Оглавление:

Как получить свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок? Полный алгоритм действий

Результатом регистрационных действий, в том числе, является получение свидетельство о государственной регистрации земельного участка (ЗУ). Важность этого документа сложно переоценить. О том как его получить — рассказываем в статье.

Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок: определение

Свидетельство о собственности на земельный участок – это правоустанавливающий документ, в котором констатирован статус собственника соответствующего участка (как его узнать или найти?), в сторону указанного в документе лица. Выдаётся на основании оформления земель в собственность, после проведения имущественной сделки или перерегистрации надела:

  1. в результате приватизации;
  2. в результате выкупа.

Регламент выдачи опирается на Федеральный Закон о Госкадастре недвижимости (ГКН), от 21.07.97 г. № 122-ФЗ. Здесь урегулированы все правила регистрационной процедуры, с передачей права выдачи Свидетельства региональным муниципалитетам.

Зачем оно нужно?

Главное требование – представление данного документа при участии ЗУ в имущественных сделках или при оформлении завещания и вступлении правопреемников в наследство по закону. Если ЗУ выступает в роли предмета залога, банки так же требуют предоставления данного документа.

Разновидности форм

Общие сведения, которые требуется вносить в документ, унифицированы и являются общими для всех регистрирующих органов. К ним относятся:

Свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок оформляется на бланке, утверждённом локальным актом региональной администрации. Они могут различаться по внешним признакам в разных регионах. Но единый Субъект РФ на своей территории выдаёт только Свидетельства одинаковой формы – как в областном центре, так и в районных поселениях. При этом не все из них оформляют документ на бумаге с защитными знаками. Это не является обязательным требованием и не влияет на правоспособность документа.

В верхней части указывается административный орган, на территории которого расположен ЗУ. Свидетельства с аналогичными сведениями должны быть идентичными. Но и здесь могут появиться различия, если очередное административное постановление региона утвердило новую форму Свидетельства.

ВНИМАНИЕ! С 1 января 2015 поменялась форма свидетельства. Теперь оно имеет такую форму:

Новая форма свидетельства (лицевая сторона)

Новая форма свидетельства (оборотная сторона)

До 1 января 2015 оно имело такой вид:

Старая форма

Более подробно об актуальности форм можно узнать на сайте Росреестра.

Как получить свидетельство на право собственности на земельный участок?

После оформления гражданско-правового договора имущественной сделки, приватизации или получения свидетельства о наследовании, стороны или лицо, вступившее в право собственности, отправляются в многофункциональный центр (МФЦ), где проводится регистрация соответствующего гражданско-правового действия.

Если вас интересует признание права собственности через суд — читайте нашу статью.

Подают заявление, в котором указаны цели обращения в МФЦ. К заявлению прилагают пакет документации, который участвовал в сделке, и квитанцию об оплате госпошлины. Документы принимаются под расписку (что делать если документы утеряны или испорчены?).

Регистрация свидетельства о праве собственности на земельный участок может продолжаться один месяц или 21 рабочий день. По завершении учётных работ, заявитель оповещается о готовности документации. Придя на вторичный приём, заинтересованное лицо получает зарегистрированный договор имущественной сделки (или иное) и свидетельство о праве собственности.

Если владелец ЗУ потеряет или испортит иным образом данный документ, переоформлять право собственности не потребуется. Все внесённые учётные сведения останутся актуальными. По заявке об утрате свидетельства, специалист сможет войти в информационный банк и получить доступ к Реестру собственников ЗУ. На этом основании будет выдан дубликат Свидетельства, а процедура ограничится только его получением.

Данный пример говорит о том, что в регистрационной деятельности ГКН главными факторами являются регистрация и оформление права собственности – внесением в учётные записи. Получение документа выступает в роли юридического последствия регистрации правового прецедента.

Также не забывайте о формах собственности:

Подтвердить право собственности на ЗУ легче всего предъявлением свидетельства на земельный участок. Оно может быть получено в Росреестре законным владельцем надела. В иных случаях рассмотрите возможность прекращения прав на землю.

myrealproperty.ru

Оформляем земельные участки, выдача сведений государственной регистрации прав

Кадастровая группа инженеров – оформляем земельные участки в собственность ☏ 8 (495) 649-94-39

Выписки из ЕГРН (до 2017 года это были свидетельства о праве собственности) являются официальными документами подтверждающими основание владения участком земли. Государственная регистрация предполагает получение права на участок земли его собственником. Более того получение данных документов является подтверждением того, что права данного гражданина были зарегистрированы должным образом. Несмотря на то, что документ о праве собственности на землю имеет устаревшую форму, свидетельство, обладает такой же юридической силой, что и как и выписка из ЕГРН подтверждающая регистрацию права, но выдается гораздо быстрее.

В выписках из ЕГРН и свидетельстве содержатся сведения:

  • Вид разрешенной деятельности или целевое назначение земли.
  • Вид права на землю и сведения о нем.
  • Категория земли (сельскохозяйственные земли).

Сроки оформления и регистрации земельного участка:

  • Ускоренно: от 2-3 рабочих дней;
  • Простое оформление: от одной недели

Подготовим комплект дополнительных документов:

На каких основания можно получить права собственности?

Приобретя земельный участок без строений по одному из видов гражданско-правовых договоров, или получив в наследство, нередко возникает желание построить дом, сарай, баню и прочие строения. Построив их, необходимо оформить на них надлежащим образом право собственности.

С 2017 года обязали вместо свидетельство о праве собственности выдавать выписки из ЕГРН и не только на земельный участок, но и на другие объекты недвижимости, на дом и квартиру. Необходимо также отметить важность и других документов для подтверждения прав владения имуществом, но каждое из них имеет свои нюансы.

Менять ли старое свидетельство на выписку из ЕГРН?

С января 2017 года существуют единый документ (выписка из ЕГРН) подтверждающий владение и подтверждающий право собственности, но пока еще действуют и другие (договор к/п, и свидетельство, например). Старые действующие свидетельства могут быть как говорится, жёлтыми, белыми и красными. Да что там говорить, даже зелёными и синими. Но, несмотря на разный цвет, назначение у них одно: удостоверение прав на участок земли.

Права, на которых предоставлялись земельные участки до 2001 года, имели под собой некое основание. Это право бессрочного пользования, право собственности, право пожизненного наследуемого владения и право аренды. Однако после данного года земельные участки стали выдаваться либо в аренду, либо в собственность. Если ваша земля выдана вам на другом праве, то вы можете абсолютно бесплатно переоформить его на право собственности в любое время.

Если в свидетельстве на землю не был указан вид права, что укажут в выписке ЕГРН?

В таком случае сложно сказать, является владелец данного земельного участка его собственником или нет. Если на руках у гражданина только документ старого образца, полученный, когда была выдана земля. В разных областях и районах России такой документ даёт право собственности на землю. Не нужно повторно регистрировать документ в регистрационной службе. Его название говорит само за себя — Свидетельство о праве собственности на землю. Где данный документ не признается как акт, подтверждающий право собственности на землю, придется обращаться в регистрационную службу, но вас обязаны будут известить об этом под роспись. После этой процедуры гражданин получает право распоряжения участком земли по выписки из ЕГРН.

Оформление прав собственности

Право собственности на такие объекты возникает с момента регистрации этого самого права. Так прописано в Гражданском Кодексе. То есть по законодательству получается, что в тот момент, когда постройка завершена, но документы находятся на оформлении, правовой статус этой постройки неизвестен. Многие дачники не регистрируют свои права собственности на строения, обуславливая это тем, что они ещё будут достраиваться, переделываться и прочее. А потом у наследников возникает много проблем с вступлением в наследство таким участком. Или же постройки не соответствуют целевому назначению земель. Здесь также множество проблем. Не оформив все документы в должном виде, такой участок с постройками нельзя будет не продать, не подарить, не сдать в аренду. А вот наследовать такой участок можно. Так вот и мучаются потом наследники, по факту имея участок со строениями, зачастую очень добротными и качественными, а юридически – пустой участок. Что делать в случаях когда собраны не все документы? Для начала необходим подробный план строения. Этот план составляется в считанные дни кадастровыми инженерами Истрариел. На основании этого плана и учитывается вся стоимость строительных материалов, и рассчитывается инвентаризационная стоимость строения. Затем составляется кадастровый паспорт на строение.

Необходимость разрешения на строительство

До 1 марта 2013 года, до того, как был принят новый закон, выдавался также ещё и технический паспорт. Теперь это не нужно. По сути, кадастровый паспорт – это тот же технический, только в нём меньше показателей, которые характеризуют строение. Важный вопрос о разрешении на строительство. В регистрационную палату предъявлять разрешение на строительство не нужно. Но сотрудники БТИ, ставят на кадастровом паспорте пометку, что «без разрешения на строительство» и это служит отказом в признании права собственности в регистрирующем органе. Так что, получить разрешение на строительство всё-таки необходимо. Выдаётся оно так же в считанные дни в любом из филиалов Истрариел. Но прежде чем идти за разрешением, необходимо согласовать постройку во множестве инстанций. В том числе в пожарном надзоре. При этом стоит помнить, что постройка должна отвечать всем нормам – пожарным, санитарным, экологическим и др. Поэтому получение права собственности на новую постройку довольно трудоёмкий процесс и доверить его лучше всего профессионалам, которые выполнят «все под ключ». Обычно это выполняют крупные агентства как Истрариел

Оформление собственности и ограничения пользования земельными участками

Могут существовать ограничения по поводу пользования землёй собственником и распоряжение ей. Это зависит от целевого назначения и категории земли.

Выписки и свидетельства о праве собственности на участок земли дают возможность проводить с ними различного рода сделки, в том числе государственную регистрацию прав, в результате которой будет получено соответствующего назначения новая выписка.

Выдачей рассматриваемого документа занимается Федеральное управление государственного регистрационного центра. Но прежде следует зарегистрировать все документы, необходимые для предъявления в различные инстанции. После подачи документов вы должны предъявить квитанцию, свидетельствующую об оплате регистрации. В таком случае вам необходимо иметь при себе:

  • Свой паспорт;
  • На участок, бывший в аренде, следует предъявить постановление местной администрации;
  • Никак не обойтись без право-устанавливающих документов на участок земли;
  • Квитанция об оплате услуг регистрационной службы;
  • Копия кадастрового плана;
  • Заявление в регистрационный центр, или в Истрариел;
  • Выписка из кадастрового паспорта.

ЕГРН на земельный участок — замена свидетельства старого образца

Если свидетельство о праве собственности было получено в 1993 году и раньше, и у вас возникают вопросы, следует ли его менять на свидетельство нового образца или на новую выписку из росреестра и проходить повторную приватизацию земли, то ответ очевиден. Приватизация может произойти только один раз и будет свидетельствовать о приобретении прав на землю. При первичной приватизации вы уже стали собственником своей земли, поэтому повторная подобная процедура не требуется. Возможность оформления участка земли в частную собственность привела к тому, что стали выдаваться различного рода разноцветные свидетельства. Примером могут служить свидетельства, государственные акты и т.п.

Не важно, были ли получены ваши документы в 93-ем или после, они имеют ту же юридическую силу и подтверждают право собственности на землю.

Не нужно смотреть на соседей и беспокоиться по поводу выписки и свидетельства старого образца, так как они, скорее всего, получали его в регистрационном органе. Он принимает заявки с 1998 года. Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время доказательством обладания правами на земельный участок является запись в Едином Государственном реестре прав. А если у вас на руках документы, выданные до 1 февраля 98-го года, то оно также действительно и менять его нет смысла. Если, конечно, вы сами не захотите иметь новенький документ. Внесение необходимых записей в ЕГРП производится в течение месяца. И вот, у вас на руках уже имеется выписка о государственной регистрации прав.

Срок действия выписки ЕГРН и свидетельства собственности

Владельцы участков земли стремятся заменить свидетельство право собственности на выписку лишь по одной простой причине – из-за надписи, что оно является временным документом. Также на документе красуется надпись, что он подлежит замене. Вот многие граждане и хотят поскорее обновить свое свидетельство, дабы оно не потеряло свой срок годности.

Хочется сказать, что все тревоги зря! Документы, свидетельствующие о праве собственности заменять вовсе не обязательно, так как они сохраняют свою юридическую силу на протяжении долгих лет и остаются действительными любой промежуток времени.

Равной юридической силой будут обладать и те документы, которые выданы после начала действия закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Поэтому даже, несмотря на то, что в 1998 году была введена единая база записей ЕГРП, Свидетельства остаются действительными. Юридическую силу будут также иметь:

  • Свидетельства, имеющие форму, утверждённую в 1993 году.
  • Право бессрочного пользования и право пожизненного наследуемого владения, утверждённые Законом в 1991 году.
  • Свидетельства, утверждённые в 1992 году Правительством Российской Федерации.
  • Договора временного пользования и договора аренды земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Из всего перечисленного следует сделать вывод: если у вас на руках имеется свидетельство о праве собственности, то не важно, какого оно цвета и в каком году выдано оно равнозначно выписке из ЕГРН. Поэтому и срок его годности является бессрочным. А отсюда следует, что заменять документ старого образца на выписку нового образца не имеет никакого смысла. И не важно, что написано на свидетельстве. Это всего лишь формальности.

Сроки оформления документов на участок земли

Если все же я решил(а) переоформить документы на участок земли, в какие сроки это нужно успеть сделать? Дело в том, что у нас существует закон, который предусматривает переоформление земельных участков, но никак не замену документации на них. Переоформить землю следовало до 1 января 2013 года. Но вот переоформление земель, а вернее оформление их в собственность, данных в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование никакими сроками не ограничивается. Также не ограничено сроком:

  1. переоформление огороднических, садоводческих и дачных некоммерческих объединений;
  2. гаражных потребительских кооперативов;
  3. организации, при которых образованы огороднические, садоводческие и дачные кооперативы.

Соответственно, как садоводы, так и таковые организации не ограничены сроками в переоформлении документов. Поэтому если у вас имеются неоформленные в собственность земли огороднического, садоводческого или дачного назначения, их можно переоформить в любые сроки.

К кому обратиться за оформлением собственности и где его можно будет оформить

Как человеку можно облегчить жизнь и выдачу необходимого права на собственность? Не все так страшно если вы обратились в крупное агентство, как например Истрариел, или любое другое, но которому можно доверить оформление документов и репутация такого агентства должна быть как минимум прекрасной, что бы не переделывать оформление прав по несколько раз, в виду устаревания справок и выписок, которые имеют ограниченный срок. Необходимо обратить внимание на отзывы клиентов (таких организаций или агентств), которые уже выполняли подобные регистрации прав. Работники таких агентств должны быть на рынке старыми и проверенными и только тогда можно уверено добиваться ускоренного решения проблем, которые могут возникнуть и возникают в ходе регистрации прав на недвижимость. В Истрариел работают и трудятся настоящие профессионалы, мастера своего дела, но выбор необходимо сделать вам.

Регистрация собственности в Истре: 8 (495) 649-94-39

istrariel.ru

Как получить свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок? Полный алгоритм действий

Результатом регистрационных действий, в том числе, является получение свидетельство о государственной регистрации земельного участка (ЗУ). Важность этого документа сложно переоценить. О том как его получить — рассказываем в статье.

Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок: определение

Свидетельство о собственности на земельный участок – это правоустанавливающий документ, в котором констатирован статус собственника соответствующего участка (как его узнать или найти?), в сторону указанного в документе лица. Выдаётся на основании оформления земель в собственность, после проведения имущественной сделки или перерегистрации надела:

  1. в результате приватизации;
  2. в результате выкупа.

Регламент выдачи опирается на Федеральный Закон о Госкадастре недвижимости (ГКН), от 21.07.97 г. № 122-ФЗ. Здесь урегулированы все правила регистрационной процедуры, с передачей права выдачи Свидетельства региональным муниципалитетам.

Зачем оно нужно?

Главное требование – представление данного документа при участии ЗУ в имущественных сделках или при оформлении завещания и вступлении правопреемников в наследство по закону. Если ЗУ выступает в роли предмета залога, банки так же требуют предоставления данного документа.

Разновидности форм

Общие сведения, которые требуется вносить в документ, унифицированы и являются общими для всех регистрирующих органов. К ним относятся:

Свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок оформляется на бланке, утверждённом локальным актом региональной администрации. Они могут различаться по внешним признакам в разных регионах. Но единый Субъект РФ на своей территории выдаёт только Свидетельства одинаковой формы – как в областном центре, так и в районных поселениях. При этом не все из них оформляют документ на бумаге с защитными знаками. Это не является обязательным требованием и не влияет на правоспособность документа.

В верхней части указывается административный орган, на территории которого расположен ЗУ. Свидетельства с аналогичными сведениями должны быть идентичными. Но и здесь могут появиться различия, если очередное административное постановление региона утвердило новую форму Свидетельства.

ВНИМАНИЕ! С 1 января 2015 поменялась форма свидетельства. Теперь оно имеет такую форму:

Новая форма свидетельства (лицевая сторона)

Новая форма свидетельства (оборотная сторона)

До 1 января 2015 оно имело такой вид:

Старая форма

Более подробно об актуальности форм можно узнать на сайте Росреестра.

Как получить свидетельство на право собственности на земельный участок?

После оформления гражданско-правового договора имущественной сделки, приватизации или получения свидетельства о наследовании, стороны или лицо, вступившее в право собственности, отправляются в многофункциональный центр (МФЦ), где проводится регистрация соответствующего гражданско-правового действия.

Если вас интересует признание права собственности через суд — читайте нашу статью.

Подают заявление, в котором указаны цели обращения в МФЦ. К заявлению прилагают пакет документации, который участвовал в сделке, и квитанцию об оплате госпошлины. Документы принимаются под расписку (что делать если документы утеряны или испорчены?).

Регистрация свидетельства о праве собственности на земельный участок может продолжаться один месяц или 21 рабочий день. По завершении учётных работ, заявитель оповещается о готовности документации. Придя на вторичный приём, заинтересованное лицо получает зарегистрированный договор имущественной сделки (или иное) и свидетельство о праве собственности.

Если владелец ЗУ потеряет или испортит иным образом данный документ, переоформлять право собственности не потребуется. Все внесённые учётные сведения останутся актуальными. По заявке об утрате свидетельства, специалист сможет войти в информационный банк и получить доступ к Реестру собственников ЗУ. На этом основании будет выдан дубликат Свидетельства, а процедура ограничится только его получением.

Данный пример говорит о том, что в регистрационной деятельности ГКН главными факторами являются регистрация и оформление права собственности – внесением в учётные записи. Получение документа выступает в роли юридического последствия регистрации правового прецедента.

Также не забывайте о формах собственности:

Подтвердить право собственности на ЗУ легче всего предъявлением свидетельства на земельный участок. Оно может быть получено в Росреестре законным владельцем надела. В иных случаях рассмотрите возможность прекращения прав на землю.

myrealproperty.ru

Свидетельство старого образца

СВИДЕТЕЛЬСТВО СТАРОГО ОБРАЗЦА: НУЖНО ЛИ ЕГО МЕНЯТЬ.

В 1993 году получено свидетельство о праве собственности на участок в СНТ. У новых соседей на руках совершенно иные документы на землю. Нужно ли проходить повторную приватизацию земельного участка и получать новые документы?

В соответствие с действующим законодательством права на недвижимость, возникшие ранее, признаются действительными и не требуют дополнительной регистрации.

Приватизация – это приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Любое другое оформление или переоформление земельного участка приватизацией не является.

Приватизация земельного участка происходит единожды, так как человек или юридическое лицо, прошедшие эту процедуру, становятся собственниками земли, поэтому повторная приватизация не требуется.

С тех пор, как стало возможным оформление земельных участков в частную собственность, разрабатывалось и выдавалось землевладельцам большое количество самых различных форм и расцветок правоудостоверяющих документов на землю.

К таким документам можно отнести: государственные акты, свидетельства и другие документы.

Документы, подтверждающие право собственности на землю, полученные в 1993 году, имеют такую же юридическую силу, как и документы, полученные в любое другое время. Они одинаково свидетельствуют о том, что гражданину или юридическому лицу принадлежит на праве собственности земельный участок.

До 1 февраля 1998 года Свидетельства о праве собственности выдавались органами местного самоуправления, земельными комитетами, а после 1998 года органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Соседи автора вопроса, скорее всего, получали документ уже по новым правилам, в органе, производящем государственную регистрацию.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой внесение регистрационной записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Для потенциальных покупателей земельного участка Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним позволяет проверить, является ли действительным владельцем земли то или иное лицо, для этого достаточно сделать запрос, и получить интересующую информацию.

Важно помнить, что доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, в настоящее время, является не свидетельство, а государственная регистрация, которая производится посредством внесения регистрационной записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Это правило не распространяется на тех, чьи документы на землю выдавались до 1 февраля 1998 года.

Сведения, о принадлежности на праве собственности таких земельных участков тем или иным лицам, не содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Несмотря на это, права на недвижимое имущество, возникшие до 1998 года, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Срока для внесения сведений, в Единый государственный реестр, о своем земельном участке не установлено, это можно сделать в любой момент.

Если возникает желание государственной регистрации возникшего до 1 февраля 1998 года права на земельный участок, то следует помнить, что эта процедура осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, документов.

Произведенная государственная регистрация подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права.

Причем право считается зарегистрированным и соответственно возникшим с момента внесения записи в Единый реестр, но не с даты выдачи Свидетельства о государственной регистрации права, поскольку Свидетельство выдается по ходатайству заинтересованного лица, и может быть получено в любое время.

Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы, Запись на прием по телефону: 8 (485) 998-58-08; www . ya — advokat . ru

ya-advokat.ru

Свидетельство о праве собственности на землю 1996

Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Действующая редакция ФЗ-66 от 15.04.98 г.
В закон внесены все дополнения и изменения, в т.ч. вступившие в силу согласно ФЗ-337 от 03.07.2016 г. Скачайте! Бесплатно!

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.17 г.
Закон вступает в силу с 01.01.19 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу. Скачайте! Бесплатно!

Прописка в СНТ
Как получить регистрацию без суда

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!

Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ О членских, целевых, вступительных и других взносах

«Дачная амнистия»
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

К доброму старому всегда возвращаются, но с другого конца.

Д.С. Лихачёв — филолог, искусствовед, академик РАН

Эта страница является логическим продолжением статьи «Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость». Но после изучения этого материала у вас однозначно возникнет желание снова вернуться к названной статье с целью проверки всех сведений о вашей недвижимости, заложенных в Свидетельство на право собственности на землю, и идентичных им сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Речь пойдёт о так называемых в народе «розовых» и «синих» свидетельствах о праве собственности на землю. Такие свидетельства выдавались гражданам РФ в период, начиная с 1992 по 1999 годы включительно.

Разбор легитимности и действительности старых свидетельств на право собственности на землю необходим потому, что один из видных экспертов, комментирующий реалии, с к-ми сталкиваются сегодняшние садоводческие объединения и, прежде всего, сами садоводы, явно заблуждается, пытаясь неверно истолковать нормы ФЗ-218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», а именно статей 69 «Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтённые объекты недвижимости» и 70 «Особенность осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях». За его пояснениями, типа «Караул, грабят» стоит неглубокое знание норм, что очевидно связано с таким же неглубоким анализом текста и его увязыванием с нормами других близких по теме законов. Эта основная причина ошибки налицо, а глубинные нам неведомы.

При подготовке содержания статьи, на первый взгляд показалось, что она уже почти готова: всего-то, напечатать текст нормативного правового акта и ведомственного документа. Но, когда пошёл отсчёт времени, изложение норм законодательства и их закрученность вокруг «синих» и «розовых» свидетельств на право собственности на землю, то тогда пришло понимание того факта, что неделя на эту статью — это провал всей задуманной инициативы. Времени нужно больше, чтобы основательно не только разъяснить всё то, что связано со старыми свидетельствами на право собственности на землю, но и увязать это с сегодняшними требованиями новых законов. И при этом всем нам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

На основании каких нормативных правовых актов выдавались свидетельства на право собственности, др. вещных правах на землю до 2000 года?
Каким образом в Едином государственном реестре недвижимости учитываются сведения о правах на земельные участки, оформленные до 2000 года?
Какие нормы законодательства подтверждают легитимность старых свидетельств на право собственности на землю, выданные до 2000 года?
Есть ли необходимость смены старых свидетельств на право собственности на землю на новые, когда они будут заменены и в каких случаях?

Давайте начнём разбираться. Времени до даты 01.01.2018 года, о которой шла речь на предыдущей странице, осталось мало.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ
НА ЗЕМЛЮ ОБРАЗЦА 1992 г.

1. Порядок выдачи свидетельства о праве собственности на землю
образца 1992 года, его содержание и связь с ЕГРН.

Для начала давайте определимся, о каких документах вообще идёт речь, чтобы не обсуждать то, о чём у отдельных новых садоводов нет понятия. Ниже представлены два образца «синих» свидетельств на право собственности на землю (представленным документам уже много лет и поэтому, к сожалению, качество картинки оставляет желать лучшего).

«Синее» свидетельство о праве
собственности на землю для физлица

«Синее» свидетельство о праве
собственности на землю для с/т

Не следует пренебрегать изучением данного материала по причине того, что у вас новое свидетельство о регистрации права собственности на землю, на другую недвижимость. Все документы, которые вы имеете, даже полученные вчера, имеют ноги. А ноги растут из 1992 года. Именно в это время у вас или теперь уже ваших предшественников появились основания для регистрации права собственности или другого вещного права на земельный участок. Эти основания и сейчас необходимо хранить вместе с остальными новыми документами. Страна большая. Мало ли что может произойти. Чиновников много, президент один, земельный участок у вас тоже один.

Обратите внимание на следующие реквизиты:

Во-первых, документ называется «Свидетельство о праве собственности на землю«. Такое свидетельство имеет одну страницу и все необходимые сведения указаны на ней. Никаких приложений и дополнительных страниц для этих документов не предусматривалось.

Во-вторых, в документе, чуть выше круглой печати мелким шрифтом написано: «Свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы» . Что это за форма и с чем её едят, увидим ниже, а также в связи с временностью документа не будем разбирать его подробно. Но на детали посмотрим:

Очень интересно само содержание документа, к-й слева. При увеличении (щелчок мышкой на снимке экрана) видно, что свидетельство является подтверждающим документом для Садоводческого товарищества «Здоровье» о том, что товарищество на основании решения Администрации Ногинского района получило в коллективную совместную собственность землю общего пользования в садоводческом объединении. Первый экземпляр выдан товариществу, а второй хранится в Комитете по земельной реформе. Ну и что?

Постановление мэрии Калининграда 334 от 07.03.1995 г. о предоставлении
в общую совместную собственность ЗОП и в собственность гражданам —
членам товарищества занимаемых ими земельных участков

А вот что: в многочисленных письмах, поступающих на почтовый ящик сайта, садоводы очень часто полагают, что земля общего пользования принадлежит им на праве собственности (общей, долевой, совместной — это вопрос второй). Как доказательство предъявляется постановление администрации того или иного органа самоуправления граждан. Это ошибочное мнение, к-е не подтверждается нормами права. Рассмотрим снимок слева. Это одно из таких постановлений № 334 от 07.03.1995 г. мэрии г. Калининграда. Нам очень интересны пункты 4 и 9 постановления. Согласно первому С/т «Пищевик» предоставлена бесплатно в общую совместную собственность ЗОП без выделения доли каждого члена товарищества в натуре. А в пункте 9 правлению предписывается получить в Комитете по земельным ресурсам Свидетельство на право общей совместной собственности на земли общего пользования и обеспечить его хранение. История Пищевика не отвечает на вопрос: почему никто не удосужился получить свидетельство о праве собственности на ЗОП? Несомненно одно: документ — основание был, а реализован он в процессе чьего-то неразумного царствования в с/т не был.

Очень странно, что наши садоводы очень хорошо понимают весь процесс приватизации своего земельного участка, но не понимают аналогичный процесс в отношении земли общего пользования. Справа внизу вам предоставлена копия с оригинала выписки из Постановления мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г., к-я выдавалась каждому члену садоводческого товарищества для того, чтобы он мог оформить своё право собственности на занимаемый им к моменту выхода постановления садовый земельный участок. В этом же постановлении имеется приложение № 1, включающее в себя весь полный список членов с/т по состоянию на 7 марта 1995 г. Выписка сделана согласно этому приложению. Тогда фактически все садоводы Пищевика, исключая единицы, оформили в Комитете земельных ресурсов Московского района г. Калининграда свои первые свидетельства на право собственности на землю.

Выписка из постановления мэрии
№ 334 от 07.03.95 г.
— основание для приватизации

А потом настали другие времена. На месте с/т чудесными, волшебными действиями председателя с/т, точно также не обладающему знанием права, никогда не заглядывающему в нормы ст. 39 «Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения» ФЗ-66 от 15.04.98 г. и аналогичными действиями налоговой службы в декабре 2001 года вдруг нарисовалось СНТ. А это уже совсем другая песня и другое юридическое лицо, с другими правами и обязанностями отличными от с/т. Поэтому получить ЗОП в собственность по постановлению 1995 года невозможно. Всю эту работу теперь закон взвалил на садоводов. Вот только никто не может объяснить необходимость, нужность, а главное, выгоду от приватизации ЗОП в СНТ. Ничего кроме дополнительных расходов, ответственности и обязанностей по содержанию земля общего пользования не несёт. Ну, а если всё же появляется собственник в лице СНТ, то тогда тут же нарисовываются чиновники с желанием построить в одну шеренгу, заставить, оштрафовать, запретить и другие любители применять на практике прочие отрицательные глаголы. Двигаемся дальше.

Что имеем на выходе почти повсеместно:

1. У с/т, как правило, есть (вернее было) основание для получения свидетельства на право собственности на ЗОП. Др. словами был документ, по которому можно было оформить право собственности. Само постановление право собственности на землю общего пользования, как и право собственности на садовый земельный участок не даёт.
2. У с/т мог бы быть, но нет право подтверждающего документа на ЗОП, к-м является только свидетельство на право собственности на землю.

Подытожим. Постановление органа самоуправления граждан являлось основанием для регистрации права собственности с/т на ЗОП. Нет документа о зарегистрированных правах — нет и права собственности. В настоящее время ничего не изменилось. Для регистрации права собственности на землю общего пользования орган самоуправления точно также издаёт постановление, на основании к-го СНТ может зарегистрировать права за ЗОП в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Вторая страница документа
с основными сведениями

Лицевая сторона документа,
(красным подчеркнуты; серия, номер)

Вернёмся к образцам документов. В 1995 году, по крайней мере в Калининграде точно, Комитеты по земельным ресурсам органов самоуправления граждан начали выдавать розовые свидетельства на право собственности на землю. Бланки таких свидетельств состояли из двух листов, где на основных двух внутренних страницах записывались почти все сведения, к-е вносятся и сейчас в новые свидетельства о регистрации права. От «синих» свидетельств «розовые» отличались тем, что в сведения были дополнительно включены:

  • паспортные данные собственника (в «синих» только Ф.И.О.);
  • реестровый номер земельного участка (потом этот номер трансформируется в кадастровый номер);
  • раздел с ограничениями и обременениями участка земли;
  • регистрационный номер и дата записи в реестре;
  • план на участок, передаваемый в собственность, выполненный в масштабе и в окружении других участков земли (является приложением к свидетельству);
  • раздел о совершении сделок и иных действий по распоряжению земельным участком;
  • бланк свидетельства являлся документом строгой отчётности и имел свой порядковый номер, серию и различные степени защиты.

Таким образом, свидетельство на право собственности на землю, было первым документом в РФ после распада СССР, к-е подтверждало право собственности физического лица на земельный участок. Других документов не было. Вернее они были, но права на землю не подтверждали. В этих случаях в 90-х годах при притязании физического или юридического лица на земельный участок необходимо было доказывать свои права и получать этот новый документ, к-м являлось свидетельство на право собственности на землю.

3-я внутренняя сторона документа
(важен текст напечатанный вверху)

Приложение к Свидетельству
на право собственности на землю

Порядок притязаний и способы доказательств своих прав подробно рассмотрен в Части 1 Гражданского кодекса, содержащей в себе специальный Раздел II «Право собственности и другие вещные права». Гражданский кодекс в новой редакции, уже новой России, вступил в силу 30.11.1994 года (ФЗ-51). Кодекс детально раскрывает все понятия, права и обязанности физических и юридических лиц, связанные с собственностью, в т.ч. с недвижимостью. Судя по дате вступления в силу, Гражданский кодекс не случайно был принят Государственной Думой в это время.

Чтобы перекинуть мостик в наш сегодняшний день, в 2016 год и дальше, нам обязательно нужно точно знать, как и каким образом выдавались свидетельства о праве собственности, где, кроме сундуков граждан, хранится вся информация об акте органа, принявшем решение о передаче земельного участка в собственность гражданина, как осуществлялся учёт земельных участков до 2000 г. и, наконец, можно ли найти эту информацию и подтвердить свои права в случае утери документов? Важно также знать и понимать весь процесс передачи в собственность земельных участков до 2000 г., чтобы иметь железобетонные основания для отстаивания своих прав на землю в случае игнорирования ваших старых документов или ссылок чиновников на отсутствие в архивах и недрах Государственного кадастрового учёта сведений о вашем участке, а как следствие, снятие его учёта или появления др. неприятностей, о к-х идёт речь на странице «Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость». Используя эти знания и само содержание старого бланка свидетельства на право собственности на землю, вы всегда сможете доказать свои права и выиграть любой суд. Двигаемся дальше.

17.09.1991 года Советом Министров РСФСР было принято Постановление № 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» (проследовав по ссылке, вы откроете для себя полный текст документа, скачанного с системы Консультант+ с изменениями внесёнными 25.01.1999 г. В конце текста постановления есть ссылка, по к-й можно вернуться к этому месту статьи).

Содержание Постановления СМ РСФСР № 493 от 17.09.1991 г. (только текст без приложений):

Совет Министров РСФСР постановляет:

Утвердить прилагаемые формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).

Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в месячный срок утвердить инструкцию о порядке выдачи указанных государственных актов.

Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований обеспечить издание бланков государственного акта.

Министерству печати и массовой информации РСФСР предоставить в 1991-1993 годах полиграфическую базу для этих целей. Министерству по экономике РСФСР выделить по заявке Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств необходимое количество офсетной бумаги N 1.

Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований, Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечить проведение землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей государственных актов.

Министерству экологии и природопользования РСФСР, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерству лесного хозяйства РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Государственному комитету РСФСР по архитектуре и строительству, Комитету по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР принять участие в выполнении указанных работ.

Для нас важным является первый пункт постановления. Согласно ему Роскомземом 09.03.1992 г. была утверждена «Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй» (полный текст инструкции вынесен на отдельную страницу, ссылка для возвращения к этому месту статьи имеется). Для ленивых и ограниченных временем приводим краткое содержание данного документа:

    Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй от 09.03.1992 г.

Настоящая Инструкция заменила действовавшую с 1976 г. «Инструкцию о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землёй» Министерства сельского хозяйства.

Обратите внимание: «право пользования землёй» — не есть «право собственности на землю». Между понятиями есть большая разница!

  • Согласно нормам Постановления СМ № 493 от 17.09.1991 г. на всей территории РСФСР действует и выдаётся единый документ о праве собственности на землю, другом вещном праве, к-й подтверждается Государственным актом.
  • Разработаны основы и условия передачи земли, утверждены органы, имеющие право распоряжаться земельными ресурсами.
  • Определены вид, размер и прочие атрибуты для государственных актов на право собственности на землю.
  • Установлены порядок и перечень мероприятий по подготовке государственного акта о передаче земли в собственность, на другом вещном праве гражданам и юридическим лицам, участие всех заинтересованных лиц в данных мероприятиях.
  • Разработан состав, наименование и содержание всех документов, входящих в государственный акт на право собственности на землю.
  • Определён порядок выдачи государственного акта о праве собственности на землю гражданам, другим лицам на другом вещном праве, порядок учёта всех сведений о выдаче актов и производства всех регистрационных записей, органы, осуществляющие данные функции.
  • Ответственными за хранение государственных актов о праве собственности на землю определены главы местных администраций (определены также лица, имеющие право доступа к таким документам) и собственники земли.
  • Нижеизложенный текст страницы до второй части статьи написан в соавторстве с экспертом в области СНТ и прочих объединений, связанных с землёй, Андреем Францевым.

    «Что даёт нам эта Инструкция?» — может возникнуть вопрос. А вот что:

    Данная инструкция подтверждает факт того, что выданные свидетельства на право собственности прошли:

    • государственную регистрацию права в полномочном государственном органе;
    • в ходе подготовки документов были определены границы участка;
    • согласно установленному порядку земельный участок поставлен на кадастровый учёт.

    Отсутствие отметок в свидетельстве на право собственности на землю говорит о том, что все операции пункта 2.16 Инструкции (о перечне материалов по выдаче государственного акта) выполнены в полном объёме.

    Отсюда следует то, что в Архивах районного (городского) комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или в Архивах сельской, поселковой, городской администрации находятся книги записей государственных актов и вторые экземпляры государственных актов на право собственности на землю. Это палочка-выручалочка на случай потери документов. Далее нам необходимо проследить факт преемственности государственных организаций с 1991 по 2016 годы, а именно, историю преобразований комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам в управления государственной регистрации, кадастра и картографии по областям РФ:

    1. Во времена Советского Союза центральным органом управления в сфере земельных отношений являлось Главное управление по землеустройству Министерства сельского хозяйства СССР. В государстве был установлен порядок, согласно которому все министерства и ведомства контролируют использование земли подведомственными им предприятиями и организациями. Так, к примеру, Садоводческое товарищество «Пищевик» и земля, на к-й располагались все садовые участки и земля общего пользования , относилась к Калининградскому мясокомбинату. Учёт и контроль пользования участками комбинат осуществлял через профсоюзную организацию. На всех документах товарищества стояла печать профсоюза.

    2. В 90-х годах возникла необходимость перехода к рыночной экономике. Это привело к созданию Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ (Роскомзем). Роскомзем являлся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов в стране. В таком статусе Комитет просуществовал около пяти лет, после чего были совершены кардинальные преобразования.

    3. Согласно Указу Президента РФ в апреле 1998 г. было образовано Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Минземстрой России). Создание данной структуры было осуществлено посредством слияния нескольких ведомств.

    В соответствии с Указом Президента РФ в сентябре 1998 г. вновь был создан Государственный земельный комитет Российской Федерации (Госкомзем России). Госкомзем России с этого времени осуществлял межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая ведение государственного учёта, оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной земельных ресурсов.

    4. Очередная реорганизация Госкомзема была произведена в 2000 г. Во исполнение Указа Президента РФ Правительство РФ создало Федеральную службу земельного кадастра Российской Федерации (Росземкадастр России). Росземкадастр являлся федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними; а также по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

    5. В результате административной реформы в 2004 году Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (уже знакомую нам — Роснедвижимость). Однако на этом реформирование не закончилось.

    6. С 1 марта 2009 г Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной регистрационной службе Министерства экономического развития РФ (Росреестр). Это произошло в ходе выполнения Указа Президента № 1847, подписанного 25 декабря 2008 г., согласно которому Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

    В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, исполнение функции по государственному земельному контролю возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На территории субъектов РФ созданы территориальные органы — управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    Вывод: Свидетельство на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй однозначно и безусловно подтверждают:
    — право собственности (др вещного права) на земельный участок;
    — наличие факта государственной регистрации права, оформленного документально;
    — надлежащее установление и документальную фиксацию границ земельного участка.

    Что всё это значит? Можно ли спать спокойно, зная о том, что все документы находятся в надёжном хранилище в двух разных независимых друг от друга местах? Можно ли надеяться на то, что органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сами, без посторонней помощи, согласно требованиям действующих федеральных законов 122-ФЗ от 21.07.1997 г., 221-ФЗ от 24.07.2007 г. и вступающего в силу 218-ФЗ от 13.07.2015 г. приведут все учёты и внесут все необходимые сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Конечно, можно, если не вспоминать: один из факторов нашей истории, который с одной стороны всегда мешает развитию страны, а с другой не даёт врагам правильно оценить резервы России. Этот фактор является героем многих анекдотов и имя ему: разгильдяйство.

    Разгильдяйству подвержены все и собственники, и чиновники. Но между первыми и вторыми есть разница. Собственники от невыполненных обязанностей чиновниками могут потерять участок и пуститься во все тяжкие грехи в своём стремлении доказать свои права на земельный участок. А чиновник в лучшем случае получит только лёгкое внушение от своего начальника. Поэтому садоводам нужно использовать народную мудрость: «На бога надейся, а сам не плошай» . Что из этого следует:

    Важный совет: Имея на руках Свидетельство на право собственности на землю, выданное с 1992 и до 1999 г. включительно, собственнику садового земельного участка, не откладывая в долгий ящик, желательно до 01.01.2017 г. проверить все сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав, а с 01.01.2017 г. в Едином государственном реестре недвижимости.

    Обратите внимание: Вы всегда можете заменить старое свидетельство на право собственности на землю на новое свидетельство о регистрации права, но данные документы не подтвержают факт того, что сведения о вашей недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, соответствуют нормам федерального законодательства.

    Какие сведения нужно проверять? Как это сделать, не выходя из дома? Ответы на эти вопросы вы найдёте на странице: «Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость». Если вы не найдёте сведений о своём участке в недрах управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, то пользуясь знаниями этой и второй страниц примите меры к внесению чиновниками сведений о вашей недвижимости в государственные реестры. Для этого ещё есть время.

    И всё же, если вы обладаете необходимыми юридическими знаниями, опытом борьбы с нашим неповоротливым чиновничьим аппаратом, то даже в случае наличия на руках старого «розового» свидетельства на право собственности на землю можно продолжать спать спокойно. Может вам в удовольствие повоевать с местными администрациями, органами государственного кадастра, отстоять свои права в суде, а никто об этом пока не знает. Тогда вперёд, победа гарантирована. Просто она несколько передвинется в некоторое отдалённое будущее.

    2. Связь свидетельства на право собственности на землю образца 1992 г.
    с современным законодательством

    Как уже говорилось, одной из главных задач органов государственной регистрации, кадастра и картографии является точное и скрупулёзное перенесение всех данных о правах на недвижимость из различных источников в формируемый Единый государственный реестр недвижимости, вступающий в действие с 1 января 2017 г. согласно нормам ФЗ-218 от 15.07.2015 г. Как будет выполнена эта сложная задача нам с вами неведомо. Механизм для нас не виден под скрытыми от посторонних глаз внутриведомственными инструкциями. Причём, часть таких инструкций можно увидеть и прочитать, если они утверждены и зарегистрированы в установленном порядке через Министерство юстиции РФ, а др. часть внутренних приказов, служебных указаний и распоряжений до нас никогда не будет доведена. Но необходимости их читать нет. Почему? А потому что все эти документы основываются на требованиях нормативных правовых актов государства. А ими являются законы, принятые Государственной Думой и постановления, распоряжения правительства Российской Федерации. Следовательно, в действиях каждого собственника земельного участка, другого объекта недвижимости должны быть использованы только нормы указанных документов. И только при этих условиях вы всегда сможете отстоять свои права, в том числе, и в суде любой инстанции.

    Сейчас нам нужно по идее внимательно проанализировать все три федеральных закона, касающихся в той или иной степени объектов недвижимости, документальному оформлению прав и внесению сведений о них в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав ( с 01.01.2017 г. в ЕГРН). Но такое длинное и утомительное путешествие по нормам законов мы проводить не станем. Ограничимся их упоминанием, а разберём только последний из законов, к-й чётко всё расставляет на свои места: обязанности и работу государственных органов с одной стороны, обязанности и права собственников недвижимости с другой стороны.

    Итак, на сегодняшний день существует три основных действующих федеральных закона:

    • ФЗ-122 от 21.07.1992 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (редакция 29.12.2015);
    • ФЗ-221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» (редакция 13.07.2015 г.);
    • ФЗ-218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» (вступает в силу с 01.01.2017 г.)

    Обратите внимание на то, что первые два закона обновлены в 2015 году, что связано с новыми требованиями и нормами 218-фз от 13.07.2015 г.

    Может возникнуть вопрос о цели принятия последнего 218-фз. А целью на наш взгляд являются два повода:

    Во-первых, завершается планомерное реформирование всей системы государственного учёта недвижимости, к-е проводится на основе Распоряжения правительства РФ № 2236-р от 01.12.2012 г.

    Во-вторых, с 1 января 2017 года начинает действовать Единый государственный реестр недвижимости (под него и создан закон). До этой даты существует две параллельные системы, одна из которых занимается кадастровым учётом недвижимости, а вторая — реестром прав на эту недвижимость.

    Чтобы не допускать иносказаний, перевёртывания норм закона наизнанку, трактовки отдельных положений с целью набивания себе популистского рейтинга попробуем разобрать прямой текст, к-й напрямую связывает старые свидетельства на право собственности на землю и текущее законодательство:

      Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

    Речь идёт об обладателях старых свидетельств на право собственности на землю. При условии того, что органы местной (городской, поселковой) администрации не передали все сведения о совершённых в 90-е годы государственных актах о передаче земли в собственность граждан или юридических лиц (в т.ч. и на другом вещном праве), то в ЕГРН ваша недвижимость никак не попадёт, а по «щучьему велению» сведения сами в реестр не просочатся. Тем не менее, права собственности на землю при любом раскладе в ЕГРН признаются действительными.

    Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

    В данном пункте установлено, что сведения об объекте недвижимости вносятся в ЕГРН по заявлению собственника при предъявлении им права собственности на землю старого образца или органом кадастра при поступлении сведений о государственных актах о передаче земли в собственность из местной (городской, поселковой) администрации.

    Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

    Норма устанавливает то, что при переходе прав собственности (возникновении обременения, ограничения) в любом случае происходит государственная регистрация права в ЕГРН с выдачей свидетельства о регистрации права нового образца.

    Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

    Речь идёт о тех объектах недвижимости, к-е фактически существуют, на них зарегистрированы права собственности, и они учтены. Однако, в связи с тем, что данные объекты внесены в реестр недвижимости, как объекты, не имеющие границ или координат, то им присвоены условные номера. К примеру: 39:15:14605:307 — кадастровый номер жилого дома с установленными координатами поворотных точек контура здания, а 39-39-01/202/2012-164 — условный номер этого же объекта, не привязанного к данному земельному участку. Он как бы висит в воздухе, что чревато неприятностями, о к-х шла речь на странице: «Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость».

    В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

      имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

    Т.е., в случае поступления запроса от физического или юридического лица на предоставление сведений из ЕГРН, орган регистрации обязан внести сведения на основе того, что у него имеется о ранее учтённом объекте недвижимости, несмотря на то, что на момент запроса сведений нет.

    документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

    Как раз здесь идёт речь о том, что собственник в ходе проверки сведений, содержащихся в реестре (ЕГРН), выясняет то, что информация фактически отсутствует. В целях предотвращения неприятностей в будущем собственник обращается в органы регистрации с заявлением, прикладывая копии имеющихся в его распоряжении документов на недвижимость. Орган регистрации обрабатывает заявление и вносит сведения из документов в ЕГРН. На выходе собственник получает кадастровую выписку об объекте недвижимости и внесённые в неё сведения, что и подтверждает проведённую органом работу.

    Внимательно смотрим на норму ФЗ-137 от 25.10.2001 г. Это очень важно для связывания воедино старых свидетельств образца 1992 г., новых свидетельств о регистрации права и ЕГРН:

    Статья 3, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

      Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

    Из этого количества слов мы выуживаем то, что нам необходимо. Свидетельства на право собственности на землю (это старые свидетельства образца 1992 г. утвержденные постановлением 493 от 17.09.91 г. и временные свидетельства, утвержденные постановлением 177 от 19.03.92 г.) действительны, если они были выданы уже после введения в действие ФЗ-122 от 21.07.1997 года и до начала выдачи новых свидетельств о регистрации права, утвержденных постановлением правительства 219 от 18.02.1998 г.

    Свидетельства на право собственности, выданные до введения в действие ФЗ-122 от 21.07.1997 г., исходя из норм первого абзаца п. 9, признаются юридически действительными наряду с другими документами без условий и оговорок. Важно только то, чтобы они были на руках у собственника.

    1. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

    Можно и нужно воспользоваться этим правом и оформить права собственности, пока государство не передумало.

    В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

    Государство и здесь идёт навстречу при условии, что гражданин обрабатывает землю и хочет это делать в дальнейшем. Важно иметь хоть что-то, хоть какой-то документ о принадлежности к садоводческому объединению, членскую книжку, лицевой счёт члена СНТ, справку от председателя и можно оформить права собственности на участок. Следует подчеркнуть, что данный номер не пройдет, если участок заброшен и никто на нём не появляется уже много лет. Маловероятно, что СНТ пойдет навстречу и будет ходатайствовать о предоставлении такого заброшенного участка в собственность бездельнику. А без СНТ и его ходатайства тут не обойтись.

    Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

    Это случаи, когда участок, к примеру, находится в природоохранной зоне, на территории объекта культурного наследия и в др. случаях предусмотренных законом.

    Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

    В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

    (п. 9.1 в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 268-ФЗ)

  • документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
  • Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

    А вот в этом пункте указан механизм, к-й предусматривает направление запроса из органа регистрации права в органы местной (городской, поселковой) администрации или федерального БТИ на предоставление сведений о правах собственности (др. вещных правах) или сведениях технического характера об объекте недвижимости, в отношении к-го был сделан запрос. Собственник в этом процессе участия не принимает.

  • В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
    1. в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;
    2. в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
    3. в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

    С 1 января 2015 года в случае выдачи уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по запросу заинтересованного лица о предоставлении сведений об объекте недвижимости орган кадастрового учета обязан самостоятельно сделать запросы в органы, организации, осуществляющие государственный технический учёт, а в случае получения указанных сведений обеспечить их внесение в ГКН и предоставить их заинтересованному лицу без дополнительных запросов и платы. Т.е., фактически ответить два раза на запрос.

  • Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
    1. имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
    2. в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
    3. сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
    4. ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

    Закон предусматривает всего 4 случая, когда орган регистрации прав может отказать во включении сведений в учёт. Если ваши документы подделаны или не соотвествуют образцам, если вы никогда не обращались в органы БТИ для осуществления технического учёта, если сведения уже содержатся в реестре и, если вы не обращались в органы регистрации с заявлением о внесении сведений о недвижимости, или, если органы местного самоуправления (администрация) не могут подтвердить ваши права на земельный участок или объект недвижимости, то вы можете получить отказ. Но все эти случаи можно обойти, исправив документы.

    Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

    Особенность данной нормы в том, что сведения о недвижимости вносятся в ЕГРН при условии обращения с данной просьбой самого собственника, получившего первичные документы образца 1992 г.

    В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, — в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.

    В данном пункте идёт речь о том, что если объект недвижимости был ранее учтён, имеет кадастровый номер, но в течение 5 лет хитро мудрые владельцы не хотят регистрировать права на свою недвижимость. К примеру, не хотят регистрировать право собственности на основании свидетельства о праве на наследство, не хотят регистрировать права на участок после совершения сделки: купли — продажи, дарения, решения суда и др., не хотят достраивать объект недвижимости и т. д. Однако такие люди продолжают пользоваться недвижимостью, умудряясь ни за что не платить. Так вот на эту хитро мудрость государством придуман свой болт с резьбой.

    К сожалению, не учтены случаи, когда сведения о недвижимости должны быть в органе регистрации прав, а их нет по причинам часто не зависящим от исполнителей. Ну, к примеру, сгорела поселковая администрация вместе с вашими документами (вернее вторыми экземплярами свидетельств на право собственности на землю и всеми приложениями). В этом случае пока вы не побеспокоитесь, никто никаких сведений в ЕГРН не предоставит.

    Результатом направления сведений из органа регистрации прав об отсутствии чьих-либо прав будет инициализация администрацией органа самоуправления обращения в суд с иском о признании судом такого объекта недвижимости бесхозным с последующей продажей на торгах другому собственнику.

    Справка: 01.03.2008 г. — дата вступления в силу ФЗ-221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

    3. Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

    Впору снова кричать: «Караул! Землю отбирают!», — если не разобраться о чём собственно речь. Не секрет, но во многих СНТ, Пищевик не исключение, существуют участки, к-е до сих пор никем не приватизированы. Как так? Разберём на примере. В СНТ «Пищевик» существует несколько участков, в пределах 10, к-е согласно Государственному акту (постановление мэрии № 334 от 07.03.95 г.) о передаче земли в собственность по разным причинам до сих пор не обрели своих владельцев. Соответственно перед принятием постановления и передачей земельных участков гражданам, мэрией были произведены: отвод земли, межевание границ инд. участков, подготовлены списки членов с/т и др. документы согласно закону. Дальше необходимо было: гражданам получить свидетельства на право собственности на землю, а правлению свидетельство на право собственности на землю общего пользования. Эти 10 граждан и само СНТ не получили завершающего документа: свидетельства о праве собственности на землю. А всучить насильно земельный участок в собственность закон не позволяет.

    Прошло время с момента вступления постановления в силу. За получением свидетельства на право собственности на землю пользователи данных десяти участков в Комитет по земельным ресурсам мэрии не пришли. Многих из них уже нет, и теперь у наследников нет права на приватизацию таких участков (согласно ГК, ст. 17 правоспособность возникает с рождением гражданина и заканчивается смертью). Участки зависли.

    Что получается по факту? Все документы мэрией г. Калининграда подготовлены, все индивидуальные садовые участки поставлены на кадастровый учёт. А десять из них, как не имели собственников, так и не имеют. Как не платился земельный налог в 95 году, так и сейчас не платится. Как не платились членские взносы такими пользователями, так и не платятся. Как выход из ситуации: согласно нормам 218-фз от 13.07.2015 г. земельные участки, не имеющие собственников, будут сниматься с учёта и органы самоуправления смогут ими распоряжаться по своему разумению. Наиболее вероятно то, что мэрия в дальнейшем продаст участки с торгов или передаст их нуждающимся льготникам.

      Выводы действии свидетельства на право собственности на землю образца 1992 года:

  • Связь между старыми свидетельствами на право собственности на землю, отменёнными нормативными правовыми актами прослеживается и подтверждается нормами нового ФЗ-218 от 13.07.2015 г.
  • Закон признаёт старые документы действительными и юридически значимыми, подтверждающими права собственности и осуществление государственного кадастрового учёта земельных участков в установленном порядке, не зависящих от желания собственника.
  • Наличие сведений в Государственном кадастре (ГКН) о вашей недвижимости неоднозначно и не гарантируется, несмотря на нормы закона, что объясняется в т.ч. изменившимися требованиями к определению границ земельных участков (объектов) на местности.
  • Актуальность проверки сведений содержащихся в ЕГРН о вашем объекте недвижимости и внесение в реестр недостающих сведений зависит от желания собственника и предоставлено ему в силу закона.
  • Внесение всех необходимых актуальных сведений об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, в т.ч. по заявлению правообладателя, гарантирует владение, распоряжение и пользование недвижимостью в полном объёме прав предоставленных законом.
  • теперь, когда вы имеете полную картину по действующим нормам законодательства и разобрались в них, можно задать вопрос: «Есть ли противоречия в законодательстве или нет?» Ответьте на вопрос сами и не слушайте страшилки, выскакивающие из уст спецов и экспертов про ограбление народа негодяями — чиновниками. Всё в ваших руках. Держите нос по ветру, и тогда вас никто, никогда, даже на пьяной козе не объедет.

    Старый форум
    Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.

    cnt-pischevik.ru

    Это интересно:

    • Уголовный кодекс рф ук рф 2018 Уголовный кодекс рф ук рф 2018 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
    • Что такое обыкновенные законы Нормативно-правовые акты РФ Право Понятие и признаки права Принципы права Сущность права Функции права Структура права Нормативно-правовые акты в РФ Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке […]
    • Налог на недвижимость кривой рог Налог на недвижимость кривой рог Главная Новости Украина Изменения в законодательстве, какие сюрпризы ждут криворожан с 1 июля Изменения в законодательстве, какие сюрпризы ждут криворожан с 1 июля Начало самого […]
    • Уточнение к докладу или закону Порядок представления правительственного доклада о реализации единой госполитики в сфере образования могут уточнить В Госдуму внесены законопроекты 1 , направленные на усиление парламентского контроля в сфере образования и науки. […]
    • Закон фондовой бирже Федеральный закон №39-ФЗ от 22 апреля 1996г. "О рынке ценных бумаг" Глава 3. Фондовая биржа Статья 11 . Фондовая биржа 1. Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, отвечающий требованиям, установленным […]
    • Штатное расписание больниц приказы Структура и штатное расписание ЦРБ; Для организации и формирования структуры и штатного расписания центральных районных больниц применяется приказ МЗ СССР от 26.09. 1978 г. № 900 «Штатные нормативы медицинского персонала и работников […]