Тема конституция рф-основной закон рф

27. Конституция Российской Федерации – основной закон государства

Основой правового регулирования в нашей стране является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституция – это основной закон государства. Предметом регулирования Конституции являются следующие категории общественных отношений:

1) права и свободы человека;

2) организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей, устройство государственного механизма;

3) политико—территориальное устройство, форма правления, форма государственного устройства.

К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:

1) учредительная, так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы,

2) организаторская, потому что в конституции установлен правовой порядок в стране,

3) идеологическая, так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики,

4) информационная, так как является главным источником информации о стране, ее принявшей,

5) программная, так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.

Конституция как основа нормативно—правовых отношений и как нормативно—правовой акт обладает следующими свойствами:

а) основополагающий характер, она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство федерации)

в) высшая юридическая сила, ее нормы по правовой силе превышают иные законы,

г) особый порядок ее принятия и изменения, отличный от принятия федеральных законов,

Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Она:

1) называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1, ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому—либо другому;

2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ).

www.e-reading.mobi

Конституция РФ — основной закон государства (2)

Главная > Реферат >Государство и право

ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве

Кафедра «Теория и история государства и права»

на тему: основной закон государства — Конституция

студент группы С2-1

Оглавление

История развития конституционализма в РФ 4

Структура Конституции РФ 7

Список литературы 18

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина 1

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными, переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.

На основе Конституции строится вся остальная иерархия законов и подзаконных актов страны. Так что на протяжении всей нашей жизни, мы напрямую или косвенно будем сталкиваться с Конституцией РФ- как с основным законом РФ. Изучение конституции важно также из-за того, что здесь закреплены основные права и обязанности как гражданина по отношению к государству, так и государства по отношению к гражданину.

Действующая сейчас Конституция РФ была принята в 1993 году на референдуме, который проводился впервые в России.

История развития конституционализма в РФ

В истории Российской Федерации насчитывается 5 конституций – соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.

На изменение конституции повлияли многие факторы — интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства и т.д.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года

Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) Р.С.Ф.С.Р. и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1924 года. 2

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года

Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года). В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года). Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года

Введена в действие с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года. 3

Конституция Российской Федерации 1993 года

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. 4

Структура Конституции РФ

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе определения последовательности расположения в Конституции этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, лежащей в основе конституции, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

Основы конституционного строя.

Права и свободы человека и гражданина.

Правительство Российской Федерации.

Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Конституции Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в Конституции.

Раздел II Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое.

В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Понятие и юридические свойства Конституции РФ 1993г

Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридические свойства Конституции Российской Федерации

Под юридическими свойствами конституции понимаются ее признаки как основного закона государства и отличающие ее от актов текущего законодательства. В соответствии с этим современная наука выделяет юридические свойства конституции, которые рассмотрены ниже.

Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием.

Итоговый характер предписаний

Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими и общественно-политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества. Но, к сожалению, если объективно оценивать содержание нашей Конституции, то мы увидим, что итоговый характер ее предписаний, не соответствовал уровню развития общественных отношений на момент ее принятия.

Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить. Верховенство конституции обеспечивается:

приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;

особым порядком её принятия и изменения;

созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

Из свойства юридического верховенства Конституции вытекает и то, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития. За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы — Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились.

Наконец, особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующей Конституцией РФ 5 .

Итоговый характер предписаний

Будущее коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и, цели социального прогресса. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность.

Программные положения включаются, как правило, в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления и развития в области экономики, политике, социального прогресса, национальных отношений, культуру и других, получают выражение в главе об основах конституционного строя. Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.

Преемственность обусловлена непрерывностью исторического развития государственности — каждая новая конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; государственное устройство.

Идея преемственности действующей конституции России содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой конституции — российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение к правам народов, соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом мирового сообщества.

Важной чертой конституции правового государства является её реальность, Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции. Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка.

Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний. Стабильная конституция — важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством. Но в нашей практике сложилась совсем иная ситуация. Уровень стабильности конституционных норм во многом зависит от того, на сколько оптимально определен их предмет. Нормы не должны регулировать динамичные отношения, не отражающие устойчивые тенденции и закономерности общественного развития. С этих позиций можно сделать вывод о том, что Конституция РФ 1993 года, будучи принятой в «переходный период, отличающийся политической и экономической нестабильностью, в условиях навязываемых сверху реформ, резкого расслоения общества, обострения политического противоборства, социальных и национальных конфликтов, выражающая волю не большинства российских граждан не сможет длительное время оставаться неизменной».

База текущего законодательства

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

«Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер» 6 .

Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

Таким образом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов.

Заключение

Конституция – юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. В мировой конституционно-правовой теории на сегодняшний день нет единого взгляда на содержание Конституции. Так, главной целью конституции в любой стране сегодня должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей и пр.

Действующая Конституция РФ в соответствии с данной моделью демократического государства предполагает выполнение своей главной цели, обеспечивая соответствие принципам современной цивилизации.

Безусловно, нельзя сказать, что установленные Конституцией 1993 года положения действуют в настоящее время в полной мере. В этой сфере остается, к сожалению, немало вопросов. Однако принятие действующей конституции в ключе общедемократических принципов ознаменовало начало принципиально нового этапа развития страны. Причем, не только правового развития, но и социального, культурного, экономического и т.п.

Дальнейшая работа над обеспечением верховенства права в нашей стране обеспечит в перспективе повышение уровня правовой культуры граждан и, как следствие, развитие правового государства.

Следует признать, что Конституция РФ имеет качественно новую для нас сущностную характеристику: это юридическое средство поддержания и обеспечения гражданского мира и согласия в обществе на основе объективно сложившегося в нынешних условиях соотношения социальных сил.

Лично я думаю, что без Конституции невозможно создание сильного современного, правового, демократического государства, где права и свобода человека ценится выше всего.

Список литературы

С.А. Авакьян Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//»Журнал российского права», 2003, N 11.

Кравец И.А. Верховенство конституции – принцип конституционализма // Журнал российского права. – 2002. — № 7.

works.doklad.ru

§1. Конституция РФ — основной закон государства

ВОПРОС: Что такое конституция и какова ее природа ?

ОТВЕТ: Конституция — это Основной Закон государства, выражающий в сжато-концентрированной форме волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Слово (термин) «конституция» происходит от латинского слова «constitutio», что означает «установление, устройство». Конституция — первичный политический и правовой документ государства. Это акт долговременного действия, учреждающий и закрепляющий политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливающий порядок их формирования и способ функционирования, закрепляющий права и свободы гражданина. Когда цели, намеченные в конституции, достигаются, когда перед обществом выдвигаются новые задачи, лишь тогда возникает необходимость в принятии новой конституции.

Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит сжатую, глубокую по содержанию характеристику российского общества. Закрепляя наиболее важные общественные отношения и основополагающие устои общества, конституция служит правовой базой для текущего законодательства, в котором преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего закон одате л ьства.

Стабильность и долговечность конституции как Основного Закона российского государства обусловлены двумя обстоятельствами. 1.

В силу абстрактного содержания ее положений, она не подвержена частым изменениям. 2.

Жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее долговечности, стабильности и жизнеспособности. Поэтому все текущее законодательство и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те же из них, что противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене или их действие временно приостанавливается.

ВОПРОС: Каковы юридические свойства Конституции Рос сийской Федерации 1993 г. ?

ОТВЕТ: Юридические свойства — это правовые признаки конституции как Основного Закона государства. Конституция 1993 г. обладает следующими юридическими свойствами. 1.

Конституция 1993 г.

Конституция, будучи Основным Законом государства, базируется на государственной воле российского общества. Поэтому ее можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли народов Российской Федерации. 3.

Конституция обладает высшей юридической силой, юридическим верховенством. Это означает, что все иные нормативно- правовые акты, включая законы и указы президента, должны соответствовать Основному Закону (что и закреплено в статье 4 Конституции РФ 1993 г.). 4.

Конституция является базой всего текущего законодательства и служит источником его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержанием и не развивает их, а лишь конкретизирует основополагающие положения Конституции в соответствующей сфере правовой жизни общества, детализируя конституционные нормы лишь в рамках их специфического содержания и не выводя свои предписания за границы конституционных норм.

5. Конституцию 1993 г. характеризует особый порядок принятия и внесения поправок и изменений. Впервые в истории России Конституция была принята в результате всенародного голосования (референдума). Особый порядок внесения поправок и изменений в Конституцию состоит в том, что для принятия федерального закона, вносящего изменение или дополнение в текст Основного Закона, требуется квалифицированное большинство 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета федерации — палат Федерального Собрания. Для принятия же обычных законов достаточно простого большинства (50% плюс один голос) от общего числа депутатов российского парламента.

lawbook.online

Тема 8. Конституция РФ — Основной закон государства. Правовое государство.

1. Конституция РФ — Основной закон.

2. Правовое государство.

Конституция России является Основным законом государства. Конституция РФ выступает основным источником права, поскольку правоустанавливает базовые нормы всеобщего характера, которое опосредуют все остальное российское законодательство.

Юридические свойства Конституции РФ:

— верховенство на всей территории России;

— высшая юридическая сила;

— прямое действие в РФ;

— особая правовая охрана Конституции РФ;

— ядро правовой системы государства;

— усложненная система пересмотра и внесения поправок;

По структуре Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов и девяти конституционно-правовых институтов. Среди них:

— основы конституционного строя — включает 16 статей;

— права и свободы человека и гражданина — 48 статей;

— федеративное устройство — 15 статей;

— Президент Российской Федерации — 14 статей;

— Федеральное Собрание — 16 статей;

— Правительство РФ — 8 статей;

— Судебная власть — 12 стаей;

— Местное самоуправление — 4 статьи;

— Конституционные поправки и пересмотр Конституции, насчитывают — 4 статьи.

Всего Основной закон насчитает 137 статей.

2. Правовое государство есть форма организации и деятельности публичной власти и ее взаимоотношений с индивидами и субъектами, носителями прав, свобод и законных интересов.

Признаки правого государства:

— первый — верховенство закона во всех сферах общественных жизни;

— второй — деятельность государственных органов базируется на принципе разделения ветвей власти;

— третий — взаимная ответственность государства и личности, личности и государства;

— четвертый — реальность прав и свобод граждан, их правовая и социальная защищенность;

— пятый — политический и идеологический плюрализм;

— шестой — стабильность законности и правопорядка в обществе.

Принципы правового государства:

— принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

— принцип верховенства правового закона;

— принцип независимости суда;

— принцип равенства всех перед законом и судом;

— принцип демократизма процедуры принятия законов;

— принцип гарантии невмешательства государства в дела личности и общества.

Заключение. В целом студенты в полной мере смогут сопоставить созданный в России тип государства с бывшим советским типом государства и соотнести их принципы и признаки с заложенными в Конституции России.

pravo.studio

Конституция Российской Федерации как Основной закон государства

Толкование понятий «конституция» и «основные законы». Термин «конституция» происходит от латинского слова constitutio — уста­навливаю, учреждаю. Он встречался еще в I в. до н.э. в законода­тельстве Древнего Рима, обозначая различные акты императора, как правило, закрепляющие устройство государства.

Появление конституций как основных законов государства свя­зано с демократическими революциями XVII—XVIII вв., полно­масштабным переустройством власти. Прообразом первой писаной конституции считают колониальный договор, составленный в 1620 г., на основе которого строились правовые отношения в анг­лийских колониях на побережье Северной Америки до образования США.

B XVIII в. конституции получают широкое распространение. B 1776 г. появляется Конституция Bиргинии, содержавшая Деклара­цию прав человека. B этом же году были приняты конституции Пен­сильвании, Мэриленда, Северной Каролины, чуть позже — Bермонтa, Массачусетса, Нью-Гемпшира.

B 1787 г. был принят первый общегосударственный основной закон — Конституция США. B Европе первые конституции появи­лись во Франции и Польше в 1791 г.

B России первая конституция была принята в 1918 г., уже после Октябрьской революции, хотя идея создания учредительного зако­на, ограничивающего власть самодержавия, появилась еще в начале XIX в. Так, в 1809 г. граф М.М. Сперанский подготовил «План го­сударственного преобразования», предусматривающий ограничение монархии парламентом и постепенную отмену крепостного права. Он также одним из первых в отечественной правовой и политиче­ской мысли предпринял попытку сформулировать понятие конституции как государственного закона, «определяющего первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой».

Однако близкое к современному, всесторонне охватывающее признаки основного закона государства определение конституции сформировалось в науке на рубеже XIX—XX вв. Наиболее ярко его выразил немецкий государствовед Г. Еллинек: конституция пред­ставляет собой юридический акт, который определяет совокупность органов государства, их компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. В общих чертах данное определение и по сей день отражает сущность основного закона цивилизованного государства.

В тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. нет термина «основной закон», который присутствовал во всех прежних россий­ских конституциях. Данное словосочетание было убрано из проекта Конституции, так как возобладала точка зрения, что понятия «кон­ституция» и «основной закон» тождественны, хотя ряд ученых от­носит конституцию к нормативным актам более высокого порядка, нежели закон, пусть даже основной.

Некоторые государствоведы предлагают употреблять термин «конституция» в двух значениях:

1) материальном (конституция — писаный акт, который про­возглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и тер­риториального устройства, основы организации центральных и ме­стных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, госу­дарственную символику и столицу);

2) формальном (конституция — закон, обладающий высшей юридической силой).

Однако представляется возможным, давая определение консти­туции, объединить эти два понятия. Таким образом, конституция представляет собой единый нормативный правовой акт, выражаю­щий волю учредившего его народа, обладающий высшей юридиче­ской силой в государстве и закрепляющий основы конституционно­го строя, основы правового статуса человека и гражданина, терри­ториальное устройство государства, систему, принципы организа­ции и деятельности органов государственной власти и местного са­моуправления.

Основные свойства и особенности конституции. Конституция — особый нормативный правовой акт, существенно отличающийся от других актов по своей природе, сущности, юридическим свойствам.

1. Конституция принимается особым субъектом или от имени этого субъекта — народа соответствующего государства. В частно­сти, в Конституции РФ провозглашено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на сво­ей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая не­зыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить бла­гополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Аналогичные положения есть и в конституциях других госу­дарств.

2. Конституционно-правовые нормы обладают особым, учреди­тельным, характером. Исключительно конституция учреждает осно­вы экономической и политической системы государства. B соответ­ствии с этими основами в государстве принимается текущее зако­нодательство и осуществляется правовое регулирование.

Нередко конституция коренным образом меняет устои общества и государства. Поскольку она первична по отношению ко всем ос­тальным нормативно-правовым актам, принятие ее неизбежно вле­чет значительные изменения в текущем законодательстве.

3. Имеется особый объект конституционно-правового регулирования. B науке он именуется «всеохватывающим», так как конституция регу­лирует фундаментальные отношения во всех сферах жизни общества:

• закрепляет права и свободы человека и гражданина с целью его защиты от произвола государства и нарушений этих прав и свобод в обычных законах;

• определяет организацию государственной власти, то есть систему государственных органов, способ их формирования, компетенцию, взаимоотношения друг с другом;

• устанавливает территориальное устройство государства;

• регулирует экономическую и социальную деятельность госу­дарства.

4. Конституция есть не только нормативный правовой, но и по­литический акт. Это так, поскольку она служит средством закреп­ления господства определенных сил общества или народа в целом, является носителем определенной политической идеологии.

5. Конституция отличается особыми юридическими свойствами. К их числу прежде всего относят верховенство Основного закона (ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации). Тем самым утвер­ждается идея подчинения государства праву, высшим выражением которого является конституция. Кроме того, обладая свойством верховенства, конституция распространяет свое правовое воздейст­вие на всю территорию соответствующего государства. Так, Кон­ституция РФ применяется на всей территории страны, в том числе и на республики в составе Российской Федерации, имеющие собст­венные конституции.

Конституция обладает и высшей юридической силой (ст.15 Кон­ституции РФ). Так, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Нормативный правовой акт, противоречащий ей, подлежит отмене или изменению. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане, объединения граж­дан обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ.

К юридическим свойствам конституции относят ее прямое дей­ствие (ст. 15 Конституции РФ). B 1993 г. это свойство впервые бы­ло закреплено в российском Основном законе. Благодаря прямому действию Конституция РФ является работающим правовым доку­ментом, а не торжественной декларацией. Особенно важное значе­ние это свойство имеет при разрешении правовых коллизий, ибо при наличии противоречия между Конституцией РФ и иными нор­мативными правовыми актами все субъекты правоприменительной деятельности обязаны руководствоваться Основным законом госу­дарства непосредственно.

Если возникает коллизия между Конституцией РФ и законом, действует Конституция. Если возникает коллизия между законами, действует тот, который соответствует Конституции.

Любой гражданин, требуя зашиты своих прав и свобод, вправе руководствоваться положениями Конституции РФ, а любой орган государственной власти, местного самоуправления должен соблю­дать ее нормы, независимо от существующих законов, постановле­ний, приказов и т.д.

Особенно это важно в судебной деятельности, а потому Пле­нум Bерховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федера­ции при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8, в котором, в частности, говорится, что согласно ч. 1 ст. 15 Консти­туции Российской Федерации Конституция имеет высшую юриди­ческую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. B соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать со­держание закона или иного нормативного правового акта, регули­рующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необ­ходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

1) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не со­держат указания на возможность ее применения при условии при­нятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обя­занности человека и гражданина и другие положения;

2) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действо­вавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

3) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, при­нятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в про­тиворечии с соответствующими положениями Конституции;

4) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного веде­ния Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, от­сутствует.

B тех случаях, когда статья Конституции РФ является отсылоч­ной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регули­рующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конститу­ционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Конституция является ядром правовой системы, базой для разви­тия законодательства. Она определяет развитие законодательства в государстве. Ее принятие или изменение автоматически влечет ши­рокую реформу законодательных актов. Более того, Конституция определяет, какие конкретно нормативные правовые акты должны быть приняты в развитие конституционных положений.

B частности, Конституция РФ (ч. 2 ст. 5) предусматривает, что край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Поэтому именно после принятия Конституции в субъектах Российской Фе­дерации началась разработка указанных нормативных актов.

Для обеспечения стабильности конституционного строя, нор­мального функционирования правовой системы государство уста­навливает особый порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Тем самым высшие органы государственной власти лишаются соблазна необоснованно корректировать конституцион­ные положения вместо того, чтобы научиться четко исполнять их. B Российской Федерации конституционным поправкам и пересмотру Конституции посвящена особая, девятая, глава Основного закона.

Наконец, Конституции присуща особая правовая охрана, не свой­ственная никакому другому нормативному правовому акту. В Россий­ской Федерации требование соблюдать Конституцию — одна из основных обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Более того, на определенных должностных лиц государства, на специальные органы государственной власти возложена особая кон­ституционно-правовая ответственность за соблюдение и охрану Кон­ституции страны. Прежде всего это Президент Российской Федера­ции, являющийся в силу ч. 2 ст. 80 Конституции ее гарантом, а также Уполномоченный по правам человека в Российской Федера­ции и Конституционный Суд Российской Федерации

lawbook.online

Это интересно:

  • Подсчет пенсии калькулятор для военных Калькулятор военной пенсии за выслугу лет на 2017 г. с учетом увеличения с 01.02.2017 г. Калькулятор расчета военной пенсии с 1 января 2018 г. смотреть здесь Посчитать "смешанную военную пенсию" с учетом гражданского трудового стажа […]
  • Приказ минздрава 314 Приказ Минздрава РФ от 09.08.01 № 314 "О порядке получения квалификационных категорий". МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 9 августа 2001 г. № 314 О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ В […]
  • Калькулятор пенсий мо рф Выслугу лет для назначения военной пенсии планируется увеличить с 20 до 25 лет после 2018 г. По сообщениям ряда СМИ, по поручению Президента РФ В.В.Путина Минобороны РФ разрабатывает поправки в Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 […]
  • Основополагающий закон рф Конституция РФ – основной закон государства Основа правового регулирования в Российской Федерации – Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на […]
  • Административно-правовое положение гражданина рф Административно-правовой статус гражданина Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод […]
  • Литература для нотариусов Список источников и литературы Источники: 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. 2. Основы законодательства РФ “ О нотариате “ от 11.02.1993 утв. 11.02.93 //(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного […]