Дотации и субсидии, субъекты получателей дотации и субсидии

Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

  1. Безвозвратность.
  2. Безвозвратность.
  3. Денежное выражение.
  4. Социальная ориентированность.

Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов – получателей, виды контроля за исполнением и иные.

Дотации

Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

Дотации выделяются без установления направления их использования. Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований. Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств. На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.).

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций – достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели. Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ. Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе. Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов – социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций – достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты). Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации. Субъекты – получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются больницам, образовательным учреждениям. Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Субсидии

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей. Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков. Субсидия – форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе. Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий. При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Круг субъектов – получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений. Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям. По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности). Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. – развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г. – субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г. – выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам. Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

— наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

— наличие квалифицированного кадрового потенциала;

— объем дополнительного софинансирования программы;

— наличие утвержденной социально ориентированной программы;

— удачное прохождение конкурсного отбора.

Выводы

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ. Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов — доноров (их порядка 11). Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения. Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов социальных программ.

brace-lf.com

Субсидии являются целевыми

В качестве примера можно привести приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от 25.01.2012 № 16 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центральный дом детей железнодорожников», находящемуся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта, субсидий на иные цели (за исключением субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)». Согласно этому приказу целевые субсидии выделяются на выплату компенсации педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, а также на проведение капитального ремонта (реставрации) недвижимого имущества.
Чаще всего целевые субсидии предусматривают максимально упрощенный порядок их выделения — по заявке учреждения, на основании заключенного Соглашения. Впрочем, некоторые учредители требуют обосновывать расходы. Например, приказом Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) от 09.01.2013 № 1 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральным государственным бюджетным учреждениям, подведомственным Федеральному агентству по государственным резервам» предусмотрено, что целевые субсидии выделяются на проведение капитального ремонта зданий, оборудования, приобретение технологического оборудования, за исключением оборудования, расходы на приобретение которого включены в нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ), выплату стипендий. При этом для получения субсидий учреждение представляет обоснование и расчет планируемого размера субсидии по всем направлениям, сведения о стоимости и сроках проведения работ по капитальному ремонту имущества учреждения, сведения о стоимости планируемого к приобретению оборудования, подтверждаемой прайс-листами (коммерческими предложениями) поставщиков, сведения о планируемом размере стипендиального фонда.

Многие приказы регламентируют выделение целевых субсидий на реализацию различных программ и проведение комплексов мероприятий. В качестве примера можно привести приказ Минприроды России от 01.06.2012 № 141 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидии федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на иные цели», согласно которому целевые субсидии, в частности, предоставляются:

www.referent.ru

Является ли субсидия целевым финансированием

Вопрос-ответ по теме

В 2014 году мы получили субсидию в рамках областной программы поддержки малого бизнеса на компенсацию части стоимости приобретения основных средств. Процедура такая: сначала мы покупаем, предоставляем все документы, потом нам перечисляют субсидию. Вопрос: является ли это целевым финансированием и, соответственно, нужно ли ее показывать в годовой отчетности как целевое финансирование?

сообщаем следующее: Нет, это не является целевым финансированием. Нет, в отчете о целевом использовании полученных средств данная субсидия не указывается.

Поскольку средства целевого финансирования предназначены для трат по конкретному назначению, организация должна отчитаться о целевом использовании таких поступлений.

Субсидия представляет собой возмещение уже понесенных затрат. Для получения субсидии организация предоставляет все необходимые подтверждения, то есть, целевое использовании субсидии уже зафиксировано.

Порядок отражения приведен в материале ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация:Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетные средства (субсидию) по возмещению расходов на приобретение основного средства. Имущество уже введено в эксплуатацию и амортизируется

(Материал расположен в Вип-версии)

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:*

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:*

  • субсидий;
  • бюджетных кредитов;
  • прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:*

  • капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
  • текущих расходов.

В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:*

  • ограничение приобретения определенных видов активов;
  • конкретное местонахождение приобретаемых активов;
  • установленные сроки приобретения и владения активами.

К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

  • государственного регулирования цен и тарифов;
  • применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
  • полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).

Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

  • денежных средств;
  • другого имущества (например, основных средств, материалов).

Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетные средства (субсидию) по возмещению расходов на приобретение основного средства. Имущество уже введено в эксплуатацию и амортизируется*

В бухучете субсидию отразите следующим образом. В части уже начисленной амортизации – единовременно в составе прочих доходов, а оставшееся – в составе доходов будущих периодов, чтобы затем постепенно относить к прочим. При расчете налога на прибыль субсидию учитывайте полностью во внереализационных доходах в момент его поступления.

Итак, по программе поддержки малого бизнеса организации могут получить финансовую помощь, например субсидию. Ее можно получить и в качестве возмещения расходов на приобретенное ранее основное средство. Использовать субсидию можно только на указанные цели. Это установлено положениями статей 14–17 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Отражать субсидию в бухучете нужно в зависимости от того, есть ли уверенность в том, что все необходимые условия будут выполнены. Так как возмещаемые затраты уже были произведены, то условия предоставления средств уже исполнены. Поэтому в бухучете субсидию отразите как возникновение задолженности бюджета перед организацией:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.*

Такой порядок следует из положений пункта 5 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счет 86).*

Отражать субсидию в прочих доходах нужно с учетом ее связи с расходами. Для этого необходимо определить, в какой пропорции полученная субсидия относится к затратам, связанным с приобретением основного средства. Дело в том, что субсидия может полностью покрывать издержки организации, а может только частично. Кроме того, часть расходов уже может быть учтена при начислении амортизации в прошедших периодах, и это также повлияет на момент признания доходов. Поэтому в части, в которой субсидия относится к уже начисленной амортизации, ее необходимо отразить в прочих доходах единовременно. Размер такого дохода определите по формуле:

www.26-2.ru

Операции с целевыми субсидиями: документальное оформление

Автор: Сильвестрова Т. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как оформляется предоставление бюджетным и автономным медицинским учреждениям целевых субсидий? В каком документе в 2018 году отражаются направления расходования целевой субсидии? Как производится санкционирование расходов учреждения, осуществляемых за счет целевой субсидии? В каких случаях возможно использование целевой субсидии прошлых лет? Ответы на эти вопросы даны далее.

Бюджетным и автономным учреждениям (включая учреждения здравоохранения) из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии на иные цели (абз. 2 ст. 78.1 БК РФ).

К сведению: для получения целевой субсидии между учредителем и учреждением заключается соглашение, определяющее направление использования таких средств.

Типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии на иные цели утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н. Органы власти субъекта РФ и муниципалитетов разрабатывают подобные типовые соглашения, утверждая их своими нормативными актами.

В качестве примеров таких нормативных актов приведем:

Распоряжение Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 16.03.2017 № 21-р «Об утверждении типовых форм соглашений о предоставлении из бюджета Санкт-Петербурга субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Санкт-Петербурга»;

Постановление Администрации города Н. Новгорода от 13.02.2012 № 505 «Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям города Нижнего Новгорода на иные цели».

В соглашении о предоставлении субсидии указывается цель (цели), на реализацию которой данная субсидия выделяется. Учреждения расходуют выделенные денежные средства строго по их целевому назначению. В целом порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций с целевыми субсидиями в этом году такой же, как и в 2017 году.

В соглашении о предоставлении субсидий содержится график перечисления денежных средств. При их зачислении на лицевой счет в бухгалтерском учете учреждения делается запись: дебет счета 5 201 11 510 (000) / кредит счета 5 205 83 660 (000).

Для справки: Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н были внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, в результате которых статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ была дополнена подстатьей 183 «Доходы от субсидии на иные цели» КОСГУ. Ранее такие доходы отражались по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ. В связи с изменением КОСГУ для отражения этих доходов вместо счета 0 205 81 000 используется счет 0 205 83 000.

По истечении отчетного периода учреждение направляет учредителю заполненный отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых признается субсидия. Форма отчета разрабатывается учредителем и обычно является приложением типовой формы соглашения. В отчете указываются:

наименование и код предоставляемой субсидии;

код по бюджетной классификации РФ;

остаток субсидии на начало текущего финансового года (в отдельных графах отражаются общий остаток субсидии на начало года и остаток субсидии, разрешенный к использованию);

сумма поступления субсидии (отражается общая сумма поступления, при этом в отдельных графах приводятся сумма субсидии, поступающая из бюджета, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет);

сумма выплат, производимых за счет средств субсидий (отражается общая сумма выплат и отдельно указывается сумма денежных средств, возвращенных в бюджет);

остаток субсидии на конец отчетного периода (в отдельных графах отчета приводятся общая сумма остатка средств, сумма средства, которая требуется при направлении на те же цели, и размер средств, подлежащих возврату в бюджет).

Учредитель осуществляет проверку отчета и в случае, если им не будут выявлены никакие отклонения, утверждает его. После того, как отчет будет утвержден, учреждение на сумму израсходованных средств производит начисление доходов: дебет счета 5 205 81 560 / кредит счета 5 401 10 183.

Помимо документальной проверки использования учреждением целевой субсидии, проводимой учредителем по месту своего нахождения, им же проводятся плановые и внеплановые проверки по месту нахождения учреждения. Обычно право учредителя на проведение проверок использования целевой субсидии прописывается в соглашении в разделе «Взаимодействия сторон». В случае выявления по результатам государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования целевых субсидий средства, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет. На счетах бухгалтерского учета начисление задолженности по возврату в доход бюджета бюджетной системы РФ остатков неиспользованных субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям на иные цели, отражается в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803): дебет счета 5 401 10 183 / кредит счета 5 303 05 730 (000).

Возврат учреждением остатков неиспользованных субсидий на иные цели, восстановленных в сумме денежных средств нецелевого использования, выявленного по результатам финансового контроля, за счет привлеченных средств учреждения от приносящей доход деятельности, отражается в бухгалтерском учете таким образом:

дебет счета 5 303 05 830 (000) /кредит счета 5 304 06 730;

дебет счета 2 304 06 830 / кредит счета 2 201 11 610 (000).

Санкционирование расходов, производимых за счет целевой субсидии

Документом, определяющим направления использования учреждением целевой субсидии, является план финансово-хозяйственной деятельности, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном учредителем. Учредитель же при разработке формы плана руководствуется требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н (далее – Приказ Минфина РФ № 81н). Данный приказ до недавнего времени помимо формы плана ФХД, порядка его заполнения содержал и форму «Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению» (ф. 0501016) (далее – сведения (ф. 0501016)).

Приказом Минфина РФ от 13.12.2017 № 227н сведения (ф. 0501016) признаны утратившими силу. Форма включена в Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.12.2017 № 226н (далее – Приказ Минфина РФ № 226н, Порядок № 226н).

На 2018 год сведения (ф. 0501016) заполняются учреждениями, получающими средства целевых субсидий, утверждаются учредителем учреждения и представляются в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия учреждению отдельного лицевого счета в порядке, установленном вышеназванным документом.

Но тут есть такой момент. Порядком № 226н определено, что формирование сведений (ф. 0501016) осуществляется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – ГИИС «Электронный бюджет») в виде электронного документа, подписываемого с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Однако автоматическая передача сведений (ф. 0501016) из ГИИС «Электронный бюджет» в автоматизированную систему Федерального казначейства в настоящее время не реализована.

Поэтому федеральные бюджетные учреждения и федеральные автономные учреждения до момента указанной реализации представляют сведения (ф. 0501016) согласно Порядку № 226н в территориальные органы Федерального казначейства посредством прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» в реквизитном составе по приложен- ию 1 к требованиям к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденным Приказом Минфина РФ № 81н. Одновременно представляются сведения (ф. 0501016), сформированные в подсистеме бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет», в виде электронной копии документа на бумажном носителе, созданной посредством сканирования, или копии электронного документа, подтвержденной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени учреждения (Письмо Минфина РФ от 21.03.2018 № 07-04-05/03-4624).

Сведения (ф. 0501016) дополнены новыми графами. В виде таблицы дадим сравнительную характеристику информации, отражаемой в форме 0501016 ранее и сейчас:

Информация, отражаемая в форме 0503016, утвержденной Приказом Минфина РФ № 81н

Информация, отражаемая в форме 0503016, утвержденной Приказом Минфина РФ № 226н

Наименование субсидии

Код субсидии

Код по бюджетной классификации РФ

Соглашение (номер, дата)

Код объекта ФАИП

Аналитический код поступления/выплат

Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет

Разрешенный к использованию остаток целевых субсидий

Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет

Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, разрешенной к использованию

Суммы планируемых поступлений

Планируемые поступления текущего года

Суммы планируемых выплат

Итого к использованию (гр. 8 + гр. 9 + гр. 10)

Из представленной вашему вниманию сравнительной характеристики показателей граф сведений (ф. 0501016) видно, что форма стала содержать более детальную информацию. При этом кардинально новой ее назвать сложно, поскольку общий объем информации остался прежним. Форма составляется учреждением не позднее 10 рабочих дней со дня заключения соглашения о предоставлении из федерального бюджета учреждению целевой субсидии (п. 3 Порядка № 226н).

Утвержденные учредителем сведения (ф. 0501016) учреждение направляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему отдельного лицевого счета и сформированные на их основании (п. 5, 6 Порядка № 226н):

сведения, утвержденные руководителем учреждения или иным уполномоченным лицом учреждения (без учета операций, осуществляемых обособленными подразделениями);

сведения для осуществления целевых расходов обособленным подразделением для каждого обособленного подразделения, осуществляющего операции с целевыми субсидиями, для последующего их направления в территориальные органы Федерального казначейства по месту открытия обособленным подразделениям отдельных лицевых счетов.

В сведениях (ф. 0501016) по каждой целевой субсидии указывается код, определенный в соответствии с перечнем кодов целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным и автономным учреждениям согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ, приведенным в приложении 2 к Порядку № 226н.

Сведения (ф. 0501016) находятся у территориального органа Федерального казначейства, и при совершении учреждением расходов за счет целевых субсидий (представлении учреждением платежных документов) работники территориального органа Федерального казначейства проверяют представленные платежные документы и документы-основания по следующим направлениям (п. 14 Порядка № 226н):

1) соответствие платежных документов порядку кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядку осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н;

2) наличие в платежном документе кодов бюджетной классификации, по которым необходимо произвести кассовую выплату, кода субсидии и кода объекта ФАИП (при наличии) и их соответствие кодам бюджетной классификации, коду субсидии и коду ФАИП, указанным в сведениях (ф. 0501016) по соответствующему коду субсидии;

3) соответствие отраженного в платежном документе кода бюджетной классификации текстовому назначению платежа согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ;

4) соответствие реквизитов (наименование, номер, дата, реквизиты получателя платежа) документа-основания реквизитам, приведенным в платежном документе;

5) соответствие содержания операции по целевым расходам, связанным с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, исходя из документов-оснований, содержанию текста назначения платежа в платежном документе;

6) соответствие указанного в платежном документе кода бюджетной классификации отраженным в форме 0501016 коду субсидии и коду объекта ФАИП (при наличии);

7) непревышение суммы, приведенной в платежном документе, над суммой остатка планируемых выплат, указанной в сведениях по соответствующим коду бюджетной классификации, коду субсидии и коду объекта ФАИП (при наличии), учтенной на отдельном лицевом счете;

8) непревышение суммы, отраженной в платежном документе, над суммой остатка соответствующей целевой субсидии, учтенной на отдельном лицевом счете;

9) непревышение предельных размеров авансовых платежей, определенных по нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, для получателей средств федерального бюджета.

Внесение изменений в утвержденную форму сведений (ф. 0501016)

Иногда требуется внести изменения в утвержденную учредителем и представленную в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия учреждению отдельного лицевого счета форму 0501016. В этом случае составляется новая форма (п. 8 Порядка № 226н).

При уменьшении учредителем планируемых поступлений или выплат сумма поступлений целевой субсидии, включая разрешенный к использованию остаток данной целевой субсидии, и сумма планируемых выплат, указанные в сведениях (ф. 0501016) (с учетом вносимых изменений), не должны быть меньше сумм фактических выплат, отраженных на отдельном лицевом счете на дату внесения изменений в форму 0501016.

Использование остатка целевых субсидий

Положениями ч. 12 и 13 ст. 5 Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Федеральный закон № 362-ФЗ) главным распорядителям средств федерального бюджета, предоставившим как получателям бюджетных средств из федерального бюджета юридическим лицам средства, указанные в ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 362-ФЗ, необходимо до 1 мая 2018 года принять решение об использовании в 2018 году полностью или частично остатков названных средств, с внесением соответствующих изменений в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций, а также решение об использовании средств, поступающих в 2018 году в качестве возврата дебиторской задолженности, источником финансового обеспечения которых являются данные средства, не позднее 30-го рабочего дня со дня их поступления юридическим лицам в порядке, установленном Правительством РФ (Письмо Минфина РФ от 01.02.2018 № 09-01-08/5752).

В соответствии с п. 4 и 31 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (далее – Постановление № 1496) главные распорядители средств федерального бюджета вправе принять решение о наличии потребности в увеличении в 2018 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в 2017 году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств юридических лиц – получателей субсидий (включая субсидии, предоставление которых в 2017 году осуществлялось с применением казначейского обеспечения обязательств), в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2018 года бюджетных ассигнований, и не позднее 1 марта 2018 года представить в Минфин предложения для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Мы не будем рассматривать весь порядок согласования использования учреждением в текущем году остатков целевых субсидий прошлых лет. Осветим лишь ту информацию, которая интересна учреждениям. Итак, учредитель на основании согласованной с Минфином информации о неисполненных обязательствах:

1) в отношении остатков целевых средств:

утверждает сведения (ф. 0501016) (до 1 мая 2018 года);

доводит утвержденные сведения (ф. 0501016) учреждениям для последующего предоставления ими данной формы в территориальные органы Федерального казначейства не позднее 20 мая 2018 года;

2) в отношении средств от возврата дебиторской задолженности:

не позднее 30-го рабочего дня со дня поступления учреждениям средств от возврата дебиторской задолженности формирует в отношении каждого учреждения информацию об использовании средств от возврата ранее произведенных выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные из федерального бюджета юридическим лицам, с указанием причин их образования по форме, установленной приложением 4 к Приказу № 229н;

утверждает в отношении каждого учреждения сведения (ф. 0501016) с учетом объема средств от возврата дебиторской задолженности;

доводит сведения (ф. 0501016) до учреждений для последующего представления ими указанных сведений в территориальные органы Федерального казначейства не позднее 30-го рабочего дня со дня поступления юридическим лицам средств от возврата дебиторской задолженности.

Обращаем ваше внимание, что учредитель вправе не подтвердить потребность учреждения в использовании остатка целевых средств прошлых лет.

В завершение нешего материала отметим следующее:

1. Для получения сумм целевой субсидии между учредителем и учреждением заключается соглашение, определяющее условия получения и расходования таких средств.

2. Доходы, получаемые учреждением от использования сумм целевых субсидий, отражаются по подстатье 183 «Доходы от субсидии на иные цели» КОСГУ.

3. Форма 0501016 исключена из Приказа Минфина РФ № 81н. Теперь она составляется согласно Приказу Минфина РФ № 226н.

4.В случае внесения изменений в сведения (ф. 0501016) составляется и утверждается новый документ.

5. Учредитель вправе подтвердить для учреждения потребность в использовании остатка целевой субсидии прошлых лет. Мероприятия, которые для этого надо осуществить, установлены Постановлением № 1496.

www.audit-it.ru

Это интересно:

  • Фз об осаго комментарий Фз об осаго комментарий Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Увольнение за опоздания статья тк рф Увольнение за опоздания статья тк рф Вопрос: Можно ли уволить за опоздание на работу? Увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей Увольнение за прогул Ответ от 07.02.2014 : Перечень оснований, по которым […]
  • Как правильно оформить индивидуальную работу Оформление титульного листа по ГОСТ 2018 года. Скачать образец, готовый пример. Титульный листы, титульник — первая страница учебной работы, раскрывает данные студента и тему. Применяется для реферата, курсовой, дипломной работы, […]
  • Федеральный закон о питании детей до года Питание на молочной кухне в России в 2018 году Как получить молочную кухню для ребёнка? Каждая семья, имеющая новорожденного малыша, имеет право на помощь государства. В частности, на бесплатное питание и питье для ребенка. Кому […]
  • Справка о доходах на субсидию жкх Справка о заработной плате за 6 месяцев для субсидии Правила оформления справки на субсидию с места работы К сотрудникам бухгалтерии часто обращаются для получения справок с информацией о доходах за определенный период. Это […]
  • Доклад о первых судах Научно-исследовательское судно "Космонавт Георгий Добровольский" Сайт ветеранов флота космической службы Флот космической службы в вопросах и ответах "Флот космической службы", "Морской космический флот", корабли "Звёздной […]