что некоторые гласные в ударной и безударной позиции произносятся по-разному.

Во-первых, буквы «а, и, у, ы» всегда произносятся одинаково, но в ударной позиции они звучат сильнее и дольше: лампа, липа, блины, сырой, сытый, булка, бабушка.

Но нужно отметить, что в безударной позиции все русские гласные сильно редуцируются и часто теряют свою чёткость, как, кстати, в английском языке, вспомним хотя бы ‘beautiful’.

Буква «о» в ударной позиции сохраняет звук «о»: поле, стол, лошадь.

Но в безударной позиции эта буква звучит как звук «а»: собака, доска, окно.

Буква «е» в ударной позиции звучит как «е», а в безударной как «и»:

Лес, лето, серый; но: весна, сегодня, берёза, река, сестра.

Буква «я» в предударной позиции звучит как звук «и», но в послеударной позиции как короткий звук между «и» и «а»: пять – пятнадцать, но: десять; январь – деревня.

ВАЖНО: Не пытайтесь ясно и четко произносить русские безударные гласные. Чем более быстро и не совсем ясно вы будете их произносить, тем более естественно они будут звучать.

Хотите изучать язык?

Учитесь на этом тексте и это понравится тысячам на LingQ.

  • Огромная библиотека аудиоуроков, все с сопровождающим текстом
  • Революционные инструменты обучения
  • Глобальное, интерактивное образовательное сообщество

www.lingq.com

Это интересно:

  • Приказ департамента образования приморского края МКУ "Методический кабинет" Главное меню Рекомендуем Сайт управления образования и молодежной политики УГО Рекомендации по подготовке документов к аттестации педагогически работников Аналитическая справка по итогам приема […]
  • Правила уч Правила приема в школу (2018-2019 уч.год) МАУ ДО "Черняховская художественная школа объявляет прием учащихся Прием документов осуществляется с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00 в здании школы по адресу: г. Черняховск, ул. […]
  • Ип на енвд налоги отчетность Ип на енвд налоги отчетность 11 августа 2018 Отчетность ИП на ЕНВД 2018 (без наемных работников) Для того чтобы перейти на «вмененку», нужно подать в инспекцию заявление в срок не позднее пяти дней, со дня фактического начала […]
  • Правила работы над ошибками Система работы над ошибками на уроках русского языка 1. Традиционная форма работы над ошибками Даем, например, задание классу: найдите среди ошибок слова с орфограммой «Безударная гласная в корне» («Непроизносимая согласная в корне», […]
  • Закон джоуля единица измерения Закон джоуля единица измерения Каталог статей Справочная информация Справочник по электротехнике Currently 3.79/5 1 2 3 4 5 Рейтинг 3.8/5 (194 голосов) Закон Джоуля-Ленца определяет меру теплового действия […]
  • Таможенные органы Их система задачи полномочия Таможенные органы Их система задачи полномочия §1. Понятие, задачи и система таможенных органов Таможенные органы - одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с […]