УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .

Смотреть что такое «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» в других словарях:

Учебно-методическое пособие — учебно методическое пособие: учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) или воспитания;. Источник: Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче… … Официальная терминология

учебно-методическое пособие — Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN guidance manualmethods handbook DE methodischer… … Справочник технического переводчика

учебно-методическое пособие — учебно методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Учебно-методическое пособие — учебное издание по методике преподавания учебной дисциплины (ее части или раздела) и (или) методике воспитания и обучения … Издательский словарь-справочник

Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания … Реклама и полиграфия

учебно-методическое пособие — Rus: учебно методическое пособие Deu: methodischer Lehrbehelf Eng: guidance manual, methods handbook Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, её раздела, части или воспитания. ГОСТ 7.60 [3.2.4.3 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

методическое пособие в культуре речи — Жанр учебно научного подстиля; М.п. включает следующие компоненты: разработку занятий по темам, списки литературы по каждой теме, план к каждому занятию и т.п … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Учебно-методический комплект — совокупность учебных и учебно методических материалов, обеспечивающих полноценное знаниевое и компетентностное изучение и качественное преподавание учебной дисциплины; включает, как правило, учебник, рабочую тетрадь для учащегося, атласы, карты,… … Официальная терминология

Пособие — издание в помощь обучению, овладению к. л. профессией, выполнению той или иной деятельности. См. также Методическое П., Наглядное П., Практическое П., Справ. П., Учебное П., Учебное наглядное П., Учебно методическое П … Издательский словарь-справочник

учебно-научный подстиль — Одна из разновидностей научного стиля, включающая следующие жанры учебно методических работ; учебник, словарь, методическое пособие, лекцию и др … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

professional_education.academic.ru

Чем отличается учебник от учебного пособия

В средних и высших учебных заведениях часто применяются учебники и учебные пособия. Названия этих вспомогательных средств похожи, идентичны ли их содержание и назначение? В этой статье вы узнаете, как отличить учебник от учебного пособия и выбрать необходимые материалы.

Учебник – это книга, в которой систематизирована информация, знания по конкретной дисциплине. Информация в нем фундаментальна и доказана практически и поэтому дает учащимся основу знаний по тому или иному предмету. Структура учебника включает себя разделы, они обычно выделены по темам, а также существуют подразделы в больших темах, часто их именуют параграфами.

Как распознать учебник?

  • Объем его составляет от 200 – 500 страниц. Редко встречаются учебники с меньшим количеством страниц.
  • Он официально утвержден, как правило, министерством образования или другими государственными структурами.
  • В нем большое количество иллюстративного материала, который помогает полностью раскрыть суть дисциплины.

Применения учебника

  • Вспомогательный материал на уроках, лекция, практикумах и других занятиях.
  • Привлечение учащегося к процессу получения знаний.
  • Получение предметной и точной информации относительно одного вопроса или всего освоения предмета.
  • Используется для формирования умений проводить анализ фактов, событий и составлять на основе этого выводы.
  • Для получения полного представления о предмете.

Учебное пособие

Учебное пособие является дополнением к основной программе обучения. В нем собранно в кратком и лаконичном объеме информацию по конкретной теме или нескольким темам.

Сегодня существует несколько видов учебников в зависимости от применения:

  • Учебные практикумы, с их помощью учащиеся практически осваивают информацию.
  • Учебные хрестоматии, в которых основной материал подкреплен дополнительно схемами, разъяснениями, рисунками.
  • Энциклопедические издания, справочные учебники, в них собраны факты, раскрывающие суть дисциплины.

Как определить учебное пособие?

  1. Компактный объем, до 100 страниц.
  2. Выпускается как дополнение к основной учебной программе.
  3. Изложенный материал представлен в форме тезисов, схем, диаграмм.
  4. Применение учебного пособия
  5. Самостоятельное изучение одного или нескольких вопросов, для которых не требуются разъяснения учителя или лектора.
  6. Для того чтобы узнать самую новую и актуальную информацию в области изучения
  7. Помощь в составлении конспектов, так как многие пособия выполнены в виде тезисов и конспектов.

Учебных пособий также несколько видов: методического, наглядного характера, в виде конспектов лекций или в виде каталогов, а также источники иллюстративного вида, к которым можно отнести атлас или схему.

Общее между учебником и учебным пособием

  • Используются при процессе изучения. И первый, и второй вид литературы востребован в школах, колледжах, университетах.
  • Являются учебной литературой. Учебник или пособие сложно, например, отнести к художественной литературе.
  • Применяются при подготовке к контрольным, экзаменам. Учебник содержит фундаментальные основы по предмету, необходимые для успешного прохождения испытаний, пособие дополняет новой информацией, систематизирует визуально в виде схем, таблиц.
  • Учебник и учебное пособие различаются по типам, в зависимости от содержания и отрасли применения.

Основные различия

  1. В области знания. Учебник излагает обобщенные результаты, доказанные практически и систематизированные. Учебное пособие может содержать дополнение к уже известным фактам, явлениям. Информация, более специализированная и дозирована в меньшем объеме, чем у учебника.
  2. В разъяснении. Учебник зачастую включает в себя сложный материал, большое количество фактов, понятий, которые требует пояснения учителя или лектора. Учебное пособие построено в более простом формате, доступном для самостоятельного изучения.
  3. Размер. Учебник обычно объемом от 200 и более страниц, каждый вопрос подробно расписан, плюс имеются иллюстрации и иногда справочный материал. Учебное пособие компактно, материал подан, сжато такой формат позволяет носить с собой.
  4. Авторы. Составлением учебников занимаются доктора, кандидаты наук, учителя высшей категории. Составление учебника – это длительный процесс, занимающий много времени, включая редакцию и оформление. Часто в этом случае составлением занимается не один автор, а целая группа, результаты их работы и становятся учебником. Учебное пособие при желании может составить любой желающий, если он чувствует, что обладает нужными знаниями и навыками в данной сфере, и желательно обладающий профильным образованием. Информацию об этом можно посмотреть в начале учебника, в разделе редколлегия.

Учебник и учебное пособие – это не два антипода, которые смогут заменить друг друга. Это скорее единая конструкция, в котором учебник дает основу, фундамент знаний, а учебное пособие дополняет недостающие фрагменты. Применение двух этих видов учебной литературы позволит получить наиболее полные, точные знания, навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной или научной деятельности.

vchemraznica.ru

Учебно-методическое пособие: авторская электронная игра «Секреты интонации» для развития навыков определения выразительных средств музыки

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основополагающим понятием в музыке является ИНТОНАЦИЯ. Почувствовав и поняв интонацию музыки, мы начинаем понимать музыкальный язык и музыкальную речь. В речи музыкальной и разговорной интонация является единым стержнем. Каждый человек, воспринимая речь другого человека, может не разобрать смысла отдельных слов, но догадается по интонации о смысле сказанного в целом. Музыкальная интонация, вобрав в себя всё богатство оттенков музыкального языка и речи человека, несёт в себе смысл образного восприятия окружающего мира. Понимание музыкальной интонации происходит в процессе изучения выразительных средств музыки. Раскрывая для себя свойства каждого выразительного средства музыки и обнаруживая родство музыкальной и разговорной речи, ребёнок учится понимать музыкальный язык, как язык наших чувств и эмоций, язык человеческой души. Тогда душа человека становится чуткой, отзывчивой и разумной.

Целевое назначение игры

Электронная обучающая игра «Секреты интонации» предназначена для музыкальных занятий в общеобразовательной школе, а так же для изучения предметов Мировая музыкальная культура (ММК) и Музыкальная литература в музыкальных школах и ДДЮТ. Она даёт широкие возможности использования её в обучении, как на занятиях в классе, так и при самообучении в домашних условиях при наличии ПК. Применение данной игры целесообразно в изучении следующих тем:

  • Темы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, связанные с изучением выразительных средств музыки.
  • Темы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, связанные с изучением творчества Ф. Шопена.
  • Музыка и слово. (Первый год обучения, предмет Музыкальная литература).
  • Музыка и движение. (Первый год обучения, предмет Музыкальная литература).
  • Ф. Шопен. Краткий обзор творчества. (Второй год обучения, предмет Музыкальная литература).
  • Ф. Шопен – народный поэт Польши из раздела «Шедевры классического музыкального искусства XVIII-XIX-XX вв.» (5-7 классы, предмет ММК).
  • «Великие виртуозы – Паганини, Шопен, Лист» из раздела «Искусство виртуозов» («Музыка для детей», третий год обучения, предмет ММК).
  • Музыкальный язык. Ритм, динамика, темп, тембр в жизни, природе, искусстве, музыке.
  • Жанры музыки. Танцевальные: народные танцы разных стран, марши, программная музыка, жанры фортепианной музыки, сюиты для фортепиано (Второй год обучения, предмет ММК).
  • Изобразительность и выразительность в музыке. (Блок «Музыка», первый год обучения, предмет ММК).

Цель игры: восприятие и понимание музыкальной интонации через умение слышать и анализировать выразительные средства музыки, сопоставляя их с выразительной интонацией разговорной речи.

Поставленная цель реализуется через решение ниже следующих задач:

  • Обучающие задачи:
    • закрепить знание понятий, связанных с пониманием музыкальной интонации и являющихся основными средствами музыкальной выразительности: лад, темп, тембр, динамика, регистр, ритм, метр, мелодия, сопровождение и склад фактуры;
    • научить определять выразительные средства музыки, сопоставляя их с характером звучания музыкального произведения;
    • познакомить с творчеством Ф. Шопена на примере жанров польской танцевальной музыки – мазурки и полонеза.
  • Развивающие задачи:
    • обогащать словарный запас своей речи словами, передающими в художественно-образной форме различную эмоциональную окраску;
    • развивать слуховые представления, связанные с пониманием музыкальной интонации;
    • развивать образное мышление.
  • Воспитательные задачи:
    • воспитывать личностную культуру слушателя;
    • воспитывать через эмоционально-образное восприятие музыки любовь и эмпатию к окружающему миру.

Краткое содержание игры

Музыкальная интонация представлена в игре символически в виде сказочного цветика-семицветика. Идея изучения музыкальной интонации через знакомый детям сказочный образ взята из программы «Музыка» Г.П. Сергеевой и Е. Д. Критской для 1-4 классов общеобразовательной школы. Возможности современных компьютерных технологий позволили создать на основе этой идеи новую электронную обучающую игру «Секреты интонации» для развития навыков определения выразительных средств музыки, которая представлена в форме учебно-методического пособия.

Изучение и закрепление знания выразительных средств музыки происходит в процессе слухового анализа двух музыкальных произведений польского композитора Ф. Шопена – «Мазурка Фа мажор» и «Полонез Ля мажор». Благодаря тому, что в игре использованы два разных музыкальных произведения, создаётся два варианта возможных изменений музыкальной интонации, чтобы ребёнок смог сравнить музыку Мазурки и Полонеза, определяя между ними сходство и отличие. Поэтому, сама игра уже предполагает вариативный подход, т.к. даёт возможности:

  • проанализировать все выразительные средства музыки «Мазурки Фа мажор» и «Полонеза Ля мажор» по очереди;
  • разобрать каждое выразительное средство в отдельности на примере сравнения двух танцев.

Краткое описание игры

При выборе музыкального произведения на Домашней странице, происходит переход на слайд, где условно изображён цветик-семицветик, на лепестках которого находятся все выразительные средства музыки. Название каждого выразительного средства является ссылкой на свою страницу, где можно ещё раз прослушать выбранное музыкальное произведение и определить характерные признаки данного выразительного средства. При правильном выборе такого характерного признака на маленьком жёлтом цветке (символ цветика-семицветика) один из лепестков начинает светиться переливающимся цветом. Количество правильных ответов указано в центре желтого цветка. Чем меньше ошибок, тем быстрее включаются все лепестки по числу, указанному в центре цветка. Время, затраченное на определение всех характерных признаков одного выразительного средства на одном слайде, является показателем уровня знания данного выразительного средства.
Игру можно использовать в различных формах учебной деятельности: индивидуальной и групповой, во время работы в классе и дома при наличии ПК и компьютерной программы Microsoft Office PowerPoint.

Ход игры

Слайд №1

Домашняя страница – отправной пункт игры.

Подготовительный этап игры:

  • Выбираем название музыкального произведения.
  • Название музыки – это ссылка на начало игры.
  • Двойным щелчком по названию выбранного музыкального произведения переходим к началу игры.

Дальнейший ход игры будет представлен на примере Мазурки Фа мажор, т.к. Мазурка и Полонез – это два варианта одной игры, позволяющие проводить сравнительный анализ выразительных средств музыки двух разных музыкальных произведений.

Слайд «Интонация и выразительные средства музыки»

Начало игры:

  • Выбираем для изучения на данном музыкальном примере любое выразительное средство музыки.
  • Подчёркнутое название выразительного средства музыки на каждом лепестке цветика-семицветика – это ссылка на слайд с характерными признаками этого выразительного средства.
  • Щелчком по подчеркнутому названию выразительного средства музыки переходим на слайд с характерными признаками этого выразительного средства.

Слайды «Выразительные средства музыки»

Структура всех слайдов с выразительными средствами музыки имеет единый принцип и сходные приёмы игрового обучения. Рассмотрим это на примере некоторых из этих слайдов.

Условия игры:

  • Играющему нужно набрать нужное количество баллов, число которых указано в центре жёлтого цветка за минимальное количество времени.
  • В центре слайда выбирается один или два правильных варианта характерных признаков заданного выразительного средства музыки.
  • На цветных полосках выбираются слова, наиболее точно отражающие в литературно-образной форме черты этих признаков и особенности музыкальной интонации.
  • При правильном выборе начинает переливаться один из лепестков желтого цветка.
  • В случае ошибочного выбора характерный признак или полоска со словом исчезают.
  • Когда разгаданы «секреты интонации» по заданному выразительному средству, то количество «высвечивающихся» лепестков должно совпадать с цифрой в центре жёлтого цветка.
  • Во время игры в группе при ошибочном ответе ход переходит к следующему участнику игры.
  • Побеждает тот, кто быстрее находит правильные ответы.

Описание мультимедийных компонентов игры

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент: Windows
Форма представления: презентация (авторская интерактивная игра)
Компьютерная программа: Microsoft Office PowerPoint
Электронные ресурсы: графические изображения, фото, звуковые файлы, анимационные эффекты.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Система учебных изданий по дисциплине

Типы изданий

Виды изданий

Учебники, учебные пособия, тексты лекции, конспекты лекций

Методические указания, методические руководства

Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения

Учебные планы, учебные программы

Виды вузовских изданий

Учебное издание, содержа­щее систематизированные научно-теоретические сведения, изложен­ные в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-теоретических изданий являются учебник и учебное пособие.

Учебно-теоретическое издание, содержащее сис­тематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебно-теоретическое издание, офици­ально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Основные разно­видности учебных пособий: учебные пособия по части курса (частич­но освещающие курс); лекции (отдельная лекция, текст лекций, курс лекций, конспект лекций).

Учебно-теоретическое издание, содержащее подготовитель­ный материал для создания учебника или материал, дополняющий уже имеющийся учебник; включает сведения в объеме, превышающем учеб­ную программу, или, наоборот, отражает часть программы.

Учебно-теоретическое издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму из­ложения лекции, читаемой определенным преподавателем

Учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читае­мый определенным преподавателем

Учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дис­циплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем

Учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого опреде­ленным преподавателем

Учебное издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначено для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний. Основными разновидно­стями учебно-практических изданий являются практикумы, хрестоматии

Учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Основными разновидностями практикумов являются сборники упражнений, сборники задач (задачники), сборники иностранных текстов, сборники описаний лабораторных работ (сборники описаний практических работ, лабораторные практикумы), сборники планов семинарских занятий, репертуарные сборники, сборники партитур, сборники контрольных заданий

Учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний

Сборник задач (задачник)

Учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое из­дание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое издание, содержащее тематику семинарских занятий, порядок подготовки и проведения, рекомендуемую литературу, способствуют усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое издание предназначенное для формирования и развития профессиональных исполнительских умений и навыков, содержащее специально подобранные произведения, соответствующие уровню и содержанию подготовки студентов определенной специальности

Учебно-практическое издание, предназначенное для формирования и развития профессиональных уме­ний и навыков по аранжировке или инструментовке музыкальных произведений, содержащее специально подобранные музыкальные произведения, предназначенные для студентов определенной специальности

Учебно-практическое издание, практикум, содержащий перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений студентов по конкретной учебной дисциплине или комплексу учебных дисциплин

Учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, офици­альные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.

Учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-методических изданий являются методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ

Учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний

Учебно-методическое издание, включающее тематику работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы

Учебное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения. Основными разновидностями учебно-справочных изданий являются учебный толковый словарь, учебный терминологический словарь, учебный справочник

Учебно-справочное издание, словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Составляется в учебных целях, помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка

Учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), области знания и их определения (разъяснения)

Учебно-справочное издание, справоч­ник, содержащий сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной практический характер

Учебное издание, регламен­тирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного учебного заведения. Основными разновидностями учебно-программных изданий являются учебный план, тематический план, учебная программа, программа практики.

Учебно-программное издание, нормативный документ, характеризующий основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию; определяет состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение, указывает формы и сроки проверки знаний и умений студентов.

Учебно-программное издание, нормативный документ, представляющий собой систематизированный перечень основных частей, разделов и тем учебной дисциплины, с указанием количества часов, отведенных на их изучение, а также планируемых форм организации учебного процесса (лекций, семинарских, лабораторных и других занятий).

Учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу студентов.

Учебно-программное издание, нормативный документ, в котором раскрываются цели и задачи практики, определяется перечень формируемых профессиональных знаний умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики.

Учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дис­циплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно-наглядных изданий являют­ся альбомы и атласы

Учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей

Учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей

Учебно-библиографическое издание

Учебное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей по определенной теме (проблеме, вопросу), изучаемой в определенном курсе, группе дисциплин, предназначенное для организации самостоятельной работы учащихся по изучению, усвоению и закреплению пройденного материала, дающее возможность дополнить и расширить их знания за счет изучения приведенных источников. Основной раз­новидностью учебно-библиографических изданий являются учебно-вспомогательные библиографические пособия и библиографические справочники

Учебно-вспомогательное библиографическое пособие

Учебно-библиографическое издание, рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности

Учебный библиографический справочник

Учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические све­дения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность. Предназначен для расширения и углубления знаний при изучении определенной учебной дисциплины

biblio.chgpu.edu.ru

Электронное учебно-методическое пособие как форма самостоятельной работы учащихся в рамках элективных курсов

Разделы: Экономика

Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. В ситуации динамического социально-экономического развития страны анализ запросов сообщества, запросов учеников и имеющегося заказа государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования.

Современное общество, по мнению многих исследователей (Д. Белл, А. Тоффлер, В.Н. Зинченко и др.) находится на стадии перехода от индустриального типа к информационному.

Вопрос адаптации человека к жизни в высоко динамичном обществе становится в наше время весьма актуальным. Информационное общество требует информационно грамотных людей. Именно поэтому, информатизация общества диктует необходимость существенных изменений и в образовании, так как именно оно является фундаментом для всех областей человеческой деятельности. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.

Информатизация образования является важнейшим условием развития постиндустриального общества, в котором объектами и результатами труда подавляющей части населения являются информационные ресурсы и научные знания. Информатизация образования представляет собой сложнейшую и актуальную материально-техническую, научно-методическую, педагогическую, социальную и организационную проблему. Информатизация образования – процесс довольно сложный и требующий определенного времени и поэтапности осуществления:

  1. массовое освоение средств новых информационных технологий – создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путем базовой подготовки учителей и учащихся;
  2. активное внедрение средств новых информационных технологий в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов; видео- и аудиоматериалов на CD- и DVD- дисках;
  3. радикальная перестройка непрерывного образования, введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.

Современное российское общество сегодня находится на пороге смены образовательных парадигм.Учителя уже стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, электронная почта, видеокниги, учебно-методические пособия, обучающие игры и др. на лазерных дисках, видео-уроки с использованием спутникового телевидения, системы мультимедиа, и многое другое. Необходим, и уже начат, пересмотр организационных форм учебного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий.

Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.

Использование в учебно-воспитательном процессе электронных средств обучения позволяет педагогу добиться следующих результатов:

  1. упростить процесс планирования индивидуальной работы ученика и сократить время на подготовку, за счет использования программного обеспечения;
  2. составить систему заданий для каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности, увеличить объем используемых заданий, в разы сократить время их отбора и тиражирования;
  3. предложить учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей и из Интернета;
  4. при использовании на уроке сетевой версии электронного пособия появляется возможность контролировать индивидуальную работу каждого ребенка, вносить коррективы и оценивать его деятельность. Учащиеся могут работать в темпе, соответствующем их природным задаткам и уровню подготовленности.

Наша школа четвертый год работает по теме “Обучение, ориентированное на инновации с сохранением лучших традиций школы – путь к совершенствованию мастерства учителя и повышению знаний учащихся”. Нами накоплен определенный опыт по внедрению новых информационных технологий в учебный процесс:

  • Педагоги нашей школы являются авторами интегрированного экзамена информатика — другие общеобразовательные предметы (экономика, технология, химия, физика, литература, география и др.) для учащихся 11 класса в форме электронного учебного пособия, утвержденного Городским информационно-методическим центром 20.05.02. Данное начинание получило распространение среди учителей города по различным направлениям.
  • Для повышения эффективности учебной деятельности совместно с учащимися педагогами школы разработано более 30 электронных пособий по экономике, основам потребительских знаний, технологии, химии, физике, информатике, литературе, географии и др. В том числе “Азбука потребительских знаний”, электронные учебные пособия по экономике: “Основы маркетинга”, “Основы менеджмента”, “Основы предпринимательства”, по технологии “Секреты кулинарии”, “Мода от А до Я”, “Профориетатор (в помощь выпускнику)”, “Справочник по органической химии”, “Периодическая система Д.И. Менделеева”, “Красная книга Иркутской области” и другие, которые активно применяются в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработана система интегрированных уроков: информатика – другие общеобразовательные предметы. Особенно интересные и запоминающиеся — “Виртуальная экскурсия по г. Братску”, “Афганский эксперимент”, “Виртуальный макияж”, “Дизайн квартиры”, электронная версия деловой игры “Цена и спрос” и др.
  • Создан и успешно работает центр информационных технологий (включающий: два компьютерных класса, интернет-центр и видео-лекционный зал, оборудованный спутниковым телевидением, видео, DVD и компьютерной техникой).
  • Педагоги школы постоянно повышают свой профессиональный и методический уровень через курсы повышения квалификации. 43 педагога прошли краткосрочные курсы повышения квалификации на базе школы под руководством ГИМНЦ по теме: “Освоение и внедрение педагогического проектирования, поисково-исследовательской деятельности и методологии экспериментальной работы”, 37 педагогов и 3 администратора прошли курсы на базе Братского Государственного Педагогического Колледжа №1 по теме “Информационно-коммуникационные и педагогические технологии в профессиональной деятельности”.

Повышение методической и информационной культуры педагогов положительно влияет на учебно-воспитательный процесс и позволяет выйти на новый уровень использования новых информационных технологий.

В этом учебном году группой педагогов начата работа по созданию и внедрению электронных учебно-методических пособий в образовательный процесс, с целью увеличения доли самостоятельной работы учащихся и апробации форм дистанционного обучения для повышения качества обучения.

Для создания пособий была выбрана кейс-технология, которая является одной из форм самостоятельной работы учащихся с использованием электронных средств обучения и дополнительных источников информации. При выборе данной технологии был определен примерный набор курсов и модулей.

В качестве примера рассмотрим более подробно электронное учебно-методическое пособие “Основы экономики и предпринимательства”. Данное пособие содержит системное изложение основных разделов комплексной адаптированной программы “Основы экономики и предпринимательства”, которая состоит из пяти элективных курсов: “Основы экономики”, “Основы предпринимательства”, “Основы менеджмента”, “Основы маркетинга” и “Основы бухгалтерского учета”.

Именно тех разделов, которые находятся за рамками учебной программы общеобразовательной школы для учащихся 8-9 классов и могут повлиять на выбор профиля обучения в 10-11 классе.

Данное электронное пособие призвано помочь учащимся изучить основные вопросы экономики и предпринимательства, расширить их общий кругозор и помочь сформировать целостное представление о сущности экономической деятельности и применении ее в профессиональной сфере, а так же способствовать формированию экономического мышления и информационной культуры учащихся.

Учебный материал пособия сгруппирован в пять основных разделов:

  • Комплексная программа элективных курсов по экономике “Основы экономики и предпринимательства”;
  • Методические рекомендации по работе с электронным пособием;
  • Элективные курсы: “Основы экономики”, “Основы предпринимательства”, “Основы менеджмента”, “Основы маркетинга” и “Основы бухгалтерского учета”;
  • Словарь экономических терминов;
  • Список используемой и рекомендуемой литературы;
  • Информация об авторах пособия.

Каждый элективный курс, в свою очередь разбит на семь основных подразделов:

  • Тематическое планирование курса;
  • Теоретические основы;
  • Практические основы;
  • Вопросы для самостоятельного рассмотрения;
  • Задания для самостоятельного выполнения;
  • Рекомендуемая литература и другие источники информации для самостоятельного изучения и углубления знаний по данному курсу.

Данное электронное пособие рассчитано на широкий круг лиц, интересующихся вопросами экономической теории и практики, а так же учителей технологии, экономики, обществознания и географии. При проведении учебных занятий в качестве самостоятельного учебного пособия, и в качестве дополнительного материала.

Преимущества данного электронного учебно-методического пособия в том, что информация в нем представлена нелинейно, а, следовательно, можно открывать разделы содержания в любой последовательности. Сочетание текста, использование различных шрифтов, выделение цветом, наличие графических изображений способствуют лучшему усвоению материала.

Пользоваться данным пособием достаточно просто: для этого необходимо выбрать в содержании понравившийся раздел, (название разделов являются гиперссылками) и щелчком левой кнопкой мыши осуществить переход к материалу, выбранного раздела.

Для удобства пользователя учебный материал пособия сгруппирован в пять основных разделов, а каждый элективный курс, в свою очередь разбит на семь подразделов.

В теоретических разделах раскрывается содержание основных теоретических вопросов данных курсов в доступной, понятной форме с применением примеров из жизни, что облегчает понимание фактического материала.

Выполнение практических заданий помогает учащимся лучше усвоить теоретических материал, и способствует оптимальному выбору профиля обучения в старшей школе.

Разработанное учебно-методическое пособие проходит апробацию на базе школы в рамках проведения элективных курсов среди учащихся 9-х классов. 50% учащихся выбравших элективные курсы экономического профиля, остановили свой выбор на данной форме самостоятельной работы. Это те учащиеся, которые успешно владеют информационными технологиями и имеют дома компьютер.

На основе выше изложенного можно сделать следующий вывод, что внедрение кейс-технологии как формы самостоятельной работы учащихся способствует:

  • Индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов, занятости и потребностей обучаемых;
  • Стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному обучению;
  • Усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
  • Повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамическому обновлению.

Литература:

  • Гозберг Г.С. Информационные технологии: учебник для сред. проф. образования/ Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
  • Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  • Коджаспирова Г.М., Петров К.В.Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Это интересно:

    • 1 распределительный закон РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН Научно-технический энциклопедический словарь . Смотреть что такое "РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН" в других словарях: РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН — см. Дистрибутивность … Большой Энциклопедический […]
    • ХфМесть и закон КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ «Месть и закон» ( hi शोले (Шолей), en Embers, Fire Flames) — фильм, производство Индия, в оригинале на языке хинди, снятый в 1975 году режиссёром Рамешом Сиппи. Фильм считается самым лучшим хитом в истории […]
    • Приказ мвд россии от 27012003 59 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 июня 2003 г. N 372 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (в ред. […]
    • Ухта архипов нотариус Ухта архипов нотариус Уважаемые посетители! Рады приветствовать Вас на официальном сайте нотариуса Ухтинского нотариального округа (г. Ухта, Республика Коми) Архипова Александра Алексеевича . Здесь Вы можете ознакомиться не […]
    • Зрелая с несовершеннолетним Зрелая с несовершеннолетним * Публикуется по изданию: Кузьминов В. Н. Особенности правонарушений у несовершеннолетних с непсихотической психической патологией (по материалам амбулаторных и стационарных экспертиз) // Актуальні питання […]
    • Заявления в европейский суд Практические советы. Образец жалобы в Европейский суд. Практические советы. Образец жалобы в Европейский суд. Ниже мы приводим примерный образец жалобы в Европейский суд по правам человека. На базе этого образца практически каждый […]