Учебник профилактика преступлений

2. СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008. — 429 с.

Идеи общесоциологического предупреждения преступности и криминологической профилактики преступлений, получившие широкое распространение во всех республиках бывшего Союза, особенно в 60-е годы, совершенно справедливо рассматривались, как главное направление в борьбе с ней. Однако, и здесь не обошлось без перегибов. Программа КПСС выдвинула абсурдную и нереальную задачу «полной ликвидации» преступности. Это привело к замене конкретных программ профилактики преступлений политическими лозунгами и бесполезной шумихой о «ликвидации» преступности, что по сути дела являлось утопией, не основанной на глубоком анализе общественных явлений.

Нельзя забывать, что преступность – явление, борьба с которым требует усилий всего общества, и что предупреждение преступлений – одна из важнейших форм этой борьбы. Вот почему предупреждение преступности связывается в теории, прежде всего, с совершенствованием экономических, социальных отношений в направлении преодоления конфликтов человека с обществом и людей друг с другом.

Государство и общество, принимая все меры к тому, чтобы устранить различные негативные явления, правонарушения, преступность, формируют определенную систему государственных учреждений и общественных институтов, осуществлявших предупредительную деятельность. Принципы построения и функционирования ее имеют вполне конкретную практическую направленность. Это – сложная система органов, организаций и учреждений, осуществляющих профилактику преступлений (правонарушений) в интересах государства и общества.

Она (если говорить о ней в самом общем плане) может быть представлена как своеобразная теоретическая, методологическая и практическая ориентация профилактики, основанная на рассмотрении субъектов и объектов профилактического воздействия в виде подсистем, т.е. совокупности и элементов, связанных взаимодействием и в силу этого выступающих как единое целое – именно как система. При этом система профилактики правонарушений (преступлений) оценивается с позиций системного анализа, предполагающего, что каждый элемент указанной системы описывается с учетом его места и роли в ней, иерархичности строения, наличия подсистем (прежде всего, подсистемы субъектов и объектов). Это позволяет вести предметный разговор об организационной структуре системы профилактики. Именно организационная структура отражает данную систему в целом и отдельные ее элементы. Она также воплощает в себе определенную устойчивость связей между субъектами профилактики (в рамках системы этих субъектов) и «замыкает» их на соответствующие объекты (систему объектов).

Здесь неизбежно встает вопрос о содержании профилактики (методы, меры, мероприятия, виды, формы) и об обеспечении профилактической деятельности (организационные средства – материальные, так называемые людские, правовые и многие другие). Все это дает возможность обеспечить «механизм действия» системы профилактики преступлений в целом. Сама же профилактика (в виде системы) становится процессом управляемым 1 . В этом смысле мы и говорим об управлении профилактической деятельностью. А такая деятельность есть деятельность практическая.

Профилактика правонарушений (функционирование системы профилактики) буквально на каждом шагу дает подтверждение правильности положений о том, что она имеет именно практическую ориентацию и приводит к тем или иным результатам. И эффективность системы управления в сфере профилактики правонарушений можно определить как результат воздействия управляющей системы (субъектов) на управляемую (объекты) с целью добиться желаемого результата.

В Казахстане, где осуществление реформ не носит обвального характера, а происходит целенаправленно под контролем государства, субъекты профилактики, действующие на уровне государственных структур, получили дальнейшее развитие в сфере общественных институтов (имеются в виду такие общественные формирования, как советы аксакалов, добровольные отряды охраны правопорядка и т.п.). В совокупности эти государственные учреждения, общественные институты и осуществляемые ими профилактические меры и составляют ныне систему предупреждения преступлений.

При всей неустойчивости нынешних общественных отношений совершенно очевидно, что основными элементами системы должны быть: субъекты предупреждения преступлений, их взаимодействие друг с другом и с субъектами более общих систем; осуществляемые ими общие, специализированные и индивидуальные меры предупреждения преступлений; внедрение комплексных и целевых профилактических программ; социально-экономическое, правовое и ресурсное обеспечение предупредительной деятельности. Без понимания этого невозможна борьба с преступностью.

Система предупреждения преступлений, как и всякая социальная система, проявляет себя через конкретные формы деятельности. Профилактика преступлений корректирует взаимоотношения людей, воздействует на их поведение в обществе. Целевая предназначенность системы, ее отдельных субъектов, профилактических мер состоит в том, чтобы не допустить перерастания возникающих криминогенных ситуаций в конфликты, приводящие к нарушению уголовно-правовых запретов. В тех же случаях, когда преступление совершено, задача состоит в нейтрализации их причин, осуществлении профилактико-воспитательных мер, предотвращающих рецидив преступления. Таким образом, система предупреждения преступлений выполняет регулятивные, охранительные и воспитательные функции 1 .

Регулятивная функция профилактики состоит в создании таких условий, которые позволяли бы людям решать возникающие у них противоречия и конфликты в рамках требований закона. Предупредительная деятельность в данном случае является одной из гарантий обеспечения принципов верховенства закона.

Выполняя охранительную функцию, профилактика ограждает свободы и права граждан от правонарушений, защищает социально значимые ценности. В этом проявляется гуманистическая направленность предупреждения преступлений. Это же должно быть целью правового государства.

Воспитательная функция профилактики состоит в том, что она широко использует методы убеждения, коррекции поведения людей, приведения их поступков в соответствие с требованиями права и гуманистической морали. Эффективность профилактики составляет существенный атрибут уровня жизни людей в обществе. Чем результативней эта форма социальной деятельности, тем лучше защищены люди от преступных посягательств на основные человеческие ценности. Следовательно, профилактика преступлений – необходимая часть любого истинного гуманистического и правового государства. Отсюда система предупреждения должна не только эффективно действовать, но и постоянно совершенствоваться. Это совершенствование должно стать органичной частью общего процесса формирования демократического правового государства.

Необходимым элементом системы являются субъекты профилактики преступлений. К ним, в широком смысле слова, относятся все государственные и общественные институты, формирования граждан, своей деятельностью влияющие на предупреждение преступности. Среди этих субъектов есть такие, которые специально созданы для этих целей либо в их компетенцию, наряду с другими полномочиями, входит и обязанность осуществления в определенных рамках криминологической профилактики. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим характеристики лишь субъектов криминологической профилактики.

Классификация указанных субъектов может быть осуществлена по различным основаниям. Представляется возможным разделить их на три следующие группы. Первая – те субъекты, которые непосредственно ведут индивидуальную профилактику. Ко второй группе относятся субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения своих контрольных правоохранительных функций. Третью группу составляют субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений. Такое деление в известной мере условно, так как отдельные аспекты непосредственной профилактики, контрольной и правоохранительной деятельности, ее координация проявляются при функционировании субъектов в каждой из трех названных групп. Кроме того, субъекты профилактики действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В самой системе имеются как горизонтальные, так и иерархические вертикальные взаимосвязи (в зависимости от уровня решаемых задач) 1 .

Профилактика преступлений относится к динамичным системам. Для того, чтобы достигать своей цели, она должна быть гибкой и постоянно совершенствоваться в зависимости от уровня структуры, динамики и других характеристик преступности. На нее активно воздействуют происходящие в обществе процессы, особенно состояние экономических и политических отношений, рост или снижение конфликтности, степени социальной напряженности, расширение либо свертывание демократизации и т.д. В целом субъекты предупреждения преступлений обязаны действовать в рамках своей компетенции, установленной законом. Характер компетенции (наличие властных или рекомендательных полномочий, их специализация) также может служить основанием для классификации и структур субъектов профилактики преступлений. Их можно различать и по ведомственной принадлежности, профессиональной специализации, территориальным границам деятельности.

allpravo.ru

Профилактика преступлений

Цамаев Рахман Рамзанович,
студент 3-го курса
Чеченского Государственного Университета,
г. Грозный
E-mail: [email protected]

Профилактика преступлений — особый вид социальной деятельности. Она осуществляется путем нейтрализации или устранения криминогенных факторов, т.е. причин и условий совершения преступлений, или формирования (стимулирования) антикриминогенных факторов.

Выделяют две основные трактовки категории причины. Так, причина — это совокупность всех необходимых условий, без которых определенное явление наступить не может. Однако современным научным представлениям больше соответствует идея о выделении в комплексе необходимых условий главного явления, порождающего другое явление (следствие).

Причинность в сфере общественной жизни имеет существенную специфику по сравнению с причинностью в природе. Главная особенность социальной причинности состоит в том, что объективные социальные закономерности действуют через сознание людей. В основе концепции причинности в социальной сфере лежит положение об общей ведущей роли бытия в его взаимодействии с сознанием. В криминологии данное положение следует интерпретировать таким образом, что причины преступности кроются прежде всего в сфере общественного бытия, в объективных условиях жизни людей.

Криминология разрабатывает общую теорию предупреждения преступлений, включающую в себя:

направления и уровни предупредительной деятельности;

социально-экономические и организационно-правовые основы ее осуществления;

систему субъектов предупреждения и механизм их функционирования;

планирование и организацию предупредительной деятельности;

формы и методы предупреждения.

Проблема предупреждения преступлений в соответствии со спецификой объекта криминологии также исследуется на трех уровнях:

индивида — возможно предупреждение отдельных преступлений;

социальной группы, или региона, или отрасли — возможно предупреждение целых групп преступлений и видов преступности;

общества — возможно воздействие на преступность в целом.

В сегодняшних условиях сохраняются, хотя во многом проявляются по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения преступности: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность.

Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего предупреждения, имеет направленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности — его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность.

По степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры: предупреждающие возможность возникновения криминогенных явлений и ситуаций; нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации; полностью устраняющие их

Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что в механизме преступного поведения значимы личностные качества людей, становящихся жертвами преступления.

Виктимология изучает преступление и преступное поведение под углом зрения обусловленности их личностными и ролевыми качествами потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент совершения преступления. Непосредственным предметом изучения являются лица или общности людей, которым преступлением прямо или косвенно причинен моральный, физический или материальный ущерб, а также те ситуации, которые предшествовали или сопровождали момент причинения ущерба.

Деятельность по предупреждению преступлений включает в себя не только непосредственную работу по проведению профилактических мероприятий. Ее необходимыми компонентами являются планирование, определяющее конкретные цели и сроки различных мероприятий и обеспечение ресурсами; координация, объединяющая деятельность субъектов, не связанных управленческой подчиненностью, с целью не допустить дублирование в работе и распыление сил. К таким обеспечивающим компонентам можно отнести прогнозирование преступности.

Особым видом криминологического прогнозирования является индивидуальное прогнозирование, т.е. прогноз будущего поведения человека в определенный промежуток времени. Индивидуальный прогноз также является вероятностным и основывается на учете двух основных факторов: особенностей личности и специфики ее микросреды. Индивидуальное прогнозирование широко используется на практике: следствием (избрание меры пресечения), судом (выбор меры наказания), органами исполнения наказания (условнодосрочное освобождение). Разработка надежных методов индивидуального прогнозирования имеет большое практическое значение.

Литература

  1. Антонян Ю.М. Криминология: учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. — М.: Изд-во Юрайт, 2011. — 523 с.
  2. Криминология: учебник / М.П. Клейменов. — М.: Норма, 2009. — 448 с.
  3. Коммент арий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. С.И. Никулина.- М.: Проспект, 2012. — 912 с.

journalpro.ru

Учебник профилактика преступлений

Молодежная преступность как социальная проблема уходит корнями в далекое историческое прошлое. Во все времена состояние преступности среди молодежи являлось неотъемлемым элементом нравственно-правовой характеристики общества.

По мнению И.И. Карпеца связь между проблемой преступности несовершеннолетних, а шире — воспитания молодых и теориями о «вечности» преступности, ее «преходящем» характере заключается, прежде всего, в том, что человечество за весь период своей истории не добилось тех успехов в воспитании молодых, на которые оно рассчитывало и рассчитывает. хотя общество движется вперед. постоянной константой является наличие молодых людей — плохо воспитанных, совершающих аморальные поступки. уходящих из семей. совершающих преступления. недостатки в воспитании молодого поколения будут всегда. А значит, будут негативные последствия (Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. -М., 1992.- С. 109).

Среди острых проблем современности, стоящих перед федеральными и региональными органами исполнительной власти при реализации государственной молодежной политики, названа криминализация молодежной среды (50 % общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди в возрасте 14-30 лет) ( Федеральная целевая программа «Молодежь России (1998-2000годы)» //Рос. газета, 01.07.1997 года).

Известный отечественный криминолог Н.Ф. Кузнецова, оценивая положение с преступностью молодежи в Российской Федерации отмечает, что в собственной структуре преступности лиц этой категории населения после 1991 года растет доля не только не занятой молодежи (которая не учится и не работает), но и студентов (Криминология: Учебник/ Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского. -М.: Изд-во БЕК, 1998, С. 275).

Предупреждение преступлений, совершаемых студентами, предполагает знание причин и условий, способствующих им, социальных, психологических, нравственных особенностей этих явлений. Причины преступлений, совершаемых студентами, не имеют существенных отличий от общих причин преступлений в обществе и представ ляют собой совокупность социальных явлений. Основное отличие заключено не в сущности этих причин, а в их своеобразном преломлении через специфические условия жизни, быта и деятельности студентов.

Всю совокупность причин, порождающих преступные проявления в студенческой среде, можно условно разделить на две группы:

1. причины, связанные с условиями воспитания, жизни и деятельности правонарушителей до поступления в вуз;

2. причины, связанные с недостатками в воспитательной работе и учебном процессе в самом вузе, общей неорганизованностью образа жизни студентов и те, в основе которых лежат конфликты и противоречия, проистекающие из качественной стороны их образа жизни.

Важнейшим условием профилактики преступлений в вузах служит формирование правовой культуры студентов. Одной из первостепенных задач вуза по формированию правовой культуры студентов является организация правовоспитательной работы — юридического всеобуча как элемента единой программы, охватывающей всех студентов вуза, независимо от специальностей (на правлений), на которых они обучаются. Цель правовоспитательной работы в студенческой среде состоит также в искоренении правового нигилизма, воспитании потребности в приобретении правовых знаний, развитии социально-правовой активности будущих специалистов.

Основными принципами правовоспитательной работы на весь период обучения являются следующие: принцип системности, который, во-первых, означает охват воспитательным воздействием всех сфер жизнедеятельности студенческого состава: учебных занятий, быта, досуга и так далее. Во-вторых, системность в том, что в рамках каждого вида деятельности используется весь имеющийся арсенал форм и методов воспитательной работы; принцип последовательности правового воспитания — от простого к сложному, от известного к неизвестному; принцип прочности и основательности усвоения материала, когда переход к изучению нового возможен только после усвоения пройденного; принцип сознательного отношения студентов к воспитательному процессу, который пробуждает у обучающихся инициативу и развивает навыки самостоятельной работы.

Таким образом, вуз должен создать на плановой основе постоянно действующую систему формирования правовой культуры студентов, которая охватывала бы не только студентов всех курсов — от первого до выпускного, но также и абитуриентов. Включение абитуриентов в число объектов правового воспитания определено Типовым положением об образовательном учреж дении высшего профессионального образования (высшей учебном заведении) Российской Федерации.

science-education.ru

Предупреждение (профилактика) преступлений

Изучение криминологией преступности и ее причин, механизма преступного поведения, личности преступника и потерпевшего, зарубежных теорий и опыта борьбы с преступностью — все это является необходимой теоретической базой для разработки общей теории предупреждения преступлений. Мы употребляем термин «предупреждение преступлений», а не «предупреждение преступности» потому, что предупредить (предотвратить) можно только отдельное конкретное преступление. Преступность как объективное социальное явление можно не «предупредить», а контролировать, воздействовать на нее различными мерами или, как часто пишут, бороться с ней. И лучший способ борьбы — предупреждение преступлений.

Предупреждение преступлений

Предупреждение преступлений — особый вид социальной деятельности.

Она осуществляется путем нейтрализации или устранения криминогенных факторов, т.е. причин и условий совершения преступлений, или формирования (стимулирования) антикриминогенных факторов.

Чаще всего «предупреждение» и «профилактика» рассматриваются как синонимы, но некоторые авторы проводят различие между понятиями «предупреждение» и «профилактика» соответственно стадиям совершения преступления. С этой точки зрения предупреждение как более широкое понятие включает в себя профилактику (стадия формирования намерения), предотвращение (стадия приготовления), пресечение (стадия покушения).

Криминология разрабатывает общую теорию предупреждения преступлений, включающую в себя:

  • направления и уровни предупредительной деятельности;
  • социально-экономические и организационно-правовые основы ее осуществления;
  • систему субъектов предупреждения и механизм их функционирования;
  • планирование и организацию предупредительной деятельности;
  • формы и методы предупреждения.

Проблема предупреждения преступлений в соответствии со спецификой объекта криминологии также исследуется на трех уровнях:

  1. индивида — возможно предупреждение отдельных преступлений;
  2. социальной группы, или региона, или отрасли — возможно предупреждение целых групп преступлений и видов преступности;
  3. общества — возможно воздействие на преступность в целом.

Предупредительная деятельность на каждом уровне имеет свои особенности, различается характером и способами применяемых мер.

В деятельности по предупреждению преступлений выделяют две стороны — объект предупреждения, т.е. на что направлена эта деятельность, и субъект предупреждения, т.е. кто осуществляет эту деятельность.

Общим объектом предупреждения являются причины и условия для преступлений, т.е. криминогенные социальные явления, негативные процессы в микросреде и сама личность. Часто можно встретить утверждение о том, что объектом предупреждения является преступление. Но здесь смешиваются объект и цель предупредительной деятельности. Воздействовать на преступление нельзя — оно уже произошло. Воздействовать можно только на обстоятельства, предшествовавшие преступлению и обусловившие его, т.е. на причины и условия.

Субъектом предупреждения являются государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Граждане осуществляют эту деятельность как непосредственно (воспитание в семье), так и через участие в соответствующих организациях.

Сложность и многообразие предупредительной деятельности определяют и разнообразие субъектов этой деятельности, которые объединяются в сложную многоуровневую и многофункциональную систему. Входящие в нее субъекты можно различать по разным признакам.

По характеру функции различают субъекты специализированные, для которых функция предупреждения является основной или одной из основных (органы МВД России), и неспециализированные, для которых предупреждение является подчиненной, производной от главной функции (школа, семья). Можно выделить и частично специализированные субъекты (контрольно-ревизионные органы, нотариат), на которые функция предупреждения прямо не возлагается, но органично присуща их деятельности.

По масштабу (уровню) деятельности выделяют субъекты общегосударственные (совет министров), региональные и отраслевые (управление внутренних дел, орган финансового контроля), локальные (трудовой коллектив).

По сферам деятельности, или компетенции, различают субъекты правового регулирования и властного, государственно-правового управления:

  • органы государственной власти в центре и регионах;
  • субъекты планирования, управления и координации — министерства, службы, специализированные контролирующие органы;
  • субъекты непосредственного осуществления предупредительной деятельности — службы и должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, члены общественных организаций, отдельные граждане.

Предупредительная деятельность является объектом правового регулирования, которое осуществляется по двум направлениям.

Первое состоит в воздействии с помощью правовых средств (частное определение суда) на криминогенные факторы с целью их устранения или нейтрализации. Второе — в закреплении прав и обязанностей субъектов предупредительной деятельности, установлении содержания и порядка осуществления профилактических мероприятий.

Все меры предупреждения по их содержанию разделяются на два основных вида: 1) общесоциальные; 2) специальные, т.е. общесоциальная профилактика и специальная (криминологическая) профилактика.

Общесоциальные меры направлены не только и даже не столько на предупреждение преступлений, сколько на достижение иных социально полезных результатов. Но их осуществление позитивно сказывается на состоянии преступности. Это могут быть меры и общегосударственного уровня (например, программа создания новых рабочих мест), и отраслевого (внедрение новых технологий), и индивидуального (улучшение воспитательной работы в коллективе).

Криминологическая профилактика (специальные меры) имеет главной целью предупредить преступления. Эти меры также осуществляются на разных уровнях, и в зависимости от этого различают общую профилактику (цель воздействия — преступность), групповую профилактику (вид преступности) и индивидуальную профилактику (отдельное преступление). К мерам общей профилактики можно отнести принятие уголовного закона, к мерам групповой — установку противоугонных систем (для предупреждения угонов автотранспорта), к индивидуальной профилактике — профилактическую беседу.

Чаще всего, когда говорят об индивидуальной профилактике, в качестве объекта воздействия рассматривают личность и ее микросреду.

Меры предупреждения могут быть обращены как к личности (беседа, постановка на профилактический учет), так и к ее социальному окружению (лишение родительских прав). В индивидуальной профилактике иногда выделяют две формы: непосредственную и раннюю профилактику. Первая проводится в отношении лица, которое уже совершило преступление или какие-либо серьезные проступки, вторая — в отношении лиц, чье поведение только приобретает отрицательные черты (подросток перестал посещать школу).

Особым видом является виктимологическая профилактика, обращенная к потенциальным жертвам преступлений. Она широко используется для предупреждения неосторожных преступлений, в которых потерпевшие нередко играют провоцирующую роль. Так, изучение правил дорожного движения в детских садах и школах — ранняя виктимологическая профилактика автотранспортных преступлений.

Деятельность по предупреждению преступлений включает в себя не только непосредственную работу по проведению профилактических мероприятий. Ее необходимыми компонентами являются планирование, определяющее конкретные цели и сроки различных мероприятий и обеспечение ресурсами; координация, объединяющая деятельность субъектов, не связанных управленческой подчиненностью, с целью не допустить дублирование в работе и распыление сил. К таким обеспечивающим компонентам можно отнести прогнозирование преступности.

Криминологическое прогнозирование

С философской точки зрения прогнозирование — это вид «опережающего отражения». Прогнозирование можно рассматривать как разновидность предвидения или предсказания, которое может строиться как на научной, так и на псевдонаучной основе (астрология) и на простом угадывании. Научный прогноз есть научное предвидение, основывающееся на знании причинной связи прогнозируемого явления с другими явлениями, доступными наблюдению.

Криминологический прогноз — это вероятностное суждение (качественная или количественная оценка) о будущем состоянии преступности, изменении ее уровня, структуры, динамики. Объектом прогноза может быть преступность в целом, виды преступности и индивидуальное преступное поведение. Криминологический прогноз обеспечивает деятельность по предупреждению преступлений — в этом его практическое значение. Точный прогноз позволяет правильно планировать стратегию и тактику предупреждения преступлений, рационально использовать для этого имеющиеся силы и средства.

Криминологическое прогнозирование — это вид социального прогнозирования. Преступность обусловлена социальными процессами и вторична по отношению к ним. Криминологический прогноз также вторичен, он идет вслед за прогнозированием факторов, влияющих на преступность, как криминогенных, так и антикриминогенных.

Причем следует учитывать, что в силу инерционности социальных процессов соответствующие изменения в преступности могут запаздывать. Прогноз строится на учете не только внешних факторов, но и внутренних закономерностей функционирования преступности.

Достоверность прогноза зависит от качества и полноты исходной информации, правильного выбора учитываемых факторов (устойчивы они или изменчивы), глубины проникновения в сущность явлений. Прогноз всегда носит вероятностный характер. И это связано не столько с неполнотой наших знаний, несовершенством методик или недостоверностью статистического материала (что имеет место), а с тем, что сами социальные процессы имеют вероятностную (статистическую) природу.

Криминологическое прогнозирование не только допускает, но и предполагает наличие разных вариантов прогноза. Поскольку существует обратная информационная связь между прогнозом и конечными условиями прогнозируемого процесса, возможны самосбывающиеся и несбывающиеся прогнозы. Несбывшийся прогноз не всегда недостоверный. Именно на основании прогноза могли быть приняты определенные меры, чтобы прогнозируемое явление не наступило.

По срокам криминологические прогнозы классифицируют на краткосрочные (до года), среднесрочные (пять лет) и долгосрочные (10—20 лет). Долгосрочные прогнозы представляют для разработчиков наибольшую трудность, но они же наиболее важны в социальноэкономическом плане.

Особым видом криминологического прогнозирования является индивидуальное прогнозирование, т.е. прогноз будущего поведения человека в определенный промежуток времени. Индивидуальный прогноз также является вероятностным и основывается на учете двух основных факторов: особенностей личности и специфики ее микросреды. Индивидуальное прогнозирование широко используется на практике: следствием (избрание меры пресечения), судом (выбор меры наказания), органами исполнения наказания (условнодосрочное освобождение). Разработка надежных методов индивидуального прогнозирования имеет большое практическое значение.

Основными методами криминологического прогнозирования являются экстраполяция, экспертные оценки, моделирование и социально- правовой эксперимент.

www.konspekt.biz

Учебник профилактика преступлений

Тема № 1: Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений

Обсуждена на заседании кафедры

«30» августа 2017 года.

1. Органы внутренних дел в системе предупреждения преступности.

2. Нормативно-правовая база предупредительной деятельности ОВД: федеральный, региональный и ведомственный уровни.

3. Взаимодействие ОВД с другими субъектами профилактики. Национальный и международный уровень сотрудничества.

1. О полиции. Федеральный Закон РФ №3-ФЗ от 7 февраля 2011 г .

2. О социальных гарантиях сотрудников ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный Закон № 247-ФЗ от 19.07.2011.

3. О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный Закон № 342-ФЗ от 30.11.2011.

4. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Приказ МВД РФ № 19 от 17.01.2006 г.

5. Иванова О.С., Лукичев О.В. Актуальные вопросы нормативной регламентации, организации и управления в сфере предупреждения преступлений и административных правонарушений (региональный аспект): пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция», а также по специальности «Правоохранительная деятельность». Сыктывкар: ОАО «Центр оперативной полиграфии», 2011.

6. Криминология. Общая часть: учебник. Изд-во СПБ университета МВД России.- СПб: ООО «» Р-КОПИ», 2015.-208 с.

7. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник. 2-е издание переработанное и дополненное / Под ред. В.Я. Кикоть, С.Я. Лебедева. М.: ЮНИТИ, 2010.

8. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Курс лекций / Под ред. О.В. Лукичева, В.Б. Клишкова, Т.Н. Тиминой. СПб.: СПб У МВД России, 2012.

9. Профилактика правонарушений в Санкт-Петербурге: Научно-практическое пособие. В 4-х частях. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012.

10. Россинский Б.В. Административное право : учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 4-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма — Инфра-М, 2010.

1. Актуальные проблемы уголовной и уголовно-исполнительной политики: материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 15 марта 2011 г . – СПб.: Санкт-Петербургская юридическая академия, 2011.

2. Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе. Монография. М.: ЮНИТИ, 2010.

3. Иншаков С.М. Исследование преступности. Монография. – М.: ЮНИТИ, 2012.

4. Кобец П.Н. Предупреждение преступности в городе Москве: монография. ВНИИ МВД Р. – М., 2011.

5. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Курс лекций / Под ред. О.В. Лукичева, В.Б. Клишкова, Т.Н. Тиминой. – СПб.: СПб У МВД России, 2012.

6. Система профилактики преступности: современное состояние, проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1,2. Санкт-Петербург, 20-21 октября 2011 года / сост.: Готчина Л.В., Корсикова Н.А. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011.

7. Служебная дисциплина, законность и противодействие коррупции в органах внутренних дел: учебное пособие/ МВД РФ СПбУ; сост. Н. П. Маюров, сост. Ю. А. Потапов, сост. Т. Н. Тимина, сост. В. С. Бялт. – СПб., 2010.

профессор кафедры, д.ю.н., профессор Городинец Ф.М.

профессор кафедры, к.ю.н., профессор Лукичев О.В.

Вопрос 1. Органы внутренних дел в системе предупреждения преступности

Сложившаяся в современной России криминальная ситуация наглядно демонстрирует нарастание общественной опасности преступности, выражающейся в усилении ее тяжести, жестокости, организованности, профессионализма, значительном ухудшении социальных последствий, росте количества жертв насильственных преступлений, существенном материальном ущербе от экономических преступлений.

Предпринимаемые государством меры борьбы с преступностью позволяют сдерживать рост количества регистрируемых преступлений. Вместе с тем, реальная картина преступности (с учетом ее латентной части) свидетельствует о явно недостаточных усилиях правоохранительных и иных государственных органов, да и всего общества по сдерживанию криминальных проявлений. Это во многом обусловлено существенными упущениями в проведении работы по предупреждению преступлений.

Наша страна имеет богатый опыт достаточно эффективного функционирования государственной системы предупреждения преступлений. Ее рациональные основы были заложены в 70-х годах прошлого столетия и затем с успехом восприняты и модернизированы во многих западноевропейских и азиатских странах.

В настоящее время профилактическая деятельность, за исключением предупреждения преступлений несовершеннолетних, практически свернута во многих государственных ведомствах, не говоря об общественных формированиях, которые ранее играли большую роль при проведении как общепрофилактической работы, так и при индивидуальном профилактическом воздействии. Отсутствует и координация этой деятельности, как в общегосударственном масштабе, так и в регионах. В советский период координация профилактической деятельности была возложена на советы профилактики, которые были созданы практически во всех трудовых коллективах, а также на районном, городском и региональном уровнях.

Единственным реально действующим субъектом предупредительной деятельности на всех этапах развития государства оставались органы внутренних дел. Но и в их структуре были ликвидированы профилактические подразделения, на которые были возложены задачи организации и проведения общей и индивидуальной профилактики, в том числе и в отношении несовершеннолетних. Именно эти подразделения обеспечивали взаимосвязь полиции с трудовыми коллективами, общественными формированиями и населением. Вместе с тем, в настоящее время работе по предупреждению преступлений в органах внутренних дел, в том числе и ее нормативно-правовому обеспечению уделяется внимание практически на всех уровнях управления.

Стратегия деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений осуществляется на основании утвержденной в 1993 году Концепции (основные направления) профилактической деятельности органов внутренних дел (приказ МВД РФ № 284).

В развитие этой Концепции принимались наставления о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений в 1993 году (приказ МВД РФ № 390), V в 1998 году (приказ МВД РФ № 490) и инструкция в 2006 году (приказ МВД РФ № 19). Положения Концепции конкретизировались в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность отдельных служб и подразделений органов внутренних дел (приказы МВД РФ № 260- 1994 г . , № 569- 2000 г . , № 420- 1999 г . , № 456- 1999 г . , №900- 2001 г . и др. ).

В российской криминологии проблемы предупреждения преступности серьезно исследовались, начиная с конца 60-х годов 20 века. В Советском Союзе была разработана общая теория предупреждения преступности [1] , активно изучались основные методологические проблемы, были сформулированы важнейшие исходные положения, разработаны способы и методы профилактики.

После распада СССР произошли коренные изменения в политической, экономической, идеологической, социальной и во всех других сферах жизни общества, изменилось законодательство, которое касается предупредительной деятельности, появились новые субъекты профилактики, изменились полномочия тех субъектов, которые уже занимались профилактикой преступлений, изменились даже принципы осуществления профилактики. Поэтому понятийный аппарат профилактики преступлений, ее составные категории требуют пересмотра с учетом новейших условий.

Анализируя определения, необходимо помнить, что в применении к деятельности российских современных правоохранительных органов будут интересны те термины суть, которых охватывается специально-криминологическим уровнем предупреждения преступности.

В качестве замечания следует обратить внимание на то обстоятельство, что к настоящему времени среди криминологов нет единодушного понимания содержания понятия профилактика преступлений. Наряду с ним используются такие понятия как, предупреждение преступности и борьба с преступностью. Часть криминологов за родовое, более общее понятие принимают предупреждение преступности, иные считают профилактику и предупреждение преступности синонимичными категориями и не разделяют их по сути.

О профилактике часто говорят относительно прекращения конкретных преступлений, когда речь идет о фактах их выявления на стадиях приготовления, покушения на совершение преступления и реагирования на эти факты. В данном случае профилактика выступает своеобразным мостиком между социальным контролем и правоохранительной деятельностью государственных органов.

Не акцентируя внимания на терминологических различиях, отметим, что мы используем профилактику и предупреждение преступлений как синонимичные категории. Наша позиция продиктована не только принципиальной однородностью этих понятий, но и совпадением буквального смысла этих слов. В абсолютном большинстве работ, нормативных актах и методических рекомендациях они используются как взаимозаменяющие.

Итак, напомним что, в зависимости от иерархии причин и условий преступности выделяют основные элементы ее предупреждения: общесоциальная, специальная и индивидуальная профилактика.

В структуре специальной профилактики преступлений различаются специально-криминологическая профилактика, предотвращение и пресечение преступлений. Как мы знаем при совершении большинства преступлений имеет место довольно продолжительный процесс формирования личности преступника, его антисоциальных взглядов, интересов, которые в дальнейшем выступают причиной преступного поведения. Во многих случаях совершению преступления предшествует этап формирования преступного умысла, в процессе которого лицо ставит перед собой конкретную преступную цель, определяет пути ее достижения, уточняет детали противоправного действия, а иногда даже составляет развернутый план совершения преступления с разными вариантами развития событий. Преступное намерение уточняется, конкретизируется во время разнообразных подготовительных действий. Большое количество преступлений не доводятся до конца по независимым от воли субъекта факторам или в связи с его добровольным отказом; некоторые преступления (например, хищения) могут совершаться продолжительный отрезок времени.

Любая из этих стадий отличается своей спецификой, на любой из них действует комплекс разнообразных факторов, что нельзя игнорировать во время организации и проведения предупредительной работы. На этих стадиях изменяются характер и содержание предупредительной работы, характер и содержание предупредительных мероприятий.

С учетом изложенного, указанные виды специальной профилактики преступлений можно определить следующим образом:

1. Специально-криминологическая профилактика преступлений целенаправленное выявление и устранение причин преступности и условий, которые ей содействуют, а также причин и условий конкретных преступлений, отдельных групп и видов преступлений.

2. Предотвращение конкретных преступлений – недопущение реализации задуманных преступлений путем установления лиц, которые готовятся их совершить, а также принятие к ним необходимых мер, предусмотренных законом, соединенное с оздоровлением обстановки в микросреде.

3. Пресечение конкретных преступлений – воспрепятствование продолжению начатого преступления и доведения его до завершения путем установления лиц, которые готовились его совершить, и принятие к ним мер, в том числе уголовно-правовых, а также создание обстановки, которая исключает рецидив преступной деятельности.

Специальная профилактика преступлений имеет большое значение потому, что она направлена, как на предупреждение самой возможности совершения преступлений путем обеспечения нормальных условий существование людей и изменения тех качеств лица, которые могут привести к совершению конкретного преступного действия, таки на пресечение конкретных преступлений. Успешное осуществление профилактики уменьшает затраты сил и средств на пресечение, раскрытие и расследование преступлений, т. е. уменьшится сфера применения репрессивных уголовных средств, которые требуют от государства огромных экономических затрат. Таким образом, профилактика преступлений является наиболее гуманным и экономически выгодным для государства и общества путем борьбы с преступностью.

Органы внутренних дел, как мы уже говорили выше, занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов и выполняют значительный объём работы.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел является видом деятельности служб, подразделений и сотрудников, названных органов, осуществляемой в пределах их компетенции, по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к установлению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.

Специфика профилактической работы в отдельных службах и подразделениях ОВД зависит от того, какое место в их общей деятельности занимает профилактика преступлений, на какой объект она ориентирована, каковы реальные профилактические возможности конкретной службы и подразделения.

По соотношению профилактических и иных задач в общем перечне функциональных обязанностей в системе ОВД выделяются:

— службы и подразделения, задействованные главным образом в сфере профилактики преступлений (подразделения уголовного розыска, подразделения по делам несовершеннолетних, служба участковых уполномоченных полиции, отделы информации и общественных связей [2] );

— службы и подразделения, решающие профилактические задачи параллельно с выполнением специфических задач (отделы вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы);

— особенности функций определённой службы, её материально-ресурсное, информационно-аналитическое и кадровое обеспечение формируют её реальные возможности, в том числе и профилактические, которые не всегда используются в полном объёме. Надлежащее использование профилактических возможностей отдельным подразделением органов внутренних дел в значительной степени зависит от механизма обеспечения предупредительной деятельности, включающей комплекс мер, в частности: осуществление вышестоящими инстанциями постоянного контроля за состоянием этой деятельности; использование заинтересованности сотрудников в результатах профилактики; наличие мер ответственности должностных лиц за невыполнение или ненадлежащее выполнение профилактических обязанностей;

— многие методы, формы профилактической работы различных служб и подразделений органов внутренних дел в значительной степени совпадают. Вместе с тем каждое подразделение имеет свою сферу профилактической деятельности, типичные для неё объекты, подвергающиеся профилактическому воздействию.

Органы внутренних дел в Российской Федерации — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом применения меры принуждения в пределах, установленных законодательством России.

Правовое обеспечение профилактической деятельности органов внутренних дел имеет большое значение. Однако при этом следует заметить, что данная деятельность не может быть полностью регламентирована правовыми нормами. Это связано с тем, что в ходе осуществления профилактики преступлений и особенно правонарушений, кроме юридических отношений, присутствует постоянный обмен информацией (взаимодействие) посредством вербальных контактов между объектом и субъектами профилактики, между самими субъектами профилактики. А эти элементы (взаимопонимание, отсутствие предубежденности, совместимость позиций, умение найти компромисс и т. п. ) невозможно заранее предугадать и урегулировать.

Поэтому правовые акты призваны определить главные направления профилактики правонарушающего поведения, формы и методы её осуществления, цели, задачи и функции различных служб и подразделений органов внутренних дел, их права и обязанности. Одновременно законы и иные нормативные документы должны регулировать организацию и порядок применения не только принудительных, но и воспитательных мер воздействия, предусматривать ответственность должностных лиц за невыполнение требований нормативных актов в этой области.

Значение правового регулирования тем более важно, что практика противодействия преступности постоянно вырабатывает новые формы и методы профилактического воздействия, многие из которых необходимо закрепить в нормативном порядке.

Анализируя нормативно — правовую основу предупреждения преступлений органами внутренних дел, следует иметь в виду, что единого правового документа, регламентирующего эту сферу, в настоящее время не существует. Вместе с тем имеется достаточно большое число правовых актов, которые опосредовано или непосредственно регламентируют названную деятельность.

С учётом определённых особенностей, их можно разделить на несколько групп:

— международные нормативные акты;

— правовые акты стран Союза Независимых государств (СНГ);

— внутригосударственные (национальные) правовые акты;

— ведомственные и межведомственные нормативные документы.

Среди международных правовых актов, имеющих значение для предупреждения преступности, можно назвать такие, как: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») 1985 года, Конвенция о правах ребёнка 1989 года, Руководящие принципы Организации Объединённых Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. (Эр-Риядские принципы) 1990 г . ).

В этих нормативных актах даны только основные направления предупредительного воздействия на преступность, которые необходимо учитывать при создании национального законодательства. При их использовании необходимо осознавать при разработке данных документов не ставилась цель четкой и строгой регламентации всех видов предупредительной деятельности. Эти нормативные акты являются базовыми для создания национальных нормативных актов.

Из второй группы правовых актом для нас представляет интерес Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, подписанная в 1995 году (РФ ратифицирована). Конвенция имеет целью соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами — участниками СНГ. Уголовный кодекс СНГ, договоры между странами СНГ и другие.

Здесь необходимо отметить, что тесное сотрудничество между странами СНГ в области противодействия преступности является необходимой составляющей общего взаимодействия между данными странами.

Из третьей группы правовых актов (внутригосударственных, национальных) следует обратить внимание на такие, как:

— Кодексы Российской Федерации (УК, УПК, ГК, КоАП и. д).

— Федеральные законы «О безопасности» ( 2010 г )», «Об оперативно-розыскной деятельности» ( 1995 г . ), «О полиции» (№3-ФЗ от 07. 02. 2011г. ) и т. д.

-Указ Президента РФ «Об участии РФ в деятельности Международной организации уголовной полиции — «Интерпол» ( 1996 г . ) и т. д.

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных правовых актов.

Важное значение для правового обеспечения мер предупреждения преступности имеют отдельные статьи Конституции Российской Федерации ( 1993 г . ) Так, статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите. Исполнение этой обязанности осуществляется различными способами, в том числе путём предупреждения государственными органами уголовно наказуемых посягательств на права и свободы граждан.

Важное значение имеют и такие положения Конституции, как недопущение при проведении предупредительных мероприятий умаления достоинства личности (ст. 21); запрет на проникновение в жилище против воли проживающих в них лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения (ст. 25); запрет на лишение имущества собственника без решения суда (ст. 35) и т. д.

Следующую группу внутригосударственных правовых актов составляют Кодексы. Рассмотрим наиболее востребованные из них в деятельности органов внутренних дел.

Значение уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что его статьями очерчен круг деяний, запрещённых под угрозой уголовной ответственности.

Особое значение для предупреждения преступлений имеет ряд статей стимулирующих поведение, препятствующее совершению преступлений (о необходимой обороне, о добровольном отказе от совершения преступлений и т. д. ).

Уголовно-процессуальный кодекс содержит в себе формулы предупредительной деятельности на стадии раскрытия и расследования преступлений, соблюдение которых позволяет защищать права и свободы граждан, как потерпевших от преступления, так и правонарушителей.

Важную роль в правовом регулировании предупреждения преступлений играет Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), регламентирующий основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресечения и наказания (взыскания). Ярко выраженную криминологическую функцию выполняют статьи КоАП РФ по борьбе с пьянством, наркотизмом, нарушением правил торговли, экологическими правонарушениями, нарушениями паспортно-регистрационного режима, дорожно-транспортными правонарушениями.

Значение КоАП РФ состоит ещё и в том, что применение его норм позволяет эффективно противодействовать допреступному поведению граждан.

Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти (органов управления) и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач, а так же объемом конкретных обязанностей и прав различных подразделений органов внутренних дел.

Из федеральных законов для нас наибольший интерес представляет закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г . №3-ФЗ (далее-закон).

Статья 1 «Закона» определяя «Назначение полиции» в п. 1 отмечает – «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности».

В статье 2 определены основные направления деятельности полиции, в п. 2 которой на полицию возлагается – «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений».

Основными принципами деятельности полиции (глава 2 «Закона») являются: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество.

Объем полномочий полиции, составляющих совокупность взаимосвязанных обязанностей и прав полиции (глава 3 «Закона»), определяет в соответствии с основными направлениями деятельности полиции (статья 2 «Закона») – « предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств».

Предотвращение и пресечение преступлений органами полиции означает необходимость немедленного реагирования на все случаи сообщений о правонарушениях или непосредственного их обнаружения сотрудниками полиции.

Необходимым условием эффективной работы полиции при этом является ее информированность: хорошее знание оперативной обстановки, местных условий и особенностей территории обслуживания, связь с населением и общественностью и др.

Это позволит не только оперативно реагировать на все случаи противоправного поведения, но и проводить профилактическую работу, оказывать помощь гражданам пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а так же находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

Важным нормативным документом, регламентирующим предупредительную деятельность ОВД является Приказ МВД РФ № 19 от 17. 01. 2006 г . утверждающий Инструкцию «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», утверждающий Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, в которой содержатся основные направления предупредительной деятельности ОВД.

Настоящая Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

— выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению, нейтрализации или минимизации;

— выявление и постановка на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений;

— установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан;

— предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, подводя итог рассмотрения вопроса о нормативно-правовой базе предупредительной деятельности ОВД, следует отметить:

1. Значение правового регулирования предупредительной деятельности ОВД тем более важно, что практика противодействия преступности постоянно вырабатывает новые формы и методы профилактического воздействия, многие из которых необходимо закрепить в нормативном порядке.

2. Кроме того, необходимо помнить, что не вся система предупредительной . деятельности может быть охвачена правом, однако те моменты, которые выходят за рамки правовых норм, должны подчиняться принципам законности, гуманизма, защиты прав человека и гражданина и др.

Как уже отмечалось выше, органы внутренних дел являются одним из основных, но не единственным субъектом предупреждения преступности. В связи с этим важным является вопрос взаимодействия между субъектами предупреждения преступности различных видов и уровней и координации этой деятельности.

Взаимодействие субъектов профилактики это, прежде всего, сотрудничество, которое реализуется в общих согласованных действиях, направленных на общую цель, во взаимной помощи при решении задач, а также планомерное осуществление комплексных мер по системному противодействию преступности, где принимают участие разнообразные субъекты: государственные и негосударственные органы и учреждения, трудовые коллективы, отдельные граждане, средства массовой информации.

Становление Российской Федерации как демократического государства связано с многогранными процессами в сферах социально-экономической и политической жизнедеятельности общества и государства. В этих условиях особенно остро встают вопросы обеспечения общественной безопасности. Вместе с тем следует отметить, что данные органы исполнительной власти не в состоянии осуществлять эффективный контроль за всеми сферами социальной жизнедеятельности, в рамках которых формируются значимые угрозы общественной безопасности. Поэтому ее обеспечение возможно только в случае тесного взаимодействия органов внутренних дел и общественности, в том числе и той ее части, которая объединена в формирования правоохранительной направленности.

В настоящее время содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания и деятельности регулируются Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 30), Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1, 8-10, 12, 14, 48, 50, 117, 118), Федеральным Законом Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» (ст. 1, 2, 8), федеральными законами от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами об отдельных видах общественных объединений, в том числе субъектов Российской Федерации, и соответствующими уставами общественных формирований.

В ряде субъектов по инициативе органов внутренних дел приняты законы об участии граждан в охране общественного порядка (Удмуртская Республика, Республика Мордовия, Республика Калмыкия, Приморский край, Пензенская область и др. ), о добровольных народных дружинах (Волгоградская, Магаданская области), о казачьих дружинах (Ростовская область), а в ряде регионов на уровне муниципальных образований — положения, программы, уставы об участии населения в охране общественного порядка на территории муниципальных образований.

Как представляется, в условиях отсутствия единого федерального нормативного правового акта, который бы регламентировал участие граждан в охране правопорядка, органам внутренних дел во взаимодействии с другими органами исполнительной власти на основании пунктов 1, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 959 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации» целесообразно инициировать и активизировать разработку, с учетом местных условий, и принятие законов субъектов Российской Федерации, регламентирующих деятельность добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, внештатных сотрудников у полиции, других социальных институтов, осуществляющих охрану общественного порядка и профилактическую работу с правонарушителями.

В регионах Российской Федерации идет поиск и апробация форм участия общественности в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан на территории муниципального образования применительно к современным условиям. В дополнение к традиционным народным и казачьим дружинам в ряде мест появились и функционируют центры социальной профилактики и семейного воспитания, социально-профилактические центры, объединения граждан по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок автотранспорта. Например:

В дачном кооперативе «Вишенки» Ленинского района Смоленской области в ноябре 1998 года создана и функционирует специальная добровольная народная дружина в количестве 38 человек, состоящая из членов этого кооператива, которая непосредственно занимается охраной имущества.

Мэрией Ярославля в сентябре 1998 года утверждено Положение «О старостах домов (дворов), домовых комитетах». В соответствии с этим Положением староста осуществляет взаимодействие с участковым инспектором и опорным пунктом охраны правопорядка по вопросам обеспечения общественного порядка; осуществляет меры общественного воздействия на лиц, нарушающих общественный порядок. Срок полномочий старосты дома (двора) устанавливается общим собранием жителей и не превышает четырех лет.

Постановлением администрации Брянской области от 3 октября 1996 г . № 168 утверждено Временное положение о молодежных оперативных отрядах по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи. Указанные отряды являются структурными подразделениями ДНД и создаются по месту учебы, работы или жительства, в молодежных общежитиях, общественных пунктах охраны порядка.

Основными задачами молодежных оперативных отрядов являются: предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи; охрана общественного порядка в местах массового отдыха несовершеннолетних и молодежи.

Отряды также проводят профилактическую работу с несовершеннолетними, склонными к противоправному поведению и состоящими на учете в органах внутренних дел; участвуют в охране правопорядка в общественных местах; оказывают содействие органам внутренних дел в борьбе с правонарушениями.

В профилактике подростковой преступности, наркомании среди молодежи, борьбе с безнадзорностью и беспризорностью, пропаганде нравственности, моральных ценностей, патриотизма большое значение имеет взаимодействие органов внутренних дел с религиозными конфессиями России, и в частности с Русской Православной церковью.

Например, религиозные организации сотрудничающие с подразделениями по делам несовершеннолетних используют такие формы как встречи, беседы священнослужителей с трудными подростками, в том числе состоящими на профилактических учетах, создание приютов для детей оставшихся без попечения родителей.

Кроме этого можно отметить такие общественные правоохранительные образования как: «комплексы гражданской безопасности» (г. Москва), «городские оперативные отряды» (Республика Удмуртия), казачьи дружины, караулы (Волгоградская, Ростовская области), «отряды добровольного содействия полиции» (Самарская область), «отряды правопорядка» (Республика Мордовия), «центры молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка» (Республика Татарстан), «студенческие отряды правопорядка» (Республика Калмыкия, Саратовская область), а также имеющийся опыт взаимодействия ОВД с частными охранными предприятиями и службами безопасности.

Положительное влияние на состояние криминальной обстановки в регионе является тесное взаимодействие служб и подразделений ОВД и органов исполнительной власти, муниципальных служб на местах.

В целях непосредственного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 сентября 1993 года № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации» (п. 6) необходимо согласовывать с ними введение должностей помощников глав администраций по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией за счет штатной численности Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России. При этом назначение на указанную должность и освобождение от нее должны согласовываться с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Руководителям органов внутренних дел совместно с главами муниципальных образований, представителями администраций, депутатами представительных органов местного самоуправления, руководителями общественных организаций, заинтересованных учреждений, представителями религиозных конфессий было бы полезно периодически проводить семинары-совещания по вопросам взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка, усиления охраны объектов жизнеобеспечения, учебных заведений, жилых домов, привлечения общественности к охране общественного порядка, укрепления связей полиции с населением, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Расширение информационного поля в России, усиление влияния средств массовой информации, которые представляют собой один из ведущих каналов формирования общественного мнения о работе правоохранительных органов, безусловно, накладывают отпечаток на профилактическую деятельность ОВД, и требуют осуществлять меры направленные на взаимодействие с общественностью через периодическую печать, теле- и радиовещание.

Повышенный интерес населения к проблемам борьбы с преступностью, потребность ОВД в получении и использовании помощи общественности в ходе профилактической деятельности, обусловливают необходимость создания оптимальных условий для выстраивания деловых отношений между ОВД и представителями СМИ.

Правовую основу взаимодействия ОВД и СМИ составляет целый комплекс законодательных и подзаконных нормативных актов. При этом основные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, которая наряду с защитой гражданских прав и свобод предусматривает возможность их ограничения в установленном законом порядке. Так, закрепляя в ч. 4 ст. 29 право граждан на свободу поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, Конституция в то же время определяет, в каком объеме эта информация может быть оглашена.

Помимо этого, согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В связи с этим сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).

Помимо Конституции и ст. 140, 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, осуществляя взаимодействие со СМИ, сотрудникам ОВД надлежит также руководствоваться следующим перечнем нормативно- правовых актов, среди которых можно выделить:

Федеральный закон от 21 июля 1993 г . № 5485-1 «О государственной тайне». Согласно указанному закону сведения, составляющие государственную тайну, подлежат защите. За их разглашение или утрату документов, содержащих такого рода информацию, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 275, 283 УК РФ.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г . № 395-1 «О банках и банковской деятельности» определяет сведения, составляющие банковскую тайну (сведения о вкладах граждан и организаций).

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г . № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» к конфиденциальной информации относит сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, а также связанные с тайной усыновления.

Федеральный закон от 2 июля 1992 г . № 143-ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определяет сведения, составляющие врачебную тайну (сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и о лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иная информация о состоянии психического здоровья).

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г . № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ред. от 25.12.2012) устанавливает, какие сведения о мерах безопасности, осуществляемых в отношении обозначенных в законе лиц, являются конфиденциальными.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г . № 120-ФЗ (ред. от 3.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно указанному закону информация о несовершеннолетних подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г . № 144-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает, что сведения о силах, средствах, источниках, методах, а также планах и результатах оперативно-розыскной деятельности составляют государственную тайну.

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г . № 24-ФЗ (ред. от 10. 01. 2003 г . № 15-ФЗ) «Об информации, информатизации и защите информации» определяет, какая информация является конфиденциальной. Согласно ст. 2 Закона конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г . № 2124-1 (ред. от 25. 07. 2002 г . № 116-ФЗ) «О средствах массовой информации» и Закон РФ от 13 января 1995 г . № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации», закрепляющие право граждан на получение из СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций и обязанность последних предоставлять такого рода информацию средствам массовой информации.

Среди наиболее значимых нормативных актов ведомственного характера можно выделить следующие:

Приказ МВД России от 17 февраля 1994 г . № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автотранспортные средства» (в ред. Приказа МВД России от 12 сентября 2000 г . № 950), согласно которому при осуществлении розыска транспортных средств в ходе расследования по уголовному делу в необходимых случаях должны использоваться СМИ.

Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 69, МВД России № 777, ФСБ России № 425, ГТК России № 700 от 25 ноября 1997 г . «Об утверждении инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследования и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России».

Приказ МВД России от 17 января 2006 г . № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», согласно которому подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВДРО МВД России должны информировать через средства массовой информации население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств.

Приказ МВД России от 26 октября 2001 г . № 943, утвердивший Положение об Управлении информации, региональных и общественных связей Министерства внутренних дел Российской Федерации (в ред. Приказа МВД России от 22 марта 2003 г . № 183).

Приказ МВД России от 5 апреля 2002 г . № 324 «Об организации работы подразделений информации, региональных и общественных связей главных управлений МВД России по федеральным округам, подразделений информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, горрайлинорганов внутренних дел» (в ред. Приказа МВД России от 22 марта 2003 г . № 183).

Приказ МВД России от 22 марта 2003 г . № 183 «О дополнительных мерах по совершенствованию информационного обеспечения деятельности МВД России».

Приказ МВД России от 13 сентября 2001 г . № 812 «Об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации». Согласно утвержденному этим приказом Положению Общественный совет призван способствовать укреплению связей Министерства со средствами массовой информации с целью всестороннего информирования населения о выполняемых задачах и соответствующих проблемах органов внутренних дел и внутренних войск, организации освещения их деятельности средствами печати, кино, радио и телевидения, а также созданию новых высокохудожественных произведений о жизни и работе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России в области литературы и искусства.

Осуществляя взаимодействие с периодической печатью, теле- и радиовещанием, ОВД могут решить следующие задачи:

1) установить личность и местонахождение лиц, совершивших преступление;

2) выявить очевидцев, свидетелей и потерпевших;

3) отыскать похищенные ценности, орудия и средства преступления, иные вещественные доказательства по делу;

4) получить сведения о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления;

5) проинформировать граждан о принятых мерах безопасности с целью защиты от вероятных преступных посягательств;

6) укрепить авторитет органов предварительного следствия и т. д.

Для разрешения этих задач сотрудники служб и подразделений ОВД могут использовать такие наиболее распространенные формы взаимодействия со СМИ, как:

— публикации досудебных материалов;

— представление материалов по запросам СМИ;

— интервью, брифинги, пресс-конференции;

— выступления по радио и телевидению.

Современное состояние преступности, рост транснациональной ее составляющей, усиливает значение международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью, более подробно этот вопрос будет рассмотрен в лекции посвященной предупреждению организованной преступности. Однако следует отметить, что на сегодня эта форма взаимодействия, наименее используемая в деятельности территориальных служб и подразделений ОВД, так как связана не только с наличием специальных языковых познаний, знания основ уголовного судопроизводства различных стран, но и отсутствием быстрого и четко организованного способа связи национальных правоохранительных органов.

Переработано «___» ____________ 2015 г.

[1] Теоретические основы предупреждения преступности/Отв. ред. В. К. Звирбуль, В. В. Клочков, Г. М. Минъковский. М. : Юрид. лит. , 1977; Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. М. : Изд-во Щит. 1999; Филонов В. П. Состояние, причины преступности в Украине и ее предупреждение: Монография. Донецк: Изд-во «Донеччина», 1999; Криминология/Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой, проф. Г. М. Миньковского. М. , 1998.

[2] Носкова И. А. Использование средств массовой информации в противодействии терроризму и предупреждении преступлений // V Санкт-Петербургская международная конференция «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ (ИБРР-2007). Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007 года. Материалы конференции. Санкт-Петербург. 2007. С. 27-28.

213.182.177.142

Это интересно:

  • Федеральные законы 44 и 223-фз Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица - всё наглядно! Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами - 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко […]
  • Заключение и расторжение брака российских граждан с иностранцами Заключение и расторжение брака российских граждан с иностранцами Действующее семейное законодательство закрепляет общее правило: форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством […]
  • Какие документы нужны для подачи на алименты на ребенка и на себя Алименты на ребенка до 3-х лет Алименты на ребенка до 3 лет предусмотрены нормами семейного законодательства, актуального на 2018 год, как одна из гарантий исполнения родителями обязанностей по содержанию детей. И даже если один из […]
  • Обжалование решения верховного суда рф по административным делам Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде осуществляется путем подачи непосредственно в Верховный Суд мотивированной жалобы (с копиями для других участников […]
  • Приложение 2 п 27 приказа 302н Приказ Минздравсоцразвития России N 302н от 12.04.2011 Статьи по теме Действующая редакция: с изменениями, внесенными приказом Минздрава России N 296н от 15.05.2013 Министерство здравоохранения и социального развития Российской […]
  • Обзор судебной практики верховного суда рф за третий квартал 2013 года Практика Верховного Суда РФ: обзор за III квартал 2013 г. Подготовлен обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2013 г. В нем затронуты вопросы квалификации преступлений, назначения уголовного наказания, рассмотрения […]