Понятие и виды косвенных налогов

Сущность, особенности и функции косвенных налогов, их преимущества и недостатки, отличие этих налогов от налогов прямых являются предметом обсуждения отечественных и зарубежных ученых-экономистов на протяжении нескольких столетий.

Основные работы по вопросам косвенных налогов и их роли в экономике страны были опубликованы до 1940 года. Это труды Вагнера А., Витте С., Гагемейстера Ю., Гурьевой А., Дитмана Б., Иловайского С., Кулишера И., Львова Д., Озерова И., Соколова А., Тривуса А., Янжула И.

Необходимо отметить, что в течение долгого времени среди ученых не существовало единого мнения относительно разделения налогов на прямые и косвенные, не было универсального критерия, позволяющего отнести налог к первой или ко второй группе. При этом прямые налоги понимались всеми более или менее одинаково, к ним относили личные, подоходные, поземельные, подомовые и промысловые налоги. Косвенными налогами считали акцизы, налоги на предметы потребления и таможенные пошлины. Однако часто к этой группе налогов относили административные и судебные пошлины, гербовый сбор и налог с наследства и дарений.

Впервые в финансовой науке классификация налогов на прямые и косвенные, в основу которой был положен принцип перелагаемости, была предложена Д. Локком в конце XVII века. Д. Локк исходил из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в итоге будет уплачен землевладельцем, поэтому налогу, падающему на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Таким образом, поземельный налог, по мнению Д. Локка, прямой налог, остальные налоги — косвенные.

Такой подход к делению налогов на прямые и косвенные в исторических реалиях Д. Локка был вполне обоснован, поскольку единственным известным фактором производства была земля, и, следовательно, все налоги, не связанные с землей и приносимым ею доходом, можно было считать косвенными.

Идеи Д. Локка были впоследствии развиты физиократами, которые, исходя из своего основного положения, что только земля дает чистый доход, являющийся источником налогов, считали прямым только налог на землю. Все прочие налоги физиократы считали косвенными, поскольку эти налоги в конце концов передвинутся на землю.

У. Петти, английский экономист, родоначальник классической политической экономии, автор теории трудовой стоимости, в своем «Трактате о налогах и сборах» (1662), достаточно точно обосновывал преимущества косвенных налогов следующим образом:

«Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа.

В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза.

В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о Богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».

Постулаты У. Петти сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Другой представитель классической школы политэкономии, А. Смит поднял представления о косвенных налогах на качественно новый уровень, предположив, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А. Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые он считал переложимыми, в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы.

В работах более поздних экономистов перелагаемость перестает быть единственным критерием деления налогов на прямые и косвенные. Дж. Стюарт Милль выдвинул новый критерий — намерение законодателя. Прямой налог — тот, который должен лечь на налогоплательщика, косвенный должен быть переложен плательщиком на другое лицо. Альберт Делатур указывает: «Для некоторых экономистов прямые налоги те, при которых законодатель прямо обращается к тому, кого он хочет настигнуть, — косвенные те, которыми он стремится настигнуть плательщиков через посредников, рассчитывая на переложение. Для других прямые налоги те, которые взимаются только на основании нормальных и постоянных данных, тогда как косвенные налоги взимаются только по случаю известных актов, известных фактов».

Автор должен отметить глубину мысли А. Делатура в отношении косвенных налогов; Автор тоже считает, что косвенные налоги поступают в бюджет как бы дискретно, возникая при приобретении благ. При этом факт приобретения носит достаточно случайный характер. В то время как прямые налоги, как правило, постоянны и прогнозируемы, так как связаны с экономической (производственной) деятельностью, которая при прочих равных условиях непрерывна во времени.

Взгляды Дж. Стюарта Милля и А. Делатура разделял немецкий экономист А. Вагнер, который считал, что, хотя момент переложения налога и важен, это не единственный признак, по которому налог может быть отнесен к прямому или косвенному. Согласно А. Вагнеру, косвенные налоги уплачиваются лицами, которые не являются их окончательными плательщиками, а должны переложить их на других. Но он устанавливает и другое, «административно-техническое» разделение прямых и косвенных налогов по способу назначения и взимания. Косвенные налоги взимаются на основании единичных, изменяющихся и, как правило, случайных, заранее не определяемых, данных.

Из представителей русской финансовой мысли подобных взглядов придерживался Д. Львов, который в своей работе «Курс Финансового права» (Казань, 1888, стр. 313, 314), называет косвенными налогами те, «которые падают скорее на какое-либо действие, факт, чем на лицо, или которые требуются с известного лица в ожидании и намерении, что оно вознаградит себя за счет другого лица (акциз и таможенные пошлины). Так как эти налоги основаны на расходах плательщиков, на их потреблении предметов, обложенных акцизом, то косвенные налоги называются еще налогами с потребления».

Это мнение получило широкое распространение в современной западной экономической науке. Как правило, западные экономисты вместо термина «косвенные налоги» используют понятие «налоги на потребление» (consumption taxes).

Аналогичное мнение высказывает в своей работе «Основные начала Финансовой науки» (С.-Петербург, 1890, выпуск первый, стр. 258-260) И. Янжул. И. Янжул отмечает также, что государство согласовывает податное бремя с возможностями налогоплательщиков, и, взимая прямые налоги, прибегает к оценке податного объекта, к кадастру, с помощью которого оцениваются имущество и доходы плательщика. При взимании косвенных налогов необходимости в кадастре нет, так как сами действия плательщика дают возможность сделать вывод о его податной способности. Государство полагает, что потребление плательщиком товара признак существования в доходах этого плательщика «налогоспособных» частей, и ставит налог в зависимость от этого потребления. Такие налоги И. Янжул называет также налогами на предметы потребления и проводит аналогию между ними и косвенными налогами.

Однако другие ученые того времени отмечают, что понятие «налог на предметы потребления» более узкое, чем понятие «косвенный налог». Оно суживает понятие косвенных налогов и расширяет прямые налоги или создает категорию налогов, не относящихся ни к тем, ни к другим.

Более строгая классификация, как отмечает автор работы, была предложена К.Г. Рау (19 век), который разделил налоги на «оценочные» и «налоги с расхода», что, однако, по его собственному мнению, также не совсем совпадает с делением налогов на прямые и косвенные.

Американский финансист Р. Эли (19 век) считал необходимым четко разделить налоги на прямые и косвенные и писал, что косвенные налоги взимаются государством тогда, когда о существовании облагаемого объекта или источника налогов судят не по прямой его оценке, а по косвенным признакам. Кроме того, он считал, что различие между прямыми и косвенными налогами лежит в характере ценностей, которые ими облагаются. К косвенным налогам он относил налоги на предметы питания, напитки, одежду, или вообще на предметы потребления. При этом точного определения прямых и косвенных налогов Р. Эли не дал, а только перечислил налоги, входящие, по его мнению, в первую или вторую группы.

Еще один критерий деления налогов на прямые и косвенные был предложен русским финансистом В.А. Лебедевым. Он заключался в наличии или отсутствии посредника между податным лицом и государством. При этом следует отметить, что этот критерий применяется и в современной экономической литературе. Кроме того, важным отличием косвенных налогов от прямых является то, что признаки податной способности для первых усматриваются в потреблении произведенных ценностей, а для вторых — в капиталах или действиях, ими производимых, в результате чего появляется доход как податный объект. Таким образом, существенная разница между прямыми и косвенными налогами заключается в признаках податной обязанности и податной способности.

На основании вышесказанного сущность косвенного налогообложения можно определить следующим образом.

К косвенным налогам относятся налоги на предметы потребления, взимаемые путем акцизов и таможенных пошлин, налоги с обращения ценностей и налоги на предметы роскоши, а также часть доходов от регалий и большинство сборов. Вообще, все налоги, входящие в состав правильной податной системы, обязательно относятся либо к прямым, либо к косвенным налогам. Если классифицировать налог невозможно, объясняется это тем, что государство, вводя этот налог, преследует исключительно фискальные цели и не учитывает податную способность плательщика.

По мнению автора, представления о косвенных налогах за прошедшие сто лет практически не претерпели серьезных изменений, и в основу современного деления налогов на прямые и косвенные положены критерии, предложенные учены- ми-финансистами в XIX и начале XX века.

В современной экономической науке выделяют три различия между косвенными и прямыми налогами (табл. 1).

В соответствии с международной практикой к косвенным налогам относят таможенные пошлины, акциз, налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.

Основная функция всех косвенных налогов — фискальная функция. Следовательно, существом косвенного налогообложения является изъятие части доходов населения в пользу государства посредством увеличения на величину налога уровня розничной цены того или иного товара. При этом налоговая функция возлагается на механизм ценообразования и становится элементом политики цен.

Различия между прямыми и косвенными налогами

www.jourclub.ru

Прямые и косвенные налоги

Для удобства изучения материала разбиваем статью на темы:

Прямые налоги

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.

В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:

— Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия.
— Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), — подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств. Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Кто является плательщиком данного налога? Его плательщики — это предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Виды прямых налогов

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков — физических лиц, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Нормой налогообложения является налоговая ставка — размер налога на единицу налогообложения. В России минимальная ставка подоходного налога составляет 12%, максимальная — 45%.

Не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию; все виды пенсий; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму 12-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

2. Налог на прибыль предприятий взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах — до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

3. Социальные взносы охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. государство также принимает участие в финансирование этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

4. Поимущественные налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории РФ. Освобождаются от НДС услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Косвенные налоги

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально — его покупатель.

Преимущества и недостатки косвенных налогов

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.

Второй вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам — на экспортные, импортные, транзитные;
2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок) ;
3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений — льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

Соотношение прямых и косвенных налогов

Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в России существенна не только с точки зрения выбора приоритетов налоговой политики, но и с точки зрения возможности использования зарубежного опыта. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик в российской действительности может привести к расчету оптимальной модели соотношения прямых и косвенных налогов.

Таким образом, для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

В зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения, в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и в других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов — 22%, а от прямых налогов — всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, — Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии. Латиноамериканская модель ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции. Так, доля косвенных налогов в доходной части бюджета страны составила в Чили — 46%, Боливии — 42% и Перу — 49%. Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц. Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т.е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов на бизнес (около 70%).

В России «объективно сложившиеся экономические условия не позволяют пока ориентироваться на англосаксонскую модель, однако уже сейчас существуют реальные возможности перехода на смешанную модель распределения налогового бремени, в которой прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы примерно поровну в общих налоговых поступлениях в бюджет и внебюджетные фонды».

Для равномерного распределения прямых и косвенных налогов необходимо рассчитать и установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом — с внешнеэкономической средой. При этом возможно использование опыта зарубежных стран, но главное — с учетом специфики экономического развития России.

Все виды возврата подоходного налога
Добавленная стоимость
Задаток
Акт выполненных работ
Больничный лист, расчёт и оплата
Неотгуленный отпуск
Расчёт больничного листа
Расчёт отпускных

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Косвенные налоги: что это такое, их список и классификация

Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.

Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.

Для чего нужны налоги?

Они нужны для осуществления следующих функций:

  • обеспечение систем здравоохранения и образования;
  • для прогрессивного развития науки, культуры, искусства;
  • для обеспечения верховенства права и порядка (обеспечение работы судебной и право исполнительной систем);
  • для поддержки мер социальной справедливости и поддержки малоимущих;
  • для необходимого перераспределения капитала между отраслями, социальными группами общества;
  • поддержка обороноспособности страны за счет создания и содержания силовых структур (армия, полиция, спецслужбы и др.), а также оборонного производственного комплекса;
  • содержание государственного аппарата управления.

Классификация

Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного.

Этот вид обложения производится целенаправленно с дохода, получаемого как заработная плата, прямой прибыли, а также других сумм. К объектам налогообложения относят и имущество плательщика в виде земельных наделов, ценных бумаг, сооружений.

Перечисление производится непосредственно в державную казну.

К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:

  • НДС;
  • акцизы (платежи, включаемые непосредственно в стоимость услуги или товара);
  • выплаты при получении наследства;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, выплачиваемые при сделках с недвижимостью, ценными бумагами и др.

Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.

Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:

Категории косвенных платежей

Они разделяются по характеру и назначению:

  • индивидуального характера, применяемые для отдельных разновидностей или товарных видов, дающих высокий доход при реализации;
  • универсальные, которыми облагаются все товары, исключения допускаются для отдельных их видов, являющихся социально значимыми;
  • таможенные платежи в виде пошлин.

Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.

Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.

Их особенности как инструмента развития экономики

Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.

Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.

Это связано со следующими их особенностями:

  • Быстрый сбор, поступление в бюджет. Непосредственно после осуществления продаж НДС и акцизы выплачиваются и способствуют наполнению казны, что дает средства для расходной части бюджета.
  • Поскольку этими налогами охватывается основная часть товарного оборота продукции и услуг, то наиболее вероятно их поступление в полном объеме. Остановка же процесса реализации нереальна, как и остановка самой жизни. Прибыль же организацией может быть вовсе не получена или искусно занижена.
  • Реализация товаров и услуг по территориальному признаку более или менее равномерна. Это позволяет в значительной степени нивелировать перекосы в региональном распределении доходной составляющей бюджета. Обеспечение равномерного развития всех областей в мировой истории еще не удавалось никому, следовательно, использование непрямых налоговых поступлений является определенной подушкой безопасности для региональных бюджетов.
  • Они способны оказывать серьезное влияние на государство. Их назначение состоит в обеспечении потребностей инфраструктурного развития региона с целью поднятия покупательной способности населения, что будет приводить к росту налоговой базы.
  • Они оказывают влияние на население. Умело используя преимущества данных платежей в бюджет, можно воздействовать на структуру потребления (как следствие – производства) в конкретном регионе, стимулируя производство одних товаров при сдерживании других направлений.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.

Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.

Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:

  1. Англосаксонская модель направлена на прямое обложение физических лиц, при этом на долю косвенных налогов приходится небольшая часть. В Америке 44% общего числа поступлений приходится на подоходный налог. Аналогичные методики работают в Канаде, Великобритании, Австралии, а также во многих других странах.
  2. Евроконтинентальные системы обложения характеризуются высоким уровнем отчислений на нужды соцстрахования, высокой частью поступлений от непрямых налогов.
  3. Модель латиноамериканских стран традиционно ориентируется на большую составляющую от косвенных платежей. С ростом цен в результате инфляции, характерной для региона, возрастают налоговые отчисления. Это позволяет в какой-то мере защитить бюджет.
  4. Модели смешанного типа применяются многими странами для диверсификации структуры доходов, они позволяют нивелировать влияние отдельных видов налогообложения. Особенность модели состоит в том, чтобы основные поступления шли от прямых сборов, но с преобладанием доли поступлений от бизнеса, а не от подоходного налога.

Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.

По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.

znaydelo.ru

Чем отличаются прямые налоги от косвенных, их перечень, общая характеристика и функции

Прямые и косвенные налоговые обязательства являются обязательной частью экономической системы Российской Федерации.

Основное отличие между ними состоит в порядке взимания: при прямых сборах обязательства выполняет сам плательщик, тогда как косвенные возлагаются на потребителей товаров и услуг через посредника.

Что это такое? Определение и сущность

Прямые налоги касаются только имущества и доходов налогоплательщика. К данной категории могут относиться:

  • недвижимое и движимое имущество;
  • ценные бумаги;
  • зарплата;
  • прибыль от собственного дела и других финансовых операций.

Процент рассчитывается в зависимости от вида деятельности физического или юридического лица, величины самого дохода, других обстоятельств. Именно благодаря этим сборам поддерживается финансовая стабильность государства.

Косвенные налоги еще называют добавочными. Они добавляются к проценту от прибыли с предоставления услуг или реализации товаров. Данный сбор взимается с покупателя, при этом посредником выступает сам продавец. Добавочный процент входит в стоимость товара, и его оплачивает потребитель при совершении покупки.

Еще одним отличием между ними является степень закрытости информации:

  • Прямые взносы требуют оформления именной налоговой декларации с постоянным контролем движения собственного бюджета. Многим не нравится такой подход, поэтому они стараются укрыть часть прибыли или имущества.
  • Косвенные же практически незаметны. Они влияют только на цену товара и не персонифицируются. Но у них есть другой недостаток: внушительная нагрузка на разные слои населения и привязка к инфляции (чем больше инфляция, тем больший процент добавочной стоимости).

Общая классификация налогов в Российской Федерации представлена на следующем видео:

Что относится к прямым налогам? Их классификация

Прямые сборы рассчитываются отдельно для физических и юридических лиц. Физлица должны регулярно выплачивать определенный процент на:

  • Недвижимое имущество. К нему относятся земля, участки под застройку и со строениями, квартиры, дома, другие постройки. На наделы налоги определяются в зависимости от их кадастровой стоимости, при этом деньги направляются в бюджет по месту расположения. Отдельно определяются выплаты на полезные ископаемые.
  • Движимое имущество. Легковой и грузовой транспорт облагается сбором в обязательном порядке. Относится он к региональному и отправляется в бюджет по месту жительства физ. лица.
  • Водные ресурсы. К ним относятся пруды и озера, которые считаются частной собственностью.
  • Прибыль. К ней относится заработная плата, дополнительные источники доходов, торговля на рынке ценных бумаг и т. д.

Прямые налоги для юридических лиц включают имущество, транспорт, недвижимость, полезные ископаемые и следующие группы:

  • Доходы предприятия. Взимаются со всех юр. лиц, которые занимаются прибыльной деятельностью на территории РФ. При этом применяется классическая налоговая схема со ставкой 20%. Учитываются доходы от любого вида деятельности, включая торговлю ценными бумагами. Расчет проводится на определенный временной период.
  • Игорный бизнес. Казино, тотализаторы, букмекерские конторы и другие игорные заведения подлежат налогообложению в обязательном порядке. Платеж рассчитывается в зависимости от прибыли.

Для уточнения общего прямого налога для юридических и физических лиц необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и рассчитать окончательную сумму ежемесячных выплат. Незнание изменений в налоговой системе не означает, что за нарушение порядка выплат не будет нестись ответственность.

Основные виды косвенных налогов и их особенности

Косвенные сборы выплачиваются непосредственно конечным потребителем при приобретении товаров или услуг. К ним относятся следующие категории:

  • НДС. Основная категория косвенных налогов. Дополнительная стоимость добавляется к цене каждого товара или услуги независимо от вида или изначальной себестоимости. Сбор относится к федеральным и платится потребителями сначала продавцу, а потом – государству. Именно эти средства являются основой государственного бюджета и составляют примерно 25% от общих отчислений. При этом НДС считается одним из самых спорных, так как любые нюансы, связанные с инфляцией, влияют на налог, что приводит к повышению цен.
  • Акцизы. Та же добавочная стоимость, только начисляется на определенные категории товаров. К ним относятся автомобильный транспорт, топливо разных видов, алкогольные напитки, табачные изделия и т. п. Величина сбора указана на акцизной марке, которая клеится на месте вскрытия продукта.
  • Государственные пошлины. Автоматически снимаются при выполнении финансовых операций. К данной категории относятся налоги при покупке или продаже движимого или недвижимого имущества, обмен валюты, переводы средств через платежные системы и банки.
  • Таможенные пошлины. Имеют место при экспорте и импорте продукции с других стран через границу РФ. Размер пошлины устанавливается в зависимости от категории товара, его количества, цели экспорта или импорта и т. д.

Косвенные налоги часто оспариваются в судах из-за отсутствия четкой системы для каждой из категорий товаров и услуг. Многие потребители даже не задумываются о том, какой процент от стоимости они платят государству. Поэтому многие торговые сети и реализаторы товаров и услуг указывают размер НДС непосредственно возле цены. Повышение цен происходит также не по вине производителя, а из-за движений в сторону инфляции.

В отличие от прямых сборов, они снимаются автоматически и не входят в налоговую декларацию физических и юридических лиц.

Подробнее о данных выплатах в пользу государства вы можете узнать из следующего видео:

В чем отличия косвенных налогов от прямых?

Оба этих вида относятся к налоговым обязательствам. При этом между ними имеются различия по нескольким основным критериям:

znaybiz.ru

Это интересно:

  • Законы паркинсона примеры Законы Паркинсона: краткое содержание. Законы Паркинсона на фондовом рынке Можно жить, ходить на работу, создавать большие компании или вести мелкую торговлю, не зная, что такое законы Паркинсона, но это не означает, что они в это […]
  • Наказания в гулаге ГУЛАГ – пять букв смерти Под словом «ГУЛАГ» необходимо понимать не только само управление исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ), но и весь аппарат исполнения наказаний, включая тюрьмы. Таким образом, термин ГУЛАГ употребляется для […]
  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]