Оглавление:

Приказ Министерства внутренних дел РТ от 28 января 2004 г. N 44 «О дальнейших мерах по профилактике дорожно-транспортных происшествий и нарушений транспортной дисциплины в органах внутренних дел Республики Татарстан»

Приказ Министерства внутренних дел Республики Татарстан
от 28 января 2004 г. N 44
«О дальнейших мерах по профилактике дорожно-транспортных происшествий
и нарушений транспортной дисциплины в органах внутренних дел
Республики Татарстан»

Несмотря на проводимую работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий и укреплению транспортной дисциплины в органах внутренних дел Республики Татарстан, положение дел на местах по-прежнему продолжает вызывать серьезную озабоченность.

Так, в течение 2003 года с участием сотрудников органов внутренних дел республики произошло 221 дорожно-транспортное происшествие, из них 104 — на служебном автотранспорте. По вине сотрудников ОВД совершено 75 дорожно-транспортных происшествий, из них на служебном автотранспорте — 29. В 17 случаях сотрудники органов внутренних дел совершали ДТП, находясь в состоянии алкогольного опьянения.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий совершено сотрудниками УВД г.Казани, Московского РУВД г.Казани, УВД г.Набережные Челны, УВД г.Нижнекамска, Высокогорского и Мамадышского РОВД, а в разрезе служб — сотрудниками ППСМ, ГИБДД, БЭП и уголовного розыска.

Особую тревогу у руководства МВД республики вызывает рост числа фактов гибели сотрудников в дорожно-транспортных происшествиях с 16 в 2002 году до 20 человек в 2003 году. Кроме того, в истекшем году в ДТП с участием сотрудников ОВД республики погибло 8 и ранено 101 гражданское лицо.

Указанные факты свидетельствуют об игнорировании сотрудниками указаний и требований МВД Республики Татарстан о соблюдении дорожно-транспортной дисциплины, отсутствии со стороны руководящего состава целенаправленной воспитательной работы с подчиненными, недопонимании ими общественной негативности последствий высокой аварийности служебного автотранспорта ОВД, особенно связанной с гибелью и ранением сотрудников и гражданских лиц.

На основании вышеизложенного и в целях дальнейшего упорядочения и совершенствования работы с личным составом по укреплению дорожно-транспортной дисциплины приказываю:

1. Начальникам управлений и отделов МВД РТ, органов и подразделений внутренних дел Республики Татарстан считать проведение повседневной целенаправленной работы по укреплению транспортной дисциплины и недопущению дорожно-транспортных происшествий среди личного состава важнейшей частью управленческой деятельности.

2. Начальникам органов и подразделений внутренних дел в целях профилактики дорожно-транспортных происшествий и укрепления транспортной дисциплины:

2.1. Планировать конкретные мероприятия по профилактике нарушений транспортной дисциплины, отражая их в соответствующих разделах Плана основных организационных мероприятий органа внутренних дел на каждое полугодие.

2.2. Ежеквартально рассматривать на оперативных совещаниях вопросы состояния транспортной дисциплины во вверенном подразделении.

2.3. Не реже двух раз в год организовывать сдачу сотрудниками, эксплуатирующими служебный автотранспорт, экзаменов на знание Правил дорожного движения в МРЭО ГИБДД.

2.4. Ежеквартально проводить собрания водительского состава и сотрудников, имеющих индивидуальный автомототранспорт, на которых информировать о состоянии дорожно-транспортной дисциплины, причинах ДТП и их последствиях, а также принимаемых к нарушителям мерах.

2.5. Сотрудников, задержанных за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии, увольнять из органов внутренних дел в соответствии с Законом РФ «О милиции» и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Материалы на увольнение представлять в Управление кадров МВД РТ в течение 3-х дней.

2.6. Взять на особый контроль суточный пробег автотранспорта и использование установленных лимитов расхода горюче-смазочных материалов. В случае использования служебного транспорта в личных целях виновных привлекать к строгой дисциплинарной и материальной ответственности.

2.7. Организовать проведение с инспекторским составом подразделений ГИБДД занятий по обучению методике выявления нарушителей Правил дорожного движения среди сотрудников, акцентировав особое внимание на обязательном медицинском освидетельствовании сотрудников при подозрении на алкогольное или наркотическое опьянение.

2.8. Обучение водителей Правилам дорожного движения организовать отдельной учебной группой в системе служебной подготовки, уделяя особое внимание глубокому изучению и приобретению навыков эксплуатации транспортных средств в сложных дорожных и погодных условиях, для чего привлекать квалифицированных инструкторов и опытных сотрудников ГИБДД.

2.9. Обеспечить периодический действенный негласный контроль со стороны руководства ОВД за работой милиционеров-водителей на линии.

2.10. Возложить на дежурные части ОВД контроль за выездом и своевременным возвращением служебного транспорта.

2.11. Взять на контроль прохождение медицинского освидетельствования водителей перед выездом. Проводить ежедневные инструктажи водительского состава, оформить в местах проведения инструктажей фотостенды (при отсутствии технической возможности — фотоальбомы) под условным названием «Этого могло не случиться» с фотографиями ДТП.

2.12. Иметь постоянно обновляемые списки сотрудников, имеющих личный автотранспорт, или пользующихся им по доверенности. При проведении плановой воспитательной работы с данной категорией сотрудников особое внимание уделять соблюдению ими дорожно-транспортной дисциплины.

2.13. Лично рассматривать и утверждать результаты служебных проверок по всем фактам ДТП, грубого нарушения сотрудниками ПДД и выходу служебного транспорта из строя, принимать жесткие меры дисциплинарного воздействия к виновым# лицам и их непосредственным руководителям, не обеспечившим проведение должной профилактической работы. Заключения служебных проверок и приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности представлять в Управление кадров МВД РТ в течение 3-х дней.

2.14. Каждый случай совершения дорожно-транспортного происшествия по вине сотрудников, а также факты грубого нарушения Правил дорожного движения обязательно выносить на обсуждение общественных формирований либо рассмотрение аттестационно-кадровой комиссией ОВД.

2.15. Ввести в практику обязательное поощрение водительского состава по итогам календарного года за безаварийную эксплуатацию служебного автотранспорта и неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения.

3. В целях улучшения организации контроля за эксплуатацией и использованием автотранспорта в структурных подразделениях аппарата МВД РТ, органах и подразделениях внутренних дел Республики Татарстан запретить:

3.1. Использование служебного автотранспорта в личных целях и во внеслужебное время.

3.2. Парковку служебного автотранспорта горрайорганов не на территории дислокации подразделения (для аппарата МВД РТ — вне АТХ МВД РТ) без соответствующего письменного разрешения руководства МВД РТ.

3.3. Управление служебным автотранспортом:

— сотрудниками любого руководящего ранга без водительских прав и без соответствующей категории допуска;

— сотрудниками, включенными в «группу риска» и склонными к злоупотреблению спиртными напитками;

— со специальной цветографической окраской водителями-сотрудниками в гражданской одежде.

3.4. Следование сотрудников в служебные командировки на попутном и личном транспорте, кроме случаев крайней необходимости или невозможности использовать служебный либо общественный транспорт.

4. Управлению кадров МВД РТ (Зиннурову Ф.К.):

4.1. Ежеквартально анализировать состояние транспортной дисциплины в горрайорганах внутренних дел республики и службах министерства. По результатам анализа направлять соответствующие обзоры с указанием основных причин совершения дорожно-транспортных происшествий и дальнейших мер по их недопущению.

4.2. Исключить восстановление на службу в органах внутренних дел сотрудников, ранее допускавших грубые нарушения транспортной дисциплины.

4.3. Продолжить практику заслушивания руководителей подразделений, где создана либо намечается неблагоприятная обстановка с соблюдением сотрудниками транспортной дисциплины. В особых случаях заслушивание проводить на заседании центральной аттестационной комиссии МВД Республики Татарстан.

4.4. Обеспечить проверку сотрудниками Управления кадров МВД РТ в период плановых служебных командировок своевременного и качественного исполнения на местах требований данного приказа.

5. Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Минниханову Р.Н.), Управлению материально-технического и хозяйственного обеспечения (Фарвазову Р.Г.), Управлению кадров МВД РТ (Зиннурову Ф.К.) в периоды сезонного ухудшения дорожных условий, но не реже двух раз в год проводить месячники безопасности дорожного движения в органах и подразделениях внутренних дел республики, в ходе которых:

5.1. Проводить внезапные проверки состояния транспортной дисциплины в органах и подразделениях внутренних дел согласно разработанным графикам и планам-заданиям.

5.2. Требовать от руководства подразделений незамедлительного и исчерпывающего принятия всего комплекса мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий, предусмотренных данным приказом.

5.3. Ограничивать до минимума целевые выезды сотрудников в плановые командировки на служебном автотранспорте, используя для этих целей общественный транспорт междугороднего сообщения.

5.4. Рекомендовать сотрудникам воздержаться от поездок на личном транспорте в данный период.

6. Возложить на руководителей структурных подразделений органов внутренних дел РТ и аппарата министерства персональную ответственность за состояние транспортной дисциплины в подчиненных службах, а также за действенность мер по предотвращению фактов чрезвычайных происшествий, связанных с эксплуатацией автотранспорта. Привлекать к дисциплинарной ответственности непосредственных начальников служб, чьи подчиненные допустили грубые нарушения транспортной дисциплины с тяжелыми последствиями, в исключительных случаях вплоть до освобождения от занимаемой должности.

7. Признать утратившим силу приказ МВД РТ от 3 сентября 1999 года N 420 «О неудовлетворительном состоянии транспортной дисциплины среди личного состава органов и подразделений внутренних дел Республики Татарстан». Указания МВД РТ и отдельных подразделений аппарата Министерства, регламентирующие организацию работы по профилактике транспортной дисциплины, применять в части, не противоречащей данному приказу.

8. Контроль за выполнением данного приказа по курируемым направлениям возложить на заместителей министра внутренних дел Республики Татарстан (А.В.Вайда, Д.Р.Динниулов).

9. Приказ объявить всему личному составу органов и подразделений МВД РТ.

base.garant.ru

Ответ по поводу сбора информации с сотрудников.

вкл. 11 января 2016 . . Просмотров: 5199

Ранее мы писали о порочной практике сбора абсолютно не нужной информации с сотрудников в подразделениях УВО ( хотя и многие другие подразделения страдают тем же).

Мы получили ответ из Главка Москвы на эту тему, где сбор информации признан незаконным! —

Инспекцией по личному составу Управления кадров Управления по работе с личным составом Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве по поручению руководства Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве Ваше обращение от 12 ноября 2015 года рассмотрено. Сообщаю, что по указанной в Вашем обращении информации ранее, 19 октября 2015 года, Инспекцией по личному составу Управления кадров Управления по работе с личным составом Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве проводилась проверка. В ходе проведения проверки изучена расписка, подготовленная Федеральным государственным казенным учреждением «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве», которой сотрудникам подразделения вменена обязанность предоставления копий водительских удостоверений, свидетельств о регистрации, полисов ОСАГО владельцев транспортных средств, находящихся в их собственности.

Данное требование не соответствует приказу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве от 21 августа 2015 года №443 «О мерах по профилактике дорожно-транспортной дисциплины среди личного состава подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве», которым определено руководителю обеспечить в подчиненных подразделениях наличие и ежеквартальное обновление накопительного делопроизводства по профилактике нарушений личным составом Правил дорожного движения в соответствии с перечнем документов, подлежащих приобщению в накопительное делопроизводство по организации профилактики нарушений Правил дорожного движения.

По результатам проверки копия материалов направлена в Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве» для принятия мер по устранению указанных нарушений. 30 октября 2015 года в указание Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве» от 3 сентября 2015 года, содержащее требование о получении от сотрудников вышеуказанной расписки, внесены изменения в соответствии с приказом Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве от 21 августа 2015 года № 443.

Временно исполняющий
обязанности начальника Р.В. Егиазаров

www.prof-police.ru

Работа по укреплению служебной дисциплины

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

В целях поддержания служебной дисциплины руководство Института создает необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных, воспитывает у них чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей, обеспечивает гласность и объективность в оценке служебной деятельности личного состава, стимулирует в форме поощрения за достигнутые высокие результаты служебной деятельности и объявляет взыскания за нарушение служебной дисциплины.

В соответствии с Директивой МВД России от 27 февраля 2015 г. № 1дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации» и на основании Плана мероприятий по реализации Директивы МВД России от 27 февраля 2015 г. № 1дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации до 2020 года» от 15 мая 2018 года № 1/749дсп в Институте проводится целенаправленная работа, направленная на профилактику и предупреждение нарушений служебной, дорожно-транспортной дисциплины и законности среди постоянного и переменного личного состава. Разработан и утвержден 19 января 2018 года План мероприятий, направленных на укрепление служебной дисциплины и законности в ВИПК МВД России и его филиалах на 2018 год.

Вопросы состояния служебной, дорожно-транспортной дисциплины и законности систематически рассматриваются на оперативных совещаниях при начальнике Института, учебно-методических сборах, семинарах-совещаниях.

Руководство Института и руководители структурных подразделений регулярно проводит профилактическую воспитательную работу, обращая особое внимание на сотрудников, склонных к нарушениям служебной дисциплины или правил дорожного движения.

С сотрудниками, совершившими нарушения служебной или дорожно-транспортной дисциплины, руководителями подразделений и отделом по работе с личным составом проводится индивидуальная воспитательная работа. Сотрудники, неоднократно нарушившие дисциплину, и руководители, не обеспечившие должный уровень состояния служебной и дорожно-транспортной дисциплины в подразделении, заслушиваются на оперативном совещании при начальнике Института.

В рамках единого дня государственно-правового информирования систематически проводятся занятия по профилактике нарушений служебной дисциплины, административных правонарушений в области дорожного движения, и предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием личного состава Института, демонстрируются документальные фильмы.

xn--b1amgt.xn--b1aew.xn--p1ai

Транспортная дисциплина в мвд приказ

Эффективное решение ответственных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения требований законности и служебной дисциплины при выполнении личным составом служебных обязанностей в повседневных и чрезвычайных условиях. Надлежащий уровень законности и дисциплины, наряду с качественной служебно-боевой подготовкой, является условием организованности, отмобилизованности, постоянной готовности сотрудников к немедленным и решительным действиям по обеспечению общественного порядка и безопасности, борьбе с преступностью, является обязательным условием эффективности оперативно-служебной деятельности и повышения престижа и доверия к органам внутренних дел со стороны граждан. Эти факторы в современных условиях приобретают особую актуальность, так как их невысокие характеристики вызывают серьезную тревогу в обществе, способствуют процессу отчуждения граждан от содействия правоохранительным органам, снижают результативность принимаемых мер по укреплению правопорядка.

В течение последних лет сохраняется устойчивая тенденция роста противоправного поведения сотрудников системы МВД России, в том числе совершения тяжких преступлений, не снижается количество фактов коррупции, злоупотреблений должностными полномочиями, прежде всего, корыстной мотивации. Остаются массовыми случаи превышения должностных полномочий, выражающиеся в пытках, издевательствах над задержанными и подозреваемыми, грубость и цинизм в обращении с гражданами.

Нарушение права человека на неприкосновенность личности зачастую выражается в незаконном применении оружия, физической силы и специальных средств.

По-прежнему вызывает обоснованную тревогу состояние служебной дисциплины, остаются актуальными проблемы предупреждения аддиктивной зависимости сотрудников (злоупотреблений алкоголем, немедицинским потреблением наркотиков, а в последнее время все чаще и игромании). Эти отрицательные психологические зависимости нередко выступают в качестве субъективных условий хищений (в том числе государственных и других подотчетных средств), фоновым явлением для совершения многих административных и дисциплинарных правонарушений, а подчас и в качестве криминогенной детерминанты иных более опасных нарушений уголовно-правовых запретов (вплоть до убийств). [78]

В соответствии с приказом МВД России от 1 февраля 2007 г . № 120 осуществляется комплексное реформирование системы воспитательной работы с личным составом МВД России, которое, в частности, должно обеспечить выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России в феврале 2006 года о восстановлении доверия к милиции со стороны населения.

Необходимо повысить уровень профессионализма, правовую культуру сотрудников, решительно избавляться от коррупционеров, превративших службу в источник доходного бизнеса. Решение этих задач предполагает усиление контроля за состоянием дисциплины и законности в органах внутренних дел.

Деятельность по реформированию системы воспитательной работы принесла уже некоторые положительные результаты. Так, в целом по России в 2007 году было выявлено 141 тысяча 417 нарушителей служебной дисциплины, что на 3,4% меньше, чем в 2006 г ., за дисциплинарные проступки, влекущие нарушения законности привлечено к ответственности 40 тысяч 39 сотрудников.

По-прежнему криминальная активность личного состава не снижается и образует значительный массив «преступности в сфере борьбы с преступностью» [79] . Она характеризуется преобладанием должностных преступлений и преступлений против правосудия, за совершение которых в 2007 г . привлечено к ответственности 3007 сотрудников из всех 4367 лиц, подвергнутых уголовному преследованию. За превышение должностных полномочий привлечено к ответственности 1420 сотрудников, за злоупотребление должностными полномочиями — 716, за получение и дачу взяток — 764 сотрудника [80] .

В 2007 г . за общеуголовные преступления привлечен к ответственности 1669 сотрудник органов внутренних дел, [81] в том числе из них — за убийство — 37, за кражи подверглись уголовному преследованию 120 сотрудников, за грабежи — 98, за разбои — 44 сотрудника. Среди общеуголовных деяний преобладают преступные нарушения правил безопасности дорожного движения, по-прежнему сохраняющих негативную динамику роста: 2005 г . — 1808, 2006 г . — 2151 (рост на 18,9 %). На 5,1 % возросло число ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения ( 2005 г . — 490, 2006 г . — 515). В целом, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в 2006 году 224 сотрудника привлечены к уголовной ответственности (рост на 8,2%) [82] . В нарушениях правил дорожного движения зачастую проявляется эгоистически завышенная самооценка сотрудников как представителей государственной власти. У некоторых сотрудников сформировалась стойкая психологическая уверенность в своей безнаказанности. Беспринципность и круговая порука, распространившаяся в ряде служб и подразделений, личностная пораженность деформированным, а зачастую и криминализированным антиправовым сознанием укрепляет мотивацию на противоправное поведение. Сотрудники сознательно пренебрегают правилами безопасности, с их точки зрения обязательными лишь для необлеченных служебными полномочиями граждан, к интересам которых как участников дорожного движения относятся пренебрежительно. [83]

Укрепление дисциплины и законности одно из направлений воспитательной работы в органах внутренних дел, которому министерством внутренних дел России придается решающее значение как важнейшему показателю эффективности оперативно-служебной деятельности.

Президент России в выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России в феврале 2006 г . сформулировал задачу укрепления доверия граждан к органам внутренних дел, предельной открытости и социальной ориентированности в деятельности органов внутренних дел.

В директиве МВД России от 17 октября 2006 г . № 3 «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2007 г .» совершенствование единой системы профилактики правонарушений определено в качестве одного из приоритетных направлений деятельности системы МВД России. Приказом МВД России от 6 марта 2007 г . № 216 «Об объявлении решения коллегии МВД России» поставлена также задача разработать и реализовать комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел.

В Обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г . Министр внутренних дел подчеркивает, что необходимо давать принципиальную оценку каждому нарушению законности и дисциплины. Следует отстранять от занимаемых должностей лиц, систематически нарушающих профессиональную этику и дискредитирующих органы внутренних дел. Считать в качестве одного из критериев назначения на вышестоящие должности, представления к наградам и поощрениям подчиненных соблюдение ими норм профессиональной этики, морали и культуры в обращении с гражданами.

4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел

Предупреждение и профилактика происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности личным составом в органах внутренних дел Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечения приоритета и защиты основных прав и свобод человека и гражданина;

3) неотвратимости ответственности за нарушения служебной дисциплины и законности;

4) системности и комплексного использования воспитательных, правовых, организационных, специальных и иных мер предупреждения нарушений основных прав и свобод человека и гражданина, иных нарушений служебной дисциплины и законности;

5) приоритета предупредительных мер над взысканиями в организации системы противодействия нарушениям служебной дисциплины и законности;

6) сотрудничества органов внутренних дел со средствами массовой информации, общественными и религиозными объединениями, правозащитными организациями, иными государственными органами и должностными лицами при осуществлении деятельности по профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел;

7) конфиденциальности сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с нарушениями законности и преступлениями, совершаемыми сотрудниками органов внутренних дел.

В настоящем параграфе используются следующие основные понятия:

Служебная дисциплина в органах внутренних дел — вид государственной дисциплины, обеспечивающей устойчивую систему связей между субъектом и объектом управления. Она достигается соблюдением сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, Присягой, контрактом о службе, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации и прямых начальников порядка и правил исполнения общемилицейских и должностных обязанностей и осуществления предоставленных полномочий.

Нарушение служебной дисциплины — несоблюдение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации и прямых начальников порядка и правил исполнения общемилицейских и должностных обязанностей и осуществления предоставленных полномочий.

Законность в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел выполняет роль принципа, метода и режима осуществления правоохранительных задач и реализации функций в сфере внутренних дел. Законность призвана обеспечить соблюдение, охрану и защиту прав и свобод граждан, интересов юридических лиц, общества и государства от преступных и других противоправных посягательств.

Нарушение законности — неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (Конституции РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Закона РФ «О милиции», федеральных законов и законов субъектов РФ), приказов Министерства внутренних дел РФ и совместных приказов федеральных органов государственной власти РФ, а также приказов и распоряжений руководителей органов внутренних дел по субъектам федерации, городам и районам, регулирующих отношения в сфере внутренних дел. Нарушения законности всегда отрицательно влияют на состояние правопорядка, обеспечение, охрану и защиту прав и свобод граждан, юридических лиц.

Происшествие — событие или действие, повлекшее смерть, ранения, травмы сотрудников и других граждан, уничтожение, повреждение и утрату вооружения, техники и другого имущества органов внутренних дел.

Предупреждение происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел — деятельность органов внутренних дел по:

а) профилактике происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности, посредством целенаправленного выявления и последующего устранения причин и условий, способствующих их возникновению и совершению;

б) предотвращению конкретных нарушений служебной дисциплины и законности путем выявлении и недопущения реализации планируемых преступлений и других правонарушений путем установления лиц, которые готовятся их совершить, принятия к ним воздействия, предусмотренных законодательством о государственной службе, административным и уголовным правом, а также проведения воспитательно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление морально-психологического климата в служебных коллективах;

в) пресечению совершаемых нарушений служебной дисциплины и законности путем воспрепятствования продолжению начатого деяния, установления лиц, его совершающих и принятия к ним мер правового принуждения, а также создания в подразделении условий, препятствующих совершению подобных правонарушений в дальнейшем.

4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава

Правовое понятие дисциплины включает в себя различные ее виды: государственную, в т.ч. воинскую и служебную, а также трудовую, плановую, финансовую, корпоративную, общественную, партийную и т. д. Хорошо налаженные дисциплинарные отношения власти и подчинения в органах внутренних дел обеспечивают постоянную, надежную и устойчивую организационную связь между субъектом и объектом управления. Дисциплина обеспечивает согласованность действий членов организации и достижение поставленных целей, выступает в качестве необходимого условия общей работы.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает неукоснительное соблюдение лицами рядового и начальствующего состава установленных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Присягой, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников (командиров) порядка и правил выполнения возложенных на них обязанностей и осуществления предоставленных им полномочий [84] .

Служебная дисциплина обязывает каждого сотрудника строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, добросовестно исполнять приказы начальников и свои должностные обязанности, а также общемилицейские правоохранительные функции, оказывать уважение начальникам и старшим по званию, содействовать им в поддержании уставного и общественного порядка. Она требует безукоризненного соблюдения формы одежды, выполнение воинского приветствия, других правил служебного этикета и субординации, стойкого отношения к трудностям и лишениям. Дисциплинарная власть и профессиональная компетенция предполагают, что ее субъекты должны быть честными, мужественными и самоотверженными, бдительными, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Значимость правоохранительной службы в органах внутренних дел диктует повышенные требования к соблюдению служебной дисциплины их сотрудниками. Традиционно в органах внутренних дел предписывалась и поддерживалась дисциплина «применительно к воинской». Особый вид государственной службы, принципиально отличающейся от гражданской, и тем более работы по найму [85] , осуществляемой вооруженным персоналом, выполняющим правоохранительные функции в составе подразделений, в том числе многочисленных, требует единоначалия. Государственно-служебные отношения по поддержанию безопасности обеспечиваются за счет основанной на императивных нормах, жесткой организационной и психологической взаимосвязи между руководителем и подчиненным, а также высокой огневой и тактической выучки, физической подготовки персонала. В экстремальных ситуациях вооружённой борьбы власть начальника (командира) объективно приобретает авторитарные черты. Директивный стиль руководства позволяет существенно уменьшить степень риска и с минимальными людскими безвозвратными и санитарными потерями (убитыми и ранеными) среди личного состава органов внутренних дел, населения и криминального противника, и материальными затратами выполнить оперативно-служебные задачи по защите жизни и здоровья граждан, обеспечению общественной и государственной безопасности.

В настоящее время наблюдается неурегулированность административным законодательством системы дисциплинарных правоотношений в органах внутренних дел. В отличие от Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, где применяются общевоинские уставы, в органах внутренних дел Российской Федерации отсутствуют дисциплинарный устав и устав внутренней службы. Служебные взаимоотношения как субординационного, так и координационного характера урегулированы лишь фрагментарно и в самых общих чертах различными наставлениями и инструкциями. Отсутствие нормативных определений «дисциплинарного проступка», «грубого» либо «систематического» нарушения служебной дисциплины, а также регламентации дисциплинарного производства, как и иные сегменты служебных отношений, оказавшиеся в ситуации аномии (неурегулированности), создают многочисленные условия для субъективизма и необъективности дисциплинарной практики, нарушений принципа справедливости в работе с кадрами.

Служебный этикет , играющий роль важного компонента организационной культуры, способствующий консолидации и повышению оперативно-служебной готовности личного состава органов внутренних дел, сегодня основывается только на традициях и ритуалах, сложившихся в дореволюционный и советский период. Он незнаком подавляющему большинству личного состава, поступившему на службу в период социально-политических трансформаций в стране. Под влиянием широко распространившихся в обществе радикально либеральных настроений многие молодые сотрудники, личностное формирование которых происходило в условиях отсутствия официальной идеологии, низкой эффективности социально-нравственного воспитания, интенсивного влияния законов стихийного рынка, вообще не считают необходимым бескорыстное общественное служение. Четкий уставной порядок, строго регламентированные дисциплинарные отношения, субординацию и служебный этикет в качестве компонентов прохождения правоохранительной службы они рассматривают как ненужную условность, рудимент советского строя. Тезис о том, что воинские и милицейские уставы и наставления «писаны кровью», у них вызывает ироническую реакцию и психологическое отторжение . Между тем, как свидетельствуют многолетние исследования Академии управления МВД России по вопросам обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, каждый третий погибший (в 2007 г . безвозвратные потери составили 306 человек) или раненый сотрудник (санитарные потери 603 человека), при исполнении служебных обязанностей, своими действиями способствовал облегчению совершения преступного посягательства в отношении себя. Эти сотрудники оказались в прямом смысле жертвами собственного сознательного пренебрежения требованиями дисциплины профессиональной безопасности, сформулированными в уставах, наставлениях и инструкциях [86] .

Негативно повлияли на дисциплинированность личного состава и появившиеся в 90-е годы прошлого столетия официальные высказывания о социально-сервисном назначении органов внутренних дел, призванных осуществлять обслуживание налогоплательщиков, что также предполагало необходимость их демилитаризации [87] . Эти лозунги в условиях провозглашенного Конституцией Российской Федерации идеологического многообразия, а также безыдейности и прагматизма, коммерциализации основных сфер личной и общественной жизнедеятельности не могли не сказаться отрицательно на уровне оперативно-служебной и боевой готовности органов. В результате снизилась и сплоченность служебных коллективов, степень их управляемости и антикоррупционной устойчивости, а также профессиональная обученность, воспитанность и общекультурное развитие персонала, все большая часть которого личные интересы расценивает выше публичных.

Служебная дисциплина и законность взаимосвязаны. Выполняя служебные обязанности, сотрудник должен использовать предусмотренные либо допускаемые законами и подзаконными правовыми актами средства, процессуальные правила и тактические приемы. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и, в первую очередь, проходящим военную и правоохранительную службу, составляют одновременно и содержание дисциплины. С другой стороны, дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, служебных ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями [88] .

Законность в юридической науке понимается как неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями [89] . Ее трактуют также и как систему юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными органами, призванную обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов. Законность при исполнении обязанностей государственной службы формирует необходимый характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивают авторитетность и эффективность социального управления [90] .

Законность одновременно является универсальным конституционным и общеправовым принципом, соблюдение которого обязательно в практической деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц и служащих, а также предприятий и организаций (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы), их руководителей, граждан, иностранцев и апатридов.

Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом, правовом и социальном государстве, безусловно признающим приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений, и обеспечивающим ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отношении. [91] Эффективное государство, строящее взаимоотношения с личностью на основе признания высокой значимости ее прав и свобод, выступает гарантом социального и культурного благополучия своих граждан. Современное демократическое государство не будет являться демократическим, если оно не воплощает в своей повседневной практике гражданские и политические права и свободы [92] .

Таким образом, законность, являясь принципом деятельности органов внутренних дел, требует от каждого сотрудника неукоснительного исполнения законов и ведомственных нормативных актов, усвоения и использования в своей служебной деятельности правовых знаний, правомерного поведения как при исполнении должностных обязанностей, так и вне службы, предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны граждан и должностных лиц. Нарушения законности, допускаемые сотрудниками в процессе осуществления правоохранительной деятельности, в отличие от дисциплинарных проступков, всегда отрицательно сказываются на обеспечении правопорядка и ущемляют права, свободы, законные интересы граждан и организаций.

Необходима системная работа по преодолению разобщенности сотрудников и их индивидуалистически-атомизированного сознания, формированию и консолидации служебных коллективов, созданию здорового социально-психологического климата и солидарных товарищеских отношений в служебной деятельности.

Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел должна обеспечиваться планомерной стройной системой воспитательных и организационно-уставных мероприятий, непреклонно осуществляемых руководителями всех степеней, а также постоянно актуализируемой нравственно-здоровой служебной средой, самодисциплинированностью сотрудников (осознанным отношением к исполнению служебного и гражданского долга, повышенной личной ответственностью за методы, способы и результаты выполнения порученной оперативно-служебной или служебно-боевой задачи). Требуется и индивидуальная работа по воспитанию личной дисциплинированности как внутреннего убеждения каждого сотрудника в необходимости продуманного, активного и строгого соблюдения требований законов, Присяги, уставов, наставлений и приказов, других подзаконных нормативных актов, гражданского, воинского и служебного долга, а также правомерных распоряжений начальников и командиров.

Дисциплина в подразделении обеспечивается также умелым использованием руководителем властных полномочий, включая поощрения и взыскания, его командными качествами (волей, управленческой подготовкой, знаниями, навыками и умениями), профессиональным и нравственным авторитетом, коммуникативной компетентностью, сочетаемой со способностью и готовностью личного состава беспрекословно подчиняться правомерным приказам и распоряжениям начальников (командиров). Для формирования дисциплинарных властеотношений в подразделении немаловажное значение имеет личная примерность руководителя в бескорыстном и самоотверженном исполнении долга, служении закону, народу и справедливости, активном исполнении и поддержании требований уставного порядка.

Руководитель (начальник, командир) обязан постоянно осуществлять индивидуальную воспитательную и профилактическую работу, налаживать доверительные отношения с личным составом, хорошо знать не только профессиональные, нравственные, психофизические и иные личные качества лиц, находящихся в непосредственном подчинении, но и их материальное положение, долговые обязательства, взаимоотношения в семье, увлечения, проведение досуга, круг ближайшего внеслужебного общения. Все затруднительные ситуации [93] , тяжелые эмоциональные состояния сотрудников требуют незамедлительного реагирования и оказания необходимой помощи со стороны прямых руководителей, сотрудников подразделений по воспитательной работе и специалистов по морально-психологической подготовке.

Руководитель органа внутренних дел обязан постоянно демонстрировать своим личным примером честное и бескорыстное исполнение своего гражданского и служебного долга. Ему следует принимать систематические меры к нейтрализации причин и условий коррупции, а также внимательно относиться к любой ситуации, содержащей опасность коррупционного поведения подчиненных. Он должен принимать все возможные меры к обеспечению безопасности и защите интересов сотрудников и граждан, содействовавших идентификации и разрешению этой ситуации. Антикоррупционное поведение подчиненных всегда заслуживает психологической поддержки и содействия со стороны руководителей.

Старшим начальникам, используя рычаги служебного продвижения, морального и материального поощрения, усиления спроса необходимо побудить непосредственных руководителей заниматься не только организацией оперативно-служебной деятельности подчиненными, но и повседневной реальной воспитательно-профилактической работой с ними. [94]

4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу в МВД

Прием на службу кандидатов является важной отборочно-кадровой процедурой, позволяющей предотвратить проникновение в органы внутренних дел представителей организованных преступных групп и лиц, преследующих корыстные и другие цели и интересы антиобщественного характера, препятствующие выполнению задач правоохранительной службы, либо лиц по своим нравственно-волевым качествам неспособных выполнять служебно-боевые задачи в экстремальных условиях вооруженной борьбы, повышенных психофизиологических нагрузок. [95]

В качестве раннепрофилактических мероприятий по предупреждению возможных со стороны будущего сотрудника нарушений дисциплины и законности, служебного предательства и коррупции, в процессе изучения кандидата на службу руководителю при участии психологов и других специалистов по работе с личным составом необходимо:

─ составить объективное представление о его правовом сознании, в частности о степени и точности осведомленности об институтах конституционного, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального, а также гражданского, семейного, жилищного и других отраслей права, отношении к ним, о реальном правовом положении человека в современном обществе. Выявить официальные и неформальные источники получения юридической информации, оценочное отношение к законам, объективности, справедливости и эффективности их применения;

─ установить, стремился ли ранее кандидат принять деятельное участие в правоохранительных мероприятиях, пресечении правонарушений, под влиянием каких мотивов и при каких обстоятельствах это происходило, не сожалел ли о своих действиях в последующем. Проявил ли он настойчивость в восстановлении справедливости, был ли способен принять правомерное и тактически целесообразное решение, добивался ли ответственности лиц, совершивших нарушения закона. Как он относится к резонансным преступлениям, совершенным в последнее время;

─ изучить отношение кандидата к трудовой этике, выполнявшейся ранее работе, учебе, прохождению военной службы. Обладает ли он готовностью к напряженному, интенсивному труду, в том числе к выполнению социально важных задач сверх оплачиваемых и предусмотренных нормативами. Рационально ли планировал свою деятельность, успешно ли организовывал свою работу и учебу, проявлял ли инициативу, настойчивость и последовательность в достижении поставленных целей, несмотря на внешние препятствия. Чувствовал ли ответственность за коллектив, в котором работал, служил или учился, заботился ли о его репутации, стремился ли отстаивать его престиж и интересы;

─ выявить, как складывались у него отношения с коллегами, руководителями, педагогами по месту прошлой работы, службы или учебы. Какие конфликты, на какой почве у него в производственной, бытовой и досуговой сферах возникали, способен ли он был к сдержанной адекватной реакции, стремился ли, используя правомерные и нравственно корректные конструктивные средства, урегулировать их, как они в результате разрешались. Способен ли наряду с принципиальностью проявлять разумную уступчивость, идти на переговоры, разумный компромисс и сотрудничество;

─ узнать, как он представляет патриотизм, гражданский долг, свое служение закону, народу и государству. Кто из родственников, педагогов, сослуживцев и других лиц, каким образом и почему оказал решающее влияние на формирование личности и обеспечил жизненную поддержку кандидата. Кому и за что из этих лиц он благодарен и отвечает ли взаимной помощью;

─ установить действительные источники, размер и легитимность доходов, материальные условия жизни кандидата, членов его семьи и лиц из его бытового и досугового окружения. Выяснить, по каким критериям он отбирает себе друзей, приятелей и подруг, какие интересы, увлечения, взгляды, а также форма занятий и проведения свободного времени их объединяют. Исследовать уровень и характер культурного и физического развития кандидата, отношение к здоровому образу жизни, привычки и обыкновения, способы и систематичность обретения знаний, расширения кругозора, поддержания хорошей физической формы;

─ сделать вывод об отношении кандидата к добросовестному выполнению своих личных и имущественных обязательств перед родственниками, знакомыми и посторонними людьми, насколько адекватно он представляет условия своей будущей жизни и служебной деятельности. Насколько свойственны для него готовность выполнять различные, в том числе непрестижные и тяжелые, работы, помочь сослуживцам в решении сложных и трудоемких проблем, ответственность за сослуживцев, оборудование и материалы или же, напортив, эгоизм, социально иждивенческие и потребительские настроения. Спрогнозировать готовность и способность его жить на денежное довольствие сотрудника правоохранительного органа;

─ выявить действительное происхождение, характер и устойчивость мотивов, определивших стремление кандидата на службу в систему МВД России. Насколько его представления соответствуют будущей деятельности, осознает ли он все дисциплинарные требования, трудности, лишения, правовые и этические ограничения, которые влечет будущая служба. Как расценивают родственники, друзья и подруги его стремление поступить на правоохранительную службу. Какие, по их мнению, риски, трудности и преимущества несет избираемая профессия, и являются ли они достаточно оправданными и адекватными обретаемым благам;

─ выяснить наличие конкретных представлений у кандидата о перспективах его службы. Имеет ли определенные намерения повышать свой профессионализм, построить добросовестную служебную карьеру. Какие жизненные проблемы он рассчитывает решить в процессе прохождения службы. Знает ли он сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих, с которых стремится брать пример в будущей служебной деятельности;

─ обратить внимание на способность кандидата ясно, кратко, доходчиво и убедительно излагать свои мысли, на используемую им лексику, в частности сленг и жаргон, а также умение слушать и стремление понимать собеседника, на мимику, принимаемые им позы, и жестикуляцию. Установить, где позаимствовал он специфические обороты, выражения и жесты, а также что они означают. Способен ли быстро и дифференцированно воспринимать предлагаемые проблемы будущей профессии. Насколько корректен, открыт и коммуникабелен в общении с окружающими. Какой стиль одежды, прическу, предметы личного пользования предпочитает, склонен ли к внешней роскоши. Аккуратен ли внешний вид кандидата и соответствует ли он представлениям населения о государственном служащем. Обратить внимание на наличие татуировок и выяснить их значение.

Целесообразно осуществлять интенсивное наблюдение за стажером в период прохождения им стажировки по должности, а также за сотрудником в первоначальный период вхождения в каждую новую должность. Эту функцию осуществляют в первую очередь наставники и непосредственные начальники при активном содействии психологов и сотрудников кадровых подразделений .

4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав МВД

При организации воспитательно-профилактического воздействия целесообразно исходить из необходимости соблюдения личным составом определенных этических постулатов, определяющих стандарты поведения сотрудников, в том числе антикоррупционного характера [96] .

Так, глава 7 «Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника» Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [97] определяет требования к личному составу, предупреждающие коррупционные проявления. Кодекс определяет, что относится к коррупционно опасному поведению сотрудника и руководителя органов внутренних дел, устанавливает ряд норм, позволяющих преодолеть коррупционную опасность.

В качестве исходных положений установлено , что, вступая в государственную должность правоохранительной службы, сотрудник принимает на себя обязательства в служебной деятельности и личной жизни следовать высоким этическим стандартам и принципам [98] . Его личные (частные) интересы не могут быть основанием неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, они не должны ни в чем препятствовать осуществлению эффективной правоохранительной деятельности. Все решения должны приниматься объективно и беспристрастно, исходя из задачи необходимости максимального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с учетом государственных и служебных интересов. При этом сотрудники не должны руководствоваться целями достижения материальной выгоды для себя, своей семьи, близких и неслужебного окружения. Персонал должен избегать не только любых злоупотреблений, но и действий, которые могли бы создать видимость использования служебного положения в личных целях [99] .

В поведении сотрудник должен проявлять политическую нейтральность, воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в круг его служебных обязанностей. Любой свой поступок сотрудник обязан оценивать с позиции необходимости повышения авторитета государственной власти и доверия к ней со стороны населения, формирования положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел, постоянного служения закону, народу и каждому человеку в отдельности.

Конкретными требованиями, учитывающими специфику правоохранительной деятельности, являются следующие:

─ сотрудники обязаны отказаться от предлагаемой им любой ненадлежащей выгоды, принять меры к установлению лица, сделавшего такое предложение, о чем сразу же информировать руководство и в последующем действовать в соответствии с законом, этическими правилами и полученными указаниями. Дальнейшие контакты с лицом, предложившем ненадлежащую выгоду, могут быть оправданы только служебной необходимостью [100] . Не допускается приобретение продуктовых и промышленных товаров, любых благ и ценностей, получение услуг вне очереди, в обход существующего порядка, без оплаты или на необоснованно льготных условиях;

─ запрещается поддержание любых прямых и опосредованных отношений, непосредственно не вызванных интересами служебной деятельности, с лицами, скомпрометировавшими себя преступлениями и другими противоправными действиями, а также бывшими сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащими, уволенными за служебные проступки и (или) недостойное поведение в быту и на досуге;

─ свои имущественные, включая денежные, обязательства сотрудник обязан выполнять, строго руководствуясь требованиями Гражданского, Семейного кодексов РФ, устных договоренностей и моральных норм. Собственные, семейные и родственные интересы недопустимо удовлетворять за счет ущемления прав и законных интересов других лиц и организаций. Безупречности в выполнении долговых и других имущественных обязательств сотрудник должен требовать от своих родственников и близких;

─ сотрудники обязаны своевременно докладывать руководству о любых своих личных интересах и ставших им известными интересах сослуживцев, возникающих в ходе выполнения должностных обязанностей, и излагать возможные мотивы самоотвода или отвода. Назревающие при этом конфликты интересов должны разрешаться в пользу выполнения гражданского и служебного долга. Решения руководителя, направленные на урегулирование конфликта интересов, подлежат обязательному исполнению сотрудниками [101] ;

─ своими действиями на службе или вне ее сотрудник не должен допускать создания ситуаций финансовой или иной зависимости от отдельных лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение сотрудником служебных обязанностей;

─ запрещается вступление во внеслужебные личные или имущественные отношения (в том числе заключение гражданско-правовых сделок), а также получение услуг и подарков либо вещей и предметов в пользование от лиц, являющихся (являвшихся) подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, истцами или ответчиками, защитниками и представителями, либо привлекавшимися в качестве экспертов и специалистов по делам и материалам, расследовавшимся (рассмотренным) в органе, учреждении, где сотрудник состоит на службе. Должны исключаться такие отношения и с лицами, на которых распространяются властные или контрольные (надзорные) функции органа или учреждения, где сотрудник состоит на службе;

─ сотрудник, неправомерно причинивший гражданам материальный, физический или моральный ущерб, обязан принять все зависящие от него меры для полного и скорейшего возмещения этого ущерба. Руководители органа, службы, подразделения также должны обеспечить психологическую поддержку и принести извинения потерпевшим от злоупотреблений и насилия подчиненных, при необходимости изыскать средства для предоставления им материальных компенсаций;

─ в обращении между собой, с персоналом других правоохранительных органов и с военнослужащими сотрудники обязаны соблюдать субординацию, вежливость и сдержанность, быть приветливыми и скромными, строить взаимоотношения на доверии и взаимной поддержке. Они должны всегда уважительно относиться к начальникам и командирам, старшим по званию военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, содействовать им в поддержании общественного и уставного порядка, строго соблюдать установленные правила ношения форменной одежды, служебной вежливости и отдания воинских приветствий;

─ не допускаются любые неслужебные (личного или имущественного характера) поручения подчиненным и иным зависимым по службе должностным и частным лицам. Недопустимо также принимать услуги и подарки, предлагаемые этими лицами;

─ при принятии кадровых решений о выдвижении на вышестоящую должность, о направлении на учебу, о представлении к наградам и иным поощрениям, о наложении взысканий и т. д. руководители должны быть беспристрастными и справедливыми, исходить только из объективной оценки результатов оперативно-служебной деятельности, профессионально-деловых и нравственно-волевых качеств, биографии и прохождения службы сотрудником;

─ в случае проведения служебной проверки сотрудник при необходимости обязан подробным отчетом о своем имущественном положении и всех источниках его поддержания (декларированием доходов и расходов), искренними объяснениями обо всех ему известных обстоятельствах и другими посильными средствами способствовать скорейшему и полному завершению проверки [102] ;

─ служебный статус требует, чтобы сотрудник вел жизнь добропорядочного нравственного человека, несущего ответственность за происходящие вокруг него события. Люди должны в нем видеть пример чести, достоинства, гражданственности, служения закону и здорового образа жизни [103] .

4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел

В целях активизации общей превенции уголовного закона и специальных мероприятий общепрофилактического характера всем субъектам системы воспитательно-профилактического воздействия, целесообразно:

─ отснять документальный учебный фильм о профилактической деятельности по выявлению преступлений среди личного состава органов внутренних дел, где наряду с беспристрастным отражением масштабности и злободневности проблемы, по судебным приговорам, личным делам и интервью с несколькими осужденными — бывшими сотрудниками проследить динамику криминальной деформации их личности, а также подробно осветить условия труда и быта, в которых они содержатся в местах лишения свободы;

─ обеспечить доступность и гласность работы подразделений «телефонов доверия» и «горячих линий», для которых подробно был бы регламентирован порядок поступления, регистрации и реагирования на сообщения и заявления граждан по всем вопросам незаконных и необоснованных действий сотрудников милиции, их аморальных и противоправных поступках;

─ периодически в ведомственной печати делать публикации о преступности и коррупции в органах внутренних дел, ответственности и наказании виновных;

─ возобновить практику постоянного объявления приговоров, вынесенных судами общей юрисдикции (включая военные) в отношении сотрудников органов внутренних дел;

─ регулярно использовать скрытую видеосъемку при негласных проверках несения службы. Организовывать просмотры отснятого материала с подробным обсуждением действий запечатленных сотрудников и планировать профилактические меры по недопущению впредь выявленных фактов нарушений дисциплины и законности личным составом;

─ практиковать периодические заслушивания руководителей служб и подразделений об организации воспитательной и профилактической работы с личным составом, предупреждении нарушений дисциплины и законности, а также преступлений сотрудников в служебной сфере и в быту;

─ чаще практиковать внезапные проверки подразделений по вопросам соблюдения дисциплины и законности персоналом;

─ периодически неожиданно осуществлять медицинские осмотры сотрудников, заступающих на службу либо завершающих выполнение служебных заданий, в целях выявления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

─ обеспечить гласный и негласный контроль за использованием личным составом служебного и частного транспорта. Помимо соблюдения дорожно-транспортной дисциплины, проверять законность использования сотрудниками не принадлежащего им автотранспорта;

─ обеспечить эффективную деятельность достаточных по количеству комендантских патрулей;

─ подразделениям собственной безопасности, инспекциям по личному составу и воспитательным аппаратам совместно с представителями позитивно ориентированных правозащитных организаций осуществлять рейды по предупреждению нарушений прав человека в процессе осуществления сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебной деятельности;

─ в целях предупреждения нарушений служебной дисциплины, нарушений законности, совершения преступлений, формирования у сотрудников уважения к правам и свободам человека и гражданина, а также для повышения общего культурного уровня сотрудников необходимо повсеместно возродить полномасштабную работу таких специализированных субъектов воспитательно-профилактической деятельности, как наставники, офицерские собрания, советы ветеранов, женские общественные советы. Которые, например, изучая поведение сотрудников в быту, их взаимоотношения с женами, участие в воспитании детей, успеваемость тех в школе, способны установить доверительные отношения с непосредственным окружением сотрудников;

─ ориентировать практических психологов и членов общественных формирований на тщательное изучение увлечений, интересов и ценностных ориентаций личного состава. Изучать поведение сотрудников в быту, их неформальное окружение и формы проведения досуга, определять необходимость активизации внимания в отношении тех, кто проявляет признаки психической дезадаптации, деморализации, алкоголизации, наркотизации, токсикомании, игромании либо криминализации личности, или же стремится жить не по средствам и нуждается в применении корректирующего воздействия.

Постоянного оперативного внимания заслуживают бывшие сотрудники, уволенные в связи с «утратой доверия» со стороны руководства, по иным отрицательным мотивам и не сдавшие служебные удостоверения, форменную одежду, бланки служебных документов, печати, штампы, а также лица, стремящиеся поддерживать отношения с бывшими сослуживцами в целях получения служебной информации, содействия в решении вопросов правоохранительного характера.

4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел

Организуя профилактику правонарушений со стороны личного состава совместно со службами собственной безопасности и инспекциями по личному составу органов внутренних дел необходимо учитывать, что она должна включать следующие элементы:

─ обеспечение профилактического наблюдения во всех коллективах органов, служб и подразделений; [104]

─ изучение всего контингента сотрудников, сбор и проверку первичной информации о правонарушениях служебного характера, а также на службе и в быту;

─ инициативное осуществление оперативными подразделениями поисковых мероприятий в целях обнаружения признаков планирования и подготовки преступлений и служебных проступков сотрудниками;

─ оперативное документирование противоправных действий и обстоятельств их совершения сотрудниками, находящимися под профилактическим наблюдением и подлежащих обеспечению таким наблюдением, обеспечение их полных и подробных учетов;

─ планирование и практическую организацию комплекса воспитательно-профилактических мероприятий в отношении лиц, стоящих на профилактических учетах, принятие мер к нейтрализации (устранению) факторов, оказывающих криминогенное и нравственно-деформирующее воздействие на сотрудников;

─ реализация имеющихся оперативных материалов путем привлечения к юридической ответственности лиц, склонение которых к добровольному отказу от совершения преступления, служебного проступка оказалось безуспешным;

─ контроль с помощью оперативных возможностей подразделений криминальной милиции, замеров практическими психологами состояния социально-психологического климата в служебных коллективах, изучения общественного мнения, степени эффективности принимаемых мер профилактического воздействия.

Мерами общей профилактики, в целом воздействующими на разнообразные причины и условия совершения правонарушений в коллективах служб и подразделений являются: эффективная система нравственно-правового воспитания, атмосфера утверждения законности и уставного порядка, охраны и защиты прав и свобод граждан, безусловная личная примерность руководителей всех степеней, широкая гласность в применении мер уголовного наказания и дисциплинарного воздействия, постоянное совершенствование управления подразделениями органов внутренних дел, оптимизация их организационной структуры, принятие усилий к обеспечению достойного уровня жизни сотрудников.

Общепрофилактические мероприятия способствуют устранению (нейтрализации) условий, облегчающих совершение правонарушений, возникновение остроконфликтных ситуаций в служебных коллективах, способствующих нравственно-правовой профессиональной деформации личности сотрудников, формированию у них умысла на совершение преступлений, служебных, досуговых и бытовых проступков.

Общепрофилактические воздействие должно сочетаться с разнообразной системой индивидуальной профилактики правонарушающего поведения сотрудников. Меры индивидуального профилактического воздействияосуществляются в отношении каждого отдельного сотрудника и имеют главенствующее значение в организации предупреждения преступлений, коррупционных и иных правонарушений со стороны персонала, носят как открытый, так и негласный характер. Квалифицированные конфиденциальные мероприятия являются не только более эффективными с точки зрения получения искомой информации оперативно-профилактического характера, но и позволяют не допустить компрометации личности наблюдаемого сотрудника, не ущемить конституционные гарантии охраны его прав и свобод. Они позволяют подробно, объективно и достоверно изучить лицо, подвергаемое профилактическому воздействию, его мировоззренческие взгляды, наклонности, интересы, увлечения, планы на будущее, круг и мотивы общения, связи лиц, имеющих влияние на него.

Индивидуальная профилактика включает в себя три направления деятельности:

─ раннюю профилактику — в отношении лиц, не обладающих твердыми позитивными нравственно-правовыми убеждениями и навыками законопослушного поведения, установками на постоянное и строгое соблюдение уставного порядка, требований должностных инструкций;

─ непосредственную профилактику в отношении лиц, на которых имеется оперативная или официальная информация о совершении актов коррупции, нарушениях прав и свобод человека, иных должностных проступков, недостойного поведения на досуге или в быту;

─ последующее профилактическое воздействие на лиц, подвергнутых дисциплинарной ответственности за допущенные служебные проступки, правонарушения и недостойное поведение в досуговой и бытовой сфере.

При осуществлении воспитательно-профилактической работы в круг ее объектов в первую очередь целесообразно включать сотрудников, обладающих повышенной вероятностью последующего деструктивного поведения. Представляется, что данный контингент состоит из подлежащих постановке на оперативно-профилактические учеты:

─ злостных нарушителей служебной дисциплины;

─ лиц, характеризуемых аддиктивной зависимостью и в результате допускающих злоупотребления спиртными напитками, употребляющих наркотические средства и токсические вещества, увлекающихся азартными играми;

─ лиц, обладающих повышенными негативизмом и конфликтогенностью в быту и на службе, склонных к агрессии и аутоагрессии;

─ сотрудников, получающих незаконное вознаграждение в связи с осуществлением должностных полномочий и использованием служебного влияния;

─ лиц, не принимающих мер по привлечению правонарушителей к уголовной, административной ответственности, а также не докладывающих руководителям о фактах выявленных или ставших им известными правонарушений;

─ сотрудников, явно живущих не по средствам, поддерживающих неслужебные контакты с представителями криминальной среды и теневой экономики и использующих их коррупциогенные услуги;

─ лиц, систематически получающих кредиты, имеющих значительные долги без легальной возможности их погашения;

─ сотрудники, поддерживающие неформальные отношения с бывшими сослуживцами, уволенными по компрометирующим основаниям.

В процессе осуществления индивидуального профилактического воздействия:

─ организуются мероприятия по устранению (нейтрализации) причин и условий, способствующих совершению преступлений;

─ проводится плановое непрерывное профилактическое воздействие на лиц, состоящих на оперативно-профилактических учетах;

─ принимаются меры к прекращению общения профилактируемого лица с источниками аморального, криминогенного и иного деструктивного воздействия на него;

─ устанавливаются и реализуются дополнительные требования и ограничения поведения профилактируемых лиц, осуществляется дисциплинарная и морально-психологическая корректировка их поведения;

─ организуется специальное наставничество индивидуально-профилактического характера;

─ разобщаются неформальные группы сотрудников, в которых доминируют антиобщественные взгляды, правовой негативизм и нигилизм, пренебрежительное отношение к служебному долгу и уставному порядку;

─ в служебных коллективах оказывается моральная, психологическая, организационная и материальная поддержка сотрудникам, находящимся в затруднительных жизненных ситуациях.

К лицам, нарушающим свой служебный долг, следует применять:

─ предупреждение в устной или письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательных актов, служебного долга, Присяги, Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

─ письменное предписание о необходимости определенным образом повысить свой общекультурный или (и) профессиональный уровень;

─ официальное предостережение в письменной форме с требованием конкретным образом изменить свое поведение (не посещать игровые залы, рестораны, бары, дискотеки; ограничить употребление спиртных напитков, пройти курс лечения от наркомании, токсикомании, алкоголизма; осуществлять материальную поддержку семьи; прекратить общение с представителями криминальной среды и теневой экономики, с другими лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, заняться учебой, социально-позитивными увлечениями, ничем не компрометировать звание сотрудника органов внутренних дел).

В случае безуспешности воспитательно-профилактического воздействия должно составляться заключение о нецелесообразности продления контракта о службе с данным сотрудником, а при наличии в его действиях доказанного факта грубого нарушения дисциплины или законности — решать вопрос об увольнении со службы.

zinref.ru

Это интересно:

  • Доступ до реестра юридических лиц Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438"О Едином […]
  • Руководство в военных судах Организационное обеспечение деятельности федеральных судов Организационное обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ: Организация делопроизводства и работы архивов судов Разработаны и направлены в суды и […]
  • Закон о военной службе 2012 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН от 29 ноября 2000 года №30 О всеобщей воинской обязанности и воинской службе (В редакции Законов Республики Таджикистан от 22 апреля, 1 августа 2003 г., 28 февраля, 15 июля 2004 г., 01.03.2005 г. №78, […]
  • Закон рф об основах жилищной политики Полное меню Основные ссылки Вернуться в "Каталог СНиП" Закон 4218-1 Об основах федеральной жилищной политики. Федеральный закон от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах […]
  • Приказ 20 по рхбз Приказ мо рф 20 от 2003 года рхбз и сталкер тень чернобыля мод ogs evolution торрент . если полк задолжал поставщикам аж за три года и вопрос . 20. Масло . Приказ МО РФ №400 Эмблемы Министерства обороны РФ и Вооруженных Сил . Войска […]
  • Приказ 302 н пункт 15 Конференция ЮрКлуба Приказ 302н Минздрава и медсправка на права svb 15 Сен 2012 Доброго времени суток,В разных темах форума крайне вскользь и, не добираясь до сути, цитировался вот http://base.consulta. se=LAW;n=120902 этот […]