Электронный документооборот: готовы на все сто!

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

Сдавать отчетность по телекоммуникационным каналам связи и проще, и удобней. Большинство компаний уже перешли на электронный документооборот, однако некоторые все еще отправляют документы на бумажных носителях. О преимуществах использования ТКС для сдачи отчетности и общения с налоговыми инспекциями нам рассказала Татьяна Владимировна Матвеева, начальник Управления информационных технологий ФНС России.

Сейчас активно внедряется электронный документооборот. Вскоре все плательщики НДС, а также налоговые агенты по НДС будут обязаны сдавать отчетность в электронном виде. Как быть «упрощенцу», у которого прошла единственная сделка, например, с госучреждением, в которой он является налоговым агентом по НДС? Нужно ли устанавливать комплекс для сдачи налоговой отчетности? А если в следующем налоговом периоде не было сделок с НДС, то можно ли вернуться к бумажному документообороту?

Начиная с налогового периода за первый квартал 2014 года представление налоговой декларации по НДС производится организациями 1 по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Однако данная норма для «упрощенцев» вступает в силу только с 1 января 2015 года. Поэтому на сегодняшний день для них установки специализированных программных комплексов не требуется.
В дальнейшем если у организации все же возникнет ситуация, когда она будет обязана направлять отчетность в электронной форме через оператора, а в следующем налоговом периоде такой обязанности уже не будет, то она всегда вправе самостоятельно выбрать способ направления отчетности, в том числе и вернуться к бумажному документообороту.
Однако трудно себе представить, что компания, заключив договор с оператором, оплатив определенную сумму (как правило, услуги предоплачены), решит отказаться от услуг. Ведь преимущества представления бухгалтерской и налоговой отчетности по ТКС очевидны:

  • экономия временных затрат: нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика;
  • не требуется дублировать предоставленные документы на бумажных носителях;
  • сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности);
  • оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении или введении новых форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности до срока ее представления компания получает возможность обновить версии форматов в электронном виде);
  • гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки);
  • защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами;
  • получение оперативной информации по электронной почте.

Можно ли считать сдачу декларации через портал госуслуг сдачей по ТКС? Какие подводные камни могут ожидать компанию, сдавшую декларацию не через оператора электронного документооборота?

Статьей 80 Налогового кодекса определено, что организация подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в ней, а в случае представления декларации в электронной форме применяется усиленная квалифицированная электронная подпись. Она позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи и установить отсутствие искажения информации, содержащейся в декларации в электронной форме. Чего, к сожалению, в настоящий момент технология сдачи налоговых деклараций через портал госуслуг не обеспечивает.
Поэтому компании, направившие налоговую декларацию с использованием портала госуслуг, должны обязательно посетить инспекцию, в которую направлена декларация через портал, и сдать ее в бумажном виде.
С 1 января 2014 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 134 ФЗ 2 , компании, перечисленные в абзаце 2 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса, обязаны сдавать соответствующую налоговую декларацию в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.
Несоблюдение указанных требований к порядку представления декларации повлечет отказ в приеме и, как следствие, неисполнение фирмой своих обязанностей.

Какую информацию можно будет получить в «Личном кабинете налогоплательщика для юридических лиц» на сайте ФНС России?

В настоящее время сервис «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц» работает в рамках опытной эксплуатации в ограниченном количестве субъектов Российской Федерации. В первом квартале 2014 года планируется внедрение сервиса на всей территории Российской Федерации. Сервис позволяет компании получать информацию о наличии невыясненных платежей, составлять и направлять в налоговые инспекции заявления на уточнение невыясненного платежа, а также получать акт совместной сверки. При этом следует учитывать, что полученный в электронном виде акт сверки носит информационный характер.
Кроме этого, «Личный кабинет» позволяет компаниям получать актуальную информацию о состоянии расчетов с бюджетом, задолженности по налогам, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, а также составлять и направлять в инспекцию заявления о зачете/возврате переплаты, получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, справки об исполнении обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей.
Сервис также предоставляет пользователям информацию о платежах, списанных с расчетного счета и не поступивших в бюджет, об урегулированной задолженности, о неисполненных требованиях на уплату налога и других обязательных платежей и о мерах принудительного взыскания задолженности.
Следует отметить, что воспользоваться данным сервисом компании могут только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи.

Если у бухгалтера возникли сомнения, что его отчет, отправленный по телекоммуникационным каналам связи, будет принят налоговыми инспекторами, и он продублировал этот же отчет, направив его почтой России, будет ли это считаться нарушением? Какой из двух отчетов будет принят и занесен в базу?

В данном примере речь идет о формализованном документообороте, который предусматривает автоматизированный процесс обработки данных.
При направлении запроса по ТКС фирма всегда получает в ответ либо извещение о получении электронного документа, либо уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа или сообщение об ошибке.
В случае если бухгалтер не получил указанные документы, он должен обратиться к своему оператору электронного документооборота для устранения возникшей проблемы. Это может быть нештатная ситуация, но случается такое крайне редко.

При отправке дублирующих документов, например по ТКС и в бумажном виде, первым будет введен и обработан тот документ, который был физически получен первым, и практически в подавляющем большинстве случаев это будет отчетность, направленная по ТКС.
Необходимо обратить внимание, что в случае если отчетность на бумаге будет обработана налоговым инспектором первой, то на отчетность в электронной форме придет уведомление об отказе в приеме, поскольку данная налоговая декларация уже была представлена ранее.

Предполагает ли отправка электронного документа в налоговую инспекцию, что все общение будет и дальше происходить по ТКС? Если компания, например запросила акт сверки через ПО, но не получила никакого ответа от инспекторов: ни акта, ни отказа, ни уведомления о получении. Что делать в этой ситуации? Нужно ли дублировать запрос на сверку в бумажном виде?

Еще раз подчеркну, что электронный документооборот — это формализованный документооборот, который предусматривает автоматизированный процесс обработки данных.
Так, направляя запрос по ТКС, компания всегда получает ответ: либо извещение о получении электронного документа, либо уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа или сообщение об ошибке.
Не получив указанные документы, фирме необходимо обратиться к своему оператору электронного документооборота для устранения возникшей проблемы.
Кроме этого, бухгалтер вправе принять решение и о дублировании запроса на бумажном носителе.

Если инспекция прислала требование об уточнении налоговых платежей по почте России, может ли компания ответить по ТКС, направив заявление об уточнении в электронном виде? Примут ли налоговые инспекторы его в работу? Как организации узнать, что невыясненные платежи уже разнесены?

Компания вправе направлять в инспекцию в электронной форме по ТКС любые документы, для которых существует утвержденный формат и порядок документооборота, в том числе и заявление об уточнении платежа.
Однако есть ряд документов, которые требуют представления на бумажном носителе, в том числе и дополнительные подтверждающие документы к заявлению. В таком случае представления на бумаге избежать не удастся.
Вместе с тем фирма может получить информацию о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, направив соответствующий запрос в инспекцию в электронной форме либо обратившись в налоговую лично или через представителя. Информация будет получена тем способом, который был указан в запросе.

Какими документами может руководствоваться компания, если хочет написать жалобу на бездействие инспекторов, выражающееся в отсутствии реакции на письма фирмы, направленные по ТКС?

Сотрудники налоговых инспекций действуют строго в рамках действующего законодательства, которым закреплены сроки по представлению информации или подготовке ответов на запросы организаций, в том числе в электронной форме по ТКС.
Для начала компании необходимо уточнить, получает ли она в ответ на письмо, отправленное по ТКС, следующие документы: извещение о получении электронного документа, уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа или сообщение об ошибке. Если нет, то ему необходимо обратиться к оператору электронного документооборота для выяснения причин.
Если налоговая получила документ от фирмы по ТКС, но в установленные сроки ответ не предоставила, компания вправе обратиться в инспекцию через интернет-сайт с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.
Если сложившуюся ситуацию урегулировать не представляется возможным, компании следует руководствоваться положениями раздела VII Налогового кодекса «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц», регламентирующими процедуру обжалования действий или бездействия должностных лиц налоговых инспекций.

Каким образом налоговые инспекторы определяют, в бумажном или в электронном виде предоставлять компании акты сверки, требования и прочие документы налогового контроля?

Как уже было отмечено ранее, налоговые инспекции формируют ответ на запрос компании в том виде, в котором был получен запрос, если в самом запросе не указан иной способ получения информации.
В настоящее время инспекции полностью готовы осуществлять обмен в электронной форме по тем документам, по которым законодательством предусмотрен способ представления в электронном виде.
Однако на сегодняшний день не все фирмы готовы к электронному документообороту, в тех случаях, когда на них не возложена такая обязанность.
В целях доведения до компаний информации о возможностях осуществления электронного документооборота, а также о преимуществах способа общения с налоговыми по ТКС в территориальных инспекциях на постоянной основе проводятся соответствующие мероприятия.

Когда планируется переход на стопроцентное электронное общение по всем вопросам с налоговой инспекцией?

Обеспечение полного электронного обмена с организациями является одной из приоритетных задач, стоящих перед ФНС России.
Однако это напрямую зависит от желания и возможностей самих компаний, определенные категории которых, в свою очередь, не готовы к общению с налоговыми только в электронном виде.
Поскольку инспекции осуществляют свою деятельность строго в рамках действующего законодательства, они не вправе в принудительном порядке переводить всех на полный электронный документооборот, за исключением случаев, когда такая обязанность определена законодательно.
Следует отметить, что в настоящее время обязанность предоставлять отчетность в налоговую по установленным форматам в электронной форме определена для компаний, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданных (в т. ч. при реорганизации), численность работников которых превышает указанный предел, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством.
Еще раз напомню, что с 1 января 2014 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом 134 ФЗ, указанная выше категория организаций пополнится плательщиками НДС, а также налоговыми агентами по НДС.

Сноски:
1 в т. ч. указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ
2 Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ

www.garant.ru

ПОДКЛЮЧАЙТЕСЬ К ТКС — СИСТЕМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

Система ТКС — это современный телекоммуникационный канал связи, который характеризуется удобством и доступностью. представление отчетности в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

Сдача отчетности по ТКС дает множество преимуществ:

— нет необходимости посещения налоговых органов, так как отчетность может быть отправлена с любого компьютера, имеющего доступ в интернет, в любое время суток;

— не требуется дублирование сдаваемых документов на бумажных носителях;

— сокращается количество технических ошибок;

— оперативность обновления форматов представления отчетности;

— гарантия подтверждения доставки документов;

— зашита отчетности, представляемой в электронной форме по ткс, от просмотра и корректировки третьими лицами;

— возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечня налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также возможность направить запрос информационного характера в налоговые органы.

С подробностями данного способа передачи данных вы можете ознакомиться на сайте ФНС России в разделе «Налогообложение в Российской Федерации» — «Представление налоговой и бухгалтерской отчётности» или по телефону «горячей линии» УФНС России по Чукотскому автономному округу 8 (42722) 2-94-29

xn--b1abhmjth6azg.xn--p1ai

Отчетность по ТКС — это современно

Все, что для этого нужно – компьютер, имеющий выход в сеть Интернет и договор со специализированным оператором связи о предоставлении услуг по передачи отчетности в налоговую инспекцию.

На сегодняшний день на всей территории Белгородской области функционирует система представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Плюсы данной системы — полное отсутствие бумажных носителей, логическая и арифметическая проверка отчетности на этапе заполнения, возможность представления отчетности непосредственно с рабочего места, реальная экономия времени, удобство, сдача отчетности круглосуточно и без выходных.

И данным способом представления отчетности в течение I квартала 2009 года воспользовались 504 (51%) организаций и 783 (42%) индивидуальных предпринимателей.

Представление отчетности с использованием Интернет-технологий становится популярнее с каждым днем. Основная задача внедрения электронного документооборота — расширение электронных информационных сервисов для налогоплательщиков.

Для удобства налогоплательщиков на территории нашей области внедрена и функционирует подсистема «Информационное обслуживание налогоплательщиков».

То есть система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи дает налогоплательщикам возможность не только представлять отчетность в налоговую инспекцию, но и направлять запросы и получать от нее: справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам; выписку операций по расчетам с бюджетом; перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, предоставленной в отчетном году; акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам; справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых [advert=109]взносов[/advert], пеней и налоговых санкций.

По всем вопросам о порядке подключения к системе и о специализированных операторах связи можно узнать в отделе по работе с налогоплательщиками (472414-47-65), а также на сайте Управления (www.r31.nalog.ru).

Пресс-служба МИ ФНС России №8 по Белгородской области

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

www.klerk.ru

представление налоговых деклараций в электронном виде по ТКС

Статьи по теме

Очередная горячая линия, организованная редакцией, была посвящена проблемам сдачи в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) И в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Какая дата при этом считается моментом исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению отчетности в налоговый орган? И Какова ответственность за ненадлежащее исполнение этой обязанности? На эти и другие вопросы читателей отвечала Ирина Федоровна Филипук, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса

Технология передачи отчетности по ТКС

Здравствуйте, Ирина Федоровна! Организация намерена перейти на сдачу налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Что для этого необходимо сделать?

Представление отчетности в электронном виде осуществляется либо во исполнение требований Налогового кодекса, либо по инициативе налогоплательщика. Вам необходимо обратиться к специализированному оператору связи, прошедшему аккредитацию в управлении ФНС России вашего региона, и заключить с ним договор.

Следует учитывать, что у организации и у налогового органа, в который представляется отчетность, должны быть совместимые технические средства и возможности для ее приема и обработки в соответствии с утвержденными стандартами, форматами и процедурами.

Подскажите, кто является специализированным оператором связи?

Это организация, оказывающая услуги по обмену информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС и подтверждающая дату отправки налогоплательщиком налоговых деклараций. Она должна отвечать установленным требованиям, иметь необходимые технологии для представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи и заключенный договор с территориальным налоговым органом.

А вправе ли спецоператор брать плату за предоставляемые услуги?

Специализированный оператор связи реализует свою деятельность на коммерческой основе. В рамках предоставления услуг по обмену информацией и подтверждения даты отправки налогоплательщиком отчетности спецоператор может оказывать налогоплательщику услуги:

  • по выдаче и сопровождению сертификата ключа электронной цифровой подписи, если он является Доверенным удостоверяющим центром ФНС России;
  • регистрации налогоплательщика в качестве абонента в системе электронного документооборота налоговых органов;
  • предоставлению и сопровождению программного продукта для подготовки отчетности в электронном виде в утвержденных форматах и обеспечению реализации процедур электронного документооборота с налоговыми органами.

Подготовив и подписав отчетность в соответствии с этими программными средствами, налогоплательщик отправляет ее на сервер спецоператора, при прохождении через который происходит фиксация даты и времени отправки отчетности. Далее спецоператор передает эту отчетность налоговому органу. Фиксация спецоператором даты и времени отправки отчетности является аналогом указания даты при отправке письма по почте путем проставления штампа на конверте с указанием даты отправки.

Ответьте еще на один вопрос. Имеют ли налоговые органы какое-либо отношение к ценовой политике, устанавливаемой спецоператорами на оказываемые налогоплательщикам услуги?

Нет, налоговые органы не имеют к этому никакого отношения. Специализированный оператор связи самостоятельно определяет ценовую политику по оказанию услуг налогоплательщикам. Стоимость его программных продуктов варьируется в широких пределах в зависимости от реализованных функций в программном обеспечении, количества представляемой отчетности, периодов представления, срока заключения договора между налогоплательщиком и спецоператором, спектра предоставляемых услуг.

Проконсультируйте, пожалуйста, можно ли сдавать отчетность в электронном виде по Интернету, не прибегая к услугам спецоператора?

Порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде определяется Минфином России. Однако на основании Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ впредь до утверждения Минфином России этого порядка действует Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

В соответствии с названным Порядком участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде являются налогоплательщики или их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации (расчета) в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством спецоператор является обязательным участником информационного обмена.

Ирина Федоровна, сколько времени может занять подключение к системе передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Срок, в течение которого организация может быть подключена к системе передачи отчетности по ТКС, оговаривается в абонентском договоре со специализированным оператором связи. У ряда операторов этот срок не превышает пяти рабочих дней.

Основные моменты при подключении абонента к системе — выдача сертификата электронной цифровой подписи.

Конечно, абонентам нужно заблаговременно позаботиться о подключении к системе, поскольку срок подключения в периоды представления отчетности может оказаться больше ожидаемого из-за возникновения естественной очереди желающих подключиться.

А если у налогоплательщика нет возможности приобрести компьютер, модем, программу для отправки отчетности, подключиться к Интернету, может ли он сдать отчетность по ТКС?

В этом случае налогоплательщик может сдать отчетность через уполномоченного представителя, у которого есть все необходимые аппаратно-программные средства и полномочия представлять отчетность в электронном виде по ТКС. Если декларация представляется за подписью уполномоченного лица, то к ней должна прилагаться копия доверенности, подтверждающая полномочия этого лица (п. 5 ст. 80 НК РФ).

Порядок сдачи электронной отчетности

Каков порядок сдачи налоговых деклараций в электронном виде по ТКС?

Хотела бы обратить внимание на изменения, которые будут внедрены в ближайшее время. Сегодня Порядок представления налоговых деклараций установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н (далее — Административный регламент). ФНС России приказом от 02.11.2009 № ММ-7-6/[email protected] утвердила Методические рекомендации по организации электронного документооборота. Этот приказ согласован с Минфином России.

Согласно действующему порядку представления налоговых деклараций в электронном виде по ТКС налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения, подписывает ее электронно-цифровой подписью и направляет в налоговый орган через спецоператора. В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика вместе с налоговой декларацией направляется информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной представителю.

Спецоператор при получении от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) налоговой декларации (расчета) фиксирует дату отправки электронного документа и формирует подтверждение даты отправки, которое подписывает своей электронно-цифровой подписью и направляет налогоплательщику (представителю налогоплательщика). Затем зашифрованный электронный документ (документы) и подтверждение даты отправки отчетности, подписанное электронно-цифровой подписью спецоператора, направляются в налоговый орган.

Налоговый орган при получении электронных документов от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) формирует извещение о таком получении и направляет его налогоплательщику (представителю налогоплательщика) через спецоператора. Далее налоговый орган с помощью своего программного обеспечения осуществляет входной контроль полученных электронных документов, формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме, подписывает квитанцию электронно-цифровой подписью должностного лица налогового органа и направляет через спецоператора налогоплательщику.

Что означает электронная цифровая подпись при сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Электронная цифровая подпись подтверждает юридическую силу электронного документа. Она является аналогом подписи и печати на этом документе, обеспечивая возможность автоматизированного установления его авторства. Кроме того, ЭЦП обеспечивает еще и целостность электронного документа, то есть является более сильной степенью защиты, чем собственноручная подпись. В электронный документ, подписанный ЭЦП, невозможно внести изменения. При внесении любых изменений в подписанный электронный документ ЭЦП будет недействительна.

Значит, ЭЦП является неотъемлемой частью электронного документа?

Да, несомненно. Кроме того, так же как невозможно поставить абсолютно идентичный росчерк на разных бумажных документах, так и у двух разных электронных документов не бывает одинаковых ЭЦП. Перенести ЭЦП с одного документа на другой (по аналогии с ксерокопированием или сканированием обычной подписи на бумажном документе или c использованием факсимиле) невозможно. Таким образом, можно сказать, что ЭЦП является реквизитом конкретного электронного документа. По ЭЦП документа однозначно определяются:

  • легитимный владелец подписи на документе (автор, подписавший электронный документ);
  • факт неизменности документа после формирования ЭЦП.

Ответьте, пожалуйста, еще на такой вопрос. Можно ли заполнять отчетность на одном компьютере, а для ее отправки по ТКС использовать другой?

Да, можно. Все форматы форм налоговой отчетности утверждаются ФНС России и находятся в общем доступе на сайте www.nalog.ru. Большое количество бухгалтерских программ позволяет выгружать файлы установленного формата. Таким образом, файл может быть сформирован бухгалтерской программой на одном компьютере, затем перенесен на рабочее место, на котором установлено программное обеспечение, позволяющее подписывать и отправлять отчетность в контролирующие органы.

Может ли бухгалтер сдавать отчетность нескольких организаций, используя при этом один компьютер?

Да, может. Ведь существующие системы позволяют с одного рабочего места отправлять в налоговые органы отчетность нескольких организаций, а Налоговый кодекс разрешает представлять отчетность через представителей. В этом случае отчетность всех организаций будет передаваться с ЭЦП должностного лица одной организации, представляющей интересы остальных в налоговых органах. Главное — должным образом оформить доверенности на право представлять интересы и подписывать документы, которые должны быть представлены в налоговые органы до передачи налоговых деклараций.

Ирина Федоровна, можно ли быть уверенным в сохранении конфиденциальности при отправке отчетности по ТКС? Доступна ли информация специализированным операторам связи?

Средства, которые используются для шифрования, и ЭЦП сертифицированы соответствующими компетентными органами. Они обеспечивают высокий уровень защиты. Взломать ее в принципе невозможно. Информация передается в зашифрованном виде, и значит, для того, чтобы ее прочесть, нужна как минимум пара ключей: секретный ключ плательщика и открытый ключ налогового органа либо, наоборот, секретный ключ налогового органа и открытый ключ плательщика.

Получается, что прочесть передаваемую информацию может только тот, у кого есть эта пара ключей?

Да, конечно. А если говорить о спецоператорах, то они регистрируют в системе только сертификат ключа налогоплательщика, то есть открытый ключ. Если сам налогоплательщик выполняет все условия по хранению своего секретного ключа, то никто его отчетность, направленную в налоговый орган, не прочтет. Служба информационной безопасности обеспечивает хранение секретных ключей налоговых органов так, чтобы ими никто посторонний не мог воспользоваться. Прочитать информацию может только тот, кому налогоплательщик отдал свой ключ.

Подтверждение сдачи отчетности по ТКС

Добрый день! Подскажите, в какие сроки и в каком виде должны поступать подтверждения из налоговых органов о сдаче отчетности?

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщик получает от спецоператора подтверждение с указанием даты и времени отправки электронного документа. Не позднее следующего рабочего дня за днем получения отчетности налоговый орган в случае ее представления согласно установленному формату и соответствия ЭЦП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме. Затем он заверяет указанную квитанцию своей ЭЦП и отправляет ее налогоплательщику (его представителю).

В течение двух рабочих дней со дня направления квитанции о приеме налоговый орган осуществляет входной (форматно-логический) контроль налоговой и бухгалтерской отчетности. При выявлении недостатков, ошибок, противоречий в представленных сведениях он формирует уведомление об уточнении и направляет налогоплательщику (его представителю) предложение о представлении в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок. Указанное уведомление заверяется ЭЦП начальника (заместителя начальника) налогового органа и направляется налогоплательщику (его представителю).

Значит, в качестве подтверждения о сдаче отчетности мы должны получить квитанцию о ее приеме в электронном виде, протокол входного контроля и подтверждение специализированного оператора связи?

Для подтверждения исполнения обязанности по сдаче отчетности вы должны получить:

  • подтверждение даты отправки электронного документа от спецоператора;
  • квитанцию о приеме отчетности от налогового органа.

Если же вместо квитанции о приеме вы получили уведомление об отказе, это означает, что вы не исполнили свою обязанность по сдаче отчетности, то есть считается, что декларация в налоговый орган не представлена.

В каком виде следует хранить электронные документы?

Как саму отчетность в электронном виде, так и документы, подтверждающие ее получение налоговым органом, необходимо хранить. Ведь формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке. При этом все документы в электронном виде необходимо хранить с электронной цифровой подписью.

Распечатывать электронные документы не обязательно. Рекомендуется скопировать все эти файлы на дискеты или на CD-диски, а затем хранить эти носители в течение срока, требуемого законодательством. Для единообразия можно хранить и бухгалтерскую, и налоговую отчетность в течение пяти лет.

Когда отчетность могут не принять

Скажите, пожалуйста, а каковы основания для отказа налоговым органом в приеме отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Полный перечень оснований для отказа налоговым органом в приеме отчетности по ТКС изложен в пункте 133 Административного регламента. Такими основаниями являются:

  • отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика, или отказ предъявить должностному лицу налогового органа такие документы в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) лично;
  • отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы;
  • представление налоговой декларации (расчета) не по установленному формату и не в установленном порядке;
  • отсутствие в отчетности ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика;
  • несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика;
  • представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета);
  • невозможность расшифровки представленного электронного документа.

Какие документы налоговый орган обязан направить организации в случаях непринятия отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Налогоплательщику направляется уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.02.2009 № ММ-7-6/[email protected] Этим же приказом утверждена форма квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

Дата сдачи отчетности

Ирина Федоровна, наша организация сдала через Интернет налоговую декларацию по НДС 20 октября 2013 года. При этом специализированный оператор связи прислал нам письмо, подтверждающее дату сдачи. Однако налоговый орган оштрафовал организацию за пропуск срока, ссылаясь на внутренний протокол приема, согласно которому он получил отчетность только 21 октября. Так какой из этих документов правильный: протокол или письмо?

Представленный налогоплательщиком документ, содержащий налоговую отчетность в электронном виде с ЭЦП, считается принятым налоговым органом с момента получения налогоплательщиком из налогового органа квитанции о приеме. Об этом говорится в пункте 155 Административного регламента, о котором я уже говорила. Данный документ подтверждает, что налогоплательщик исполнил свою обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган. В квитанции указывается:

  • дата и время, когда налоговая декларация представлена (указываются в соответствии с подтверждением даты отправки документа специализированного оператора);
  • дата поступления документа в налоговый орган;
  • дата приема и регистрационный номер декларации.

Положениями пункта 4 статьи 80 НК РФ установлено, что при передаче налоговой декларации (расчета) по ТКС днем ее представления считается дата ее отправки. Кроме того, порядок представления налоговой декларации и соответствующих документов в электронном виде определяется Минфином России.

Следовательно, датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по ТКС, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Таким образом, налоговая декларация считается представленной в налоговый орган, если налоговый орган направил налогоплательщику квитанцию о приеме, при этом датой представления декларации считается дата, зафиксированная в подтверждении, полученном от спецоператора.

Можно ли сдавать отчетность в электронном виде по ТКС в выходные дни?

Конечно, можно. Кроме того, при передаче отчетности по ТКС расширяются временные рамки ее представления. Ведь налогоплательщик может отправить ее до 24 часов последнего дня сдачи отчетности. Дата и время отправки фиксируется спецоператором.

Сбои при передаче отчетности и ответственность

Если налогоплательщик направил налоговую декларацию (расчет) в электронном виде по ТКС и в течение суток с момента отправки не получил соответствующие подтверждения ни от спецоператора, ни от налогового органа?

Во-первых, не стоит ждать сутки. Если через два часа не пришло подтверждение, необходимо сразу обратиться к специализированному оператору связи для выяснения причины отсутствия подтверждения. При техническом сбое в программно-аппаратных средствах, обеспечивающих представление налоговых деклараций (расчетов), для принятия решения при возникновении форс-мажорной ситуации создается комиссия из числа сотрудников налогового органа и специализированного оператора связи. Эта комиссия определяет причины неполадок, анализирует выявленное состояние направленной электронной декларации (расчета) и фиксирует его в акте. Затем она принимает решение об исполнении обязанности налогоплательщика о представлении налоговой декларации (расчета) в установленный срок. В решении также определяется перечень мероприятий по доведению до налогового органа налоговой декларации (расчета).

Добрый день! Что грозит бухгалтеру организации, сдающему налоговую декларацию в последний день, если он не смог отправить электронный документ по ТКС из-за перегрузки сервера спецоператора или отсутствия доступа в Интернет и представил отчетность на бумаге?

Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Минфина России от 24.12.2007 № 03-01-13/9-269. Ответственность установлена:

  • статьей 119 НК РФ — за непредставление налоговой декларации в установленный срок в налоговый орган по месту учета налогоплательщика;
  • статьей 126 НК РФ — за непредставление в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в том числе расчетов авансовых платежей.

Представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности по сдаче отчетности в налоговый орган.

Вместе с тем привлечение к ответственности налогоплательщика, подавшего налоговую декларацию (расчет) с нарушением требований, установленных статьей 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики, а также поэтапного характера введения обязанности о представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.

Можно ли налоговую декларацию в бумажном виде не подавать, а после устранения технических проблем отправить ее в электронном виде по ТКС с нарушением срока представления?

Как уже отмечалось, непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность согласно статье 119 НК РФ.

Обязан ли налоговый орган, отказавший в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком не по установленной форме на бумажном носителе, проставить на ней по просьбе налогоплательщика отметку об отказе в ее принятии и дату отказа?

Из пункта 2 статьи 32 НК РФ следует, что налоговый орган несет только обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Однако Налоговым кодексом и иными федеральными законами не предусмотрена обязанность налогового органа проставлять по просьбе налогоплательщика на поданной налогоплательщиком и не принятой налоговым органом декларации на бумажном носителе какие-либо отметки. Поэтому налоговый орган, отказавший в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком не по установленной форме на бумажном носителе, не обязан проставлять по просьбе налогоплательщика на ней соответствующую отметку и дату отказа.

В то же время согласно пункту 134 Административного регламента при наличии оснований для отказа в приеме отчетности должностное лицо налогового органа информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята. При этом причина указывается:

  • в устной форме, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя;
  • соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением (заказным письмом).

Каким образом решается вопрос о применении штрафных санкций в случае технической неисправности у оператора связи или налогового органа?

На основании пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса при передаче налоговой декларации по ТКС днем ее представления считается дата ее отправки, зафиксированная оператором связи. Поэтому в случае нарушения работы телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности налоговых органов датой представления отчетности будет признана дата отправки, указанная в подтверждении спецоператора.

Дублирование отчетности на бумаге

Должны ли налогоплательщики, сдавшие отчетность по ТКС, направлять в налоговую инспекцию эту же отчетность на бумаге?

Обязанность по представлению отчетности в случае ее передачи в электронном виде по ТКС считается исполненной после получения подтверждения даты отправки от специализированного оператора связи и квитанции о приеме из налоговой инспекции. При этом налоговую и бухгалтерскую отчетность, представленную по ТКС, повторно направлять в налоговую инспекцию в бумажном виде не требуется.

Возможно ли при переходе организации на сдачу отчетности в электронном виде по ТКС дублировать успешно отправленную отчетность на бумаге? Это необходимо в целях страхования от возможных претензий налогового органа по поводу факта представления отчетности и ее формата.

Да. По просьбе налогоплательщика (его представителя) должностное лицо налогового органа распечатывает налоговую декларацию (расчет), принятую в электронном виде по ТКС, и проставляет отметку о приеме налоговой декларации (расчета). Это установлено пунктом 158 Административного регламента.

Является ли документ в электронном виде аналогом бумажного? Можно ли будет ссылаться на него при разрешении, например, спорных вопросов?

Декларации в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению как юридически значимые документы и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.

В системах бумажного документооборота юридическая сила документа обеспечивается подписью ответственного лица и печатью организации. Эти же элементы являются и критерием достоверности, которая определяется визуально при предъявлении подписанного документа с печатью.

Подтверждением юридической силы электронного документа является электронная цифровая подпись.

Преимущества сдачи отчетности по ТКС

Какие виды информационных услуг предоставляются налогоплательщику при сдаче отчетности в электронном виде по ТКС?

В настоящее время утвержден следующий перечень документов, выдаваемых налогоплательщику при предоставлении информационных услуг через Интернет и по каналам связи:

  • справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам;
  • выписка операций по расчету с бюджетом;
  • перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году;
  • акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.

Ошибки в отчетности

Сдав отчетность по ТКС, наша организация получила от налогового органа протокол входного контроля с информацией об ошибках. Что нам делать?

Следует исправить ошибки, информация о которых содержится в полученном протоколе по строке «Ошибка в файле», и повторить процедуру отправки отчетности по ТКС.

Считается ли, что отчетность сдана в установленный Налоговым кодексом срок, если налоговая декларация с ошибкой отправлена вовремя, а исправленная декларация высылается в адрес налогового органа после установленного срока сдачи налоговой отчетности?

Если в уведомлении об отказе (протоколе входного контроля) налоговый орган сообщает о том, что декларация представлена по недействующему формату и по неустановленной форме, то такая декларация считается непринятой. И если в дальнейшем налогоплательщик не успеет представить декларацию по действующей форме в установленный срок, то он может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ.

Если ошибки касаются заполнения декларации, представленной в действующем формате и по установленной форме, и имеется квитанция о приеме, то декларация считается принятой налоговым органом. При этом налогоплательщику необходимо в пятидневный срок представить уточненную налоговую декларацию, исправив выявленные ошибки.

Численность работников

Добрый день, Ирина Федоровна! На основании какой численности работников определяется обязанность налогоплательщика по сдаче налоговой отчетности по ТКС: среднесписочной или по количеству принятых работников?

На основании среднесписочной численности работников. В пункте 3 статьи 80 НК РФ сказано следующее. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.

Обязательно ли подключение организации, зарегистрированной в г. Москве и имеющей обособленное подразделение численностью семь человек в другом городе, к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения?

Для определения наличия у налогоплательщика обязанности по сдаче налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС численность работников следует определять в целом по организации, включая численность работающих в ее филиалах и обособленных подразделениях.

www.rnk.ru

Это интересно:

  • Как начисляется налог на имущество физических лиц за 2014 год Новые правила налога на имущество физических лиц Пожалуй, одно из самых громких изменений, внесенных в НК РФ в последнее время, – это введение главы 32 "Налог на имущество физических лиц" (Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № […]
  • Материнский капитал за 3 ребёнка в 2018 году изменения свежие новости Правила получения материнского капитала за третьего ребенка С рождением третьего малыша материальный аспект – настоящее испытание для семейного бюджета. Так что финансовая поддержка от государства всегда кстати. Программа […]
  • Штрафы гибдд узнать задолженность владикавказ Гибдд владикавказ GMT+0600 Добрый База данных гибдд красноярского края онлайн 23Sep2013 GMT+0600 автомобилю "ВАЗ21063" под управлением односельчанина Гибдд владикавказ 1951 г.р. Соответствующую страницу на официальном сайте […]
  • Гурьянов учебное пособие Авторизация на сайте Гурьянов Лев Вячеславович Гурьянов Лев Вячеславович Должность: доцент кафедры "МО и ПЭВМ" Учёная степень: к.т.н. Ученое звание: доцент Образование: Пензенский политехнический институт, специальность […]
  • Налоги и отчетность в 2014 году 15 налоговых изменений в 2015 году Уходящий год был достаточно богат на изменения в налоговом законодательстве. Мы подготовили обзор самых важных и интересных законов, которые вступят в силу с 1 января 2015 года. Республика Крым и […]
  • Налог имущество расчет пример 2014 Рассчитываем налог на имущество организаций по-новому Осталось совсем немного времени до 30 марта – последнего дня сдачи налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Сама форма декларации осталась прежней, а вот порядок […]