Оглавление:

СП 153.13130.2013 Инфрастуктура железнодорожного транспорта. Требования пожарнойбезопасности

ИНФРАСТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Требования пожарной безопасности

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки сводов правил – постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил»

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ») совместно с Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ Рос-сии)

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Россий-ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 25 декабря 2012 г. № 804.

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Дата регистрации – 25 января 2013 г.

5 Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регла-мент о требованиях пожарной безопасности» техническими регламентами «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальных сайтах Феде-рального агентства по техническому регулированию и метрологии и разработчика (ОАО «ВНИИЖТ») в сети Интернет.

www.pogaranet.ru

Свод правил пожарной безопасности (СП 1.13130.2009 — СП 13.13130.2009, СП 135.13130.2012, СП 153.13130.2013, СП 154.13130.2013, СП 155.13130.2014, Свод правил 00.13330.2014), 2018 год. Последняя редакция

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Издание содержит Свод правил пожарной безопасности (СП 1.13130.2009 — СП 13.13130.2009, СП 135.13130.2012, СП 153.13130.2013, СП 154.13130.2013, СП 155.13130.2014, Свод правил 00.13330.2014), утвержденный и введенный в действие приказами МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171-182 и приказом МЧС России от 7 сентября 2009 г. № 515. В представленном Своде правил регламентируется широкий круг вопросов, связанных с построением и функционированием системы противопожарной защиты на предприятиях, в организациях, учреждениях; приводятся требования к оборудованию и отделке зданий и сооружений различного назначения, к техническим характеристикам допустимых средств пожаротушения и т. д.
Для специалистов в области проектирования и строительства, инженеров, разработчиков и установщиков систем противопожарной защиты, сотрудников правоохранительных органов, включая служащих Государственного пожарного надзора МЧС России, руководителей хозяйствующих субъектов и лиц, ответственных за соблюдение правил и норм техники безопасности.

Согласно Свода правил пожарной безопасности (СП 1.13130.2009 — СП 13.13130.2009 , СП 135.13130.2012, СП 153.13130.2013, СП 154.13130.2013, СП 155.13130.2014, Сво д правил 00.13330.2014 ) «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» утвержденным Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 17 на объекте должен быть журнал учета огнетушителей.

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

www.centrmag.ru

Свод правил 113130 2013

ИНФРАСТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Требования пожарной безопасности

Objects of railway infrastructure. Fire safety requirements

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ») совместно с Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России)

3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 25 января 2013 г.

4 Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», техническими регламентами «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»**.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и разработчика (ОАО «ВНИИЖТ») в сети Интернет

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом МЧС России от 18.07.2016 N 384 c 01.09.2016

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с [1] и [2].

1.2 Требования настоящего свода правил не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок), другие, не указанные в п.1.1 здания, сооружения и объекты инфраструктуры.

1.3 При изменении функционального назначения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:

ГОСТ Р 12.3.047-2012 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля

ГОСТ Р 12.4.026-92001* Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначения и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
_______________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 12.4.026-2001. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 50571.5.54-2011 (МЭК 60364-5-54:2002) Электроустановки низковольтные. Часть 5-54. Выбор и монтаж электрооборудования. Заземляющие устройства, защитные проводники и проводники уравнивания потенциалов

ГОСТ Р 53261-2009 Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление

ГОСТ 28338-89 Соединения трубопроводов и арматура. Проходы условные (номинальные диаметры). Ряды

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования пожарной безопасности

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 минерализованная полоса: Искусственно созданная полоса на поверхности земли, очищенная от горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.

3.1.2 сухотруб: Незаполненный огнетушащим веществом трубопровод, находящийся под атмосферным давлением окружающей среды.

3.1.3 транспортабельный модуль: Сооружение, пригодное для перевозки.

3.1.4 штабель: Ровно расположенный ряд чего-либо (например, конструктивных элементов, шпал).

3.2 В настоящем своде правил применены следующие сокращения:

СТЗ — служебно-технические здания;

СЦБ — сигнализация, централизация, блокировка;

ЭЦ — электрическая централизация;

ДЦ — диспетчерская централизация;

ГАЦ — горочная автоматическая централизация;

Пост ЭЦ — СТЗ, транспортабельные модули, в которых расположено оборудование ЭЦ.

Пост ДЦ — СТЗ, транспортабельные модули, в которых расположено оборудование ДЦ.

Пост ГАЦ — СТЗ, транспортабельные модули, в которых расположено оборудование ГАЦ.

ВПО — ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта.

4 Общие требования

4.1 Эвакуационные пути и выходы из зданий и сооружений объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должны соответствовать требованиям СП 1.13130.

4.2 Обеспечение огнестойкости объектов защиты инфраструктуры железнодорожного транспорта следует осуществлять в соответствии с СП 2.13130.

4.3 Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 3.13130.

4.4 Для ограничения распространения пожара на территориях, в зданиях и сооружениях, строениях, в том числе пожарных отсеках, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта следует предусматривать объемно-планировочные и конструктивные решения, а также требования по противопожарным расстояниям между ними в соответствии с СП 4.13130.

4.5 Проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта следует предусматривать в соответствии с СП 5.13130 и настоящим сводом правил.

4.6 Требования пожарной безопасности к электрооборудованию систем противопожарной защиты зданий, сооружений и строений инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 6.13130. При проектировании электрической части объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта допускается использовать элементы электрооборудования, пожарная безопасность которых подтверждена соответствующими документами, выданными в установленном порядке (сертификатами, расчетами, результатами испытаний).

4.7 Требования пожарной безопасности к системам отопления, вентиляции, в том числе противодымной, и кондиционирования воздуха в помещениях зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 7.13130 и СП 60.13330. Требования к системам электрического отопления устанавливаются СП 31-110.

4.8 Требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются сводом правил СП 8.13130 и настоящим сводом правил.

4.9 Требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию и перезарядке переносных и передвижных огнетушителей, источникам давления в огнетушителях, зарядам к воздушно-пенным и воздушно-эмульсионным огнетушителям для зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта должны соответствовать СП 9.13130.

4.10 Требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 10.13130.

4.11 Методы определения классификационных признаков отнесения зданий (или частей зданий между противопожарными стенами — пожарных отсеков), сооружений, строений и помещений инфраструктуры железнодорожного транспорта производственного и складского назначения класса Ф5 к категориям по взрывопожарной и пожарной опасности, а также методы определения классификационных признаков категорий наружных установок объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта производственного и складского назначения по пожарной опасности устанавливаются СП 12.13130.

5 Специальные требования пожарной безопасности к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта

________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.

5.1 Требования к полосе отвода железной дороги

5.1.1 Вдоль границ лесничеств (лесопарков) с полосой отвода и охранной зоны железной дороги должны предусматриваться шириной от 3 до 5 метров наземное покрытие из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли.

5.2 Требования к местам хранения деревянных шпал на открытых складах верхнего строения пути

5.2.1 Шпалы на складах верхнего строения пути должны быть уложены в штабели.

Размеры штабелей шпал не должны превышать по длине и ширине две длины шпалы, а по высоте — 4 м.

Штабели должны быть сформированы в группы. Количество штабелей в группе не должно превышать 12. Разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами — 25 м.

5.2.2 Площадка под штабели должна быть очищена от сухой травы и другого горючего материала. Территория вокруг групп штабелей на расстоянии не менее 3 м от групп штабелей должна быть отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.

5.2.3 Площадь размещения групп штабелей деревянных шпал следует принимать не более 4,5 га.

5.2.4 В разрывах между штабелями не допускается складирование сгораемых материалов, оборудования.

5.2.5 Противопожарные расстояния от границ открытых складов штабелей деревянных шпал до границ объектов различного назначения следует принимать по таблице 37 СП 4.13130 как для складов круглых лесоматериалов.

5.3 Требования к грузовым дворам, контейнерным площадкам

5.3.1 Для заправки топливом автомобилей и автопогрузчиков на территории грузовых дворов и контейнерных площадок допускается размещать стационарные или передвижные автозаправочные пункты при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности в соответствии с [3] и СП 4.13130.

5.3.2 По фронту установленных контейнеров на площадке через каждые 100 м должны быть предусмотрены и обозначены проезды для пожарной техники шириной не менее 6 м. Между группами контейнеров должны быть проходы шириной не менее 0,7 м.

5.4 Требования к железнодорожным станциям

5.4.1 При проектировании путевого развития железнодорожных станций по решению владельца инфраструктуры следует предусматривать пути для постоянной стоянки пожарных поездов.

Железнодорожные пути постоянной стоянки пожарного поезда должны иметь выходы на главный путь, как правило, в обе стороны. В исключительных случаях на тупиковых железнодорожных станциях допускается организовывать выходы пожарного поезда на главный путь в одну сторону, при условии протяженности на* более 500 м маневровых передвижений с железнодорожных путей стоянки пожарного поезда на железнодорожный путь отправления (на приемоотправочные пути железнодорожной станции).
_______________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

Железнодорожные пути постоянной стоянки пожарного поезда должны быть не электрофицированными.

Пожарные поезда должны размещаться на железнодорожных станциях, на которых имеется рабочий парк локомотивов и пункты заправки водой пожарных поездов.

5.4.2 В соответствии с требованиями, установленными по законодательству Российской Федерации в области пожарной безопасности [3], к зданиям, сооружениям и строениям, расположенным на территории железнодорожной станции, должен быть обеспечен подъезд мобильных средств пожаротушения.

5.4.3 На железнодорожных станциях для безопасного тушения пожара следует предусматривать отключение напряжения контактной сети.

5.4.4 В парках станций налива нефтепродуктов при наличии 10 и более путей через каждые 150 м должны быть проложены сухотрубы диаметром в соответствии с ГОСТ 28338. На сухотрубах должны быть установлены пожарные краны (через каждые пять путей). Пожарный кран должен иметь заглушку для предотвращения загрязнения сухотруба. Конструкция и способ прокладки сухотрубов должны иметь возможность удаления из них воды после тушения пожара.

5.5 Требования к пешеходным мостам над железнодорожными путями, пешеходным тоннелям под железнодорожными путями

5.5.1 Пешеходные тоннели и мосты должны соответствовать требованиям к путям эвакуации в соответствии [3] и СП 1.13130.

5.5.2 При размещении в подземных пешеходных тоннелях и на пешеходных мостах технических и служебных помещений следует руководствоваться положениями, установленными законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности [3].

5.5.3 Пешеходные тоннели должны быть оборудованы эвакуационным освещением по СП 52.13330.

5.5.4 В пешеходных тоннелях на всем их протяжении следует устанавливать знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026, указывающие направление эвакуации.

5.6 Требования к промывочно-пропарочным станциям

5.6.1 Участки территории, на которых проводят обработку цистерн для перевозки нефтепродуктов, должны иметь твердое покрытие, не допускающее проникновение нефтепродуктов в грунт.

5.6.2 При подаче цистерн к местам их обработки необходимо устанавливать не менее двух вагонов прикрытия между локомотивом и составом. Приближение локомотивов к местам обработки цистерн ближе 20 м не допускается, что должно быть обозначено знаком, запрещающим дальнейшее движение [2]*.
________________
* См. раздел Библиография. — Примечание изготовителя базы данных.

5.6.3 Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности промывочно-пропарочных станций должны определяться в соответствии с СП 12.13130. Установка электрораспределительных устройств в помещениях категорий А, Б, В-1 не допускается. Выбор и установка электрооборудования (машин, аппаратов, устройств) и сетей для пожароопасных зон, расположенных в помещениях промывочно-пропарочных станций, должны выполняться в зависимости от класса взрывоопасной или пожароопасной зоны [5].

5.6.4 Железнодорожные пути, на которых проводят проверку состояния клапанов сливных приборов цистерн, должны быть оборудованы сливными лотками.

5.6.5 Резервуары, трубопроводы, эстакады, цистерны под сливом должны быть заземлены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030 для отвода статического электричества.

5.6.6 Отопление зданий и помещений промывочно-пропарочных станций должно быть только центральное (водяное, паровое низкого давления или воздушное без рециркуляции и электроподогрева).

5.6.7 На электрифицированных участках железных дорог промывочно-пропарочные станции должны быть изолированы от обратной тяговой сети установкой последовательно в обе рельсовые нитки двух пар изолирующих стыков в начале отвода сливоналивного пути и вблизи сливоналивных устройств, но не ближе 20 м.

5.7 Требования к постам ЭЦ, ДЦ, ГАЦ

5.7.1 Ввод кабелей в здание поста ЭЦ, ДЦ, ГАЦ должен быть выполнен через кабельный приямок или проемы в фундаменте (стене).

5.7.2 До реконструкции в существующих постах ЭЦ, ДЦ, ГАЦ при отсутствии подвального или цокольного этажей ввод кабелей может быть предусмотрен через кабельный приямок или проемы в фундаменте (стене).

5.7.3 Для ввода кабелей в проеме фундамента или стены должны быть предусмотрены вводные блоки из хризотилцементных, бетонных труб или другого негорючего материала с количеством каналов и их внутренним диаметром требуемого размера. Заделка труб и каналов кабельной канализации должна быть осуществлена на всю толщину стены с тщательным заполнением пустот между трубами материалом с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости этих конструкций.

5.7.4 В местах прохождения кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.

5.7.5 Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение в соответствии с ГОСТ Р 53315. Входящие в посты ЭЦ, ДЦ, ГАЦ кабели СЦБ, кабели связи и силовые кабели без индекса «нг» должны быть покрыты огнезащитным кабельным покрытием по всей длине.

5.7.6 В постах ЭЦ, ДЦ, ГАЦ должны быть предусмотрены отдельные друг от друга вводы кабелей СЦБ, кабелей связи и вводы силовых кабелей.

Ввод и прокладку силовых кабелей необходимо выполнять на расстоянии не менее 1,0 м в горизонтальной и не менее 1,5 м в вертикальной плоскостях от кабелей СЦБ и связи.

При невозможности соблюдения указанных расстояний силовые кабели должны быть проложены в асбестоцементных трубах или отделяться от кабелей СЦБ и связи противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 15.

5.7.7 Для подачи кабелей от вводов в технологические помещения верхних этажей необходимо предусматривать устройство коммуникационных шахт, разделенными для кабелей СЦБ, кабелей связи и силовых электропитающих кабелей противопожарными перегородками с огнестойкостью не менее EI 15. Коммуникационные шахты необходимо отделять от остальных помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90. В местах пересечения коммуникационной шахтой конструкций с нормированным пределом огнестойкости или противопожарной преграды внутри шахты должны быть установлены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данной конструкции.

5.7.8 Следует выполнить общий контур заземления и систему выравнивания потенциалов. Система заземления электроустановки должна соответствовать ГОСТ Р 50571.10, система выравнивания потенциалов должна соответствовать ГОСТ Р 50571.21.

5.7.7, 8.7.8. (Измененная редакция, Изм. N 1).

5.8 Требования к организации пожаротушения на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта

5.8.1 Для тушения пожара на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта могут создаваться органы управления и подразделения ВПО. Задачи, функции и порядок деятельности органов управления и подразделений ВПО определяются положением [4]*.
________________
* См. раздел Библиография. — Примечание изготовителя базы данных.

5.8.2 Взаимодействие подразделений ВПО с владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиками при тушении пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта осуществляется на договорной основе, а также на основании регламентов о взаимодействии, утвержденных и согласованных в установленном порядке.

5.8.3 Подразделения ВПО должны быть обеспечены мобильными средствами пожаротушения (пожарными поездами и при необходимости другой пожарной техникой) в установленном порядке. Порядок их эксплуатации, содержания и технического обслуживания определяет балансодержатель в соответствии с общими требованиями пожарной безопасности к мобильными средствами пожаротушения, предусмотренными законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности [3], и дополнительными требованиями к пожарным поездам, предусмотренными положением [6].

5.8.4 За подразделением ВПО закрепляют участки инфраструктуры железнодорожного подвижного состава для обслуживания. Границы участков обслуживания определяет владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта по согласованию с органом управления ВПО.

5.8.5 Состав сил и средств ВПО для тушения пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта определяет владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, в ведении которого находится железнодорожный подвижной состав пожарных поездов, исходя из участков обслуживания, который согласовывается с ВПО.

5.8.6 Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчики обязаны в пределах имеющихся у них технических и технологических возможностей принимать участие в тушении пожаров, при необходимости выделять для тушении пожаров имеющиеся у них в наличии средства связи, железнодорожный подвижный состав, транспорт, средства пожаротушения и огнетушащие вещества, а также доставлять их к месту тушения пожаров в кратчайшие сроки.

5.8.7 В составе инфраструктуры железнодорожного транспорта должны быть организованы пункты заправки водой пожарных поездов.

Количество и место расположения пунктов заправки водой пожарных поездов определяет владелец инфраструктуры.

5.9 Требования к оснащению установками автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

5.9.1 Установки автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта следует предусматривать в соответствии с приложением А.

5.10 Требования к источникам противопожарного водоснабжения

5.10.1 При условии расположения объектов железнодорожного транспорта в зоне действия пожарного поезда, в зависимости от его тактических возможностей, допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение для расположенных:

Подразделы 5.9, 5.10. (Введены дополнительно, Изм. N 1).

docs.cntd.ru

МЧС России

СП 1.13130.2009 Свод правил системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы

Приказом МЧС России

от 25 марта 2009 г. N 171

1 мая 2009 года

СВОД ПРАВИЛ

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

ЭВАКУАЦИОННЫЕ ПУТИ И ВЫХОДЫ

THE SYSTEMS OF FIRE PROTECTION. EVACUATION WAYS AND EXITS

СП 1.13130.2009

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения сводов правил — Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. N 858.

Сведения о своде правил

1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность».

3. Утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 171.

4. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

5. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (ФГУ ВНИИПО МЧС России) в сети Интернет.

1. Область применения

1.1. Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент), является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (далее — здания).

При отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.

(п. 1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

1.2. Требования настоящего свода правил не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок).

1.3. При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

1.4. Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

2. Нормативные ссылки

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

В настоящем своде правил, за исключением специально оговоренных случаев, приняты термины и определения, приведенные в Техническом регламенте.

Кроме того, в настоящем своде правил (далее — СП) применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. высота здания: Высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене. При отсутствии открывающихся окон (проемов) высота расположения этажа определяется полусуммой отметок пола и потолка этажа. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.

4. Общие требования

4.1. Общие положения

4.1.1. Требования настоящего СП направлены на:

обеспечение возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей;

обеспечение возможности спасения людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара;

защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.

(п. 4.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.1.2. Спасение представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

Спасение людей при пожаре должны обеспечивать конструктивные, объемно-планировочные, инженерно-технические и организационные мероприятия. К ним относятся:

устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных;

устройство наружных пожарных лестниц и других способов подъема персонала пожарных подразделений и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий, в том числе устройство лифтов, имеющих режим «перевозки пожарных подразделений»;

противодымная защита путей следования пожарных подразделений внутри здания, зон безопасности;

оборудование здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасения людей;

размещение на территории поселения или объекта подразделений пожарной охраны с необходимой численностью личного состава и оснащенных пожарной техникой, соответствующей условиям тушения пожаров на объектах, расположенных в радиусе их действия.

Реализация перечисленных мероприятий зависит от степени огнестойкости, класса конструктивной и функциональной пожарной опасности здания.

(п. 4.1.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.1.3. Защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий. Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты.

Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать возможность безопасного движения людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и индивидуальных средств защиты от опасных факторов пожара.

Пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания с учетом других мероприятий по защите путей эвакуации, а также функционирования систем противопожарной защиты.

(п. 4.1.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.1.4. Мероприятия и средства, предназначенные для спасения людей, а также выходы, не соответствующие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, при проектировании путей эвакуации из помещений и зданий не учитываются.

(п. 4.1.4 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.1.5. Исключен с 1 февраля 2011 года. — Изменение N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639.

4.1.6. В случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования настоящего СП, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления.

4.1.7. Размеры эвакуационных путей и выходов (ширина и высота), приведенные в настоящем СП, за исключением специально оговоренных случаев, указываются в свету.

(п. 4.1.7 введен Изменением N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.2. Эвакуационные и аварийные выходы

4.2.1. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания от 6 до 15 чел.; один из двух выходов допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра через окно или дверь размером не менее 0,75 х 1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6 х 0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк — лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется;

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.

4.2.2. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 кв. м или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек.

4.2.3. Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

4.2.4. При наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточенно. Минимальное расстояние L, м, между наиболее удаленными один от другого эвакуационными выходами следует определять по формулам:

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

из помещения — L >= ——-; (1)

из коридора — L >= ——, (2)

Р — периметр помещения, м;

n — число эвакуационных выходов;

D — длина коридора, м.

При наличии двух эвакуационных выходов и более общая пропускная способность всех выходов, кроме каждого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении, на этаже или в здании.

4.2.5. Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету — не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.

Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

(п. 4.2.5 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.2.6. Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

Не нормируется направление открывания дверей для:

а) помещений классов Ф1.3 и Ф1.4;

б) помещений с одновременным пребыванием не более 15 чел. (кроме помещений категорий А и Б) и путей эвакуации, предназначенных не более чем для 15 чел.;

(пп. «б» в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

в) кладовых площадью не более 200 кв. м без постоянных рабочих мест;

г) санитарных узлов;

д) выхода на площадки лестниц 3-го типа;

е) наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне;

ж) дверей, установленных в противопожарных перегородках, разделяющих коридоры здания длиной более 60 м.

(пп. «ж» введен Изменением N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.2.7. Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом.

Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу.

Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

Характеристики устройств самозакрывания дверей, расположенных на путях эвакуации, должны соответствовать усилию для беспрепятственного открывания дверей человеком, относящимся к основному контингенту, находящемуся в здании (ребенок, инвалид и т.п.).

(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.2.8. Выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара.

4.2.9. В технических этажах допускается предусматривать эвакуационные выходы высотой не менее 1,8 м.

Из технических этажей, предназначенных только для прокладки инженерных сетей без размещения инженерного оборудования, допускается предусматривать аварийные выходы через двери размерами не менее 0,75 x 1,5 м, а также через люки размерами не менее 0,6 x 0,8 м без устройства эвакуационных выходов.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

При площади технического этажа до 300 кв. м допускается предусматривать один выход, а на каждые последующие полные и неполные 2000 кв. м площади следует предусматривать еще не менее одного выхода.

В технических подпольях эти выходы должны быть обособлены от выходов из здания и вести непосредственно наружу.

4.3. Эвакуационные пути

4.3.1. В зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями [1].

(п. 4.3.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.3.2. В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;

Г2, РП2, Д2, Т2 — для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

В2, РП2, Д3, Т2 — для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.

4.3.3. В коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.

Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по [2], но не должна превышать 60 м.

При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:

на половину ширины дверного полотна — при одностороннем расположении дверей;

на ширину дверного полотна — при двустороннем расположении дверей; это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.

4.3.4. Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:

0,7 м — для проходов к одиночным рабочим местам;

1,0 м — во всех остальных случаях.

В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.

При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.

4.3.5. При устройстве прохода к лестничным клеткам или наружным лестницам через плоские кровли (в том числе и неэксплуатируемые) или наружные открытые галереи несущие конструкции покрытий и галерей следует проектировать с пределом огнестойкости не менее R(EI) 30 и классом пожарной опасности К0. Проходы должны быть предусмотрены по участкам, выполненным из негорючих материалов. Ширина проходов должна быть увеличена вдвое по отношению к нормативной.

(п. 4.3.5 введен Изменением N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.4. Эвакуация по лестницам и лестничным клеткам

4.4.1. Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, не менее:

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

а) 1,35 м — для зданий класса Ф1.1;

б) 1,2 м — для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.;

в) 0,7 м — для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам;

г) 0,9 м — для всех остальных случаев.

4.4.2. Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи, как правило, не менее 25 см, а высота ступени — не более 22 см.

Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.

Допускается уменьшать ширину проступи криволинейных парадных лестниц в узкой части до 22 см; ширину проступи лестниц, ведущих только к помещениям (кроме помещений класса Ф5 категорий А и Б) с общим числом рабочих мест не более 15 чел., — до 12 см.

Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать у глухих (без световых проемов) частей стен класса пожарной опасности не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI(EI)30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от плоскости оконных проемов.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

Лестницы 2-го типа должны соответствовать требованиям, установленным для маршей и площадок лестниц в лестничных клетках.

4.4.3. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входами в лифты с распашными дверями — не менее суммы ширины марша и половины ширины двери лифта, но не менее 1,6 м.

Промежуточные площадки в прямом марше лестницы должны иметь длину не менее 1 м.

Двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.4.4. В лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.

В зданиях высотой до 28 м включительно в обычных лестничных клетках допускается предусматривать мусоропроводы и скрытую электропроводку для освещения помещений.

В объеме обычных лестничных клеток не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны.

Под маршами первого, цокольного или подвального этажа допускается размещение узлов управления отоплением, водомерных узлов и электрических вводно-распределительных устройств.

Внутри незадымляемых лестничных клеток допускается предусматривать только приборы отопления, трубопроводы (стояки) (из негорючих материалов) систем водоснабжения, канализации, водяного отопления, размещенные во встроенных шкафах из негорючих материалов. Пустоты при пересечении трубопроводами строительных конструкций лестничных клеток должны быть заполнены негорючими материалами, не снижающими пожарно-технических характеристик конструкций.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.4.5. В объеме лестничных клеток, кроме незадымляемых, допускается размещать не более двух пассажирских лифтов, опускающихся не ниже первого этажа, с ограждающими конструкциями лифтовых шахт из негорючих материалов с ненормируемыми пределами огнестойкости.

Лифтовые шахты, размещаемые вне зданий, допускается ограждать конструкциями из негорючих материалов с ненормируемыми пределами огнестойкости.

4.4.6. Лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями, за исключением случаев, специально оговоренных в нормативных документах по пожарной безопасности. При устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из них, кроме выхода в вестибюль, должна иметь выход непосредственно наружу.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

Лестничные клетки типа Н1 должны иметь выход только непосредственно наружу.

4.4.7. Лестничные клетки, за исключением типа Л2 и лестничных клеток подвалов, должны иметь световые проемы площадью не менее 1,2 м2 в наружных стенах на каждом этаже.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

Допускается предусматривать не более 50% внутренних лестничных клеток, предназначенных для эвакуации, без световых проемов в зданиях:

классов Ф2, Ф3 и Ф4 — типа Н2 или Н3 с подпором воздуха при пожаре;

класса Ф5 категории В высотой до 28 м, а категорий Г и Д независимо от высоты здания — типа Н3 с подпором воздуха при пожаре.

Лестничные клетки типа Л2 должны иметь в покрытии световые проемы площадью не менее 4 кв. м с просветом между маршами шириной не менее 0,7 м или световую шахту на всю высоту лестничной клетки с площадью горизонтального сечения не менее 2 кв. м.

4.4.8. Противодымная защита лестничных клеток типов Н2 и Н3 должна предусматриваться в соответствии с [2]. При необходимости лестничные клетки типа Н2 следует разделять по высоте на отсеки глухими противопожарными перегородками 1-го типа с переходом между отсеками вне объема лестничной клетки.

Стены лестничных клеток с подпором воздуха не должны иметь иных проемов, кроме оконных в наружных стенах и дверных, ведущих в поэтажные коридоры, вестибюли или наружу, а также отверстий для подачи воздуха с целью создания избыточного давления.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.4.9. Незадымляемость переходов через наружную воздушную зону, ведущих к незадымляемым лестничным клеткам типа Н1, должна быть обеспечена их конструктивными и объемно-планировочными решениями. Эти переходы должны быть открытыми и, как правило, не должны располагаться во внутренних углах здания.

При примыкании одной части наружной стены здания к другой под углом менее 135° необходимо, чтобы расстояние по горизонтали до ближайшего дверного проема в наружной воздушной зоне до вершины внутреннего угла наружной стены было не менее 4 м; это расстояние может быть уменьшено до величины выступа наружной стены; данное требование не распространяется на переходы, расположенные во внутренних углах 135° и более, а также на выступ стены величиной не более 1,2 м.

Между дверными проемами воздушной зоны и ближайшим окном помещения ширина простенка должна быть не менее 2 м.

Переходы должны иметь ширину не менее 1,2 м с высотой ограждения 1,2 м, ширина простенка между дверными проемами в наружной воздушной зоне должна быть не менее 1,2 м.

4.4.10. Лестничные клетки типа Л1 могут предусматриваться в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности высотой до 28 м.

4.4.11. Лестничные клетки типа Л2 допускается предусматривать в зданиях I, II и III степеней огнестойкости, классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1 и функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, высотой, как правило, не более 9 м. Допускается увеличивать высоту зданий до 12 м при автоматическом открывании верхнего светового проема при пожаре и при устройстве в зданиях класса Ф1.3 автоматической пожарной сигнализации или автономных пожарных извещателей. При этом:

в зданиях классов Ф2, Ф3 и Ф4 таких лестниц должно быть не более 50%, остальные должны иметь световые проемы в наружных стенах на каждом этаже;

в зданиях класса Ф1.3 секционного типа в каждой квартире, расположенной выше 4 м, следует предусматривать аварийный выход.

4.4.12. В зданиях высотой более 28 м, а также в зданиях класса Ф5 категорий А и Б следует предусматривать незадымляемые лестничные клетки, как правило, типа Н1. Допускается:

в зданиях класса Ф1.3 коридорного типа предусматривать не более 50% лестничных клеток типа Н2;

в зданиях классов Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3 и Ф4 предусматривать не более 50% лестничных клеток типа Н2 или Н3 с подпором воздуха при пожаре;

в зданиях класса Ф5 категорий А и Б предусматривать лестничные клетки типов Н2 и Н3 с естественным освещением и постоянным подпором воздуха;

в зданиях класса Ф5 категории В предусматривать лестничные клетки типа Н2 или Н3 с подпором воздуха при пожаре;

в зданиях класса Ф5 категорий Г и Д предусматривать лестничные клетки типа Н2 или Н3 с подпором воздуха при пожаре, а также лестничные клетки типа Л1 с разделением их глухой противопожарной перегородкой через каждые 20 м по высоте и с переходом из одной части лестничной клетки в другую вне объема лестничной клетки.

4.4.13. Исключен с 1 февраля 2011 года. — Изменение N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639.

4.4.14. В зданиях I и II степеней огнестойкости, класса С0 допускается предусматривать лестницы 2-го типа из вестибюля до второго этажа при условии отделения вестибюля от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками 1-го типа.

4.4.15. Эскалаторы следует предусматривать в соответствии с требованиями, установленными для лестниц 2-го типа.

4.4.16. При переходе нескольких маршей эвакуационной лестничной клетки в общий лестничный марш его ширина должна быть не менее суммарной ширины объединяемых маршей.

(п. 4.4.16 введен Изменением N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

4.4.17. При наличии в здании двух и более подземных этажей эвакуацию с них следует предусматривать по незадымляемым лестничным клеткам типа Н3.

(п. 4.4.17 введен Изменением N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

5. Объекты, предназначенные для постоянного проживания

и временного пребывания людей (класс Ф1)

5.1. Общие положения

5.1.1. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов в свету должна быть не менее 1,2 м — для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 чел.

5.2. Детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений (Ф1.1)

5.2.1. Число подъемов в одном марше между площадками (за исключением криволинейных лестниц) должно быть не менее 3 и не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа допускается не более 18 подъемов.

5.2.2. Лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями.

5.2.3. Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) должна быть горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери.

Наружные лестницы (или их части) и площадки высотой от уровня тротуара более 0,45 м при входах в здания в зависимости от назначения и местных условий должны иметь ограждения.

5.2.4. Уклон маршей лестниц в надземных этажах следует принимать не более 1:2 (кроме лестниц трибун спортивных сооружений).

Уклон маршей лестниц, ведущих в подвальные и цокольные этажи, на чердак, а также лестниц в надземных этажах, не предназначенных для эвакуации людей, допускается принимать 1:1,5.

Уклон пандусов на путях передвижения людей следует принимать не более:

внутри здания, сооружения 1:6

в стационарах лечебных учреждений 1:20

на путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания 1:12.

Примечание — Требования настоящего пункта и п. 5.2.1 не распространяются на проектирование проходов со ступенями между рядами мест в зрительных залах, спортивных сооружениях и аудиториях.

5.2.5. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.

Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м.

Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

5.2.6. В зданиях лечебных учреждений допускается предусматривать лестничные марши, ведущие на этаж (в помещения), не предназначенный для пребывания или посещения больных, шириной не менее 1,2 м. При этом, если данный этаж (помещения) не рассчитан для одновременного пребывания более 5 чел., лестничный марш допускается выполнять шириной не менее 0,9 м.

(п. 5.2.6 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

5.2.7. В лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей как из надземных этажей, так и из подвального или цокольного этажа, следует предусматривать обособленные выходы наружу из подвального или цокольного этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.

5.2.8. Отдельные лестницы для сообщения между подвалом или цокольным этажом и первым этажом, ведущие в коридор, холл или вестибюль первого этажа, в расчете эвакуации людей из подвала или цокольного этажа не учитываются.

5.2.9. Если лестница из подвала или цокольного этажа выходит в вестибюль первого этажа, то все лестницы надземной части здания, кроме выхода в этот вестибюль, должны иметь выход непосредственно наружу.

5.2.10. Предусматривать на путях эвакуации винтовые лестницы и забежные ступени, а также разрезные лестничные площадки, как правило, не следует. При устройстве криволинейных лестниц (кроме лечебных зданий), ведущих из служебных помещений с числом постоянно пребывающих в них людей не более 5 чел., а так

www.mchs.gov.ru

Это интересно:

  • Закона о природных лечебных ресурсах Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ"О природных лечебных […]
  • Федеральный закон 123 о пожарной безопасности 2014 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Опубликовано 04.12.2017 в 14:37 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ […]
  • Приказ 451 росграница Приказ Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ от 25 мая 2015 г. N 128-ОД "О внесении изменения в Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные приказом […]
  • 5 приказ мо рф Приказ Министра обороны РФ от 13 января 2008 г. N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ […]
  • Доступ до реестра юридических лиц Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438"О Едином […]
  • Административно-правовое положение гражданина рф Административно-правовой статус гражданина Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод […]