Оглавление:

Как поставить иностранного работника на миграционный учет?

Марина КОПЫЛОВА
юрист, консультант по трудовому праву

Часто работодатели используют труд работников, прибывших на заработки в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья. Наряду с оформлением трудовых отношений в обязанности организаций входит и постановка будущих сотрудников на миграционный учет. В связи с этим кадровикам необходимо познакомиться с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»*. Тем более что с 24 октября этого года вступают в действие внесенные в него поправки**.

Основные положения

Прежде чем рассказать, по каким правилам осуществляется учет иностранных граждан, давайте определимся с правовым статусом иностранцев на территории Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ*** сказано, что правовой статус иностранного гражданина на территории России зависит от того, к какой категории он относится (см. схему).

То есть, объем прав и обязанностей, которыми наделяет государство иностранного гражданина, будет неодинаков на территории Российской Федерации в зависимости от того, находится ли, например, он на основании визы или на основании вида на жительство. Так, в отличие от временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, постоянно проживающим иностранцам для их трудоустройства не надо получать разрешение на работу.

Однако в любом случае иностранный гражданин, прибывший для трудоустройства в Российскую Федерацию, должен быть поставлен на миграционный учет по месту пребывания.

У нас в стране миграционный учет для иностранных граждан был введен с января 2007 года в соответствии с Федеральным законом № 109-ФЗ и разработанными на его основе Правилами****. На основании разрешения на работу иностранный гражданин имеет право временно трудиться на территории России или осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Миграционный учет необходим для осуществления государственного регулирования миграционных процессов, а именно: контроля за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан (ч. 1 ст. 30 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя:

  • регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим законом;
  • обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
  • ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Рассмотрим одну из составляющих миграционного учета, регистрацию по месту жительства и месту пребывания, так как именно это направление представляет для работодателей главный интерес.

Словарь кадровика

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные, предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ, документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Миграционный учет – это деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях данных граждан.

Правила и порядок миграционного учета

Миграционный учет иностранных граждан ведется Федеральной миграционной службой России (ФМС) и ее территориальными подразделениями и носит уведомительный характер. Но федеральными конституционными законами или федеральными законами в следующих зонах может быть введен и действовать разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания (ч. вторая ст. 5 Закона № 109- ФЗ):

  • в пограничной зоне;
  • в закрытых административно-территориальных образованиях;
  • в закрытых военных городках;
  • на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;
  • на территории, на которой в соответствии с указом Президента РФ введено чрезвычайное или военное положение;
  • в зонах экологического бедствия;
  • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  • в зоне проведения контртеррористической операции;
  • в период мобилизации и в военное время;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

В Законе № 109-ФЗ закреплено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания (ФМС), и в государственной информационной системе миграционного учета (ст. 21 Закона № 109-ФЗ).

Процедура постановки на миграционный учет состоит в следующем: заявитель – принимающая сторона***** приходит в почтовое отделение со своим паспортом, в котором стоит отметка о регистрации по месту жительства по указанному адресу, и документами иностранца, заполняет уведомление в двух экземплярах и отсылает на адрес территориального отделения ФМС. Причем (внимание!), вся процедура осуществляется принимающей, а не приглашающей стороной******, а иностранному гражданину следует только по прибытии в место пребывания предъявить принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде на территорию Российской Федерации (ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

Например, в ООО «Альфа-ком» пришел устраиваться на работу строителем гражданин Эстонии Элисте М.А. Заместитель Генерального директора ООО «Альфа-ком» Владимиров А.А., выступив представителем приглашающей стороны Элисте М.А. и взяв у него документы, отправился в территориальное почтовое отделение для постановки иностранного гражданина на миграционный учет. Владимиров А.А. заполнил уведомление в двух экземплярах, отправил их на адрес территориального отделения ФМС и стал ждать, когда ему пришлют отрывную часть данного уведомления. Спустя некоторое время из отделения ФМС пришло письмо, в котором сообщалось, что гражданин Эстонии Элисте М.А. уже поставлен на учет по месту пребывания, а именно в гостиничном учреждении.

Права и обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

Закон № 109-ФЗ (ст. 6) закрепляет за иностранными работниками при осуществлении миграционного учета следующие права:

  • на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;
  • на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;
  • на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;
  • на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
  • на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;
  • на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иностранные граждане обязаны (ст. 7 № 109-ФЗ):

  • представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные законодательством РФ и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
  • регистрироваться по месту жительства и учету по месту пребывания (относится к постоянно или временно проживающим в России иностранным гражданам)*.

* Отбывающие уголовное или административное наказание иностранные граждане, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном Правительством РФ.

Пример

В ЗАО «Велиос-плюс» пришел устраиваться монтажником по сборке корпусной мебели гражданин Украины Коростыленко Ф.М. Генеральный директор ЗАО «Велиос-плюс» Галактионов С.В. при приеме на работу иностранного гражданина Коростыленко Ф.М. поинтересовался у него наличием необходимых документов, в том числе подтверждающих постановку на миграционный учет. Коростыленко Ф.М. заверил будущего работодателя, что все в порядке: документы в полном комплекте, но находятся дома, т. е. у дальних родственников, которые и выступили его принимающей стороной при осуществлении миграционного учета. Галактионов С.В. поверил будущему работнику на слово и отдал распоряжение, чтобы Коростыленко Ф.М. оформили на должность монтажника по сборке корпусной мебели, так и не позаботясь о постановке его на миграционный учет. Спустя некоторое время в организацию нагрянула проверка. В итоге, на организацию ЗАО «Велиос-плюс» был наложен административный штраф в размере 400 000 рублей.

В следующий раз мы расскажем о сроках постановки иностранного работника на миграционный учет, рассмотрим последовательно алгоритм действий работодателя при осуществлении данной процедуры, остановимся подробнее на полномочиях органов ФМС в этом вопросе. Также вы узнаете о документах, которые требуют сотрудники органов ФМС при проверках.

* Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

** Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 133-ФЗ.

*** Федеральный Закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).

**** Федеральный Закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

***** Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в России иностранные граждане или лица без граж-данства (имеющие вид на жительство), а также юридические лица, филиалы или представительства юридических лиц, в которых иностранный гражданин фактически проживает или работает.

****** Приглашающая сторона – лицо, которое оформило приглашение и представляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

www.audit-it.ru

Миграционный учет иностранцев: что должен делать работодатель

Статьи по теме

Иностранные граждане должны быть зарегистрированы по месту пребывания. Таким местом может быть не только жилое помещение, но и офис работодателя, строительный объект и даже… чистое поле. Главное, чтобы миграционные органы могли найти иностранца по этому адресу. Кто ставит на учет приезжих? Должен ли работодатель проверять и контролировать регистрацию? Если у вас работают иностранцы, вы должны знать ответы на эти вопросы. Цена ошибки – до 500 тыс. руб. за каждого неучтенного иностранного работника.

И ностранные граждане, которые приехали в Россию на работу, обязаны вовремя оформлять документы и подтверждать законность проживания или пребывания на территории нашей страны. Они должны своевременно оплачивать патент, подавать документы для получения разрешения на временное проживание, становиться на миграционный учет и т. д.

Пять главных новостей августа, которые изменят работу отдела кадров

Закон № 109-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Указ № 156 – Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за обо­ротом нар­котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».

Вы должны удостовериться, что все ваши иностранные работники или кандидаты на работу имеют право находиться и трудиться в нашей стране. Если вы являетесь для них принимающей стороной, то должны выполнить обязанности по миграционному учету.

Иностранец может состоять на миграционном учете как по месту проживания, так и по месту работы. Главное требование: адрес постановки на миграционный учет должен совпадать с адресом нахождения иностранного работника.

Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в самой полной библиотеке шаблонов журнала «Справочник кадровика». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Временно или постоянно проживающие в России иностранцы должны быть зарегистрированы по месту жительства. При приеме на работу этих сотрудников в числе прочего вы должны проверить их документы о миграционном учете по месту проживания. Кроме того, они же, а также временно пребывающие иностранные граждане должны встать на миграционный учет по месту пребывания. Далее мы будем говорить только об этом виде миграционного учета, поскольку именно с ним связаны ваши дополнительные обязанности.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Понятие «миграционный учет» введено Законом № 109-ФЗ 15 января 2007 г. До этого дня учет иностранцев назывался «регистрацией». Теперь учет делится на регистрацию по месту жительства и миграционный учет по месту пребывания. Но на практике эти понятия используются редко. Отрывная часть уведомления о прибытии подтверждает постановку иностранца на миграционный учет, но в обиходе этот процесс по-прежнему именуют «регистрацией».

В период принятия Закона № 109-ФЗ проходила громкая кампания по облегчению миграционных правил. Государство решило отказаться от сложной разрешительной процедуры регистрации в пользу уведомительной системы постановки на миграционный учет. Планировали сократить бюрократические препоны и ужесточить ответственность за неисполнение требований закона.

Ранее за миграционный учет отвечала ФМС России. С 5 апреля 2016 г. миграционная служба упразднена (Указ № 156). Функции ведомства переданы МВД России. В структуре МВД создано Главное управление по вопросам миграции и его территориальные подразделения.

В приватном разговоре с инспекторами мы узнали, где они будут «копать», когда компанию нужно оштрафовать, а явного повода нет. Готовьтесь к тому, что искать будут, – планы по штрафам планируют повысить.

Миграционный учет – фиксация и обобщение предусмотренных законом сведений об иностранных гражданах, лицах без гражданства и их перемещениях.

На миграционный учет по месту пребывания иностранцев нужно ставить в двух случаях.

1. Если временно или постоянно проживающий иностранец временно находится вне места жительства. В таком случае он будет состоять на учете и по месту жительства, и по месту пребывания.

Иностранец, у которого есть разрешение на временное проживание, зарегистрирован по месту жительства в Ханты-Мансийске. Его направили на работу в Сургут. И хотя это все тот же субъект РФ (ХМАО) и у иностранца есть регистрация по месту жительства, в Сургуте он должен встать на миграционный учет.

2. Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего. В таком случае он будет состоять на миграционном учете только по месту пребывания.

Временно пребывающий на территории нашей страны на основании патента иностранец не может быть зарегистрирован по месту жительства. Он подлежит миграционному учету по месту пребывания.

Как иностранец подтверждает законное пребывание

Иностранные граждане, которые работают на основании патента, освобождены от необходимости ходить в миграционные органы и ставить в миграционной карте отметки о продлении срока законного пребывания на территории России. Это логично: срок законного пребывания работающего по патенту определяется сроком уплаты фиксированных платежей. А поскольку платят их ежемесячно, в миграционной карте просто не хватило бы места. Срок законного пребывания в России иностранного гражданина зависит от категории, к которой он относится. Если говорить о визовых иностранцах, то это срок действия визы. Миграционная карта – это подтверждение факта въезда-выезда. Законность нахождения на территории страны, цель и срок такого пребывания определяет виза, которая проставлена в паспорте.

Что касается безвизовых иностранцев, закон устанавливает для них 90-дневный срок нахождения на территории страны. 90 дней отсчитываются с момента въезда. После этого, если гражданин продолжает находиться на территории РФ, в миграционной карте необходимо поставить отметку о продлении срока пребывания. Решение о продлении миграционные органы принимают на основании заявления иностранного гражданина, обоснования сроков продления и т. д. После чего ставят в миграционной карте отметку.

Тем, кто работает на основании патента, как мы уже сказали, проходить эту процедуру не нужно. Убедиться в законности пребывания такого иностранца вы можете, только проверив у него наличие самого патента и всех квитанций об уплате фиксированных платежей с момента выдачи патента.

Срок пребывания на территории страны устанавливается в 90 дней не с даты выдачи патента, а с даты въезда (ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Так что, даже если иностранец получил патент в течение этих 90 дней, законность его пребывания по этому документу и квитанциям можно не отслеживать. Но по истечении 90 дней с момента въезда уже должны быть и патент, и квитанции.

Вы обязаны указывать в трудовом договоре с иностранным гражданином определенные сведения, в т. ч. данные о патенте, включая срок его действия.

Как указать срок действия патента, если он определяется квитанциями о фиксированных платежах?

Трудовой договор иностранца нужно постоянно дополнять сведениями об уплаченных платежах.

Рекомендуем включить в текст договора с иностранцем на патенте таблицы:

• для указания реквизитов медицинского полиса, если он не годовой, а с более коротким сроком действия;

• для внесения реквизитов квитанций об уплате фиксированных платежей по патенту.

Справочник кадровика в подарок!

Вы должны контролировать законность пребывания в России иностранного сотрудника, т. е. своевременность уплаты им фиксированных платежей. Что будет в случае просрочки платежа? Если 90 дней с момента въезда иностранца на территорию РФ прошли, он обязан будет покинуть страну.

Безвизовые иностранцы, работающие не по патенту, должны сделать отметки в миграционной карте заранее, а не в последний день законного пребывания.

Принимающая сторона и место пребывания

Смысл миграционного учета – возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки на учет. Живет он там или работает – значения не имеет. Иностранец должен фактически проживать или трудиться у принимающей стороны.

Принимающей стороной могут быть (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ):

  • юридическое лицо;
  • филиал или представительство юридического лица;
  • гражданин РФ;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин и др.
  • жилое помещение, которое не является для него местом жительства;
  • иное помещение или организация, в которых иностранец находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Закон дает возможность ставить на миграционный учет иностранных граж­дан по месту работы. Есть ли у работодателя жилое или нежилое помещение, значения не имеет.

Работодатель берет в аренду участок земли – поле, на котором собирается выращивать капусту. Для обработки участка он нанимает иностранных работников и ежедневно привозит их на полевые работы из соседнего населенного пункта, где они проживают в общежитии. Никаких помещений в поле нет. В лучшем случае бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать.

Работодатель вправе зарегистрировать иностранных работников по их месту пребывания – в поле.

Обязанности работодателя

Главный вопрос: должны ли вы ставить иностранных сотрудников на миграционный учет по месту работы? Безусловной обязанностью это не является. Она появляется, только если ваша компания – принимающая сторона.

Работодатель не является принимающей стороной

Миграционный учет по месту пребывания – ответственность работника.

Вы можете заключить с иностранцем трудовой договор и без выполнения обязанностей по миграционному учету.

Работник зарегистрирован по месту пребывания у родственников. Вы трудо­устриваете его и не ставите на миграционный учет по месту работы.

1. Вы должны удостовериться, что работник состоит на миграционном учете по месту пребывания.

2. Желательно контролировать эту ситуацию и следить, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали регистрацию по месту пребывания.

Закон прямо не предусматривает вашу обязанность проверять наличие или отсутствие такой регистрации.

Однако в трудовых договорах с иностранцами вы должны указывать определенные сведения. Например, о документах, подтверждающих законность их пребывания и работы в России. Поэтому по факту вы проверяете эти документы и указываете их реквизиты:

  • в трудовых договорах;
  • уведомлениях миграционных органов о заключении трудовых договоров с иностранцами;
  • первичной учетной документации по учету труда и его оплаты и др.

Если вы не ставили работника на миграционный учет, то не должны и следить, чтобы он вовремя продлевал срок пребывания. Законом эта обязанность не установлена. Но чтобы не лишиться работника, если он забудет об этой процедуре, лучше его контролировать.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуйте бесплатно! Курс повышения квалификации «Организация работы с персоналом». Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно скачать и оставить себе для работы.

Безопасные ситуации, когда иностранец стоит на миграционном учете по адресу другого юридического лица, следующие:

1. Работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле. На миграционный учет его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

2. Работник трудится по совместительству, на миграционный учет его поставил основной работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истек, вас должна насторожить печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии.

1. Это может быть купленная регистрация, которая ничего хорошего ни вам, ни иностранному гражданину не сулит.

Незаконный миграционный учет грозит работнику штрафом, а в городах федерального значения и сопредельных областях – административным выдворением и закрытием въезда на пять лет (ст. 18.8 КоАП РФ).

2. Это может быть печать прежнего работодателя. Так ли это – легко проверить: при приеме на работу иностранец предъявит вам трудовую книжку и справку о заработной плате с предыдущего места работы. Если иностранец перешел к вам от другого работодателя и не зарегистрирован по месту пребывания там, где живет, вы становитесь принимающей стороной.

Работодатель – принимающая сторона

Миграционный учет по месту пребывания – ответственность работодателя.

Если у иностранца нет законной принимающей стороны, он обязан встать на учет по прибытии в новое место пребывания. Новая работа иностранца в вашей компании – это его новое место пребывания.

Иностранец должен передать вам документы для постановки на миграционный учет, а вы – требовать их предоставления.

Вы должны в течение семи рабочих дней поставить иностранного работника на учет по месту пребывания. С иностранца ответственность за миграционный учет снимается (письмо ФМС России от 26.03.2013 № КР-1/2/2-3688).

Вы обязаны контролировать период пребывания и продлевать регистрацию, когда истекает срок. Эти же права и обязанности возникают у вас в случае, если у работника истекает регистрация по месту пребывания у другой принимающей стороны и по каким-то причинам иностранец ее не продлил. У него остается место пребывания – ваша компания.

Вы не должны нарушать срок постановки иностранца на миграционный учет по месту работы – семь рабочих дней.

Нельзя допускать, чтобы он пребывал на территории РФ по окончании периода постановки на миграционный учет (временного пребывания). Если законных оснований для продления срока пребывания в РФ нет, иностранец обязан выехать до его истечения.

Когда работодатель – принимающая сторона

Место постановки на миграционный учет – это помещение (жилое или нежилое), организация (в т. ч. обособленное подразделение). Принимающая сторона – это место, где иностранец либо проживает, либо работает.

Работодатель, заключивший трудовой или граж­данский договор с иностранным работником, обязан содействовать его регистрации по месту пребывания. То есть осуществлять миграционный учет.

Если у работника истекает регистрация по месту проживания, функция миграционного учета переходит к вам. Вы должны поставить своего сотрудника на миграционный учет по месту работы.

Если иностранец не зарегистрирован в жилом помещении по месту проживания, эту обязанность выполняете вы.

Когда к вам приходит трудоустраиваться иностранный гражданин, вы должны проверить, есть ли принимающая сторона. Это может быть граж­данин, предоставивший жилое помещение. Проверить подлинность информации, проживает иностранец по этому адресу или нет, вы не можете.

Когда в отрывной части уведомления о прибытии указана организация, не всегда бывает понятно, общежитие это, гостиница или предыдущий работодатель. Но столь глубокий анализ ситуации и не входит в ваши обязанности.

А если регистрация фиктивная? Конечно, вас не привлекут к ответственности за нарушение миграционного учета, потому что вы в нем не участвовали. Но если есть хоть какие-то сомнения в регистрации, поставьте иностранца на учет по месту пребывания в своей компании.

Ответственность работодателя

Ответственность за нарушение правил постановки на миграционный учет установлена ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ:

Санкции применяются по каждому нарушению, допущенному в отношении отдельных работников (примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).

Если вы нарушили правила постановки на миграционный учет по месту пребывания трех иностранцев, проверяющие составят три протокола и три постановления о наложении административного наказания. Сумма штрафов может достигнуть 1,5 млн руб.

В судебной практике есть примеры, когда работодатели успешно обжаловали привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

УФМС по Ростовской области привлекло ООО «Леруа Мерлен Восток» к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФМС от 08.07.2015 по делу № 6114/116874.

Суд первой инстанции удовлетворить требования отказался. Арбитражный апелляционный суд это решение отменил и признал незаконным постановление по делу об административном правонарушении. Ведомство обратилось в Верховный Суд РФ и просило оставить в силе постановление об административном наказании.

В ходе проверки инспектор УФМС сделал вывод, что Общество нарушило правила миграционного учета – не уведомило отделение миграционной службы в установленный законом срок о прибытии в место пребывания гражданина Украины. Тем самым Общество нарушило требования ст. 2, 20, 22 Закона № 109-ФЗ, пп. 20, 21, 22 Правил осуществления миграционного учета иностранных граж­дан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. Инспектор составил протокол об административном правонарушении и вынес оспариваемое постановление об административном штрафе в размере 400 000 руб. Суд установил, что Общество не является принимающей стороной для иностранного гражданина. Доказательства вины Общества в совершении административного правонарушения отсутствуют. Как и сам состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

Для привлечения к административной ответственности необходимо установить и доказать наличие у лица статуса принимающей стороны. УФМС полагало, что принимающей стороной является Общество.

Копия миграционной карты иностранного гражданина подтверждает:

1. Гражданин Украины Р., 23.05.1993 г. р., прибыл 06.04.2014 в РФ в г. Ростов-на-Дону.

2. 18.07.2014 поставлен на учет по месту пребывания по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, 30/24. Принимающая сторона – гражданка В.

При приеме на работу Р. подтвердил, что проживает по указанному адресу у своей тети В. В период с 05.10.2014 по 23.05.2015 срок пребывания иностранного гражданина продлен не был. Впоследствии Р. продлевал срок пребывания, что подтверждается отрывной частью уведомления о прибытии иностранного граж­данина в место пребывания. На документе есть отметка органа миграционного учета, поставлена отметка и в миграционной карте Р.

УФМС настаивало, что принимающей стороной является Общество, поскольку был допущен перерыв в регистрации. В период с 05.10.2014 по 23.05.2015 работодатель должен был принять меры для регистрации иностранного гражданина по месту работы. Суд с этим не согласился и признал, что принимающая сторона – гражданка В., а не Общество. При этом с 06.04.2014 по дату рассмотрения дела в суде место пребывания иностранца Р. и принимающей стороны В., у которой он фактически проживает, не изменились. За пределы РФ Р. не выезжал, место пребывания не покидал. Оснований для смены принимающей стороны нет (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.04.2016 № Ф08-1756/2016 по делу № А53-19447/2015, постановление Верховного Суда РФ от 29.06.2016 № 308-АД16-6709 по делу № А53-19447/2015).

Срок постановки на учет

Общий срок постановки на миграционный учет – семь рабочих дней с момента прибытия в место пребывания. В течение этого периода встают на учет, например, временно пребывающие в РФ граждане Азербайджана, Молдовы и Узбекистана. Для граждан отдельных государств срок увеличен международными соглашениями.

www.pro-personal.ru

Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 21 октября 2010 г. N 129н г. Москва «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 ноября 2010 г. Регистрационный N 18977

В соответствии со статьями 83 — 85 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 23, ст. 2174; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31, 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5733; 2010, N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298) приказываю:

1. Утвердить Особенности учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации А. Кудрин

Особенности учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Особенности учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, разработаны в соответствии со статьями 83-85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 23, ст. 2174; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5733; 2010, N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298), Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3286, N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 21, N 49, ст. 6071, N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094, N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 23, ст. 2760; N 26, ст. 3125; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011), Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589, 3616; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 21, ст. 2524).

I. Общие положения

1. Иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, либо получившие статус адвоката в Российской Федерации, иностранные граждане, которым принадлежат недвижимое имущество и (или) транспортные средства, а также иностранные граждане, которым выданы свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество и (или) транспортные средства в Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах.

В целях учета иностранных граждан в налоговых органах место проживания иностранного гражданина в Российской Федерации приравнивается к его месту жительства в Российской Федерации.

2. Документы, необходимые для постановки на учет иностранных граждан, предусмотренные настоящими Особенностями, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

3. Настоящие Особенности применяются также в отношении лиц без гражданства.

II. Постановка на учет

в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства, иностранного работника по месту пребывания в Российской Федерации

4. Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства, в отношении которого получены сведения о факте регистрации по месту жительства и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом с уведомлением о вручении, далее — заказное письмо) иностранному гражданину уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (далее — уведомление о постановке на учет) по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного гражданина по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации иностранного гражданина по месту жительства, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

5. Постановка на учет в налоговом органе иностранного работника, в отношении которого получены сведения о факте постановки на учет по месту пребывания и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному работнику уведомление о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.*

Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного работника по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата постановки на учет иностранного работника по месту пребывания, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

III. Постановка на учет

в налоговом органе иностранного гражданина, получившего статус адвоката в Российской Федерации

6. Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, получившего статус адвоката в Российской Федерации, осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания) на основании сведений, сообщенных организациями, указанными в пункте 2 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения этих сведений. В тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) адвокату уведомление о постановке на учет и свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (далее — свидетельство о постановке на учет), если оно не выдавалось ранее, по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

Датой постановки на учет в налоговом органе адвоката по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата приобретения статуса адвоката в Российской Федерации, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

IV. Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества

и (или) транспортного средства в Российской Федерации

7. Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.

При наличии у иностранного гражданина места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

В случае отсутствия у иностранного гражданина места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации указанное уведомление выдается (направляется заказным письмом) иностранному гражданину по его письменному заявлению, составленному в произвольной форме.

При получении в последующем налоговым органом сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в отношении иностранного гражданина, который состоит на учете в этом налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.

Если в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, содержится информация о том, что один объект недвижимого имущества (транспортное средство) принадлежит нескольким иностранным гражданам, то постановке на учет в налоговом органе подлежит каждый из указанных иностранных граждан.

Датой постановки на учет иностранного гражданина (датой учета сведений в отношении иностранного гражданина) в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации права на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса.

8. Если налоговый орган по месту нахождения принадлежащих иностранному гражданину недвижимого имущества и (или) транспортного средства не совпадает с налоговым органом по месту жительства (месту пребывания) этого иностранного гражданина в Российской Федерации, и в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее — ЕГРН) отсутствуют сведения о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) иностранного гражданина осуществляет постановку на учет этого иностранного гражданина на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащих иностранному гражданину недвижимого имущества и (или) транспортного средства не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений.

Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства (месту пребывания) по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется не позднее следующего рабочего дня после дня получения сведений от налогового органа по месту нахождения принадлежащих иностранному гражданину недвижимого имущества и (или) транспортного средства, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному гражданину уведомление о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства (месту пребывания) по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации права на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

V. Постановка на учет

в налоговом органе иностранного гражданина, которому выдано свидетельство о праве на наследство на недвижимое имущество и (или) транспортное средство

в Российской Федерации

9. Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения наследственного имущества иностранного гражданина, в отношении которого получены сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество (транспортное средство), и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами (организациями, должностными лицами), указанными в пункте 6 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.

При наличии у иностранного гражданина места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить заказным письмом) этому иностранному гражданину уведомление о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

В случае отсутствия у иностранного гражданина места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации указанное уведомление выдается (направляется заказным письмом) иностранному гражданину по его письменному заявлению, составленному в произвольной форме.

Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного гражданина по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата открытия наследства, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

10. Если налоговый орган по месту нахождения наследственного имущества иностранного гражданина не совпадает с налоговым органом по месту жительства (месту пребывания) этого иностранного гражданина, и в ЕГРН отсутствуют сведения о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) иностранного гражданина осуществляет постановку на учет этого иностранного гражданина на основании сведений, сообщенных органами (организациями, должностными лицами), указанными в пункте 6 статьи 85 Кодекса, и переданных ему налоговым органом по месту нахождения наследственного имущества иностранного гражданина не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений.

Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства (месту пребывания) по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется не позднее следующего рабочего дня после дня получения сведений от налогового органа по месту нахождения наследственного имущества иностранного гражданина, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному гражданину уведомление о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства (месту пребывания) по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата открытия наследства, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

VI. Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства (месту пребывания) в Российской Федерации на основании заявления о постановке на учет в налоговом органе

11. Иностранный гражданин, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе (далее — заявление о постановке на учет) по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

12. Иностранный гражданин, состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) на основании сведений, сообщенных органами (организациями, должностными лицами), указанными в пунктах 2-4, 6 статьи 85 Кодекса, который не получил свидетельство о постановке на учет, с целью получения такого свидетельства вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет.

13. При подаче в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) заявления о постановке на учет одновременно с указанным заявлением в налоговый орган представляются документы, указанные в пунктах 16-20 настоящих Особенностей.

14. Заявление о постановке на учет и копии документов, указанных в пунктах 16-20 настоящих Особенностей, заверенных в установленном порядке, могут быть направлены иностранным гражданином в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) по почте заказным письмом.

Заявление о постановке на учет может быть передано в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление или его представителя.

15. В случае отсутствия в ЕГРН сведений о постановке на учет в налоговых органах иностранного гражданина, обратившегося с заявлением о постановке на учет, постановка его на учет осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания) на основании указанного заявления в течение пяти рабочих дней со дня получения этого заявления, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному гражданину свидетельство о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного гражданина по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения сведений в ЕГРН о постановке его на учет.

При наличии в ЕГРН сведений о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) иностранного гражданина, обратившегося с заявлением о постановке на учет, постановка его на учет в указанном налоговом органе не осуществляется, а заявление о постановке на учет служит основанием для выдачи (направления заказным письмом) этому иностранному гражданину свидетельства о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*, в течение пяти рабочих дней со дня получения такого заявления.

При наличии в ЕГРН сведений о снятии с учета в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) иностранного гражданина, обратившегося с заявлением о постановке на учет, постановка его на учет в указанном налоговом органе осуществляется на основании этого заявления в течение пяти рабочих дней со дня его получения с применением ранее присвоенного идентификационного номера налогоплательщика, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному гражданину свидетельство о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

16. Для постановки на учет в налоговом органе по месту жительства иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, представляет следующие документы:

1) заявление о постановке на учет;

2) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации;

3) вид на жительство иностранного гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

17. Для постановки на учет в налоговом органе по месту жительства лицо без гражданства, имеющее вид на жительство, представляет следующие документы:

1) заявление о постановке на учет;

2) вид на жительство лица без гражданства с отметкой о регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

18. Для постановки на учет в налоговом органе по месту жительства иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание в Российской Федерации, представляет следующие документы:

1) заявление о постановке на учет;

2) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации и отметкой о регистрации по месту проживания в Российской Федерации.

19. Для постановки на учет в налоговом органе по месту жительства лицо без гражданства, имеющее разрешение на временное проживание в Российской Федерации, представляет следующие документы:

1) заявление о постановке на учет;

2) разрешение на временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту проживания в Российской Федерации.

20. Для постановки на учет в налоговом органе по месту пребывания иностранный гражданин, состоящий на учете по месту пребывания, представляет следующие документы:

1) заявление о постановке на учет;

2) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации;

3) отрывную часть бланка Уведомления о прибытии с отметкой органа миграционного учета (в случае учета иностранного гражданина по месту пребывания после вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ);

4) миграционную карту с отметкой органа миграционного учета о регистрации по месту временного пребывания (в случае учета иностранного гражданина по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ).

VII. Изменения в сведениях об иностранном гражданине, содержащихся в ЕГРН

21. Изменения в сведениях об иностранном гражданине, содержащихся в ЕГРН, учитываются налоговыми органами по месту учета этого иностранного гражданина на основании сведений, сообщенных органами (организациями), указанными в пунктах 2-4, 6 статьи 85 Кодекса, не позднее пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.

22. Изменения в сведениях об иностранном гражданине (в том числе о документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина в Российской Федерации), содержащихся в ЕГРН, учитываются налоговыми органами по месту учета этого иностранного гражданина на основании заявления о постановке на учет и документов, подтверждающих соответствующие изменения, не позднее пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.

23. Датой внесения изменений в сведения об иностранном гражданине, содержащиеся в ЕГРН, является дата соответствующих изменений, содержащаяся в сведениях, указанных в пункте 21 настоящих Особенностей, либо содержащаяся в заявлении о постановке на учет.

VIII. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранного гражданина при изменении места жительства (места пребывания)

24. Если иностранный гражданин, состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 настоящих Особенностей, изменил место жительства (место пребывания), постановка на учет в налоговом органе этого иностранного гражданина по новому месту жительства (месту пребывания) осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о факте регистрации по новому месту жительства (постановки на учет по новому месту пребывания), сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному гражданину уведомление о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного гражданина по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации этого иностранного гражданина по новому месту жительства (дата постановки на учет по новому месту пребывания), содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

25. При изменении иностранным гражданином места жительства (места пребывания) снятие его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства (месту пребывания) осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, о факте регистрации по новому месту жительства (постановки на учет по новому месту пребывания), переданных налоговым органом по новому месту жительства (месту пребывания) иностранного гражданина не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений от указанных органов.

Снятие с учета в налоговом органе иностранного гражданина по прежнему месту жительства (месту пребывания) по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о факте регистрации иностранного гражданина по новому месту жительства (постановки на учет по новому месту пребывания), сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному гражданину уведомление о снятии с учета по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

Датой снятия с учета в налоговом органе иностранного гражданина по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации этого иностранного гражданина по новому месту жительства (дата постановки на учет по новому месту пребывания), содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Учетное дело иностранного гражданина пересылается в налоговый орган по новому месту жительства (месту пребывания) этого иностранного гражданина в течение трех рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства (месту пребывания).

26. Снятие с учета в налоговом органе иностранного гражданина по прежнему месту жительства (месту пребывания) может также осуществляться налоговым органом при получении им сведений о постановке на учет этого иностранного гражданина в другом налоговом органе по месту его жительства (месту пребывания), которая была осуществлена на основании заявления о постановке на учет.

При наличии в ЕГРН сведений о том, что иностранный гражданин, обратившийся с заявлением о постановке на учет, состоит на учете в налоговом органе по прежнему месту жительства (месту пребывания), налоговый орган по новому месту жительства (месту пребывания) иностранного гражданина направляет сведения о постановке его на учет в налоговый орган по прежнему месту жительства (месту пребывания) не позднее следующего рабочего дня после дня внесения сведений в ЕГРН о его постановке на учет в налоговом органе по новому месту жительства (месту пребывания) для снятия с учета этого иностранного гражданина в налоговом органе по прежнему месту жительства (месту пребывания).

Снятие с учета в налоговом органе иностранного гражданина по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о постановке его на учет, полученных от налогового органа по новому месту жительства (месту пребывания), и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному гражданину уведомление о снятии с учета по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

Датой снятия с учета в налоговом органе иностранного гражданина по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата постановки его на учет в налоговом органе по новому месту жительства (месту пребывания), содержащаяся в сведениях о постановке на учет, полученных от налогового органа по новому месту жительства (месту пребывания).

Учетное дело иностранного гражданина пересылается в налоговый орган по новому месту жительства (месту пребывания) этого иностранного гражданина в течение трех рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства (месту пребывания).

IX. Снятие с учета в налоговых органах иностранных граждан

27. Снятие с учета в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина на проживание в Российской Федерации, осуществляется по истечении одного месяца с даты окончания срока действия указанного документа при условии отсутствия в налоговом органе по месту жительства сведений о факте регистрации иностранного гражданина по новому месту жительства в Российской Федерации.

Датой снятия с учета в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства является дата окончания срока действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина на проживание в Российской Федерации.

28. Снятие с учета в налоговом органе иностранного работника, в отношении которого получены сведения о факте его снятия с учета по месту пребывания, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному работнику уведомление о снятии с учета по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

Датой снятия с учета в налоговом органе иностранного работника по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата снятия с учета иностранного работника по месту пребывания, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

29. Снятие с учета в налоговых органах иностранного гражданина, состоящего на учете в налоговом органе в качестве адвоката, осуществляется на основании сведений, сообщенных организациями, указанными в пункте 2 статьи 85 Кодекса, о прекращении статуса адвоката.

Снятие с учета в налоговом органе адвоката по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, сообщенных организациями, указанными в пункте 2 статьи 85 Кодекса, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному гражданину уведомление о снятии с учета по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

Датой снятия с учета в налоговом органе иностранного гражданина в качестве адвоката по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата прекращения статуса адвоката, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

30. В случае получения налоговым органом по месту нахождения принадлежавших иностранному гражданину недвижимого имущества и (или) транспортного средства сведений о регистрации прекращения права на недвижимое имущество, снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.

Снятие с учета иностранного гражданина по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется налоговым органом по месту нахождения принадлежавших иностранному гражданину недвижимого имущества и (или) транспортного средства в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о регистрации прекращения права на недвижимое имущество, снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данного иностранного гражданина сведения о регистрации права собственности на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства.

Налоговый орган по месту нахождения принадлежавших иностранному гражданину недвижимого имущества и (или) транспортного средства при снятии его с учета обязан в тот же срок выдать (направить заказным письмом) ему уведомление о снятии с учета по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*, только в случае, если этот иностранный гражданин состоит также на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания).

Датой снятия с учета в налоговом органе иностранного гражданина (датой прекращения учета сведений в отношении иностранного гражданина) по месту нахождения принадлежавших иностранному гражданину недвижимого имущества и (или) транспортного средства по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта:

1) дата государственной регистрации прекращения права на недвижимое имущество;

2) дата снятия с регистрационного учета транспортного средства.

31. Снятие с учета в налоговом органе иностранного гражданина по месту пребывания, состоящего на учете на основании заявления о постановке на учет, осуществляется по истечении одного месяца с даты прекращения его учета по месту пребывания, содержащейся в этом заявлении, при условии отсутствия в указанном налоговом органе сведений о факте постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания (регистрации по месту жительства).

Датой снятия с учета в налоговом органе иностранного гражданина по месту пребывания является дата прекращения его учета по месту пребывания.

32. В случае смерти иностранного гражданина и регистрации данного факта органом записи актов гражданского состояния Российской Федерации снятие его с учета в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) осуществляется на основании сведений, сообщенных органом, указанным в пункте 3 статьи 85 Кодекса и осуществляющим регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.

Снятие с учета в налоговых органах умершего иностранного гражданина, в которых этот иностранный гражданин состоял на учете по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется не позднее следующего рабочего дня после дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта и переданных налоговым органом по месту жительства (месту пребывания) не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений.

Датой снятия с учета в налоговом органе умершего иностранного гражданина является дата его смерти, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

33. В случаях, указанных в пунктах 28 и 31 настоящих Особенностей, уведомление о снятии с учета по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов* , выдается иностранному гражданину по его письменному заявлению, составленному в произвольной форме.

X. Порядок выдачи иностранному гражданину свидетельства

о постановке на учет, уведомления о постановке на учет (снятии с учета)

34. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, постановка на учет подтверждается свидетельством о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

По запросу иностранного гражданина свидетельство о постановке на учет или уведомление о постановке на учет (снятии с учета) может быть направлено ему налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в порядке и по формату, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*. Свидетельство о постановке на учет или уведомление о постановке на учет (снятии с учета), направленное иностранному гражданину в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, подписавшего указанное свидетельство (уведомление). При этом свидетельство о постановке на учет, уведомление о постановке на учет (снятии с учета) на бумажном носителе хранятся в учетном деле иностранного гражданина в налоговом органе.

35. Свидетельство о постановке на учет, выданное налоговым органом иностранному гражданину, в случае изменения его места жительства замене не подлежит.

36. При изменении фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения, иностранному гражданину, имеющему свидетельство о постановке на учет, а также в случае утраты иностранным гражданином свидетельства о постановке на учет, новое свидетельство о постановке на учет иностранного гражданина с указанием в нем присвоенного ранее идентификационного номера налогоплательщика выдается (направляется заказным письмом) налоговым органом по месту жительства (месту пребывания) иностранного гражданина на основании заявления о постановке на учет, представленного в установленном порядке.

37. Свидетельство о постановке на учет признается недействительным в следующих случаях:

1) выдачи (направления заказным письмом) нового свидетельства о постановке на учет;

2) признания указанного в свидетельстве о постановке на учет идентификационного номера налогоплательщика недействительным;

3) снятия с учета в налоговом органе иностранного гражданина по месту пребывания в связи с прекращением его учета при условии отсутствия в указанном налоговом органе сведений о факте постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания (регистрации по месту жительства).

Датой признания свидетельства о постановке на учет недействительным является дата выдачи иностранному гражданину (получения заказным письмом) нового свидетельства о постановке на учет или признания идентификационного номера налогоплательщика недействительным.

Серии и номера свидетельств о постановке на учет, признанных недействительными, размещаются на Web-сайтах управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Свидетельство о постановке на учет, признанное недействительным, в налоговый орган не представляется.

* Приказ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 27.12.2006, регистрационный N 8683; Российская газета, 2007, N 4) в редакции приказов Федеральной налоговой службы от 16.07.2008 N ММ-3-6/[email protected] «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 31.07.2008, регистрационный N 12064; Российская газета, 2008, N 168), от 15.02.2010 N ММ-7-6/[email protected] «О внесении изменений в формы документов, используемых при постановке на учет и снятии российских организаций и физических лиц, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected]» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 23.03.2010, регистрационный N 16695; Российская газета, 2010, N 66).

rg.ru

Это интересно:

  • Прием лиц без гражданства Правила приема иностранных граждан и лиц без гражданства Правила приёма иностранных граждан и лиц без гражданства в Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский […]
  • Приказ введен в действие образец Введена в действие новая форма визовой анкеты Сегодня вступает в силу Приказ ФМС России, ФСБ России и МИД России от 7 октября 2014 г. № 541/568/18657 "Об утверждении формы визовой анкеты, представляемой иностранным гражданином или […]
  • Получение гражданства в 16 лет Как ребенку 16 лет получить гражданство РФ, если он проживает в Казахстане? Здравствуйте! Нужен совет) мы граждане Казахстана, хотим отправить дочь в РФ для обучения в школе. Дочери 15лет(через месяц будет 16). В школу пойдёт в 10 […]
  • Договор с иностранцем по патенту образец 2018 Трудовой договор с иностранным гражданином: образец на 2018 год Вопрос о трудоустройстве лиц иностранного государства сегодня очень актуален. Они могут осуществлять рабочую деятельность на законном основании, при легальном нахождении […]
  • Росфиннадзор закон Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N […]
  • Приказ мо рф 2001 369 Приказ мо рф 2001 369 МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 августа 2001 г. № 369 «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Зарегистрировано в […]